Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Волосок зла

Волосок зла

”Дал Всевышний духу нечистоты власть в мире... И нельзя его посрамить от него нужно скрываться, чтобы не обвинил он нас в самом сердце нашей святости.

В этом - тайна: мы должны дать ему чуть-чуть места в самой нашей святости (чтобы внутри нее не оказался обвинитель), ибо власть его — также от нее.

И это — тайный смысл волоска теленка, помещаемого в тефиллин... Волосок этот так короток, что не сообщает нечистоту. Его нужно ввести в нашу самую высокую святость и дать ему место в ней, чтобы он нас не обвинил.”

(Зогар, Пекудей 237б)

Возле основания головных тефиллин, между третьей и четвертой секциями коробочки, имеется четыре коротеньких волоска, которые протянуты сквозь крохотное отверстие в тефиллин и видны снаружи, причем видимая часть волоска должна быть по длине меньше ячменного зерна. Если отсутствует хотя бы один волосок, тефиллин нельзя пользоваться.

Несомненно, это один из самых загадочных законов о тефиллин. Его смысл раскрывает одну из глубочайших концепций иудаизма — проблему добра и зла.

Почему Б-г допускает существование зла?

Человек подобен Б-гу тем, что обладает свободой воли. Эта свобода предусмотрена Высшим Замыслом. Но свобода воли предполагает и свободу выбора. Заключенный обладает свободой воли, но может ли он ею пользоваться? Чтобы реализовать свободу воли, необходимо поле действия с максимальной сободой выбора. Вот почему Б-г допустил существование зла. Если бы в мире было только добро, это значило бы ”принести лампу в ясный день”, как сказано в Талмуде.

Зогар говорит: ”Преимущество мудрости обусловлено существованием глупости, как преимущество света — существованием тьмы. Если не было бы тьмы, свет был бы невидим, и не было бы блага от него... Поэтому написано: ”Б-г все сотворил в противоположении”.

”Я формирую свет и сотворяю тьму, творю мир и сотворяю зло”15, — так сказал Б-г устами пророка.

Первоначально Б-г наделил зло лишь способностью существования, и это — волосок в тефиллин Б-га.

Волос мертв — он не обладает ощущением, как любая живая ткань. Но он питается жизнью и вырастает из нее.

Зло тоже мертво, но праначало его — в Источнике жизни. Ничто не существует без Б-га, но не более. И злу была дарована частица жизни в ширину волоска.

Это праначало волоска связывает зло со Святым. И это — канал, по которому зло может быть обращено к добру и искуплению.

Неважно, сколько дурного в человеке, Б-г всегда готов принять его раскаяние.

И при этом все содеянное им зло может быть обращено в добро16.

И в этом плане тефиллин играют очень важную роль.

Высшее блаженство, уготованное человеку, — трансцендентальная реальность за порогом жизни. Это то, что называется Ган Эден — рай, блаженство будущей жизни.

Талмуд учит: того, кто грешил немного, ждет мгновенное очищение в аду. Намек на это содержится в Танахе (1-я книга Шмуэля 2:6): ”Б-г дает смерть и жизнь, ввергает в ад и избавляет от него”. О том же говорится в книге Зехарии (Зехария 13:9): ”И проведу их ... через огонь, и очищу их, как серебро, и, как золото, их испробую”.

Но это касается только тех, кто надевает тефиллин. Волосок тефиллин связывает со Святым даже грешного, и его грехи могут быть таким образом искуплены. Грешник, надевающий тефиллин, тотчас нисходит в Гейином, и его очищение и обновление происходят немедленно. Все, что он совершил дурного, может быть искуплено и возвращено к Святому.

Но те, кто пренебрегал заповедью тефиллин, не выходят из ада очищенными. Талмуд говорит, что ”душа их будет сожжена и будет как прах под ногами справедливых”. Они покинут Гехином, но в них останется неискупленное зло, и не смогут они вернуться к Святому17 — у них не было того единственного волоска в тефиллин, который хранит нашу связь со Всевышним.

15 Исайя 45:7.

16 Иома 86б

17 Рамбам, Торат Гаадам, Шар Агмуль, ”Веахшав”, стр. 78а.