Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Дух Шаббата

Дух Шаббата

Значение Шаббата

Наши мудрецы называют Шаббат — Иесод А-Эмуна — основой основ нашей веры, и это не преувеличение. Потому что наиболее возвышенные мысли, которыми Иудаизм облагородил человеческий ум, высочайшие идеалы, за которые наш народ отдал в течение тысячелетий неисчислимое количество жизней, полностью сконцентрированы в Шаббат.

Благородство труда

״Шесть дней будешь ты трудиться и делать все, что тебе положено”. Основа Шаббат, таким образом — работа, труд, облагороженный заповедью Б-га. Работа — это не унижение, а священное право человека. Сколько веков, даже тысячелетий должно было пройти, чтобы мир осознал эту фундаментальную истину! Действительно, долгий путь отделяет греческую и римскую концепцию труда, как унижения, с вытекающим из этого ущемлением прав трудящегося, от существующего на сегодняшний день положения работающего человека. Какого количества социальных смут и невзгод, какого количества войн и революций, какого количества кровопролитий могло бы избежать человечество, если бы библейский идеал благородства труда был бы с самого начала основой социального порядка!

Еврейское предание рассказывает нам, что Адам смирился со своей судьбой лишь тогда, когда он узнал, что должен будет работать. Работа действительно является исключительным правом свободного творческого человека. ״Величественен труд”, говорят наши мудрецы, ״потому что он облагораживает трудящегося”.1

Духовная свобода

И все-таки работа — это еще не все. Работа может сделать человека свободным, но можно стать и рабом работы. Как следует из Талмуда, когда Б-г создал небо и землю, они беспрерывно разматывались — ״подобно двум веретенам с нитью”, вплоть до того, как их Создатель воззвал к ним: ״Достаточно!”2 После созидательной деятельности Б-га последовал Шаббат, когда Он умышленно приостановил свой созидательный труд. Это в большей степени, чем что бы то ни было, характеризует Его как свободного Творца, свободно контролирующего и ограничивающего творение, которое Он вызвал к существованию в соответствии с Его волей — Творца, сознающего назначение своих действий.

Таким образом, не работу, а ״приостановление работы” Б-г избрал символом Его свободного творения мира. Прекращая труд каждый Шаббат по процедуре, предписанной Торой, еврей является свидетелем творческой мощи Б-га, а также обнаруживает истинное величие Человека. Звезды и планеты, однажды начавшие свое свободное вращение, продолжают его слепо, бесконечно, движимые естественными законами причины и следствия. Человек же может положить предел своему труду актом веры, чтобы он не превратился в бессмысленную рутину. Соблюдая Шаббат, еврей становится, как говорят наши мудрецы: — ״подобным Самому Б-гу”. Подобно Б-гу, он является властелином труда, а не рабом его.

Человек, однако, по-настоящему велик только тогда, когда он добровольно сотрудничает в Б-жеском творении мира, поставив свою свободу на службу Б-гу и другим людям. Тогда он становится, по словам Рабби — ״партнером в процессе создания мира”.3

Но может случиться и так, что свобода человека приведет к его падению. Его огромная власть над природой, которая дает ему возможность контролировать ее и управлять ею, использовать ее энергию, лепить и приспосабливать ее к своей воле — сама эта власть с роковой легкостью заставляет человека возомнить себя творцом, неподвластным кому-либо, стоящему выше его. Наш двадцатый век показал, что случается с миром и человечеством, когда господствуют такие идеи.

Но тут, к счастью, приходит Шаббат. Как мы увидим дальше во всех деталях, в этой книге показаны основные аспекты соблюдения Шаббат.

Признать фундаментальную истину о сотворении мира Б-гом совсем нетрудно. Но что это означает для рядового человека? Почти ничего. Но и тут, как всегда, .Тора не удовлетворяется просто теорией. Тору интересуют действия — практический результат. Такой подход вызывает к жизни доктрину:

״Живя в мире Б-га, как Его создания, мы должны поставить все наши человеческие силы Ему на службу. Только так можем мы оправдать наше существование и обеспечить, в то же время, собственное благополучие и благополучие человечества”.

Законоположения Шаббат как раз и служат для того, чтобы мы всегда помнили об этих практических соображениях. В этот день мы отказываемся от присущих человечеству устремлений к производству и созиданию в материальной сфере. Этой самой бездеятельностью мы складываем эти устремления, как символ почтения, к ногам Б-га, который дал их нам. Эта основная идея Шаббат будет развернута более широко в последующих главах. Если же мы напряжем слух, то мы можем уже сейчас уловить то, что Б-г сказал первому человеческому существу:

״Я поместил тебя в мой мир; все то, что я создал, — для тебя. Постарайся же не испортить и не разрушить мой мир!יי

Вот в чем сущность Шаббат. Тот же самый акт, который возвещает свободу человека, утверждает его подчиненность Б-гу.

Употребить все свои силы на служение Б-гу — нет большей свободы, чем эта.

1) Вавилонский Талмуд (Недарим, 496).

2) Вавилонский Талмуд (Хагига, 12а)

3) Вавилонский Талмуд (Шаббат 10а).

Шаббат и жизнь

Еще одна благодать исходит от Шаббат — благодать ״отдыха”. Эта менуха нечто гораздо большее, чем просто физический отдых. Это — умонастроение, духовное состояние, создаваемое Шаббат. Оно заключает в себе очень многое.

Гордостью является освобождение от рабства насущных требований жизни.

Помимо рабства работы есть еще и настоятельные требования нашей технической цивилизации — автобус, автомобиль, телефон; кроме того, требования нашей технической индустрии развлечений — радио, телевидение, кино . . . До тех пор, пока мы не задумываемся над этим всерьез, многие из нас и не подозревают, сколько жизненной энергии отнимают у нас эти вещи — мы не сознаем степени нашей порабощенности. Достаточно привести только один пример: многие ли могут усидеть в комнате наедине со звонящим телефоном, не отвечая на звонок. Его призывам нельзя противостоять: мы знаем, что рано или поздно мы должны ответить на него.

В Шаббат это ״должны” не существует. Это облегчение, успокоение духа, которое приносит настоящий еврейский Шаббат, нужно испытать для того, чтобы поверить в него.

Дух менухи находит свое явное выражение в принятии пищи в Шаббат, когда счастливый круг семьи и друзей, удовольствие от вкусной пищи, застольные песни во славу Б-га и Шаббат, сочетаясь, создают совершенно неповторимую атмосферу.

В этой атмосфере Шаббат очень легко почувствовать близость Б-га и посмотреть в лицо жизни без тревоги и без сожалений, в уверенности, что все мы находимся под Его опекой.

После того, как подкрепилась плоть и ослабилось нервное напряжение, ум устремляется, в свою очередь, к достижению более тесного контакта с Б-гом, предаваясь изучению Его Торы не в качестве интеллектуального времяпровождения, а с ясным сознанием, что это — единственный источник истины и истинной жизни для еврея. Если мы сделаем эту духовную деятельность неотъемлемым содержанием отдыха в Шаббат, тогда, после того, как Шаббат закончится, мы будем во всех отношениях лучше подготовлены к проблемам предстояшей недели и лучше подготовлены, в действительности, к проблемам, которые ставит перед нами жизнь.

Благо Шаббат не сводится к жизни индивидуума. После того, как Шаббат поможет еврею обрести себя, Шаббат поможет ему обрести друга. Одним из основных правил в заповедях Шаббат является: ״ . . . чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты.” (Второзаконие 5, 14)

Хозяин подобен рабу, а раб подобен хозяину! Возможно ли осознать сегодня, чтб это равенство должно было означать в то время, когда раб был ничем иным, как одушевленным предметом, который мог быть сломан и разрушен по желанию хозяина? В Шаббат раб и хозяин общаются как равные, как свободные личности. Шаббат вернул рабу его человеческое достоинство. Отдых Шаббат и свобода Шаббат не обходит также и ״чужестранца, постучавшегося в дом”. Так была положена основа братству людей. Как мы увидим в дальнейшем, даже домашний скот не исключается из небесного благословения отдыха в Шаббат. Даже за животными нельзя не признать благородства Б-жьего создания.

Итак, Шаббат — это еженедельный священный протест против рабства и угнетения. Поднимая свою Кидуш — чашу в пятницу вечером, еврей связывает создание мира со свободой человека, объявляя этим самым рабство и угнетение смертным грехом против самих основ вселенной. Можно ли удивляться тому, что тираны всех времен не позволяли Израилю праздновать Шаббат?

Духовные устремления

Мы видим, что Шаббат является источником всего духовного и социального прогресса, что он связан с высочайшими цомыслами и стремлениями человека: Б-гом, благородством человеческой души, свободой и равенством человека, превосходством духа над материей.

Не удивительно поэтому, что пророки Израиля избрали Шаббат символом всего светлого и благородного.

״Счастлив человек, который выполняет это, и сын человека, который удерживается этим: тот, кто оберегает Шаббат от осквернения и свою руку — от творения зла”.4

Та же самая мысль о выражении в Шаббат всех высочайших человеческих устремлений высказана в Книге Нехемии (9,13).

״И снизошел Ты на гору Синай, и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые — и дал им познать Твой священный Шаббат”.

Наши мудрецы, с их соверешенно уникальным даром изречений, дали выражение тому факту, что Шаббат — сущность еврейской жизни и мысли, в следующих словах: ״Если бы Б-г не привел нас на гору Синай, а только дал нам Шаббат — этого было бы достаточно”. Этого действительно было бы достаточно, потому что Шаббат — сущность всего Иудаизма.

4) Исайя, 56, 2, 20