Важное сообщение для учителей

Важное сообщение для учителей

Никто не может сесть с вами в классе и “запрограммировать” вас так, чтобы вы стали хорошим учителем. Однажды к раву Яакову Каменецкому пришел ребе (школьный учитель) и попросил у него наставления, как учить своих талмидим. Рав Яаков дал ему совет. Но ребе ответил, что прежде поступал по-другому, тогда рав Яаков порекомендовал не обращать внимания на его совет и продолжать поступать, как и раньше. В конце концов, только ребе стоит перед классом, и ему виднее? – если, конечно, он думает только о благе своих учеников.

Каждый класс уникален. То есть каждый класс приносит свои волнения и проблемы. Рав Гершель Машинский, который в течение сорока пяти лет преподавал в ешиве Спринг Вэлли (и пусть он продолжает это до ста двадцати лет), сказал мне, что за всю жизнь еще не видел двух одинаковых классов. Он считает, что каждый класс и каждый ученик заслуживают особого, позитивного обращения.

Тем не менее, принципы, описанные на этих страницах, подойдут к большинству ситуаций в классе и ко всем возрастам. Некоторые части этой книги, однако, больше относятся к 3-8 классам. Кроме того, во всем мире существует большое разнообразие начальных школ. Поэтому некоторые идеи могут не годиться для вашей школы или того возраста, с которым вы работаете. В любом случае, я приветствую ваш вклад. Ваш ответ важен для меня.

Жизненно важно всегда помнить совет моего учителя и рава, который он дал группе будущих воспитателей: Если ребенок недисциплинирован, помните - это его проблема, а не ваша. Тогда вы лучше сможете сохранять справедливость, твердость и дружелюбие по отношению к нему. Ведь вы здесь, чтобы помочь ему в его трудностях, так оставайтесь объективными и спокойными. Но если вместо этого учителя или родители переполнены собственными проблемами, создается ситуация для плохого хинуха, а гнев и резкость часто заменяют твердость.

Рав Машинский излагает следующую мысль, от имени своего ребе из Клаузенберга: Творец создал мир так, чтобы мы встретились с множеством потребностей. В мире нужны самые разные работники. И для этого Вс-вышний наделил людей разными дарами, каждый из которых необходим, чтобы усовершенствовать мир. Каким же особым даром благословлены учителя? Любовью к детям. Если вы переполнены любовью к каждому еврейскому ребенку, которого видите, тогда вы можете стать и станете механехом (воспитателем).

Любите ваших учеников. Любите их сердцем и умом. Если ваше сердце жаждет сделать то, что для них лучше всего, тогда ваш ум найдет лучший путь это реализовать [1]. Помните, у каждого ученика свои проблемы и нужды. Например, на некоторых детей навешивают ярлыки “ленивый” или “глупый”, а на самом деле они просто неспособны учиться. У одних проблемы со слухом или зрением, у других что-то более серьезное. Если их недостатки не будут диагностированы достаточно рано, у них возникнет душевная травма, родители и учителя будут ими разочарованы, и психологический ущерб может закрепиться. А блестящие дети часто недостаточно стимулированы. И это может вызвать обратный эффект, который скажется в поведении и учебе, потому что они привыкают не использовать в полной мере свои интеллектуальные способности. Итак, не забывайте: каждый ребенок драгоценен для своих родителей и для Владыки Мира.

И еще один момент. Как родители обращаются к Вс-вышнему, чтобы Он помог им успешно вырастить каждого из детей, сохраняя его уникальную личность и удовлетворяя физические и эмоциональные нужды, так и воспитатель должен обращаться к Нему с просьбой дать ему понять, как хорошо выполнить свою работу, как помочь своим ученикам жить успешной жизнью.

Такая молитва вместе с бескорыстной любовью – ключ к эффективному обучению. Пользуйтесь этим ключом. И пусть ваша работа, работа посланника Творца - “Того, Кто учит Торе Свой народ Израиль” - будет благословлена большим успехом.

  1. Рав Йехезкель Левенштейн (1884-1974), замечательный машгиах ешив Мир и Поневеж, отмечает (Михтавим, 206), что основное правило (Псахим, 50б), согласно которому даже нечистые намерения желанны, потому что постепенно станут чистыми (лишма), не относится к тому, кто работает для общины. Поэтому мишна (Авот, 2:2) учит, что те, кто трудятся для общины, должны работать лишма (бескорыстно, ради самого дела).
  2. См. Меорот агдолим, стр. 252, где рассказывается, как гаон рав Носан Цви Финкель, Алтер из Слободки (1849-1927), молился, чтобы его талмидим преуспели в духовных испытаниях, считая такую молитву одной из обязанностей учителя по отношению к своим ученикам.