Основные понятия иудаизма

Основные понятия иудаизма

Тора

Тора - это общий термин для обозначения еврейского Учения. Тора - это также специфическое название для законов и заповедей, которые еврейский народ получил на горе Синай после исхода из Египта и которые разделены на 5 книг (книги Торы часто называют по-русски "Пятикнижие Моисеево”).

БЕРЕШИТ - первая книга, посвященная, главным образом, сотворению мира, началу человечества и началу истории еврейского народа. Чтобы понять книгу ”Берешит”, нужно понять несколько основных тезисов.

Книга ”Берешит” - не научное исследование. Ее целью не является открытие нам тайны Творения в научном аспекте. История Творения должна показать н ам важные вещи, связанные с сущностью нашего пребывания в этом мире. Наряду с этим стоит отметить, что по вопросу Творения мира есть современные научные теории, утверждающие, что он существует миллионы или даже миллиарды лет, в то время как Тора называет цифру в 5750 лет, которым предшествовали 6 "дней” Творения. Как же разрешить это противоречие?

Иудаизм утверждает со всей определенностью, что между ним и наукой нет противоречий. Наука - это тоже часть Б-жественного самораскрытия через мир природных законов Тора - это Б-жественное самораскрытие в мире морали и духа. Оба этих явления проистекают из одного и того же источника, от единого Б-га. Если так, не может быть сущностного противоречия между этими двумя "руслами”, а если мы его наблюдаем, значит противоречие содержится в самом нашем понимании наблюдаемого, в понимании нами иудаизма или науки.

Отсюда вернемся к "противоречию” по вопросу возраста мира. Согласно иудаизму, мир существует 5570 лет и 6 дней. Почему именно 6 дней? Потому, что мир был сотворен в 6 дней, согласно рассказу в книге ’Берешит”. Однако, что такое "цень”, упомянутый в Торе в этой истории, чему он соответствует в наших понятиях? Часам? Или, может быть, это время, за которое земной шар совершает оборот вокруг своей оси, поворачиваясь поочередно своими полушариями к Солнцу (т.е. 24 часа)?

Нет, это невозможно, так как до четвертого дня творения Солнце еще не существовало, однако и дни, предшествующие этому названы Торой ”днями”. Это ясно доказывает, что понятие "день” в истории Творения имеет отношение не к 24 часам суток, а к какому-то иному отрезку времени, неизвестному нам. Поэтому разумно предположить, что ”день” Творения -это миллионы или миллиарды наших лет, и нет противоречия между научным и религиозным взглядом на возраст мира, шмот - вторая книга в Пятикнижии. Посвящена, главным образом, порабощению еврейского народа в Египте, его сплочению в народ, как ответ на порабощение, Исходу из Египта, чудесным явлениям, связанным с этим, принятию Торы на горе Синай. Книга раскрывает юридическую систему которую принял на себя еврейский народ и также рассказывает о строительстве Скинии Завета.

ВАИКРА - третья книга. Повествует, в основном, о морально-юридической системе отношений между человеком и его ближним и между человеком и Б-гом. Она обсуждает также законы жертвоприношений, приносившихся в Скинии в пустыне и в Храме.

БАМИДБАР - четвертая книга. Ее тема - сплочение евреев через их странствие по пустыне на пути из Египта в Эрец Исраэль.

ДВАРИМ - пятая книга. Написана в форме прощальной речи Моше Рабейну. Книга наполнена глубокими идеями во всех областях и раскрывает в наиболее ясной форме будущие пути истории еврейского народа и служит ему своего рода "путеводителем”.

НЕВИИМ (ПРОРОКИ) - после того, как народ Израиля пришел в свою землю, наступила эпоха пророков. Эти люди были мистиками, обладателями Откровения, и все их пророчества, обращенные к народу Израиля, записаны в их книгах. Разные пророки написали различные книги, находящиеся сейчас в наших руках. Пророчество - это мистическое явление, при котором определенный человек получает Б-жественное Откровение для себя или всего народа Израиля. Каждую субботу после утреннего чтения Торы в синагоге читается также отрывок из Пророков, который получил название "Хафтара” (Послеторие).

КТУВИМ (ПИСАНИЯ) - это книги, посвященные познанию Б-га, рассказывающие о еврейском народе, о событиях его истории и т.д. Они написаны под влиянием Б-жественного Духа, но не в состоянии пророчества. Среди этих книг: Псалмы царя Давида, Мегилат Эстер, Песнь Песней - книга о любви, символизирующая любовь народа Израиля и Б-га и др.

ТОРА ШЕБИХТАВ (ПИСЬМЕННАЯ ТОРА - это общее понятие для обозначения пяти книг Торы, которые весь еврейский народ получил на горе Синай.

ТОРА ШЕБЕАЛЬПЕ (УСТНАЯ ТОРА) - объяснения к Письменной Торе. Письменная Тора - это своего рода конспект или оглавление. Их раскрытие дает Устная Тора. Понять Письменную Тору без Устной невозможно. Например, Письменная Тора содержит заповедь тфилин, но совершенно не уточняет их цвет, размеры, форму и т.д. Несмотря на это, евреи всего мира надевают тфилин, выглядящие абсолютно одинаково. Это происходит потому, что все детали их устройства дает нам Устная Тора.

Устная Тора передавалась из дома в дом, из поколения в поколение через большие группы знатоков Торы, все занятие которых в мире было - передать и сохранить Тору для последующих поколений.

МИШНА - в 200 г. н.э., когда условия изгнания поставили под угрозу процесс передачи Устной Торы, рабби Иехуда га Наси, бывший духовным руководителем той эпохи и его ученики записали основы Устной Торы. Эта запись получила название ”Мишна” (т.е. "Повторение”).

ГЕМАРА - в следующие 300 лет основы Устной Торы, записанные в Мишне, были расширены и к ним прибавили дополнительные комментарии. В 500 г. н.э. эта работа была завершена и отредактирована двумя величайшими авторитетами поколения - рабби Хананией и раби Аши, составившими огромный свод под названием Гемара (т.е. "Завершение”, называемый часто также Талмуд, т.е. "Учение”).

Молитва

 (ТФИЛА)

Это своеобразный диалог человека с Б-гом. Наши мудрецы установили особые формы для каждой молитвы, и они приняты во всех еврейских общинах мира, иногда с небольшими изменениями.

Основные идеи молитвы:

а).   Истинная молитва человека - это отпечаток, подпись его души. Понятие "отпечаток души” в иудаизме соответствует научному термину - "отпечаток пальцев”. Известно, что нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так нет и двух одинаковых "отпечатков души”. "Отпечаток души"- это выражение самой глубинной сущности еврея.

б).    Основная посылка иудаизма - молитва - это не только "психологическое упражнение”, Г-сподь в действительности слышит молитву,

в).    Хотя Г-сподь слышит молитву, вовсе не обязательно, что Он ответит на просьбы, содержащиеся в ней.

Наши мудрецы установили формы основных молитв. Вот некоторые из них:

ШМА ИСРАЭЛЬ (Слушай, Израиль) - эти слова - одна из центральных частей данной молитвы. Ими мы провозглашаем нашу веру в Единого Б-га. Спрашивают: что это меняет - один ли Б-г или есть и другие? Ответ на это следующий: понимание слова ”един” в иудаизме означает, что Г-сподь всемогущ, не зависит ни от чего и у Него нет каких-либо материальных или иных потребностей.

Можно задать еще один вопрос: если так, то ради чего Он создал мир? Ответ: мир создан ради нас, людей. Цель нашей жизни - получить то добро, которое Г-дь дает миру и нам, хранить этот дар, не наносить ему ущерба, не уменьшать его ценности, уподобить себя Г-споду своим отношением к другим людям. На эту идею настраивается еврей, когда он произносит слова ”Шма, Исраэль”.

Шмона эсре (18) - ее называют иногда "молитва шепотом”, так как молящийся произносит ее тихо. В ней содержатся 18 благословений, разделенных на три раздела. Первый из них - "Прославление” (”шевах”). В нем еврей выражает ощущение того, что он находится наедине со Всевышним. Только после того, как еврей возвысился над всем обыденным и понял, что стоит наедине с Г-сподом, он способен перейти ко второму разделу молитвы, состоящему из 9 частей и называемом ”Бакашот” ("Просьбы”). Это, главным образом, просьбы у Г-спода о помощи в разных сферах жизни, например, послать дождь посевам, обеспечить здоровьем и т.д. Три последние части - "Благодарение” (”Ходаа”) - благодарят Б-га за все добро, которое Он дает нам каждый день самим фактом нашего бытия.

Сидур

Сидур - так назван сборник, в котором собраны необходимые молитвы.

Слово сидур обычно переводится как «молитвенник», хотя на иврите этот термин скорее значит «упорядоченный». Упорядочено здесь целое собрание еврейских текстов разного времени. Многие молитвы восходят к Тегилим, другие к периоду Талмуда (около 2 тысяч лет назад), третьи составлены в средневековье.
Традиционный ортодоксальный «сидур» почти не содержит текстов не на иврите (некоторые молитвы также составлены на арамейском языке).

Благословения

Брахот (благословения)

"Благословение” - краткая фраза, которую еврей произносит прежде, чем совершает различные действия или после того, как он пережил те или иные события в повседневной жизни. Цель благословения - повысить уровень познания человеком Б- жественного начала, скрытого в его действиях и окружающем мире. Благословения помогают еврею прочувствовать Б-жественное присутствие в самых обыденных вещах. Существует 3 вида благословений:

Брахот га-нехенин - произносятся по поводу разнообразных вещественных удовольствий, которые еврей собирается получить. Цель этого тройственна.

а).    Довести до понимания человека, что физический мир -Творение Б-га и что его Б-жественность можно почувствовать даже в физических удовольствиях.

б).    Показать человеку, что цель Творения - принести добро сотворенному, т.е. Г-сподь сотворил мир для нашего удовольствия и поэтому жить в этом мире - это тоже религиозная обязанность.

в).    Текст благословения помогает человеку понять, что власть над миром принадлежит Б-гу, а мы только "сторожим” его Творение. Поэтому нам запрещено пользоваться благам и мира через пути, противоречащие воле Творца - т.е. законам морали и святости.

Примеры такого вида благословений:

1.    Перед тем, как есть фрукты, говорят: "Благословен Ты, Г-дь, Б-г наш. Царь Вселенной, сотворивший плод древесный”.

2.    Перед тем, как есть хлеб, говорят: "Благословен Ты, Г-дь, Б-г наш, Царь Вселенной, извлекающий хлеб из земли”.

3.    Перед тем, как есть мясо, птицу, пить воду, соки, чай и т.д., говорят: "Благословен Ты, Г-дь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший все по своей милости”.

4.    Перед тем, как есть мучные изделия, говорят: "Благословен Ты, Г-дь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший (разные) виды питания.”

БЛАГОСЛОВЕНИЯ БЛАГОДАРНОСТИ И ПРОСЛАВЛЕНИЯ (Биркат шевах ве ходайа) - перед тем, как человек выполняет определенную заповедь (мицву), например, надевает тфилин или зажигает свечи, он произносит благословение. Можно задать такой вопрос: ”Но ведь совершение мицвы уже само по себе относится к уровню Б-жественного и зачем нам еще добавлять к этому что-либо? Ответ таков: ”Часто человек совершает мицву "ошибочно”, без раздумий о ее глубине и значении. Цель благословения - вывести его из обыденности еще до совершения мицвы, чтобы возвысить Имя Г-спода этой мицвой. Например: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи”.

Чтение Торы

(Крият га-Тора)

Каждую субботу в синагоге читается соответствующая глава Торы (парашат ха шавуа). В понедельник и четверг читают отрывок меньшего размера. Когда читают Тору, свиток укладывают на специальное возвышение в центре синагоги (”бима”), и один из молящихся, называемый ”бааль корэ”, читает вслух недельную главу. Глава разбита на несколько более мелких частей, при чтении каждой из них вызывают по одному из молящихся, который стоит рядом со свитком Торы и произносит особое благословение перед тем, как ”бааль корэ” начинает читать его раздел. По окончании каждого из чтений вызываемый произносит заключительное благословение Торы

КОГАНИМ

Все евреи делятся на три сословия: коген, леви и исраэль Моше и Аарон были теми двумя лидерами, которые вели евреев из Египта во время странствий по Синайской пустыне. Семья Аарона была выбрана Б-гом для службы в Святилище1, однако ей было запрещено занимать государственные должности. Потомков этой семьи называют - "коганим”. Когена всегда вызывают первым к чтению Торы.

ЛЕВИ

Леви вызывается вслед за когеном. Кто он? Отец еврейского народа - Авраам Авину (”наш отец”). У него был сын Ицхак и внук Яаков. У Яакова было 12 детей, ставших родоночаль-никами 12 племен Израиля (в русском языке употребляется также выражение "колена Израиля”). Имя одного из сыновей Яакова - Леви. Потомки Леви были обязаны Б-гом, гак же как и потомки Аарона, служить при Скинии Завета, но в несколько иных, менее важных должностях, чем когены (речь идет о времени существования Скинии и Храма). Поэтому их вызывают к Торе после когэнов.

ИСРАЭЛЬ

Исраэль - это второе имя праотца Яакова. К этой категории относятся все остальные евреи. В субботу к Торе вызывается один коген, один леви и пять евреев из категории исраэль.

1. Святилище ("мишкан”) - название Скинии Завета (переносного Храма) построенного евреями после Исхода из Египта.

Миньян

Это группа из 10 человек, совместно участвующих в молитве. Важно, чтобы у каждого из них была религиозная обязанность по отношению к этой молитве. Женщины и дети не обязаны участвовать в коллективной молитве. Это освобождение Тора предоставляет женщинам, так как в жизни на них возложено огромное количество обязанностей, что не позволяет им постоянно приходить на общественные молитвы. Таким образом, миньян - это десять мужчин, принимающих участие в молитве.

"Женская половина"

(ЭЗРАТ НАШИМ)

В синагоге выделено особое место для женщин, частично отгороженное или, иногда, закрытое занавесями от места молитвы мужчин. Для этого есть две причины. Первая - молящийся должен сконцентрироваться на молитве, и разумно полагать, что присутствие женщин рядом с ним может помешать ему достичь нужной степени сосредоточенности. Вторая причина заключается в том, что, хотя приход в синагогу относится к ”семейным мероприятиям”, сама молитва - это глубоко личное переживание, и как мужчина, так и женщина могут прийти к нему наилучшим образом тогда, когда они сидят раздельно.

Кипа

Это особый головной убор (сшитый из ткани или связанный из ниток), который носит религиозный еврей. Кипа символизирует то, что над нами есть Высшая Власть и мы подчиняемся ей. Разные цвета и формы этого головного убора не имеют никакого существенного значения и не связаны с конкретными требованиями религии.

Талит

ТАЛИТ ГАДОЛЬ ("большой талит”) - это особое одеяние, которое надевают мужчины во время утренней молитвы (тфила шахарит). Талит гадоль состоит из 2 частей: само прямоугольное полотнище и кисти (цицит) по его четырем углам. Цицит - это самый главный элемент талита, который превращает его из простой Одежды типа древнего плаща в "талит”.

Изречение

Правдивая история. На третий день после праздника Суккот в 4558 (1798) году Гаон из Вильно почувствовал, что пришел час его ухода из мира. Использовав те немногие силы, которые еще оставались у него, он взял в руки талит и сказал: "Одевание талита - это встреча со Шхиной (Б-жественным Присутствием в мире). Сказав, заплакал и добавил: "Как тяжело расставаться с этим миром, миром деяний. Ведь даже ценою выполнения такой простой заповеди, как заповедь цицит, человек удостаивается узреть лик Шхины, а в будущем мире, куда я скоро перейду, даже напрягая все свои силы, никто не сможет достичь такой высокой ступени совершенства”.

ТАЛИТ КАТАН ("малый талит”) - религиозные евреи повязывают цицит (особые кисти) на любую одежду, имеющую 4 угла. В наше время в большинстве видов одежды нет таких углов (как правило, они скруглены и т.п.), и поэтому принято надевать особую одежду с четырьмя углами и навязанными на них цицит. Эта одежда, надеваемая чаще всего под рубашку, называется ”цицит”. Некоторые евреи носят цицит поверх рубашки, чтобы они были видны (см. далее).

Источник в Торе

"...чтобы делали себе цицит на краях одежды своей... и будет она у вас в цицит и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Г-спода” (Бамидбар, 15:37-38).

Центральная идея

а).    Талит предназначен напоминать человеку каждую минуту о его существовании в присутствии Б-га.

б).    Цицит подобны указателю для человека, откуда пришел и куда он уйдет в будущем. Талмуд определяет этот путь, как путь зарождения от зловонной капли и до могилы - места червей и тлена.

в).    Талит, в который мы закутываемся во время молитвы, символизирует также б-жественное руководство поступками человека.

Тфилин

Тфилин - это две коробочки из кожи с ремешками, которые еврей надевает (традиционный термин - "накладывать тфилин”) каждое утро во время молитвы (”тфила шахарит”), кроме субботы и праздников.

Одну из коробочек надевают на левую руку, а вторую - на голову. Внутри их находятся 4 кусочка пергамента с 4 отрывками из Торы.

Изречение

"Если вы не будете связаны один с другим, будете повешены один возле другого” (Бенджамин Франклин, первый посол США). (Здесь игра слов: "тлуим” - это и "связаны” и "повешены”).

Центральная идея

Тфилин символизируют в иудаизме наш мир, мир действия, и это отражено в символике их устройства. В философии вполне законны различия в позициях: так и коробочка (”байт”) головного тфилина разделена внутри на 4 отдела и в каждом из них находится пергамент с различными отрывками. Напротив, ”байт” ручного тфилина не разделен, и все отрывки из Торы, находящиеся в нем, сложены вместе. Идея, стоящая за этим такова: в мире мыслей, концепций у каждого еврея есть право на свою собственную точку зрения, однако в мире действия мы обязаны быть едины. Именно это единство, единство в действиях, превратило нас в народ.

Источник в Торе

И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими...” (Дварим, 6:8).

Кашрут

Иудаизм устанавливает систему законов, имеющих отношение к еде. Тора запрещает к употреблению отдельные виды пищи - например, свинину. Причина этого запрета не связана с полезностью или вредностью продукта для здоровья. Миллионы людей в мире едят свинину и остаются здоровыми. У законов кашрута есть три основные причины.

а).    Общественно-национальная: создать структуру, связывающую евреев между собой. Пример тому мы видим, когда соблюдающий кашрут еврей, путешествуя по миру, в каждом новом месте ищет синагогу и кошерный ресторан.

б).    Возобладать над животным началом в человеке: важным требованием иудаизма к еврею является требование научиться не быть рабом своих желаний. Центральный символ этой победы можно видеть в способности отказаться от сиюминутного удовольствия ради достижения позже истинного наслаждения более высокого порядка.

в).    Важно, чтобы и процесс еды был освящен познанием Б-га, а не походил просто на еду животного.

Шхита

Иудаизм устанавливает также строгие и подробные правила убоя животных (шхита), чтобы в максимальной степени предотвратить их мучения. Животное, зарезанное не по правилам Торы, некашерно (т.е. запрещено к употреблению в пищу).

Хилуль а Шем

(ОСКВЕРНЕНИЕ Б- ЖЬЕГО ИМЕНИ)

Каждый религиозный еврей является своеобразным символом Торы в глазах других. Поэтому, когда он совершает позорный поступок, он наносит ущерб не только себе, но и Торе, которую он представляет. Такие действия считаются одними из самых серьезных грехов и носят название ”хула на Б-га”.

Миква

Это сооружение, похожее на небольшой бассейн, заполненный дождевой или родниковой водой. Назначение миквы - дать женщине (или мужчине) возможность очиститься от особых видов ритуальной нечистоты.

Чтобы углубиться в смысл идеи миквы, нужно хорошо проанализировать само понятие ”тум’а” ("нечистота”). Согласно иудаизму, один из ее источников - мертвое тело. Когда живой человек касается мертвого или даже находится с ним в одной комнате, он становится нечист. Нечистота - это не что-то постыдное, это состояние души, в которое они пришла в результате контакта с мертвым телом. Тора предписывает, чтобы еврей не устранялся от такого контакта (при необходимости), но понимал всю его сущность и последствия для его души.

Законы миквы для женщины: согласно законам иудаизма, женщина с момента начала менструации считается ”нида” ("запретная”). После ее прекращения она отсчитывает 7 дней и затем окунается в микве. Все дни от начала менструации до момента возвращения из миквы, женщина запрещена для своего мужа. (Важно подчеркнуть, что нет никакой связи между физической и ритуальной чистотой тела.

Изречение

Если у кого-либо нет источника заработка, мне ясно, чем он живет - верой и надеждой. Но чем живет тот, у кого есть заработок? (Рабби Симха Буним из Пшисхи - хасидский рав).

"Весь мир создан для наслаждения и для блага человека” (Мидраш).

"Нечистота” в дни ”нида” не имеет никакого отрицательного смысла в физическом смысле. - Прим. перев.). Идея, стоящая за законами ”нида”, состоит в том, что каждый месяц с началом цикла менструации женщина встречается с ”малой смертью”. Почему? Каждый месяц женщина может зачать ребенка, т.е. дать начало новой жизни. Кровь, выделяющаяся из матки, свидетельствует о том, что зачатия не произошло и не оплодотворенное яйцо выходит наружу. Это и считается в иудаизме "малой смертью”, результатом которой является ритуальная нечистота ("тум’а”), как явление физическое и психологическое. Чтобы выйти из этого состояния и вернуться к обычной жизни и, кроме того, пробудить вновь стремление к реализации потенциала зачать новую жизнь, женщина окунается в воды миквы. Вода - символ жизни и неограниченного потенциала ее возобновления. Дополнительный аспект: иудаизм требует, чтобы каждый месяц в период "нида”, супруги не жили половой жизнью. Соответственно - за это время усиливается их взаимное стремление друг к другу, и в конце этого периода, после того, как женщина окунется в микве, супруги чувствуют себя как жених и невеста. Эти законы иудаизма называются "законами чистоты семьи” и именно они создали в среде нашего народа такое уважение к целостности семьи и взаимоуважение между супругами.

Хинухат га байт

Древний обычай еврейского народа - с переходом в новый дом или квартиру приглашать гостей и благодарить Б-га за то, что он помог нам удостоиться этого.

Центральная идея

Когда человек строит дом или переселяется в новую квартиру, естественно, чтобы он почувствовал, что его дом защищает его. Он чувствует себя более спокойно и может забыть, что в жизни есть подъемы и падения. Кроме этого владение домом может вызвать у его хозяев ощущение, что цели жизни достигнуты. Обряд "ханукат га-байт” подчеркивает, что дом сам по себе - не цель, а средство (хотя и важное) для строительства нормальной общественной жизни, счастливой и наполненной моральными ценностями.

Источник в Торе

”...Тот, кто построил новый дом и не обновил его...”(Дварим 20:15). В этом отрывке написано о том, что человек, построивший, но не успевший воспользоваться своим домом, получает отсрочку от воинской службы на год.

Мезуза

На входе дома и входе в каждую комнату в доме еврея (на правом косяке), устанавливают мезузу. Мезуза - это кусочек пергамента, на котором специально обученный писец (”софер стам”) написал особым шрифтом два отрывка из Торы. Эти отрывки - ”Шма Исраэль” ("Слушай Израиль”) и ”Ве хайа им шамоа” ("Если вы послушаете”). Эти отрывки имеют отношение к нескольким важнейшим тезисам иудаизма: наш мир многозначен, в мире есть награда и наказание, и вместе с тем, человек обязан действовать вместе с Б-гом в историческом процессе, чтобы создать справедливое и гармоничное общество.

Мы вкладываем пергамент с текстом в небольшую коробочку (из пластика, дерева, стекла и т.д.), называемую ”бейт га мезуза” (”дом мезузы”) и устанавливаем ее на косяке двери.

Центральная идея

Первая "мезуза” упомянута в Торе. Когда евреи были в Египте, Г-дь велел им поставить на косяки их домов особый знак, чтобы ангел смерти, посланный для истребления первенцев египтян, не вошел в их жилища. Мезуза, которую вот уже множество поколений укрепляют на своих дверях евреи, призвана напомнить нам о присутствии Б-га в мире.

Источник в Торе

"И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих”

(Дварим, 6:9).

Изречение

Каждая еврейская душа, которая стремится в лоно Г-сподне, попадает в него (Хасидский рав).

Изречение

"Велика заповедь быть веселым всегда”. (Рабби Нахман из Бреслава).

"Кто счастлив - радующийся своей участи” (Мишна Авот, 1:8).

Праздники паломничества

Шлошет га-гегалим (”Три Паломничества”)

Так называют три еврейских праздника: Песах, Шавуот и Суккот. Причина этого в том, что в древности еврейский народ совершал ежегодные паломничества в Иерусалим, чтобы вместе отпраздновать праздник и укрепиться с точки фения духовной.

Симхат га-регель ("Радость праздника”)

В эти дни считается заповедью радоваться всему тому, что сделал для нас Г-дь. Эта заповедь осуществляется также посредством праздничной трапезы.

Центральная идея

Возникает вопрос, как можно потребовать от человека быть веселым? Ведь чувство радости может прийти только изнутри, как же можно требовать его в какой-либо конкретный день. Иудаизм считает (с этой позицией согласны и большинство современных психологов), что человек может настроить себя на веселье, и радость его будет истинной. Если человек решает для себя, что он должен сконцентрироваться на чем-то хорошем, это облегчит ему поставленную задачу - быть радостным, и наоборот - если он думает о том хорошем, которого он лишен, он погружается в уныние. Теперь может быть правильно понято изречение из Талмуда: ”Кто счастлив - радостный своей долей”. Тайна еврейства - радость это решение. В дни праздников еврей учит, как выразить радость существования в его повседневной жизни.

Источник в Торе

”И будь также весел” (Бамидбар, 16:15).

Изречение

"Язык Б-га - это человек” (Мордехай Гафни, рав ишува Цуфим). "Когда ты думаешь о пропитании для себя -это материальный вопрос, но он превращается в духовный, когда ты думаешь о пропитании для другого” (Н.Бердяев, 1874-1948).

Благословение пищи

Биркат га-мазон (молитва после еды)

После еды с хлебом следует прочитать благодарственную молитву "биркат га-мазон”. Она состоит из трех частей:

а).    Благословение "Насыщающий все”, определяющее, что Г-сподь - источник изобилия в мире, и он дает пропитание всем своим творениям.

б).    Благословение "Дарующему народу Израиля Землю Израиля”.

в).    Благословение "Отстраивающему Иерусалим в наши дни”.

Центральная идея

Иногда спрашивают: как же можно говорить, что Г-сподь снабжает пищей все творения, ведь в нашем мире голодают миллионы? Ответ на это следующий: Б-г сотворил мир способным прокормить каждого. Назначение человека - использовать природные процессы, чтобы прокормить себя. То, что в мире есть голодные - это следствие бездеятельности и ротозейства правительств, нежелание развитых стран оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, неорганизованность взаимопомощи внутри стран, где есть голодающие и т.д. Природа способна прокормить всех...

Идея ”Биркат га-мазон” состоит в том, что, насытившись, мы благодарим Б-га и возобновляем нашу готовность трудиться ради того, чтобы мир стал еще прекрасней и не знал горя и голода.

Источник в Торе

"И будешь ты есть и насытишься, и благословлять будешь Г-да Б-га твоего, за землю хорошую, которую дал Он тебе” (Дварим, 8:10).

Месяцы года

Согласно еврейскому календарю, в году 12 месяцев. Первый месяц - тишри, в нем отмечают много праздников: Рош ха Шана, Йом Кипур, Суккот, Симхат-Тора. После него - хешван, кислев (Ханука), тевет (пост 10 тевета), шват (Ту би шват -Новый год деревьев), адар (Пурим), нисан (Песах и Йом ха Шоа), ияр (Иом ха Зикарон ле халалей Цахал, Йом ха Ацмаут, Йом шихрур Иерушалаим), сиван (Шавуот), тамуз (пост 17 тамуза - начало осады Иерушалаима в период Храма), ав (пост 9 ава - разрушение Храма), элуль.

Памятные места Израиля

МЕЦАДА (Масада)

Гора в Иудейской пустыне, на которой находятся развалины еврейской крепости эпохи Второго Храма. Иоханан Хасмоней построил эту крепость в 42 г. до н.э., позднее Гордус (Ирод) возвел там великолепный дворец.

В 79-73 гг. н.э. римляне осадили крепость с находившимися в ней тысячами еврейских повстанцев. 15 апреля 73 г. н.э.. когда была потеряна всякая надежда на спасение, 960 повстанцев, среди которых были женщины и дети, покончили жизнь самоубийством, предпочтя смерть плену. Среди них был и их вождь - Эл’азар бен Яир.

Мецада стала символом еврейского героизма. Школьники, участники различных молодежных движений, солдаты, туристы - совершают в ее окрестности экскурсии под лозунгом: "Второй раз Мецада не падет”. В Мецаде - развалины роскошного дворца Гордуса, синагоги, миквы и т.д.

Пещера Махпела (Меарат га-Махпела)

В ней погребены, согласно книге Берешит, праотцы нашего народа - Авраам, Ицхак, Яаков. Согласно агаде, здесь погребены также Адам и Хава. Это - огромное строение, находящееся в городе Хеврон. Во время Шестидневной войны в 1967 г. город был освобожден, и с тех пор евреи снова могут посещать меарат га-махпела. Многие приходят сюда, чтобы помолиться на этом святом месте.

КЕВЕР РАХЕЛЬ (Могила Рахели)

Место погребения праматери Рахели, у въезда в Бейт-Лехем. ”И умерла Рахель и была похоронена по дороге в Ефрат, он же Бейт-Лехем” (Берешит, 25,19). Согласно традиции, 28 хешвана отмечают день смерти Рахели. Множество молящихся приходят сюда в этот день, также, как и в месяце элул. Могила Рахели была освобождена в ходе Шестидневной войны