Ноябрь 2017 / Кислев 5778

5. НЕПОДВИЖНАЯ ВЛАСТЬ

5. НЕПОДВИЖНАЯ ВЛАСТЬ

МИЛИ УЧЕНИЯ

Осознание важности работы

Хотя эта книга, в первую очередь – руководство к основанной на Торе дисциплине в классе, в ней необходимо обсудить важность механеха (воспитателя). Учитель остается в хинухе (образовании), пока он чувствует себя хорошо по отношению к тому, что он делает. Это чувство оказывает огромное влияние на то, как он ведет себя в классе. Тот, кто чувствует, какая у него важная работа, будет испытывать к ней хорошее чувство и будет намного терпеливее и продуктивнее в обучении.

Учить трудно

Обучать – трудная профессия.

Прежде всего, ваш ученик может не ценить, как много труда вы в него вкладываете и как много он достигнет с вашей помощью с течением лет.

Во-вторых, вы слышите о родителях только, когда они недовольны. [1] Люди вообще намного чувствительнее к неприятным новостям. Родители редко осознают, как много выигрывает учитель от того, что его ценят. Поэтому они редко берут на себя труд выразить учителю свою радость от продвижения их ребенка.

В-третьих, дети впитывают все, чему их учат, особенно то, чему их учит пример учителя. [2] Но то, что ребенок абсорбировал, часто проходит подспудно, и только во взрослом состоянии это учение “активизируется”. Иногда взрослый с благодарностью вспоминает эти уроки учителя, но часто не пытается определить, где этому научился. В любом случае, учителя обычно не присутствуют, когда их бывший, а теперь взрослый, ученик применяет те идеи, которые они с таким трудом пытались в них вложить. У меня была привилегия испытывать этот нахас, и это действительно было небесное наслаждение. Но вы должны учить в течение десяти или двадцати лет, чтобы у вас появилась возможность испытать эту радость. А тем временем, вы должны постоянно сеять, не зная, что из этого взойдет. Это трудная задача. Поэтому нужно научиться находить удовольствие в прогрессе, который вы можете видеть часто, ежедневно.

В четвертых, во многих обществах, где статус человека в значительной мере определяется его доходом, учитель может себя чувствовать недооцененным. Когда люди спрашивают: “Чего ты стоишь?”, двойное значение этих слов может нанести фатальный удар долгосрочности профессиональной жизни учителя.

В пятых, многие учителя, когда видят в своем классе тридцать какого-то ученика, понимают, что не в состоянии дать этому ребенку необходимые ему внимание и заботу, и поэтому чувствуют, что это уже переходит за край.

В начале моей учительской карьеры я помню, как пошел в кабинет директора, чтобы “сбросить свой мундир”. Я никак не мог подействовать на одного ученика и чувствовал, что должен уступить место более способному учителю. Как я был неправ и как я благодарен директору за то, что он тогда не принял моего увольнения и послал меня обратно “на фронт”.

Преданный ребе часто чувствует подъемы и падения своих учеников. Это иссушает. Конечно, ребе должен сохранять свое здоровье, и следующая история, рассказанная равом Гершеле Машинским, рассматривает этот предмет:

Когда кардиолог сказал предыдущему ребе из Сквира, что он принимает беды, с которыми к нему приходят люди, слишком близко к сердцу, ребе ответил, что не пошел бы к врачу, который не принимает к сердцу благополучие своих пациентов.

Итак, зачем учить? Мне не интересно никого убеждать в вечной радости, которая сама является наградой успешного учителя. Плохой учитель просто представляет собой общественную опасность. Как сказал однажды великий человек: “Портной топчет лоскуты ткани, сапожник – куски кожи, а учитель – души”. [3] Так что, если вы смотрите на преподавание просто как на заработок, ищите себе другую карьеру!

Но те из вас, кто избрали преподавание, помните:

Важные работы имеют важные последствия

Я часто слышал от людей с потенциальными педагогическими способностями, что они не хотят той страшной ответственности, которая ложится на всех педагогов, особенно обучающих маленьких детей. Такие высказывания напомнили мне о том, что я слышал от рава Симхи Зиселя Бакста, от имени его отца рава Арье Бакста [4]:

Агада, говорил рав Арье, которого чаще называли “реб Арчик”, – это симфония благодарности Б-гу за Его благоволение еврейскому народу. Но одна часть Агады как бы противоречит этому: “Ты дал гору Сеир Эйсаву, а Яаков и его дети сошли в Египет”. Почему мы благодарим Вс-вышнего за то, что Он сразу даровал Эйсаву его наследие, а еврейскому народу пришлось пройти через такое тяжелое и опасное изгнание?

Посмотри на мир, объяснял реб Арчик: Чем менее важна работа, тем меньше к ней нужно готовиться. Ведь животным нужно несравненно меньше готовиться к жизни, чем человеку. И Талмуд говорит нам, что даже однодневного бычка можно называть быком. [5] Он уже, в основном, готов к жизни. Подобным образом, мы можем определить важность дела по двум критериям: вероятность, близость ошибки и ее последствия. В работе нейрохирурга возможность совершить нейтральное действие без ошибки чрезвычайно низка, любой его просчет может кончиться трагически и непоправимо. Поэтому ему нужна дорогостоящая и длительная подготовка.

Поэтому мы благодарим Творца, заключил реб Арчик, за то, что Он послал нас в Египет. А Эйсав сразу получил свое наследие, потому что его роль в мире не требует особой подготовки. Но у евреев задача несравненно важнее, поэтому мы нуждаемся в намного более длительной “базовой тренировке”. Мы благодарим Вс-вышнего за эту задачу, потому что, в конечном счете, эта важная функция наделяет жизнь несравненно большим смыслом.

Воспитатель, по крайней мере, так же важен, как нейрохирург, так он и должен себя воспринимать, с той разницей, что нейрохирург обычно может заранее продумать, что он должен сделать, а учитель часто не знает, что будет, исследуя тайны души. Конечно, это немного пугает, но Творец требует только, чтобы мы прикладывали все свои силы, постоянно изучали новые подходы и овладевали новыми умениями. В конце концов, мы же просто посланники Б-га, “Того, Кто учит Торе Его народ, Израиль”, и от нас не ожидают, чтобы мы сделали невозможное.

И Бейт Шаммай и Бейт Гиллель соглашались в том, что лучше человеку не рождаться. [6] В конце концов, лучше страдать от стыда за то, что не заслужил награды в Небесной Сфере, чем рисковать вызвать Б-жественный гнев за то, что неправильно живешь. Это логика человека, но Творец знает лучше. Он подверг нас испытаниям этого мира ради нашего вечного блага. Конечно, родиться – дело рискованное, но Б-г знает, что это для нашего блага. [7] Так же и преподавание – тяжелая ответственность, но те, кто преданы этому делу, должны принять этот вызов.

Учитель младших классов однажды сказал Хазон Ишу, что хочет сменить профессию. Когда рав спросил его, кем же он хочет быть, меламед ответил, что думает стать шлифовщиком алмазов. “Но ведь ты и есть шлифовщик алмазов”,- ответил Хазон Иш.

Один из прежних учителей в Иерусалиме тоже чувствовал себя огранщиком алмазов. Не удивительно, что он преуспел. Он гордился своей профессией, зная как драгоценны и впечатляющи чистые души его юных воспитанников. (А другой выдающийся учитель рассказал мне, что, если дети отвечают неправильно, он им этого не говорит, чтобы не огорчать их, а обращается

к ним: “Скажи вместо этого…”)

Предотвращая прекращение горения

Дисциплинарные проблемы и горение учителя сильно связаны. Я видел много идеалистических, молодых учителей, которые оставляли эту профессию из-за таких проблем. Я надеюсь, что эта книга даст потенциальным “капитулянтам” эффективные дисциплинарные стратегии. Но вначале давайте обсудим, как учитель может остаться свежим, энергичным и заботливым в профессии, которая истощает.

Позитивное восстановление сил

Начать с того, что следует похлопывать себя по плечу. Слишком часто самокритика маскируется под “самосовершенствование”. Если у вас был хороший день, если вы внушили ребенку оптимизм относительно его будущего и его способностей, показав ему свою заботу, тогда вы должны чувствовать себя хорошо!

И еще. Учитель должен ставить перед собой ясные цели в отношении своих учеников. Они не только оказывают влияние на то, что и как вы учите, но и дают вам возможность измерить прогресс – и поздравить себя. А если никакого прогресса не видно, в этом случае вы узнаете, что нужно провести переоценку ваших методов или целей (которые могут быть слишком амбициозными).

В течение одного года я преподавал днем в Талмуд Торе для нерелигиозных детей. У меня было две цели. Привить им некую еврейскую гордость и убедить их в том, что религиозные евреи – не ненормальные и не примитивные. Для этого, ради одного слайда я показал им целую серию слайдов об Иерусалиме. На этом слайде была сценка из жизни Меа Шеарим (строго религиозного района, населенного ортодоксальными евреями, сохраняющими наряду с другими обычаями и старинный стиль одежды). И я убедил их, что знаю много таких людей, и все они прекрасные и вполне нормальные люди. Несмотря на мою бороду, я был “кашерным” (надежным свидетелем) в их глазах, и ученики поверили моим словам.

Будьте энтузиастом

Давая себе кредит, не ждите монументальных достижений. Как пишет рабейну Йона, характер сразу нельзя построить, для этого требуется много постепенных шагов. [10] Итак, получайте удовольствие от своих маленьких достижений, потому что в духовных вопросах каждый новый уровень достигается в другом мире. [11]

Ваш энтузиазм скажется на ваших учениках, и успех поведет за собой успех. Вспомните конкретного ученика, когда он к вам только пришел, и посмотрите, как он изменился в лучшую сторону за это время. Для этого не нужен целый класс. Для этого достаточно и одного ученика. Чувствуйте себя хорошо, вы себя не обманываете, это святая правда! Конечно, вы делаете ошибки, но узнавайте их и исправляйте, и помните, что завтра – новый день.

Звено в цепи

Вспомните, насколько критически важным был для вас один из учителей и как вы ему благодарны. Постарайтесь быть следующим звеном в педагогической традиции, делая другим, то, что он сделал для вас.

Влияние хорошего учителя не прерывается после его смерти, оно продолжается намного дольше. Талмуд сравнивает учителей со звездами, которые сияют вечно. Мой учитель и рав объясняет этот образ так:

Дистанция до звезд измеряется световыми годами, иногда многими сотнями лет. Иногда звезды уже нет, а мы еще очень долго продолжаем получать пользу от ее света. Так и учитель, его воздействие продолжается намного дольше его жизни, и после его ухода, его “свет” продолжает сиять. [13]

Посмотрим на эту идею практически. Взгляните на тридцать юных лиц в классе и осознайте, что вы видите тридцать будущих дедушек. Каждый из них в свое время возглавит фамильное древо. Окажите воздействие хотя бы на одного из них, и вы измените жизнь грядущих поколений. [14] Это страшная ответственность, но такова же и награда.

Никогда не считайте, что вы уже вполне овладели вашей профессией. Всегда есть новые взгляды, подходы или средства, которые можно перенимать у других учителей ради достижения вашей цели - оказывать на ученика, как можно более глубокое влияние

Профессиональный престиж

Помните, что в еврейской традиции учителя пользуются очень большим почетом. Приведу только несколько малоизвестных примеров:

Место учителя в Грядущем Мире рядом со Шхиной (Б-жественным Присутствием), и его минует ге’гином. Как сказал Авраам: “Только то, что юноши съели” (Брейшит, 14:24). То есть те, кто питали еврейских детей, не зависят от царя Сдома, князя гегинома. [15]

Талмуд сравнивает учителя с отцом [16], потому что оба развивают душу ребенка. Мишна даже ставит учителя выше отца, отмечая, что отец приводит ребенка в этот мир, а учитель в Мир Грядущий. [17] А Меири считает учителя истинным отцом ученика. [18]

Пеле йоэц [19] пишет, что учитель, даже тот, кто учит только алеф-бет (что не считается изучением Торы), радует Вс-вышнего даже больше, чем люди, которые изучают самые сложные разделы трактата Та’гарот, одного из самых эзотерических разделов Устного Закона. [20]

Если человек посмотрит, как еврейский народ ценил в недавнем прошлом механхим (учителей в ешиве), он получит представление о том, как ценили меламеда (учителя в начальной школе).

Рав Яаков Лифшиц описывает, как меламед традиционно помогал выбирать невесту для своих учеников. Уже одно это показывает и качество этих педагогов, и уважение к ним в общине. [21]

Первым условием раввинского контракта рава Натаниэля Вейля [22] было устраивать еженедельный экзамен в местной Талмуд Торе. [23] Отсюда ясно, насколько важным считала община хорошее образование маленьких детей.

Шомрей эмуним [24] цитирует Хозе из Люблина [25], который сказал, что если бы еврейский народ сознавал, какую большую награду получают меламеды на Небе, все поспешили бы стать учителями маленьких детей.

Лист источников, которые восхваляют меламедов, бесконечен. Не забывайте об этом и прибавляйте к этому списку по прошествии лет.

Личный рост

Отведите время, чтобы расти в собственном учении. Тогда ваша любовь к учению будет расти и передаваться вашим ученикам. Помните, Тора – замечательный “товар для продажи”; Тора и ваш энтузиазм намного улучшат “сбыт”.

Если возможно, установите двухлетний цикл, преподавания одной темы. Тогда материал будет для вас оставаться свежим и интересным, воодушевляя вас и ваших учеников.

И, наконец, обращайтесь к опытным учителям за советом и ободрением. Беэзрат ‘Гашем (с Б-жьей помощью), наступит день, когда вы будете советовать другим.

Резюме

  1. Научитесь ободрять себя.
  2. Научитесь находить удовольствие в “малых” частичках прогресса ваших учеников.
  3. Гордитесь важностью своей работы.

  1. См. комментарии Гаона из Вильно к Брахот, 8а: “Потому что такова природа человека: пока в жизни все в порядке, он говорит, что все хорошо, а потом перестает так говорить. Но если, не дай Б-г, дела пойдут плохо, он постоянно жалуется: “Плохо мне”.
  2. См. Хазон Иш, Эмуна увитахон, 4:16: “Больше учат из поведения (учителя), чем из его уроков”. Я думаю, вот по какой причине: когда, к примеру, человек сердито кричит “это плохо - сердиться”, то слова обращены к интеллекту, а эмоции получают впечатление от самого действия. Мы знаем, что эмоции сильнее воздействуют на поведение человека, чем интеллект, как в часто цитируемой поговорке (на которую не обращают достаточно внимания): “Делай, как я говорю, а не как я делаю”.

Кроме того, смотри комментарий Рамбама к Пиркей авот, 1:17.

  1. Я слышал это высказывание от имени рава Йосефа Бер Соловейчика из Бриска и Иерусалима.
  2. Знаменитый и любимый магид (проповедник) в период перед Второй Мировой войной в Европе. Он родился около Вильно в 5629 (1869-70) и убит нацистами 15 таммуза 5701 (1941). Его произведения составил и издал его сын в 1984 году под названием Лев Аарон.
  3. См. Бава кама, 65б.
  4. См. Эрувин, 13б.
  5. Я слышал эту интерпретацию от рава Авигдора Миллера.
  6. Рав Авраам Йешая’гу Карелиц (1878-1953) был одним из ведущих галахических авторитетов и педагогов своего времени.
  7. См. Хазон Иш, 1989, стр. 217.
  8. См. комментарии рабейну Йона к Мишлей, 22:6:

Ибо люди не сразу обретают совершенство характера, это процесс медленный.

  1. См. рав Десслер, Михтав меэлия’гу, т.3, стр. 105:

Мы не можем оценить различия между всеми иерархическими духовными уровнями. Даже уровни, которые кажутся столь близкими друг к другу, что невозможно почувствовать между ними никакой разницы, разделяет огромное пространство.

  1. См. Бава батра, 8б.
  2. В Кохвей ор, 2, рав Ицхак Блазер (1837-1907, один из ведущих учеников рава Исраэля Салантера) отмечает, что тот, кто совершил хилуль ‘Гашем, профанацию имени Б-га, не может полностью достичь искупления в течение жизни (Йома, 86а). А поскольку благоволение Вс-вышнего превышает меру Его суда в пятьсот раз (Сангедрин, 100б), тот, кто совершает кидуш ‘Гашем не может полностью получить награду в течение жизни. Его награда сохраняется для Будущего Мира. Поэтому механех действительно похож на звезду.
  3. Один очень приятный старик рассказывал мне, как его несправедливо побил воспитатель в детском саду. Даже спустя 70 лет это все еще его расстраивало. См. Ханох Теллер, Soul Survivors, стр. 176 – другой потрясающий пример продолжительного эффекта учителя на своих учеников.
  4. См. Зогар, Лех леха, 32а.
  5. См. Сангедрин, 19б, и Ийюн Яаков к указ. месту.
  6. См. Бава мециа, 2:11.
  7. Меири был одним из великих мудрецов периода Средневековья (умер 5050, 1290). См. его комментарий к Мишлей, 1:8. Когда отец платит за обучение сына, то учитель не заменяет отца, потому что сына как бы обучает сам отец. См. Меирот эйнаим к Шулхан арух, Хошен мишпат, 265:5.
  8. Эта книга, составленная одним из величайших ученых своего времени, равом Элозором Папау (умер 1827), Пеле йоэц – прекрасная мини-энциклопедия еврейской мысли.
  9. См. Пеле йоэц, раздел “Тора”.
  10. См. рав Яаков Лифшиц, он был секретарем гаона рава Ицхака Эдьхонона Спектора (1817-1896), рава из Ковно и величайшего галахического авторитета своего времени. Своим талантливым пером рав Лифшиц сражался с силами “Просвещения”. Он был автором, Зихрон Яаков, истории восточно-европейского еврейства в девятнадцатом веке. Рав Лифшиц был свидетелем многих событий, которые он описывает, и жил в том обществе, которое вспоминает. Я цитирую его из второго тома, гл. 54.
  11. Рав Несанель Вейль (1688-1770), автор Корбан Несанель, важного комментария к Рош (1250-1327).
  12. См. Сефер азикарон, Бней Брак, 1965, воспоминания о жизни и трудах рава М. Шнейдера, Лондон, стр. 33.
  13. Написано равом Аароном Рот (1894-1947), основателем хасидского течения в Иерусалиме “Реб арелех”.
  14. Один из величайших лидеров хасидизма (умер в Тиша беав 5575, 1815).