Основы иудаизма "на одной ноге"

Основы иудаизма "на одной ноге"

"Слушай Израиль, Г-сподь наш, Г-сподь един!” - это, разумеется, самый известный отрывок из Торы. Многие евреи говорили эти слова в тот момент, когда их вели на смерть нацистские палачи. С ней евреи в средние века шли на костер, и она давала им ощущение внутренней цельности.

Тот факт, что есть единый Г-сподь всей вселенной - это не абстрактная философская посылка, это действие, вытекающее из трех основных принципов иудаизма: морали, понятия о том, что у жизни есть смысл, и понятия о том, что жизнь имеет назначение и цель. Три этих положения включены в декларацию о том, что Г-дь един и что Он превыше всего и направляет все сущее.

Мораль:

Цель еврея - развить все хорошее, что есть в нем, и достичь состояния, в котором каждый индивидум и общество в целом были бы носителями высокой морали.

Без веры в единого Б-га нет никакой возможности говорить об объективных моральных категориях добра и зла. Чтобы познать, что же они - добро и зло, - у нас должна быть некая общая система, которая определит эти понятия. Есть только три объекта, которые могут установить критерии для определения того, что морально: Г-сподь, отдельные люди или общество. Могут ли отдельные люди установить критерий добра и зла? Предположим, что определенный человек думает, чтоему можно убить своего конкурента по бизнесу - и никто не сможет его в этом обвинить, так как нет общих законов. Разумеется, в такой форме общество не сможет функционировать.

Вторая возможность - когда общество или какое-либо его учреждение установят, что является моральным, а что - нет. Если мы проанализируем этот вариант более глубоко, то увидим, что по сути он тождественен первому, который мы признали непригодным. Ведь общество - это ни что иное, как объединение индивидов, живущих вместе и пришедших к соглашению об основных принципах морали. Если общество однажды изменит свою позицию, изменятся также и законы его морали Что произойдет, если общество или какое-либо учреждение установят моральные критерии, полностью противоположные тем, какие приняты у их соседей? Что будет в случае, если некто из страны А, в которой то или иное действие рассматривается как обязательство каждого гражданина, совершит его в стране Б, в которой оно же - тяжелое преступление? Как человек может знать, когда он поступает правильно, а когда - нет?

Например: в Германии в 1944 г., в период нацистского режима можно было пытать и убивать евреев, и были даже такие из немцев, которые видели в этом особую привилегию. В то же самое время в таких странах, как США, Израиль эти действия были строжайше запрещены, и совершивший их подлежал тяжкому наказанию. Если мораль изменяется от места к месту, следовательно, моральная оценка действия тоже будет зависима от вопроса - где оно совершено.

Неверно также будет сказать, что законы морали, устанавливаемые обществом, действительны среди нормальных людей, а те кто отходит от них, - или глупец, или сумасшедший Ведь только в нашем веке в столкновениях между государствами и разными группами было уничтожено более 100000000 людей, и нельзя утверждать, что все убийцы были сумасшедшими. Большая часть из них совершала акты убийства, исходя из веры в высокие идеалы. Иными словами: если мораль проистекает из общества, нельзя иметь претензии к Гитлеру или Сталину - ведь они действовали в духе тогдашнего общества и режима Остается только одна возможность: чтобы познать, что является добром и злом, обязывающими индивида и общество и его учреждения, следует прийти к базисной системе абсолютных моральных законов, законов, которые не подлежат изменению. Для абсолютных добра и зла требуется также абсолютный источник. Единственный абсолютный источник, существующий в нашем мире, - это Единый Б-г. Он - источник морали. Иудаизм считает, что человек создан по образу Б-жьему и поэтому он обладает абсолютной, бесконечной ценностью. Из этого проистекает строжайший запрет убивать, кроме редких ситуаций, например, в качестве самозащиты.

Утверждение святости человеческой жизни и ее бесконечной ценности не может исходить от людей, ибо тогда можно ослабить этот тезис и заявить, что ради достижения некоей цели-например, распространения коммунизма - можно пренебречь жизнями людей. Во имя этого Сталин уничтожил 17 миллионов. Можно добавить также еще одно соображение. Выше сил человеческого разума привести нас к истинной морали, ведь даже очень мудрые люди могут прийти к различным выводам по одному и тому же вопросу. Разум тоже не может привести к истинной этической системе, так как он способен найти оправдание как загодя, так и пост-фактум для каждого морального извращения. Психологи называют это "оправданием рассудком.

Сущность Жизни

В тот момент, когда мы утверждаем (и верим), что в мире нет Единого Б-га, жизнь теряет свою основную сущность, и все цели и объекты устремлений становятся релятивными, заменяемыми. Это состояние можно представить словами Достоевского из его знаменитой книги "Братья Карамазовы”: "Без Б-га - все дозволено”. С другой стороны, когда мы приходим к познанию существования Б-га в мире и жизнь направлена к достижению определенной цели - тогда она приобретает цельность и ясный смысл.

Заключение

В свеге всего изложенного можно понять суть законов Торы. Можно разделить их на 4 категории:

а.    моральный закон

б.    законы святости

в.    национальные законы

г.     законы, "обращенные внутрь”.

Моральный закон предназначен установить основы морали и обязать как индивида, так и общество поступать согласно им. Законы святости призваны научить человека, как поднять материальный мир до уровня святости (кдуши).

Национальные законы - это система законов, предназначенных укрепить национальные связи, так как иудаизм не является системой, обращенной только к индивиду. Цель его - создать общество, которое обучит моральным ценностям и святости все народы мира. Это и есть толкование выражения: "Вы будете царством священников и народом святым”, приводимого в Торе. Законы "обращенные внутрь” - должны привести к тому, что человек сделает высокие ценности - правду, хорошие качества - частью себя самого. В иудаизме есть закон: "Человек тянется за своими деяниями”. Наиболее эффектная дорога включить внутрь себя новый этический принцип - вернуться много раз к деяниям, которые создают его в душе. Каждый профессиональны? спортсмен знает, что одно упражнение не повлияет на его тело, только многочисленные повторения всего комплекса упражнений принесут существенные изменения. Так и заповеди. Соблюдение их всех, по силе возможностей человека - это то, что создает индивида с высокой моралью, святостью и национальными ценностями.