Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Рамбам о причинах страданий этого мира

Рамбам о причинах страданий этого мира

И великий Рав (раби Моше бен Маймон - Рамбам), благословенна память о нем, уже предвосхитил многое из этого исследования. В своих размышлениях, в 12-ой главе третьей части книги "Путеводитель заблудших", он говорит: "Толпе кажется, что зла в мире больше, чем блага. И когда дни покоя и наслаждения праздности сменяются заботами и тяжелыми болезнями, несчастьями и трудностями, им кажется, что существование человека - зло для него". 

И он поясняет: «Но большинство бедствий обрушиваются на людей из-за собственной неразумности, и по своей глупости мы кричим и вопим, и от бед, которые вызываем на себя по собственной воле, мы изводимся и корчимся от боли. Как сказал Шломо: "Глупость человека извращает его путь, а его сердце гневается на Ашема" (Мишлей 19:3)".

И он объясняет это подробно: "Ведь большинство несчастий происходят с людьми или из-за ущерба, причиненного друг другу, например, из-за распрей и войн, или же из-за вреда, который человек причиняет себе чрезмерным пристрастием к еде, к любовной близости и т.п. И тому, кто сам ввязался в войну, а теперь поражен стрелой, не на кого пенять, кроме себя. И тому, кто ел зараженную пищу, и заболел проказой, и тому, кто переусердствовал в любовных связях и в результате потерял зрение, - не на что пенять, кроме собственной глупости.

И мы также видим людей, которые подвергают себя опасностям перехода через пустыню или через моря, чтобы стать богаче всех своих соседей и "разжиться слитками серебра" и золота (Теилим 68:31). И когда их настигает беда, они начинают причитать, и сетуют на свое время, и поражаются своей несчастной судьбе. Но Святой, благословен Он, не совершает чудес и знамений в мире, чтобы выручить безумцев, попавших в беду из-за недостатков характера.

И еще мы видим людей, имеющих все необходимое, которые однако считают себя убогими и невезучими, по сравнению с теми, кто скопил жемчуг в своих хранилищах. И они жалуются на свою судьбу - и это тоже недостаток характера.
Ведь приобретающий эти излишества не получает ничего необходимого для себя и для своего тела, но приобретает пустые хлопоты, иллюзии или несчастья. И нет недостатка ни в чем у того, кто не имеет этих излишеств. "И не осталось лишнего у того, кто собрал много, а у собравшего мало не было недостатка, - каждый собрал столько, сколько сможет съесть" {Шмот 16:18). И такого рода людей множество в любое время и в любом месте».

И, действительно, наставления Рава (Рамбама), благословенна память о нем, касаются многих, "и подкосившиеся колени он укрепил" (Йов 4:3-4). И он разъясняет там еще, что "блага, необходимые миру, крайне изобильны и имеются во множестве в любом месте, например, вода и пища для пропитания, и нет в мире недостатка в необходимом, а недостает только излишеств, превышающих настоящие потребности человека, например, жемчуга, который можно отыскать лишь в немногих странах - именно потому, что подлинная потребность человека в нем невелика".

И все это должен принять в сердце каждый мыслящий человек, чтобы понять, с каким совершенством упорядочил Творец, да будет Он благословен, Свою Вселенную и как милосердно Он управляет Своими созданиями. Все это должен осознать каждый человек, способный воспринять поучение. Но вопрос о "праведнике, которому плохо" не разрешается этим. Ведь мы не видим мир в целом и не можем исследовать его во всей полноте, но спрашиваем об определенном конкретном человеке: заслуживает ли он той беды, которая пришла к нему, если Святой, благословен Он, воздает каждому по его заслугам? И мы видим, скольких праведников убивают над их книгами или в дни поста, полностью сосредоточенных на молитве. И есть такие, что изначально родились без каких-либо органов. И есть умирающие, не дожив до 20 лет, несмотря на то, что со времени, когда пробуждается сознание, они были праведниками, занятыми Торой и заповедями - и есть у них заслуги, и нет для них наказания с Небес, ведь сказали наши мудрецы (Шабат 89б), что Небесный Суд не наказывает до этого возраста. Это тот же вопрос, что заключен в судьбе праведного Иова, с которым произошли его несчастья, и в истории о Торе и смерти раби Акивы (п.31). И еще более остро стоит вопрос о "нечестивце, которому хорошо", так как это явление еще чаще встречается в мире.

И значимость этого вопроса не уменьшается от того, что лишь немногие "спотыкаются" на нем, и не увеличивается, когда "споткнувшихся" много. Ведь мы "пеняем не человеку" (Иов 21:4), который, совершая, в основном, добрые дела, все же ошибается и заблуждается в чем-то. Но наши "претензии" обращены к "Могучему, все деяния Которого совершенны, и все Его пути - правосудие" (Дварим 32:4), и "нет на них изворотов и кривды" (Мишлей 8:8).

Ты видишь из слов Рава (Рамбама), благословенна память о нем, что вопрос о "нечестивце, которому хорошо", не был сложным в его глазах, так как он объяснял это благоволением Святого, благословен Он, к своим созданиям (п.66). Но основную неясность он видел в вопросе о "праведнике, которому плохо". И он разъяснял, что в целом "мир построен благоволением" (Теилим 89:3), а несчастья и беды "зарабатываются" самими людьми. И он утверждает, что если гибнет праведник, то его смерть - за грех, и его страдания - за проступок (См. Путеводитель заблудших 3:17). И это верно с учетом того, о чем мы написали выше и на что намекнули (в пп.31-32). Благословен знающий истинного Судью и справедливого Вершителя судеб!