Ноябрь 2017 / Кислев 5778

«Свет» Будущего мира

«Свет» Будущего мира

109) Теперь, разъяснив вопрос награды и наказания, повторим вкратце, как мы понимаем награду за выполнение заповедей. Награду душам и их пребывание в Мире Душ наши учителя назвали Ган Эденом (пп.78—79), а иногда они именовали его «Высотами» (Сукка 45б; см. п.85) и «Небесной Ешивой» (Бава меция 85б; см. п.86). А затем придут дни Машиаха, которые все еще будут относиться к этому миру. И в завершение их будет День Суда и воскрешение мертвых, включающее награду и для тела, и для души — великая надежда всех, уповающих на Святого, благословен Он. И это — Будущий мир, в котором тело возвратится вместе с душой, а душа прилепится к Высшему Разуму также, как в Ган Эдене Мира Душ, но поднимется на еще более высокий уровень постижения. И все будет существовать вовеки веков — вечно. 

110) Знак, указывающий на это, и намек на это в Торе: шесть дней Творения. На шестой день был сотворен Человек, и Б-г завершил Творение, а на седьмой день — отдыхал. Так, владычество народов мира в пятом тысячелетии соответствует созданию птиц и обитателей моря, и прочих тварей. И продолжение их владычества в течение некоторой части шестого тысячелетия соответствует созданию скота и животных, которые были сотворены в начале шестого дня. А воцарение потомка Давида (царя Машиаха) в шестом тысячелетии соответствует сотворению Человека, который знает Своего Творца и властвует надо всем. И в конце этого тысячелетия будет День Суда, подобно тому как Первый Человек был судим в завершение шестого дня. А седьмой — День Покоя, это начало Будущего мира. И он не завершится и не закончится для удостоившихся его. И они будут вечно существовать по воле Творца, да будет Он благословен и превознесен, ведь Ему желанно и угодно поддерживать их существование. И так же шесть лет семилетия и седьмой год отдыха намекают на это, и мудрый постигнет отсюда тайну йовеля (пятидесятого года) и познает весь этот цикл в целом. Да благословен Всеведущий и Обучающий человека мудрости!

111) И в мидраше раби Нехуньи бен Аканы (Сефер абаир 160) находим: Сидел раби Бэрахья и толковал: «Почему мы говорим “аолам аба” (Будущий мир; но дословно “Пришедший мир”) и сами не понимаем, что говорим? Аолам аба мы переводим (на арамейский язык — разговорный язык евреев эпохи составления Талмуда) альма дэатей (Будущий мир). Почему же “будущий”? Научить нас, что сотворению мира предшествовала мысль сотворить Свет — и был сотворен великий Свет, воспринять который не мог никто в сотворенном мире. Увидев, что никто из сотворенных не способен выдержать этот Свет, Святой, благословен Он, взял седьмую часть этого Света и оставил в этом мире, а остальное — скрыл для Будущего мира. И Он сказал: “Если удостоитесь этой седьмой части (т.е. Торы и ее заповедей) и сохраните ее, Я дам вам все в грядущем мире”. И вот, аолам аба — он уже “пришел” прежде, до шести дней Творения, ведь так и написано: “Как велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой…” (Теилим 31:20)».

Значение слов аолам аба — мир, который уже пришел. И упоминается, что на арамейском языке наши учителя, благословенна память о них, называют его альма дэатей (Будущий мир), научить нас, что он только приближается (т.е. этот мир уже сотворен, но еще не наступил). И объясняется, что Будущий мир — это Свет; тот Свет, который был задуман и сотворен раньше этого мира, и это последнее и высшее постижение, которое дается человеку. И сказано в Берешит раба (11:2), что в этом Свете «человек видит от края до края Вселенной»; и подразумевается созерцание Небесной Колесницы (тайны Б-жественного управления Вселенной), и в этом Свете постигается подлинная сущность всего сотворенного — «от края до края Вселенной». И это «свет жизни», о котором написано (Йов 33:29—30): «Осветить светом жизни» (имеется в виду, постижение Творца, да будет Он благословен, и единение с Ним — Рамбан, комментарий на книгу Йова).

112) И еще сказано там, в мидраше раби Нехуньи бен Аканы (Сефер абаир 147): «А Небесный Трон, увенчанный, прославляемый и осененный благодатью — это и есть обитель Будущего мира, и эта обитель высечена Мудростью». И далее весь мидраш до конца говорит об этом: «Ведь написано (Берешит 1:3): “И сказал Б-г: Да будет свет. — И стал свет” (дословно в стихе дважды повторено: “Да будет свет” и “Да будет свет”). И сказал раби Йоханан: Было два великих Света, как сказано: “Да будет свет” (дважды), но Святой, благословен Он, взял один из них и спрятал для праведников в грядущем. И об этом сказано (Теилим 31:20): “Как велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой…” — научить нас, что первозданный Свет спрятан, и никто из сотворенных не может его увидеть… И написано: “И увидел Б-г все, что создал, и вот — очень хорошо!” (Берешит 1:31), т.е. осмотрел Святой, благословен Он, все, что создал, и увидел Свет — добрый, сияющий, сверкающий. И Он взял от этого благого Света и, заключив в него тридцать два пути Мудрости (“Тридцатью двумя чудесными путями Мудрости Ашем высек… и сотворил мир” — Сефер йецира 1:1), отдал его в этот мир… И это сокровища Торы. И сказал Святой, благословен Он: Если вы сохраните Тору в этом мире (имеется в виду именно Устная Тора) то удостоитесь Будущего мира, блага, сохраненного для праведников. И в чем оно заключается? Это могущество Святого, благословен Он, как написано (Хивакук 3:3—4): “Его великолепие затмило небо, и Его слава наполнила землю, и ее сияние подобно свету, лучи — от Его десницы, и там тайник Его могущества” (“Его могущество” — это великий Свет, хранимый для праведников в грядущем — в Будущем мире — Рамбан, комментарий на Тору, Дварим 16:20)».

И мидраш говорит, что обитель Будущего мира — Небесный Трон, место пребывания душ в Мире Душ, ведь сказали мудрецы, что души праведников пребывают на аравот (на седьмом, высшем уровне Небес — Радак), и там же ангелы-служители и Небесный Трон — так приведено в трактате Хагига (12б). И там же обитель Будущего мира, высеченная Мудростью — т.е. там постигается первозданный Свет, который называется Мудростью, как написано: «Ибо заповедь — светильник, а Тора — свет» (Мишлей 6:23) и написано: «Мудрость просветляет лицо человека» (Коэлет 8:1). И невозможно разъяснить больше этого.

113) И как драгоценны слова великого рава — раби Моше, сына рава и судьи Маймона (Рамбама), благословенна память о нем, который пишет о Будущем мире так, что словам тесно, а мыслям просторно. В комментарии на главу Хелек (Санхедрин 10:1) он говорит: «В Будущем мире наши души будут постигать тайны Творца, как постигают их звезды и небесные сферы (ибо звезды и небесные сферы обладают разумной и постигающей душой, они живут… и они знают Того, Кто сказал: “Да будет Вселенная!” — Рамбам, Законы основ Торы 3:9), а может быть и больше их… И так же сказали наши мудрецы, благословенна память о них: “В Будущем мире нет ни еды, ни питья…, а только праведники восседают с венцами на головах и наслаждаются сиянием Шехины” (Брахот 17а). И в словах “с венцами на головах” имеется в виду состояние души, знающей Источник всякого знания — и ее существование и Его существование едины, как об этом подробно говорят знатоки учений философов (См. Рамбам, Море невухим 1:68). А в словах “наслаждаются сиянием Шехины” имеется в виду, что души будут наслаждаться тем, что постигнут из тайн Б-га, да будет Он благословен. И это и есть благое воздаяние; и конечная цель в том, чтобы человек достиг этого высшего воздаяния и приобщился к тому миру. И существование души, как мы сказали, не будет иметь предела, как существование Творца, да будет Он благословен. Ведь Он поддерживает ее существование тем, что она постигает Его». Таковы слова Рамбама, да благословенна память о нем, и эти слова чисты.

114) И обо всем этом уже говорили наши учителя, благословенна память о них. Ведь Рамбам говорит о наслаждении души своим существованием и приравнивает ее к святым хайот и ангелам, также, как наши учителя, благословенна память о них, которые определили место для душ под Небесным Троном, вместе с ангелами, — в обители, «высеченной Мудростью», месте полного постижения и совершенного воздаяния. И наши учителя, благословенна память о них, говорят также, что существование души подобно существованию хайот и других категорий ангелов — в том, что и души, и ангелы наслаждаются своим постижением, как упоминается в толковании на стих «В свете Лика Царя — жизнь» (Мишлей 16:15), и мы уже приводили выше их слова (см. п.101). И они упоминали, что существование душ поддерживается познанием Того, Кого они познают, и Его бытие и их бытие — одно целое, и это внутренний смысл сказанного в Торе: «И прилепиться к Нему» (Дварим 11:22, 30:20). И сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема, твоего Б-га» ( I Шмуэль 25:29).

И отсюда выучил раби Акива свое толкование (Песахим 22б) на стих «Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи» (Дварим 6:13): «Также имеется в виду: трепещи перед мудрецами Торы» (т.е. трепет перед равом должен быть подобен трепету перед Небесами — Раши). И наши учителя, благословенна память о них, постигли и разъяснили природу этого единства (мудрецов Торы с Ашемом, ведь они еще при жизни так «прилепляются» к Нему, что их души «завязаны в узел жизни у Ашема»; и пока они еще в этом мире, они сами становятся местом пребывания Шехины. Поэтому Рамбан и говорит: «И отсюда» — из вышеприведенных стихов Писания — «выучил раби Акива…»). Однако человек (при жизни) не способен познать Его сущность, ведь такое познание подразумевает полное единение с Ним.

И об этом сказано (Брахот 34б): «Все пророки пророчествовали только о днях Машиаха, но Будущего мира “не видел глаз, кроме Твоего, Б-г” (Йешая 64:3)». И это изречение упоминает Рамбам, да благословенна память о нем, и разъясняет его, сказав: «Мудрецы древности уже дали нам понять, что человек (при жизни) не способен ясно постичь благо Будущего мира, и никто не ведает его величия и великолепия, кроме Святого, благословен Он» (Рамбам, Законы тшувы 8:7). Эти слова Рамбама о превосходстве Будущего мира и его усладах верны, и нам остается лишь согласиться с ними, восхвалив достоинства их автора, да благословенна память о нем.