ГЛАВА 1. ЕДА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДОМА, ПОКУПКИ, ДОМАШНИЕ ПРИБОРЫ И ПОСУДА.

ГЛАВА 1. ЕДА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДОМА, ПОКУПКИ, ДОМАШНИЕ ПРИБОРЫ И ПОСУДА.

1 Чашка кофе в некашерном ресторане
В: Если поблизости нет кашерного ресторана, можно ли зайти в некашерный ресторан выпить чашку кофе?
О: Здесь возникают три проблемы:

   1. Посуда в некашерном ресторане могла быть использована для некашерных напитков.
   2. Люди могут подумать, что вы едите некашерное ("марис айн").
   3. Еда, приготовленная неевреем (бишуль акум), запрещена еврею.

Давайте проанализируем каждую из этих проблем:

   1. Посуда. Посуда, в которой греют воду (будь то кастрюля, чайник или электрический титан), обычно используется только для этой цели, поэтому о ней можно не беспокоиться.
      Пейте кофе из бумажного (разового) стакана. Если таких стаканов нет, используйте стеклянный; многие авторитеты (например, Бейс Йосеф) считают, что стекло не абсорбирует вкус той еды, которая в нем находится. Не пользуйтесь пластиковым или керамическим стаканом, а также металлической ложечкой. Если же, по ошибке, они все-таки были использованы, согласно большинству мнений, кофе все равно можно выпить. Когда кипящую жидкость наливают в холодный стакан, жидкость проникает только в очень тонкий слой стакана. Поскольку объем жидкости зафиксировано превышает объем этого тонкого слоя в 60 раз, запрещенный слой аннулируется. (Однако аннулировать запрещенный слой намеренно не разрешается.)
      Ни в коем случае не берите кофе из кофе-машин; горячие некашерные напитки в такой машине поступают по тем же трубам, что и кофе.
   2. Марис айн. Эта проблема встает острее, если речь идет о ресторане, а не о кафе, поскольку в ресторан ходят обычно, чтобы поесть, а в кафе - выпить чашку кофе или чая.
   3. Бишуль акум. Большинство авторитетов соглашаются, что законы бишуль акум не относятся к кофе.

Заключение: Если поблизости нет кашерных заведений, можно зайти в некашерное кафе выпить чашку кофе. При этом, должны быть использованы бумажный или стеклянный стакан. Не следует пользоваться металлической ложечкой или брать кофе из кофе-машин.

2 Еда в вегетарианском ресторане
В: Какие проблемы возникают у того, кто собирается поесть в вегетарианском ресторане, не находящемся под Раввинским наблюдением?
О: Здесь возникает несколько проблем:

   1. Не все продукты в вегетарианском ресторане строго вегетарианские. Например, маргарин может содержать животный жир. Из-за этого посуда могла стать некашерной и сделать некашерным все, что в ней готовится.
   2. Сыр может содержать сычуг, взятый от некашерного животного. Более того. Мудрецы запрещают есть всякий сыр, сделанный неевреем (гевинас акум), даже если он не содержит сычуга.
   3. Еда, сваренная неевреем (бишуль акум), запрещена еврею.
   4. Если ножом, которым резали некашерные продукты, нарезали лук, редис, хрен или редьку, последние тоже становятся некашерныии.
   5. Салат и другие листовые овощи содержат множество насекомых.
   6. Виноградный сок, которым часто сдабривают фруктовые салаты, должен быть изготовлен под строгим Раввинским наблюдением, в противном случае он запрещен еврею. То же самое относится и к виноградному уксусу.
      Замечание: Даже вино, изготовленное под строгим наблюдением, становится непригодным, если оно было разлито неевреем (этого не случится, только если вино предварительно прокипятили) . Изготовленные же под наблюдением ортодоксального раввина винный уксус или коньяк не становятся непригодными, даже если их разливает неевреи.

3 Еда в вегетарианском ресторане
В: Если я очень голоден, а поблизости нет кашерных заведений, могу ли я съесть холодный фруктовый или овощной салат в вегетарианском ресторане?
О: Да, можете, при условии, что:

   1. Ножи, используемые для резки овощей или фруктов, чистые (на них нет следов некашерных продуктов);
   2. Тарелка и столовый прибор, которыми вы пользуетесь, чистые;
   3. В овощах нет насекомых;
   4. Ни виноградный сок, ни винный уксус не добавлены в салат;
   5. Овощной салат не содержит ни лука, ни редьки.

(Относительно Израиля - см. вопрос 43).

4 Покупка рыбы в некашерной рыбной лавке
В: Могу ли я купить кашерную рыбу в некашерной рыбной лавке?
О: Если поблизости нет кашерных рыбных магазинов, можно купить кашерную рыбу, то есть рыбу с чешуей и плавниками, в некашерном магазине, но при этом должны быть соблюдены следующие условия:

   1. На рыбе должны быть признаки ее кашерности. Если же чешуя и плавники удалены, так что не видно, что рыба кашерная, такую рыбу купить нельзя, даже если хозяин утверждает, что она кашерная.
   2. Нужно убедиться, что рыба не была посолена.
   3. Нужно принести свой собственный нож для разделки рыбы, ибо нож, которым пользуется хозяин, мог быть использован для разделки некашерной рыбы. Если принести свой нож почему-либо невозможно, соскоблите тонкий слой рыбы в тех местах, где ее касался некашерный нож.
   4. Проследите, чтобы весы, на которых взвешивают рыбу, были чистыми, или положите на них чистый лист бумаги, а на него рыбу. То же самое касается поверхности, на которой разделывают рыбу.

5 Покупка фруктов и соков в некашерных магазинах.
В: Можно ли покупать в обычной (некашерной) овощной лавке нарезанный арбуз?
О: Можно. Нет необходимости беспокоиться о том, что нож, которым арбуз был нарезан, некашерный (см. вопрос 6).

6 Покупка фруктов и соков в некашерных магазинах.
В: Можно ли купить свежеотжатый лимонный сок в магазине, в котором продаются некашерные продукты?
О: Да, можно. Все свежевыжатые фруктовые соки, кроме виноградного, разрешены. Относительно Израиля - см. вопрос 43.

7 Посудомоечная машина
В: Следует ли иметь отдельные посудомоечные машины для мясной и молочной посуды?
О: Согласно мнению Рава Хенкина 3'Л, для мясной и молочной посуды следует использовать отдельные посудомоечные машины. Согласно мнению Рава Файнштейна 3'Л между мясным и молочным достаточно сменить подставки для посуды внутри машины; рекомендуется также прогнать машину в холостом (без посуды) цикле с чистой горячей водой.

8 Посудомоечная машина
В: Как можно кашеровать некашерную посудомоечную машину?
О: Если машина металлическая, почистите ее тщательно, не используйте в течение 24-х часов, а потом прогоните в том режиме, который дает наивысшую температуру. Если же машина покрыта изнутри фарфором, тщательно почистите ее, не используйте в течение 12-ти месяцев, а потом прогоните в том режиме, который дает наивысшую температуру. (См. вопрос 33 и 35)

9 Посудомоечная машина
В: После того, как мясная посуда была вымыта и высушена в посудомоечной машине, я положил в нее молочную посуду, добавил моющее средство и включил машину, забыв сменить подставки. Стала ли молочная посуда некашерной?
О: Нет, не стала. Тем не менее, подставки для посуды, которые были в машине, не следует использовать в течение 24-х часов.

10 Посудомоечная машина
В: Могу ли я вымыть паревную посуду в посудомоечной машине, которая до того использовалась для мясной или молочной посуды?
О: Можете, при этом даже нет необходимости менять подставки. Только будьте осторожны, чтобы не вымыть мясную или молочную посуду вместе с паревной (см. вопрос110). Следует заметить, что если одна и та же машина используется для молочной, мясной и паревной посуды, фильтр ее должен быть чистым.

11 Плита
В: Следует ли иметь отдельные подставки над горелками плиты для мясных и молочных кастрюль?
О: Предпочтительнее иметь отдельные подставки, но необязательно, поскольку огонь, как правило, сжигает все следы пищи, которая могла попасть на подставку.

12 Плита
В: Можно ли варить на некашерной плите?
О: Можно, только сначала положите на подставку над горелкой металлический лист. Если металлического листа нет, то прежде чем поставить на горелку кастрюлю, зажгите эту горелку. Если и это невозможно, все-таки можно поставить кашерную кастрюлю на некашерную подставку над горелкой, поскольку предполагается, что огонь уже выжег все остатки некашерной пищи, которая могла попасть на подставку.

13 Плита
В: Как можно откашеровать подставки над горелками плиты?
О: Почистите их хорошенько (используйте специальное моющее средство, типа Easy Off, а затем прокалите над огнем докрасна, поворачивая каждую подставку так, чтобы все ее части были прокалены. Если же плита электрическая, просто включите ее на максимальную мощность и оставьте греться до тех пор, пока диски не раскалятся докрасна. (См. вопрос 33)

14 Духовка
В: Можно ли использовать обычную домашнюю духовку и для мясного, и для молочного?
О: Некоторые авторитеты считают, что духовка может быть использована для мясного и молочного попеременно (но не одновременно). После использования духовки для мясного убедитесь, что она чистая (в особенности, если готовили пряное мясное блюдо), и смените решетки. Теперь ее можно использовать для молочного.
Согласно некоторым другим мнениям, в дополнение к этому необходимо, чтобы либо прошло 24 часа между приготовлением мясного и молочного, либо и то, и другое блюдо были покрыты.
Некоторые авторитеты требуют, чтобы между приготовлением мясного и молочного чистая духовка была прогрета в течение часа при максимальной температуре ("либун каль").

15 Духовка
В: Можно ли использовать электрическую духовку (toaster oven) для мясного и молочного?
О: Нет, нельзя.

16 Духовка
В: Как можно откашеровать духовку, которую использовали для приготовления некашерной пищи?
О: Тщательно вычистите духовку, а затем прокалите при максимальной температуре в течение часа (либун каль). Если вы хотите кашеровать духовку более суровым способом (либун хамур), можно использовать паяльную лампу, уголь или режим самоочищения духовки (при условии, что такой режим предусмотрен в вашей плите). Постарайтесь только не обжечься!
Купите новые решетки для духовки или откашеруйте старые одним из следующих способов: в режиме самоочищения духовки (если таковой есть) или паяльной лампой (либун хамур).
Если пищу никогда не клали прямо на решетки, то достаточно, по мнению некоторых авторитетов, прокалить духовку при максимальной температуре в течение часа.
Замечание: Если вы используете "либун хамур", проконсультируйтесь с изготовителями вашей плиты, не испортит ли это вашу духовку.

17 Духовка
В: Если я живу в студенческом общежитии, могу ли я воспользоваться там духовкой, чтобы разогреть себе еду?
О: Можете, только заверните еду в два слоя алюминиевой фольги.

18 Микроволновая духовка
В: Можно ли использовать микроволновую духовку для мясного и молочного?
О: Некоторые авторитеты говорят, что нельзя. Другие же считают, что если тщательно вычистить духовку и сменить подставку внутри нее, можно использовать духовку для мясного после молочного (или наоборот). Нет необходимости покрывать молочную или мясную посуду, если стенки духовки нагреваются не более чем до 120° по Фаренгейту (около 48° по Цельсию).

19 Микроволновая духовка
В: Как можно кашеровать микроволновую духовку?
О: Вымойте духовку и не используйте ее в течение 24-х часов. Затем нагрейте в ней до выкипания сосуд с водой, а после этого смените подставку внутри духовки на новую.

20 Микроволновая духовка
В: Можно ли подогреть кашерную еду в чистой некашерной микроволновой духовке (например, на работе)?
О: Некоторые авторитеты запрещают это, но некоторые разрешают, при условии, что духовка чистая, а еда положена на бумажную тарелку и покрыта полиэтиленовой пленкой (Такой пленкой, которую можно использовать в микроволновой духовке. Примечание переводчика.)

21 Холов Исроэль
В: Что такое Холов Исроэль?
О: Если при доении коровы присутствовал еврей, то надоенное молоко считается Холов Исроэль. Если же еврей не наблюдал, чтобы при доении в молоко не добавили молоко некашерного животного, то такое молоко Мудрецы запрещают пить.
Более мягкое мнение гласит, что если в окрестностях нет некашерных животных, раввинское наблюдение не требуется. Согласно мнению рава Файнштейна З"Л, в стране, где по закону запрещено подмешивать молоко свиней или ослиц к козьему и коровьему молоку, страх наказания будет удерживать фермеров от нарушения закона; поэтому молоко разрешено, даже если еврей не присутствовал при доении. Хотя многие авторитеты считают, что запрет распространяется и на этот случай (хасидские общины следуют более строгому мнению), рав Файнштейн сказал, что если кто-то придерживается более мягкого мнения, такого человека не следует считать легко относящимся к запретам. Тем не менее, он рекомендует, если это возможно, покупать Холов Исроэль.

22 Холов Исроэль
В: Я следую более строгому мнению относительно Холов Исроэль. Если я пришел навестить знакомых, которые придерживаются более мягкого мнения (используют молоко, находящееся только под государственным контролем), могу ли я выпить чаю из их чашки?
О: Можете, но при условии, что кипяток из чайника будет сначала налит в паревный стакан, а потом - В чашку, откуда собираются пить чай (см. вопрос 92).

23 Хлеб, испеченный евреем, и хлеб, испеченный неевреем
В: Если хлеб испечен евреем, должен ли он все-таки иметь знак кашерности, свидетельствующий, что хлеб выпечен под Раввинским наблюдением?
О: Да, должен. Но во Франции и России некоторые типы коммерческого хлеба не нуждаются в Раввинском наблюдении.

24 Хлеб, испеченный евреем, и хлеб, испеченный неевреем
В: Каковы законы отделения халы?
О: Когда хлеб выпекается евреем, от него должна быть отделена хала - маленький кусочек сырого теста или уже испеченного продукта. Этот кусочек должен быть сожжен. Если он не сгорел полностью, остатки нужно тщательно завернуть в два полиэтиленовых мешочка и выкинуть.
Если замешенное на воде тесто содержит пять или более фунтов (более 2,27 кг) муки одного из пяти видов злаков (пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы), при отделении халы должно быть произнесено благословение. В этом случае принято отделять кусочек размером с кезайс - одну унцию или 28 куб.см.
Если тесто содержит менее двух фунтов (около 900г) муки, халу не отделяют. Если большую часть жидкости, на которой замешено тесто, составляет не вода, халу отделяют без благословения, даже если использовано достаточно большое количество муки. Следует всегда замешивать тесто с добавлением хотя бы небольшого количества воды.

25 Хлеб, испеченный евреем, и хлеб, испеченный неевреем
В: Можно ли есть хлеб, испеченный неевреем?
О: Согласно самому мягкому мнению, можно есть кашерный коммерческий хлеб, испеченный неевреем. Более строгое мнение разрешает есть такой хлеб только в том случае, когда поблизости нет кашерной еврейской булочной. Некоторые авторитеты позволяют использовать такой хлеб только тогда, когда он более высокого качества, чем хлеб, испеченный евреем. В любом случае, в течение Десяти Дней Раскаяния (от Рош Ашана до Йом Кипур) следует есть только хлеб испеченный евреем (если такой доступен).
Не забывайте, что во всех случаях хлеб должен быть выпечен под строгим раввинским надзором.

26 Тостер и его кашерование
В: Что нужно знать о кашеровании тостера?
О: Большинство новых тостеров проходят проверку перед продажей, причем с хлебом внутри них; поэтому их следует кашеровать. Бывший в употреблении тостер (использованный для некашерного хлеба) также следует кашеровать, но только после того, как все крошки будут тщательно удалены из него.
Чтобы откашеровать тостер, прогрейте его один или, согласно некоторым другим авторитетам, три раза.
Но если случилось так, что в некашерном тостере были сделаланы тосты из кашерного хлеба, тосты все-таки остались кашерными.

27 Сыр, сделанный неевреем
В: Почему сыр должен изготовляться под строгим раввинским наблюдением?
О: С сыром возникают две проблемы:

   1. Многие сыры содержат сычуг - вытяжку из желудка теленка или быка, которую используют для створаживания молока. Даже если сычуг составляет менее одной шестидесятой всего объема сыра, им все-таки нельзя пренебречь, так как сычуг - тот компонент, без которого невозможно обойтись при изготовлении сыра.
   2. Наши мудрецы запретили есть любой сыр, сделанный неевреем (гевинас акум), даже если все его ингредиенты кашерные, чтобы исключить возможность того, что еврей станет есть сыр, содержащий некашерныи сычуг.

Некоторые авторитеты считают, что законы Холов Исроэль неприменимы ни к кашерному сыру, ни к кашерному сливочному маслу, ни к кашерному сухому молоку (см. вопрос 21).

28 Еда, сваренная неевреем
В: Что такое "бишуль акум"?
О: "Бишуль акум" дословно означает "еда, сваренная неевреем". Это выражение употребляют, когда имеют в виду запрет Мудрецов есть такого рода пищу.
На те продукты, которые принято есть сырыми, запрет Мудрецов не распространяется.

29 Еда, сваренная неевреем
В: Если кашерная еда была сварена неевреем, нужно ли кашеровать кастрюлю?
О: Предпочтительнее кашеровать кастрюлю.
Если это невозможно сделать, не используйте кастрюлю в течение 24-х часов. Но если все-таки случилось так, что в течение этих 24-х часов в кастрюле сварили какую-то еду, эту еду можно есть.
Хотя эмалированная посуда вообще не может быть кашерована, в случае, когда нееврей сварил кашерную еду в эмалированной кастрюле, вы можете эту кастрюлю кашеровать, окунув ее целиком три раза в стоящую на огне ёмкость с кипящей водой. (См. вопрос 33)

30 Еда, сваренная неевреем
В: Если еврей участвовал в приготовлении пищи, но большая часть работы была сделана неевреем, считается ли такая еда бишуль акум?
О: Нет. Согласно многим авторитетам, даже если еврей только зажег огонь под кастрюлей (или pilot light, если в плите есть pilot light), еду можно есть. Тем не менее, большинство сефардим следуют мнению Бейс Йосеф, согласно которому еврей действительно должен участвовать в процессе приготовления пищи.

31 Нееврей на кухне
В: Может ли нееврей работать на кашерной кухне или готовить еду без наблюдения еврея?
О: Нет, не может.

32 Кашерование посуды
В: Что делает посуду некашерной?
О: Ниже перечислены некоторые действия, которые делают посуду некашерной:

   1. Если в кашерной посуде сварили, запекли или поджарили некашерную пищу.
   2. Если в молочной посуде сварили или зажарили мясо.
   3. Если некашерную жидкость оставили в кашерной посуде на 24 часа.
   4. Если куриный бульон оставили в молочной посуде на 24 часа.
   5. Если очень соленую молочную еду положили в мясную посуду.
   6. Если молочную еду, настолько горячую, что при прикосновении человек отдергивает руку, положили в мясную посуду.

Замечание: Во всех описанных ситуациях молочное и мясное можно поменять местами. Например, если мясной бульон, оставленный на 24 часа в молочной посуде, делает эту посуду некашерной, то же самое делает молоко, оставленное на 24 часа в мясной посуде.

33 Кашерование посуды
В: Как можно кашеровать посуду?
О: Вычистите посуду и не используйте ее в течение 24-х часов. Затем кашеруйте ее тем самым способом, каким она стала некашерной.

   1. Если сковорода или противень стали некашерными потому что на них что-то зажарили или запекли (т.е. приготовили без использования жидкости), откашеруйте их огнем. Используйте паяльную лампу или прокалите в духовке, включив духовку на режим самоочищения (это можно сделать, даже не ожидая, пока пройдут 24 часа).
   2. Если кастрюля стала некашерной из-за того, что в ней что-то сварили (т.е. приготовили с использованием жидкости), кашеруйте ее жидкостью. Наполните кастрюлю водой и доведите до кипения. Проследите, чтобы кипящая вода перелилась через края кастрюли.
   3. Чтобы кашеровать столовые приборы (например, ложку), вскипятите воду в чистой кастрюле (кашерной или некашерной), не использовавшейся в течение последних 24-х часов, и опустите в нее столовые приборы. Кипящая вода должна коснуться всей поверхности ложки, но необязательно одновременно.
   4. Если очень горячее молоко брызнуло внутрь холодной металлической мясной посуды, залейте посуду кипятком так, чтобы он перелился через край. Если же горячее молоко попало на внешнюю поверхность металлической мясной посуды, обдайте кипятком внешнюю поверхность этой посуды.
   5. Если молоко оставалось в мясном стакане долее 24-х часов, или очень соленый сыр был положен на мясную тарелку, окуните стакан или тарелку в кипящую воду, вскипяченную в кастрюле, не использовавшейся последние 24 часа.

Замечание: Если на посуде, которую вы собираетесь кашеровать, есть какие-то трещины, где могли застрять остатки пищи, то перед кашерованием смажьте эти трещины моющим средством и подержите их над огнем.

34 Кашерование посуды
В: Можно ли кашеровать используемую в течение года посуду для использования ее на Песах, а молочную - для использования ее в качестве мясной?
О: Да, можно, но существует обычай покупать для Песаха отдельную посуду. Большинство предпочитает не кашеровать молочную посуду, чтобы сделать ее мясной, равно как и наоборот.

35 Кашерование посуды
В: Можно ли кашеровать фарфор?
О: Вообще говоря, нет. Тем не менее, если это очень дорогой фарфор и его не использовали для приготовления пищи на огне, то, согласно мнению многих авторитетов, его все-таки можно кашеровать. Не используйте этот фарфор в течение 12-ти месяцев, а затем трижды погрузите в стоящую на огне кастрюлю с кипящей водой.

36 Твила (погружение посуды в микву)
В: Если куплена новая посуда, нужно ли сделать твилу, то есть окунуть ее в кашерную микву?
О: Сделанная неевреем или принадлежавшая нееврею металлическая или стеклянная посуда должна быть окунута (с благословением), если ее собираются использовать для того, чтобы готовить в ней еду или есть из нее.
Замечание: Если посуда должна быть и откашерована, и окунута, сначала откашеруйте ее, а потом окуните.

37 Твила (погружение посуды в микву)
В: Если в посуде, которую еще не окунули, сварена еда, запрещено ли есть такую еду?
О: Нет, не запрещено.

38 Твила (погружение посуды в микву)
В: Можно ли есть из неокунутой посуды, если эта посуда принадлежит нееврею?
О: Да, можно, потому что нееврей не обязан окунать свою посуду.

39 Твила (погружение посуды в микву)
В: Могу ли я, находясь в доме моих родственников евреев есть из посуды, которую не окунули в микву?
О: Согласно некоторым авторитетам, это запрещено. Тем не менее, когда холодная не жидкая еда положена на неокунутую тарелку, такую еду можно взять рукой и съесть.
Существует и более мягкое мнение: поскольку только хозяин обязан окунуть посуду, другие могут ею пользоваться, даже если она не была окунута. Тем не менее, пользоваться неокунутой посудой, одолженной у другого еврея, запрещено.

40 Покупка кашерного мяса
В: Когда я покупаю мясо, как я могу определить, что оно кашерное?
О: Если мясо продается неупакованным, убедитесь, что магазин, где вы его покупаете, находится под строгим ортодоксальным раввинским наблюдением. Если же мясо упаковано под ортодоксальным раввинским наблюдением, его можно покупать даже в магазине, которым владеет нееврей.

41 Покупка кашерного мяса
В: Можно ли попросить нееврея купить для меня мясо в кашерной мясной лавке?
О: Это можно сделать только в том случае, когда на самом мясе или курице есть знак, удостоверяющий их кашерность.

42 Продукты, нуждающиеся в раввинском надзоре
В: Есть ли такие продукты, как, например, сахар или кофе, которые можно покупать, даже если на них нет эхшера - знака, подтверждающего их кашерность?
О: В США ответ на этот вопрос могут дать OU, ОК или другие организации, занимающиеся вопросами кашрута. В Англии местный Бейс Дин выпускает списки кашерных продуктов.
Некоторые из этих организаций придерживаются мнения, что законы "бишуль акум" неприменимы к продуктам, консервированным промышленным способом. (См. вопрос 28)

43 Продукты, нуждающиеся в раввинском надзоре
В: Какую еще информацию можно получить от организаций, занимающихся вопросами кашрута?
О: Они могут объяснить, какие продукты следует проверять на наличие в них насекомых и как этих насекомых удалять. Они также могут сообщить, какие фрукты и овощи были выращены в Израиле и, следовательно, подпадают под все законы шмиты, трумойс, маасеройс и орла.

44 Что такое "глат кошер"
В: Что такое "глат кошер"?
О: Глат кошер определяется как отсутствие каких-либо спаек в легких животного, насколько это видно на первый взгляд. Если пятна или спайки обнаружены, но не могут быть удалены без разрыва ткани легкого, животное все-таки кашерное, но не глат кошер. В Америке понятие "глат" трактуется более либерально, и в разряд глат кошер включаются животные с одним-двумя легко удаляемыми поражениями. Термин "глат кошер" относится только к мясу. Рыба не имеет легких, а легкие у птицы трудно поддаются проверке.

45 Что такое "йошон" и "ходош"
В: Что такое "йошон" и "ходош"?
О: До третьего дня Песаха запрещено есть любую пищу, в которую добавлены пшеница, рожь, ячмень, овес или полба нового урожая. Разрешенные зерновые называются "йошон" что означает "старый", а запрещенные - "ходош", что означает "новый".
В США существуют два урожая. С зимним урожаем, убираемым после Песаха, не возникает проблема йошон и ходош, со вторым же урожаем, засеваемым после Песаха и убираемым поздним летом, эта проблема возникает.
Согласно большинству мнений, законы йошон и ходош действуют как в Израиле, так и вне его. Но некоторые авторитеты полагают, что эти законы не действуют вне Израиля, где большинство полей принадлежит неевреям. На практике большинство придерживается последнего, более мягкого мнения.
Замечание: Тот, кто придерживается более строго мнения, все-таки может есть из посуды, принадлежащей придерживающемуся более мягкого мнения, но при условии, что этой посудой не пользовались в течение предыдущих 24-х часов.