Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Отчёт времени

5. Отсчёт времени

Что такое эфсек таара?

После окончания менструального кровотечения женщина должна сделать проверку, которая называется эфсек таара, для того, чтобы убедиться, что она может начать отсчет чистых дней. Что все это значит?

Эфсек таара — подтверждение окончания менструального кровотечения, которое заключается в проведении внутренней проверки влагалища. Это делается для того, чтобы убедиться в том, что маточное кровотечение полностью прекратилось. Как только это установлено, начиная со следующего дня женщина может приступить к отсчету шева нэкиим, семи чистых дней. День, в который сделан эфсек таара, не входит в счет этих семи чистых дней.

Когда женщина может сделать эфсек таара?

Нельзя сделать эфсек таара раньше, чем на пятый день пополудни, если считать с того момента, как она стала нида. Первый день начала менструации считается первым из этих пяти дней. Чтобы облегчить подсчет онот (см. гл. 10), имеет смысл отметить на личном календаре еврейскую дату начала менструации, а также — когда это случилось — днем или ночью, т.е. до или после захода солнца.

По еврейскому календарю день длится от заката до заката. Например, если менструация началась во вторник после захода солнца или в любое время в среду до захода солнца, женщина может сделать бдику для эфсек таара не раньше, чем в воскресенье перед заходом солнца.

Женщина должна ждать пять дней, даже если менструация у нее закончилась раньше этого срока. Ясно, что женщина, у которой менструация длится дольше пяти дней, должна ждать полного прекращения кровотечения, чтобы сделать эфсек таара.

Женщина, которая узнала о существовании законов таарат амишпаха после наступления климакса или в период беременности, и хочет следовать этим законам, также должна выполнить эту процедуру. Ей надлежит воздержаться от близости с мужем и отсчитать пять дней, прежде чем сделать бдику для эфсек таара. После этого она, как и все женщины, должна отсчитать семь чистых дней и только тогда она может окунуться в микву.

Отсчет пяти дней необходим, если непосредственно перед началом менструации женщина была теора, т.е. не нида. Однако, если женщина уже была нида в течение пяти дней, например, из-за пятна, которое явилось следствием кровяного выделения, — а затем у нее началась менструация, она вправе делать эфсек таара как только прекратится кровотечение.

Пример: женщина обнаружила пятно, из-за которого она стала нида, в воскресенье. Она отсчитывает пять дней, однако в четверг у нее начинается менструация. Поскольку она уже находилась в статусе нида 5 дней, ей не нужно ждать новые пять дней, начиная с четверга. Если менструация у нее закончится раньше, она сможет делать бдику для эфсек таара как только станет возможно.

То же относится к женщине, которая обнаружила кровяное пятно во время семи чистых дней. Она вправе сделать еще один эфсек таара как только сможет.

Особые случаи

1. Невеста не должна ждать пять дней после начала менструации, когда она готовится к первому погружению в микву. Она может сделать эфсек таара как только прекратится кровотечение.

Однако это условие не относится к невесте, которая до замужества не была знакома с еврейскими законами и не воздерживалась от близости с женихом.

2. Новобрачная вправе сделать эфсек таара через четыре дня, если она стала нидой в результате влагалищного кровотечения.

3. Женщины, у которых овуляция происходит раньше срока погружения в микву, в результате чего возникают трудности с зачатием, должны посоветоваться с равом. Он обладает необходимыми знаниями и может предложить несколько путей разрешения этой проблемы.

4. Женщина, обнаружившая кровь после погружения в микву, но до возобновления супружеской близости; не должна ждать пять дней и может сделать эфсек таара сразу же после прекращения выделений. Однако ввиду необычности такого случая, лучше проконсультироваться с равом.

В какое время дня следует делать проверку эфсек таара?

Проверку эфсек таара делают до захода солнца. Лучшее время — полчаса-час до захода. Разрешается начать и за два часа, но не ранее. Главное — спокойно, не торопясь, закончить к заходу. Запас времени позволит также провести повторную проверку, если в первый раз обнаружена кровь.

В случае затруднений (например, женщина знает, что к моменту проверки будет находиться в поездке) следует посоветоваться с равом, т.к. существует возможность отодвинуть начало проверки на более ранний срок.

Как делается эфсек таара?

1. Необходимо тщательно помыться.

2. Затем проводится бдика — внутренняя проверка с помощью салфетки.

Женщина должна полностью помыться в ванной (или, по крайней мере, хорошо промыть участок вокруг влагалища и его внутреннюю часть). Это необходимо для того, чтобы полностью удалить оставшиеся мельчайшие капельки крови или остаточные выделения. Если нет возможности помыться, нужно хотя бы протереть внутреннюю часть влагалища.

В шабат или Йом-Кипур процедура немного меняется из-за субботних законов. В шабат можно использовать или холодную воду или воду, нагретую до наступления шабата. Кроме того, нельзя использовать никакие виды мочалок. В Иом-Кипур, Теша бе ав или во время семи дней траура, когда запрещено мыться для получения удовольствия, разрешается помыть лишь минимальный участок тела, необходимый для проведения проверки.

Рекомендуется после мытья подождать 10-15 минут, прежде чем делать бдику. Это нужно для того, чтобы воестановилась естественная смягчающая среда влагалища, что облегчит проведение проверки. Если нет возможности ждать 15 минут, то прежде, чем делать бдику, женщина должна насухо вытереться.

Нет необходимости и не стоит заменять мытье спринцеванием. Если все же женщина делает это, она должна ждать не менее 15 минут, прежде чем сделать бдику.

Бдика

Что может быть использовано в качестве салфетки для бдики!

Обычно для бдики используют хлопчатобумажные салфетки размером не менее 6-8 кв.см, которые перед употреблением следует проверить: они должны быть абсолютно чистыми, из мягкой, белой, хорошо впитывающей влагу, несинтетической ткани. Нельзя для проведения бдики использовать тампон. Также не стоит пользоваться ватой, поскольку ее волокна легко отделяются друг от друга.

Как осуществляется внутренняя проверка?

Оберните салфетку вокруг пальца. Примите наиболее удобное положение для проверки — для этого рекомендуется поставить одну ногу на стул. Затем введите палец, обернутый салфеткой, во влагалище как можно дальше и осторожно поворачивайте его, чтобы проверить все складки и изгибы. Вращение необходимо для того, чтобы обнаружить даже те капли крови, которые могли остаться в многочисленных складках стенок влагалища.

Если женщине трудно провести бдику из-за недостаточной естественной смазки влагалища, она может намочить салфетку перед употреблением в воде и затем полностью отжать ее. Если и это не помогает, следует обратиться за советом к раву. Само собой разумеется, девушканевеста должна максимально осторожно проделывать эту процедуру, чтобы избежать повреждений и кровотечений.

Следует отметить, что эта внутренняя проверка не является дополнительным устрожающим требованием. Она — ничто иное, как непременное условие выполнения процедуры эфсек таара. Женщина, которая сделала только внешнюю проверку, не исполнила требования закона и не переходит в статус таара до тех пор, пока не сделает внутреннюю проверку так, как предписано по закону.

Как осмотреть салфетку для бдики после внутренней проверки?

Осматривать салфетку надо при дневном освещении, но не под прямыми лучами солнца. Она должна быть чистой и без каких-либо пятен. Если освещения не хватает, салфетку осматривают на следующий день при достаточном количестве света.

Если на салфетке обнаружено пятно красного цвета, можно помыться еще раз и сделать новую проверку (другой салфеткой), — и так до тех пор, пока проверка не окажется чистой. Разумеется, дополнительная проверка должна быть осуществлена до захода солнца. Женщина, делающая дополнительные проверки, должна быть очень осторожна, чтобы избежать раздражения или иного повреждения. Если на салфетке, использованной при последней проверке, обнаружены пятна сомнительной окраски, ее надо показать раву.

Мох дохук

Широко распространенным обычаем, которого следует придерживаться каждой женщине, если только ее рав не посоветовал делать иначе, является использование мох дохук.

Что нужно делать?

После того, как была сделана эфсек таара нужно ввести во влагалище чистую салфетку (она называется мох дохук). Это нужно также успеть сделать до захода солнца; вынуть салфетку можно только после появления на небе звезд. Затем нужно проверить — нет ли на ней пятен, и утром, при дневном свете, осмотреть ее еще раз, чтобы окончательно убедиться в том, что она абсолютно чистая. Если нет другой салфетки, можно использовать для мох ту салфетку, которой была сделана проверка эфсек таара, если ее тщательно осмотрели и убедились, что она чиста.

Цель мох дохук — обнаружить кровотечение, которое может произойти в конце дня. Ллаха рассматривает эти часы как период изменения статуса, точность определения которого существенно важна. Кроме того, кровотечение может моментально прекратиться во время мытья, но потом вернуться вновь. Для этого и делают мох дохук, чтобы окончательно убедиться в том, что кровотечение совершенно прекратилось и можно начинать отсчет семи чистых дней.

Рекомендации, касающиеся мох дохук

1. Если мох мешает вам ходить, стоит прилечь.

2. Если после проверки эфсек таара остались какие-то сомнения, поверните мох во влагалище так, чтобы он мог также послужить бдикой для эфсек таара.

3. Не рекомендуется использовать в качестве мох тампон, т.к. он проникает слишком глубоко и, кроме того, его не так легко проверить.

4. Если использование мох приводит к раздражению во влагалище или к появлению пятен (обычно такое случается после родов), посоветуйтесь с равом.

Дополнительная информация

Если проверки эфсек таара или мох дохук оказались в алахическом отношении неприемлемыми (например, изза их неправильного проведения, неподходящего времени и т.д.), их следует повторить на следующий день перед заходом солнца.

Сразу после проверки эфсек таара и в течение последующих семи чистых дней следует пользоваться совершенно чистым белым бельем.

Рекомендуется отметить в личном календаре день, когда была сделана алахически приемлемая проверка эфсек таара. Ведение личного календаря помогает избежать многих ошибок.

Семь чистых дней - шева некиим

Рут жила в Эрец Исраэль. Пасхальные каникулы она решила провести вместе со всей семьей у родственнников в Нью-Йорке. День, в который они выезжали из Эрец Исраэль, пришелся на период отсчета семи чистых дней. Рут была спокойна: она знала, что в том месте, где живут их родственники, миква есть.

Складывая вещи, Рут вспомнила о личном календаре, но решила не брать его. — Пробудем там всего две недели. Эфсек я уже сделала, зачем он мне? — решила она.

Путешествие было более утомительным, чем обычно. Малыш почти все время не давал спать. Ни Рут, ни малыш не сразу привыкли к разнице во времени. Ко всему прочему, Рут никак не могла отдохнуть после дороги. На всем как бы лежал отпечаток усталости.

Короче говоря, когда Рут выходила из миквы, у нее было явное ощущение, что она сделала что-то не так. Она стала проверять по календарю, вовремя ли пришла в микву. К счастью, Рут быстро поняла, что это был всего лишь шестой, а не седьмой день после эфсек таара. Она окунулась в микву еще будучи нидой.

Эта история учит нас тому, что календарь, в котором отмечены все даты — от начала менструации и до похода в микву — крайне необходим.

Начиная с первого дня после эфсек таара, женщина должна отсчитать последовательно семь чистых дней, прежде чем окунуться в микву. Причем внутреннюю проверку надо проводить дважды в каждый из этих семи дней — один раз утром и один раз до захода солнца, чтобы удостовериться, что нет ни малейшего признака внутреннего кровотечения.

Как считать?

Указанные семь дней должны быть полными и следовать один за другим. Например: женщина, сделавшая эфсек таара до захода солнца в четверг, начинает отсчет семи дней в пятницу. Поэтому она может окунуться в микву не раньше, чем в следующий четверг после выхода звезд.

Заповедь отсчитывать эти семь дней выводится из стиха: "И она отсчитает себе" (Ваикра 15:29). Слово себе здесь не случайно. Тора подразумевает, что женщина должна сознательно отсчитывать дни, говоря себе: "Сегодня первый день", "Сегодня второй день" и т.д.

Как видим, Тора считает намерение женщины и ее понимание происходящего составной частью выполнения мицвы. Поэтому могут возникнуть проблемы, если женщина решила почему-либо прекратить отсчет. Например, женщина обнаружила пятна, которые показались ей пятнами крови, и решила (еще до выяснения мнения рава относительно ее статуса), что это нечистые выделения и прекратила вести счет. После того, как она проконсультировалась с равом и он определил их как "чистые", она не может автоматически продолжать прежний отсчет. Что ей делать — может решить теперь только рав.

Другой пример: женщина прерывает отсчет семи дней, потому что ее муж собирается уехать из города в то время, когда она должна будет пойти в микву. Но его планы меняются, и в результате женщина хочет продолжить первоначальный отсчет. Ей тоже следует посоветоваться с равом.

Во всех подобных случаях нужно обратиться к раву, чтобы выяснить, нужно ли начинать новый отсчет дней. Проще всего избежать подобных проблем — не прерывать первоначального счета. Таким образом, женщине, обращающейся к раву по поводу пятен, лучше продолжать отсчет, ожидая его решения.

Может возникнуть ситуация, когда решение рава задерживается, а женщина не знает, нужно ли ей сделать новый эфсек таара и заново начать отсчет или следует продолжить начатый отсчет. В этом случае она может сделать новый эфсек таара "с условием", т.е., если по решению рава она должна начать новый отсчет, то она уже сделала новый эфсек таара. Таким образом дни не будут потеряны.

Если женщина закончила отсчет семи дней и должна, по алахически обоснованной причине, отложить погружение в микву, ее отсчет остается в силе. Однако по окончании этих семи дней не обязательно пользоваться белым нижним и постельным бельем.

Что должна делать женщина в течение семи чистых дней?

1. Две проверки, бдикот, — одну утром и одну перед заходом солнца, которые осуществляются так же, как проверка эфсек таара, т.е. как можно более глубоким введением и проворачиванием салфетки внутри влагалища.

2. Не надо мыть область влагалища до проверки.

3. Процедура мох дохук не осуществляется.

4. Женщина должна носить белое белье и проверять его каждый день.

5. Есть обычай спать в эти дни на белой простыне, которая ежедневно проверяется. Этому обычаю еврейские женщины следуют много веков.

Пятна, обнаруженные на салфетке во время проверки, или другие пятна (на теле или на одежде), обнаруженные в течение семи чистых дней.

Посоветуйтесь с равом и сообщите ему:

1) когда была сделана проверка эфсек таара.

2) в какой из семи дней было обнаружено пятно.

Если рав решит, что такое пятно проблематично, женщина должна сделать новый эфсек таара (включая процедуру мох дохук), как только она будет в состоянии начать новый отсчет. В этом случае она не должна еще раз ждать пять дней, прежде чем сделать эфсек таара, т.к. этот промежуток уже прошел до того, как она начала свой первый семидневный отсчет.

Как поступать, если бдикот не были сделаны?

Если женщина не могла (по независящим от нее причинам!) или забыла сделать бдикот, ей могут помочь некоторые послабления. Основное правило гласит: принципиально важные бдикот — это одна проверка в первый день после эфсек таара и одна проверка — в седьмой день. Если бдикот не были сделаны в один из промежуточных дней, это не отменяет семидневного отсчета. Однако женщина должна действительно постараться сделать все четырнадцать бдикот. Во всех случаях пропуска лучше посоветоваться с равом.

Советы и предложения

1. Проводите утреннюю проверку как только проснулись, чтобы не забыть о ней потом.

2. Если вы уходите из дома во второй половине дня, захватите пакетик с салфеткой на случай, если вам не удастся попасть домой до захода солнца.

3. Посоветуйтесь с равом, что делать, если проверки каким-либо образом отражаются на самочувствии.

4. Не принимайте ванну непосредственно перед проверкой.