Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ГЛАВА ВТОРАЯ: Возвратятся изгнанники в дом свой

ГЛАВА ВТОРАЯ: Возвратятся изгнанники в дом свой

"И не бывать зaдуманному вами, тому, о чем вы говорите: "Будем, как другие народы, служить дереву и камню": -"Жив я , - говорит Г-сподь, - рукою твердой, и десницей простертой, и яростью изливающейся воцарюсь над вами. И выведу вас из народов, и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы... "

(Иехезкель, 20: 32-33) 

БEЗУCПEШHАЯ ПОПЫТКА МАССОВОЙ АССИМИЛЯЦИИ.

ТОРА НЕОДНОКРАТНО ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД, ЧТО ЕСЛИ ОН НАРУШИТ ЗАКОНЫ Б-ГА, БУДЕТ НАКАЗАН ИЗГНАНИЕМ ИЗ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ:

[Дварим, 11:16,17]: "Берегитесь, дабы не обольстилось ваше сердце, и не совратились вы, и не стали служить другим богам. и возгорится на вас гнев Б-га, и замкнет небо, и не будет дождя, и исчезнете вы скоро с прекрасной земли, которую Г-сподь дает вам."

[Дварим, 28: 58-67] : "Если не будешь соблюдать и исполнять все слова закона этого, напиcанныe в книге этой, и бояться не будешь этого почитаемого и страшного имени Г-спода, Б-га твоего, то обрушит Г-сподь удары ужасные на тебя и на потомство твое, удары мощные и верные, и болезни злые и постоянныe. И обратит на тебя все недуги Египта, которых ты боялся, и они пристанут к тебе. Также всякую болезнь и всякий удар, о которых не писано в книге закона этого, наведет Г-сподь на тебя, пока не будешь истреблен. И останется вас мало, -тогда как множеством были пoдoбны вы звездам небесным, -ибо не слушался ты голоса Г-спода, Б-га твоего. И будет: как радовался Г-сподь вам, творя добро и умножая вас, так возрадует Г-сподь врагов ваших, уничтожая вас и истребляя вас, и отторгнуты будете от земли, в которую вступаете для владения ею. и рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь служить божествам иным, неведомых ни тебе, ни отцам твоим, - дереву и камню. Но и между народами теми не успокоишься ты, и не будет покоя ступне твоей, а даст Г-сподь тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть на волоске пред тобою, и в страхе будешь день и ночь, и в жизни твоей не будешь уверен. Утром скажешь: "О, если бы настал вечер!", а вечером скажешь: "0, если бы настало утро!", -от страха, которым будет объято сердце твое, и от зрелища, которое узришь перед глазами твоими."  

ЕВРЕИ, ПОТЕРЯВ НАДЕЖДУ НА ИЗБАВЛЕНИЕ ИЗ ГАЛУТА, ПОПЫТАЮТСЯ АССИМИЛИРОВАТЬСЯ, ОДНАКО СТРАНЫ РАССЕЯНИЯ ОСТАНУТСЯ ДЛЯ НИХ БЕЗЖИЗНЕННОЙ ПУСТЫНЕЙ:

в книге "Cифpa"/1 в пояснениях к словам Торы (Ваикра2, 26:41) "... и уведу их в землю врагов их" сказано, что евреи, будучи изгнаны со своей земли, захотят жить жизнью народов, среди которых они рассеяны, и тогда исполнится сказанное пророком: "И не бьвать задуманному вами..."

Б-г вселит в сердца народов мира ненависть к евреям. Евреи будут гонимы отовсюду, пока Б-г не соберет их и не приведет в Эрец-Исраэль. Мецудат-Давид/3 комментирует слова пророка Иехезкеля "И вьшеду вас из народов... твердой рукой": "И изолью Свою ярость, внушив в сердца народов ненависть к вам, дабы они изгнали вас из своей среды."

[Иехезкель, 20 : 35] : "И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами -лицом к лицу." Известный комментатор Танаха Малбим/4 поясняет: "Все страны мира будут для вас пустыней, где не сыскать человеку и самого необходимого. Пустыней будут вам все страны мира! Вы будете отделены там от людей, живущих в городах, и будете скитаться, что овцы, заблудшие и лишенные всего. Вам не разрешат покупать ни дома, ни поля, ни сады... И там я буду судиться с вами лицом к лицу, и там вы поймете, что невзгоды эти были не случайны, а постигли вас по воле Провидения, судившего вас за ваши поступки, - как ощущали отцы ваши в Синайской пустыне руку Б-га в любом наказании, постигшем их."

В СИНАЙСКОЙ ПУСТЫHE, ПОСЛЕ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА, ОТЦЫ НАШИ ЯСНО ВИДЕЛИ ПУТИ ПРОВИДЕНИЯ. В СЕГОДНЯШНЕЙ ЖИЗНИ МЫ НЕ ОЩУЩАЕМ ВООЧИЮ ПPИCУTСТBИЯ Б-ГА В ЭТОМ МИРЕ, ПОТОМУ-ТО ТОРА И НАПОМИНАЕТ О COБЬlTИЯX ТЕХ ЛЕТ:

[Дварим, гл. 8] : "И помни весь путь, которым вел тебя Г-сподь, Б-г твой, вот уже сорок лет, по nуcтынe, дабы смирить тебя и испытать тебя, узнать, что в сердце твоем: будешь ли хранить заветы Его или нет? И Он смирял тебя, и томил тебя голодом, и питал тебя манной, которой не знал ты и не ведали отцы твои, дабы понял ты: не хлебом единым жив человек, а всем, что исходит из уст Г-спода, жив человек... и познаешь в сердце твоем: как наказывает отец сына своего, так Г-сподь, Б-г твой, наказывает тебя... Берегись, не забудь Г-спода, Б-га твоего, нарушая заповеди, законы и уставы Его, что заповедую я тебе ныне. Когда будешь есть и насытишься, дома хорошие возведешь и жить будешь в них, и размножится крупный и мелкий скот твой, и умножится у тебя серебро и золото, и всего у тебя будет вдосталь, да не станет надменным сердце твое и не забудь Г-спода, Б-га твоего... Не скажи в сердце своем: "Сила моя и крепость руки моей дали мне это богатство". Помни Г-спода, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, чтобы исполнить тебе завет Свой, о котором Он клялся отцам твоим... ". 

ВО3ВРАЩЕНИЕ И3ГНАННИКОВ -"КИБУЦ ГАЛУЙОТ" (ДВА ЭТАПА).

[Рукописи Pамбанa5, Ч. П, стр. 517] : "... Отсюда видно, что "геула" (избавление) не завершится за один раз. Ведь между указом Кореша6 и постройкой Второго Храма прошло восемнадцать лет, и между исходом из Египта и восхождением в Эрец-Исраэль тоже прошло сорок лет ...И будет в то время много бедствий и войн, а затем придут дни покоя и обещанных великих и страшных чудес." 

ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЗВРАЩЕНИЯ - В СОПРОВОЖДЕНИИ MHOГOЧИCЛEHHЬlX БEДCTBИЙ.

В Талмуде (трактат "Мегила"7, 6,а) повествуется, как праотец Яаков молился перед Всевышним, дабы Он не дал Германии исполнить свой коварный замысел. "Каков же ее замысел"? -спрашивают там мудрецы, и отвечают: "Если они выйдут, -разрушат весь мир."

[Иехезкель, 20: 35-36] : "И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами -лицом к лицу. Как судилcя Я с отцами вашими в пустыне страны Египетской, так буду судиться с вами, -слово Г-спода Б-га!" 

ПЕРЕД "КИБУЦ ГАЛУЙОТ " ЕВРЕИ НЕ ВОЗВРАТЯТСЯ К СВЯТОМУ ЗАВЕТУ, И ЛИШЬ ПО ПРЕБЫВАНИИ В "ПУСТЬНЕ БЕД" ПОСТИГНУТ, ЧТО НЕ ПОМОЖЕТ ИМ НИКТО, КРОМЕ ВСЕВЫШНЕГО:

[Теиллим8, 107] : "Благодарите Г-спода, потому что добр Он, потому что навеки милость Его", -скажут избавленные Г-сподом от pуки врага. И из paзных стран собрал Он их -с востока и с запада, с севера и от моря. Заблудились они в пустыне, на дороге пустынной, города населенного не встретили. Голодны были и жаждали, ослабела душа их. И возопили они к Г-споду в бедствии своем -от нужды их Он спас их. и повел Он их дорогой прямой, дабы пришли они в город населенный. Пусть благодарят они Г-спода за милосердие Его и за чудеса Его пред сынами человеческими, ибо насытил Он душу жаждущую, душу голодную наполнил благом. Сидящие во тьме и мраке, окованные страданием и железом -ослушались они слов Б-жьих и решение Всевышнего отвергли; и подавил Он страданием сердца их -споткнулись, и некому помочь. И воззвали они к Г-споду в бедствии своем, и от нужды их Он избавил их. Вышел Он их из тьмы и мрака и узы их расторг. Пусть благодарят они Г-спода за милосердие Его и за чудеса Его пред сынами человеческими, ибо сокрушил Он двери мeдныe и засовы железные разрубил. Превращает Он пустыню в озеро, и землю иссохшую -в источники вод. и поселяет Он там голодных, и строят они город населенный."

В книге пророка Ошеа9 (2:16-17) сказано: "...и приведу ее в пустыню, и обращусь к сердцу ее. И оттуда дам Я ей виноградники ее, и из долины скорби врата надежды." - Здесь пророк сравнивает народ Израиля с женщиной, изменившей мужу своему. Поясняет р.И. Kapa10 : "Oттуда"из Эрец-Исраэль; "дам я ей виноградники ее" -возвращу Мои обильные урожаи; "из долины скорби" -это земля Израиля, которая сейчас опустошена и скорбит."

[Иехезкель, 20 : 38] : "И выделю из вас мятежников и отступившихся от Меня : из страны пребывания их выведу, но в землю Израиля не войдут, -и узнаете, что Я Г-сподь."

[Слова Рамбана, которые приводятся в книге "Браха мешулушет"11 , стр. 47] : "Возможно: между двумя "кибуц галуйот" пройдет много лет, а это значит: над народом Израиля будут властвовать правители разных народов, дабы очистились преступники Израиля, как очищают в горне серебро, и подобно тому, как это было в Египте."

[Иехезкель, 11: 17 -20] : "Поэтому скажи Израилю: "Так сказал Г-сподь Б-г: И созову я вас из народов и соберу вас из стран, в которых были рассеяны вы, и дам вам землю Израиля". И придут туда и удалят из нее все мерзости и все гнусности ее. И дам я им серце одно, и дух новый вложу я в них; и извлеку из тела их сердце каменное, и дам им сердце из плоти, дабы следовали они Моим заповедям, и уставы Мои соблюдали, и выполняли их; и будут Моим народом..."

[Трактат "Санэдрин", 98,а] : "Сказал рабби Ханинa12: "До той поры сын Давида не придет, доколе не будут сокрушены все надменные в Израиле, как сказано (Цфания13, 3: 11-12) : "... ибо тогда удалю высокомернорадостных твоих из среды твоей... и оставлю Я народ бедный и нищий среди тебя, и они будут полагаться на имя Г-сподне". Сказал рабби Симлай14 со слов рабби Элиэзера, сына рабби Шимонa15: "До той поры сын Давида не придет, доколе в Израиле не сгинут все надзиратели и судьи, как сказано (Иешаяу, 1:25-26) : "И снова возложу руку Мою на тебя, и очищу тебя, словно щелочью, от всех примесей твоих... И вновь поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале." -Поясняет Маарша16: "Здесь говорится о судьях-злодеях, -тех, что извращают справедливость" (т.е. судят по законам стран их исхода) . 

МЕЖДУ ДВУМЯ ЭТАПАМИ.

[Иpмияу17, 31:6-7] : "...радостно пойте Яакову, ликуйте пред всеми народами; провозглашайте, славьте и говорите: "Спаси, Г-споди, народ Твой, остаток Израиля!" -Вот, я приведу их из страны северной и соберу их от краев земли... великое множество возвратится сюда."

[Иешаяу, 54:7] : "На малое мгновение оставил я тебя, но с великим милосердием соберу тебя."

[Мидраш "Танхума"18, гл. Ноах] : "Сказал рабби Шимон Бен-Гамлиэль19 : "Существует предание: Иерусалим не будет отстроен до тех пор, пока не соберутся изгнанники."

[Трактат "Брахот"20 , 49, а] : "Когда Г-сподь отстроит Иерусалим? -Когда соберет изгнанников Израиля."

В ПЕРИОД ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗГНАННИКОВ СУДИМЫ БУДУТ ПРЕСТУПНИКИ:

[Иешаяу, 1:28] :"И отступники, и грешники сокрушены будут, исчезнут оставившие Г-спода." -Поясняет Раши: "Отступники" -не верящие, что Тора дана Всевышним через Моше."

ПОСЛЕ СУДА НАД ПРЕСТУПНИКAMИ ВОЗВЫСЯТСЯ В ТРУБНОМ ГЛАСЕ ШОФАРЫ21 ПРАВЕДНИКОВ, И ПРИДЕТ МАШИАХ:

[Трактат "Мегила", 17,б] : "По сокрушению преступников возвысятся роги праведников, как сказано (Теиллим, 75: 11) : "И все роги нечестивых срублю и возвысятся роги праведников" -включая и родившихся неевреями, которые впоследствии добровольно приняли еврейство, с тем, чтобы праведно исполнять ее законы... и где же поднимутся их роги? в Иерусалиме, как сказано (Теиллим, 122: 6) : "Просите мира Иерусалиму, -спокойны будут любящие тебя" ( "все праведники, любящие Иерусалим" Маарша) ...И когда Иерусалим будет отстроен, придет сын Давида, как сказано (Oшеа, 3: 5) : "Потом возвратятся сыны Израиля и будут искать Г-спода, Б-га своего, и Давида, царя своего..."

[Рамбам22, "Законы царей", гл. 11, зак. 1] : "Царь Машиах встанет и возвратит царству Давида былую власть, отстроит Храм и соберет изгнанников Израиля." 

ПОСЛЕДНИЙ "КИБУЦ ГАЛУЙОТ", 

ПОСЛЕ РАЗГРОМА ГОГА НАРОДЫ САМИ ПРИВЕДУТ ПОСЛЕДНИХ ИЗГНАННИКОВ В ДАР ЦИОНУ :

Пророк Иехезкель, обращаясь к Гогу -правителю державы, которой предопределено в конце дней воевать против Израиля, говорит, что перед тем еврейский народ будет собран на своей земле (Иехезкель, 38 :8-9) : "После многих дней вспомянут будешь -в конце лет придешь ты в страну вернувшихся от меча, собранную из народов многих на горы Израиля, что опустошенными стояли всегда23 ; но народ Израиля выведен был из народов и поселились в уверенности все они и поднимешься, -словно бедствие великое придешь ты. Как туча, покрывающая землю, будешь ты и все отряды твои, народы многие с тобой." А далее сказано ( 38: 22-23) : "И буду судиться с ним мором и кровью; и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него, и на отряды его, и на многие народы, которые с ним. и я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я - Г-сподь."

[Цфания, 3: 8] : "Потому: ждите Меня, -слово Г-спода, -до того дня, когда встану я для разорения народов, ибо приговор Мой -собрать народы, собрать царства, дабы излить на них гнев Мой, пыл ярости Моей, ибо огнем гнева Моего будет пожрана вся страна." -Поясняет Радак24 : "Здесь говорится о дне прихода Гога в Иерусалим." 

[Там же, 3: 9] : "Ибо тогда я изменю язык народов и сделаю его чистым, дабы все призывали имя Г-спода, дабы служили Ему единодушно." И вслед за этим написано: "Живущие по ту сторону рек Куша -Атарай и Бат-Пуцай -принесут дар Мне." -Поясняет Радак: "Куш" -это Индия; "Атарай Бат-Пуцай"-имена народов."

[Иешаяу, 18:5] : "... Но еще до наступления жатвы, когда закончится цветение и созревающим плодом станет цветок, ветви срежет Он садовыми ножницами, побеги обрубит, отсечет." (Поясняет Раши: "Обрубит, отсечет" -уничтожит командующих и помощников Гога, армию его и армию его приспешников.") и далее написано: "Тогда принесен будет дар Г-споду... на место имени Г-спода.., -на гору Цион..." -Поясняет Радак: "То -народы мира принесут Г-споду подарок -народ Израиля, как сказано: "... и приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду...

[Иешаяу, 66: 18-20] : " А знаю я деяния их и мысли их; наступит время собрать народы и языки, и придут они и увидят славу Мою... И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду..."

[Пояснения Радака на стих из "Теиллим" (126 : 3) "Не расчитывайте на сановников, на сына человеческого, не он спасает"] : "Избавление евреев претворится через правителей народов, ибо Всевышний пробудит в их сердцах желание отпустить евреев на свою родину, как сказано: "И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду.

1. Сифра -книга комментариев к третьей книге Торы -"Ваикра.". Составлена Равом (с . прим. 16 к гл. 1) .

2. Ваикра (" Левит' , в рус. пер.) -третья книга Торы, в которой в основном описываются законы жертвоприношений и правила ритуальной чистоты.

З. Мецудат-Давид комметарии к Танаху, составленные в 17 веке в Праге рабби Давидом Альтшулером и его сыном Иехизль-Гилелем.

4. Малбим (1809 -1879) -аббревиатура имени рабби Меира-Лейбуша Бар-Иехизль-Михла, автора прекрасного комментария к Танаху, сочетающего глубокий анализ текста с обширными познаниями во многих областях науки.

5. Рамбан (1194 -1270) -аббревиатура имени Рабби Моше Бар-Нахмана, величайшего комментатора Торы и Талмуда. Большую часть своей жизни провел в испанском городе Жерона. После открытого диспута с христианами, в котором Рамбан "имел нeoсторожность" победить, ему пришлось покинуть Испанию, спасаясь от гнева христианских фанатиков. После долгих скитаний в 1267 г. прибыл в Эрец-Исразль. В письме к оставшейся в Испании семье Рамбан писал: "Трудно передать, что я переживаю при виде этой разрушенной и пустующей земли. Чем больше святость места, тем более оно пострадало: Иудея разрушена больше Галилеи, а Иерусалим более всего. Но даже разрушенный, он прекрасен. В городе живут около двух тысяч человек, из них триста христиан, а евреев всего две семьи, и на субботы с трудом собирается миньян (десять мужчин, необходимых для проведения общественной молитвы) ." В связи с этим интересен комментарий Рамбана к предостережению Торы (Ваикра, 26: 32-33) "И опустошу я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами.., и будет земля ваша пуста, а города ваши будут руинами" : "Это -благое предвестие для нас. Здесь говорится, что во времена изгнаний наша Страна не будет принимать врагов наших. А доказательство тому: нет в мире земли, кроме Эрец-Исраэль, которая раньше столь благоухала и процветала, а теперь так разрушена и пустует. Ведь с тех пор, как мы покинули ее, многие народы хотели утвердиться на ней, но не удалось им, так как не принимает она никого. "

Скончался Рамбан в г. Акко и был похоронен в Хевроне около пещеры Махпела.

6. Кореш -он же Кир, персидский царь, разрещивший евреям вернуться из вавилонского изгнания на родину и отстроить Храм в Иерусалиме. Работы были начаты, но прерваны из-за интриг соседних народов, и только через восемнадцать лет постройка Второго Храма была завершена.

7. Мегила -трактат Талмуда, посвященный преимущественно уяснению законов и обычаев праздника Пурим, а также пояснению различных coбытий в истории еврейского народа.

8. Теиллим -книга псалмов царя Давида, содержащая спавословия и молитвы, охватывающие все стороны жизни еврейского наpoда в целом и каждoro еврея в отдельности.

9. Oшеа -жил в конце 7-ro -начале 6-ro вв. до н.э. во времена иудейских царей Узияу, Йотама, Ахаза и Хизкияу.

10. И.Кара -один из выдающихся комментаторов Торы, живший в конце 11-го -начале 12-го вв. во Франции (г. Труа) .

11. Браха мешулешет -"Тройное благословение".

12. Рабби Ханина -амора, живший в середине 3-го века.

13. Цфания -пророк, живший в 5-ом веке до н.з. во времена Иудейского царя Иошияу.

14. Рабби Симлай -амора, живший в Эрец-Исраэль в начале 3-го века.

15. Рабби Элиэзер, сын рабби Шимона Бар-Иохая -тана, живший во второй половине 2-го века.

16. Маарша (1555 -1631) -аббревиатура имени Рабби Шмуэль-Элиэзера Айдельса, знаменитого комментатора Талмуда, жившего в Польше.

17. Ирмияу -пророк, живший в период разрушения Первого Храма. Писание рассказывает, что разрушению Храма предшествовали многочисленные нарушения евреями законов Торы, и Ирмияу от имени Б-га предупреждал народ о неминуемом бедствни, чем приобрел себе немало врагов. Когда вавилонский царь Невухаднэцар, покорив всю Иудею, держал Иерусалим в осаде в течении трех лет, голод в городе усилился настолько, что исполнилось самое страшное пророчество Ирмияу, записанное им в книге "Эйха" ("Плач Ирмияу") еще задолго до осады Иерусалима: "... Разве бывалo, чтобы женщины ели плод чрева своего, -детей, возлелеянных ими... Язык младенца от жaжды прилипает к небу его, дети просят хлеба, но никто не отломит им куска. Те, что некогда ели лакомства, покинуты на улицах, а те, что выросли в багряницах, обнимают кучи мусора... Руки милосердных женщин варили детей своих; были те для них пищей во время гибели дочери народа моего!"

Во время осады Ирмияу продолжал пророчествовать о падении Иерусалима и упрекал его жителей, не желавших смириться перед Б-гом даже в условиях таких страшных мучений. Это послужило для врагов пророка причиной обвинить его в измене, и те бросили старца в яму. Однако царь Иудеи -Цидкияу, узнав об этом, тут же освободил пророка.

После разрушения Иерусалима и изгнания евреев из Эрец-Исраэль, Ирмияу был вынужден переселиться в Египет и находился там до захвата страны Нила вавилонянами. Невухаднэцар, взяв Египет, приказал привести пророка в Вавилон, где Ирмняу и оставался до конца своих дней.

18. Мидраш "Танхума" -сборник преданий устной Торы, комментирующих письменную Тору. Составлен в Эрец-Исраэль в 4-ом веке рабби Танхумой Бар-Аба.

19. Рабби Шимон Бен-Гамлиэль -тана, живший во второй половине 2-го века.

20. Брахот -трактат Талмуда о 3аконах молитв и благословений.

21. Шoфapы - poги, в которые будут трубить, возвещая о победе.

22. Рамбам (1135 -1204) -аббревиатура имени Рабби Моше Бен-Маймона, великого еврейского ученого, мыслителя и медика, жившего в Eгиптe. Его книги о еврейских законах и еврейской мысли являются основным связывающим звеном между Талмудом и еврейскими мудрецами последующих поколений.

23. Я слышал от раввина Ицхака Зильбера, что из этого стиха можно заключить: Гог придет в Эрец-Исраэль после свершения четырех фактов:

1. Население страны будет состоять в основном из людей, спасшихся от смерти;
2. Они будут собраны из многих народов;
3. Будут собраны именно на территорни Эрец-Исраэль, а не где нибудь в другом месте;
4. До того страна была пустынной.

24. Радак (1160 -1235) -аббревиатура имени Рабби Давида Кимхи, знаменитого комментатора Танаха, жившего в Нарбоне (юж. Франция).