Предисловие

Введение

„Шулхан Арух“ — свод законов, предписаний, обычаев, предопределяющий каждый шаг жизни еврея от колыбели до старости. В нем предусмотрены все события, все даты, суббота, праздники, законы о чистой пище и законы о супружеской чистоте, правила почитания отца и матери, гигиена тела и души, порядочность и честность во взаимоотношениях с людьми и сострадание к животным.

Основанный на всей совокупности предписаний Торы — письменной и устной, Шулхан Арух доступен не только ученому, но и любому самому простому еврею, мало искушенному в Учении.

Первый „Шулхан Арух“ был создан Иосифом бен Эфраимом Каро, жившим в Испании, а затем переселившимся в Землю Израильскую, в город Цфат. Четыре тома „Шулхан Арух“ вышли в Венеции между 5310 и 5319 (1550-1559 г. нееврейского летоисчисления) годами от сотворения мира. Труды, содержащие кодификацию еврейских законов создавались и раньше, и среди них первое по значению место принадлежит ,вероятно, знаменитому труду Рабби Моше бен Маймона (Маймонида) „Мишне Тора“ или „Яд Ахазака“ Однако книга Маймонида требовала все же от читателя большой учености.

Непосредственным предшественником Рабби Иосифа Каро был Рабби Яков бен Ашер, издавший кодекс „Арба Турим“. Работа Рабби Иосифа Каро была задумана первоначально как комментарий к „Арба Турим“ и вышла под заглавием „Бет Иосеф“. Лишь позднее был издан Шулхан Арух.

Капитальный мотивированный „Шулхан Арух“ с подробным указанием источников был создан Рабби Шнеур-Залманом, основателем хасидского учения Хабад более 150 лет гому назад. Наконец, в 5624 году был издан в городе Унгвар (Ужгород) ,,Кицур Шулхан Арух“, наиболее краткий, простой и компактный кодекс, написанный Рабби Шломо Ганцфридом.

Чистая, одухотворенная жизнь еврейских общин во всех уголках мира являла собой в течение многих веков как бы материализацию предписаний Алахи.

В наше время захлестываемое удушливым смогом материализма, вульгарности, вседозволенности и лжи, не может быть лучшего лекарства для души, как погружение в чистые, простые и мудрые строки Шулхан Аруха. Но это не предает для интеллигентского чтения, сопровождающегося мимолетным умилением и последующим щеголянием в салонном разговоре крупицами почерпнутых знаний. В этих, казалось бы, прозаических, без лукавого мудрствования предписаниях— незавуалированная, прямая воля Б-га, накоротко соединяющая небеса с землей наподобие молнии — грозной, но несущей сюда, вниз, свет и освежающий запах озона. Это не просто рецепт разумной, непресыщающей и неутомляющей здоровой жизни. Это — кодекс, не подлежащий обсуждению вечный и неизменный. Еврею дана свобода выбора, и он волен, запутавшись в побуждениях своего животного начала, пренебрегать Шулхан Арухом. Б-г терпелив, и земля не разверзается немедленно перед отступником. Но вне Шулхан Аруха нет еврейского народа, как нет и еврея-индивидуума Это становится очевидным не сразу, но ретроспектива столетий доказывает нам это неопровержимо.

Изучение Шулхан Аруха — насущная необходимость для тех, кто приезжает сегодня в Израиль из мест, где Тора была под запретом в течение нескольких десятилетий. Но старая еврейская мудрость гласит, что изучение без действия бесплодно и только тот, кто предваряет изучение исполнением заповедей находит дорогу и к вере, и к пониманию, и к высшему нравственному удовлетворению, к добрым делам и справедливости.

По книге И.Б.Левнера „Шулхан Арух — законы и обычаи Израиля на все дни года“