Празднование Шаббата

Празднование Шаббата

Дух менухи

Всю неделю мы работали. Всю неделю мы воображали, что власть над миром в наших руках. Эта иллюзия, как вуаль, скрывала от нас ту истину, что Б-г является источником всех сил.

В Шаббат мы отказываемся от работы. Мы отказываемся от любой мелахи, от самой незначительной. В результате вуаль приподнимается. И вот мы можем узреть во всем ее величии ту истину, которая лежит в основе наших целей в этом мире..

Это момент, который вызывает у нас изумление и радость. Он должен дать нашим сердцам тот душевный покой, который является секретом отдыха в Шаббат.

Такова Менуха — благословение Шаббат, испытанное во всей его полноте тем способом, который Тора показала нам.

Приветствуя Шаббат

Глубокое проникновение Торы в человеческую душу и гений еврейского народа соединились вместе для того, чтобы эта радость осветила и преобразовала наше материальное окружение. Шаббат, будучи сам по себе значительным духовным испытанием, должен приветствоваться вином, песнями и праздничной пищей.

В течение тысяч лет его истории Шаббат всегда был днем радости и счастья в еврейском доме. Его приход всегда ожидается с нетерпением и вся семья начинает готовиться к нему заранее. В самом деле, Шаббат отбрасывает свет на всю неделю. Дни недели носят названия связанные с Шаббат: ״первый день после Шаббат”, ״второй день после Шаббат”, и т.д. Вот как неделя выглядит в глазах еврея:

                                                  ШАББАТ

                                           пятница

                                  четверг

                         среда

               вторник

       понедельник

воскресенье

Все вокруг наполнено нетерпеливым ожиданием Шаббат. Деловые и общественные мероприятия устраиваются таким образом, чтобы они не мешали Шаббат. Лакомства, которые покупались в течение недели, сохраняются для Шаббат. Когда приходит пятница, темп возрастает. Каждый член семьи играет свою роль в приготовлениях. Помимо всего, конечно, еврейская домохозяйка вступает в этот день в свои права. Это ее долг обеспечить все так, чтобы гости были приняты должным образом. Она должна следить за тем, чтобы вся пища для Шаббат была приготовлена до того, как придет Шаббат, чтобы была устроена,,печь Шаббат”, чтобы стол был накрыт свежими скатертями и сверкающим серебром, с вином, халами и огнями Шаббат.

Вся семья переодевается тоже в одежды Шаббат, и праздничное настроение переполняет дом. Все устроено для Шаббат; все готово для того, чтобы принять почетного гостя.

Наступление Шаббат

Шаббат начинается в Пятницу, за восемнадцать минут до захода солнца* и продолжается до наступления ночи (приблизительно час после захода солнца) в Субботу. Хозяйка дома должна зажечь огни Шаббат перед тем, как он наступает. Как только она произнесет молитву над свечами, Шаббат начинается для нее, даже если официальное начало Шаббат еще не наступило, и она не должна больше заниматься какой-бы то ни было мелахой.

Для других членов семьи Шаббат начинается в установленное время или с момента, когда Псалом 92 (Песнь во хвалу дня Шаббат) уже прочитан в Синагоге (в тот момент, который наступает раньше из этих двух).

* В Иерусалиме — за сорок минут.

Освящение (״Кидуш”)

Нам завещано ״помнить день Шаббат”. Это означает, что мы должны каждый Шаббат говорить слова, напоминающие нам о святости этого дня. Это и есть ״Кидуш” или ״освящение”.

Несмотря на то, что Кидуш проводится в синагоге, долг каждого проводить Кидуш и дома, перед едой Шаббат над полным стаканом вина. При отсутствии вина Кидуш может быть произнесен над двумя халами (булками) Шаббат. Запрещено есть в Шаббат перед тем, как произнесен Кидуш.

Утром перед первой едой проводится другой Кидуш. Если возможно, это тоже должно делаться над вином, но может быть использован для этой цели и другой алкогольный напиток.

Радость Шаббат

Три праздничных приема пищи должны быть проведены в Шаббат — один вечером и два других в течение дня. Они сопровождаются застольными гимнами (земирот), прославляющими величие этого дня и величие Б-га. Радостно наблюдать, как дети веселятся под звуки этих земирот и в атмосфере традиционной еды Шаббат.

Все эти вещи вносят свой вклад в чувство счастья и радости, которые испытывает еврей, проработавший всю неделю честно и старательно, когда, окруженный женой и детьми, он поднимает чашу во славу Б־га и Шаббат. ,,Невозможно ни выразить словами, ни изложить на бумаге такое счастье: это невыразимая награда, предвкушение наступающего нового мира, которые навсегда остаются секретом между Б-гом и чувствительной еврейской душой”. (С.Р.Гирш)

Прощание ("Авдала”)

Мы прощаемся с Шаббат путем ,,авдалы” (буквально — ״разделение”) между святым и будничным. Лучше всего произносить ее над полной чашей вина, но и другие напитки — ликеры, пиво — могут быть использованы.

Кроме того, на столе должны быть сладкие ароматные специи, как бы для того, чтобы компенсировать утрату того благоухающего дыхания духовной жизни, которую только Шаббат может дать нам, и которую наши Рабби называют ״нешама — етера”, или — ״вторая душа”.

Благословением Того, который дает нам дар огня, мы отмечаем наше возвращение в мир производства и покорения природы, с уроками уходящего Шаббат в наших сердцах, которые придают нам силы и руководят нами в продолжении трудностей предстоящей недели.

Нельзя ничего есть после окончания Шаббат до того, как проведена авдала. Мелахот ,однако, могут делаться, как только закончится Шаббат, в том случае, если авдала выполнена так, как указано в четвертом благосло вении (Шмона Эсре) из Маарив. Слова: ״Барух амавдил бейн кодеш лехол” (Будь благословен тот, кто отделяет священное от будничного”) — могут быть сказаны.

Если что-либо помешало провести авдалу после окончания Шаббат (например, не было вина или другого алкогольного напитка), — можно произнести ее в воскресенье, понедельник или вторник ,потому что эти три дня все еще принадлежат уходящему Шаббат. В среду, однако, уже поздно делать это, потому что следующие три дня принадлежат уже наступающему Шаббат. Здесь мы приводим другое расположение дней недели — как они выглядят в глазах еврея.

                                              ШАББАТ

                       пятница                                  воскресенье

                четверг                                               понедельник

           среда                                                                    вторник

Таким образом, Шаббат стоит во главе недели, отбрасывая свои сияющие лучи вперед и назад.

Шаббат и деятельность в будние дни

Власть Шаббат в том, что он освобождает скрытые в нас пружины духовной энергии.

Этот дух Шаббат должен выражаться во всем, что мы делаем в этот день. ,,Вы должны даже ходить в этот день не так, как в обычные дни; вы должны даже говорить не так, как вы обычно говорите” (Шаббат, 113).

Вся наша деятельность в этот день должна быть в полном согласии с благородством и атмосферой отдыха в Шаббат.

Итак, — мы не должны торопиться и суетиться и не заниматься никакими видами спорта. Мы не должны заниматься тяжелой работой, например, перестановкой мебели в доме (здесь это не имеет отношения к проблеме мелахи). Не следует заниматься какими — либо приготовлениями к будущим дням, например, упаковкой чемодана или просматриванием железнодорожного расписания для поездки после Шаббат.

Мы не должны заниматься чтением деловой корреспонденции или заниматься разговорами о делах.

Мукце

Наше восприятие Шаббат, как святого и единственного в своем роде, должно старательно воспитываться. Ненужное вовлечение в деятельность, которая бесполезна в Шаббат, не соответствует этим целям и может привести в конце концов к мелахе.

Такова основа раввинских мер, известных под названием ,,мукце” Смысл ее заключается в том, что мы не должны брать в руки какие-либо предметы, которые по той или иной причине не предназначены для Шаббат, то ли потому, что сама их природа делает их неприспособленными для использования в Шаббат (например: деньги); или потому, что их просто еще не было, когда начинался Шаббат (например, только что снесенные яички). ״Мукце” означает ,,исключенный”, т.е. ״исключенный из нашего сознания”: то, что мы не намеревались использовать в Шаббат.

Есть несколько разных типов мукце, из которых следующие могут рассматриваться главными: —

a.    Объекты, которые в начале Шаббат были недоступны для использования. Например, фрукты, упавшие с дерева в Шаббат; яички, снесенные в Шаббат.

b.    Объекты, которые не могут быть использованы в Шаббат без нарушения законов Шаббат. Например, животные, лампа, деньги.

c.    Объекты, которые обычно используются для мелахи, например, инструменты. Их нельзя брать в руки ради них самих, например, показывать их, но они могут быть использованы с целью, не включающей в себя мелаху (например, молоток может быть использован для того, чтобы разбивать орехи).

Их можно также передвигать, если они находятся на чьем-то пути.

d.    Бесполезные объекты, например, осколки посуды, камешки, шелуха и т.д. (Однако их можно убирать метлой, см. ниже).

e.    Все предметы, которые при наступлении Шаббат, служили основой или поддержкой для объектов ״мукце” и оставались в этом качестве в течение Шаббат. Например, ящик стола, в котором хранились деньги. (Однако, если в ящике стола были и другие вещи кроме денег, это не применяется).

ледует понять, что то, что мы рассматривали сейчас, является гезерой в отношении использования определенных предметов. Ничего не имеется против мукце — предметов, которые передвигаются не непосредственно, т.е. если их не берут в руки. Например, осколки посуды можно убрать при помощи метлы и совка. Точно так же допускается, чтобы нееврей имел предмет — мукце.

Если кто-либо берется за предмет — мукце по ошибке, то нет никакой необходимости тут же бросать его — можно отнести его на то место, откуда его взяли.

Свобода

Воздействие Шаббат во всей его полноте чувствуется только тогда, когда тело и ум отданы идеалу Шаббат. ״Шесть дней будешь ты трудиться и сделаешь все, что тебе положено” (Исход, 20; д).

Это указывает, как говорят наши Рабби, на то, что, когда приходит Шаббат, мы должны чувствовать себя так, как будто вся наша работа завершена, оставляя наши умы и тела совершенно свободными.

Это означает, что при переходе из мира ״будней” в мир Шаббат не должно оставаться никаких воспоминаний о первом. Автор лично знаком с людьми, которые в в тот момент, когда они закрывают за собой двери их конторы в пятницу, забывают обо всех заботах и проблемах и входят в мир Шаббат, как будто такие вещи больше не существуют.

Деятельность в Шаббат

Мы стерли все следы мелахи из мира Шаббат, все виды ״будних” дел — даже ״будние” мысли и заботы. В течение шести дней мы занимались многочисленными делами, которые требовали всего нашего внимания. Чем можем мы заменить их?

Ответ таков: мену ха, и отсюда все интересы и дела в этот день.

Потому что эта менуха не просто негативное понятие. Это отюндь не означает, что Шаббат следует проводить в кресле. Наоборот, наше освобождение от будних дел и обязанностей должно выпустить на волю скрытые в нас духовные силы. Возникают новые интересы вместо тех, о которых мы забываем в этот день. Например, семья выступает здесь в главной роли.

Еда во время Шаббат должна быть центром семейных интересов, когда каждый член семьи принимает участие в праздновании этого дня. Кроме того, Шаббат создает возможность для величайшего из духовных достижений — изучения Торы. Здесь можно встретить и самое великое, и самое малое. Здесь мудрость, которую каждый воспринимает по мере своих сил и возможностей. Здесь голос Б-га, любовно и бережно пронесенный Раббанан через века. Тот Шаббат, во время которого не слышен голос Б-га, можно считать напрасно потерянным. Тот дом, где он слышен, нашел в Шаббат возвышенное духовное переживание.

Путешествие в Шаббат

Атмосфера Шаббат наполнена, в основном, отдыхом. Поэтому понятно, что наши Раббанан должны были наложить определенные границы на путешествия, предпринятые в Шаббат.

Нельзя продвигаться на расстояние, большее 2000 локтей (приблизительно три четвери мили) за городом или от того места, где проводится Шаббат. Это ограничение известно под название Т’хум Шаббат — ״границы Шаббат” Путешествия в транспорте запрещены по другим причинам (см. стр. 53).

Длительные морские путешествия и т.п. могут быть начаты до Шаббат, и тогда пароход становится временным местопребыванием для проведения Шаббат.

Дети в Шаббат

Религиозным долгом еврейских родителей является воспитание своих детей с самого раннего возраста в духе Торы. Воспитание должно безусловно проходить постепенно, в зависимости от способностей и сообразительности ребенка.

״Воспитай ребенка таким образом, который больше всего подходит к нему, — так, чтобы даже когда он вырастет, это воспитание ему пригодилось”. (Притчи, 22, 6).

Определенные правила были установлены нашими Хахамим и касаются тех форм, которые это воспитание должно принимать на различных стадиях развития ребенка.

Стадия 1. Как указывают Раббанан, первая стадия начинается с рождения. Даже если ребенок не может еще понять простейших слов (в возрасте с момента рождения до 1 года или 1,5 года), — родители не должны вынуждать его делать любой иссур без необходимости, в соответствии с запретом Торы или Раббанан (Так, не следует давать ему запрещенной пищи, или, например, не следует давать ему рвать бумагу в Шаббат). Все же нет нужды запрещать ему делать что-либо в этом роде, если ребенок сам берется за это. Обучение каким-то позитивным понятиям еще, конечно, несвоевременно.

Стадия 2. Как только ребенок начинает понимать простейшие указания, ему нужно запретить делать иссурим, даже если он начинает делать их по собственной инициативе.

Воспитание в позитивных понятиях неприменимо еще, конечно, поскольку ребенок не в состоянии оценить природу вещей. Эта стадия продолжается от 1 (или 1,5) до 3 (или 4) — летнего возраста.

Стадия 3. Когда ребенок начинает оценивать природу вещей, его можно начинать вводить в курс определенных мицвот, и побуждать его участвовать в них, в соответствии с его возможностями и степенью понимания. 11״Гма”, ״Берахот”, ״Цицит”, прослушивание Кидуш и авдалы, еда в Сукка — среди первых мицвот, в которые ребенок обычно посвящается в первую часть этого периода. В возрасте от 5 или 6 лет и старше ребенок должен получить практическое обучение всем мицвот, которые применимы к нему (или к ней), так что по достижению религиозной зрелости в 13 лет (или в 12 для девочки) переход к полной ответственности воспринимается без ненужных трудноетей.

Эти правила действуют по отношению ко всем мицвот, но они имеют особо важное значение в Шаббат, потому что Шаббат оказывает огромное влияние на воспитание и освящение еврейской души.

Ребенок видит, что в еврейском доме Шаббат находится в центре всей жизни. Все ״лучшие вещи” сохраняются для Шаббат. Лучшая одежда и лучшие блюда, любимые пирожные и сласти, застольные песни, Кидуш и авдала, общество и внимание родителей; все те вещи, которыми наслаждается ребенок, сосредоточены в этих двадцати четырех часах. Таким образом, Шаббат становится центром жизни ребенка. Те ограничения, которые налагает истинное соблюдение Шаббат, больше не ощущаются, как ограничения, а воспринимаются ребенком, как часть того блаженства, которое приносит Шаббат.

(Для более подробного изучения проблем, связанных с уходом за детьми в Шаббат, см. брошюру: ״Уход за детьми в Шаббат”, Рабби С. Вагшал),