Тефиллин Б-га

Тефиллин Б-га

Сказал рабби Авин бар рав Ада от имени рабби Ицхака: ”Откуда известно, что Всевышний, благословенно Его Имя, надевает тефиллин?” Потому что написано: ”Всевышний поклялся десницей Своей и предплечьем силы Своей”. Десница — это Тора, ибо написано: ”От десницы Его — закон огненный для них”. А предплечье силы Его — это тефиллин, ибо написано: ”Всевышний силой одарит Свой народ”. А откуда известно, что сила Израиля — это тефиллин? Написано: ”И увидят все народы, что Имя Б-га названо на тебе, и убоятся тебя”. И мы учили, что рабби Элиезер Великий сказал: ”Это — тефиллин, надеваемые на голову”.

Сказал рав Нахман бар Ицхак, обращаясь к рав Хия бар Авин: ”А что написано в тефиллин Властелина мира?” Сказал ему: ”Кто как Твой народ Израиля, один народ на земле”, /который Г-сподь пошел избавить, чтобы он был Ему народом.../”9.

Написано, что Б-г сказал Моисею: ”И Я отведу руку, и ты увидишь Меня сзади”. Сказал рав Хана бар Бизна от имени рабби Шимона Хасида: ”Из этого мы заключаем, что Всевышний показал Моисею узел головных тефиллин”10.

Перед нами одно из самых таинственных мест Талмуда. Написано, что Б-г надевает тефиллин, в которых содержится похвала еврейскому народу, и что, когда Моисей просил Б-га показать ему тайну Б־жественного Провидения, Б-г показал ему узел Своих тефиллин.

Что все это значит?

Мы знаем, что Б-г бесконечен, что Ему не присуща форма. И, разумеется, невозможно себе представить, что Б-г надевает тефиллин в физическом смысле.

И все же в учении Мудрецов о том, что Б-г надевает тефиллин, несомненно содержится нечто необычайно важное. Косвенно это учение говорит о связи между Б-гом и еврейским народом.

Талмуд, Берахот 6а.

10 Там же, 7а.