1. ДО ТОГО, КАК ВЫ ПРИШЛИ В КЛАСС

1. ДО ТОГО, КАК ВЫ ПРИШЛИ В КЛАСС


1. ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ

Несколько личных моментов

До того, как вы начали день, подготовьте себя физически и эмоционально. Прежде всего, и, может быть, важнее всего в предыдущую ночь отправляйтесь в постель, как можно раньше. Это не только здравый смысл, но и галахическая обязанность (постановление раввинов) [1]. Многие ошибки люди делают только потому, что слишком устали, чтобы хорошо подумать и увидеть вещи в правильной перспективе. Когда человек устает, он иногда неправильно ориентируется во времени, так что старайтесь достаточно поспать.

Съешьте здоровый и легкий завтрак, например, фрукты и сок до начала занятий и сэндвич во время утренней перемены. Избегайте сахара и кофеина, “подъем” от которых скоро проходит, оставляя напряжение чувств или истощение.

Другой источник напряжения и утомления – ожидание. Мы все время представляем себе, каким будет наш день. Но поскольку ваши ученики тоже имеют свое слово в том, каким будет этот день, ваши напрасные иллюзии могут вам плохо послужить. Нормально ожидать чего-то, но нельзя быть рабом своих ожиданий. Если ваши ученики в это утро как будто коллективно решили неправильно себя вести, не обвиняйте себя в этом. Вы просто должны себя привести в порядок и продолжать дальше.

И, наконец, помните то, что говорил рав Моше [2]: Хотя, как ролевая модель, вы должны контролировать свое поведение на публике и при встречах наедине, это “бремя” намного перекрывается привилегией учить Торе народ Израиля. Эта идея поможет вам вынести на своих плечах огромную ответственность и устоять перед самыми тяжелыми классами. Давая мне благословение в начале моей деятельности, гаон рав Аба Берман не просто пожелал мне успеха, но отметил, что я всегда должен чувствовать, что быть звеном в цепи передачи Торы – это привилегия. Да удостоимся все мы этой брахи (благословения).

  1. См. Шулхан арух, Йоре деа, 245:17.
  2. В Дореш Моше, в начале главы Эмор, рав Моше рассказывал, что когены не только несли службу в Храме, но именно на них, в первую очередь, была возложена обязанность обучать еврейский народ. Возлагая такую огромную ответственность, Тора устанавливает более высокие требования и ограничения для когенов, чем для всего народа. И все когены рассматривали возможность служения еврейскому народу как дар и свою величайшую привилегию, по сравнению с которой все ограничения были незначительной ценой. Далее рав Моше прилагает эту идею к современным учителям:

Отсюда мы можем выучить, что каждый из тех, кто занят преподаванием и изучением Торы (а всем, конечно, известно, сколько трудностей в этой святой работе, исходящих от учеников, их родителей и самого материала), должен ради величия того, что он делает, относиться к своей работе с любовью и радостью, как будто бы она легкая и приятная. А если ему это не легко, пусть лучше не занимается обучением - это для него не подходит (курсив мой).


2. БУДЬТЕ СПОКОЙНЫ – БУДЬТЕ ГОТОВЫ

Люди, которые чувствуют, что они себя контролируют, более способны реально себя контролировать. Особенно нуждается в таком чувстве новый учитель.

Кроме галахической и моральной обязанности учителя быть хорошо подготовленным [1], тщательно спланированный урок помогает ему управлять классом, по нескольким причинам:

Подготовленные учителя – спокойны

Хорошо подготовленный учитель спокоен, уверен и поэтому не склонен к излишнему реагированию. Это важно, потому что чрезмерные реакции и раздражение могут стоить учителю уважения класса, что обернется шумом и хаосом. Дети любят сумасшедший дом в классе.

Один опытный учитель рассказал мне, что если один ученик жалуется, что другой ему мешает, он обычно предлагает им обоим подойти к нему во время перемены. “Истец” редко на этом настаивает. Один директор мне рассказывал, что многие проблемы, которые он сам устраивал, когда был учеником, были просто способами сделать жизнь в классе более “интересной”. А, в конце концов, зачем тратить драгоценное время перемены на всякие пустяки? Учитель, который слишком резко реагирует на такие ситуации – часто свой худший враг. Дети - вроде газет, они стараются создавать кризисы.

Подготовленные учителя лучше разрешают вопросы

Дети задают замечательные вопросы, на которые нужно отвечать с хорошим чувством, используя на это минимум классного времени. Конечно, хороший вопрос – прекрасная возможность тепло похвалить того, кто его задал. Но такая возможность теряется, если учитель не готов к ответу, потому что ему приходится обрывать учеников, которые спрашивают что-то серьезное, а иногда и проливающее свет на всю тему. Соответствующая подготовка дала бы возможность учителю оценить такие вопросы и поставить в пример такого ученика. А иначе ученики часто приходят к выводу, что их учителя не заботятся о них и не уважают их.

Ребенком, я помню, как один учитель отвечал на вопросы: “Я подумаю”. Это подразумевало, что он даст ответ на следующий день, но он никогда этого не делал. Не случайно, у него были и дисциплинарные проблемы. Этот класс не был с ним, потому что он не был с ними.

Подготовленные учителя лаконичны

Если учитель хорошо подготовлен, он нередко может пояснить проблему несколькими словами. Такая краткость предпочтительна, потому что долгий и неясный ответ на вопрос приводит к тому, что дети начинают мечтать, отвлекаться, и в классе нарушается дисциплина. Помните: Если урок ясен учителю, он ясен и ученикам.

Подготовьтесь к завтрашнему дню и чувствуйте себя уверенно сегодня

Подготовка также дает вам “резерв сил”, предоставляя возможность учить и тому, что вы не планировали на этот день. Иначе существует опасность, что вы выйдете за рамки изученного материала до того, как прозвенит звонок, что оставит в последние минуты класс без управления. Ученики чувствуют эту пустоту и начинают устраивать беспорядок. И эта их хотя бы и кратковременная недисциплинированность может подорвать уровень порядка в классе на целые недели. Потому что стоит классу вырваться из рук, и ученики уже знают, что это возможно, и тогда вы вскоре обнаружите, что дисциплинарных проблем у вас намного больше, чем на эти несколько минут. Учитель без направления просто не может контролировать класс, потому что даже если он и разрешит некую ситуацию, то вакуум останется.

Держите в запасе несколько хороших историй

Если вы обнаружите, что у вас осталось до конца урока несколько минут, которые вам нужно чем-то занять, держите про запас несколько хороших историй. А потом скажите ученикам правду: Они выполнили свою “дневную норму” и теперь заслуживают рассказ. Какая прекрасная возможность показать таким образом, что вы их высоко цените! Не упускайте таких возможностей, они воодушевят ваших учеников жить ради вашего мнения о них.

Если вы часто кончаете урок раньше времени, значит, ваш класс работает не в полную силу. Такой недостаток может подорвать дисциплину, потому что только группа, которая тяжело работает и решает трудные задачи, может быть дисциплинированной [2]. Процитирую учителя, который проработал первый год в школе: “Ну, когда я хорошо подготовлен, все в классе идет хорошо, но если я не готов, я себя чувствую так, как будто меня бросили в клетку с львами после того, как у львов прошел Йом Кипур (суточный пост)!”

Итак, будьте готовы – даже к завтрашнему уроку.

Резюме

* Подготовленный учитель спокойнее, увереннее и лучше может контролировать свой класс.

  1. Во введении Пеле йоэц убеждает даже лучших учителей повторить урок, перед тем, как его давать:

Как бы прекрасен и хорош ни был тот, кто собирается выступать перед публикой, с записями или без них, он должен вначале раза два-три просмотреть свою речь. Как говорили мудрецы: “Даже если он знает, что Вс-вышний даровал ему язык оратора, мицва для него почтить слова мудрецов – и это для его же пользы – и несколько раз просмотреть свою речь…”

Я не сравнивая одно с другим, но мидраш Шмот раба, 40:1 говорит, что даже Вс-вышний четыре раза обозревал Тору, прежде, чем дал ее еврейскому народу.

А рав Мордехай Крашинский, один из ведущих воспитателей в Иерусалиме, рассказывает, что рав Йехезкель Абрамский, один из выдающихся знатоков Торы и учителей нашего времени, всегда перед уроком повторял материал по семь раз.

  1. Так, фараон пытался подчинить евреев, нагружая их тяжкой работой. См. Месилат яшарим, гл. 2.


3. О ТОМ, ЧТОБЫ БЫТЬ АНГЕЛОМ

Слово “дисциплина” происходит от слова “дисайпл” - ученик. Если учащиеся считают себя учениками своего учителя, они готовы позволить себя “дисциплинировать”. Чем больше они ценят и уважают своего учителя, тем больше их шанс у него научиться. Это также означает, что если в классе создалась такая атмосфера, дисциплина там не будет серьезной проблемой.

Мудрецы учат, что учитель должен напоминать ангела1. Здесь есть два аспекта: как учитель себя должен вести, и как ученик его должен воспринимать. Хотя много ценных уроков по хинуху можно извлечь из этого высказывания мудрецов, давайте остановимся на его связи с дисциплиной в классе.

Рав Шмуэль Дов Бер Шнеерсон [2] перечисляет шесть условий успешного обучения: Три из них относятся к ответственности учителя перед учениками, и три – к обязанностям ученика перед учителем.

Учитель должен:

1. Изучить характер, привычки, ситуацию и окружение каждого ученика.

2. Культивировать отношения любви между ними.

  1. Терпеливо (курсив мой) следить за его ростом и развитием.

Ученик должен:

  1. С уважением смотреть на своего учителя.
  2. Доверять своему учителю.
  3. Быть послушным.

Очевидно, что выполнение последних трех обязательств зависит от выполнения первых трех. Более того, и первые три также взаимозависимы. Потому что любовь вырастает из знания. Как красноречиво говорит Сфат эмет, человек не может быть милосердным к людям, которых он не понимает [3]. Любовь в Торе даже называется словом "познание" [4]. Обладая таким знанием, вы сможете терпеливо относиться к своим ученикам. Вы не будете выходить из себя, а будете сохранять спокойствие в трудные моменты, и, поступая так, заслужите их уважение, побудив их стать вашими учениками.

Я знаю, это похоже на сказку, но я приведу только одно объяснение, чем учителя похожи на ангелов, и оно покажет, как учитель может достичь своей возвышенной цели.

Фундаментальное отличие ангела от человека выражено его атрибутом омед – “стоящий”, а человек называется ‘голех – “идущий” [5]. Ангел всегда “стоит” на одном уровне, а ребе (учитель) должен продолжать расти, потому что он не может стимулировать любовь к учению, если его собственная учеба не движется, не прогрессирует. Но этот рост должен происходить вне класса. А внутри него учитель должен концентрироваться только на благе своих учеников.

Если воспитатель будет помнить об этом, его терпение станет несравненно больше. И он будет хотеть только одного - блага ученика. Так же и родители, если они рассматривают ребенка не как свою собственность, а как святой залог, они будут спокойнее и объективнее. Учитель, если он заботится только об учениках, излучает спокойствие, заботу и уверенность. И дети инстинктивно обращаются к такому учителю, чтобы он их направил, а дисциплинарные проблемы возникают редко.

Помните, дети есть дети. Их энергию иногда необходимо направлять, а иногда выпускать. Небольшой беспорядок – это признак жизни. Дети не должны – и не будут – все время сидеть, сложа руки. Но эта проблема не должна заботить новых учителей. Только помните, что вы не имеете дело с разрушительной энергией, вы направляете созидательную энергию. Это одна из радостей обучения.

Резюме

  1. До начала обучения, постарайтесь понять детей, добейтесь их доверия и направляйте их конструктивную энергию.

  1. См. Хагига, 15б и Моед катан, 17а.
  2. Один из любавических ребе (1860-1920), см. Хай элул, гл. 13.
  3. См. Сфат эмет к Дварим, стр. 92, ч. 2, гл. 14, прим. 14. См. также Сефер аяшар (изд. Эшколь), стр. 36:

Как мы видим, каждый понимает то, что свойственно его виду, например, люди усваивают мудрость, а лошади и другие животные – нет, потому что мудрость не для этих видов. И подобно этому, человек может общаться с другим человеком или животное с другим животным без затруднений, и слушающий может понять намерения говорящего, потому что оба они одного вида (говорящие). Так, рука может воспринимать тепло, влажность, холод и сухость, потому что сама может быть теплой, холодной, влажной и сухой. Но рука неспособна воспринимать мудрость, скромность, любовь или страх… потому что это вещи другого типа.

  1. См. Раши к Брейшит, 2:3.
  2. См. Зхарья, 3:7. См. также Ма’гараль, начало Друш аль аТора, где он объясняет, что человек был назван Адам, потому что был создан из адама, земли. Как земля ценна своим потенциалом, способностью поддерживать жизнь, так и ценность человека определяется его потенциалом (курсив мой).

“…в отличие от других созданий (тоже сотворенных из земли), (человек) получил имя, производное от имени земли…потому что земля способствует росту и плодоношению растений и деревьев, она наделена потенциалом, благодаря которому воплощается все остальное. И ценность человека – тоже в его потенциале, он воплощает свое (внутреннее) совершенство”.

  1. Кроме того, комментарий Гаона из Вильно к Мишлей, 15:24 указывает, что человек или прогрессирует, или деградирует, потому что застаивание неизбежно ведет к деградации.

“Человек назван “идущим”, потому что он должен постоянно подниматься с уровня на уровень. А если он постоянно не поднимается, то, не дай Б-г, падает, потому что для него невозможно стоять на одном месте” (курсив мой).