Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо

Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо

26) Как для праведников существует много путей искупления, так есть несколько путей, возможных для нечестивцев. Есть нечестивцы, истребление которых откладывается, чтобы даровать им награду за немногие добрые дела, как мы объясняли (пп.8—11). И есть такие, которым даруется жизнь и покой за добро, содеянное их отцами, как сказано по поводу царя Йеу : «За то, что ты сделал добро, совершив праведное в Моих глазах, …твои сыновья до четвертого поколения будут восседать на троне Израиля» ( II Мелахим 10:30). И есть такие, которым продлевается жизнь до полного их раскаяния, как это было с царем Менаше ( II Диврей аямим 33:12—16). И учили от имени вавилонских гаонов: Святой, благословен Он, дарует нечестивцам покой, чтобы испытать этим порочных и лживых, которые утвердятся в своих пороках, говоря: Вот, эти нечестивые вечно пребывают в покое, и богатства много у них (Теилим 73:12). Значит, тщетно служить Б-гу! Какая польза, что мы будем хранить союз с Ним?! (Ср. Малахи 3:14). Но благословен, знающий правду.

27) Однако, ты можешь спросить: «Если наши мудрецы описали эти пути Провидения, исходя из воспринятой ими традиции, из стихов Торы и слов пророков, убеждающих в этом, — если это так, почему же сами пророки поражены тем, что праведные страдают, а порочные благоденствуют? Почему пророк Ирмея так удивлялся судьбе нечестивцев: “Праведен Ты, Ашем, но я буду спорить с Тобой! Лишь о правосудии буду говорить с Тобой — почему путь нечестивых успешен?!” (Ирмея 12:1)? И сказал Давид: “Но напрасно очищал я сердце и омывал в невинности руки — и терзаем я был каждый день” (Теилим 73:13—14). И пророк Йешая, пораженный бедами праведных, восклицал: “Почему Ты сбиваешь нас, Ашем, со Своего пути, ожесточая наши сердца?!” (Йешая 63:17). И сказал пророк Хавакук о тех и других: Зачем Ты показываешь мне несправедливость?! Взгляни на беззаконие — грабеж и насилие передо мной!», и написано: «Потому потеряла силу Тора и вовек не осуществится правосудие, что нечестивый истребляет праведного; поэтому закон искривлен» (Хавакук 1:3—4). И об этом много спорили Йов и его друзья. Да и сами наши мудрецы говорили: «Не дано нам объяснить ни благополучия нечестивых, ни страданий праведных» (Авот 4:15).

28) Знай, что наши мудрецы разошлись во мнениях на эту тему. Есть среди них сказавшие: «Нет смерти без греха и нет страданий без преступления» (Шабат 55а). И в Гемаре опровергают его первое утверждение, что «нет смерти без греха», так как были безгрешные праведники, умершие из-за Древнего Змея, т.е., за грех Первого Человека, ведь и он, и его потомки стали смертными в результате его греха. И подобным образом объясняется смерть потомства первосвященника Эли (даже его далекие потомки умирали в возрасте 18 лет, так как Б-г, в наказание за грех семьи Эли, предрек ему ( I Шмуэль 2:33): «Весь прирост твоего дома будет умирать, едва возмужав» — Рош ашана 18а). Но слова о том, что «нет страданий без преступлений», не оспорены там.

И даже если ты считаешь, что (в Гемаре) отвергнуто все высказывание, и имеется в виду, что страдания, как и смерть, обязательно должны иметь причину, то они могут приходить за грехи отцов, например, из-за Змея, которого упомянул возражающая сторона (в дискуссии).

И сказано в трактате Брахот (7а): «Моше просил, чтобы Ашем открыл ему Свои пути, как написано: “Молю, открой мне Свои пути” (Шмот 33:13). Сказал Ему: “Владыка Вселенной, почему есть праведники, которым хорошо, и праведники, которым плохо, нечестивцы, которым хорошо, и нечестивцы, которым плохо?” Сказал Святой, благословен Он: “Праведник, которому хорошо, — совершенный праведник. Праведник, которому плохо, — это праведник, не достигший совершенства. Грешник, которому хорошо, — обычный грешник. Грешник, которому плохо, — законченный грешник”». Здесь имеется в виду то, что мы объяснили выше (пп.8—11): в этом мире с праведника взыскивают за его немногие грехи, чтобы совершенно очистить его, а грешника награждают за его немногие добрые дела, чтобы он лишился доли в будущем мире. Но в Гемаре приводится и другое объяснение (там же): «Праведник, которому хорошо, — праведник, сын праведника; праведник, которому плохо, — праведник, сын нечестивца и т.д.»

И говорится в Гемаре (там же): «Это противоречит мнению раби Меира». И приводится берайта от имени раби Меира, согласно которой тайна высшего правосудия не была открыта Моше: «Как сказано: “И Я помилую того, кого помилую” (Шмот 33:19) — даже если он недостоин, “и пожалею того, кого пожалею,” — даже если он недостоин» (Брахот 7а). Имеется в виду, «недостоин» — по мнению людей. Другими словами, пути Провидения недоступны пониманию человека.

29) Итак, по первому (приведенному в Гемаре) мнению, на все есть известные нам причины и всему есть разумные объяснения. А речи пророков, пораженных «несправедливостью» небесного приговора, подобны речам больного, измученного своим недугом. И он, придавленный тяжестью своей болезни, вопит от страданий и боли: «И почему это со мной произошло?! И как можно вытерпеть такие страдания?!» Т.е. пророки, с удивлением восклицающие перед Святым, благословен Он: «Владыка Вселенной! Почему Ты с нами так поступаешь?! Неужели мы завершим свои дни в страхе?! А эти нечестивцы, что разрушили Твой святой Храм, вечно ли будут в мире и благополучии?!» — они на самом деле знают, что все это совершается по правде и справедливости.

30) Начиная разбирать эту тему, псалмопевец горько сетовал: «А я — чуть не подкосились мои ноги, чуть не поскользнулись мои стопы, ибо позавидовал я беспутным, увидев благоденствие нечестивцев и т.д.» (Теилим 73:1—2), а затем сформулировал вопрос о «нечестивцах, которым хорошо». И еще он говорил о «праведнике, которому плохо»: «Но напрасно очищал я сердце и омывал в невинности руки — и терзаем я был каждый день…» (там же,13—14). А затем ответил на оба эти вопроса вместе: «И думал я, как понять это — и непостижимо это было для меня, пока я не пришел в святилище Б-га; понял я, каков их конец» (там же,16—17). Другими словами, если при первом размышлении проблема казалась ему неразрешимой, то, когда он мысленно проник в «святилище Б-га» и постиг, что ожидает праведников, а что порочных, он «понял, каков их конец». И он намекает в этом псалме на жизнь будущего мира («Своим советом Ты направишь меня и затем поведешь меня к славе» — там же, 23) и на истребление грешников («И там они оказались в мгновение, исчезли, как сновидение при пробуждении, погибли от ужасов и т.д.» — там же, 19), и на многое, связанное с этим.

31) Но есть среди наших мудрецов полагающие — и это мнение раби Меира в упомянутой нами берайте (п.28), — что, хотя приведенные нами объяснения (п.26) верны и, действительно, судьба многих определяется именно такими путями, тем не менее эти аргументы не объясняют, почему страдают совершенные праведники, а законченные грешники живут долго — в тишине и покое. И в этом суть упреков Йова, на которого по его мнению обрушились страдания, не причиненные грехами. И, действительно, согласно тому, что рассказано в книге Йова, даже Сатан не упоминает никакого греха Йова, а только говорит: «Бескорыстно ли боится Йов Б-га?» (Йов 1:9). И даже если мы скажем, что за Йовом все же числился какой-нибудь проступок, даже, если мы разыщем в его делах мельчайшее прегрешение, тем не менее он спрашивает о праведнике, совершенном во всех отношениях, на которого обрушиваются страдания, приводящие его к гибели и истреблению его имени безо всякого беззакония с его стороны — как Ашем может допустить такое?! И этому нет причины, доступной пониманию людей, но лишь пониманию Б-га Всеведущего, да будет Он благословен.

Рассказывают про раби Акиву, что Святой, благословен Он, показал его Моше в пророческом видении (Менахот 29б): Сказал Моше перед Б-гом: «Владыка Вселенной! Ты мне показал, как он изучал Тору, покажи мне его награду». …Увидел, как сдирают с него плоть железными гребнями. Сказал перед Б-гом: «За такую Тору — такая награда?!». Сказал ему: «Замолчи! Такая мысль взошла передо Мною!» Наши мудрецы имели в виду, что такая мучительная смерть не соответствовала жизни раби Акивы, ибо он был совершенным праведником все свои дни и не нуждался в искуплении каких-либо дурных поступков. И подлинные пружины событий скрыты от нас — такая «мысль взошла» перед Владыкой Мыслей, да будут благословенны Его желания и Его воля.

32) И тем не менее, несмотря на это сокрытие, существует сокровенное понимание, врученное знатокам Торы и кабалы. И на него намекают слова наших мудрецов, включающих его в «тайну зачатия». И мудрецы передают это знание из уст в уста достойным ученикам. И в этом сущность ответа Элиу на упреки Йова. А ведь тебе известно, что Йов был совершенным праведником в его глазах, и по его мнению страданиям Йова не предшествовал ни нечаянный, ни сознательный грех, почему тот и возвышал свой голос, как мы уже упоминали.