Примечания

Примечания

1 Мишлей 3 :18.

2 Поэтому, например, первые два из Десяти Речений излагаются от первого лица: "Я, Ашем,..", "Кроме Меня, у тебя не должно быть других богов..." См. также Шмот20'Л6 и Дварим4:9, 10, 12, 13, 15.

3 См. часть 2. См. также р. Э. Таубер, "Стать одним", гл. 4; р. Э. Таубер, "Я не захочу", гл. 3, 4. Основная мысль указ. текстов: цель иштадпута (усилия) — выявить вмешательство Б-га во все, что мы делаем, включая работу ради поддержания жизни.

4 Бемидбар 12:3.

5 Дварим 34:10.

6 См. также раздел "Ученики в мастерской Художника".

7 См. р. Э. Таубер, "Я не захочу": взгляд Торы на проблему работы ради поддержания жизни.

8 См. р. Э. Таубер, "Стать одним": взгляд Торы на брак. Особое внимание обратите на гл. 3.

9 Дварим 30-19.

10 Технология — один из способов достижения материального благополучия, которому поклоняется значительная часть нашего мира. Однако коммунизм и даже интеллектуализм (два наиболее "идеалистических" течения на рубеже нынешнего столетия) также попадают в эту категорию. Коммунистический идеал на словах прекрасен — общественное распределение, экономическое равенство, труд во имя общего блага и т.д., — но на самом деле он обожествляет деньги, потому что коммунисты предполагают, что при равном распределении материальных ценностей иссякнет корыстолюбие людей. Таким образом, коммунизм ничем не отличается от своего теоретического противника, которого он пытается победить, т.е. от капитализма. И коммунисты, и их оппоненты полагают, что вся человеческая жизнь вертится вокруг экономики. Подобным же образом высокоразвитая германская /европейская культура сделала своим божеством материализм, уделяя особое внимание совершенству формы, которое проявляется в литературе, поэзии, музыке, театре и т.д. Идея же, собственно, вторична. Неудивительно, что впоследствии различные продолжения этой концепции (нигилизм, даже нацизм, абстрактное искусство и т.п.) гордо выступали вперед и заявляли, что идея в том и состоит, что никакой идеи вообще нет! (Даже когда художественная форма предназначалась для выражения истинного и значимого содержания, она никогда не требовала от аудитории изменения). Театр, опера, живопись и т.п. порождают реакцию зрителя, ожидая от него аплодисментов, а не перемен. Напротив, образ жизни, соответствующий Торе, есть дисциплинарный порядок, требующий от каждого человека исполнения мицвот и вовлеченности в интеллектуальный аспект Торы. Таким образом люди становятся настоящими участниками представления, буквально каждый из нас, ежедневно и ежечасно. Когда же люди теряют истинную цель жизни, их пристрастие к бесформенному способу существования приводит к нравственному упадку и взращивает деспотов. Им даже не удается оставаться середнячками. — Я. А.

11Авот 1:13.

12 См. р. Э. Таубер, "Стать одним", гл. 2, "Пять уровней Творения".

13 Ты открываешь Свою руку и удовлетворяешь все живущее (Теплим 145:16). В Талмуде эта мысль звучит так: Все твои средства к существованию на предстоящий год определяются в Рош Ашана (Бейца 16а). См. р. Э. Таубер, "Я не захочу", особенно последнюю главу.

14 Это и есть принцип иштадлута (усилия) — см. р. Э. Таубер, "Я не захочу", гл. 3.

15 Мишлей 3:6.

16 В этом заключается одна из основных идей серии "Диалог о мировоззрении".

17 См. часть 2, гл.З, раздел "Разница между Авраамом и Ноахом" и очерк о Рош Ашана.

18 Б-г "ждет", чтобы человечество использовало свободу воли и само избрало праведность, ибо навязанная праведность не есть истинная праведность. См. часть 2, гл. 3, раздел "Прием на работу оператора" и очерк о Рош Ашана.

19 Дерех Ашем 2:4:2.

20 Дварим 30:11, 14.

21 Берешит Раба 1:4, Зоар 1:24а.

22 В этом смысл того, что говорил Раши (величайший мудрец Торы) в своих комментариях к Берешит 1:1 на слова Берешит Раба. Первое слово в Торе — берешит — по конструкции необычно. Раши подчеркивает, что эта особенность требует расширенной интерпретации. Подобные конструкции используются еще в двух местах: в Мишлей 8:22 и в Ирмеяу 2:3. В этих двух местах слово решит используется в качестве аналога Торы и Израиля, соответственно. Поэтому в самом первом слове Торы, в слове, которое является синонимом творения, возникновения, содержится намек на то, что мир был создан во имя двух вещей — Израиля и Торы. Если Тора, т.е. план творения Создателя, как бы течет по венам Израиля, человек использует свободу воли на бескорыстное служение Б-гу, и тогда в мир устремляется слава Ашема. В этом предназначение Творения.

23 Вначале посланником Б-га (Берешит 32:29), а затем и Самим Б-гом (там же, 35:10).

24 Что воистину символизируется борьбой Яакова и в конечном итоге его победой над ангелом, хотя тот и назван человеком (см. Берешит 32:31, Шофтим 13:21), который сообщил Яакову его новое имя Израиль (Берешит 32:26-29). Этот ангел был представителем сил зла (Танхума 8, Зоар 1:170а, Хулин 916, Берешит Раба 77:2, 78:6).

25 Все согласны, что Б-г избрал евреев. Католики заявляют, что Б-г избрал евреев. Однако они утверждают, что Б-г впоследствии изменил Свое решение и избрал католиков. Мусульмане заявляют, что Б-г избрал евреев. Но и они говорят, что Он затем изменил Свое решение и избрал мусульман. Протестанты, адвентисты седьмого дня, монисты и пр., и пр. утверждают то же самое. Мы же говорим, что Б-г избрал евреев и не изменил Своего решения.

26 Мусульмане признают "Ветхий" Завет, однако заявляют, что именно Ишмаэль был настоящим избранным сыном Авраама. Хотя в Берешит 21:12 ясно указано, что Ишмаэль исключен из избранников Б-га: "Ибо в Ицхаке будет наречено тебе (Аврааму) семя" — мусульмане, тем не менее, заявляют, что мы изменили Священное Писание, чтобы создать видимость того, что духовным наследником Авраама стал Ицхак. Ложность этого заявления разоблачается тем, что в течение нескольких веков до появления ислама Писание находилось в руках христиан, и их Библия подтверждает факт, что заявление мусульман сфабриковано. Христиане также претендуют на положение духовных наследников миссии Израиля. (Б-г отверг грешных евреев и вместо них избрал праведных римлян). Но, рассуждая так, они полностью противоречат вновь и вновь повторяемому утверждению Писания, что Б-г избрал лишь семя Израиля (например, Дварим 7:6, 7:7, 10:15, 14:2, I Цари 3:8, Теилим 33:12, 135:4, Ишаяу 14:1, 48:8, 41:9, 43:10, 43:20, 44:1, 44:2, 45:4 — см. также Авигдор Миллер, "Проснись, моя слава", гл. 6) и что необрезанных или потребителей свинины нельзя причислять к общине Израиля (Ишаяу 52:1, 66:17). Всем, кто заинтересовался этой темой, советуем начать с книги "Еврейская Тора и христианские миссионеры", Швут Ами, 1995.

27 Дварим 10:15.

28 Яаков и Эсав были близнецы, внешне очень похожие друг на друга. Однако их внутренний мир разделяла бездна. Яаков сидел в шатрах Торы, наполняя себя истинной духовностью (Берешит 25:27). Эсав же был охотник, привыкший проливать кровь и захватывать желаемое; он пренебрег своим первородством и с готовностью продал его за чечевичную похлебку (Берешит 25:27, 33, 34). Яакова отличал голос, выражавший его одухотворенность и внутреннюю силу. Эсава же узнавали по рукам — органам действия (Берешит 27:22).

29 Ишаяу 42:6.

30 Из очерка "О евреях" в Харпер Магазин, 1899. Для ответа на вопрос Марка Твена — "В чем секрет их бессмертия?" — см. раздел "Душа, связанная с вечностью".

31 Неевреи должны исполнять семь универсальных заповедей, известных как семь заповедей Ноаха, названных так, ибо они были даны Ноаху, покидавшему ковчег. Заповеди Ноаха — это общие правила праведного поведения, которого Б-г ожидает от всего человечества:

1. Не поклоняться идолам.
2. Не богохульствовать.
3. Установить справедливый суд.
4. Не убивать.
5. Не совершать прелюбодеяния и кровосмешения.
6. Не воровать.
7. Не есть мясо живых животных (Санхедрин 56а).

32 Санхедрин 90а.

33 Мидраш сообщает нам, что Эсав в конце концов был обезглавлен и его голова закатилась в пещеру Махпела, где похоронены четыре священные пары (Пиркей де раби Элиэзер 36). Сообщение Мидраша символично: голова Эсава попала туда, где ей следовало быть, — он говорил о духовности и идеалах, в то время как тело его занималось убийством и исполнением материальных желаний. Дух и тело Эсава существовали порознь. По сути дела, идеал христианства в том, что все сводится к вере в Спасителя. В соответствии с христианской догмой, если Гитлер за мгновение до смерти искренне уверовал в Спасителя, он должен оказаться на небесах, а безжалостно истребленные им шесть миллионов, которые умерли как евреи, должны гореть в аду.

34 См. р. Э. Таубер "Я не захочу", последняя глава.

35 Для заинтересованного читателя: хотя имена и ряд деталей изменены, основные факты истории, включая последнюю реплику Синди, подлинные.

36 Мидраш Теплим 90; Раши, Шабат 886; Анаф Йосеф, там же.

37 Санхедрин 97а.

38 "Воля Б-га", следующая книга из серии "Диалог о мировоззрении".

39 Таанит9а..

40 Сейчас наступил 5751-й год. Если каждый день творения соответствует тысяче лет, тогда 5751-й год соответствует полдню пятницы и до начала шабата осталось совсем немного времени.

41 Хулин 1396.

42 Шмот 30:23.

43 Берешит Раба 1:1.

44 Авот 4:4.

45 Авот 5:1. Девять раз при описании творения используется утверждение "И сказал Б-г". См. Берешит 1:3, 6, 9, 11, 14, 20, 24, 26, 29. Десятое утверждение — это слово берешит — "В начале" (Рош Ашана 32а).

46 Иешаяу\1:9.

47 См. очерк о Рош Ашана, чтобы более подробно разобраться в теме.

48 Берешит 1:28.

49 Там же 6:11.

50 Там же 11:4.

51 См. часть 1, гл. 4.

52 Дварим 4:20.

53 Авот 4:7.

54 Ваикра 18:5.

55 Маарал объясняет, почему на иврите слово, обозначающее закон, — алаха, в действительности означает "движущийся": мир "движется" и "крутится" ради исполнения закона Торы. Это значит, что важны даже теоретические дискуссии, так как с их помощью мы узнаем о воле Б-га и можем вывести из них общие принципы истины. Они (эти принципы) необходимы нам, чтобы прожить нашу жизнь сообразно воде Б-га. Зная волю Б-га, мы приходим к знанию о Нем. В этом смысл изучения Торы. (На кассете, с которой взята эта история, раби Таубер утверждает, что в заслугу объяснения, полученного при изучении алахи, душа молодого человека возвышается. — Ред.)

56 Авода зара 17а.

57 Йома 866.

58 Вижницер Ребе (умер в 1930 г.)

59 Теилим 51:5.

60 Берешит 24:1.

61 Рабейну Бахия, Ваешев 38:30.

62 Шабат 118б

63 Берешит 3;8

64 Там же 18:1-8.

65 Шабат 127а.

66 Законы идолослужения 1:3.

67 Берешит Раба 42:8.

68 См. часть 1, гл.2, раздел "Свет и тьма".

69 Берешит 1:28.

70 Есодей атора 5:10.

71 Среди книг на эту тему выделяется книга Моше Прагера "Those who never yielded". Автором движет желание развеять неверное представление о том, что евреи подчинялись нацистам без всякого сопротивления. Величайшим сопротивлением было сопротивление духовное. Этот факт совершенно не учитывается теми, кто недооценивает духовное или вообще его не признает. См. также книгу Шоа, изд-во АртСкрол.

72 Менахот 436.