Законы семейной чистоты

Законы семейной чистоты

Предисловие к законам семейной чистоты

Каждая из шестисот тринадцати заповедей, данных нам Торой, - это часть единого Б-жественного замысла, цель которого - «питать» душу отдельного еврея и духовно наполнить жизнь всего еврейского народа.

Существуют заповеди, необходимость и преимущество соблюдения которых понятны, например заповедь почитания родителей или запрет злословия. Но есть заповеди, смысл которых далеко не очевиден. Часть этих заповедей (они называются «хуким») человеческим разумом непостижима. Мы выполняем их потому, что Всевышний, благословен Он, заповедал нам их исполнение, но тайна, заложенная в них, от нас скрыта. Таковы, например, законы кашрута и среди них -запрет употреблять в пищу свинину. Кстати, большинство евреев его не преступает, хотя другими хуким, к которым относятся и законы о ниде, многие пренебрегают, не зная, насколько они важны.

Законы ниды, о которых говорит наша книга (их называют также законами семейной чистоты - таорат мишпаха), относятся к фундаментальным в иудаизме - наравне с заповедями обрезания и соблюдения субботы. Семья является основой, на которой строится еврейская жизнь, и потому чистота со чьи во все века имела для нас первостепенное значение. Еврейские женщины самоотверженно выполняли эту заповедь даже в самые трудные времена и в периоды гонений на веру и преследования верующих.

Слово «нида» означает «отдаленная», «отделенная от мужа». Этот термин определяет статус женщины с момента выделения крови из матки (обычно - в связи с менструальным циклом) и до окунания в кашерном ритуальном бассейне (микве) в положенный срок и имеет основанием стих Торы: «И к жене во время отлучения в ее нечистоте не приближайся, чтобы открыть ее наготу» (Ваикра, 18:19). Стих предписывает мужу и жене полное воздержание от интимных отношении, пока женщина - нида.

Постичь смысл и причины этих законов во всей полноте нам не дано, но увидеть последствия их соблюдения мы все же можем.

Глубокая эмоциональная связь между мужем и женой -мечта каждой супружеской пары. Добиться таких взаимоотношений непросто, и еще сложнее - сохранить их и упрочить. Даже если взаимопонимание достигнуто, его поддержание в дальнейшем отнюдь не является чем-то само собой разумеющимся. Время превращает супружескую жизнь в рутину, ощущение новизны утрачивается, супруги охладевают друг к другу. Не секрет, что в современном западном мире брак утратил былую прочность. У кого из нас нет знакомых, друзей, родственников, переживших трагедию распавшейся семьи или несчастной семейной жизни?

Опыт показывает, что, хотя мы и не обладаем панацеей от всех сложностей, возникающих в семейной жизни, соблюдение законов семейной чистоты, как правило, снижает напряжение, время от времени неизбежно возникающее в семье, и возрождает в супружеских отношениях радостную взволнованность, гаснущую в повседневной рутине. Супруги, которые каждый месяц в период отдаления воздерживаются от любого физического контакта, даже от простого прикосновения друг к другу, в момент воссоединения переживают обновление чувства, что удовлетворяет душевные потребности обоих и укрепляет близость между ними. Так на основе любви, уважения и понимания возникают глубокие и прочные отношения (Талмуд, трактат Нида, 34). Супружеские пары «со стажем», начавшие соблюдать законы семейной чистоты не изначально, а спустя какое-то время, с изумлением и восторгом констатируют благотворные изменения в отношениях.

Соблюдение законов семейной чистоты полезно и с медицинской точки зрения. С началом менструации кислотные выделения во влагалище женщины прекращаются и сменяются щелочными, а слизистая пробка, которая обычно закрывает пейку матки, вымывается кровяными выделениями. Эти изменения делают влагалище более уязвимым для инфекции. Воздержание от интимных отношений во время менструации значительно уменьшает вероятность инфицирования.

Наша книга в деталях излагает практическую сторону законов семейной чистоты и показывает, как сделать их частью повседневной жизни. Читатель найдет в ней краткий путеводитель по законам семейной чистоты и по правилам соблюдения еще двух заповедей, привилегия выполнять которые, согласно традиции, предоставлена женщине: заповеди зажигания субботних и праздничных свечей и заповеди отделения халы от теста.

Пусть же изучение и соблюдение этих заповедей укрепит связь между мужем и женой и между еврейским народом и Творцом!

 

1.Коротко о самих законах

Глава кратко излагает содержание законов семейной чистоты в целом. Это поможет читателю при чтении следующих глав, которые рассматривают детали этих законов, ясно видеть их место в общей картине законов нида и понимать связь между ними.

Статус нида

Женщина приобретает статус нида в момент выделения крови из матки. Обычно это происходит с началом менструации, но возможно и в других ситуациях.    (См. гл. 5.)

Поведение в состоянии нида

Все время, пока женщина - нида, интимные отношения, физический контакт и другие проявления близости между супругами запрещены.    (См. гл. 6.)

Очищение от состояния нида

Статус нида прекращается по прохождении следующих этапов, предусмотренных законом:

•    Сделав специальную проверку (эфсек таора, букв перерыв чистоты), женщина удостоверяется, что вы деление крови полностью прекратилось. (См. гл. 2.)

•    С этого момента женщина отсчитывает «семь чистых дней», т.е. семь полных, следующих один за другил дней без выделения крови.  (См. гл. 3.)

• В ночь по окончании «семи чистых дней»* женщина завершает период нидут, окунувшись в кашерной микве. После этого супругам вновь разрешены интимные отношения, физический контакт и другие проявления близости.    (См. гл. 4.)

Расчет начала следующей менструации

Случается, что начало менструации заметно не сразу. Чтобы избежать нечаянного нарушения запрета нида, необходимо рассчитать предположительное начало следующей менструации. В период такого предположительного начала супружеские отношения также запрещены.    (См. гл. 7.)

Проверка (бдика)

Женщина становится нида даже при небольшом выделении крови из матки. В этом случае кровь может остаться во влагалище и женщина не заметит, что стала нида. Поэтому есть ситуации, когда необходимо сделать проверку, введя во влагалище проверочную салфетку. На иврите такая проверка называется бдика (мн. ч. - бдикот), а салфетка - бад-а-бдика (букв.: ткань для проверки).

О том, когда следует предпринять такую проверку, рассказано в следующих главах, технику ее выполнения разъясняет п. 2 гл. 3.

* По еврейской системе отсчет суток начинается с вечера, а не с утра.

2. «Перерыв чистоты» (эфсек таора)

Женщине разрешено окунуться в микве только после отсчета семи непрерывно следующих один за другим дней, когда какие бы то ни было выделения крови полностью отсутствовали. Накануне отсчета «семи чистых дней» перед заходом солнца женщина выполняет проверку, чтобы убедиться, что кровяные выделения прекратились. Эта проверка, как уже сказано выше, называется «перерыв чистоты» (эфсек таора) и оговаривается рядом особых правил. Если проверка эфсек таора показала, что выделение крови прекратилось, с началом следующего дня (т.е. с захода солнца после проверки) женщина начинает отсчет «семи чистых дней».

1. Сроки эфсек таора

Эфсек таора выполняется не ранее пятого дня с начала состояния нида, даже если выделение крови прекратилось задолго до этого. Первый из этих пяти дней не обязательно должен быть полным, т.е. составлять сутки (24 часа): если женщина стала нида незадолго до наступления ночи, этот отрезок дня засчитывается как день. Таким образом, если кровотечение началось непосредственно перед наступлением ночи, продолжительность «первого дня» составит лишь несколько минут, и с ночи начнется второй день. Если же кровотечение началось после выхода звезд, то продолжительность первого дня составит почти сутки.

ПРИМЕР. Женщина стала нида в ночь со вторника на среду или в среду в течение дня. Если кровотечение прекратилось полностью, эфсек таора можно сделать уже в воскресемье. Отсчет «семи чистых дней» начнется с заходом солнца в воскресенье, т.е. ночью с воскресенья на понедельник.

День

недели

День месяца (месяц ав)

Примечания

Вторник

16

Ночь

День

Среда

17

Ночь

С наступлением ночи (начало среды)

1-й

день

День

или в течение дня стала нида

Четверг

18

Ночь

2-й

день

День

Пятница

19

Ночь

3-й

день

День

Суббота

20

Ночь

4-й

день

День

Воскр.

21

Ночь

5-й

день

День

До захода солнца: эфсек таора

Женщина, во время «семи чистых дней» вновь обнаружившая выделение крови, может в тот же день (если выделение крови прекратилось) заново сделать эфсек таора, поскольку с момента, когда она стала нида, уже прошло более пяти дней.

В случаях продолжительной менструации (более пяти дней) женщина делает эфсек таора в день, когда выделение крови прекратилось.

2, В какое время суток делается эфсек таора?

Эфсек таора необходимо сделать до захода солнца (ыкия). Время захода солнца меняется в зависимости от сезона и географического положения места. Точное время шкии можно найти в еврейском календаре.

В общинах, начинающих вечернюю молитву (маарив) до захода солнца, проверку делают до молитвы; в канун шабата и праздников (йом тов) проверку надо выполнить до зажигания свечей. Тем не менее, если это невозможно и. и если женщина забыла о проверке, она может выполнить ее и после молитвы маарив или после зажигания свечей, но строю до захода солнца.

3. Проверка

Перед эфсек таора женщина должна вымыться (или, как минимум, подмыться) теплой водой. Затем следует проверить наличие крови во влагалище с помощью проверочной салфетки (см. детали проверки в п. 2 гл. 3). Проверочную салфетку после этого внимательно осматривают при дневном свете. Наличие белого или желтого пятна без красных или черных вкраплений оставляет проверку «чистой». Пятно красного цвета (даже маленькая точка) делает проверку «нечистой». Если по поводу цвета возникает сомнение (например, цвет выделения - коричневый), следует обратиться к раввину (см. п. 2 гл. 3).

При «нечистой» проверке женщина может сделать еще одну или несколько проверок во время, оставшееся до захода солнца. Если до захода солнца получить «чистую» проверку не удалось, необходимо подождать до следующего дня и снова сделать эфсек таора.

4.    Нижнее и постельное белье

После «чистой» проверки женщина надевает чистое белое белье. До окончания «семи чистых дней» рекомендуется также пользоваться чистой белой простыней.

5.    Мох дахук. Окончательная проверка эфсек таора

После проверки эфсек таора желательно убедиться, что с момента захода солнца и до выхода звезд выделений крови не было. Для этого еще до захода вводят во влагалище новую салфетку и оставляют там до появления звезд. Затем салфетку (она называется мох дахук) осматривают.

Женщине, которой проверка с мох дахук трудна, надо посоветоваться с раввином.

6.    Эфсек таора в шабат, йом тов и Йом-Кипур

Если эфсек таора необходимо сделать в шабат или в Йом-Кипур, для приготовления к проверке пользуются холодной водой или водой, подогретой накануне шабата или Иом-Кииура. В йом тов для этой цели воду подогревать разрешается. В эти дни моют только область паха, не пользуясь мочалкой или губкой (из-за запрета выжимания в шабат и йом тов).

3. Отсчет «семи чистых дней» (шива некиим)

Со дня, следующего за «чистой» проверкой эфсек таора, начинается отсчет «семи чистых дней». День, когда была произведена проверка эфсек таора, в их число не входит.

Поскольку женщина может окунуться в микве, только если в течение семи суток подряд у нее не было кровяных выделений, в период отсчета шива некиим ей следует дважды в день выполнять проверку с помощью проверочной салфетки. Проверка должна показать, не выделяется ли кровь и нет ли остатков крови внутри. Для того чтобы знать, не выделяется ли кровь между проверками, все «семь чистых дней» женщина, как уже говорилось, носит белое белье и - желательно - спит на чистой белой простыне.

Спустя семь дней с «чистым» результатом проверок женщина окунается в микве в ночь с седьмого дня на восьмой (т.е. в начале восьмого дня) после выхода звезд.

1. Время проверок

В течение «семи чистых дней» женщина проверяется два раза в день с помощью бад а-бдика: один раз - утром, после восхода солнца (а-нец а-хама) и ни в коем случае не до рассвета (алот а-шахар), второй раз - ближе к вечеру, но до захода солнца. Проверки необходимо выполнять педантично и внимательно.

Если часть проверок по каким-либо обстоятельствам пропущена, женщина не обязана начинать отсчет заново - при условии, что, как минимум, ею выполнены проверка эфсек таора (см. п.З гл. 2) и хотя бы по одной проверке в первый и седьмой из «семи чистых дней». Если выполнение всех проверок полностью женщине трудно (из-за сухости во влагалище, ранки, раздражения кожи и т.п.), необходимо проконсультироваться с раввином.

Советуем, приступая к отсчету, для памяти отметить в календаре первый из «семи чистых дней».

ПРИМЕР.

День недели

День месяца (месяц ав)

Примечания

Вторник

16

Ночь

День

Среда

17

Ночь

День

С наступлением ночи (начало среды) или

в среду в течение дня стала нида

1-Й

день

Четверг

18

Ночь

День

2-й

день

Пятница

19

Ночь

День

3-й

день

Суббота

20

Ночь

День

4-й

день

Воскресенье

21

Ночь

День

До захода солнца - эфсек таора

5-й

день

Понедельник

22

Ночь

День

1-й день «семи чистых дней»

Вторник

23

Ночь

День

2-й день «семи чистых дней»

Среда

24

Ночь

День

3-й день «семи чистых дней»

Четверг

25

Ночь

День

4-й день «семи чистых дней»

Пятница

26

Ночь

День

5-й день «семи чистых дней»

Суббота

27

Ночь

День

6-й день «семи чистых дней»

Воскресенье

28

Ночь

День

7-й день «семи чистых дней»

После наступления ночи -окунание в микве

Понедельник

29

Ночь

День

2. Как сделать проверку?

Для проверки используется лоскут белой льняной или хлопчатобумажной ткани примерно 7 - 8 на 7 - 8 см (пользоваться тампоном для проверки нельзя). Поскольку слизистая оболочка влагалища чрезвычайно чувствительна, важно, чтобы ткань была мягкой. Из этих соображений используют ткань, которую хотя бы раз стирали. В микве обычно можно купить готовую проверочную салфетку (бад а-бдика). Перед проверкой следует тщательно осмотреть бад а-бдика с обеих сторон и убедиться, что салфетка абсолютно чиста.

Поставив ногу на стул и обернув палец салфеткой, надо ввести его как можно глубже во влагалище. Произведя пальцем круговое движение, бад а-бдика медленно вынимают, продолжая вращательное движение так, чтобы проверить псе складки слизистой влагалища. Надо учитывать, что после родов влагалище растягивается, а складки становятся глубже, и постараться проникнуть салфеткой во все эти складки.

После проверки женщина должна осмотреть бад а-бдика при дневном свете.

Если пятна, оставленные на ткани выделениями, - белого, желтого или зеленого цвета, без вкраплений красного (и оттенков красного) или черного цвета - проверка «чиста» (теора).

Если же на салфетке есть, пусть даже маленькая, красная или черная точка (или точка с оттенком красного или черного цвета) - проверка «нечиста» (тмеа).

Наличие пятен любого другого цвета (например коричневого) требует консультации с раввином. Обратиться к раввину необходимо также в следующих случаях:

• если на бад а-бдика обнаружена нить или точка «нечистого» цвета и есть вероятность, что они попали на ткань извне, а не из влагалища, а также если обнаружено какое-либо затвердевшее образование «нечистого» цвета;

• если на матке или во влагалище есть повреждения.

В течение «семи чистых дней» желательно не пользоваться туалетной бумагой красного или розового цвета, т.к. бумажные крошки могут прилипнуть к телу, потом оказаться на салфетке и быть приняты за пятнышки крови, от которых их непросто отличить.

3.    Белое белье и простыни

В течение «семи чистых дней» женщине надлежит ноешь чистое белое нижнее белье (трусики). Желательно также, выполнив эфсек таора, застелить постель белой чистой простыней. Белье и простыню надо ежедневно проверять на наличие пятен «нечистого» цвета (о пятнах см. п. 4 гл. 5).

4.    Выделение крови в течение «семи чистых дней»

Если одна из проверок «семи чистых дней» оказалась «нечистой» или если в эти дни произошло кровотечение, следует заново сделать эфсек таора и заново отсчитать «семь чистых дней». Однако при этом нет необходимости выжидать пять дней, так как женщина пребывает в статусе нида уже более пяти дней (см. п. 1 гл. 2). Эфсек таора можно сделать в тот же день (в этой ситуации заключительная проверка с мох дахук особенно важна) и, если проверка «чиста», со следующего дня (т.е., напоминаем, с захода солнца после проверки) начать отсчет «семи чистых дней».

4. Окунание в микве (твила)

Современная микве, как правило, полностью отвечает гигиеническим нормам сегодняшнего дня и очень удобна: в одном здании находятся ванные комнаты, необходимые для подготовки к окунанию, и собственно микве, которая представляет собой подобие небольшого плавательного бассейна со ступеньками, ведущими в воду. Вода в микве теплая. Глубина ее - примерно 120 см - позволяет стоять и окунаться в микве без труда.

Только окунание в кашерной микве, контролируемой раввином, отменяет статус нида. Любой другой тип бассейна этой цели служить не может.

Суть окунания - не в физической чистоте тела. Законы очищения с помощью вод микве относятся к хуким, т.е. к категории законов, всё значение которых человеческим разумом понять невозможно. Скажем только, что многие женщины испытывают после окунания чувство обновления и умиротворения.

В момент окунания все части тела, включая волосы, должны быть одновременно полностью покрыты водой, вода должна омыть тело целиком, коснувшись всей его поверхности. Поэтому перед окунанием женщина тщательно моется, удаляет с себя косметику и вообще все посторонние вещества и предметы.

1.    Время окунания в микве

После выхода звезд на исходе седьмого из «семи чистых дней», т.е. в начале восьмого дня, наступает время окунания.

Если по каким-то причинам окунание в указанное время невозможно (например, микве находится далеко от дома или ее посещение поздним вечером сопряжено с опасностью), необходимо посоветоваться с раввином.

Отсрочить окунание без веской причины женщине, муж которой находится в городе, запрещено.

Если посещение микве перенесено на другой день, то и тогда окунаться можно только после выхода звезд.

Из соображений скромности (цниют) надо постараться, чтобы посещение микве осталось не замеченным ни друзьями, ни домочадцами (кроме мужа, разумеется).

2.    Какой микве воспользоваться?

Окунаться следует в микве, находящейся под постоянным контролем сведущего в этом вопросе раввина, окунание в бассейне другого типа - недействительно. Если возможности окунуться в микве нет, надо посоветоваться с раввином, какие водоемы пригодны для окунания.

3.    Подготовка к окунанию

Между водами микве и телом совершающей окунание женщины не должно быть никаких препятствий, мешающих доступу воды (все такие препятствия носят общее название хацица). Поэтому окунанию предшествуют следующие приготовления и меры предосторожности.

Меры предосторожности в день окунания

В день окунания (т.е. в седьмой из «семи чистых дней») принято воздерживаться от работы с липкими веществами, например от замешивания теста и т.п. Если как раз в этот день избежать такой работы нельзя, то сразу по ее окончании надо тщательно вымыть руки.

Не следует также есть в этот день мясо: волокна его обыкновенно застревают между зубами и удалить их полностью непросто. В праздничные дни: шабат, йом тов, холь а-моэд или Пурим - есть мясо разрешается. В этом случае надо особенно тщательно почистить зубы перед окунанием

Обязательные перед окунанием действия

A.    Удаление «инородных тел». Для того, чтобы как следует помыть тело и открыть воде во время окунания доступ ко всей его поверхности, необходимо удалить с него посторонние предметы, такие как:

•    разного рода украшения

•    контактные линзы

•    заколки для волос

•    ушные ватные тампоны

•    съемные зубные протезы

•    пластырь и оставшийся после него на коже клей

•    занозы, видные снаружи, кроме тех, которые находятся внутри и полностью покрыты кожей.

По поводу временной пломбы, гипсовой повязки и тому подобных вещей, которые невозможно снять, надо посоветоваться с раввином.

Б.    Обработка ногтей. Коротко подстригают ногти на руках и ногах и тщательно вычищают грязь из-под ногтей. Лак с ногтей удаляют. Накладные ногти снимают.

B.    Купание перед окунанием. После удаления с тела всего постороннего приступают к подготовке непосредственно к окунанию.

Женщина принимает теплую ванну и тщательно моет все части тела с мылом, удаляет грязь, краску и косметику.

Поскольку волосы также должны пройти окунание, надо позаботиться, чтобы они были чистыми, не слипшимися и не спутанными. Волосы моют тёплой водой с мылом или шампунем, затем тщательно промывают от мыла (шампуня) и расчесывают, чтобы они не слипались и не путались (это касается всего волосяного покрова на теле).

Во время купания следует пользоваться обычным мылом и шампунем, полностью смывающимися после споласкивай ия. Запрещено пользоваться гелями и шампунями, содержа цими кремы и кондиционеры, которые остаются на теле и волосах после споласкивания водой.

Корочки на засохших, но не до конца заживших ранках считаются частью тела. Однако корочка на полностью зажившей ранке может сделать окунание недействительным. Поэтому, принимая ванну, корочку размягчают в теплой воде и удаляют, если это можно сделать, не вызвав кровоточения. Если невозможно снять корочку так, чтобы не выступила кровь, делать этого не надо.

Помимо открытых участков тела, следует тщательно промыть все складки и места, которые видны не всегда (как, например, зубы, которые видны, только когда рот открыт). Хотя эти части тела не должны непременно «вступать в контакт» с водами микве, они, как и все тело, должны быть чисты и «доступны» воде. Поэтому необходимо обратить особое внимание на то, чтобы глаза, нос, уши, отверстия для серег, пу юк и складки тела были хорошенько промыты.

Углубления, никогда не открывающиеся взгляду, в специальной обработке не нуждаются: так, скажем, не надо пытаться промыть ушной проход слишком глубоко, тем более что это еще и опасно. Это же правило касается чистки носа.

Рот необходимо прополоскать, зубы тщательно вычистить зубной щеткой, а промежутки между ними - желательно - зубочисткой или любым другим приспособлением для чистки ротовой полости. Разумеется, затем вплоть до выхода из микве есть ничего нельзя.

Посетить туалет (если в этом есть потребность) необходимо перед окунанием. Затем надо тщательно вымыться.

Готовиться к окунанию надо очень внимательно. В том случае, если какую-либо часть тела очистить трудно (например, от краски), следует заблаговременно посоветоваться с раввином.

Чтобы ничего не упустить, рекомендуется проводить подготовку в логической последовательности, а еще лучше - по списку. Ниже такой список приводится (каждая женщина может внести в него удобные ей изменения, ничего, разумеется, не пропустив).

4.    Время и место подготовки к окунанию

Подготовку к окунанию лучше всего начать еще дней, но максимально приближенно к моменту окунания. Приготовления начинают таким образом, чтобы закончить их к моменту выхода звезд (цет а-кохавим). Само окунание возможно только после появления звезд.

Если до цет а-кохавим подготовка не сделана или не закончена, ее можно начать или продолжить и после появления звезд. В этом случае рекомендуется посвятить подготовке примерно час, действуя спокойно и по правилам.

Готовиться можно как дома, так и непосредственно в микве. Если женщина готовится дома, то перед окунанием, придя в микве, она должна еще раз расчесать волосы и осмотреть себя, а также - желательно - еще раз принять душ.

5.    Перед погружением в микве

Непосредственно перед входом в бассейн женщина еще раз проверяет, не осталось ли на теле посторонних предметов, не приклеилось ли что-нибудь к ступням, пока она шла: ведь незамеченные «инородные тела» могут сделать окунание недействительным и женщина останется в статусе нида.

6.    Окунание (твила)

При окунании в микве должна присутствовать баланит - женщина-еврейка, сведущая в законах твилы. Баланит следит за тем, чтобы во время окунания все тело, включая волосы, одновременно оказалось под водой. Если под воду не попал даже самый маленький участок тела или кончик волоса, окунание недействительно.

Поскольку во время окунания вся без исключения поверхность тела должна соприкоснуться с водой, необходимо обратить внимание на следующие детали:

•    ноги не должны быть плотно сжаты;

•    руки не должны быть прижаты к туловищу, ладони не сжаты в кулаки;

•    глаза и рот закрыты мягко, без усилия, а зубы не стиснуты;

•   не разрешено закрывать нос ни рукой, ни чем-то еще;

•   чтобы окунуть в воду все тело, надо согнуться, но слегка, а не сильно, иначе на теле образуются слишком глубокие складки.

Поддерживать со стороны окунающуюся женщину не разрешается, ибо место прикосновения окажется не омытым водой. Женщина, которая нуждается в помощи во время окунания, должна посоветоваться с раввином.

7.    Благословение (браха) на исполнение заповеди окунания

После окунания, выполненного в соответствии с законом, еще находясь в воде, женщина складывает руки под грудью (ниже сердца) и произносит благословение:

ברוך אתה יי אליהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו רצונו על הטבילה

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану аль а-твила

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам окунание [в микве].

Произнося благословение, не смотрят на обнаженное тело. После благословения, согласно обычаю, окунаются еще один или два раза. Если женщина забыла произнести благословение, она не должна возвращаться в микве, так как это не делает окунание недействительным.

8.    После окунания

Желательно, чтобы после окунания женщину встретила баланит (или другая еврейская женщина) и коснулась ее.

Желательно также, чтобы после окунания женщина не принимала ванну или душ до тех пор, пока до нее не дотронется муж (вымыть только тело или только голову сразу после окунания можно).

9.    Окунание в праздничные дни

А. Подготовка к окунанию в ночь шабата и йом тов

Если срок окунания выпал на шабат, приготовления следует закончить до наступления шабата, но само окунание совершить ночью (перед окунанием женщина еще раз осматривает тело и волосы). Надо помнить, что отжимать волосы после окунания нельзя, так как в шабат и йом тов выжимание запрещено.

Зажечь субботние свечи следует до ухода в микве. Как правило, женщины принимают на себя законы шабата во время зажигания свечей, поэтому, если женщине предстоят после зажигания какие-либо млахот*: нести полотенце по территории без эрува** или ехать в микве на машине - она должна перед зажиганием сказать вслух, что с зажиганием еще не принимает на себя законов шабата (подробнее см. в части 2, разъясняющей законы зажигания субботних и праздничных свечей). Таким образом, для млахот она располагает временем от зажигания до принятия шабата в данной местности. С момента принятия шабата выполнение млахот запрещено.

Существует другая возможность: жена может попросить мужа зажечь субботние свечи, когда она уйдет.

И в том, и в другом случае нельзя зажигать свечи до того, как наступит максимально раннее время зажигания субботних свечей, которое называется плаг минха (см. часть 2).

В йом тов женщина может зажечь свечи после возвращения из микве (от огня, зажженного перед йом тов; подробнее - см. часть 2), но до начала трапезы.

Б. Окунание на исходе шабата, йом тов или 9 ава

Если срок окунания выпал на исход шабата, праздника или 9 ава (тиша бе-ав), подготовиться следует заранее, т.е. накануне этих дней. На их исходе, после появления звезд, перед окунанием, следует еще раз выкупаться, вымыть и расчесать волосы, почистить зубы. Затем необходимо тщательно проверить все тело.

В случае, когда подготовиться накануне неудобно, можно сделать это непосредственно перед окунанием, т.е. на исходе шабата, йом тов или 9 ава (см. выше, п. 4). При этом подготовке надо отвести примерно час и сделать все необходимое не торопясь и надлежащим образом.

Если срок окунания выпадает на вечер между двумя праздничными днями (между шабатом и йом тов и наоборот или между двумя днями йом тов), подготовиться необходимо в будний день перед ними.

Непосредственно перед окунанием надо проверить е це раз все тело и волосы. Также необходимо промыть теплой водой (в шабат - водой, нагретой накануне) все места, где обычно скапливается грязь, и места, склонные к потовыделению: уши, глаза, нос, подмышки, складки под грудью, промежность, между пальцами ног и все другие складки на теле.

Необходимо хорошенько очистить рот и зубы. При этом можно пользоваться зубной щеткой, желательно - специально предназначенной для шабата и йом тов. (Напоминаем, что в субботу и в праздничные дни щетку лучше не мыть - ни перед чисткой зубов, ни после.) Однако если десны обычно кровоточат при чистке, пользоваться зубной щеткой нельзя.

Зубной пастой пользоваться запрещено.

Можно прибегнуть к зубочистке, но тоже - если десны обычно не кровоточат.

В последнем случае (т.е. если срок окунания выпадает на вечер между двумя праздничными днями), поскольку между подготовкой к окунанию и окунанием проходит день или

несколько дней, женщина должна обратить особое внимание на волосы - следить, чтобы в течение всего этого времени волосы не спутались и на них не образовались узлы. Женщинам, у которых волосы запутываются особенно быстро (например, обладательницам вьющихся волос), рекомендуется посоветоваться с раввином.

Все время между подготовкой к окунанию и окунанием следует воздерживаться от соприкосновения с липкими веществами. Если избежать этого невозможно, сразу же за тем надо тщательно вымыть руки.

Контрольный список подготовительных действий

1.    Сделали ли Вы сегодня проверку (бдика)?

Перед купанием

2.    Снять кольца, серьги и другие украшения.

3.    Удалить инородные предметы: линзы, заколки, пластыри и т.д.

4.    Снять лак с ногтей на руках и на ногах.

5.    Постричь ногти на руках и ногах, вычистить грязь из-под ногтей.

6.    Почистить зубы.

7.    Удалить с лица всю косметику и губную помаду.

8.    Почистить нос, уши и глаза.

В ванне

9.    Хорошо вымыть лицо.

10.    Основательно вымыть все тело и волосы теплой водой, обратить особое внимание на складки на теле, места проколов для серег и т.д.

11.    Тщательно расчесать волосы на голове и теле.

Если какие-то участки тела полностью очистить 1а-труднительно (из-за краски, пластыря, повязки и т.п.), надо спросить совета у раввина. Корку, образовавшуюся при заживлении раны, надо размягчить в теплой воде.

После ванны

12.    В случае посещения туалета необходимо еще раз промыть соответствующие места.

13.    Ополоснуть тело и голову под душем.

Перед окунанием

14. Если приготовления сделаны дома, еще раз расчесать волосы, желательно принять душ.

1 5. Осмотреть тело, убедиться в том, что украшения сняты, инородные предметы удалены.

После выполнения всех перечисленных выше действий можно смело окунаться.

Окунание

16.    Слегка согнуться, но не слишком сильно, чтобы на теле не образовались глубокие складки.

17.    В момент окунания:

•    ноги - не прижимать одну к другой слишком сильно;

•    предплечья и руки - не прижимать к телу, ладони -не сжимать в кулаки;

•    глаза - сильно не зажмуривать, но и не раскрывать широко;

•    рот - закрыть мягко, не стискивая губ.

18.    Окунуться так, чтобы вся поверхность тела, включая волосы, одновременно оказалась под водой.

Если Вы точно выполнили все инструкции, Вы больше не нида. Вы чисты (теора).

* Млахот (ед. ч. - мелаха, см. Терминологический словарь) - работы, запрещенные в шабат Торой.

** Эрув (см. Терминологический словарь) - специальное ограждение, позволяющее в субботу выносить вещи из дома и переносить по улице.

5. Состояние нида

1.    Когда женщина становится нида?

Женщина становится нида в момент выделения крови (даже одной капли крови) из матки, не важно - в связи ли с менструацией или по другой причине.

Кровяными считаются выделения красного цвета и всех его оттенков, а также черного цвета. Выделения белого, желтого и зеленого цвета без вкраплений красного, оттенков красного или черного цвета не делают женщину нида. При выделениях другого цвета (например коричневого) необходимо проконсультироваться с раввином. К раввину необходимо обратиться также в случае, если кровь обнаружена в моче.

2.    Ощущение выделений из влагалища

При ощущении выделения из влагалища женщина должна проверить нижнее белье на наличие выделений и определить их цвет (о цвете пятен см. п. 1). Если пятен на белье нет, надо сделать проверку с помощью бад а-бдика.

Женщина, часто испытывающая ощущение слизистых выделений из влагалища, но при этом всякий раз не обнаруживающая при проверке «нечистый» цвет на салфетке, не должна делать проверку при таких ощущениях, если у нее нет особых причин ожидать выделения крови.

3.    Раскрытие матки

Когда-то женщины фиксировали начало менструации еше прежде, чем видели кровь, непосредственно ощущая мо-метг раскрытия матки. Современные женщины, за редкими исключениями, этого момента не ощущают.

Женщины, которые и сегодня испытывают это ощущение, в случае, если менструация не наступила, должны обратиться к раву за алахическим советом, поскольку такое ощущение с большой вероятностью свидетельствует о том, что женщина стала нида, даже если не видит крови.

4.    Пятно (кетем)

Женщина, обнаружившая пятно крови на теле, одежде или постельном белье, не испытав при этом ощущения выделений из влагалища, должна руководствоваться следующими правилами.

Женщина не становится нида в следующих случаях:

•    размер пятна меньше показанного на рисунке;

•    пятно целиком находится на цветной ткани (на цветном нижнем белье);

•    пятно находится в таком месте, куда кровь из влагалища не могла бы попасть.

Во всех остальных случаях необходимо посоветоваться с раввином.

Форма пятна не имеет значения, важна только его площадь. Отдельные (не соприкасающиеся) небольшие пятна, общая площадь которых равна показанной ниже (площадь круга диаметром 19 мм), рассматриваются как одно целое пятно, только если обнаружены на теле женщины. Если же они найдены на одежде или на постельном белье, они не считаются одним пятном и приведенные выше законы к ним не относятся. Если пятно обнаружено на туалетной бумаге, то, независимо от его размера, надо обратиться за решением вопроса к раввину.

http://istok.lc/netcat_files/Image/2000.png

Пятна крови на бад а-бдика указывают на статус нида независимо от их размеров.

5.    Визит к гинекологу

После обычного визита к гинекологу делать проверку не надо. Но если врач, обследуя матку, раскрывал внутренний вход в нее, т.е. место, где заканчивается шейка матки и начинается сама матка (об этом у него надо спросить), женщина обязана проконсультироваться у раввина, т.к. может оказаться, что она стала нида, хотя никаких признаков крови и не обнаружила.

6.    Роды и выкидыш

Женщина становится нида с каждыми родами или выкидышем (см. гл. 9).

6. Поведение супругов в период нидут

В период, когда женщина находится в статусе нида, супругам запрещены не только интимные отношения, но любой физический контакт, как сказано: «И к жене во время отлучения в ее нечистоте не приближайся, чтобы открыть ее наготу» (Ваикра, 18:19).

Законы отделения распространяются на весь период с начала статуса нида и до окунания в микве. В случае, когда статус женщины вызывает сомнение, эти законы действуют до того момента, пока компетентный раввин не определит ее статус.

В предисловии к законам нида уже говорилось, что суть этих предписаний Торы невозможно постичь человеческим разумом. Однако очевидно, что соблюдение законов об отдалении в предписанный период способствует установлению между супругами глубокой душевной связи. Кроме того, что отдаление обновляет чувство физического влечения, в период, когда физический контакт запрещен, супруги учатся любить и ценить друг друга, развивая другие аспекты взаимоотношений и укрепляя основы своего союза.

1. Физический контакт и интимные отношения

В период нидут непосредственные или опосредованные (через предмет) прикосновения друг к другу супругам запрещены. Это значит, что им не разрешается передавать или перебрасывать предметы другу другу из рук в руки.

Мужу и жене нельзя сидеть рядом на не закрепленном неподвижно сиденье, если между ними не находится другой человек или посторонний предмет и есть вероятность нечаянно о прикосновения. Примером такого подвижного сиденья может быть легкая скамья, не прикрепленная к стене, когда один из сидящих ощущает движение другого.

Прогулки для развлечения, например катание на лодке, допустимы лишь при условии, что между мужем и женой находится другой человек или посторонний предмет и можно не опасаться, что супруги коснутся друг друга.

Супругам следует избегать заигрываний, интимного или легкомысленного тона.

Мужчине не полагается смотреть на жену, когда у нее обнажены участки тела, обычно скрытые одеждой.

2.    В спальне

Супругам запрещено лежать на одной кровати или на соприкасающихся кроватях. Расстояние между кроватями должно быть таким, чтобы одеяла не касались одно другого.

Мужу запрещено сидеть или лежать на кровати жены, даже в ее отсутствие. Жене разрешается сидеть на кровати мужа в его присутствии, а в его отсутствие - даже лежать.

Ни муж, ни жена не должны стелить постель другому в его присутствии. В отсутствие супруга или супруги (хотя бы только в этой комнате) можно приготовить ему постель, даже если отсутствующий знает об этом.

3.    Во время еды

Если супруги сидят за столом вдвоем, они должны положить между собой какой-нибудь предмет, не связанный с трапезой (а если связанный, то используемый ими только в период нидут, например серебряную солонку или другой соловый прибор) и тем самым напоминающий о статусе, в котором находится женщина.

Мужу и жене запрещено есть и пить одновременно из одной и той же посуды.

Мужу запрещено есть еду, оставленную женой, из ее тарелки, и пить недопитое ею питье из ее стакана в ее присутствии, если он знает, что еда оставлена ею.

Пища, оставшаяся после трапезы жены и переложенная в другую посуду, и пища из ее тарелки, от которой после нее отведал кто-то третий, разрешена мужу в присутствии жены. Ему разрешено также есть оставленную ею еду из ее посуды в ее отсутствие. То же относится к напиткам.

Жене разрешено есть и пить оставленное мужем из его посуды без оговорок.

Наливать и передавать друг другу напитки за столом супруги должны несколько измененным образом, не так, как обычно, например, не правой, а левой рукой (левша - правой рукой) или ставя стакан не прямо перед едоком, а несколько в стороне. Если супруг (или супруга) на время вышел из комнаты, это можно сделать обычным манером.

Что касается вина, мужу запрещено передавать жене бокал даже через другого человека. Поэтому, произнеся кидуш (благословение над вином), муж ставит бокал на стол и жена самостоятельно берет его.

Желательно, чтобы в этот период жена подавала мужу еду также несколько отличным от обычного способом: левой рукой вместо правой (левша - наоборот) или ставя еду чуть в стороне от обычного места и т.п.

4.    Во время болезни

Перечисленные выше законы отделения следует соблюдать даже в том случае, когда один из супругов болен. Если по какой-либо причине соблюдение этих законов во время болезни невозможно, необходимо получить консультацию у компетентного в этом вопросе раввина.

7. Предполагаемая дата очередной менструации (весет)

У большинства женщин (за исключением беременных, кормящих и женщин климактерического возраста) менструальный цикл более или менее постоянен.

Выше уже упоминалось, что женщина становится нида даже при выделении из матки небольшого количества крови, которая может остаться во влагалище, не выйдя наружу. Таким образом, начало периода нидут может быть не замечено супругами, что приведет к нарушению ими закона. Чтобы избежать этого, необходимо рассчитать предположительную дату начала очередной менструации.

Организм некоторых женщин позволяет произвести достаточно точный расчет; для некоторых же рассчитанная дата останется лишь приблизительной. Алаха (еврейский закон) разделяет два эти случая: постоянный менструальный цикл называется весет кавуа; непостоянный цикл - весет ше-эйно кавуа. Оба этих менструальных цикла рассчитываются по определенным правилам; относительно каждого действуют свои законы.

1.     Предисловие

Для того, чтобы выяснить, когда предположительно может начаться очередная менструация, надо знать точную дату начала предыдущей (по еврейскому календарю). Поэтому необходимо всегда записывать еврейскую дату начала менструации, отмечая при,этом (что очень важно), началась менструация днем или ночью.

В данном контексте «ночью» называется период от за» ода (шкия) до восхода солнца (нэц а-хама); «днем» называется время от восхода солнца до заката.

2.    Отделение и проверка

Днем или ночью, когда, согласно расчетам, приводимым ниже, ожидается начало менструации, супружеская близость запрещена (есть мнение, по которому в такое время следует воздерживаться также от поцелуев и объятий)*.

В день или ночь «ожидания» необходима, как минимум, одна проверка с бад а-бдика, чтобы определить, началась ли менструация. В этот период рекомендуется надевать белое нижнее белье. Если менструация не началась в ожидаемый срок и проверка оказалась «чистой», по истечении этого дня или ночи супружеская близость разрешена.

3.    Типы менструальных циклов

Менструальный цикл может быть постоянным (весет кавуа) или непостоянным (весет ше-эйно кавуа). При постоянном менструация всегда начинается в определенное время, при непостоянном дата начала менструации нестабильна.

У большинства наших современниц менструальный цикл непостоянен, но может сохранять стабильность на протяжении нескольких месяцев.

Очень важно внимательно наблюдать характер цикла и из месяца в месяц фиксировать закономерности.

4.    Непостоянный цикл (весет ше-эйно кавуа)

При непостоянном менструальном цикле выделяются три даты предполагаемого начала нового цикла; в это время действуют законы отделения и проверок (о которых говорилось в п. 2).

А. Афлага - число дней от начала предыдущей менструации. Подсчитываются дни от начала предпоследней менструации и до начала последней. Отсчитав то же число дней от начала последней менструации, получают дату, когда, возможно, начнется следующая. Если последняя менструация началась ночью, то законы отстранения распространяются только на ночное время суток спустя период афлага, если днем - то на дневную часть суток. Напоминаем: «днем» называется время от восхода солнца до заката, а «ночью» - от заката до восхода солнца (см. п. 1).

Пример (см. календарь в п. В). Предпоследняя менструация началась 20 тамуза, последняя - ночью 17 ава. Интервал между ними - 27 дней (включая дни начала обеих менструаций). Следующая менструация предположителыю начнется 13 элула (в ночь с 12 на 13 элула).

Б. Тридцатый день (она бейнонит). Кроме упомянутой в п. А, существует вероятность начала новой менструации в течение всего тридцатого дня (она бейнонит), т.е. в течение суток - 24 часов - от захода и до захода солнца, считая от начала менструального цикла, включая первый день.

Пример (см. календарь в п. В). Последняя менструация началась 17 ава, в среду; она бейнонит выпадает на 16 элула, четверг (т.е. спустя четыре недели со сдвигом вперед на один

день). Начиная с заката (шкия) в среду и до заката в четверг следует соблюдать законы отделения и делать проверки.

Когда период отделения (30-й день) закончился, перед сближением муж обязан спросить у жены, не стала ли она нида. Если нет, законы отстранения перестают действовать и супружеская близость разрешена.

Существует устрожающее мнение, которое распространяет отделение и на 31-й день (т.е. предписывает соблюдать отделение и в течение 30-го, и в течение 31-го дня).

В. День месяца (йом а-ходеш). Существует вероятность, что менструация начнется в тот же день (днем или ночью) по еврейскому календарю, что и в предыдущем месяце**.

Пример (см. календарь). Последняя менструация началась ночью 17 ава. В этом случае йом а-ходеш - 17 элула (пятница). С заката в четверг до восхода солнца в пятницу необходимо соблюдать все законы отделения и делать проверки.

Если начало последней менструации пришлось на дневную часть 17 ава, то эти законы необходимо соблюдать 17 элула с восхода солнца и до заката.

Если бы ав состоял из 29 дней, йом а-ходеш совпал бы с она бейноиит (т.е. обе даты выпали бы на 17 день следующего месяца).

Тамуз

Воскресенье

5

12

19

26

Понедельник

6

13

20

27

Вторник

7

14

21

28

Среда

1

8

15

22

29

Четверг

2

9

16

23

Пятница

3

10

17

24

Суббота

4

11

18

25

 Ав

Воскресенье

1

8

15

22

29

Понедельник

2

9

16

23

Вторник

3

10

17

24

Среда

4

11

18

25

Четверг

5

12

19

26

Пятница

6

13

20

27

Суббота

7

14

21

28

 Элул

Воскресенье

7

14

21

28

Понедельник

1

8

15

22

29

Вторник

2

9

16

23

30

Среда

3

10

17

24

Четверг

4

11

18

25

Пятница

5

12

19

26

Суббота

6

13

20

27

Женщинам с непостоянным менструальным циклом тем не менее могут быть известны дни, когда менструация точно не начнется. По прошествии этого времени наступают «небезопасные» дни, когда с большой вероятностью можно ждать менструации (.ямим месупаким). Помимо соблюдения обычных законов, о которых говорилось выше, в эти дни женщине рекомендуется перед супружескими отношениями проверять, не стала ли она нида***.

Пример. Цикл - непостоянный, но никогда не начинается ранее 26-го дня с начала последней менструации. Предпоследняя менструация началась 20 тамуза, последняя - ночью 17 ава (интервал - 27 дней). В таком случае законы отделения и проверок необходимо соблюдать в следующие дни:

а)    в ночь с 12 на 13 элула - (сМ. п. 4А);

б)    16 элула - она бейнонит (см. п. 4Б);

в)    в ночь с 16 на 17 элула (если менструация еще не началась) - йом а-ходеш (см. п

г)    начиная с 12 элула и далее рекомендуется делать проверку перед супружескими отношениями.

5.    Постоянный цикл (весет кавуа)

Цикл считается постоянным в следующих случаях:

•    три раза подряд цикл начинается в одно и то же время

(объяснение см. ниже);

•    все эти три раза цикл начинается всегда днем или всегда ночью.

Существуют два основных вида постоянных циклов.

А. Месячный цикл (весет а-ходеш). Начало трех менструаций подряд выпадает на одно и то же число месяца по еврейскому календарю.

Пример. Менструация начиналась последовательно 10 нисана, 10 ияра и 10 сивана, причем всегда либо только в дневное, либо только в ночное время.

Б. Цикл интервала (весет афлага). Временной интервал между началом менструаций был одинаковым три раза подряд.

Пример. Три раза подряд интервал между началом одной менструации и началом следующей составлял 29 дней, причем начало менструации всегда приходилось либо на дневное, либо на ночное время суток.

При постоянном цикле законы отделения и проверок распространяются только на установившийся день начала менструации. Когда этот день миновал, мужу перед сближением надлежит выяснить у жены, каков ее статус.

Кроме перечисленных, постоянным считается любой цикл, определяющийся какими-то иными закономерностями, которые наблюдались трижды подряд. В таких случаях необходимо обратиться к раввину за консультацией.

6.    Аннулирование постоянного цикла

В случае, если женщина с постоянным менструальным циклом трижды подряд не увидела в ожидаемый день выделения крови, постоянный цикл аннулируется.

Если в ожидаемый день выделений крови не было ли шь один или два раза, женщина продолжает соблюдать законы своего постоянного цикла, добавив к ним и законы нового -непостоянного - цикла, за исключением она бейнонит (см. п. 4Б): на тридцатый день ей не надо соблюдать отделение и выполнять проверки, так как ее постоянный цикл еще не аннулирован.

Если постоянный цикл нарушился и в третий раз, в силу вступают только законы непостоянного цикла.

И, наконец, если постоянный цикл аннулирован, но спустя какое-то время повторяется еще хотя бы один раз при том, что новый постоянный цикл не установился, прежнему циклу возвращается статус постоянного.

7.    Предменструальные физиологические симптомы (весет а-гуф)

Некоторые женщины перед началом менструации испытывают специфические физические ощущения. Это может быть частая зевота, чихание, икота, характерная боль в животе, тяжесть в некоторых частях тела, «тяжелая» голова. Женщине, заметившей, что эти симптомы и в самом деле появляются перед близкой менструацией, необходимо соблюдать законы отделения и проверок, описанные в п. 2, каждый раз при их появлении. Если эти признаки три раза подряд действительно предшествовали менструации, цикл получает статус постоянного весет а-гуф.

Если, помимо предменструальных физиологических признаков, у женщины присутствует постоянная афлага (см. п. 4А) или постоянный йом а-ходеш (см. п. 4В), то ее постоянный менструальный цикл основывается на комбинации этих особенностей и называется составным (весет а-муркав). Женщина с весет а-муркав обязана соблюдать законы отделения и выполнять проверки только при появлении физиологических симптомов в день афлага или в йом а-ходеш.

Женщина с менструальным циклом, которому сопутствуют физиологические симптомы, должна обратиться к компетентному раввину, чтобы выяснить, является ли ее цикл весет а-гуф, и уточнить детали законов, связанных с данным типом менструации.

8.    Период беременности и кормления

В течение первых трех месяцев беременности женщина с постоянным менструальным циклом соблюдает законы постоянного цикла.

Начиная с четвертого месяца беременности и до конца периода кормления при появлении менструации женщина придерживается законов непостоянного цикла (см. п. 4) даже в том случае, если до беременности ее цикл был постоянным и настоящая менструация началась в установленное время.

По окончании периода кормления следует вернуться к соблюдению законов постоянного цикла, если он имел место до беременности.

При постоянном цикле, связанном с йом а-ходеш, женщина, прекратившая кормление, должна считать днем ожидания менструации свой прежний йом а-ходеш, существовавший до беременности; при цикле афлага, имевшем место до беременности, женщина отсчитывает от начала первой менструации по отнятии ребенка от груди, число дней, соответствующих ее прежнему циклу, и соблюдает законы афлага.

9.    Личный менструальный календарь

Для того, чтобы определить тип цикла и успешно рассчитывать предполагаемые даты начала очередной менструации, необходимо отмечать в еврейском календаре дату начала каждой менструации с непременным указанием, произошло это днем или ночью.

Рекомендуется также отмечать время предполагаемого начала менструации в следующем месяце.

Дату наступившей менструации и предполагаемую дату советуем отмечать чернилами разного цвета.

* Одно из мнений распространяет этот закон и на период, предшествующий периоду «ожидания» менструации, т.наз. онат ор заруа. Этому устрожению следуют многие, воздерживаясь от близости в ночь, предшествующую дню ожидаемого начала менструации, или в течение дня, если начало менструации ожидается ночью.

** В еврейском месяце всегда 29 или 30 дней. Если женщина обнаружила начало предыдущей менструации в месяце, состоящем из 29 дней, йом а-ходеш совпадет с тридцатым днем, т.е. с она бей-нонит (см. п. Б). Если кровь была обнаружена в месяце из 30 дней, йом а-ходеш выпадает на следующий день после она бейнонит.

*** Рав Бенцион Зильбер замечает, что по этому вопросу полезно посоветоваться с раввином, чтобы уяснить себе все детали закона.

8. Жених и невеста

1.   Перед свадьбой. Общие правила

Невеста (вне зависимости от возраста и от того, первый ли тго у нее брак) должна сделать эфсек таора, отсчитать «семь чистых дней» и окунуться в микве. Эфсек таора разрешен невесте сразу по окончании менструации, ей нет необходимости выжидать пять дней от ее начала. Хотя во всех других случаях окунание разрешено только ночью по окончании «семи чистых дней», невеста может пойти в микве днем (понятно, это будет уже «восьмой» день).

Невеста делает эфсек таора только после того, как определен точный день свадьбы. Невеста-девственница, выполняя эфсек таора, должна действовать осторожно и вводить проверочную салфетку не глубже девственной плевы, чтобы не повредить ее.

Эфсек таора необходимо делать с расчетом, чтобы окунание выпало на дату, наиболее приближенную ко дню свадьбы, поскольку окунуться невеста должна не более чем за четыре дня до свадьбы.

2.    Перед свадьбой. Особые случаи

Консультация раввина необходима в следующих случаях:

•    последний из «семи чистых дней» выпадает на день свадьбы;

•    дата свадьбы переносится на более поздний срок (возможно, невесте потребуется еще раз отсчитать «семь чистых дней»);

•    невеста не смогла окунуться в микве перед свадьбой или стала нида до первого вступления в супружеские отношения (а значит, должна узнать, как соблюсти законы, связанные со статусом нида, и запрет на уединение - ихуд).

3.    После свадьбы. Общие правила

Если невеста - девственница, то после первой супружеской близости супруги должны соблюдать отделение, даже если кровяных выделений замечено не было. На женщину в такой ситуации распространяются все законы нида, за исключением того, что эфеек таора ей можно сделать уже на четвертый день (если еще не начался новый менструальный цикл) и с пятого дня начать отсчет «семи чистых дней».

Женщине, испытывающей болевые ощущения и при второй супружеской близости, необходимо проверить, нет ли следов крови на простыне.

Если женщина при повторной и последующей близости испытывает боль, но не обнаруживает кровяных пятен, она чиста (теора).

Если следы крови обнаружены, женщина становится нида, как и после первой близости. Как и тогда, ей разрешается сделать эфеек таора уже на четвертый день (если не началась очередная менструация) и отсчитывать «семь чистых дней» уже с пятого дня.

Это правило необходимо соблюдать каждый раз, пока супружеская близость причиняет женщине боль.

4.    После свадьбы. Особые случаи

После того, как кровотечение, вызванное разрывом девственной плевы, и болевые ощущения при близости прекратились, женщине с непостоянным циклом (гл. 7, п. 4) необходимо удостовериться, что интимные отношения не вызывают у нее выделения крови из матки. Для этого в первые три раза близости в ямим месупаким («небезопасные» дни, см. гл. 7, п. 4) она должна делать проверки перед и после сближения с супругом. Муж также должен проверить, нет ли следов крови на его половых органах, протерев их белой салфеткой и затем осмотрев ее.

В случае, если один из супругов при проверке обнаруживает следы крови, женщина становится нида и супругам необходимо посоветоваться с раввином до вступления в интимные отношения.

9. Роженица

С момента появления крови или настолько сильных кодовых схваток, что женщина не может ходить без поддержки, она считается нида. Если схватки прекратились, т.е. оказались ложными, и крови не было - женщина не нида.

После родов или выкидыша выделения крови продолжаются довольно долго. Когда они прекращаются, женщина делает эфсек таора и отсчитывает «семь чистых дней».

Самый ранний разрешенный срок «перерыва чистоты» - это пятый день с момента рождения мальчика и седьмой день с момента рождения девочки.

Если (не дай Б-г) произошел выкидыш, при котором оказалось невозможно определить пол ребенка, то по прекращении кровяных выделений действуют те же правила, что при рождении девочки: эфсек таора - не ранее, чем на седьмой день, и окунание - не ранее, чем спустя четырнадцать дней, т.е. в ночь на пятнадцатый день со дня родов (см. Ваикра, 12).

Поскольку законы, связанные с родами в шабат и йом тов, сложны, супругам необходимо обратиться к раввину для ознакомления с ними (рекомендуется сделать это уже в начале девятого месяца беременности).

10. «Найди себе наставника»

Когда нам нездоровится или когда приходит время очередного медицинского осмотра, мы обращаемся к врачу. Знаем мы или не знаем основ устройства человеческого организма, мы нуждаемся в консультации специалиста. И если при первом визите к гинекологу женщины, как правило, испытывают неловкость, уже после нескольких посещений визит к врачу становится привычным.

Наше духовное здоровье не менее важно, чем физическое. Многие из нас не являются знатоками законов семейной чистоты во всех их многочисленных деталях и тонкостях. Подобно тому, как время от времени мы нуждаемся в консультации врача по поводу нашего физического здоровья, мы нуждаемся в консультации специалиста по алахе - раввина.

Подобно первому посещению врача, первое обращение к раввину вызывает чувство неловкости: непросто в первый раз позвонить ему по интимному, казалось бы, вопросу и тем более - показать бад а-бдика или нижнее белье. Как будто посвящаешь постороннего человека в твои глубоко личные дела.

Но можем ли мы позволить себе игнорировать проблемы нашего духовного здоровья? Можем ли взять на себя ответственность перед Творцом за свои действия, если не знаем, насколько они верны?

Подобно тому, как проходят первоначальные переживания по поводу первого визита к гинекологу, проходит и ощущение неловкости после одного-двух посещений раввина, и со временем они становятся привычными. Надо добавить, что, как и врач, хранящий врачебную тайну, раввин, безусловно, не предает гласности конфиденциальную информацию.

Когда у нас возникает сомнение, как приложить к нашей ситуации тот или иной закон ниды, мы ни в коем случае не должны самостоятельно решать вопрос путем устрожения вместо того, чтобы обратиться к раввину. Это запрещено, так как противоречит предписаниям Всевышнего. К сожалению, немало женщин на протяжении многих лет совершали ошибки в соблюдении законов семейной чистоты, принимая на себя необоснованные ограничения или «облегчая» закон только потому, что им не хотелось обращаться к раввину.

Компетентный раввин способен дать совет не только в рамках законов семейной чистоты. Нередки случаи, когда рекомендации опытного раввина помогали женщинам с проблемами бесплодия, позволяли обнаружить болезнь (опухоли, внутренние кровотечения) на ранней стадии, что благоприятствует излечению.

11. Еврейская семья

Более чем 2500 лет тому назад, в период Первого Храма, Иудеей правил царь Хизкияу, сын Ахаза. О нем в Книге Царей сказано: «И делал он то, что праведно в глазах Г-спода, [поступая] во всем так же, как поступал отец его, Давид... На Г-спода, Б-га Израиля, он полагался, и не было подобного ему среди всех царей Иудеи ни до него, ни после него» (II Млахим, 18:3, 5).

Затем (там же, 20) рассказывается, что царь Хизкияу тяжело заболел. Пророк Иешаяу, сын Амоца, предсказал царю, что он умрет. Талмуд говорит, что пророк добавил при этом, что у царя не будет доли в грядущем мире. Хизкияу был пооажен. Всю жизнь он стремился следовать слову Всевышнего и теперь не мог понять, чем навлек на себя столь тяжелое наказание.

Талмуд (Брахот, 10а) приводит объяснение пророка: «Потому что ты не выполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь». Царь возразил: «Я не женился, потому что знал: один из моих потомков подтолкнет еврейский народ к идолопоклонству». Иешаяу ответил: «Твоя обязанность - выполнять заповеди Всевышнего и не вмешиваться в Его деяния. Б-г предписал нам плодиться и размножаться, это закон, которому ты должен следовать независимо от твоих собственных соображений».

Сказанное выше - убедительная иллюстрация к заповеди Всевышнего, обязывающей нас «плодиться и размножаться».

Решение иметь или не иметь детей не может быть принято нами на основании личных представлений. Если деторождение связано с какой-то проблемой, надо обратиться к раввину, который объяснит, разрешено ли в данном конкретном случае пользоваться противозачаточными средствами, и если разрешено, то какими именно. Он, безусловно, проявит чуткость и понимание и окажет вам всяческую поддержку. Ни при каких обстоятельствах нельзя руководствоваться только рекомендацией врача.

Привлекая нас к участию в воспроизведении рода человеческого, Всевышний дал нам возможность стать соучастниками Творения.

Внося в мир жизнь, отдавая свою энергию созданию жизни, мы пролагаем вечный путь от поколения к поколению. Только через наших детей можем мы продолжить существование еврейского народа и формировать его будущее.

Порой в преклонном возрасте люди начинают ощущать бесцельность своей жизни, в которой они отказались иметь детей, но изменить этого уже не могут. Именно в этом возрасте мы нуждаемся в любви и привязанности детей, которые скрашивают одиночество старости, в поддержке и помощи следующего поколения.

Человек подобен свече. Пламя ее не тускнеет, когда от него загораются другие свечи. Мы должны передать свой «свет» нашим детям, чтобы они, в свой черед, могли освещать мир, когда нас не станет.

Дадим же возможность еврейскому народу расти и процветать. Наше здоровье и здоровье наших детей - в руках Всевышнего. Как сказано: «Смотрите же ныне, что Я это Я, и нет бога, кроме Меня; Я умерщвлю и Я оживлю, Я поразил и Я исцелю, и никто от Моей руки не избавляет» (Дварим, 32:39).

Да благословит вас Всевышний и даст вам силы для выполнения святой и ответственной роли родителей еврейских детей.