Эпоха и Чудо

Эпоха и Чудо

Исторические рамки

Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков. Пророки непременно увидели бы Его и открыли людям. На то они и пророки. В наше время, когда так трудно разобраться в происходящем, многие спрашивают, как мы узнаем о пришествии Машиаха, кто скажет нам об этом? Очевидно, что если бы среди нас был пророк, он известил бы нас, и мы последовали бы за ним. В этом миссия пророка. Поэтому и возникает вопрос: как в эпоху пророков мог быть сокрыт лик Б-жий?

Во времена вавилонского пленения, вплоть до последних лет изгнания, пророки еще существовали: Даниэль и Мордехай, Барух бен Нерия и Эзра, Хаггай и Захария, Малахи и многие другие. Так, через 52 года после разрушения Храма исполнилось одно из самых важных пророчеств: Кир, царь Персии, издал указ о восстановлении дома Б-жьего в Иерусалиме. Это было предсказано пророком Ишайя за 200 лет до того:

”Так сказал Б-г помазаннику Своему Корешу (Киру)... ради Яакова, Моего раба и Израиля, Моего избранного... он построит Мой город и отпустит Моих пленных” (Ишайя, 45).

Произошло это за два года до того, как Ахашверош стал царем, и за четыре года до начала первых событий, описанных в книге Эстер. Для евреев, которым было хорошо знакомо пророчество Ишайи, гуманный жест Кира должен был стать добрым знаком для восстановления Иерусалимского Храма, разрушенного до основания Навуходоносором. Им надо было бы считать особой милостью то, что им, а не Киру, дано это право — восстановить дом Б-жий. Ведь согласно пророчеству Ишайи, Б-жественная воля заключалась в том, чтобы не евреи, а Кир вновь построил Храм и вернул Б-жий народ в священную землю. Но Кир уступил эту привилегию самим евреям.

Неуслышанное пророчество

Кир, горько оплакивавший разрушение Храма, был избран Г-сподом для осуществления древнего пророчества. Он призван был вернуть Б-жественное присутствие на ту священную гору, где Авраам возложил Ицхака на алтарь, где Яаков увидел лестницу, ведущую в небо, где Давид надеялся построить, а Шломо построил Б-жий Храм.

Праведный персидский царь издал указ, разрешавший евреям вернуться на родину. Но только 42 тысячи из них откликнулись на его призыв. 42 тысячи вернулись, а миллионы остались в изгнании. Так происходит всегда, когда Б-г скрывет свой лик от людей: смятение, страх и сомнения овладевают ими. Чего Б-г хочет от нас? Где и как мы должны исполнить Его веления? И в чем состоит смысл Его велений?

Таковы были "декорации”, на фоне которых действующие лица Пурима разыграли свою историю. Еврейский народ был разбросан, подобно щепкам, и растерян. Несмотря на то, что в Вавилоне возродилось изучение Торы, некоторые наиболее выдающиеся представители народа сомневались, должны ли они сохранять верность союзу с Б-гом, после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле. Ведь женщина, отосланная из дома своего супруга, не должна более хранить верность брачному союзу, а выпущенный на свободу раб не подчиняется своему хозяину. В этом проявилось поразительное сомнение, сковавшее народ. Лицо Г-спода все больше скрывалось от людей, скрывалось за множеством завес. После того, как Кир перевел свою столицу в город Шушан в земле Элам, туда же переехали Мордехай и Даниэль. Но они не могли продолжать преподавание Торы в Эламе, как делали это раньше в лучших академиях Вавилона. В Эламе, оплоте царской власти и источнике надежд еврейского народа, отсутствовал дух Торы. Еще одна завеса скрыла лик Б-жий.

Крушение надежд

При Кире работы по восстановлению Храма продолжались, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. К сожалению, в последние месяцы царствования Кир изменил своему решению. Он запретил новым группам евреев переселиться в землю Израиля. Это препятствие вызвало смятение в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были временно приостановлены.

Царствование Кира длилось недолго. Прошло всего цва года со дня обнародования приказа о восстановлении Храма, как царем обширной персидской империи стал Ахашверош. Новый царь не питал теплых чувств к евреям. Существует расхожее мнение, будто он был добродушным выпивохой, который находился всецело под влиянием Амана. Однако мудрецы говорят другое: к власти пришел крайне дурной человек, ненавидевший евреев даже больше, чем Аман. Его жена, царица Вашти, внучка Навухаднецара, яростно возражала против слабых попыток восстановить Храм и настояла на том, чтобы Ахашверош положил конец священному делу, начатому Киром. В конце концов, из' Иерусалима пришло злобное письмо, написанное врагами евреев во главе с сыновьями Амана, в котором говорилось, что строительство Храма — всего лишь камуфляж, под которым происходит деятельная подготовка к восстанию. Ахашверош с удовольствием внял советам своей жены и донесениям своих наблюдателей — последовал запрет продолжать работы в Иерусалиме. Итак, пророчеству Ишайи, казалось, не суждено было совершиться. Лик Г-спода еще более скрылся от людей. Никогда еще еврейский народ не был так одинок и обездолен, как в те дни. Одинок, как жена, оторванная от мужа, и обездолен, как раб, лишенный хозяина.

Грозное пророчество

Было еще одно пророчество, более ясное и более грозное, чем пророчество Ишайи. Оно стало источником разногласий, если не отчаяния.

”Ибо так сказал Г-сподь: когда исполнится в Вавилоне 70 лет, тогда Я вспомню о вас и исполню для вас Свое доброе слово о возвращении вас”. (Иеремия, 29:10)

”Я, Даниэль, вычислил по книгам число лет, о котором было сказано слово Г-спода пророку Иеремии, что 70 лет исполнится над развалинами Иерусалима”. (Даниэль, 9:12)

В чем воля Г-спода?

Был ли указ Кира исполнением пророчества? Если да, то как мог Ахашверош так просто отменить его? Говоря по другому, был ли милостивый жест Кира проявлением воли Б-жьей, целью которой было дать евреям возможность показать свою любовь к Иерусалиму? Возможно, эта любовь оказалась недостаточной, и им было отказано даже в хрупкой надежде на спасение. Еще одна завеса скрыла лик Г-спода.

Что случается, когда лик Б-жий скрыт от нас? Мы перестаем видеть Его руку, творящую историю. Удачи и поражения еврейского народа зависели и зависят от союза с Б-гом и Его Торой. Слова Торы и пророков — это ряд обетов и предостережений. Когда евреи сохраняют верность заветам Создателя, они получают вознаграждение —г как в этой жизни, так и после смерти. Когда же они становятся глухи к Его слову, следует неумолимое возмездие. Однако так бывает, когда нам открыт лик Г-спода и Его воля. Но когда Его лик скрыт, евреи моментально становятся жертвами капризов правителей, превратностей истории и природных катаклизмов. Улыбка Кира, казалось, значила больше, чем пророчество Иеремии, а нахмуренные брови Ахаш-вероша — больше, чем проклятия Моше.

Чей лик сокрыт?

”Где сказано об Эстер в Торе?”

Казалось, Б-г отдалился от людей неожиданно. Но это было предопределено уже в Торе. Не Б-г отдалился от еврейского народа, а еврейский народ сам отдалился, отошел от Б-га. Евреи пренебрегли своей зависимостью от Б-га и верой в высшее ”Я”: ”Я -Г-сподь, Б-г твой”. Создав преграду, скрывшую Его образ, они, таким образом, были сами повинны в том, что лик Г-спода стал невидим для них. Но Он все же был там, за этой преградой. Он видел людей, хотя люди не видели Его. Для того запуганного, смятенного, растерянного поколения дерзостью была попытка сорвать завесу, скрывшую от него Б-га. Вернее, дерзость их заключалась в признании того, что Он Сам создает все завесы. Величие Мордехая и Эстер в том и состояло, что они вновь нашли Его для себя, открыли Его волю другим и тем самым навеки разогнали тьму, скрывавшую Его.

Второй Храм — грозное пророчество

Многие из нас понимают историю не совсем так, как понимает ее еврейская мысль, то есть не так, как подходит к ней Тора. Существует Храм или разрушен — для многих это лишь второстепенный вопрос, относящийся к сфере культуры. Главным вопросом для них. является существование еврейского государства. Тот Иерусалим, который Кир даровал своим еврейским подданным, представлял собой маленький город с окрестностями, то есть не более, чем точку на карте мира. Поселение не более важное по значению, чем любой другой населенный пункт, который дарует своим подчиненным добросердечный правитель. Да, многие привыкли к такому пониманию истории и абсолютно убеждены, что если Священная Земля и имела ранее какое-то значение, то лишь как страна, расположенная на пересечении дорог, соединяющих три континента.

Подлинная история того периода в том виде, в каком его понимает Тора, совершенно отлична от приведенного выше представления. Пророчество Иеремии подобно мечу висело над головами монархов. Для них Храм не был простым строением. Он воплощал собой

понимание жизни, резко отличное от принятого ими. Б-г Израиля являлся силой, несущей гибель царям — от фараона до Санхерива. Если Его народу было суждено спасение, то, значит, Он должен низложить царей, господ, правителей всех стран, как Он делал это раньше, когда они угрожали жизни Его народа. Аман пытался убедить Ахашвероша в том, что евреев можно уничтожить безнаказанно. Но царь, хотя и ненавидел евреев, колебался. ”Я боюсь, что их Б-г сделает мне то, что Он сделал моим предшественникам”, — возражал он. Аман отвечал: ”Евреи спят, они более не выполняют заповедей, как делали когда-то, они не заслуживают Б-жественного заступничества”.

Аман и Ахашверош были более проницательны, чем евреи. Они тоже видели завесу, скрывающую лик Б-жий от евреев, но злодеи знали, что эта завеса — не беспричинное наказание свыше, а лишь следствие поступков самих людей.

Царей преследует страх

Пророчество Иеремии устрашало не одно поколение монархов и их советников. Г-сподь сказал, что Вавилон будет господствовать 70 лет. И 70 лет Иерусалим будет лежать в развалинах. Если пророчеству суждено было сбыться, то монархам предстояло лишиться власти, а их империям — рассыпаться. В ожидании исполнения пророчества цари избегали проявлять неуважение по отношению к Б-гу, боясь тем самым вызвать Его гнев. Они жили в страхе, но они жили так же и в надежде, что разрушение Храма означало конец господства Б-га над людьми, что в результате спячки, охватившей еврейский народ, связь между ним и Б-гом разрушилась. Число 70 представлялось магическим числом.

Если через 70 лет пророчество Иеремии не исполнится, Иерусалим навсегда останется вспаханным полем и приютом для лисиц. Бельшацар, внук и наследник трона Навухаднецара, со страхом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. Пророчество Иеремии было хорошо известно: "Когда пройдут в Вавилоне 70 лет”. Существовавшая тогда Вавилонская империя была основана Навуходоносором в 3318 году (442 г. до н.э.). Он царствовал 45 лет. Его сменил его сын Эвил Меродах, который царствовал еще 23 года. Бельшацар со страхом считал оставшиеся месяцы до того, как он вступит в третий год своего царствования. И вот, семьдесят лет истекли. Он возрадовался, но радость его была неполной. Ему нужно было показать презрение к Б-гу, Которого он уже не боялся. Тогда-то Бельшацар и устроил пир, вошедший в легенду как образец невоздержанности. В честь своего празднества он сделал то, что не осмеливался делать даже его бесстыдный дед: он взял священные сосуды еврейского Храма, чтобы использовать их в своем диком пиршестве. А почему бы и нет? Ведь Иеремия ошибся! Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен. Но ошибся не Иеремия, а Бельшацар. К утру он был мертв.

Чуть ниже мы обсудим, как были вычислены эти 70 лет. Здесь же повторим, что ни один вавилонский царь, даже после разрушения Иерусалима, не осмеливался осквернять его священные сосуды. Они хорошо знали, что, хотя в политическом отношении Иудея была лишь малозначащей провинцией, в духовной сфере она представляла собой значительную силу. Пророчество было для них не фикцией, не мистикой. Им было известно, что каждого, кто осмелится осквернить священные сосуды, ждет жестокое наказание.

Центр власти перемещается

Бельшацар был наказан за свою наглость в ту же самую ночь. Он был убит Дарием, мидийцем, и его зятем Киром, персом. Дарий предложил трон Киру, но последний отказался, так как в пророчестве Даниэля было, сказано, что вавилонское царство перейдет сначала к Мидии, а потом к Персии. Таким образом, с помощью пророчества был решен важнейший государственный вопрос, кто из монархов имеет право на трон империи. Впрочем, продолжительность царствования каждого из царей была ничтожной: Дарий процарствовал год, а Кир - менее трех лет. В 3392 году (368 г. до н.э.) на трон Персидской империи, в новой столице Шушан, взошел Ахашверош.

Но и он посматривал на календарь. 70 лет, когда они закончатся? Бельшацар ошибся в расчете и поплатился за это жизнью. Ахашверош не собирался ошибаться. Согласно его расчетам семьдесят лет истекали на третьем году его царствования. Он отпраздновал это событие 180-дневным пиром, с которого начинается книга Эстер. И он тоже, в ознаменование того, что больше не зависит от пророчества Иеремии, сделал то, чего не осмеливался делать раньше: осквернил священные сосуды Храма. Но и его расчет был ошибочен, хотя ему удалось избежать мгновенного возмездия. Почему? Да потому, что, согласно воле Б-га, он должен был стать отцом того, кто исполнит слова пророков.

Все, что угодно, кроме...

Девять лет спустя Эстер пришла просить за свой народ, и царственно-щедрый Ахашверош, как известно, сказал ей, что она может просить все, что угодно, хоть половину царства, — все будет исполнено. Талмуд уточняет, что он сказал ей, будто она может просить все, кроме одной вещи: того, что может повлиять на судьбу его царства. И что это было? Восстановление Святого Храма. Не забывайте, Ахашверош не знал, что его жена — еврейка. Да и она никогда не давала ему повода думать, что Храм, давно лежавший в развалинах, представляет для нее некоторый интерес. Тем не менее, проявляя щедрость, которую вряд ли кто проявил, чтобы утешить жену, он счел необходимым предупредить ее. Дескать, из всех просьб существует одна, которую он не может выполнить, ибо ее исполнение нанесет непоправимый ущерб его царству: Храм не должен быть восстановлен.

Таким образом, становится ясно, что, хотя 42 тысячи евреев вернулись на родину, Святой город и Святой Храм не давали покоя всем правителям. Заметьте, что это не просто детали историографии, здесь содержится очень важная мысль. Поскольку те, кто занимались изучением Торы, не придавали большого значения изучению истории, поле деятельности оказалось предоставленным тем "историкам”, которые слишком часто эту историю искажали. Приведенные выше примеры по-новому освещают одну из сторон интересующего нас исторического периода, и об этом ничего не сказано в современных исторических книгах. Так что можно с уверенностью сказать, что существующий ныне взгляд на историю подобен завесе, мешающей нам увидеть все в правильном свете.

Таинственные 70 лет

Таинственные 70 лет

Как уже говорилось выше, Иеремия утверждал, будто должно пройти 70 лет господства Вавилона, прежде, чем Б-г вспомнит о евреях; Даниил же говорил, что 70 лет должно пройти со дня разрушения Иерусалима. Как мы уже видели, все цари этого периода со страхом ожидали окончания этого 70-летнего срока и пытались определить роковую для себя дату.

В следующей таблице приведены основные события данного периода, и показано, какие из них были связаны с окончанием 70-летнего срока, а какие — нет. (Материал взят из книги рабби Иосефа Эпштейна Оцар аигерет, которая представляет собой прекрасное сочетание алахи, агады, истории и этических рассуждений на тему праздника Пурим и книги Эстер.)

ГОД

СОБЫТИЯ

3318

Навухаднецар вступает на трон Вавилонской империи.

3319

Навухаднецар побеждает иудейского царя Иоакима. Иудея становится вассальным государством Вавилона.

3327

Навухаднецар побеждает иудейского царя Иехонию. Иудея вновь становится вассальным государством Вавилона.

3338

Навухаднецар разрушает Храм и изгоняет евреев.

3389

Бельшацар, ведший счет 70 лет от восхождения на престол Навухаднецара, устраивает празднество и погибает. Он считает, что ”70 лет господства Вавилона” означают годы правления его династии.

3390

Кир приказывает восстановить Храм. Действительно, прошло 70 лет с начала первого завоевания Иудеи. Б-г вспомнил об Иерусалиме, как Он обещал Иеремии, но время спасения еще не настало.

3392

Ахашверош становится царем и приказывает прекратить восстановление Храма.

3394

Ахашверош на третьем году своего царствования решает, что назначенные 70 лет уже прошли (он вел отсчет от изгнания царя Иехонии). Хотя согласно календарю прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за полный.

3406

Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий, сын Эстер.

3408

Дарий приказывает вновь начать восстановление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима.

Истолкование пророчества

На первый взгляд, столь сильные расхождения в истолковании таинственного 70-летнего срока могут вызвать удивление. Разве пророк не мог объяснить точнее значение этих слов? Разве мудрецы не могли понять их значения?

Пророк понимает ровно столько, сколько Б-г хочет, чтобы он понял, и объясняет лишь то, что Б-г хочет, чтобы он объяснил. Изгнание современных евреев тоже когда-нибудь закончится — таков один из тринадцати принципов Рамбама, составляющих основу иудейской веры. Когда этот день настанет, евреи поймут истинное значение многих пророчеств, в которых говорится об изгнании и спасении. Тогда мы поймем, насколько точны были пророчества о жизни в изгнании и о том, как произойдет спасение. Но до тех пор их слова останутся непонятными, туманными. Воля Б-га состояла в том, чтобы вручить нам раскрытую книгу истории и указать в точности, как будут происходить события, ожидающие нас в будущем. Часто и сам пророк не понимает до конца значения Б-жественного слова, которое он передает своими устами.

Классический пример — пророк Иона. Его пророчеством было: "Ниневия будет повержена”. Причем он был уверен в том, что предрекает разрушение великого города, который будет повержен подобно Содому и Гоморре. Когда же горожане раскаялись и были прощены, Иона решил, что его начнут считать лжепророком. Получается, что Иона не знал истинного значения своего пророчества. Действительно, Ниневия была повержена, но повержена в моральном, нравственном, религиозном смысле. Слова пророчества "Ниневия будет повержена” содержали два возможных значения: если ее люди не раскаются, она будет повержена буквально, а если раскаются, то она, как бывшая империя зла, будет повержена духовно, но жизнь людей будет спасена.

Будущее Спасение

Когда Б-г хочет, чтобы Его слова были поняты, Он делает их понятными. В отношении же бесчисленных пророчеств, касающихся пришествия Машиаха, а также конечного спасения и конца света, Б-г не хотел ясности. Поэтому даже великого рабби Акиву удалось убедить в том, будто Бар Кохба был тем самым Маши-ахом, который исполнит все пророчества и Б-жествен-ные обеты. Ошибка рабби Акивы не умаляет его величия и не вызывает сомнения в истинности пророчеств. Каждый ребенок, изучающий Тору, знает, что Б-г говорил Аврааму о 400-летнем периоде изгнания, кото-г рый начинается с рождения Ицхака, но это знание стало несомненным и всеобщим лишь после Исхода. Таким образом, только будущие события подобно молнии осветят слова Торы, которые пока кажутся неясными.

Ложное милосердие

Уже через несколько недель после Исхода евреи подверглись нападению Амалека. Молитвы Моше, военное искусство Иеошуа и вера евреев помогли одержать победу, за которой вскоре последовало вручение Торы на Синае. Чудо Пурима завершилось другой великой победой над Амалеком, после которой — "постановили иудеи и приняли на себя” (Эстер, 9:27). Эти слова, как объясняют наши мудрецы, были новым принятием Торы, еще более общим, чем у горы Синай.

Известно, что евреям было заповедано уничтожить Амалека. Текст этой заповеди — "вы должны истребить память об Амалеке” — до сих пор ежегодно читается во всех еврейских общинах мира в субботу, которая предшествует празднику Пурим. Собственно говоря, это и есть та заповедь, которую мы должны выполнить, чтобы достичь конечного избавления.

На первый взгляд может показаться, что выполнение этой заповеди есть акт мести за жестокое нападение, происшедшее в 2448 году. Многочисленные комментарии мудрецов во многих поколениях с достаточной ясностью показали, что Амалек —- воплощение зла на земле и что нападение в пустыне было ни чем иным как проявлением его не поддающегося исправлению изъяна. Вот почему Б-г говорит, что не будет окончательного Его торжества до тех пор, пока потомство Амалека не исчезнет с лица Земли.

Милосердие — черта настолько еврейская, что мудрецы ставят под сомнение еврейское происхождение человека, если этот человек жесток. Тем не менее иногда милосердие, когда оно неразумно, может оказаться жестокостью. "Добрая” мать, если она без конца потакает любви ребенка к сладостям, вряд ли заслуживает сочувствия в тот момент, когда она жалуется, что ее ребенок слишком часто посещает зубоврачебный кабинет, и это ее расстраивает, ведь она сама послала его туда. С другой стороны, "жестокая” мать, которая строго следит за питанием своего ребенка, может быть, и вызовет чье-то нарекание, когда запрещает есть ему сладости, в конечном итоге она вырастит здорового ребенка, а это самое главное.

Если бы кто-нибудь убил Гитлера еще до того, как политическое убийство стало приемлемым средством политики, то есть где-нибудь в 1933 году, то государственные деятели и авторы газетных передовиц обрушились бы на этого человека за то, что он с помощью террора решает политические проблемы.Теперь, после всего пережитого, мы знаем, что такое убийство было бы актом милосердия, не имеющим себе равных в истории человечества.

Человеческие представления о добре и зле, о милосердии и жестокости всегда ограничены уже в силу человеческой природы. Для мягкосердечного человека заповедь, требующая без снисхождения везде и всюду уничтожать потомков Амалека, может вызвать отвращение, ведь она идет вразрез со всем, чему его учили. Человеческая жизнь, — скажет он, — священна, а сострадание есть добродетель. Но сострадание и слабость — не одно и то же. Б-г — источник милосердия и добра. Если Он в мудрости Своей говорит нам, что война против зла — это дорога к человеческому совершенству, значит, в этом заключено истинное милосердие. Даровать жизнь Гитлеру, Торквемаде, Титу, Хмельницкому, Амалеку — значит проявить не милосердие, а жестокость.

Шауль и Агаг

Как только Шауль был помазан на царство, ему было велено начать войну с Амалеком. Несмотря на то, что новый царь происходил из крестьянской семьи, в духовном и физическом отношении он был на голову выше остальных евреев. За всю жизнь он совершил всего один грех. Что это был за грех? Когда Шауль стал царем, Давиду исполнилось 29 лет, он давно уже не был подростком-пастухом, как неверно утверждают некоторые историки. Так или иначе, именно Шаулю было оказано предпочтение как лучшему из сыновей Израиля, а не Давиду. В качестве испытания Шаулю было велено закончить дело, начатое Моше и Иеошуа за 438 лет до него: окончательно истребить Амалека, истребить даже скот его. Шауль сказал так: "Убийство

одного человека — несчастье, истребление целой нации — трагедия! И еще: если люди грешны, то чем грешен их скот?” Вопросы вполне логичны. Мы могли бы и сегодня задать их. Голос свыше сказал Шаулю: ”Не будь слишком праведным”. Итак, Шауль, праведный Шауль, попал в ловушку, которая стоила ему трона. Он заменил Б-жественное понимание на свое, так как решил, что может быть милосерднее Б-га. Шауль напал на Амалека и одержал победу, но победа не была полной: царь и его люди заявили, что выполнить заповедь полностью — выше их сил. Кроме всех прочих, был пощажен один человек — царь Агаг, злобный повелитель злобного народа. И, поскольку его пощадили, он продолжал жить со своей женой, так что она зачала и родила ребенка. Через много лет потомок Агага, родившийся благодаря милосердию Шауля, появился на арене еврейской истории. Его имя Аман. Получается, что вледствие человеческого милосердия, противопоставленного высшему, истинному, Б-жествен-ному милосердию, перед евреями опять, как и во времена Амалека, встала угроза полного уничтожения.

Из-за этой единственной ошибки Б-г повелел пророку Шмуэлю лишить Шауля царского трона. В гневе и печали пророк сказал об этом своему помазаннику и велел привести к нему Агага. Агаг прибыл с дарами и подобострастными словами благодарности. Шмуэль сам убил его.

Пророк не был воителем. Никогда до этого его руки не обагрялись кровью. Шмуэль отличался добротой и истинным милосердием. И все же он не стал обращаться к воину или к палачу, чтобы они вместо него осуществили эту казнь. Человек сам должен совершить возложенный на него акт милосердия. Исполнение мицвы ”искорени племя Амалека” и есть акт истинного милосердия, так как он, этот акт, ведет в конечном счете к торжеству Б-га, то есть к избавлению.

Давид и Шими

Часто считают, что Давид был царем-завоевателем, ведшим кровопролитные войны, и что он не мог построить Святой Храм, потому что его целью была, якобы, война, а не мир. Такое мнение возникает из-за поверхностного понимания книг Пророков, которым грешат многие из нас. На самом деле, смыслом жизни Давида были мир и милосердие. Те, кто пал в битвах, которые он вел, были жертвами, принесенными на алтарь Б-га. Что касается строительства Храма, то Давиду действительно не было разрешено возвести его, но совсем по другой причине: народ не был столь же чистым и праведным, как Давид.

Вот один из примеров его праведности. Когда сын царя, Авшалом, восстал против отца, и Давида изгнали из Иерусалима, нашелся один пророк из рода Шауля, Шими бен Гера, учитель Шломо, который встретил изгнанного царя камнями и проклятьями. По еврейскому закону, восставший против царя заслуживает смертного приговора. Поэтому сторонники Давида во главе с Авишаем бен Герция просили разрешения убить Шими. "Почему этот пес поносит имя моего господина, царя? Разреши мне выйти и отрубить ему голову!” Но Давид разрешения не дал. Его милосердие не покинуло его даже в самый мучительный и горький час. ”...Оставь его, пусть проклинает меня, ибо так велел ему Б-г. Может, Б-г увидит мои страдания и вознаградит меня за то, что Он проклинает меня сегодня”.

Так, благодаря милосердию Давида, Шими остался жить и даже имел потомство. Один из его потомков много лет спустя сыграл свою роль в важнейших событиях еврейской истории. Его имя Мордехай.

Не зря говорили во времена Эстер: "Смотри, что сделал мне тот, кто из колена Иеуды, и тот, кто из колена Бениамина...” Что означает эта фраза? О ком из колена Иеуды идет речь, и что он сделал? Речь идет о Давиде, который пощадил Шими, благодаря чему родился Мордехай. А что сделал тот, что из колена Бениамина? Это Шауль, который пощадил Агага, благодаря чему родился Аман, родился, чтобы принести евреям зло.

Итак, есть два рода милосердия — истинное, дающее жизнь Мордехаю, и ложное, дающее жизнь Аману.

Оправдание Шауля

И все же, несмотря на свой проступок, Шауль был человеком великим и правдивым. Пути Г-спода, действительно, неисповедимы. Пусть не всегда мы понимаем, как трудны и справедливы Его пути, все же иногда это понимание нам дается, хотя для этого часто требуются века и такие способности предвидения, которые превышают обычные человеческие возможности.

Все провидящий Б-г сделал так, что, благодаря милосердию, проявленному Давидом к Шими, родились Мордехай и Эстер — потомки царского рода Шауля. Они появились не случайно. Они появились как раз в тот момент, когда человек, родившийся из-за проступка Шауля, уже наводил ужас на евреев Персии и Мидии и заранее радовался предстоящему их истреблению. Вот тогда-то Мордехай и Эстер и совершили то, что не смог сделать их предок Шауль: они заставили евреев раскаяться, и Б-г смилостивился над Своими детьми, разрушив планы Амана.

Эстер — покинутая жена

Несомненно, самая волнующая тема в Мегилле — мучительное положение Эстер. Еврейская девушка, отнюдь не мечтавшая стать царицей, оказывается в гареме среди чужестранцев и проводит там двенадцать месяцев. И чем она занята в течение этого года? Она всего лишь готовится ко встрече с царем! Затем она становится женой царя и оказывается в центре интриг и страстей восточного двора. При этом она вынуждена скрывать свое происхождение и тайно исповедует свою религию. Что за странная судьба!

Согласно нашим мудрецам, страдания Эстер были еще более мучительными. "Мордехай взял ее к себе как дочь”. Что значит "как дочь”? Удочерил? Нет, это означает ”взял к себе в дом как дочь”, то есть ”взял женой”.

Итак, Эстер была женой Мордехая. И оставалась его женой в течение всех лет своего тяжкого испытания, пока жила во дворце с другим мужем, неевреем. На самом деле, именно это тяжкое испытание убедило Мордехая, что Эстер не волею случая, а по воле Б-га вынуждена была принять участие в нелепом состязании красавиц, устроенном Ахашверошем.

Эстер была пророчицей, женщиной глубоко праведной. Как замужняя женщина она, согласно персидским законам того времени, не могла стать царицей. Выбрав замужнюю женщину, персы нарушили собственный закон. Но Эстер заслуживала того, чтобы для нее совершилось чудо и ее выделили среди нескольких сотен претенденток на трон. Каждый, кто ее видел, был очарован. Мордехай, мудрец, заслуженно наделенный пророческим видением, безусловно знал, что привлекательность ее для того и дана ей Б-гом, чтобы завоевать сердце царя. Отсюда становится понятным Б-жественный план: Эстер жила во дворце не для того, чтобы стать царской супругой, а для какой-то более возвышенной цели.

Эстер не утратила мужества, а Мордехай сохранял надежду на лучшее. В словах ее молитвы, обращенной к Б-гу, произнесенных в момент, когда она готовилась, нарушив запрет, предстать перед Ахашверошем, чтобы просить его сохранить жизнь своим братьям, мы можем почувствовать всю тяжесть ее испытания: ”Б-г мой, Б-г мой, почему Ты оставил меня? Почему Ты изменил законы мира и направил их против меня? Ведь Сарра была взята фараоном только на одну ночь, однако фараон и его домашние были наказаны. Я же на столько лет отдана злейшему из людей, и никакие чудеса не помогают мне. Три специальных заповеди есть для еврейских женщин, я соблюдаю их даже здесь. Так почему же Ты оставил меня?”

Эстер и Алаха

Согласно тем, кто утверждает, что Эстер была женой Мордехая, ее положение было необычайно тяжелым с точки зрения Алахи, еврейского закона. Она совершила два греха, хотя и не по своей воле, которых должен избегать каждый еврей, пусть даже для этого ему придется пожертвовать жизнью. Вот они эти два греха. Первый: она как замужняя женщина виновна в измене своему мужу. И второй: живя со злодеем Ахашверошем, она осквернила Имя Б-га.

Есть еще и третье сложное обстоятельство: замужняя женщина, изменившая супругу, если только ее не принудили к измене, уже не может жить со своим мужем. То есть добровольная измена делает женщину запрещенной для мужа. Когда Эстер шла просить за свой народ, она делала это добровольно, а значит, она навсегда теряла своего мужа, Мордехая. В Талмуде эта тема рассматривается, главным образом, в трактатах Кетубот и Санхедрин, где комментаторы подробно исследуют вопрос со всех сторон. Мы остановимся лишь на некоторых соображениях. Каждый, кто хочет получить более полную информацию на данную тему, может обратиться к первоисточникам.

Прежде всего, надо заметить, что приведенные ниже рассуждения не должны использоваться в качестве основы для алахических решений. За все время своей жизни с Ахашверошем Эстер ни разу добровольно не совершила ни греха измены, ни греха осквернения Б-жественного Имени. Ее праведность была настолько велика, что у нас нет никаких оснований сомневаться в отвращении, с которым она была вынуждена подчиниться царю. Также нельзя подозревать ее и в том, будто это отвращение могло со временем' ослабеть из-за соблазнов жизни во дворце.

Рассматривая поступок, касающийся осквернения Имени Б-га, важно также учитывать — настаивал ли насильник, требовавший от еврея совершить этот поступок, на том, чтобы последний нарушил законы своей религии? Или он принуждал к осквернению Имени, не интересуясь какими-то там законами? Ахашверош, как известно, руководствовался только своими чувствами. Он не знал, что Эстер — еврейка, а значит, не намеревался заставить ее нарушить религиозный закон. Даже после того, как она открыла ему свое происхождение, он захотел, чтобы она осталась его женой. И не потому, что хотел осквернить ее веру, а потому, что любил ее. До того рокового дня, когда Эстер предстала перед царем по своей воле, Мордехай не сомневался, что она оставалась его женой. Со своей стороны Эстер опасалась, что после атого проступка Мордехай заподозрит, будто она действовала как искусительница, и не пожелает более оставаться ее мужем. И все это несмотря на то, что только обстоятельства вынудили ее так поступить.

Завеса исчезает

История еврейского народа вплоть до вавилонского изгнания полна чудес. В течение жизни буквально каждого поколения совершались чудеса. Видя их или слушая о них рассказы очевидцев, каждый еврей мог укрепить свою веру. Само посещение Святого Храма позволяло узреть творящую руку Г-спода. Однако еврейская верагоснована не на чудесах, — вера должна иметь более глубоки| корни.

Что такое чудо? Любое чудо можно попытаться объяснить с точки зрения здравого смысла. Чудо можно неправильно истолковать, поэтому на него трудно полагаться. Более того, если человек во всем полагается на чудеса и придает им слишком большое значение, вера его может ослабнуть, поскольку в этом случае он забывает, что рука Г-спода всегда присутствует в том, что мы привыкли называть природой. Она, Его рука, присутствует всегда и везде, а не только в том эпизоде, когда воды Красного моря расступились перед евреями на их пути из Египта. Читая Шмоне Эсре, мы благодарим Б-га за чудеса, совершаемые с нами каждый день, и это не просто красивые слова. Жизнь существует лишь благодаря тому, что Б-г творит ее постоянно. Мир перестал бы существовать, если бы Он не творил жизнь.

В определенной степени утверждение, что вся история еврейского народа представляет собой цепь чудесных событий и примеров Б-жественного вмешательства, скрывает от нас истинную сущность Его власти. Когда придают слишком большое значение творимым Им чудесам, как правило, забывают о том, что Он всегда направляет нас. В иврите слово ”мир” происходит от корня, означающего "скрытый”, ибо в этом мире Б-г от нас скрыт. Человек может молиться три раза в день, в точности соблюдать все заповеди и все же быть убежденным в том, будто его деловой успех или карьера зависят от тяжелого труда, образования, суммы капиталовложений, превосходства в силе, более искусного планирования и т.д. Но разве воля Б-га не является причиной успеха по крайней мере в такой же степени? Человек не замечает этого. Не замечает настолько, что ставит под сомнение зависимость своей судьбы от Б-га.

Именно поэтому Б-г скрыт от нас в этом мире: человек сам должен найти истину во мраке. Неверующий всегда придумает основание для сомнений и плохих действий. Вот пример. Потоп произошел в 1656 году от сотворения мира. Строители вавилонской башни изобрели теорию, соглано которой каждые 1656 лет основы мира сотрясаются и это вызывает потоп, поэтому до наступления определенного срока люди могут считать себя в безопасности и поступать как им хочется. Подобным же образом фараон нашел объяснение египетским казням. То же самое проделал Бельшацар: он обосновал свое неверие с помощью расчетов. Такие вещи происходили во все века. Б-г не внедряет веру в наш ум и сердце насильно. Он помещает нас в мир, где Он скрыт от нас. Б-г ждет, что мы сами найдем путь к истине, ибо Он дал нам все, чтобы найти истину. Конечно, если мы действительно хотим ее найти.

Период явных чудес в еврейской истории закончился во времена Эстер и Мордехая. История приобрела новый, иной характер. Теперь евреи должны были научиться тому, что не только небесный огонь и расступающиеся морские воды, но и .события повседневной жизни суть проявление Его Воли.

Головоломка, заданная Б-гом

Аман был в ярости, когда строил планы мести еврейскому народу. Почему? Да потому что, видите ли, Мордехай отказался поклониться ему. Мордехай, этот еврейский Дон-Кихот, отказался почтить поклоном советника короля, хотя для Мордехая в этом не было ничего унизительного, с точки зрения восточного этикета. То был обычный знак почтения. Ведь приветствовал же подобным образом Яаков Эсава, хотя никакой царский указ не вынуждал его кланяться. Так почему Мордехай заупрямился? — негодовал Аман.

Однако не в этом была причина опасности. Истинная причина была в том, что, нарушив запрет Мордехая, евреи позволили себе принять участие в пире, устроенном Ахашверошем. Мы помним, что пир происходил на третьем году царствования Ахашвероша, а указ об уничтожении евреев был издан на двенадцатом году. Какая могла быть связь между двумя этими событиями? Может быть, действительно, Мордехай был неправ?

События, представлявшие собой части Б-жественного плана, постепенно превращались в целостную картину. Внезапно отдельные звенья сложились в цепочки, цепочки соединились в цепь, цепь удержала якорь, а этот якорь спас евреев от бури. И то, что казалось вполне резонным ранее, потеряло резон: Мордехай, этот Дон-Кихот, оказался прав.

Вот звенья одной цепи. Пир, устроенный Ахашверошем, должен был оказаться гибельным для евреев. Но прежде он оказался гибельным для царицы Вашти, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала царицей, она смогла, благодаря своему положению, просить царя спасти ее народ и усмирить гнев Амана. Для этого она пригласила царя принять участие в трапезе.

Звенья другой цепочки. Бигтан и Тереш составили заговор против Ахашвероша. Поскольку, благодаря Эстер, царь назначил Мордехая на высокую должность, последний смог заблаговременно узнать об этом заговоре и передать о нем Эстер. Та рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и оставалось забытым до той замечательной ночи, когда Б-г нарушил сон царя.

Звенья третьей цепочки. Царь назначил Амана на высокий пост, и все должны были преклоняться перед недавно возвышенным потомком Агага. Отказался один Мордехай. Аман, уверенный в своей влиятельности и власти (даже над женой царя), построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз тогда, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай спас ему жизнь.

Развитие событий достигло апогея. Части Б-жественного плана соединились в единое целое, и Аман, а с ним и большая часть сил Амалека погибли. Так были спасены евреи.

Имя Б-га не упомянуто

Книга Эстер — единственная из 24 священных книг, в которой не упоминается имя Б-га. По крайней мере впрямую, поскольку комментаторы объясняют, что слово ”царь” всегда есть упоминание о Б-ге, Царе вселенной. Его имя упоминается в книге еще в одном виде — в форме акростиха. Тем не менее, то, что Его Имя не указано прямо, выделяет эту книгу из всех других книг Танаха.

Все это безусловно так. Чудо Пурима совершилось в последние годы Вавилонского изгнания, в то время, когда Б-г был сокрыт от людей за тысячью завес, когда евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они и далее оставаться верными своему Б-гу, более верными, чем отвергнутая жена своему мужу или отпущенный на свободу раб — своему бывшему хозяину. Свершилось чудо Пурима в земле Элам, лишенной духовной жизни, лишенной духа Торы.

Однако именно в потерянное это время и в этом заброшенном месте "случайные” события стали соединяться в единую цепь, которая спасла евреев и навсегда соединила их с теми днями, когда Б-г присутствовал во всем. Чудо Пурима показало им, что Б-г все еще присутствовал во всем, что так было и будет всегда, даже когда Его присутствие проявляется лишь в действиях того или иного царя или в отдельных случайных событиях истории, смысл которых раскрывается для верующего человека в словах: ”Я есть первый, Я есть последний, и кроме Меня нет более Б-га”.

Установите праздник в честь меня

Эстер попросила мудрецов установить праздник Пурим для всех поколений. Мудрецы отказались, заявив, что это может вызвать враждебность со стороны неевреев. На это она ответила так: ”Эта история уже записана в царских хрониках Мидии и Персии”. Установить праздник и записать всю историю в священную книгу означало признать, что цепь событий, приведших к спасению евреев, была результатом несомненного чуда. Этого, — говорили мудрецы, — делать нельзя. Ведь евреи все еще находились под властью Персии, и ее правители были бы недовольны, если б евреи объявили, что с помощью Б-жественного вмешательства удалось восторжествовать над высшей властью империи.

Итак, Эстер ответила, что все опасения неосновательны. История уже записана в царских хрониках. Налицо явные признаки, что произошло чудо. Слишком много было совпадений и слишком удачно они сложились в единое целое. Даже персы и мидийцы признали, что в этих событиях видна, хотя и скрыто, рука Г-спода.

Власть Б-га

Из десяти проявлений Б-жественной власти, указанных в Каббале, последняя — это царская власть. Как правитель нации, царь представляет собой воплощение власти. У него могут быть министры или советники, направляющие ход событий в определенное русло с помощью советов и махинаций. Но только царь воплощает в себе правительственную власть. Что мы понимаем под правительственной властью? В наши дни, например, глава государства выше по своим полномочиям, чем глава правительства. Премьер-министр тоже может обладать значительной властью, но он пользуется ею, выступая от имени интересов государства. Государство же представлено в лице короля или президента, — именно они воплощают собой государство. Г-сподь наделил царей абсолютной властью, дабы они стали прямым воплощением Его власти над ними.

В длинной цепи событий всегда есть кульминационная точка, где Б-г открывается людям. Нигде это не проявляется так, как в книге Эстер. В этой книге не упоминается имя Б-га, но когда все кончилось, всем открылось Его присутствие во всем, что произошло. Все отдельные события соединились в одно целое, план Б-га был безупречен. Поэтому Эстер действительно могла сказать мудрецам, что все стало явным. Все поняли, что Б-г правит делами людей так же, как Он делал это в Египте, в пустыне сорокалетнего блуждания, в земле Израиля, и что Он правит так же из-за завесы случайных совпадений, как Он делал это в Шушане.

Именно потому, что Имени Б-га нет в книге Эстер, Он присутствует там еще более, чем в какой-либо другой священной книге. Именно в книге Эстер мы видим Его абсолютную власть, конечное проявление Его бесконечной мудрости и могущества в земных, на первый взгляд, событиях нашей планеты.

В этом, может быть, и заключается причина того, что Б-г назван в книге Эстер Царем. В сравнении с этой земной царской властью — сущность его власти постигается наиболее ясно.

власти. У него могут быть министры или советники, направляющие ход событий в определенное русло с помощью советов и махинаций. Но только царь воплощает в себе правительственную власть. Что мы понимаем под правительственной властью? В наши дни, например, глава государства выше по своим полномочиям, чем глава правительства. Премьер-министр тоже может обладать значительной властью, но он пользуется ею, выступая от имени интересов государства. Государство же представлено в лице короля или президента, — именно они воплощают собой государство. Г-сподь наделил царей абсолютной властью, дабы они стали прямым воплощением Его власти над ними.

В длинной цепи событий всегда есть кульминационная точка, где Б-г открывается людям. Нигде это не проявляется так, как в книге Эстер. В этой книге не упоминается имя Б-га, но когда все кончилось, всем открылось Его присутствие во всем, что произошло. Все отдельные события соединились в одно целое, план Б-га был безупречен. Поэтому Эстер действительно могла сказать мудрецам, что все стало явным. Все поняли, что Б-г правит делами людей так же, как Он делал это в Египте, в пустыне сорокалетнего блуждания, в земле Израиля, и что Он правит так же из-за завесы случайных совпадений, как Он делал это в Шушане.

Именно потому, что Имени Б-га нет в книге Эстер, Он присутствует там еще более, чем в какой-либо другой священной книге. Именно в книге Эстер мы видим Его абсолютную власть, конечное проявление Его бесконечной мудрости и могущества в земных, на первый взгляд, событиях нашей планеты.

В этом, может быть, и заключается причина того, что Б-г назван в книге Эстер Царем. В сравнении с этой земной царской властью — сущность его власти постигается наиболее ясно.

власти. У него могут быть министры или советники, направляющие ход событий в определенное русло с помощью советов и махинаций. Но только царь воплощает в себе правительственную власть. Что мы понимаем под правительственной властью? В наши дни, например, глава государства выше по своим полномочиям, чем глава правительства. Премьер-министр тоже может обладать значительной властью, но он пользуется ею, выступая от имени интересов государства. Государство же представлено в лице короля или президента, — именно они воплощают собой государство. Г-сподь наделил царей абсолютной властью, дабы они стали прямым воплощением Его власти над ними.

В длинной цепи событий всегда есть кульминационная точка, где Б-г открывается людям. Нигде это не проявляется так, как в книге Эстер. В этой книге не упоминается имя Б-га, но когда все кончилось, всем открылось Его присутствие во всем, что произошло. Все отдельные события соединились в одно целое, план Б-га был безупречен. Поэтому Эстер действительно могла сказать мудрецам, что все стало явным. Все поняли, что Б-г правит делами людей так же, как Он делал это в Египте, в пустыне сороколетнего блуждания, в земле Израиля, и что Он правит так же из-за завесы случайных совпадений, как Он делал это в Шушане.

Именно потому, что Имени Б-га нет в книге Эстер, Он присутствует там еще более, чем в какой-либо другой священной книге. Именно в книге Эстер мы видим Его абсолютную власть, конечное проявление Его бесконечной мудрости и могущества в земных, на первый взгляд, событиях нашей планеты.

В этом, может быть, и заключается причина того, что Б-г назван в книге Эстер Царем. В сравнении с этой земной царской властью — сущность его власти постигается наиболее ясно.

Нет, Он не скрыт от нас. Нам только кажется, что Он скрыт. Мы сами должны искать Его в каждом событии в нашей жизни. Мегиллат Эстер показывает, как это сделать. Нужно лишь суметь прочесть эти наставления.