Ноябрь 2017 / Кислев 5778

4. НАРОД

4. НАРОД


1. КЛАССНЫЙ ЛИДЕР: ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

Одна из важнейших вещей, которые вы должны выяснить еще до того, как в первый раз вошли в класс, - это кто классный лидер, или, по крайней мере, кто был им в прошлом году. Ваш первоначальный успех будет зависеть от того, как этот лидер на вас посмотрит.

Классный лидер имеет несколько отличительных свойств:

  1. Он стоит во главе всех изменений, которые будут предлагать ученики.

Если класс академически не исключительный и положительно относится ко всякой физкультуре, то лидер будет предлагать, чем заняться во время перемены, всякие игры и другую деятельность (и это еще одна причина, по которой учителя должны наблюдать во время перемены за тем, что происходит).

  1. Лидеры обычно бывают из старших, которые доминируют над младшими в классах первой ступени, когда пятилетние намного уступают почти шестилетним в интеллектуальном, эмоциональном и физическом развитии.
  2. Класс всегда смеется их шуткам. Практически, юмор – обычная претензия классного лидера на славу.

Наши лидеры называются “глаза общины” (Ваикра, 4:13), потому что как глаза человека – окна его души [1], так и лидеры группы определяют ее ценности. А класс, в свою очередь, отражает ценности лидера, успехами в учебе или драками.

Постарайтесь заслужить благосклонность этого ученика, но при этом он должен оставаться учеником, не имеющим никаких привилегий. Не должно быть никаких намеков на то, что вы тщитесь снискать его благоволение, иначе он повернет класс против вас. Хочет ли он утвердить свое “лидерство”, мешая классу или пытаясь показать вашу глупость, реагируйте ясно и прямо.

Классный лидер заслуживает не только такого же наказания, как и все остальные, но и такого же внимания. В конце концов, вы обязаны на него повлиять, как и на всех других студентов. Поэтому никогда его не унижайте, чтобы “показать ему, кто здесь хозяин” или “свергнуть его с трона”. Так вы только сделаете его врагом, который будет наносить вам удары при всяком удобном случае.

Если с самого начала отношения с ним складываются плохо, тогда поговорите с ним отдельно в конце первого дня или на перемене. Спокойно информируйте его о том, что у него задатки лидера и поэтому вы ожидаете, что он будет служить позитивной ролевой моделью для всего класса, показывая всем пример, каким должен быть ученик. А если он, халила (не дай Б-г), хочет мешать классу, заверьте его, что вы не будете все время ругать его или предупреждать, и не собираетесь его строго наказывать (что создало бы ему ореол жертвы). Вы будете его просто игнорировать [2]. У него не будет возможности задавать вопросы или отвечать на них, он не будет радоваться экскурсиям или призам (которых у класса будет много) и у него не будет перемен. Вы будете очень рады, если он будет частью класса, – но на ваших условиях.

Если у вас в классе интересно и атмосфера не напряженная, тогда никто не захочет быть вне его, включая и классного лидера. Тем не менее, если он все-таки создает проблемы, пригрозите ему и дайте недельный испытательный срок (но никогда ничем не угрожайте, пока не готовы выполнить угрозу).

А если за эту неделю он не исправился, исключите его из своего класса. Вы, вероятно, не будете в этом виноваты, и дети не сочтут его жертвой, потому что он явно отверг ваше лидерство. У детей прекрасное чувство справедливости.

Все это хорошо и прекрасно, пока классный лидер явно не бросает вызов вашему контролю над классом или не покушается на ваш авторитет и уважение к вам, которые полагается к вам проявлять. А если он это делает, реагируйте быстро и решительно (и, конечно, спокойно):

Это был Первый День, урок только начался. В класс ворвался, низенький, толстый мальчик. Он бросил взгляд на нового учителя, потом на класс и ухмыльнулся. Его первые “слова мудрости” были: “Хай, Ребез!”, на что класс громко захихикал. Распознав его, как большой выпад класса, который требует немедленной и ясной реакции, учитель тут же спокойно сказал ребенку выйти в кабинет директора. В этот день ребенок не был допущен в класс и должен был ясно выразить сожаление о том, что сделал, прежде, чем получил разрешение сесть на свое место. Так, с самого начала, учитель дал всем понять, что это его класс.

И, наконец, не заменяйте классного лидера своим кандидатом. Лучше повлияйте на ценности класса. Когда ценности учеников изменятся, это повлияет и на выбор нового лидера.

Резюме

  1. Определите, кто лидер в классе.
  2. Постарайтесь добиться его расположения, но не создавайте ему протекции.

  1. См. Пахад Ицхак, Михтавим, михтав 156. Цитата из Пахад Ицхак появляется в ч. 4, гл. 2.
  2. См. Рухама Шен, Достигая звезд, Фельдхайм, Иерусалим, 1990, стр. 30-36.


2. ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ

Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”.

Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”?

Детей, не реагирующих на тепло, заботу и внимание, от которых расцветают большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая вам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают ваши усилия обучать или даже контролировать класс. Кроме того, эти дети с их проблемами и в прошлом сопротивлялись усилиям других учителей и их подходам.

Проблемный ребенок – это ребенок, который полон страха

Хотя это противоположные симптомы, но и помехи и отстранение исходят из страха - боязни раскрыться и боязни ошибки. Как армия может защититься, окружив себя крепостными стенами или выходя вперед на бой, так и ребенок, который боится, может замкнуться, никому не позволяя к себе подойти, или же выходит наружу и начинает раздавать удары направо и налево. Оба метода преследуют одну цель, сознательно или подсознательно,- не дать другим заглянуть в его душу.

Следующая история, от имени рава Менахема Велдлера, из Монси, Нью-Йорк, иллюстрирует, каким разрушительным может быть страх даже для не проблемного ребенка:

Поведение Янкеля было действительно таинственным. С утра он был примерный ученик, он был внимательный, хорошо себя вел и успевал на уроках. А после полудня терял концентрацию и становился ужасным учеником.

После нескольких объяснений, открылась истина: Не то, что Янкель не хотел сосредоточиться – он просто не мог. Мать Янкеля обладала ненормальным темпераментом. Иногда она создавала для него теплый, солнечный, доброжелательный дом. А в другие дни встречала его угрозами и враждебностью. Поэтому всю вторую половину дня Янкель был в тревоге, что его сегодня ждет дома.

Часто “проблемные дети” - это просто дети, которые встречаются с трудными ситуациями в школе или дома. Когда мы проводим расследование, как сделал рав Велдлер, мы иногда видим, что поведение “проблемного ребенка” вполне адекватно в его обстоятельствах, и мы можем даже помочь ему разрешить его проблему.

Доверие

Главное, чтобы помочь проблемному ребенку, – это заслужить его доверие. Отношения дома и в школе, скорее всего, его разочаровывают. Например, родители не дают ему уверенности и тепла, которые в юности так необходимы. Разочарования делают для него трудным всякое общение. Больно, когда надежды на близость и понимание даже тех людей, от которых их ожидают в первую очередь, оказываются обманутыми.

Построение доверия может быть медленным и сложным процессом. Если вы постепенно и детально изучаете прошлое ребенка и имеете его в виду во время контактов с ним, это помогает вам быть терпеливее. Не спешите, демонстрируя тепло, не ожидайте, что любовь сразу побеждает все. Помните, этот ребенок может не отвечать вам, потому что его доверие было обмануто. Боясь провала, он может даже отвергать любовь, в поисках убежища и уверенности в своем внутреннем мире. А с другой стороны, как уже упоминалось, он может взывать к вниманию, начиная мешать на уроках и совершать разрушения.

Поймайте его, когда он сделает что-то правильное

Это может потребовать времени, но если вы гарантируете ребенку теплое, положительное отношение, когда он поступает правильно, то ситуация, с Б-жьей помощь, может начать меняться к лучшему. Так что, как мы дальше будем рассматривать в этой главе, постарайтесь поймать момент, когда он что-то делает правильно. В начале это может быть что-то маленькое, но все начинается, с чего-то малого.

Тема нашего обсуждения в этой книге – дисциплина в классе, поэтому остановимся на этом аспекте. Но следует понять, что угрюмый, отстраненный ребенок в той же мере представляет дисциплинарную проблему, как угрюмый, отстраненный класс.

Прежде, чем обсуждать различные подходы к данной проблеме, разберем некоторую необходимую информацию.

Идентификация проблемного ребенка

Чтобы помочь проблемному ребенку, прежде всего, определите, это проблемный ребенок или нет?

Если у него бывают хорошие и плохие годы, хорошие и плохие предметы, вероятно, он не проблемный ребенок, в нашем понимании этого термина. Может быть, ему просто нужен более твердый, харизматический или чувствительный учитель, или, может быть, он не способен учить некоторые предметы.

Ладит ли он с одноклассниками? Если он не шутит постоянно над другими и сам не является предметом бесконечных шуток, тогда он, наверное, не проблемный ребенок.

Хорошо ли он адаптируется дома, уважаем ли там, помогает ли там? Если да, он все равно может быть проблемой для дисциплины, но сам по себе он не является проблемным ребенком, о котором мы говорим в это главе.

Если Янкель блестяще учится по каким-то предметам и любит делать работы в этих сферах, он может быть кошмаром учителя. Но проблемным ребенком? Никогда.

Скорее, у проблемного ребенка давние проблемы во всех сферах его жизни: академической, социальной и семейной. Если он преуспевает в одной из этих областей, тогда решение вашей проблемы с ним – учебной или дисциплинарной – должно отличаться от подхода к проблемному ребенку. Хотя причиной его трудностей может быть страх, вначале обратитесь к той сфере, где он добивается успеха. Встретились ли вы с истинной проблемой ребенка или с ребенком, у которого есть проблема, имейте в виду одну важную вещь: Если ключ к трудностям вашего проблемного ребенка – страх, установите отношения с ним в тех сферах, где он не боится.

Вначале, мы обратимся к ребенку, который не является проблемным, но у которого “просто” есть проблема. То есть он справляется в одной из трех главных сфер своей жизни. С проблемным ребенком - похожий подход, только нужно больше терпения, и необходимо найти, что он делает хорошо. Часто психолог или врач могут очень помочь, работая с ребенком впрямую, или наставляя вас, или то и другое вместе.

Строить на хорошем

Если в семье у ребенка все в порядке, тогда учитесь взаимодействию с ним у его родителей. Признать их опыт – это, с вашей стороны, проявление силы, а не слабости. Возможно, они помогут вам разрешить проблемы ребенка, потому что с ними он контактирует с большей готовностью, чем с вами. Но все, что они открывают, должно быть строго между вами, потому что его доверие к ним – жизненно важно.

А если он хорошо учится, сделайте его своим “ассистентом”. “Махен дер ганеф дер шомер” - “Сделайте вора сторожем”: эта поговорка на идише поможет использовать энергию и гордость ребенка на благо его одноклассникам. Когда возможно, консультируйтесь с ним о классных проблемах, используя его прекрасный ум для общего блага. Такие взаимодействия не только улучшат вашу взаимосвязь, но и ваша оценка его предложений – для него бесценный учебный опыт.

Если социальное положение у него хорошее, тогда он может быть классическим “классным лидером”, фигурой настолько важной для классной дисциплины, что целая глава этой книги посвящена ему в части 4, гл.1. 3

Короче, если ребенок мешает вам или классу, стройте отношения с ним на его лучших качествах [1].

Когда все выглядит плохо

Но если ученик проваливается во всех сферах жизни, тогда нужен другой подход.

Как уже говорилось, основная мотивация проблемного ребенка – страх. Горькое чувство провала составляет причину его страха.

Гаон рав Ицхак Гутнер, говорит, что глаза отражают наши внутренние чувства [2]. Хотя он имеет в виду не именно проблемных детей, мы можем приложить эту идею к обращению с этими юными созданиями. Если мы показываем проблемному ребенку, что тепло к нему относимся, например, нежным прикосновением, его глаза могут отражать отсутствие ответа или подозрение - другое выражение страха. Я видел детей, которые сразу отдергивали руку, когда к их руке слегка прикасались. Они боялись контакта, потому что для них он нес болезненные ассоциации. Боязливый ребенок может противиться любой эмоциональной увертюре.

Излишнее тепло может не быть ответом

Быть слишком теплым с проблемным ребенком, может быть, даже и не рекомендуется, по крайней мере, вначале. Он может заподозрить ваши намерения и отстраниться от вас даже впоследствии. Кроме того, если вы как учитель считаете, что немного тепла – это все, что ему требуется, а он после этого не ответит вам взаимностью, то вы можете испытать разочарование или даже рассердиться на него. Но, оставив его холодным, вы теряете ваш шанс добиться его доверия.

Если дополнительное тепло – не ответ, что же тогда? Кажется, первая вещь, которую вы должны сделать:

Найдите точку наименьшего сопротивления

Сефер аяшар [3], подчеркивает, что самосовершенствование должно начинаться с легких дел, но если и они выглядят слишком трудными, их следует разбить на малые части. Он неоднократно подчеркивает эту идею, считая ее принципиально важной и подтверждая примерами:

…тот, кто приучил себя к служению (Вс-вышнему, в которое входит исправление и совершенствование качеств характера), должен начинать не с трудного, а с легкого. А если и легкое ему трудно, пусть разделит его на части.

И продолжая, должен добавлять к ним. Если он видит, что ему стало тяжело и противно, тогда он должен сделать их еще меньше и выполнять частично, а не оставлять свои усилия совершенно (Шестые ворота, стр. 77, изд. Эшколь).

И если он хочет приучить себя (к служению Вс-вышнему), он не должен взваливать на себя сначала тяжелое бремя, а возлагать ярмо заповедей мало-помалу, в соответствии с тем, что может нести, не истощаясь.

В начале он должен приучаться делать что-то легкое и не создавать себе проблем, а потом продолжать и добавлять… а если видит, что добавил слишком много, должен чуть-чуть ослабить, иначе ему станет противно то, что он делает. А когда напряжение ослабеет, и пройдут несколько дней, он должен вернуться к прежнему расписанию (там же 73-74) [4].

Диврей Йе’гошуа [5] указывает, что с негативным поведением и качествами нужно работать в точке наименьшего сопротивления [6]. Иногда одно качество проявляется во многих сферах поведения. Например, гордость может отражаться в одежде, разговоре, позе, или человек из гордости стремится приобрести красивый дом. И так далее, только чтобы дальше развивать еще прежде гипертрофированное эго. В таких случаях, говорит Диврей Йе’гошуа, бесполезно атаковать саму гордость, она слишком сильна и крепка. Лучше меняйте что-то одно каждый раз: говорите скромнее, ходите не так вызывающе, и так далее. Когда новые привычки заменят старые, каждое из проявлений эго потеряет силу, и постепенно человек изменится.

А в противоположной ситуации, когда у одного действия много причин, эго коренится во многих качествах, работайте над каждым из них в отдельности, потому что изменить само действие будет очень трудно, поскольку оно имеет много источников. Например, согласно вышеприведенной книге, человек может постоянно стремиться к деньгам по многим причинам: гордость, жадность, стремление к дорогостоящим физическим удовольствиям, и так далее. Чтобы отучить его от этого стремления, он должен избавиться от всех этих качеств. А пытаться прямо убеждать его перестать хотеть денег, бесполезно, слишком глубоко это укоренилась в его личности. Но если вырваны сами корни желания, тогда и эта алчность постепенно отомрет.

Главное: атаковать точку наименьшего сопротивления. Успех влечет за собой успех, и постепенно придет реальный прогресс.

И так же с ребенком. Выберите целью его любимую сферу успеха, затем определите источник его проблемы в этой сфере. Обычно вначале будет избрана второстепенная проблема, справиться с которой относительно легко, но это послужит хорошим стартом.

Имея в виду эту технику, присмотритесь внимательнее к сферам основных проблем: семейной, социальной и академической.

Семейные проблемы

Если источник страха проблемного ребенка – дом, как чаще всего и бывает, тогда ваше влияние достаточно ограничено. Вы мало что можете сделать в сфере семейного напряжения. Но вы можете помочь в других, связанных с домом, проблемах.

Например, если его брат способнее в тех областях, которые родители больше ценят, тогда представление вашего ученика о себе будет горько ущемлено, особенно если более “успешный” ребенок моложе и очевидно “крадет” то признание или статус, который старший брат считает, по праву, своим. Я наблюдал это явление много раз. К счастью, некоторым родителям можно посоветовать взглянуть на вашего ученика по-другому, переоценить его качества и способности или же возложить на него некую ответственность по дому, которая явится символом его статуса. Во всяком случае, вы можете, по крайней мере, создать нормальную самооценку этого ученика в классе.

Иногда хронически больной брат вытягивает силы и терпение родителей. Иногда переполненная спальня не дает детям, как следует отдохнуть. Такие ситуации не имеют полного разрешения, но это не значит, что не стоит за них и браться. Иногда даже маленькое облегчение на домашнем фронте может повести к потрясающим улучшениям в школе.

Но, когда центральная проблема – дом, действуйте мягко, обращайтесь к директору за советом и сознавайте свои ограничения. И пусть классная комната компенсирует то, что ребенку не достает дома.

В одиннадцать лет Цви был закрыт и некоммуникабелен. А если он что-то и говорил, его едва было слышно. Вдобавок к этому, он отказывался говорить на идиш. Он настаивал на том, что будет говорить на иврите. Я слышал, что он даже несколько раз воровал. И факт, что он вытянул стодолларовую бумажку из кармана моего пиджака.

Я послал его к замечательному человеку, доктору Моше Левенштейну, психологу и бывшему школьному учителю. Доктор объяснил мне, что ребенок крадет, потому что сам все время чувствует, что его обокрали. В доме Цви, например, был напряженный супружеский разлад, и Цви недополучал позитивного внимания.

Однажды Цви разразился в школе рыданиями. Я прекратил урок и вышел с ним в коридор. Я сказал ему, что иногда тоже плачу, что только люди и плачут и что плач – это признак здоровья. Наступивший катарсис был началом наших новых отношений с более открытым Цви.

Сегодня Цви и я все еще обмениваемся приветствиями, когда видим друг друга. Доктор Левенштейн хорошо сделал свою работу. Цви теперь – другой человек.

Социальные проблемы

Когда детей отвергают товарищи по классу или у них нет умений, которые те ценят, они могут чувствовать опустошение. В основном, чем старше такой ребенок, тем болезненнее для них ощущать себя отверженными, потому что оценка сверстников, когда ребенок достигает возраста тинэйджера (13-19 лет), часто становится важнее оценки родителей.

Время для решения этой проблемы – перемена. Если ребенок держится сам по себе, не участвует в игре, это предупредительный сигнал. И опять же, нужно быть осторожными, потому что чрезмерные усилия включить его в общую игру – опасны.

Есть несколько основных стратегий:

Первое: Если у вас хорошая связь с классом, с глазу на глаз спросите одного из популярных детей, почему его одноклассник исключен из всяких мероприятий на перемене. Если он далек от спорта, не толкайте его на это, а попытайтесь найти такой аспект игры, в котором он может принять участие.

Во-вторых: Если у вас с классом здоровые уважительные отношения, выйдите из рамок обычного, чтобы показать, что вы цените этого ребенка.

Например, поставьте его ответственным за организацию классного сиюма (праздника по поводу окончания изучения очередного трактата Талмуда). Разумеется, не делайте этого, если его неудача может испортить его репутацию. Лучше пусть он будет вицепредседателем “комитета по организации сиюма”. Главное: дайте ему участвовать. Найдите ту сферу, где он способен, и дайте его одноклассникам шанс увидеть его в действии. Если его поведение даст ему возможность выпрямиться и поднять голову, от этого выиграет весь класс [7], а тем самым поднимется и его популярность.

Третье, и самое важное: поговорите с классом об уважении к сверстникам и заповедях о межличностных отношениях. Истории из книги Гизбару бекавод хаврейхем [8] – бесценны. Подчеркните вечное воздаяние, которое получают те, кто достойно обращаются с другими.

Сверх всего, будьте хорошей ролевой моделью. Как говорит Хазон Иш, на учеников больше влияет пример ребе, чем его слова [9]. Но говорить он все равно должен.

Академические проблемы

Как уже было сказано, ключ к обращению с проблемным ребенком – поймать его на том, что он делает правильно. Если он просто не способен хорошо учиться, например, потому что за годы намного отстал от одноклассников, тогда найдите какой-то иной способ вовлечь его в общую деятельность.

Йосеф был прирожденный художник. Своей ручкой и карандашом он мог делать прекрасные рисунки. Когда мы учили Мишну, трактат Звахим, рисунки мизбеаха (жертвенника), выполненные Йосефом, прекрасно сделанные на дубовой табличке, были классным центром в течение нескольких недель.

Кроме того, помогите ему добиться успеха в каком-то одном предмете. Возьмите репетитора, чтобы он подготовил его в этом аспекте лучше всего класса, и позвольте ему заниматься повторением даже во время изучения других предметов. Сладкий вкус успеха, либерально приправленный вашим ободрением, может перевернуть этого ребенка. И когда он будет видеть в вас средство своего успеха, известный создатель проблем может скоро потерять свою репутацию.

Хотя проблемный ребенок страдает во всех трех сферах – семейной, социальной и академической, – выберите путь наименьшего сопротивления и начните с учебной проблемы, той, которую вы можете контролировать в наибольшей степени.

Добавочное тепло

Когда даже сам ученик признает свой прогресс, тогда прибавьте тепла и ободрения. Тогда велики шансы, что он примет их без подозрения, потому что вы к этому моменту уже зарекомендовали себя как его друг и союзник.

Наши позитивные чувства к ученикам могут оказать на них огромное влияние, как иллюстрирует следующая история, которую рассказал ее участник:

Незабываемая ребецин Вихна Каплан однажды закончила вечернюю беседу в Монси так поздно, что транспорт обратно в Вильямсбург достать уже было невозможно. К счастью, одна женщина, которая там присутствовала, предложила отвезти ребецин домой, если кто-нибудь поедет вместе с ней.

Когда ее спросили, почему она вызвалась поехать так поздно ночью, шофер “Сара” ответила, что “просто любит ездить ночью, – от этого так отдыхаешь!” Зная, что “Саре” нужно завтра вставать в пять утра, ее спутница спросила ее, что это за отдых в таком расписании. “Сара” ответила ей, вспоминая свои первые дни в Бейт Яаков, когда она только что приехала из Европы. Поскольку она была чересчур живой, на вкус ее учительницы, то часто оказывалась в кабинете ребецин Каплан. А ребецин всегда ей говорила, какая она прекрасная еврейская девочка (что “Сара” о себе не думала) и какой у нее потрясающий потенциал.

“Эти добрые слова, которые она искренне говорила, оказали на меня громадное влияние”,- сказала “Сара” в ту ночь, когда ехала обратно в Монси.- Так что, если ребецин Каплан нужно отвезти домой, услужить ей, - для меня огромная радость и привилегия”.

Как ни тяжело это сказать, иногда проблемный ребенок необычайно перспективен, и он чувствует, что учитель не “узнает” его и не видит в нем хорошее. Поэтому он и отказывается отвечать. А когда он попадает к тому, кто действительно ищет в людях хорошее, проблемный ребенок часто даже отзывчивее своих сверстников, потому что ощущает достоинства, присущие их механеху. В некоторых случаях, в мой кабинет посылали детей разгневанные учителя, когда проблема была в том, что детей совершенно не поняли – и поэтому дети, вполне понятно, перестали отвечать.

Я отвел этой теме больше места, чем другим, не потому что такая проблема постоянно возникает, а потому что она представляет для вас самый большой вызов и – потенциально – ваш величайший нахес (удовлетворение). Часто, никто иной не мог повлиять на проблемного ребенка, и тогда ваш успех с ним – без преувеличения ацалат нефашот (спасение его души).

Резюме

  1. Обратите внимание на основные сферы жизни ребенка: семейную, социальную и академическую.
  2. “Проблемные дети” - обычно дети, полные страха. Поймите это и вы найдете для них новые резервы терпения.
  3. Возьмите за основу строительства сферу успеха или попытайтесь сначала разрешить те проблемы, которые больше всего могут способствовать улучшению.

  1. См. Мишнат рав Аарон, т.1, “Боним атем леАшем Элокейхем”, где рав Аарон Котлер (1892-1962), один из величайших лидеров поколения, пишет, что понимание личного достоинства человека – это единственный и величайший катализатор позитивного поведения. Я цитирую рава Аарона:

Обычно человек не сознает своей ценности… он ценит себя по своей низменной стороне… ”Потому что помыслы человека злы от юности его” (Брейшит, 8:21), поэтому он, естественно, становится низменным и презренным в собственных глазах…Человек обязан курсив мой) размышлять об этом и сознавать великую ценность, которая в нем заключена, и с силой, порожденной этим сознанием… Это великий и самый существенный катализатор самосовершенствования, больший, чем любой другой (курсив мой).

Также и Шем Мишмуэль указывает, что человек способен исполнить сур мера (отвернуться от зла) (Т’гилим, 34:14), только испробовав сладкий вкус асе тов (добродетели) (там же):

“И так со всеми чертами характера: Человек должен сосредоточиваться на позитивном, а негативное само атрофируется… Когда человек начинает работать (над самосовершенствованием), еще не испробовав вкус святости, если он откладывает положительное до тех пор, пока не удалит негативное, он никогда не доберется до позитивного (подчеркивание мое), потому что как он тогда отделится от злого?” (Брейшит, т.1, стр. 157). И также см. рав Шломо Вольбе, Алей шур, т.1, стр. 169, где цитируется гаон рав Йерухам Левовиц (1874-1936), замечательный машгиах ешивы Мир:

Горе человеку, который не сознает грехов своей души, потому что он даже не знает, что ему исправлять. Но двойное горе человеку, который не сознает своих достоинств, потому что он тогда не сознает даже своих инструментов!

2. См. Пахад Ицхак, Михтавим, михтав 156.

“…Глаза – окна души. По глазам можно узнать душу человека…”

3.Хотя авторство Сефер аяшар неясно, обычно считается, что ее автор - знаменитый Рабейну Там, тосафист (комментатор Талмуда) двенадцатого века и внук Раши.

  1. Как машгиах в ешивах, я слишком часто видел хорошо думающих, но сверхамбициозных учеников, которые подходили к трудным и давно устоявшимся у них характерным дефектам с резкими программами мгновенного исправления. Они платили за свою излишнюю ревностность очень дорого. Как человек консультируется с врачом по поводу лечения тела, так он должен советоваться с авторитетом в этой сфере, когда лечит душу.
  2. Написанная гаоном равом Йе’гошуа Геллером (1814-1880), она содержит гениальные наблюдения о душе человека.
  3. См. раздел 2, особенно гл. 2, 5, 6.
  4. См. ч.2. гл. 5.
  5. Гизбару бекавод хаврейхем (Бней Брак, 1981) – серия книг, посвященная заповедям о межчеловеческих отношениях, рава Шмуэля Тобальского, каждый том содержит истории и советы. Я очень рекомендую все его работы.
  6. См. Эмуна вебитахон, гл. 4, подраздел 16.