Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Соблюдение Шаббата на практике

Соблюдение Шаббата на практике

Сохранение Шаббата

Мы осознали огромную важность запрещения мелахи в Шаббат. Мы видели, что совершение хотя бы одной мелахи в Шаббат подрывает основы всей Торы и представляет собой невежественное отрицание Б-га и его власти над миром.

Мы можем теперь понять, очевидно, чрезвычайную тяжесть такого нарушения в глазах Торы. Теперь у нас имеется какое-то представление о том, что лежит за таким высказыванием, как это:

,,. . . кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего”. (Исход 31,14).

В самом деле, кто мог бы совершить такое, зная о грозящих последствиях, если только он уже прежде не был глух ко всем духовным стремлениям еврейского народа? Такова правда жизни, свидетелями которой мы были, к сожалению, не раз в последние годы. Когда Шаббат уходит из жизни индивидуума, семьи или общины, их еврейство превращается в пустую пародию и, вообще, вскоре отбрасывается последующими поколениями.

В таких серьезных вопросах следует остерегаться даже непредумышленных нарушений. Не может служить оправданием, когда фундаментальные вопросы подобного рода ставятся под угрозу, например, таким извинением: ״Я не думал !יי Шаббат представляет собой особую опасность в этом отношении, потому что он имеет дело с действиями, которые мы привыкли совершать в течение всех остальных шести дней недели.

Во все времена евреи, сознавая, что поставлено на карту, были полны решимости не отступать от своих высоких целей под влиянием привычки или забывчивости.

Поэтому мы искали пути и средства защиты против непредумышленного нарушения Шаббат.

Законоучители — талмудисты дали практический выход этим попыткам в виде законодательства: метод, известный как ,,возведение забора вокруг Закона” (,,сеяг ла-Тора”). Запрещение такого рода называется ,,гезера” (раввинский декрет) или, по отношению к законам Шаббат, — ,,Швут".

Принимая эти меры, наши мудрецы действовали в полном соответствии с Торой, которая сама призывает нас принимать меры предосторожности против неразумного нарушения ее законов. Так (Исход 23,13) —

״Соблюдая все, что Я сказал вам, вы обережете себя...” И опять, (Левит 18,30): — ״И вы будете охранять то, что Я предал вашим заботам”.

По отношению к указанию, данному пророками для соблюдения этой Б-жественной заповеди, Тора говорит (Второзаконие, 17,10-11) ״. . . и постарайся исполнить все, чему они научат тебя . .

Эти гезерот так же обязательны для каждого еврея, как и Тора. Более того, поскольку причина этих строгих указаний заключается в нестойкости и забывчивости человеческой натуры, то они должны остаться обязательными до тех пор, пока человеческая натура не изменится.

Наши ученые не позволяют нам совершать многие действия, которые, хотя и не являются мелахот сами по себе, могут очень легко привести к совершению мелахот. Это может произойти —

а. потому, что они внешне напоминают мелахот и поэтому могут быть легко спутаны с ними; или

в. потому, что они связаны с мелахот привычкой повседневной жизни; или

с. потому, что действие само по себе обычно включает или легко приводит к мелахе на практике.

Разрыв листа бумаги — вот пример первого рода. Это не мелаха — отсутствует конструктивный характер мелахи; но имеется большое внешнее сходство с ней—(а именно с раскроем матегиала в соответствии с требуемой формой) — поэтому это действие должно быть запрещено как мера предосторожности. Наши ученые, с их глубочайшим познанием человеческой натуры, прекрасно понимали, что если разрешить нам делать одно действие, мы можем легко прийти к совершению другого — настоящей мелахи — при любом удобном случае.

Закупка какого - либо предмета — пример второго рода. Это действие обычно связывается с мелахой (а именно подписыванием счета или контракта): поэтому запрещено вступать в какие бы то ни было сделки, даже на словах, в день Шаббат.

Взбираться на дерево — пример третьего типа. Это действие может легко привести к тому, что отломится ветка или сорвется лист, что, несомненно, является мелахой.

В дальнейшем мы будем ссылаться на эти три типа ,,гезерот” как, тип ,,сходства” или (а); тип ,,привычки” или (в); и тип ״последствий” или (с).

Пробный камень

Неоднократно было доказано, что, если все эти ограничения сознательно соблюдаются как непреложный закон Шаббат, вероятность осквернения Шаббат значтельно снижается.

Отношение к этим ограничениям является пробным камнем отношения ко всему Шаббат — и, в конце концов, к священной Торе в целом. Еврей, который относится к гезере легко, уже решил в своем сердце относиться к Торе тоже легко. Он теряет право называть себя правоверным ервеем.

Следует отметить, однако, что талмудисты с их практической сметкой, свели этот тип законодательства к минимуму, небоходимому для избежания нарушений законов самой Торы. Алахическое правило гласит: ״Защитные меры еще никогда не служили пред охранением от других защитных мер”. (Баба Мециа, 56).

Это отражает реалистическую позицию Торы, которая, настаивая на высоких требованиях, наложенных на Б-жьего раба, не забывает в то же время о практических потребностях повседневной жизни.

Практический обзор категорий Мелахи

Следует подчеркнуть, что в дальнейшем мы собираемся дать лишь общую идею масштаба этого законодательства и его систематической природы. Мы ни в коем случае не собираемся утомлять читателя. Потому что к познаниям, необходимым для правильного соблюдения Шаббат, ведет только один путь — це у лемад: ״Иди и учись!” Законы должны изучаться под руководством компетентного Талмид Хахам. Можно изучать их по первоисточнику—Трактат Шаббат в Талмуде или по Шулхан Арух, классическому собранию алахи (Часть I ׳')״рах Хаим”, разделы 242-416). Сокращенный вариант этого труда — Кицур Шулхан Арух, —переведен на русский язык.

В данном ниже кратком обзоре описаны виды деятельности, включенные в каждый класс, и перечислены некоторые часто встречаемые на практике мелахот и некоторые из относящихся сюда гезерот.

Категория 1. ,,Вспашка”. Категория, названная так, включает в себя любую деятельность, благодаря которой почва становится восприимчивой к семенам или растениям; кроме того, в нее включается удаление из почвы всего, что может помешать росту растений.

,,Мелахот" включают в себя: копание, удобрение почвы, удаление камней с поверхности, разравнивание земли.

Гезерот включают: разбрасывание песка или золы на землю без разравнивания ее (пример гезеры по ,,сходству”, тип (а); см. выше, стр. 39), подметание пола жесткой метлой (это гезера ״последствий”, тип (с): подметание может привести к намеренному разравниванию, которое является мелахой).

Такова главная мелаха, с помощью которой человек подготавливает почву к производству ее продукта. Отказываясь совершать ее, мы признаем тем самым, что ״земля принадлежит Господу и все сущее 11а ней”.

Категория 2. ״Посев”. Этот класс содержит особую деятельность, при помощи которой создается возможность роста растений.

Мелахот включают в себя: помещение семян или фруктовых косточек в восприимчивую почву (даже в цветочный горшок), подрезку деревьев или кустов, ן поливку газонов растений или цветов, прополку.

Гезерот включают: умывание рук над растениями или травой (с), смену воды в вазе со срезанными цветами (а).

Категория 3. ״Уборка урожая”. Этот класс включает в себя любую деятельность, посредством которой растения удаляются с того места, где они произрастают.

Мелахот включают: срезывание и срывание цветов, травы, листьев, веток, ягод или фруктов с деревьев, кустов и т.д., растущих на земле или в цветочных горшках. Это отностится также и к грибам и другим грибовидным, где бы они не росли.

Гезерот включают: взбирание на дерево; прислонение к дереву, которое подается под воздействием нагрузки (с), верховую езду (потому что можно легко сломать ветку мимоходом). Это гезера ״привычки” тип (б).

Категория 4. ״Сноповязание”. Эта категория включает в себя любую деятельность, при помощи которой природные продукты собираются в единое целое ,служащее определенным целям.

Мелахот включают: сбор фруктов в кучу для хранения или продажи.

Гезерот включают: составление букета цветов.

Категория 5. ״Молотьба”. Эта категория включает в себя любую деятельность, с помощью которой натуральные продукты (твердые или жидкие) отделяются от шелухи или другой натуральной оболочки, или от органического целого, частью которого они являются.

Мелахот включают: шелушение орехов, бобов и т.д., за исключением тех случаев, когда они предназначены для немедленного употребления, выжимание сока из фруктов, которые выращиваются, в основном, из-за их сока; например: виноград, оливы, доение коров.

Гезерот включают в себя: выжимание сока из других фруктов для питья (а).

Категории 6-8 ״Веяние”, ״Отбор зерна”, ״Просеивание”. Они включают в себя виды деятельности, с помощью которых продукт улучшается при удалении из него наименее желаемых частей.

Мелахот включают: просеивание муки, процеживание жидкостей, отделение пенки в молочных продуктах (за исключением немедленного употребления).

Сортировка кучи фруктов, среди которых содержатся плохие и червивые фрукты, чтобы сделать ее более пригодной к употреблению, удаляя из нее негодные фрукты. (Это-характерная форма мелахи, и запрещается совершать ее как орудиями, так и руками).

Гезерот включают: выбор хороших плодов из кучи, содержащей хорошие и червивые фрукты, (а). Не считтается гезерой, если выбор производится руками и для немедленного употребления. Мытье и очистка фруктов и овощей разрешается только для немедленного употребления.

Замечание. Эта мелаха не сводится исключительно к фруктам, но относится также и к перебору любой группы предметов, например: удаление сломанных стульев из мебельного гарнитура.

Эти мелахот являются, в основном, ״выбирающими” и представляют собой характерный вид человеческой деятельности. Отказываясь от них в Шаббат, мы признаем тем самым Б-гом данную природу нашего человеческого интеллекта. Следует отнестись с предельным вниманием к изучению деталей Алахи; у нас не было возможности дать подробное описание в этом коротком обзоре.

Категория д. ״Помол”. Сюда относится любой вид деятельности, с помощью которой естественный продукт или другое вещество разделяются на мелкие частицы в целях лучшего их использования.

Мелахот включают: помол зерна, кофе или перца, опиловку металлов, дробление или крошение вещества в ступе.

Гезерот включают: растирание овощей, сыра и т.д. на терке, стряхивание комочков засохшей грязи или глины с обуви или одежды (а).

Далее запрещено (гезера типа (в) — типа ״привычки”): приготавливать лекарство, принимать лекарство и проводить любое лечение для облегчения плохого самочувствия или боли, или легких недомоганий (поскольку совершение этих действий обычно связано с растиранием лекарственных средств). Эта гезера не должна выполняться в случаях острой боли или действительной болезни. Дальнейшее обсуждение этого вопроса будет проводиться в §4 этой главы ,стр. 62.

Категория ю. ״Замешивание теста”. Действия, при помощи которых мелкие частицы вещества образуют, с помощью жидкости, тесто или пасту.

Категория 11. ״Выпечка". Любой вид деятельности, связанный с изменением состояния вещества посредством тепла, с целью улучшения его для употребления или использования.

Мелахот включают: приготовление пищи во всех ее формах, кипячение воды, добавление каких-либо веществ в посуду с кипящей жидкостью, размешивание варящейся пищи, заливку горячей водой чайных листьев или чайной заварки, если только заварка не поддерживалась в горячем состоянии в ,,печи Шаббат” (см. ниже), превращение в жидкое состояние любого твердого вещества (жира, воска, металлов и т.д.).

Гезерот включают: ошпаривание сушеных или копченых продуктов, сушение пищи в печи, добавление холодного молока к горячему чаю, если только последний не был дважды удален от огня (т.е. горячая жидкость должна быть прежде налита во ,,второй сосуд” (например, чайник), и из него в чайную чашку, в которую можно добавить молока (а).

,,Печь Шаббат". Запрещение готовить пищу отнюдь не означает, что мы можем есть только холодную пишу в Шаббат. Наоборот, день Шаббат нельзя считать полноценным без горячей пищи.

Как это достигается? При помощи ,,Печи Шаббат”.

Это означает, что до Шаббат организуется печь таким образом, что горелки накрыты чем-нибудь, и, кроме того, невозможно регулировать тепло в Шаббат. (Это обычно достигается с помощью листа олова, положенного сверху плиты так, что согнутые края его прикрывают регуляторы).

Горячая приготовленная пища и посуда с горячей водой могут быть помещены на плиту перед началом Шаббат, а количество тепла может быть отрегулировано так, чтобы поддерживать пищу горячей в течение Шаббат.

Категория 12. ,,Стрижка овец". Сюда включается любая деятельность, которая ведет к отделению от человеческого или животного организмов тех частей, которые служат наружным покровом.

Мелахот включают: срезание (или удаление другим способом) волос, ногтей, шерсти, перьев из живого организма.

Гезерот включают: (а) удаление вручную ногтей и т.д., (с) расчесывание волос (однако разрешается причесывать волосы мягкой щеткой).

Категория 13. ,,Отбеливание” — Этот класс включает все виды деятельности, которые ведут к очистке от грязи, пыли или пятен одежды и тканей, или при помощи которой на них наводится лоск.

Мелахот включают: замачивание тканей, стирку, выкручивание, глажение, удаление пятен или грязи водой или как-нибудь иначе.

Гезерот включают: чистку одежды (а), процесс стирки без выкручивания белья (в), вывешивание выстиранного белья для просушки (в).

Категория 14. ,,Трепка сырца”. — Сюда относится деятельность, целью которой являеся превращение цельного или спутанного материала в отдельные пряди или слои.

Мелахот включают: трепку шерсти, выделывание лыка.

Гезерот включают: наматывание нитей на катушки или шерсти на основы, распутывание шерстяных или других нитей (а).

Категория /5. ,,Крашение”. Любая деятельность, которая изменяет существующий цвет (естественный или искусственный) объекта или вещества.

Мелахот включают: накладывание краски на стены и т.п., крашение тканей, растворение красок в воде, смешивание красок, проведение тестов на цветовую реакцию в медицине.

Гезерот включают: добавление красителей к пище (за исключением немедленного употребления) (а), вытирание запачканных фруктовым соком рук о белую скатерть (а), применение косметики, румян, и т.д. запрещено в Шаббат (а). Косметика допускается только такая, которая наложена до Шаббат.

Категория 16. ,,Прядение”. Выделение нитей из сырья, путем вытягивания, скручивания или верчения.

Мелахот включают: производство плюша и бархата и изготовление веревок.

Гезерот включают: регенерацию нитей (а).

Категории 17, 18 и 19. ״Ткаческие операции”. Эти три категории включают в себя целый ряд ткаческих операций, начиная от втягивания нитки в игольное ушко и кончая удалением законченного изделия. Кроме того, сюда относятся все похожие действия.

Мелахот включают: вязание, вышивание тамбуром, штопку, вышивание, плетение, плетение корзин.

Гезерот включают: заплетение волос (а).

Категория 20. ״Разделение на нити” — Распускание тканых или других материалов на составляющие их нити.

Мелахот включают: распускание любой части вязанной одежды.

Гезерот включают: удаление выбившихся нитей из платья, отрывание куска ваты от слоя ваты, разделение на пряди крупной нити.

Категория 21. ,.Завязывание узла”. Любая деятельность, которая Еедет к длительной связи между объектами.

Категория 22. ,,Развязывание узла”.

Разделение двух объектов с определенной целью.

Мелахот в этих двух категориях включают завязывание и развязывание узла между двумя концами веревки, нитки, шнурка и т.п.

Гезерот включают завязывание узелка на конце нитки с иголкой (а). Разрешается, однако, завязывать и развязывать бант, поскольку это лишь временная связь. По той же причине разрешено развязывать веревку вокруг контейнеров с пищей, если их содержимое предназначено для немедленного употребления.

Категория 23. ״Шитье”. Любая деятельность, ведущая к тому, что два материала (похожих или не похожих друг на друга) или две поверхности соединяются друг с другом при помощи какого-то третьего вещества.

Категория 24. ,,Разрыв”. Разделение комбинации такого вида, как описано в категории 23 для обеспечения их рассоединения.

Мелахот в двух последних категориях включают: шитье или распарывание двух стежков, склеивание бумаги при помощи пасты или клея, скрепление бумаг скрепками.

Гезерот включают протягивание тесьмы через мережечный шов (прикрепление безопасной булавкой разрешается, поскольку это временное соединение).

Категория 25. ,,Установление ловушек”. Эта категория включает любую деятельность, которая ограничивает свободу передвижения животного, птицы и т.п. до такой степени, что они попадают под контроль человеческого существа.

Мелахот включают: отлов или захват насекомых или животных руками, сетями, ловушками и т.д. (это, однако, нельзя отнести к домашним животным), закрывание окна для предотвращения вылета наружу птицы или бабочки, которые случайно залетели в комнату.

Категория 26. ״Забой скота”.

Любая деятельность, которая заканчивает или сокращает жизнь любого живого существа, или причиняет кровотечение.

Мелахот включают: убийство любыми средствами (это применимо в равной мере к животным, птицам, рыбам или насекомым).

Категория 27. ״Обдирание кожи” или ״освежевание”.

Отделение шкуры мертвого животного от его тела в процессе производства.

Категория 28. ״Дубление кожи”.

Действия, при помощи которых сырье делается более стойким и более пригодным для употребления человеком, путем химической или физической обработки.

Мелахот включают: все составляющие части процесса дубления.

Гезерот включают: смазывание кремом ботинок и туфель, соление и маринование рыбы, мяса и т.д. (а), замачивание мяса в воде (а).

Категория 29. ״Скобление”.

Это включает в себя любую деятельность, которая удаляет шероховатость с поверхности материала путем шлифовки, трения, полировки или как-нибудь иначе.

Мелахот включают: чистку хозяйственных принадлежностей моющим порошком или машиной, растирание мыла для создания мыльной пены, применение смазок, крема для лица и т.п., наведение глянца на ботинки и туфли.

Категория 30. ״Разметка”. Это включает действия разметки или проведения линий по поверхности, как приготовление к вырезыванию, писанию или в каких-то других целях.

Категория 31. ״Раскрой материала”. Сюда включается любая деятельность, ведущая к тому, что размер или форма объекта изменяется так, чтобы быть более пригодной для использования человеком.

Мелахот включают: обрезывание или разрыв материала в соответствии с определенной формой или образцом, заточку карандаша или зубочистки, вырезывание статьи из газеты (резание пищевых продуктов для немедленного употребления разрешается).

Категория 32. ״Писание”. Включает в себя любую деятельность, связанную с начертанием осмысленных знаков, сохраняющихся какое-то время на материале.

Мелахот включают писание, черчение, рисование и т.д. карандашом, чернилами или другими пишущими инструментами, вышивание контуров, букв или фигур, изображение на воске, машинописание, печатание.

Гезерот включают: создание знаков недолговечной природы; например: черчение пальцем на влажном оконном стекле; рисование фигур на песке (а). Делать что-либо, что обычно сопровождается записями, взятием заметок и т.п., например: назначать деловые встречи; покупать, продавать или заключать соглашение о покупке или продаже; измерять и взвешивать; читать деловую корреспонденцию; юридические акты; браки, разводы, и т.д.; игра в азартные игры на деньги (или на векселя); биться об заклад (б).

Категория 33. ״Стирание написанного”.

Действия, которые приводят к созданию чистой поверхности для письма.

Мелахот включают: Любое уничтожение написанного, благодаря чему создается место для нового написания.

Гезерот включают: (а) разрыв обертки пищевых продуктов в том месте, где написан какой-то текст (если только содержимое обертки не требуется немедленно).

Категория 34. ״Строительство״ — Эта категория включает целый ряд видов деятельности, связанных с понятиями структуры и формы, а именно, с теми, причиной и следствием которых является:

1.    построение, ремонт, улучшение, преобразование и приспособление любой структуры или части структуры.

2.    постоянное соединение двух или более предметов с целью создания из них единого целого и

3.    изменение конфигурации любой массы или вещества в производительных целях.

Мелахот включают: 1. Целый ряд строительных операций: разравнивание или устранение шероховатостей или неровностей стен и пола, забивание гвоздей в стену, навешивание дверей, вставление оконной рамы или оконного стекла, установка палатки.

2. соединение топорища с металлической частью топора или щеткодержателя со щеткой.

3. копание ямы в земле для хранения предметов, закладывание каких-либо веществ в формы; например: производство сыра, производство моделей из глины.

Гезерот включают: открывание зонтика, открывание складного экрана, натягивание теневого капота детской коляски (а). Эта гезера не принимается в рассчет, если такие структуры, напр., капот, навес и т.д., были частично созданы до Шаббат. Так, если капот растянут над коляской перед Шаббат, разрешается растянуть его полностью во время Шаббат.

На первый взгляд может быть непонятно, почему, например, ״открывание зонтика” похоже на предварительно описанную мелаху. При некотором размышлении, однако, мы обнаружили глубины формулировки нашими учеными термина гезерот. В самом деле, в этом примере, помимо сходства в действии (создание), имеется сходство и в результирующем эффекте (зонтик открыт; палатка поставлена), и, далее, существенное сходство причины этих действий (защита от воздействия каких-то ״частиц"). Мы видим теперь, как ученые умеют проникать в глубь вещей.

Категория 35. ״Разрушение". Приготовление места для строительных операций путем разрушения существующих построек, или путем разрушения структур, описанных в предыдущей категории.

Категория 36. ,,Зажигание огня”.

Любая деятельность, которая влечет за собой горение (или подобные процессы зажигания света или огня).

Мелахот включают: производство огня любыми средствами, включающими зажигание одного огня от другого, размешивание углей кочергой или увеличение притока кислорода к нему другим путем, регулирование пламени увеличением или уменьшением его, курение сигареты, производство электрической искры, заведение или вождение автомобиля, использование телефона, включение электрического света или любого другого электрического прибора.

Гезерот включают: чтение в одиночку при электричес* ком свете (в), передвижение зажженной лампы или свечи (с), путешествие автобусом или автомобилем, даже если его ведет не-еврей, также запрещено (см. §3 ״Работа нееврея”). Что касается далеких путешествий, см. гл. 4, §8. ״Путешествие в Шаббат” (стр. 75).

Мы смеем надеяться, что уже было сказано вполне достаточно для того, чтобы не оставалось места для нелепых возражений, которые часто можно услышать при обсуждении этой мелахи о том, что ״все это было верно в прежние дни, когда зажигание огня означало тяжелый труд и выбивание искры при помощи камней и т.д.; но в наши дни эти понятия нельзя уже применять”. Эти разговоры настолько очевидно основаны на пренебрежении идеей Шаббат-, что едва ли нужно доказывать их несостоятельность, (Между прочим, те, кто так говорит, показывают, что они невежественны как в истории цивилизации, так и в основных принципах Шаббат.

Метод зажигания огня, который использовался в Египте во времена Исхода был основан на принципах трута и трутницы и требовал едва ли больших усилий, чем зажигание спички). На самом деле, бесспорно, что эта мелаха и, в особенности, в ее современных формах — является одной из наиболее фундаментальных и характерных из всех мелахот, поскольку она является ключом к человеческому контролю над природой. Это тем уместнее, что большинство из современных соблазнов цивилизации, таких как электрический свет, телефон, радио и т.д., предполагающих замыкание электрической цепи, включены в эту категорию.

Удерживая нас от подобного рода деятельности в Шаббат, Тора выражает желание вырвать из нас сами корни мелахи.

Категория 37. ״Гашение огня”. Любая деятельность, которая заканчивает, сокращает или замедляет любой из вышеупомянутых процессов.

Мелахот включают очистку фитиля свечи.

Гезерот включают тушение огня любым путем, по любой причине (а), например: выключение газа, электрического света (эта гезера, безусловно, не имеет в виду те случаи, когда распространение огня может быть опасно для жизни).

Категория 38. ״Завершающий удар молота”. Это общая категория, включающая все виды деятельности, которые приводят к окончательному завершению любого изделия в соответствии с природой изделия и ремесла; Кроме того, сюда относятся виды деятельности, ремонтирующие или улучшающие любое изделие.

Мелахот включают: придание привлекательного внешнего вида изделию, удаление висящих ниток из нового костюма, втягивание шнурков в новые ботинки, починку часов или какого-либо другого механизма или инструмента.

Гезерот включают заведение или перестановку стрелок наручных или стенных часов (а). Заниматься тем, что требует использования сложного и тонкого инструмента, вообще запрещено, ввиду того что есть опасность случайной наладки инструмента (в). По этой причине запрещено производить музыкальные звуки на инструменте и, вообще, производить звуки на инструменте, предназначенном для этой цели.

Гребля и катание на велосипеде также запрещены в этой категории (см. также главу ״Шаббат” и ״будничная деятельности”).

Категория 39. ״Ношение нош” — Эта категория включает: (1) перемещение предмета по любой причине из закрытой ״частной области” (רשות היחיד) в ,,общественную” (רשות הרבים) или наоборот; (2) перемещение любого предмета на расстояние 4 локтей (приблизительно 7 футов) в ״общественной области”.

,,Частная область” означает здесь любое замкнутое пространство не меньшее, чем 4 ширины ладони (около 15 дюймов) в квадрате, ограниченное стенами высотой не меньше десяти ладоней (около 3 футов).

Обычной формой такой области является дом, сад и т.д. Этот термин также включает любое место, находящееся выше или ниже уровня земли; например: яма или постройка из камней. Движимый объект такого же размера, например, ящик или автомобиль, также составляют ״частную область”, если они расположены в общественном месте.

״Общественная область” означает улицу, дорогу или площадь, посещаемую публикой, без крыши, открытую с двух сторон и имеющую ширину не менее шестнадцати локтей* (приблизительно 28 футов).

Мелахот в этой категории включают: ношение в руках, на руках, на плечах, в карманах, в портфеле или сумке; бросание, толкание, волочение (в коробке, на колесах или каким-либо другим путем) и передачу предметов из одной ״области” в другую или с места на место в ״общественной области”. Не является мелахой перенос любого предмета в пределах ״частной области”. Олнако, если ״частная область” превышает определенные размеры, и в тех длучаях, когда она занята двумя или более семьями, это запрещено раввиненими законами в качестве гезеры (см. ниже в ״Кармелит (2), и в ״Эрув Хацерот”).

Как мы уже видели (гл. вторая,), эта категория характеризует деятельность человека в обществе, и, отказываясь от нее в Шаббат, мы признаем владычество Б-га над миром общественных отношений. Обмен товарами для коммерческих, личных или общественных целей является источником жизненной силы в обществе; и именно этим мы должны пожертвовать целиком во имя Б־га в Шаббат.

Действие принимает характер ״мелахи” только тогда, когда предмет перемещается с места на место способом, которым обычно пользуются в течение недели: руками, в карманах, в сумках и т.п. Если предмет принадлежит к личной одежде ,то его уже нельзя назвать ״объектом”, перемещаемым в вышеописанном смысле. Он принадлежит скорее к ״личности” того, кто носит эту вещь. Так, носить пиджак, переброшенный через руку является мелахой, а ношение его на себе — не является таковой. Все, что может служить одеждой (и надетое), не является мелахой. Так — носовой платок можно носить как шарф, а два связанных вместе — можно носить как пояс. Также разрешается носить два пиджака, один поверх другого, если требуется. Ни в одном из этих примеров нет ничего общего с мелахой. С другой стороны, одежда должна носиться правильно; пиджак, наброшенный на плечи, не соответствует этим требованиям.

Гезерот включают: ношение на улице таких предметов одежды или украшений, которые можно легко снять и по неосторожности ״нести”, например, очки, которые не требуются постоянно.

Ребенка нельзя выносить на улицу в Шаббат; поэтому рекомендуется не уходить далеко от дома с детьми.

Нельзя также вынимать ребенка из коляски. В случае необходимости, однако, это может делать нееврей.

Некоторые дополнительные замечания были сделаны нашими Рабби в дополнение к этой мелахе; некоторые из них можно сгруппировать под следующими названиями:

״Кармелит” (буквально ״непосещаемое место”). Это название было дано нашими Рабби определенным местам, которые не обладают особыми свойствами, описанными выше. Но все же их можно отнести к ״областям” из Торы.

Такие места включают в себя:

1. Улицу, шириной менее 28 футов, которая не обладает другими характеристиками ״общественной области”. Напр, глухой переулок, тупик.

2.    Замкнутое пространство, площадью более 50 ярдов, не прилегающее к дому, например, парк.

3.    Открытое пространство.

4.    Море, реки и побережья.

Запрещено в качестве гезеры (а) переносить ноши из Кармелит в общественную или частную область или из той или другой в Кармелит, и также запрещено носить ноши на расстоянии ך футов внутри Кармелита.

״Меком П’тур” — מקום פטור — (буквально, ״свободное место”). Это название дается тем местам, которые не имеют свойств ни ,,областей” в Торе, ни ״Кармелита”, и относительно которых не указана гезера.

Например, замкнутое пространство менее 15 в общественной области.

״Эрув Хацерот” (буквально, ״смешивание” и ״объединение дворов" в отношении занятых несколькими семьями территорий). Если две или более еврейских семьи живут в соприкасающихся друг с другом домах или в отдельных квартирах в одном доме, не разрешается переносить ноши из одной квартиры в другую и в тех частях, которые используются всеми жильцами вместе, — если ״Эрув” не выполнен заранее (гезера, тип а). Это означает, что несколько еврейских семейств собираются вместе и объединяют права владения, так что их жилища становятся их общей собственностью. Символом такого общего владения является ״Эрув” — обычно буханка хлеба или маца, оставленная как их общая собственность на попечение одного из них. Если в здании живут и нееврейские семьи, нужно прежде всего занять у них право на проход в Шаббат. Те же правила применимы к замкнутому пространству, к слепому переулку (тупику) или саду, которым пользуются несколько семейств.

Мы уже отметили удручающее невежество и пренебрежение среди значительной части евреев в отношении законов, запрещающих перенос ноши в Шаббат. В то же время, как мы уже видели, эти законы занимают важнейшее место в системе Шаббат. Наши Рабби заявили, что мицвот Шофар и Лулав не должны выполняться, если праздники выпадают в Шаббат. Единственной причиной этого правила является опасение: как бы слишком правоверный еврей не забыл о том, что это Шаббат и не вынес бы Шофар и Лулав на улицу. Наши великие учителя рассматривали простую возможность осквернения Шаббат перенесением нош, как ведущую к опасным послед- | ствиям. Поэтому они решили, что лучше поступиться этими двумя важными заповедями Торы, чем рисковать осквернением Шаббат. Кажднй еврей, собирающийся относиться легкомысленно к мелахе ״перенесение нош”, совершает огромную ошибку.

Мы надеемся, что этот обзор категорий мелахи дал читателю какое-то представление о практических аспектах истинного соблюдения Шаббат. После некоторого размышления нам становится понятно, как каждая отдельная мелаха из обсуждаемых нами выполняется практически в соответствии с основной концепцией Шаббат, изложенной в главе второй. Будет показано также, как каждая гезера отражает истинное еврейское יראת שמים — почитание Б-га и его заповедей; и как сильна решимость еврейского народа не позволить мгновенной слабости или забывчивости лишить их единственного символа преданности и служения Б-гу — отказа от мелахи в Шаббат.

Работа нееврея

Смотрите, Б-г дал вам Шаббат . . .” (Исход, 16,2а). Итак, Шаббат был дан только еврею (и он несет полную ответственность за него). И все же, для того чтобы оберечь Шаббат от осквернения, наши Рабби постановили, что мы не должны просить нееврея делать в Шаббат что-либо из того, что мы сами не позволяем себе делать в этот день. Более того, нам не разрешено получать выгоду от мелахи, сделанной для нас неевреем, даже если мы не просили его об этом.

Все же некоторые исключения были сделаны для этой дополнительной меры защиты Шаббат, а именно:

1.    в случае болезни (см. ниже) или несчастных случаев;

2.    зажигание огня в холодную погоду;

3.    облегчение боли животного;

4.    в тех случаях, когда действие производится как неевреем, так и евреем, и первый руководит и выполняет основную часть работы.

Кроме того, запрещено нанимать нееврея перед Шаббат на работу во время Шаббат, за исключением следующего:

1.    нееврей должен работать как независимый работник за определенную плату;

2.    работа должна проводиться на условиях нееврея;

3.   нееврей не должен быть вынужден работать во время Шаббат.

Болезнь в Шаббат

 Легкие недомогания. Нормально здоровому человеку не разрешено принимать лекарства или пользоваться медицинской помощью, даже от нееврея, в случаях легких недомоганий или локализованных болей, таких как изжога, головная боль, зубная боль, запор и т.д. Об этой гезере уже говорилось в описании категории д.

2.    Болезнь (не опасная для жизни). Если, однако человек настолько болен, что он вынужден улечься в постель, или боль настолько сильна, что она распространяется по всему телу, или температура поднимается выше нормальной, эта гезера не действует. В таких случаях все, что необходимо, может быть сделано неевреем, и можно принимать лекарства и получать необходимое лечение. Если по-близости нет нееврея, еврей тоже может делать необходимое, которое обычно запрещено как гезерот, но это должно делаться несколько иначе, для того чтобы не забывать об исключительных обстоятельствах.

Разрешено измерять температуру больного.

3. Серьезная болезнь. Если имеется хотя бы малейшее подозрение, что жизнь человека в опасности, не только разрешено, но является первым долгом каждого еврея сделать все, что необходимо для спасения жизни пациента. ״Оскверни один Шаббат для того, чтобы он мог жить и соблюдать будущие дни Шаббат” (Йома, 86а).

Потенциальное почитание имени Б-га, которое присуще каждой еврейской душе, намного важнее временного нарушения правил, которое может спасти эту душу.

Более подробное описание этого вопроса дано в брошюре, опубликованной Гейтхедским Комитетом Еврейских Религиозных Изданий под заглавием ״Уход за детьми в Шаббат” (Глава 6).

Отдых животных

В десяти заповедях Торы указано, что наши животные должны отдыхать во время Шаббат. Это означает, что мы не должны заставлять животное совершать какую либо мелаху и, кроме того, что мы не должны возлагать на него какую-то ношу, помимо уздечки и вожжей, или вещей, необходимых для его защиты.

Побуждать животное делать какую-то мелаху понуканием его, ведением его или подзыванием к нужному месту — запрещено, даже если животное не принадлежит нам.

Если все же животное желает заниматься мелахой для собственного удовольствия, например, щипать траву, мы не можем запретить ему делать это; Тора говорит: — ״Так, чтобы ваш вол и ваш осел могли отдохнуть . . Лишение его удовольствия едва ли может быть названо ״отдыхом”. (Исход 23, 12).

Интересно отметить здесь существенную разницу между запрещением мелахи по отношению к человеку и по отношению к животным. Для человека запрет мелахи имеет положительное значение, которое было описано выше; запрещение вытекает из более высокого понятия, чем просто физический отдых. В случае животного это не так. Теперь совершенно ясно, чего стоит поверхностное возражение против истинного соблюдения Шаббат (,,. . . в конце концов, Тора хочет, чтобы я получал удовольствие, а если я получаю удовольствие от сигареты . . .?) Оно выражает желание заменить Шаббат для человека Шаббатом для животного.