Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Марксизм и иудаизм: общность и различие

Марксизм и иудаизм: общность и различие

"Справедливость и мораль не могут выйти за рамки общественных структур и социального развития. Поэтому мы отвергаем побую попытку связать нас требованиями абсолютной морали, подкрепляемыми утверждениями о том, что существуют неизменные принципы морали, обязывающие нас к чему-либо’ (Карл Маркс)

”Мы утверждаем, что наша мораль полностью определяется интересами классовой борьбы пролетариата. Мы не верим в вечные моральные ценности. Мы отвергаем любое этическое, которое не является порождением человеческой мысли”. (Ленин)

”Не говори неправды в суде; не будь снисходителен к нищему и не угрожай лицу великого: по правде суди ближнего твоего”. (Ваикра, 19:15)

"Для марксизма нет причины, запрещающей убивать, мучать или эксплуатировать человека, если это может продвинуть вперед исторический процесс по пути к коммунизму”, (профессор Уилфред Смит)

Один из важнейших вкладов иудаизма в мировую цивилизацию - это мессианская идея. Эта идея, согласно еврейской концепции, состоит из трех элементов.

1).    Общественный статус-кво как в прошлом и настоящем, так и в будущем - не идеален. Реальность - это не высшее совершенство.

2).    Прошлое и настоящее - это процесс движения к ”геуле” ("освобождению”), т.е. к состоянию совершенства мира и человека.

3).    Каждый человек способен повлиять на ход исторического процесса как с помощью деятельности в духовной сфере, так и через "общественные каналы” - политическую, государственную деятельность и т.д.

Мы видим, что иудаизм поставил перед людьми цель - исправить мир. Важно подчеркнуть, что в противоположность учениям древних цивилизаций, иудаизм не удовлетворяется только личным освобождением каждого из нас, но заинтересован в глобальном изменении мира.

Уже в обещании Г-спода Аврааму мы читаем: ”И благословятся тобою все семьи земные”. В видении пророка Исайи в эпоху Первого Храма: ”Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима - слово Г-сподне. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои - на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Дом Иакова, давайте пойдем во свете Г-днем” (Исайя, 2:4).

Из этих отрывков нам ясно, что назначение еврейского народа не ограничивается задачей достижения индивидуального или национального совершенства, эта задача более широка и включает исправление всего мира.

Марксизм, в сущности, это светское детище мессианской идеи иудаизма. В этой точке они тождественны. Это не случайно, ведь сам Маркс был отпрыском четырех поколений ученых религиозных евреев. Оба его деда, как со стороны отца, так и со стороны матери, были раввинами и руководили известными в Германии еврейскими общинами.

Однако, кроме этого пункта, марксизм и иудаизм полностью отличны друг от друга, как по их содержанию, так и по мировоззрению. Мы можем видеть это различие в шести различных аспектах.

А.  Кто обладатель высших прерогатив?

В иудаизме таковым является Г-сподь. Тора говорит: ”Ибо Он Г-сподь и нет никого, кроме него”. В марксизме человек наделяется высшими прерогативами. Энгельс писал: "Человек - это Б-г”. Маркс писал: "Разум человека - это высшее божество”.

Б. Мораль

В предыдущих высказываниях мы видели, что марксизм отрицает существование Б-га. Если Б-га нет, следовательно мораль -  относительна и с объективной точки зрения она вообще не существует. Все столпы марксизма были едины в отношении трех тезисов. Первый из них: мораль - относительна. Второй: все, что вызвано потребностями коммунистической революции, согласно смыслу, вкладываемому в это ее вождями, является морально оправданным. Третий: всякое противодействие вышеприведенной концепции является порождением морали капиталистического общества. Маркс писал: "Справедливость и мораль не могут выйти за рамки общественных структур й социального развития. Поэтому мы отвергаем любую попытку связать нас требованиями абсолютной морали, подкрепляемыми утверждениями о том, что существуют неизменные принципы морали, не зависящие от исторического процесса и от народов-носителей. Мы утверждаем, что все этические концепции, дошедшие до наших дней - прямые следствия развития общества в ту или иную эпоху”.

Ленин добавляет к этому: "Мы утверждаем, что наша мораль полностью определяется интересами классовой борьбы пролетариата. Мы не верим в вечные моральные ценности. Мы отвергаем любое этическое учение, которое не является порождением человеческой мысли”.

Вероятно, нет другой области, как область этики, в которой различие между марксизмом и иудаизмом было бы так отчетливо выражено. Марксизм попросту сознательно оправдывает любое действие, способствующее успехам пролетариата в классовой борьбе. Следовательно, моральность того или иного поступка измеряется в соответствии с волей коммунистического режима в данный отрезок времени. Таким образом, ясен путь от коммунистической теории к "Архипелагу ГУЛАГ”, этот путь - прямая линия. Согласно марксистской концепции нет ничего беззаконного в том, чтобы бросить противников режима в пылающее пламя террора. Она не знает каких-либо критериев, могущих определить этот поступок как не моральный и беззаконный. Неверие марксизма в абсолютность этики в конечном итоге влечет за собой конец политической свободы индивидуума. Сталин, уничтоживший прямым или косвенным образом 17 миллионов ”врагов народа”, - тоже порождение марксистского мировоззрения. Портрет Гитлера до настоящего дня находится на центральной площади города Банинга в Китае. Там были также выпущены марки в его память, чем была дана достойная оценка его способностям ликвидировать противников режима.

В отличие от марксизма, иудаизм подарил миру понятие о ”Б-жественной морали”, т.е. идею о том, что следование одним и тем же вечным этическим канонам обязательно и для человека, и для общества, и для его учреждений. Иудаизм контролирует формы поведения как личности, так и общества, и он позволяет взыскивать за отступление от них.

В. Факторы, влияющие на поведение человека

Как известно, концепция марксизма утверждает, что экономические факторы определяют поведение человека и нормы морали в обществе. Иудаизм, хотя и признает их большое значение, подчеркивает вместе с тем, что не экономика, а природа человека в основе своей определяет его поступки. Жажда денег, материализм, "вещизм” создали капиталистическую систему, а не наоборот. Люди, а не экономика привели к Освенциму и лагерям ГУЛАГа. Уже в начале Торы мы находим историю Каина и Авеля, имеющую прямое отношение к проблемам этики. Каин, первый убийца в истории, расправился со своим братом еще задолго до возникновения человеческого общества. Приводя рассказ об этом, Тора хочет подчеркнуть, что внутренние факторы, заключенные в самой природе человека, лежат в основе его поведения.

Целостность человека

Каков путь, приводящий к совершенству? И в этом вопросе существует огромная разница между марксизмом и иудаишом. Согласно марксизму, отсутствие гармонии в человеке, отсутствие совершенства - следствие экономических проблем общества, и путь достижения этой гармонии и уничтожения зла - это путь революционных изменений существующих экономических отношений. Иудаизм считает, что источник зла в мире - в самом человеке, и путь совершенствования - это путь "внутренней революции” в нем самом. Этот процесс - не быстр, однако гораздо более эффективен и этичен. История учит нас, что коммунистические режимы становились немедленно гораздо более разрушительными и жестокими, чем режимы, предшествующие им. Сползание от теоретизирований Маркса к гнусностям коррупции режимов Ленина, Сталина, Мао, Брежнева (и даже убийство почти одной трети населения своей страны Пол Потом в Камбодже) - это не случайный неожиданный факт.

Природа человека

Отправная точка марксизма в этом вопросе - это то, что человек по природе добр, и достаточно поставить его в справедливую экономическую систему, чтобы его доброе начало проявилось во всей полноте. Энгельс в 1884 г. написал работу под названием "Происхождение семьи, частной собственности и государства”, в которой пытался научно обосновать этот тезис. С его точки зрения именно частная собственность вызвала превращение доброго начала в человеке в жестокое и эгоистичное. Если мы сумеем вернуться к состоянию древней общественной гармонии, все проблемы решатся сами собой. Не вдаваясь в обсуждение научной ценности доказательств Энгельса, по мнению современных историков, таковой не имеющих, стоит заметить, что нам, евреям, в его рассуждениях, явно видна принципиальная ошибка. Что же думают об этом евреи? Человек потенциально добр, но это его свойство не обязательно актуализуется. Чтобы перевести его из "возможного’ в "действительное”, проявляющееся в поступках, человек должен серьезно и постоянно работать над собой. Эта работа и есть смысл его жизни, та цель, которую ставит перед ним Тора Без нее он будет двигаться на пути ко злу. Зло может проявиться как в прямом смысле этого слова через какие-либо его конкретные поступки, так и форме неучастия в совершении добра. Человек, живущий подобно животному, удовлетворяющий свои желания и не приносящий прямого вреда другим, не может быть отнесен иудаизмом к категории "добрый”.

Свобода человека

Свобода относится к центральным понятиям как в иудаизме, так V в марксизме, хотя понимание ее у них диаметрально противоположно. Марксизм определяет свободу как освобождение от порабощения извне. В тот момент, когда эта цель достигнута - человек свободен. Однако, согласно марксизму, подчинение коммунистическому режиму не относится к категории порабощения и, напротив того, приводит человека к высшей степени свободы. Иудаизм же считает, что свобода от внешнего порабощения, конечно, важна, но она решает лишь проблему физической свободы, оставляя в стороне решение других проблем бытия человека. Истинная свобода должна быть также и внутренней. Свободный человек - это личность, освободившаяся от всех преград и влияний, которые могут заставить его изменить свой образ жизни, взгляды и стремления, и только тогда он может свободно выбирать путь в жизни.

Из этого следует, что марксизм и иудаизм - это две непримиримо враждебные концепции существования. Различия эти не связаны с какой-либо конкретной экономической или иной структурой. Иудаизм способен сосуществовать с любой экономической системой. Главный его спор с марксизмом - о том, как понимать слова "мораль”, "человек” и "Б-г”.

Статья основывается на материалах работы Дениса Прагера в его книге ”9 вопросов о иудаизме”.