ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: Дороги возвращения к вере ведут к избавлению

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: Дороги возвращения к вере ведут к избавлению

ПРЕДСКАЗАНИЯ ИЗВЕСТНЫ, ИЗРАИЛЮ ЛИШЬ ОСТАЕТСЯ ВЫБИРАТЬ, КАКИЕ ИЗ НИХ OCУЩECTBИTЬ. 

ЕСЛИ ИЗРАИЛЬ БУДЕТ ДОСТОИН -ИЗБАВЛЕНИЕ ПРИДЕТ РАНЕЕ НАЗНАЧЕННЫХ СРОКОВ:

[Трактат "Санэдрин", 98, а] : "Рабби Иеошуа БенЛеви1 отметил противоречие: "Написано (Иешаяу, 60: 22) : "Я, Г-сподь, в назначенное время ускорю это". Как совместить "в назначенное время" и "ускорю"? -Будут достойны -"ускорю", а нет -"в назначенное время", ради имени Его. " -Поясняет Маарша: "Если удостоятся путем "тшувы", -смилостивится Г-сподь над ними, а если нет, -избавит их только по исполнении сроков."

То же говорится и в книге "Зоар" (гл. Ахарей мот) : "... Это учит нас: пока Израиль находится в изгнании, коли будет удостоен -смилостивится Всевышний и вызволит из изгнания, но если нет, то оставит их до назначенного времени. Когда же наступит оно, пусть и не будут достойны, все равно не забудет их ради имени Своего -"и вспомню Мой союз с Яаковом..."

[Мидраш "Шир-Аширим", гл. 5] : "Сказал рабби Леви2 : "Если Израиль сделает "тшуву", хоть бы день один, тут же придет сын Давида, и будут они вызволены. Откуда это известно? -Отсюда (Теиллим, 95: 7) : "... Ибо Он Б-г наш, а мы, народ, - паства Его, овцы руки Его, -сегодня, если послушаетесь вы Его голоса."

[Мидраш "Шэмот", 25: 17] : "Сказал рабби Иоханан: "Сказал Г-сподь Израилю: "Я установил предел его приходу, и сделаете вы "тшуву" или нет -в назначенное время все равно придет он."

ЕСЛИ СОБЛЮДУТ ОДНУ СУББОТУ -ПРИДЕТ СЫН ДАВИДА РАНЬШЕ НАЗНАЧЕННОГО СРОКА:

[Там же, 25: 17] : "Когда сделают "тшуву", хотя бы день один, -я приведу избавление ранее назначенных сроков, как сказано (Теиллим, 95 :7) : "... сегодня, если послушаетесь вы Его голоса". Известно: сын Давида придет в награду за соблюдение всех заповедей, но придет и в награду за соблюдение одной субботы" (ибо соблюдение субботы равносильно соблюдению всех заповедей) . 

ГРЯДУЩЕЕ ИЗБАВЛЕНИЕ -РАДИ ИМЕНИ ЕГО.

"Сказано ( Нешалу, 48: 11) : "Ради Себя, ради Себя сделаю, ибо как Может быть осквернено имя Мое... " -Почему слова "ради Себя" повторяются дважды? Так сказал Всевышний: "В Египте вы были, но я избавил вас, дабы имя Мoе не осквернилось среди народов. Так же говорю Я: "И узнаете, что я -Г-сподь"! и от Эдома избавлю вас тоже только ради имени Моего " Об эюм сказано: ( Теиллим; 106:8) "У избавит их ради имени Своего". (Мидраш 'Теиллим", 107) 

ЕСЛИ ИЗРАИЛЬ НЕ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬ МНОГИЕ ЗАПОВЕДИ, ТО УДОСТОИТСЯ ИЗБАВЛЕНИЯ УЖЕ ТЕМ, ЧТО НЕ СЛУЖИЛ БОГ ДРУГИМ

[Баалей Тосафот4, гл. Бэар, 25 :54] : "Сказал Г-сподь Моше: "Если не избавятся "этими законами, что ты предложишь им" -т.е. если не будут исполнять заповеди -"все равно не оставлю их". -За что мы будем избавлены, если не будем исполнять заповеди? -За то, что при всем этом исполнили сказанное:

"... И да не будет у тебя бога иного."

[Пояснения Раши на "Дварим", 32: 12] : "Так и водил его только Г-сподь, не было с ним бога чужого" -по преданию  наших мудрецов, это слова -о будущем."

ТО ЧТО ПОКОЛЕНИЕ ВРЕМЕН ПРИХОДА МАШИАХА БУДЕТ НЕДОСТОЙНО, НО ВЕРА В ЕДИНОГО Б-ГА ВСЕ ЖЕ ОСТАНЕТСЯ У НИХ, ПОЙМЕМ И ОТСЮДА:

[Иешаяу, 48: 1] : "Слушайте, дом Яакова, именем Израиля назьшающиеся и от источника Иеуды проишедшие, клянущиеся именем Г-спода и помятующие Б-га Израиля не по истине и не по правде", -т.е. во-первых, они будут называться именем Израиля, хотя будут принадлежать не к десяти коленам царства Израиля, а к колену Иеуды, и, во вторых, саму веру в Б-га Израиля не оставят даже после долгих лет изгнания, но не будут исполнять слова Его по истине и по правде.

ЛИШЬ ОДНУ ЗАПОВЕДЬ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬ ПОКОЛЕНИЕ ПЕРЕД ПРИХОДОМ МАШИАХА-ОБРЕЗАНИЕ :

[Рукописи Рамбама, ч.II, стр. 516] : "... я хочу пояснить здесь одну главу из пророчества Зехарии... А после... упомянул рассеянных из Иеуды, и сказал(9:11-12) : "И ты -ради крови завета твоего выпустил Я узников из ямы, в которой нет воды. Возвращайтесь в крепость, узники Haдeжды." Здесь содержится намек о периоде перед приходом Машиаха, что то поколение будет полностью виновным, и забудется Тора в Израиле, и умножатся наглость и дерзость, как сказано: "из ямы, в которой нет воды", и что не останется у них заслуги кроме обрезания..." [Агада "Бэpэшит5] :"... Но, хотя за Израилем не будет добрых дел, избавит их Всевышний за одну лишь брит-мила." 

ИЗБАВЛЕНИЕ -ВО ВРЕМЕНА ПОКОЛЕНИЯ ОПУСТИВШЕГОСЯ, ОПУСТОШЕННОГО И РАЗВРАЩЕННОГО, ИЛИ ВО ВРЕМЕНА ПОКОЛЕНИЯ, ВОИСТИНУ ДОСТОЙНОГО.

"Сказал рабби Иоханан: "Придет сын Давида лишь при поколении полностью виновном или при поколении воистину достойном. При поколении полностью виновном, как сказано (Иешаяу, 59:16): 'и увидел, что нет человека, и удивился, что нет заступника... " и сказано ( там же, 48: 11) : "Ради Себя, ради Себя сделаю... "; или в поколении воистину достойном, -как сказано (там же, 60: 21) : "и народ твой, все праведники... унаспедуют " 3емлю навеки... (Трактат "Санэдрин", 98,а) 

MOШЕ РАБЕЙНУ ПPOРОЧEСТBOBAЛ О ПОКОЛЕНИИ, ЗАСЛУЖИВАЮЩЕМ ПОГОЛОВНОГО ИCТPEБЛEHИЯ, ЧТО БУДЕТ ИЗБАВЛЕНО ЛИШЬ PAДИ ИMEHИ BCEBЫШHEГO:

[Дварим, 32:26-27] : "Я бы сказал: "Положу им конец, среди людей память о них уничтожу", если бы вражьей злобы не остерегался, дабы враги его не возомнили и не сказали: "Наша рука одолела, а не Г-сподь сделал все это."

[Иешаяу, 48 :9-11] : "Ради имени Моего сдерживаю гнев Свой, и ради славы Моей oбуздываю Себя, дабы не истребить тебя. Вот, Я очищаю тебя, но не подобно серебру, -я испытаю тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя сделаю, ибо как может быть осквернено имя Мое, и славы Моей не отдам другому."

МУДРЕЦЫ ТАЛМУДА ГОВОРИЛИ, ЧТО СЫН ДАВИДА ПРИДЕТ НЕ ПРИ ПОКОЛЕНИИ ПРАВЕДНИКОВ, А ПРИ ПОКОЛЕНИИ ЗЛОДЕЕВ :

[Мидраш "Шир-Аширим", гл. 4] : "Сказал рабби Леви: "Сын Давида придет при поколении наглолицем, достойном уничтожения... Сказал рабби Аба Бар-Каана6: "Сын Давида придет при поколении, лицо которого подобно собачьему ." 

1. Рабби Иеoшуа Бен-Леви -амoра, живший в Эрец-Исраэль в середине З-го века.

2. Рабби Леви -амoра, живший в Эрец-Исраэпь в середине 4-го века.

3. "Не служил богам другим" -тем, что другие считали богами.

4. Баалей Тосафот - общее имя групы ученых, чьи труды легли в основу комментариев, допо няющих коментарии Раши к Талмуду.

5. Агада "Бэрэшит" -притчи и сказания, тематически связанные с книгой "Бэрэшит".

6. Рабби Аба Бар-Каана - амора, живший в Эрец-Исраэль во второй половине 4-го века.