Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Шинуй

Шинуй

ВВЕДЕНИЕ

В этой главе мы обсуждаем, как и когда позволяется отвергнуть запрещение Шаббата, выполняя запрещенное действие с шинуй (необычным способом). Мы обсуждаем использование шинуй для пациента с опасностью для жизни (определение и Алахот в случае опасности для жизни обсуждаются в Главе Один), и пациентов с Выводящей из строя болезнью (определение и Алахот к Выведенному из строя пациенту обсуждаются в Главе Два).

В Секции А, мы определяем, что составляет шинуй, и когда это требуется. Например, включение или выключение выключателя своей рукой левой рукой считается шинуй?

А. Что такое - шинуй, и когда он Требуется

1. Что такое - шинуй

2. Для Выведенного из строя (нетрудоспособного) Человека - шинуй Обязателен

3. Для Опасных для жизни болезней - шинуй Предпочтителен (если возможно)

В Секции B, мы предлагаем практические предложения для использования шинуй в различных ситуациях. Мы обсуждаем, как, посредством шинуй, включить электрический бытовой прибор, как пронести объект через решут харабим, и как сделать телефонный звонок.

B. Практические Предложения для Использования Шинуй

1. Используя Шинуй, чтобы работать с Электрическим бытовым Прибором

2, Использование шинуй для переноски

3. Использование Телефона посредством шинуй для непредвиденного Случая в Шаббат  

А. ЧТО такое - шинуй, И КОГДА ЭТО Требуется

1, Что такое - Шинуй

2. Для выведенного из строя человека - шинуй Обязателен

3. Для Опасной для жизни Болезни - шинуй Предпочтителен (если возможно) 

1. Что такое - Шинуй

Шинуй означает выполнение действия отличающимся от обычного способом, которым в нормальных условиях не пользуются. Например, нормальный путь включения света - щелкнуть световой выключатель одной рукой. Если еврею захотелось включить свет с шинуй, он может нажать выключатель своим локтем, пальцем ноги, носом, или своей головой и др.

Принято делать шинуй в виде использования левой руки вместо правой руки только в случаях, где надо писать.

Млахот (39 видов запрещенных в Шаббат работ), которые Тора запрещает в Шаббат – запрещены только когда выполнены обычным способом (нет шинуя). Это не означает, что еврею разрешено делать любой запрещенный акт в Шаббат, просто выполняя действие с шинуй. Однако, выполнение действия с шинуй является нарушением иссур дерабонан (Раввинское запрещение), нежели, чем большинство более сильных нарушений иссур деорайта (запрещение из Торы).

Раввинские запрещения параллельны запрещениям Торы. Они, также, запрещаются только, когда выполняются в нормальной форме. Хотя еврею не позволяется выполнять иссур дерабонан с шинуй, тем не менее, если он сделал действие с шинуй, его проступок – относится к менее строгому дерабонан, который разрешен, в определенных случаях, для того, чтобы вылечить болезнь.

2. Для Выведенного из строя человека - Шинуй Обязателен

Тора не освобождает нас от ее запрещений для того, чтобы лечить больного человека, даже очень больного человека, если только нет риска для его жизни. Однако, чтобы обеспечить лечение и заботу человеку, который Выведен из строя, Хазаль разрешили нам облегчение - отвергание иссур дерабонан, но только если мы делаем действие с шинуй. (Посмотрите страницу 50.) 

3. Для Опасных для жизни болезней - Шинуй Предпочтителен (если возможно)

Мы узнали, что для жертв (пострадавших) с "Опасными" для жизни болезнями, хотя еврей может отвергать запрещения Шаббат, ему предпочтительно сделать запрещенное действие с шинуй, когда возможно.*

ПРИМЕЧАНИЕ: В Опасном для жизни состоянии – где требуется неотложная медицинская помощь – еврей не должен использовать шинуй. Он должен действовать как будто это не происходит в Шаббат, чтобы не вызвать задержку в спасении жизни. И даже больше, в Опасных для жизни случаях, где использование шинуй может стать слишком сложным для спасателя жизни, и есть риск, что спасатель может спутаться, или есть риск, что пострадавший (жертва) может впасть в стресс, еврей не должен использовать шинуй.

B. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШИНУЙ

1. Используя Шинуй, чтобы работать с Электрическим бытовым Прибором

2. Используя Шинуй для Несения

3. Используя телефона путем Шинуй для неотложного Случая в Шаббат

 Используя Шинуй, чтобы работать с Электрическим бытовым Прибором

Включение электрического бытового прибора в Шаббат запрещено. Во многих случаях это – иссур деорайта.

Это трудно, но можно вставить бытовой прибор в розетку посредством шинуй. Поэтому, если это необходимо сделать для пациента с опасностью для жизни, и нет непосредственной опасности, еврей может схватить провод между его локтями, ногами, или зубами и вставить его в розетку (не нормальным, необычным способом включения).

Еврей может использовать шинуй, чтобы включить бытовой прибор (например, нагреватель для пациента с опасностью для жизни, которому нужно тепло) или выключить бытовой прибор (например, кондиционер для пациента, которому очень холодно). Шинуй может быть в виде щелкания on/off переключателя локтем, предплечьем, ногой, коленом, или головой.

Если необходимо повернуть шкалу, это также можно сделать с шинуй. Еврей может схватить шкалу его зубами и вращать ее его локтем.

Использование Шинуй для несения

Перенос вещи за пределы частного владения в Шаббат – запрещен. (Перенос за пределы частного владения, в зависимости от того, где и как вещь несется, может быть иссур деорайта и иссур дерабонан.).*

Человек обычно переносит предмет своей правой или левой рукой или в его кармане. Также нормально занять своё плечо. Поэтому, если еврей должен нести элемент посредством шинуй, ему можно нести его некоторыми другими частями тела, кроме руками и плечах, или где-нибудь в одежде, но не в кармане (например, в его манжете, в его ленте на шляпе, в его поясе, в его носках, в его обуви, и т.п.).

а. Перенос для Пациента, у которого имеется опасность для жизни

Если необходимо донести лекарство или другие вещи через решут харабим для пациента с наличием у него опасности для жизни, еврей должен поместить это на его голову (под его шляпой), в его носки, в его ботинок, в его предметы нижнего белья, заправлять его в ленту на шляпе, или поместить их между поясом его одежды и его тела. 

b. Перенос для Выведенного из строя Пациента

Мы узнали (смотрите страницу 49), что для человека с выводящим из строя заболеванием, еврей может отвергнуть только иссур дерабонан, и только посредством шинуй. Поэтому, еврею позволяется нести лекарство или другие предметы, нужные Выведенному из строя пациенту через решут харабим дерабонан (по иссур дерабонан), неся это с шинуй (под его шляпой, в его ботинке, и т.п.). Ему не разрешено, даже с шинуй, нести это через решут харабим деорайта (по иссур деорайта).

Иногда лекарство не может быть получено без переноса через решут харабим деорайта. Если нееврей не доступен, еврей не может перенести лекарство даже посредством шинуй. Однако, если еврей может, заменяя метод переноса лекарства, сократить нарушение по иссур дерабонан, то ему позволяется отвергнуть иссур дерабонан, используя шинуй.

Поэтому, некоторые Поским предлагают следующее предложение: еврей должен нести от одного частного владения (например, аптеки) непосредственно в другое частное владение (например, его дом), без остановки и поворота его вниз, даже в течение секунды. Еврей может положится на мнение, при котором такое несение – не запрещено Торой. Этим методом сокращения нарушения к иссур дерабонан, и переносом предмета посредством шинуй, лекарство может переноситься через решут харабим деорайта.

ПРИМЕЧАНИЕ: еврею позволяется нести только то число таблеток, которые нужны в Шаббат.

c. Перенос Ребенка к Доктору

Еврею не позволяется перенести ребенка в решут харабим деорайта (общественное владение, запрещено в Шаббат законами Торы), кроме того, где есть возможный риск Опасности для жизни. Если ребенок должен переноситься к доктору в Шаббат через решут харабим деорайта, еврей может попросить нееврея нести ребенка или толкать его коляску к доктору. 

Если у еврея нет возможности перенести ребенка через решут харабим деорайта, родителю, или любому другому еврею, позволяется нести ребенка посредством шинуй. Это обычно не удобный выбор. Рав Моше Файнштейн, светлой памяти, постановил, что Еврею позволяется нести ребенка, который может самостоятельно ходить через решут харабим деорайта без шинуй. Эта облегчение работает только, если: (1) ребенок знает, как ходить; (2) ребенок несется в решут харабим дерабонан; (3) перенос ребенка сохранит его от боли. Это не относится к переносу младенца, который не может ходить, это не относится к несению через решут харабим деорайта, и это не относится, когда Еврей несет ребенка для любой другой цели, нежели сохранить ребенка от боли.

Использование телефона посредством Шинуй для экстренного случая в Шаббат

Использование телефона в Шаббат обычным способом влечет нарушение ряда запрещений мудрецов, и, согласно некоторым Поским, может также повлечь нарушение запрещение из Торы. В случаях, вовлекающих возможные Опасные для жизни риски, когда непредвиденный случай не экстренный, предпочтительно использовать телефон с помощью шинуй.*

а. Руководство по Использованию Телефона для непредвиденного Случая в Шаббат

Правила для использования телефона** с помощью шинуй:

• Поднимите приемник от основы (базы) необычным способом (например, поднимают приемник между двумя запястьями, или щипцами; свяжите провода с приемником перед Шаббат и поднимите провод).

• Если телефон имеет "оn" или "call" кнопку, нажмите ее любым предметом, кроме своего пальца (например, ключом ложки или ключа от дома).

• Наберите номер телефона объектом, но только не пальцем.

• Беседа по телефону должна иметь только 1 тему – о пострадавшем. Однако, будьте вежливым; еврей может сказать: "Благодарю вас", "пожалуйста", и "до свидания."

• Не вешайте или не нажимайте кнопку конца разговора, кроме случаев, когда телефон должен быть доступным, чтобы получить аварийный звонок.