Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Концепция Мелахи

Концепция Мелахи

Что такое мелаха?

Как следует соблюдать Шаббат, чтобы его высочайшее предназначение воплотилось в еврейской душе?

Ответ Торы совершенно ясен. Как мы уже видели, следует воздержатсья от работы; само название означает именно это.

,, Ты не должен заниматься никакой работою . . . . ”

Вновь и вновь Тора настаивает на этом, как на необходимом условии сущности соблюдения Шаббат.

Теперь мы должны разобратся в том, что Тора подразумевает под ,,работой”, — и здесь мы можем прийти к довольно неожиданным заключениям.

Мелаха и работа

Понятий, что ,,работа” (по выражению Торы — мелаха) ни в коем случае не идентична физическому напряжению или нагрузке. Вы не нарушаете Шаббат, если переносите очень тяжелый груз у себя дома, но если вы вынесете на улицу хотя бы маленькую книжечку, вы оскверните Шаббат. Нельзя сказать, что Тора просто запрещает выполнять наши повседневные обязанности. В законы Шаббат входит и это запрещение, но они включают и многое другое. Поэтому понятно, что они должны основываться на каком-то ином принципе.

Что в действительности подразумевается под ״работой” в библейской заповеди: ,,Ты не должен заниматься никакой работою” можно установить только при тщательном изучении устных преданий.

И лучше всего не пользоваться переводом слов ,,работа” и ״труд”, а сохранить специальный термин ״мелаха”. Отчетливое осознание природы ״мелахи” жизненно важно для правильного понимания Шаббат в том смысле, в котором это подразумевается Торой, и так, как Шаббат соблюдается по сегодняшний день теми евреями, которые не забывают о своем великом наследии.

Шаббат в Торе

Основным источником в Торе для определения мелахи служит положение о том, что все виды деятельности, необходимые для строительства Храма должны быть прекращены в день Шаббат. (Исход 31,13)

Все они совершенно    точно выражаются термином ״мелаха” (מלאכה).

Вот перечень этих видов ״деятельности”, взятый из Мишны (Шаббат 7,2).

1. Вспашка

2. Сев

3. Жатва

4. Сноповязание

5. Молотьба

6. Веяние

7. Отбор зерна

8. Просеивание

9. Помол

10. Замешивание теста

11. Выпечка

12. Стрижка овец

13. Отбеливание шерсти

14. Трепка сырца

15. Окрашивание

16. Прядение

17-19. Ткаческие операции

20. Распускание пряжи

21. Завязывание узла

22. Развязывание узла

23. Шитьё

24. Разрыв ткани

25. Установка ловушек и охота

26. Забой скота

27. Выделывание кожи и шкур

28. дублени кожи

Скобление кожи

30. Клеймование

31. Кройка материала

32. Писание

33. Стирание написаннного

34. Строительство

35. Разрушение

36. Загжигание огня

37. Тушение огня

38. Завершающий удар (завершение незаконченного изделия)

39. Перенос ноши в общественное место или наоборот

Если мы тщательно изучим этот перечень, то обнаружится удивительный факт. Этот перечень лежит в разряде всех основных видов человеческой деятельности. Едва ли это случайно.• Однако, в нашу задачу сейчас не входит вдаваться в возможные причины этого, связанные со строительством храма. Нас интересует то, что Тора дала нам здесь ясное определение природы и масштаба ״мелахи”.

В дополнение к этому определенные виды ״мелахи” упомянуты в других местах Торы; такие как ״ношение нош” (Исход 16,29; 5,32) и ״зажигание огня” (Исход 35,3) и в каждом случае проливается свет на законы Шаббат в целом.

Центральная концепция

Изложенные законы обрисовывают, таким образом, очертание законодательства Шаббат. Устные предания должны только дополнить детали, давая четкие опредевения и прилагая данные принципы ко всем практическим проблемам, которые возникают в повседневной жизни.

По всем практическим вопросам следует поэтому прибегать к помощи устного предания — Алахи.

Кзждый человек, изучающий Алаху, может сам увидеть огромную, логично организованную систему ее законов.

Чем глубже он будет ее изучать, тем яснее будет становиться ему, что это действительно система — не беспорядочное нагромождение правил, а последовательный, организованный комплекс законов, берущих свое начало и сходящихся, в конце концов, к одной центральной основной идее.

В чем же тогда заключается этот объединяющий принцип, лежащий в основе мелахи и образующий фундамент всего Шаббат?

Найти такой принцип чрезвычайно важно, потому что инчто не причинило столько вреда правильному соблюдению Шаббат ,сколько общее ошибочное представление о том, что мелаха может быть просто приравнена к физическому усилию или работе.

Многие еврейские мыслители пытались сформулировать центральное понятие такого рода и найти, таким образом, ключ ко всей обширной системе законов Шаббат.

Толкование, предложенное Рабби Самсоном Рафаэлем Гиршем, одним из ведущих еврейских мыслителей прошлого века, является наиболее приемлемым для современного образа мышления.

Идея, лежащая в основе мелахи

Давая свое толкование ״мелахй”, Рабби С.Р. Гирш начинает с основной идеи о том, что Шаббат отдает дань Б-гу как Всевышнему Творцу неба и земли, и всего, что находится на них. Человек же занят постоянной борьбой для завоевания власти над Б-жьим творением, чтобы подчинить себе природу. Используя данные Б-гом разум, мастерство и энергию, он значительно преуспел в этом. Но он постоянно подвергается опасности забыть свое происхождение — свою полную зависимость от Господа. Он забывает, что силы, которые он использует для завоевания природы, даны ему его Творцом, служению которому должны быть посвящены вся его жизнь и труд.

Задача народа Израиля

В мире, где повседневным является забвение Б-га, на Израиль возлагается задача сохранения этой важнейшей истины для спасения всего человечества. Б-г пожелал поэтому, чтобы еврей, преобразуя и контролируя свою среду, подобно любому другому человеческому существу, признал и показал, что он признает тот факт, что Некто, стоящий выше его, дал ему власть над природой. Это признание он должен выражать посвящением одного дня недели Б-гу и отказом в этот день от любой деятельности, говорящей о человеческой власти над природой.

Отречение от власти

Мы отрекаемся в этот день от любого преднамеренного контроля над вещами и стихиями, мы приостанавливаем любой акт человеческой власти для того, чтобы возвестить Б-га источником всех дел. Отказываясь от человеческого процесса созидания, еврей платит день Создателю.

Существенным свойством производительной деятельности человека является разумная цель, которая руководит ею. Это свойство является фундаментальным алахическим принципом, который лежит в основе всех законов Шаббат: ,,Тора запрещает мелаху, как воплощение разумной цели на практике”.1

То же самое означает положение (иначе неясное), которое объявляет любой акт разрушения, даже требующий значительных усилий, не мелахой.2

Итак, если кто-либо собирается снести дом с намерением просто разрушить его, то он не занимается мелахой (хотя это и не наилучший способ проведения Шаббат, и такое действие было бы в любом случае запрещено законодательством раббината; см. ниже — глава третья). Если же кто-либо сделал бы то же самое с созидательной целью расчищения строительной площадки, то такое действие было бы мелахой.

Теперь совершенно ясно: цель — вот что играет роль в конечном счете, и акт мелахи может служить только выражением человеческого творческого разума, если эта цель конструктивна.

Таким образом, мелаха включает в себя любую конструктивную деятельность, которая производит какую-то значительную перемену в нашем материальном окружении — то-есть, имеющую значение в связи с ее соответствием человеческим щелям. Любое действие, как бы мало оно ни было, демонстрирующее таким путем власть человека над природой, является мелахой, будь это высекание огня или стирка белья, завязывание узла или строительство здания.

Итак, мы нашли определение, которое искали. Мелаха— это акт, отражающий осуществление человеческой власти над миром посредством созидательного применения его разума и мастерства.

Красноречивое ограничение

В свете этого определения ясно видно, насколько бессмысленны часто повторяемые аргументы о том, что на включение электричества или написание слова совсем не затрачивается усилий. Как будто использование электричества не является покорением природы только потому, что кажется, что не прилагается никаких усилий к этому! Или как будто бы написание слова не служит проявлением человеческих созидательных сил, потому что оно кажется таким простым!

Действия могут быть более красноречивыми, чем слова. Своим полным отказом от такого рода деятельности в этот день, еврей, как представитель человечества перед лицом Б-га, торжественно заявляет, что человек имеет Превосходство перед всем сущим исключительно по воле Б-га, и что только Б-г — источник творчества.

Следует осознать совершенно отчетливо, что отказ от мелахи является определенным духовным процессом. Работа человека в течение недели, и иллюзии, которые она создает подобны вуали, которая скрывает от него истинную природу его предназначения в мире, отказ от мелахи означает приподнимание ,,вуали”. До тех пор, пока присутствуют малейшие следы мелахи во время Шаббат, ,,вуаль” остается ма несте. В духовной сфере наименьшее действие может вызвать такой же значительный эффект, как и наибольшее.

Тот, кто собирается совершить хотя бы одну мелаху в этот день, отрицает этим самым Б-га, как Творца и как Властителя мира.

Вот почему осквернение Шаббат мелахой эквивалентно в глазах Торы вероотступничеству и идолопоклонству. С другой стороны, когда мы видим, как еврейский мальчик или девочка удерживаются от того, чтобы сорвать цветок в Шаббат, мы видим нечто, что является свидетельством большей преданности Б-гу, чем все высокопарные слова поэтов и философов.

Мы можем понять поэтому, почему отказ от мелахи является существенным условием соблюдения Шаббат.

1) Вавилонский Талмуд (Санхедрин, 62, б).

2) Там же, Шаббат, 106а.

Классификация по целям

Мы дали определение мелахе, как любому действию, отражающему человеческое господство над миром посредством целенаправленного и созидательного применения его разума и мастерства.

Именно от такого рода действий человек должен отказаться в Шаббат в знак свидетельства почтения Творцу.

В это определение включены такие виды деятельности, которые производят значительные перемены в окружающей среде для производительных целей. Они отражают целый ряд видов человеческой производительной деятельности.

Они разделены в соответствие с законами Шаббат на тридцать девять категорий, берущих свое начало ,как уже упоминалось, от строительства Храма в пустыне. Решающим фактором в этой классификации является не физическая природа деятельности, но ее объект или цель, на которую она направлена. Это полностью согласуется с концепцией мелахи, изложенной выше.

Цель производства — вот что, прежде всего, придает действию отличительные свойства мелахи.

Например, одна из категорий — (№ 2; см, таблицу) — объединяет под одним заглавием такие разные виды деятельности как сеяние, посадка, прививка, подрезка и поливка растений. Все они имеют общую цель — выращивание растений — и поэтому они включены в одну категорию мелахи, В другом примере одиннадцатая категория (см. таблицу) включает в себя не только выпечку, варку, жарение и т.д. но и такие промышленные виды деятельности как плавку железа, закалку стали и т.д. Основной принцип в этом случае — изменение физического или химического состояния вещества при помощи теплоты.

,,Ав” и,,Толда”

Для того, чтобы дать название категории, устное предание каждый раз выбирает какую-то характерную мелаху.

В качестве таковой служит одна из тех, которые применялись при строительстве храма и ее называют .,Ав — мелаха” (Главная М е л а х а)

В первом приведенном выше примере ,,Ав” — это ,,Сеяние”, и это является названием категории. В другом примере ״Ав” — это ״Выпечка״. Другие члены категории, принадлежность которых к мелахе определяется по общей цели, которую они преследуют наравне с ״Ав”, называются ״Толдот” (производные).

На практике между Ав и Толда нет никакой разницы. Тора характеризует и ту, и другую как мелаху, и преднамеренное занятие ими является осквернением Шаббат.

Перечень, приведенный выше (стр. 22) в связи с Храмом, на самом деле совершенно идентичен перечню тридцати девяти Авогп Мелахот. В свете предстоящего, каждое из них должно быть рассмотрено как ключевое слово, представляющее целую группу видов деятельности, преследующих одну и ту же цель.

Устное предание дает нам прекрасный обзор производительных целей человечества.

В Главе Третьей будет сделана попытка дать определение общим целям, лежащим в основе различных видов деятельности, включенных в каждую категорию и, кроме того, дать примеры некоторых мелахот и предостережений раввинов, встречающиеся на практике.

Перед тем, как браться за этот обзор, мы должны вникнуть в особую природу последней из этих тридцати девяти категорий — мелахи, называемой ,,Перенос ноши”.

Особое значение ,,Перенесения”

Если мы рассмотрим категории, перечисленные ранее, мы увидим, что почти все они являются производительными.

Но что такое ״Перенесение нош”? Совершено неясно, на первый взгляд, как эта мелаха согласуется с той концепцией, которую мы выработали раньше. В самом деле, ״перенесение” меньше, чем любая из остальных мелахот, похожа на ״работу”, даже если придерживаться того особого смысла, который вкладывается в этот термин законодателями Шаббат. Не происходит как будто никаких существенных перемен и не производится никакая деятельность. Возможно поэтому, и еще потому, что оно не требует особых приготовлений и мастерства, едва ли можно отыскать еще один закон Торы, который игнорировался бы так же бесцеремонно, как этот. И все-таки, как мы уже видели,- Алаха без колебаний относит ,,ношение” к Авогп Мелахот. Эта мелаха рассматривается в первую очередь в трактате Шаббат и именно ей посвящены семь из двадцати четырех глав этого трактата.

Пророческое предупреждение

Более того, когда пророка Иеремию попросили предупредить Израиль о том, что будущее еврейского государства зависит от того, как соблюдается Шаббат, ״перенесение нош” было специально подчеркнуто в этой связи.

Отрывок из Библии гласит (Иеремия 17; 19-27):

״Так сказал мне Господь:

пойди и стань в воротах сынов народа,

которыми входят цари Иудейские

и которыми они выходят,

и во всех воротах Иерусалимских;

и говори им: слушайте слово Господне,

цари Иудейские, и вся Иудея,

и все жители Иерусалима, входящие сими воротами.

Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний, и не вносите их воротами Иерусалимскими.

И не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакой мелахой,

Но освятите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим . . .

И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакой мелахой, то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида . . ., и город сей будет обитаем вечно . . .

А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош,

входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возожгу огонь в воротах его, — и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет”.

Мы привели эту цитату целиком не только для того, чтобы показать, какое огромное значение придает ״перенесению нош” в день Шаббат пророческое послание, но и для того, чтобы указать на то, как эта мелаха выделена из всех других и стоит как бы особняком. Нас предостерегают ״не носить нош ... и не заниматься другой мелахой”. Здесь нужно объяснить кое-что.

Кзкие признаки являются общими для всех тридцати — восьми категорий мелахи, за исключением категории ,,ношение нош”? Как мы уже видели, все они принадлежат к царству природы. Значение их заключается в переменах, которые они вызывают в природных объектах, является ли это изменение реальным, физическим, как ,,уборка урожая”, ״выпечка”, ״крашение”, ״зажигание огня” и т.д. или же является переносом объекта из царства природы в сферу человеческой власти и контроля, как в ״сноповязании” и ״установке ловушек”.

Социальная организация

Что касается ״перенесения нош”, ни один из этих признаков не является очевидным. Запрещено переносить объект из частной в общественную сферу (и наоборот), и с места на место в общественной сфере. Точное определение этих терминов будет дано в Главе Третьей; мы можем отметить пока, что наиболее обычной формой этой мелахи является перенос ноши из дома на улицу, или из дома в дом по улице. Мы сталкиваемся здесь с вещами, не имеющими ничего общего с царством природы. Дом, улица, город — все это принадлежит к совершенно другой сфере — к сфере человеческого общества.

В то время, как остальные мелахот показывают нам , человека, преобразующего и контролирующего окружающую среду, — эта показывает нам человека, действующего в социальной области, общающегося с людьми, обменивающимися товарами на улицах и магистралях, не только в целях торговли, но и преслудуя социальные цели повседневной жизни. Отказываясь от каждой из других мелахот, мы признаем Б-га источником нашей власти над природой. Отказываясь от ,,перенесения нош״ мы признаем Его Господином в сфере человеческого общества. Этот огромный и сложный мир социальной организации — мир домов, улиц и городов требует, помимо всего, осознания присутствия Б-га и Б-жьей воли, преданности и самоотверженности, которые выражаются в прекращении мелахи.

Общество, члены которого избегают ״перенесения нош” во время Шаббат, накладывает Б-жью печать на свою социальную жизнь.

Теперь, очевидно, мы можем понять, почему Иеремия в своем послании царству Иудейскому акцентирует ״перенесение нош”.

Это соответствует посланию всех пророков о том, что Израиль может существовать как нация, только если он знает, как быть Б-жьим народом. И что может лучше выразить его преданность обществу, чем отказ от ״перенесения нош” в Шаббат?

Сейчас картина полная. Дано определение мелахи и вырисовываются некоторые из идей, которые могут лежать в ее основе. Но наиболее важная, жизненная задача еще впереди.

Мы должны увидеть, как осуществляется стремление Торы воплотить возвышенную концепцию Шаббат на практике, во всех деталях, в нашей повседневной жизни.