Указатель терминов

Указатель терминов

Барайта (арам, “внешняя”) - ГАЛАХА (см.), не включенная в МИШНУ (см. Указатель книг); ее название указывает на то, что она осталась вне Мишны.

Батлан (ивр. “бездельник”) - см. объяснение мишны 1:6.

Бейт-дин (ивр. “дом суда”) - еврейский суд, действующий в строгом соответствии с законами Торы, а также законодательный орган. В последнем значении часто синоним САНГЕНД- РИНА (см.; а также см. предисловие к объяснению мишны 1:1.).

Бейт-мидраш (ивр. “дом учения”) - помещение, специально предназначенное для изучения Торы.

Бичевание (ивр. “малькот”) - физическое наказание за нарушение определенных запретов Торы; производится по приговору БЕЙТ-ДИНА (см.) специально назначенным им человеком.

Второй маасер - см. МААСЕР.

Галаха (ивр. “направление”, “установка”) - в узком смысле: предписание, объясняющее способ исполнения заповеди Торы; в широком смысле: вся совокупность законов об исполнении заповедей Торы. (Чтобы отразить это двоякое понимание термина галаха, мы пишем это слово с маленькой буквы, когда употребляем его в узком смысле, и с заглавной - когда употребляем его в широком смысле.)

Галаха, полученная Моше на Синае, - предписание Устной Торы, которое не имеет видимой связи с текстом Письменной Торы и не может быть выведено из него с помощью какого-либо из методов исследования Торы. Подчеркнем, однако, что достоверность такого закона никогда не подвергается сомнению в Устной Торе, так как подлинность его как части устной традиции, идущей от Моше-рабейну, удостоверяется авторитетом ТАЛМУДА (см. Указатель книг).

Гейгином (ивр. “ад”) - понятие, обозначающее определенный этап пути души в духовных мирах после смерти человека, где происходит очищение души от скверны, запятнавшей ее вследствие грехов, совершенных этим человеком в материальном мире.

Гениза (ивр. “скрытие с целью сохранения”) - специальное помещение (часто в синагоге), в котором складывают священные книги и предметы, которые уже невозможно использовать из-за их ветхости, но которые запрещается выбрасывать по причине их святости.

Гер (ивр. “пришелец”) - нееврей, принявший Иудаизм; непременным условием этого является обязательство исполнять все заповеди Торы, обрезание (для мужчин) и совершение погружения в миквэ - специальный ритуальный бассейн.

Гет (ивр. “документ об освобождении”) - акт о разводе (см. Дварим, 24:1,3).

Гиматрия (слово греч. происхождения) - сумма числовых значений еврейских букв в слове; метод глубинного исследования Торы, согласно которому слова, ГИМАТРИИ которых равны, имеют между собой внутреннюю связь.

Динар (лат. “денар”) — крупная денежная единица эпохи ТАЛМУДА (см. Указатель книг): золотой ДИНАР была равен 24 серебряным.

Идъони - один из способов колдовства, состоящий в вызывании духов (см. 7:7).

Йецер, или йецер-гара (ивр. “дурное влечение”) - сила души, влекущая еврея прочь от исполнения воли Всевышнего; дана человеку Творцом ради обеспечения полной свободы выбора поведения.

Йовель (ивр. букв, “бараний рог”) - согласно закону Торы, каждый 50-й год еврейского календаря, когда все родовые владения, попавшие в чужие руки, возвращаются к своим первоначальным хозяевам, рабы евреи выходят на свободу и земля не обрабатывается так же, как в год ШМИТА (см.); называется так потому, что о его наступлении возвещал звук бараньего рога (см. также 5:1).

Карет (ивр. “отсечение”, “отторжение”) - высшая мера духовного наказания за преступление некоторых заповедей Торы, которое осуществляет Всевышний сам.

Кидушин (ивр. “посвящение”) - процедура обручения, когда жених посвящает невесту себе в жены. Принято, что он, произнося формулу КИДУШИН, надевает ей на палец кольцо, однако по букве закона Торы достаточно, если он передает ей какую- либо вещь (и даже съестной продукт), лишь бы это имело хотя бы минимальную денежную стоимость - 1 ПРУТА (см.).

Киньян (ивр. “приобретение”) - символическое действие, посредством которого устанавливается право владения при купле- продаже; состоит в поднятии или передвижении приобретаемой вещи или предмета, символизирующего его (напр., платка). Совершение КИНЬЯНА означает, что решение о купле-продаже принято окончательно и изменению не подлежит.

Китнийот (ивр.) - собирательное название растительных плодов, не являющихся ни фруктами, ни хлебными злаками, ни овощами (напр., бобовые, греча, рис и т.п.).

Коген (ивр. “священнослужитель”) - потомок первого первосвященника, Агарона, брата Моше-рабейну, имеющий исключительное право на служение в Храме. В настоящее время также исполняет ряд специфических, связанных с его саном, заповедей Торы (например, благословляет народ благословением, о котором говорит Тора) и должен быть окружен особым уважением.

Левиратный брак (ивр. “ибум”) - заповедь Торы, предписывающая брату еврея, умершего бездетным, жениться на его вдове.

Левит (ивр. “леви”) - потомок Леви, сына нашего праотца Яакова, имеющий исключительное право на некоторые виды служения в Храме; в наше время также исполняет некоторые специфические заповеди Торы и должен быть окружен особым уважением.

Лог (ивр.) - мера объема жидкостей и сыпучих тел, ок. 1/2 л.

Локоть (ивр. “ама”) - мера длины, ок. 48 см.

Маасер (ивр. “десятина”) - часть, которую согласно закону Торы необходимо отделять от плодов, выросших на территории Страны Израиля. ПЕРВЫЙ МААСЕР должен быть отдан ЛЕВИТУ (см.), который при этом обязан отделить от него 1/10 часть (“трумат-маасер”) и тоже отдать ее КОГЕНУ; ВТОРОЙ МААСЕР, отделенный от той части плодов, которая осталась после отделения ПЕРВОГО МААСЕР А, необходимо доставить в Иерусалим и съесть там в состоянии ритуальной чистоты (в 3 и 6 годы семилетнего цикла этот МААСЕР отдают бедным на месте (не доставляя в Иерусалим), и тогда он называется МААСЕР БЕДНЯКОВ).

Маасер скота - заповедь Торы раз в год отделять десятину от приплода скота (Ваикра 27:32-33), которая затем должна быть принесена в жертву Всевышнему.

Манэ (ивр.) - мера веса ок. 400 г.

Мамзер (ивр.) - еврей, родившийся в результате половой связи мужчины с женщиной, запрещенной ему по закону Торы. МАМЗЕР обязан исполнять все заповеди Торы, но не имеет права жениться на еврейке (однако может взять в жены неев- рейку, перешедшую в иудаизм - “гийорет”).

Мидраш (ивр. “изучение, толкование”) - определенный подход в объяснении смысла текста Письменной Торы, базирующийся на Устной Торе.

Мишкан (ивр. “обитель”) - переносной Храм, сопровождавший народ Израиля в его пути через пустыню после исхода из Египта (см. Шмот, 25:1-8 и далее до конца книги).

Нета реваи - см. объяснение мишны 1:3.

Ов (ивр.) - один из способов колдовства, состоящий в вызывании духов умерших (см. объяснение мишны 7:7).

Отторгнутый город (ивр. “ир ганида'хат) - город в пределах Страны Израиля, жители которого изменили Торе и стали идолопоклонниками. Тора предписывает “великому САНГЕДРИНУ (см.) организовать военный поход против этого города и стереть его с лица земли (Дварим, 13:13-19; см. объяснение мишны 10:4־ 6).

Первенец скота (ивр. “бхор бегема”) - предписание Торы о детенышах чистого скота, родившихся первыми у матери: они святы. Если у них нет ни единого телесного недостатка - их надлежит отдать КОГЕНУ (см.); физический недостаток (такой, который не проходит бесследно) лишает их святости и делает разрешенными для любого использования. Из всего нечистого скота исключением является первенец ослицы: Тора предписывает его выкупать на ягненка (который приобретает тем самым святость первенца), тому же, кто это не делает, Тора предписывает умертвить этого осленка (см. Шмот, 13:12-13).

Первый танай - см. танай.

Посвящение (ивр. “гекдеш”) - то, что посвящено Всевышнему и потому запрещено для обычного употребления. ПОСВЯЩЕНИЕ может быть и живым существом, и имуществом - как движимым, так и недвижимым, - и должно быть передано в распоряжение Храма (см. объяснение мишны 1:3).

Прута - самая мелкая из денежных единиц; монета, составляющая 1/24 серебряного ДИНАРА (см.).

Рабан (арам, “наш учитель”) - титул духовных глав еврейского народа, (гл. обр. потомков Гилеля-Старшего) в период с I в. до н.э. по Ш в. н.э..

Раби (ивр. “мой учитель) - титул мудреца Торы Страны Израиля в эпоху МИШНЫ и ТАЛМУДА (см. Указатель книг), получившего СМИХУ (см.); позже - титул раввина, получившего СМИХУ.

Рабан (арам, “наш учитель”) - титул духовных глав еврейского народа, (гл. обр., потомков Гилеля-Старшего) в период с I в. до н.э. по 1П в. н.э..

Раби (ивр. “мой учитель”) - титул мудреца Торы Страны Израиля в эпоху МИШНЫ и ТАЛМУДА (см. Указатель книг), получившего СМИХУ (см.); позже - титул раввина, получившего СМИХУ.

Ритуальная нечистота (ивр. “тумъа”) - особое состояние еврея, противоположное святости, когда он не имеет права вступать в соприкосновение со святынями - например, есть ТРУМУ (см.), если он КОГЕН (см.), приходить в Храм и т.п..

Изложению законов о РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТЕ посвящена значительная часть книги Торы “Ваикра”; необходимо подчеркнуть, что она не имеет ничего общего с нечистотой физической: ее природа чисто духовного порядка.

Высшая степень РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТЫ - трупная; это состояние возникает от соприкосновения с мертвым телом или даже из-за нахождения вместе с ним в одном помещении. Процесс очищения от нее длится семь дней, и непременным условием для него является наличие пепла рыжей телицы (см. Бе- мидбар, 19).

Сангедрин - см. введение в объяснение мишны 1 главы 1 этого трактата.

Свидетели опровержения (ивр. “эйдим зоммим” - доел. “свидетели [выявляющие] злонамеренность”) - свидетели, опровергающие показания предыдущих свидетелей, заявляя: “В самое время преступления вы были с нами в другом - таком-то - месте” (см. объяснение мишн 11:1,6).

Скила (ивр. “убиение камнем”) - самый тяжелый из видов казни, предусматриваемых Торой (см. гл. 6 настоящего трактата).

Смиха (ивр. дословно “опирание”) - см. объяснение мишны 1:3.

Сота (ивр. “уклонившаяся с пути”) - женщина, своим легкомысленным поведением вызывавшая ревность своего мужа, который, однако, не имеет доказательств ее измены. Согласно Торе, в те времена, когда существовал Храм, такую женщину можно было подвернуть испытанию, в результате которого выяснялось, изменила она своему мужу или нет (см. Бемидбар, 5:11-31).

Танай - правильнее тана (арам, “повторяющий, сообщающий”) - мудрец Торы, принявший участие в разработке и систематизации Устной Торы (см. ТОРА в Указателе названий книг).

Завершение эпохи ТАНАЕВ - создание кодекса МИШНЫ (см. Указатель названий книг) в III в.н.э..

Тартемар - мера веса, равная 8 ДИНАРАМ (см.).

Трума (ивр. “возношение”) - часть урожая Земли Израиля, которую Тора предписывает отделять и отдавать КОГЕНУ (см.): так называемую “большую труму” - хозяину урожая, “трумат- маасер” (ивр. возношение от десятины”) - ЛЕВИТУ (см.) от полученного им МААСЕРА (см.). ТРУМА является святыней, есть ее разрешается только КОГЕНУ в состоянии ритуальной чистоты.

Тфилин (ивр. “молитвенные принадлежности”) - черные кожаные коробочки, внутри которых находятся маленькие свитки пергамента с написанными на них теми отрывками из Торы, в которых упоминается заповедь о ТФИЛИН. Евреи повязывают их на руку и голову во время молитвы.

Тхум шабат (ивр. доел, “субботняя территория”) - территория вокруг населенного пункта, по которой разрешается ходить в субботу, не нарушая заповеди о субботнем покое; граница этой территории отстоит от населенного пункта на расстоянии 2000 ЛОКТЕЙ (см.).

Тшува (ивр. “возвращение”) - возвращение грешника к Б-гу, то есть к тщательному исполнению Его заповедей. Тшува включается в себя три момента: раскаяние в совершенном грехе, устное признание в нем и молитву о прощении, принятие твердого решения никогда более его не повторять.

Ученик мудреца (ивр. “талмид-хахам”) - еврей, посвятивший свою жизнь изучению Торы и достигший в этом значительных успехов.

Халица (ивр. доел, “раздевание”) - церемония отказа от леви- ратного брака (см.), предписанная Торой в тех случаях, кjulf деверь не хочет жениться на сестре своего брата,

Хатат (ивр. “очистительная жертва”) - жертвоприношение, которое совершает человек, нарушивший запрет Торы нечаянно или по ошибке, для искупления своего проступка.

Херем (ивр. “заклятие”) - 1. накладываемый БЕЙТ-ДИНОМ (см.) запрет входить в какие бы то ни было отношения с определенным человеком с целью побудить его к раскаянию в совершенных грехах; 2. запрет использовать определенный предмет в каких бы то ни было личных целях; 3. то же, что посвящение (см.) - но отдаваемое КОГЕНУ (см.).

Хол-гамоэд (ивр. “праздничные будни”) - дни между первым и последним днями праздников Песах и Сукот, когда частично разрешена работа.

Хупа (ивр. “балдахин”) - в эпоху Мишны временное помещение, в котором живут новобрачные первые 7 дней после свадьбы (“7 дней пира”) и где они принимают гостей, пришедших принять участие в их празднике; в настоящее время - балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания.

Цадоки - ед. ч. от ЦАДОКИМ (см.).

Цадоким (ивр. мн.ч. от имени собственного “Цадок”; “саддукеи” в рус. традиции) - секта, проявившая себя особенно ярко в эпоху Второго храма; название ее происходит от имени человека, основавшего ее. Ее отличительная особенность - категорическое неприятие Устной Торы и принятие лишь буквального смысла текста Священного писания.

Наследниками цадоким в наше время являются караимы (которые, впрочем, уже не евреи).

Цдака (ивр. “справедливость”) - заповедь Торы оказывать бескорыстную помощь (деньгами, действиями, духовным влиянием) другим евреям; название наиболее часто оказываемой помощи (см. также объяснение мишны 1:6 настоящего трактата).

Шмита (ивр. “отмена”) - последний год семилетнего цикла, когда по закону Торы должны быть прекращены всякие сельскохозяйственные работы (см. Ваикра 25:3-7) и прощены все долги (см. Дварим 15:1-2); также название всего семилетнего цикла.

Хатат (ивр. “очистительная жертва”) - жертвоприношение, которое совершает человек, нарушивший запрет Торы нечаянно или по ошибке, для искупления своего проступка.

Херем (ивр. “заклятие”) - 1. накладываемый БЕЙТ-ДИНОМ (см.) запрет входить в какие бы то ни было отношения с определенным человеком с целью побудить его к раскаянию в совершенных грехах; 2. запрет использовать определенный предмет в каких бы то ни было личных целях; 3. то же, что посвящение (см.) - но отдаваемое КОГЕНУ (см.).

Хол-гамоэд (ивр. “праздничные будни”) - дни между первым и последним днями праздников Песах и Сукот, когда частично разрешена работа.

Хупа (ивр. “балдахин”) - в эпоху Мишны временное помещение, в котором живут новобрачные первые 7 дней после свадьбы (“7 дней пира”) и где они принимают гостей, пришедших принять участие в их празднике; в настоящее время - балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания.

Цадоки - ед. ч. от ЦАДОКИМ (см.).

Цадоким (ивр. мн.ч. от имени собственного “Цадок”; “саддукеи” в рус. традиции) - секта, проявившая себя особенно ярко в эпоху Второго храма; название ее происходит от имени человека, основавшего ее. Ее отличительная особенность - категорическое неприятие Устной Торы и принятие лишь буквального смысла текста Священного писания.

Наследниками цадоким в наше время являются караимы (которые, впрочем, уже не евреи).

Цдака (ивр. “справедливость”) - заповедь Торы оказывать бескорыстную помощь (деньгами, действиями, духовным влиянием) другим евреям; название наиболее часто оказываемой помощи (см. также объяснение мишны 1:6 настоящего трактата).

Шмита (ивр. “отмена”) - последний год семилетнего цикла, когда по закону Торы должны быть прекращены всякие сельскохозяйственные работы (см. Ваикра 25:3-7) и прощены все долги (см. Дварим 15:1-2); также название всего семилетнего цикла.