Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Путь времени

Путь времени

Шабат

Шабат - таково еврейское название седьмого дня недели. Шабат подобен острову среди океана времени. В субботу еврей отдыхает от всякой работы, способной внести изменения в наш мир. В еврейской семье перед наступлением субботы хозяйка дома зажигает свечи, мужчины читают особые, субботние молитвы; затем в течение субботы проводятся 3 субботние трапезы -одна вечером и две на следующий день, на исходе субботы совершается хавдала - обряд отделения субботы от будней. Все эти действия придают этому дню особый облик.

В соответствии с современными законами в субботу в Израиле запрещена деятельность большинства предприятий и учреждений.

Центральная идея

Что такое работа? На иврите употреблен особый термин ”мелаха”, отличный от более общего термина ”авода”. Часто в народе его понимают как синоним физического труда Если бы истинное значение этого слова было таким, тогда и термин ”менуха” (отдых в субботу) означал бы только воздержание от тяжелой работы, и еврей, проспавший всю субботу, таким образом исполнил бы эту заповедь идеальным образом Однако, согласно иудаизму, отдых в субботу - это только часть субботы. Чтобы понять, что такое суббота, нужно прежде всего понять, что такое ”мелаха”. ”Мелаха” - это работа, с помощью которой в мире создаются новые объекты, т.е. это производительная деятельность. Такая работа запрещена в субботу. Это основное понятие соблюдения субботы по Торе. Во все поколения мудрецы нашего народа обсуждали, входят ли те или иные действия в понятие ”мелаха”, запрещающее работу в Шабат. Например, вождение автомобиля в субботу. Но что это? Разве Тора, такое древнее произведение, содержит в себе информацию о современных автомобилях? Конечно же нет. Вопрос следует задать по-другому: подходит ли вождение автомобиля под признаки ”мелахи” или нет?

Почему еврей отдыхает от работы в субботу?

Известно, что силы человека не безграничны, всю неделю он тратит их, чтобы обеспечить свою семью. Тора придает груду большое значение. Написано: "Шесть дней делай свою работу”, т.е. трудиться - это заповедь Торы. Но Тора также требует -на один день в неделю прекратить работу: ”И в день седьмой - прекратил трудиться и отдохнул”, и направить всю свою энергию внутрь. В субботу человек создает не материальный мир вокруг себя, а себя самого, свою душу.

Чтобы человек мог со свежими силами приступить к делу, он должен делать перерывы в работе и всматриваться в самого себя, прислушиваться к своему внутреннему состоянию. В субботу человек познает самого себя. В этот день он как бы создает самого себя, наполняет свое тело пищей и духом, освобождается от будничных дел и задает себе вопрос: ради чего я существую? Какова цель моей работы в течение всей недели? Спокойное пребывание в кругу семьи - это тоже неотъемлемая часть сущности этого дня, ведь дружная, сплоченная семья -это одна из важнейших жизненных ценностей иудаизма.

Мы уже говорили, что в субботу человек открывает себя самого. Что означает это "открытие”? В течение всей недели отношения между людьми определяются большей частью социальными ролями. Люди являются носителями профессиональных ярлыков: шофер, учитель, адвокат, врач... Иудаизм считает, что эти ярлыки не способны ответить на основной вопрос - "кто я?” Чтобы прийти к истинному ответу на него, нужно с себя и с других снять верхнюю шелуху и обертку.

Шабат - модель и архетип идеального мира

Мы можем понять это, проследив в четырех плоскостях

а)    Отношение человека к самому себе. В Шабат человек обращен к мыслям о себе, своей сущности и смысле жизни.

б)    Отношения между человеком и человеком. В будние дни наши отношения к другим людям подобны отношениям к средствам, помогающим нам или мешающим. В Шабат мы видим наших коллег иными глазами - не как средства, а как самостоятельные существа, ценные сами по себе. В субботу царствует полное равенство людей. Человек оценивается не согласно его доходу или роду занятий, а согласно тому, что он собой представляет, каково его поведение.

в)    Отношения между человеком и миром. Г-сподь сотворил мир гармоничным. В течение недели человек занят работой и не может хотя бы не на долгое время остановиться и оглядеться вокруг себя. В субботу он отдыхает от труда и поэтому способен также выйти из круговорота обыденной жизни и сконцентрироваться на красоте окружающего мира, как творения Б-жьего. Поэтому, в частности, принято устраивать 3 трапезы в течение субботы.

г)    Отношения между человеком и Б-гом. Всю неделю человек поглощен работой и будничными делами. В Шабат он может подумать, ради чего все это? Что находится за границами физического существования? Суббота - святой день. Святость чего-либо может быть проверена через действие, которое человек, созданный по подобию Б-га, способен произвести, а животное, например, - не может. Возможность в определенный день недели освободиться от обыденных дел - это как раз и есть деяние такого рода, доступное только человеку. Только свободный человек, созданный по подобию Б-га, обладающий свободой воли и властвующий над собой, может это сделать. В иудаизме это свойство называется "святость” (”кдуша”), а еврейский народ назван "царством священников и народом святым”. Сейчас стало ясно, что отдых в Шабат - это не просто обычный перерыв в работе, это обязанность, наполненная духовным, социальным и внутренним богатством.

ДЕЙСТВИЯ В ШАБАТ

СУББОТНИЕ СВЕЧИ

В канун субботы, перед заходом солнца, хозяйка дома (в некоторых семьях - также каждая из дочерей) зажигает две свечи, тем самым принимая на себя с этого момента обязанность соблюдения всех законов субботы.

После зажигания свечей женщина говорит благословение: "Благословен Ты Г-дь, Б-г наш, Царь вселенной, святивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать свечи Субботы”.

КИДУШ (освящение)

В субботу вечером, в момент начала совместной семейной субботней трапезы, глава семьи совершает обряд ”киддуш”

- освящение вина. Благословляющий держит в руке бокал, наполненный вином (лучше, чтобы бокал был в форме кубка) и произносит над ним особое благословение. По сути дела, текст киддуша - это основные положения, определяющие суть Шабата. Как правило, киддуш делает глава семьи, или мальчик, достигший возраста бар-мицва, для всей семьи, или же каждый для себя в отдельности. Это зависит от обычая, которою придерживается каждая семья.

ТЕКСТ КИДУША

”...И сотворены были небеса, и земля, все воинство их И завершил Г-дь к седьмому дню творение Свое, которое сделал.

И отдохнул в день седьмой от всего творения, которое сделал. И благословил Б-г день седьмой и освятил его, ибо в это г день отдохнул от всего творения, которое Г-дь создал.

Внемлите, господа и раввины:

Благословен Ты, Г-ди, Б-г наш, Царь вселенной^ сотворивший виноградный плод.

Благословен Ты, Г-ди, Б-г наш, Царь вселенной, который освятил нас Своими заповедями, соблаговолил к нам и с любовью и доброжеланием завещал нам священную субботу как память о первозданном творении. Ибо сей день есть начало всех священных праздников, память об Исходе из Египта.

Да, нас избрал Ты и освятил больше всех древних народов, и с любовью и благоволением завещал нам священную субботу Свою.

Благословен Ты, Г-ди, освятивший субботу”.

ХАЛА

Принято класть на субботний стол 2 халы, одну во имя заповеди "помни день субботний”1, вторую - во имя заповеди "храни день субботний”. Дополнительный смысл этого обычая - напомнить о двойной порции манны2 которую Г-сподь посылал еврейскому народу в пустыне во время их пути из Египта в Эрец Исраэль каждую неделю перед субботой.

ЗМИРОТ ( напевы)

Во время трапезы принято петь песни в честь субботы, еврейского народа и Земли Израиля.

СУББОТНЯЯ ОДЕЖДА

Самая красивая одежда, которая есть у еврея, оставляется для субботы.

Источник в Торе

Шабат упоминается в Торе много раз. Мы выберем лишь одно из мест: "Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней трудись и делай свою работу, а день седьмой - Шабат для Г-спода, Б-га твоего. Не делай никакой производящей работы ("мелаха”) - ты, и сын твой, и раб твой, и рабыня твоя, и пришелец, который во вратах твоих, ибо за шесть дней создал Г-сподь небеса и землю, и море, и все, что в них, и отдохнул в день седьмой и освятил его” (Шмот, 20:8-11).

Изречение

Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев” (Ахад ха-Ам). 

ХАВДАЛА (”разделение”)

С появлением звезд в конце субботы мы завершаем ее особым обрядом, который называется хавдала. Мы "разделяем” между святостью субботы и остальными днями будней. Суббота со всей ее красотой, духовной глубиной и сладостью притягивает нас, и хотя трудно расстаться с ней, но дела будущей недели уже зовут нас! Обряд хавдалы, по существу, символизирует это расставание - переход от особой субботней атмосферы к будням. Мы произносим благословение над кубком вина, зажигаем особую (переплетенную из нескольких тонких свечей) хавдальную свечу, вдыхаем запах благовоний.

Огонь символизирует производительные силы человека, благовония - духовный покой, в котором мы находились в субботу и который, в сущности, мы хотели бы перенести и в будни, наполненные повседневными заботами. Бокал вина - это символ наших отношений к физическому и духовному счастью. Обряд хавдалы мы заканчиваем взаимными пожеланиями доброй и благословенной недели.

Изречение

"Владыка миров! Я не боюсь Твоего ада, я не желаю Твоего рая, я отказываюсь от Твоих ангелов. Знаешь, что я прошу? Тебя, Тебя, Тебя!” (Рабби Шнеур Залман из Ляды).

1.    Эти отрывки в Торе описывают наше отношение к субботе. ”Помни” - напоминает о действиях, которые мы должны совершать, а "храни” - напоминает о тех действиях, которые запрещены в субботу.

2.    Ман (манна) - название особой пищи, посылавшейся Г-сподом еврейскому народу в пустыне.

Рош а Шана

ЙОМИМ НОРАИМ ("ГРОЗНЫЕ ДНИ”)

Это общее наименование для Рош ха-Шана и Йом-Кипур.

РОШ ха-ШАНА

(30 элула уходящего года и 1 Тишри - нового)

Рош ха-Шана - это, по самому значению слова, начало Нового года. Начало - в двух аспектах. Первый из них - юридический, как, например, указание года в ценных бумагах. Второй - это личный ”счет души” человека. Обыкновенно в конце определенного периода человек останавливается и подводит итоги тому, что он сделал за этот период. Согласно иудаизму, Рош ха-Шана - это время, наиболее подходящее для подведения итогов уходящего года, причем начинается это время за месяц до Нового года, в Элуле, месяце милосердия и чтения покаянных молитв.

Центральная идея

Рош ха-Шана - это день радости, так как сама возможность суда и самооценки для каждого человека вызывает у него внутреннюю радость. Ведь если бы не существовали Законы и не было бы перед кем давать отчет, наступил бы полный хаос. И еще, процесс "подведения счета” начинается за месяц до его итога, и человек может исправить свои пути, прийти к Рош ха-Шана уже "исправившимся”, и уже это само по себе - большая радость.

Источник в Торе

”В месяц седьмой, в первый день, будет у вас отдых” (Ваикра, 23:24). Это место в Торе - основа для празднования Рош ха-Шана. Хотя нет в нем намека на то, что это день - день суда, однако второй аспект праздника известен нам из Устной Торы.

ТРУБЛЕНИЕ В ШОФАР

Центральным действием в обрядах Рош ха-Шана является трубление в шофар. Шофар - это бараний рог. Трубление - это сто звуков, которые извлекают из шофара во время молитвы. Есть три вида трубления: ткия - чистый звук шофара, груа -равномерные неизменяющиеся по тону звуки, и шварим краткие, ломаные звуки.

Центральная идея

У каждого человека есть чувства, которые трудно выразить обыкновенными словами. Эти глубокие и скрытые чувства -основа истинной сути человека. В Рош ха-Шана, однако, они могут быть выражены через трубление в шофар, которое, по сути, - молитва без слов, молитва слез и крика.

У шофара есть еще и дополнительный смысл. Трублением в него мы "коронуем” Г-спода в качестве Царя Вселенной. Вследствие того, что мы верим в существование Б-га - Царя мира, мы также знаем, что в жизни есть смысл и цель, и это знание приносит большую радость.

Источник в Торе

"В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке” (Ваикра, 23:24).

Правдивая история

Это было в бейт-мидраше (доме учения) знаменитого раввина. В канун Рош ха-Шана рабби прервал свою молитву посередине. Шум прошел среди евреев в зале. Чего ждет рабби? "Давайте молиться сначала”, - сказал он. - "Врата небес все еще не открылись”. И так, все евреи, бывшие в этой синагоге, а все они были знатоками Торы, молились снова и снова. Рав попросту отказывался продолжать. "Начинайте сначала, небесные врата заперты...” И так - семь раз. Когда все уже собирались начать молиться в восьмой раз, ребенок, сумевший пробраться к первому ряду скамей, вытащил из кармана свисток и прежде, чем изумленные евреи сумели его остановить, пронзительно засвистел. Все, как один, протянули руки, чтобы поймать ребенка и выгнать его из синагоги, но тут внезапно рав закричал: ' Прекратите! Вы понимаете? Только что открылись врата небес... Этот маленький ребенок не умеет говорить или читать по-еврейски, но хочет молиться изо всех своих сил. И всей силой своей души и сердца он сделал единственное, что мог сделать - засвистел в свисток. И Г-сподь, - добавил рав, - Г-дь сказал, что молитва ребенка - это искренняя молитва и благодаря ее заслугам Он откроет врата Небес”.

Изречение

"Если бы выбор был 8 моих руках, я предпочитал бы не умирать, так как в будущем мире нет "грозных дней”. Что делать душе человека без Йом Кипура, и каков смысл жизни без раскаяния?" (Рабби Шмелке из Никольсбурга).

ТШУВА (раскаяние, возвращение)

Это возможность каждого человека вернуться к самому себе, т.е. снова стать тем, кем он должен быть, вернуться к Б-жественной части в нем самом, вернуться к Б-гу. Согласно иудаизму, каждый еврей, от великого праведника до окончательного злодея, способен раскаяться в то самое мгновение, когда он по-настоящему этого захочет. Раскаяние каждого принимается Б-гом и любимо Им.

Источник в Торе

”И вернешься к Г-ду Б-гу твоему” (Дварим, 30:1).

10 дней раскаяния

Десять дней между Рош ха-Шана и Йом Кипуром названы ”10 дней раскаяния”, потому что они особо предназначены для того, чтобы человек раскаялся в своих дурных делах и принял решение изменить свое поведение в будущем.

Йом Кипур

(10 Тишри, начинается в предыдущий вечер)

Название этого дня происходит от слова ”капара”, означающего ”прощение”. В этот день постятся с вечера, в его канун, до вечера, на его исходе. Этот пост - не от печали и страха, наоборот - он связан с любовью и радостью. В Йом Кипур мы поднимаемся над обыденностью жизни и входим в особую религиозную атмосферу молитвы, наша радость проистекает из надежды, что Г-дь простит нам наши грехи. В этот день мы видим, что

Изречение

"В Тиш’а бе-Ав1 я слишком подавлен горем, чтобы есть, а в Йом Кипур-слишком радостен для этого” (Слова одного из хасидских раввинов).

практически все евреи идут в синагогу и участвуют в молитве. Это день единения всего нашего народа. Наиболее известная молитва - ”Кол Нидрей” - произносится сразу после захода солнца в канун праздника. Молящиеся мужчины закутаны в талиты, Арон ха-Кодеш (специальный шкаф со свитками Торы) открыт, в центре синагоги стоят самые уважаемые члены общины со свитками Торы в руках. Смысл молитвы заключается в том, что человек исповедуется в своих грехах и просит у Б-га прощения за них. Молитва следующего дня, в которой участвуют также почти все евреи, - это "Нейла”, произносимая близко к концу Йом Кипура. В этот час, который является апогеем этого дня, решается окончательная участь каждого из нас.

Источник в Торе

"Но в десятый день седьмого месяца этого - день искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши (постом), и приносите огнепалимую жертву Г-ду” (Ваикра, 23:27).

Суккот

(14 Тишри - 23 Тишри)

Во время странствий евреев по пустыне они строили себе особые временные жилища - "суккот”. В память об этом евреи в Израиле и за границей строят в эти дни шалаши, живут и едят в них всю неделю праздника. Сукка - это не постоянная, а временная постройка. Алаха (еврейский религиозный закон) определяет точные правила ее строительства, и построенная согласно им, сукка не будет слишком прочна, чтобы превратиться в"постоянную квартиру”.

8 Центральная идея

Сукка, сводной стороны, - это сооружение, построенное руками человека и защищающее его от солнца и дождя, с другой - она недостаточно крепка, чтобы человек в ней мог чувствовать

1. Тиш’ бе-Ав - стр. 75.

Изречение

"Как легко бедняку надеяться на Б-га, так как на кого, кроме Него ему еще надеяться? И как трудно богатому надеяться на Б-га, так как все его доходы призывают его: "Надейся на нас" (Рабби Моше Лейб из Сасова).

себя в полной безопасности от природных сил. Сукка представляет собой реализацию идеи в материальной форме. В ней воплощена диспропорция между надеждой человека на свои силы и истинной безопасностью, которую может обеспечить только Б-г. То есть, человек не должен опускать руки в надежде исправить себя из-за того, что только у Б-га - абсолютная власть и сила, но нельзя думать, что то, чего ты достиг - это дело только твоих рук.

Источник в Горе

”В сукках живите 7 дней, каждый еврей пусть живет в сукках” (Бамидбар, 23:42).

АРБА МИНИМ ('Четыре вида”)

Праздник Суккот называют также "праздник урожая”, так как он приходится на время окончания уборки урожая с полей, и еврей радуется всему изобилию, которое дал ему Г-дь. Как символ этого изобилия и для выражения его законного места в концепции иудаизма все дни праздника Суккот (кроме субботы) еврей совершает обряд "четырех видов”, четырех растений: этрог (вид цитрусового плода), хадас (ветка мирты), лулав (побег финиковой пальмы) и арава (ветка речной вербы). Лулав, хадас и араву связывают в пучок, присоединяют к ним этрог, затем поднимают их с произнесением особого благословения и потряхивают этим пучком во время праздничной молитвы.

Центральная идея

У каждого из четырех видов этих растений есть особые свойства, превратившие их в символ определенных качеств евреев. У этрога есть и вкус, и запах. У лулава - есть вкус (вкус фиников

- плодов пальмы), но нет запаха. У мирты - есть запах, однако

Изречение |

"Каждый еврей - свят” (Талмуд).

он почти исчез. И только у аравы нет ни вкуса, ни запаха. Так сказали мудрецы об Израиле: ”Есть люди с запахом Торы (мудрецы) и с добрыми делами; есть другие, у которых есть Тора, но нет добрых дел; есть такие, у которых нет Торы, но есть добрые дела; есть и другие, у которых нет ни Торы, ни добрых дел”. При всем этом евреи похожи на "четыре зида”. Единый пучок. Поэтому у каждого еврея есть часть в общей судьбе: все встают вместе или, не дай Б-г, падают вместе. Сказано в Торе: "Все евреи ответственны один за другого”.

Источник в Торе

”И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (эт рога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Г-дом Б-гом вашим семи дней”

(Ваикра, 23:40).

Изречение

"Живущий в радости выполняет волю Создателя” (Рабби Исра-эль Баал Шем Тов). "Веселье без мысли -это распутство” (Рабби Давид Беер из Ме-зерича).

Симхат-Тора

В последний день Суккот празднуется Симхат-Тора. У нашего народа принято каждую субботу читать одну из глав Торы по порядку их следования. Конец годового цикла чтения Торы всегда приходится на последний день Суккот, и поэтому этот день назван "Радость Торы” - ”Симхат Тора”. В этот день мы радуемся завершению одного и началу другого цикла чтения Торы.

Центральная идея

Тора - это путь жизни, путь, ведущий к счастью. Тора дана была ни для чего иного, кроме как радовать человека перед лицом Творца и поэтому в этот день празднично отмечают обновление циклов чтения, как естественный процесс обновления мира.

Источник в Торе

У этого праздника нет конкретного упоминания в Торе, он

- более позднее установление наших мудрецов. В Торе этот день назван ”Шмини Ацерет” (Священное собрание в восьмой день).

Ханука

(25 Кислева - 2 Тевета). Ханука - это праздник, длящийся восемь дней. В эти дни мы празднуем победу евреев над греческими захватчиками в Земле Израиля в 146 г. до н.э. Евреи - ”хану”, т.е. "отдохнули” от войны в 25-й день Кислева и поэтому эти дни названы Ханука (25 в буквенном выражении - ”каф”-”хей”, произносится как ”ка”). Греки пытались править над евреями не только в аспекте физического порабощения, но также и в духовном плане. Они осквернили Храм и надругались над теми основными духовными ценностями иудаизма, символом которых он являлся. Война против греков была не просто военной акцией, но и войной идеологий. Когда евреи победили, они очистили Храм от скверны и поэтому у слова ”ханука” есть еще один смысл - от термина ”ханукат ха байт”, т.е. "новоселье”.

Центральная идея

Главной войной в то время была война не против греков, а, к сожалению, именно гражданская война между еврими, и она была самой тяжелой. Часть евреев считала, что времена иудаизма прошли и следует ассимилироваться среди других народов и жить "как все”. Другие считали, что наша Тора - это вечное Учение, что сила духа сильнее, чем материя, что евреи должны оставаться, несмотря ни на что, верными еврейским ценностям и образу жизни. Такими людьми были хасмонеи. Благодаря их победе в войне еврейский народ сохранил свой облик и выжил во всех перепетиях исторического процесса, в то время как другие народы и великие империи исчезли с лица земли.

Источник в Торе

Разумеется, этот праздник установлен в более позднее время, чем время дарования Торы, согласно указаниям наших мудрецов. ”И установили восемь дней Хануки, чтобы благодарить и прославлять (Б-га)”

ХАНУКИЯ

Главное действие, которое мы совершаем в праздник Ханука -это зажигание свечей в каждый из восьми дней праздника в особом подсвечнике (похожем на менору), называемом ханукия. На исходе первого дня зажигают одну свечу и в каждый последующий вечер добавляют также по одной свече. Свечи зажигают с заходом солнца. Желательно поставить ханукию около окна, выходящего на улицу, чтобы весть о чуде стала достоянием всех.

Изречение

"Были в России такие, что думали, что материя сильнее духа. Еврейство России доказало, что дух (как бы ты это слово не понимал) сильнее материи” (Мордехай Гафни).

Центральная идея

Когда хасмонеи после своей победы пришли в оскверненный греками Иерусалимский Храм, они хотели снова зажечь храмовый светильник - священную менору. Чтобы это сделать, необходимо было особое чистое (в физическом и ритуальном смысле) оливковое масло. Однако греки осквернить запасы масла, которые были в Храме. К счастью, хасмонеям все же удалось обнаружить одну маленькую бутылочку с чистым маслом, которой должно было хватить только на один день горения. И вот тут-то и произошло чудо. Масло горело восемь дней, то есть ровно столько, сколько потребовалось для того, чтобы изготовить новую порцию масла. Иногда задают такой вопрос - почему Хануку празднуют 8 дней,, а не 7, ведь в первый день масло горело в силу естественных причин и это не было чудом. Дело в том, что сам факт обнаружения маленького количества неоскверненного масла уже был чудом. Чудом было и то, что сохранился наш народ после того, как греки сделали все возможное, чтобы стереть память о его связи с наследием прошлого и верой отцов.

Так и еврейство России. "Разумно” было бы предположить, что после 70 лет коммунистического режима, запрещавшего открытие ешив, синагог, запрещавшего еврейское образование и воспитание, препятствовавшего соблюдению субботы и кашрута, невозможно будет найти в среде русских евреев какую-либо связь с народом Израиля и с еврейством. И вот в наши дни мы видим, как наши братья возвращаются из СССР и в их сердцах - глубокое чувство связи с еврейством. Может быть, и для этого события подходит благословение Хануки: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, творивший чудеса для наших отцов, в те времена и в наши дни”.

Ту би Шват

(15 Швата). Деревья имеют в еврейской традиции глубокое символическое значение. Как человек, так и дерево связаны с землей своими корнями. Если корни деревьев сильны и глубоки, то и само дерево достаточно сильное и в состоянии бороться в ветрами и другими невзгодами. Так и человек. Когда его корни находятся в земле, в его естественном местонахождении, на его Родине, тогда они крепки и прочны и могут питаться из долгой и богатой истории. И тогда крепка будет и его сила и способность противостоять всему тому, что пытается выкорчевать его из ему принадлежащего места. День Ту би шват - день праздника природы в Эрец-Исраэль. В этот день принято отправляться в походы и экскурсии на лоно природы, сажать саженцы деревьев, чтобы таким образом ощутить свое участие в возрождении страны.

В Священном Писании праздник Ту би шват не упоминается. Впервые о нем говорится в трактате ”Рош Ашана”, где отмечается, что в этот день определяется подсчет десятин урожая1, снятого с деревьев.

I. "Маасрот” (десятины) - десятая часть от урожая, вина, оливкового масла, которую каждый крестьянин в Земле Израиля обязан отделить в качестве дара членам колена Леви - левитам, которые были ответственны за совершение службы в Храме.

Отношение ко дню Ту би шват как к празднику началось в то время, когда в своем большинстве народ Израиля находился в рассеянии и испытывал сильную тоску по Эрец Исраэль. Поэтому с этим днем можно связать также обычай пробовать в этот день плоды Эрец Исраэль. Обычай сажать деревья в Ту би шват был введен в тридцатые годы нашего века учителями и воспитателями-сионистами, охваченными глубокой любовью к Эрец Исраэль.

Песах

Этот праздник начинается каждый год 14 нисана и продолжается неделю. В эти дни мы празднуем переход нашего народа из рабства к свободе, время перехода от статуса рабов в Египте к статусу свободного народа. В этот праздник, называемый также ”хаг ха-авив” (праздник весны) действует ряд обычаев:

ЛЕЙЛ ха-СЕДЕР (ночь седера)

В эту ночь наш народ вышел из Египта. В устройстве в эту ночь праздничной трапезы, в ходе которой читают "Пасхальную Агаду”, есть две главные цели: вспомнить и пережить вновь и вновь само событие Исхода, перехода от рабства к свободе, и передать детям идеи и ценности иудаизма. Ради этой цели дети играют одну из главных ролей в "седере”. В начале седера дети задают четыре вопроса ("кушиет”) о сущности этого вечера и его символах, а перед концом трапезы те дети, которые спрятали в ходе седера кусочек мацы (”афикоман”), возвращают его за обещание получить за это какой-нибудь подарок.

МАЦА

Маца - это особый вид хлеба, тесто которого не успело закиснуть до его выпечки, то есть между замесом теста и выпечкой хлеба прошло менее 18 минут. Маца - это одновременно символ свободы и рабства. Во время исхода из Египта евреи были вынуждены покинуть его поспешно, из-за опасения, что египтяне будут преследовать их; у них не было времени, чтобы приготовить хлеб обычным способом. Поэтому, с одной стороны, маца - это память и символ свободы, и с другой - она является символом рабства, как самый простой вид хлеба, хлеб бедняков.

МАРОР

На пасхальный стол ставится блюдо с разными видами пищи, символизирующими отличительные особенности праздника. Среди этих символов - марор, лист салата или его корень, обладающие горьковатым вкусом. Употребление марор. предназначено напомнить нам и дать возможность прочувствовать снова горечь тяжелой жизни в египетском рабстве, в самую тяжелую эпоху нашей истории, забыть которую особенно соблазнительно сейчас, когда мы достигли политической и духовной свободы.

Центральная идея

Раб - не хозяин самому себе. У него нет свободного выбора, он не может принять на себя ответственность за свои поступки или принимать самостоятельные решения. Исход из Египта был выходом из двух видов рабства - физического и духовного. Каждый еврей обязан в Песах пережить лично свой "Исход из Египта”, как в физическом, так и в духовном аспекте.

Источник в Торе

"Соблюдайте заповедь о маце; ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и соблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное” (Шмот, 12:17).

”В каждом из поколений человек обязан видеть себя лично выходящим из Египта” (Пасхальная Агада).

День памяти Катастрофы

ЙОМ ха-ШОА (ДЕНЬ КАТАСТРОФЫ)

(27 Нисана).В 5711 г. (1951 г.) парламент Израиля принял решение об установлении особого дня в память о 6 миллионах евреев, уничтоженных в период Катастрофы европейского еврейства. Не случайно для этого дня была выбрана дата между началом восстания в Варшавском гетто (15 нисана) и Днем памяти воинов Израиля (4 ияра).

Центральная идея

Европейская Катастрофа не была первой из трагедий, постигших евреев изгнания. В 1648 г. на Украине войсками Богдана Хмельницкого было уничтожено более 100.000 евреев, в Испании, в период инквизиции, тысячи евреев шли на костер и т.д. И все-таки, Катастрофа была самым тяжелым ударом, постигшим наш народ. Вот некоторые факты, подтвержающие этот тяжелый вывод:

а).    Количество убитых мужчин, женщин и детей - 6 миллионов человек.

б).    Европейская Катастрофа началась не с внезапной вспышки антисемитизма. Она была подготовлена и организована во всех мелочах с помощью правительства и части народа, который считался тогда одним из самых "просвещенных” в мире.

в).    Катастрофа происходила на глазах всего мира. Сейчас уже нет сомнений, что если бы эти страны захотели помочь миллионам евреев, попавших в руки нацистов, это было бы в их силах, и миллионы не пошли бы на смерть. Однако разные страны, зная об убийствах, предпочли отвернуться о г этой информации и своим молчанием фактически помогли нацистам осуществить их планы. К такому выводу пришли в последние годы западные историки, в руки которых попали документы, подтверждающие, что многие страны знали о германских планах и их осуществлении еще в самом начале Катастрофы, но предпочли никак не реагировать!

Важный урок, который мы можем из этого извлечь - только сильный и независимый Израиль, в котором соберутся все евреи, может быть гарантией того, что Катастрофа не повторится. К нашему сожалению, в конце 1989-начале 1990 г. мы стали свидетелями Возрождения антисемитизма и подготовки еврейских погромов во многих местах России. Только в Израиле, несмотря на все трудности, переживаемые нашей страной, еврей может чувствовать себя в безопасности.

Изречение

"Победа над злом внутри человека ведет к победе над злом мне человека” (Рабби Ме-нахем Шнеерсон).

Страшное несчастье Катастрофы вызывает неотвратимый вопрос: если есть Б-г, если Он сотворил мир, как же Он допустил, что мир так наполнен муками и страданиями? Ответ на это таков: Г-дь не сотворил мир полным страданий. Он сотворил мир с людьми и дал им право выбора - право выбирать, быть ли добрыми или злыми. Не Г-дь построил концлагеря, а люди. Разумеется, этим мы не отвечаем на все возможные вопросы, связанные с Катастрофой, но человек не может понять всего: существуют вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ. Катастрофа - один из них.

День памяти воинов Израиля

к

ЙОМ ха-ЗИКАРОН (День памяти воинов Израиля)

(4 ИЯРА). За день до празднования Дня Независимости еврейский народ вспоминает с болью об утрате тысяч солдат и членов подполья, которые пали ради создания Государства Израиль и его защиты. В этот день все мы объединяемся с памятью о наших героях. Множество людей участвуют в траурных церемониях на военных кладбищах.

Вся страна - в трауре.

Сразу после образования государства в 1949 г. вспыхнула Война за Независимость. В 1956 г. - Синайская война, в 1967 г. - Шестидневная война, в 1973 г. - Война Судного дня, в 1982 г. - операция ”Мир Галилее” (война в Ливане); и в промежутках между ними были жертвы - и в различных операциях по обороне страны, и в результате террористических актов врага.

Сразу после окончания Дня Памяти происходит очень резкий переход ко всенародному празднованию Дня Независимости Такой переход - тоже характерен для истории еврейского народа.

Изречение

"Вспомни, Г-дь, души солдат Армии Обороны Израиля, которые отдали их ради освящения Имени Б-жьего и пали как герои в войнах Израиля за нашу Святую Землю (Из молитвы в День Памяти).

Изречение

"Если вы только захотите - это не будет сказкой” (Т еодор Г ерцль).

День независимости

5 ияра 5708 г. (1948 г.) еврейский народ провозгласил о соз. (ании своего государства. Впервые в истории после 2000 лет изгнания евреи со всего мира прибыли ”домой”, прибыли после тяжелейших испытаний на пути к государственной независимости. Сразу после признания ООН независимого Израиля арабские страны начали войну против молодого государства. Эта война была названа евреями "Войной за Независимость” или "Войной за возрождение”.

Центральная идея

Возвращение еврейского народа в его страну, исключительное явление на фоне исторических законов, не является случае пым. Стоит только раскрыть Танах и мы найдем там представленную во всех подробностях картину, которую мы наблюдаем в наши дни. Следует подчеркнуть, что изображение картины возвращения в Сион в Танахе не является самоцелью. Нврей становится снова самим собой, чтобы построить справедливое и высоконравственное общество, которое станет живым примером для всех народов мира. Так нужно понимать идею Танаха о том, что евреи будут ”светом народам”. Еврей, живущий в своей стране, знает, что он - часть исторического процесса возвращения еврейского народа на Родину, и чувствует гордость за участие в возвращении народа на Землю Израиля.

Этот путь нелегок и существует множество споров о том правилен ли он, но они отступают на второй план перед чувством взаимной ответственности, сплочения и общих целей.

В Израиле День Независимости провозглашен нерабочим днем. Множество людей приходит на праздничную молитву в синагоги, празднуют этот день в кругу семьи и друзей, совершают прогулки и экскурсии по стране.

Дни Омера

Со дня Исхода евреев из Египта (в Песах) и до дня получения Торы (в Шавуот) прошло 50 дней. Еврейские мудрецы рассказывают, что в каждый из этих 50-ти дней еврейский народ поднимался в духовном аспекте на одну ступень. Все ждали с напряжением и надеждой дня дарования Торы, как жених и невеста ожидают дня свадьбы.

Эти 50 дней рассматриваются как особо предназначенные для личного духовного развития. Как невеста отсчитывает дни до свадьбы, так и еврейский народ отсчитывает 50 дней, ведущих к празднику Шавуот. Каждый день в вечерней молитве отсчитывают - в каком из дней "счета” мы находимся.

Лаг ба Омер

В эти же 50 дней между Песах и Шавуот, в эпоху восстания Бар-Кохбы против римлян тяжелое несчастье постигло еврейский народ - погибли 24000 учеников рабби Акивы, который являлся одним из величайших мудрецов еврейского народа во всех поколениях и главным духовным авторитетом для восставших - сторонников Бар-Кохбы. Религиозная литература, перешедшая из поколения в поколение, рассказывает, что ученики р.Акивы умерли главным образом из-за одной причины: они не уважали друг друга. Т.е. они были мудрецами, которые внимательно следили за выполнением многих заповедей, но не следили за одной - очень важной - "честь сотворенному”, ”любовь к ближнему”, и поэтому их духовные достижения потеряли всякую ценность. Из-за этой трагедии дни эти. "дни отсчета”, стали днями траура. Однако на 33 день эпидемия, унесшая жизни стольких учеников р.Акивы, прекратилась и этот день стал днем радости.

Изречение

”И в Иерусалим, Твой город, в милосердии Ты вернешься” (Из молитвы).

"Если я забуду Иерусалим, пусть отсохнет моя десница, если не подниму я Иерусалим во главу радости моей” (Иехуда ха Леви).

День Иерусалима

ИОМ ИЕРУШАЛАИМ (ДЕНЬ ИЕРУСАЛИМА)

(28 ияра). Во время Шестидневной войны, вспыхнувшей 5 июня 1967 г. и закончившейся через 6 дней полной победой Израиля, солдаты Армии Обороны Израиля освободили вое очную часть Иерусалима от иорданской оккупации. Возможно самой волнующей минутой войны была та, в которую изму шнный десантник провозгласил по рации: "Храмовая гора в наших рукахГ1

Многие годы евреям не позволяли приближаться к Западной Стене (Стене плача), сохранившейся от Храма, и к другим святым местам, таким, как Маарат ха-Махпела в Хевроне (место захоронения Авраама и других праотцов нашего народа), могиле Рахели по дороге в Ефрату, могиле Давида и др. Героическая победа в войне привела к освобождению тших святынь и переходу их к евреям. Евреи всего мира, взгляды которых устремлены к Иерусалиму, отмечают этот день, - 28 ияра, как день освобождения города, читая особые мо.штвы, устраивая праздничные трапезы, многие стараются посетить в этот день Иерусалим, чтобы укрепиться духовно в его особой атмосфере.

1. Хар ха-Байт (Храмовая гора) - гора в Иерусалиме, на которой в древности был возведен Иерусалимский храм, ставший духовным центром еврейского народа.

Шавуот

Праздник Шавуот отмечают 6 сивана, через 7 недель после Песаха, в память о получении еврейским народом Торы в пустыне, после его Исхода из Египта. В более позднюю эпоху, когда уже был построен Храм в Иерусалиме, в этот день приносили плоды первого урожая в Храм в качестве ”бикурим” - особого вида пожертвования. В наше время в Шавуот празднуется главным образом его аспект, связанный с получением Торы.

Некоторые спрашивают: ”Что такое Тора, какое она имеет ко мне отношение? Ну и что из того, что в ней написано о различных законах и заветах - зачем все это мне?” Ответ на это: Тора не "просто” список законов. В Торе есть своего рода руководство к уверенной и счастливой жизни. Еврей верит, что Г-дь сотворил мир ради его (еврея) пользы и наслаждения, и что путь, как получить от мира то, что он может нам дать,

"Празднование Шавуот - это время дарования нам Торы, но не время ее принятия, так как Тора была дана всему еврейскому народу в одинаковой форме, но каждый взял из нее то, что он способен понять и соответственно своим возможностям” (Рабби Менахем Мен-дл из Коцка).

Изречение

"Врата слез не закрылись... Для чего врата слез? Для слез тех тупцов, которые плачут и не знают, о чем они плачут” (Рабби Симха Буним из Пшис-хи).

9 Ава

(ТИША БЕ-АВ)

Это пост для всего нашего народа. В этот день были разрушены как Первый, так и Второй Храмы, в этот день изгнано испанское еврейство. Поэтому этот день отмечается по законам траура.

Центральная идея

Траур в этот день означает наше участие в общем трауре всего еврейского народа. Наши мудрецы писали, что тот, кто не скорбил о разрушении Храма - не удостоится участвовать и в радости нашего народа по поводу его восстановления. Законы траура начинают действовать с 1-го дня месяца ав. Траур по Храму существовал все дни нашего пребывания в изгнании. Евреи в каждой из стран выбирали путь сопротивления ассимиляции и помнили о своей связи с прошлым. Один знаменитый нееврей сказал, что только народ, способный скорбеть и плакать в течение тысяч лет о потере своего духовного центра, способен быть вечным народом.

Сущность 9 ава напоминает нам, что и с возникновением государства Израиль, и с освобождением Иерусалима в 1967 г. еще не окончена наша работа. Государство - это только средство для создания общества, освященного еврейскими ценностями.