Глубины суда

Глубины Суда[1]

Человек не знает, что в глубинах Суда[2], как сказано: «Ибо суд – у Господа»[3]

«Всевышний повелел Моше: пойди и скажи Израилю, что Мое имя – «Я буду, как Я буду»[4]. Что это означает – «Я буду, как Я буду»? Как ты будешь со Мной, так и Я буду с тобой. И то же самое сказал царь Давид: «Б-г – твоя тень у твоей правой руки»[5]. Что это значит – «Б-г – твоя тень»? Он как тень: если ты ей улыбнешься, она ответит тебе улыбкой. Если ты обратишься к ней с плачем, она заплачет тебе в ответ. Если твое лицо, обращенное к ней, будет суровым или приветливым, ее лицо будет таким же. Так и Всевышний: «Б-г – твоя тень». Каков ты с Ним, таков и Он с тобой»[6].

Точность Грозного Суда к тем, кто приблизился к Шехине

«И направил Яаков посланников к Эсаву, своему брату»[7]. Раши объясняет: «Это были Б-жественные посланники, ангелы». «И испугался Яаков очень, и стало ему тягостно...»[8] «Я слишком мал на фоне всех милостей и истины, которых Ты удостоил Своего раба…»[9] Наши мудрецы объясняют эти слова так: «Мои заслуги приуменьшились из-за милости и истины, которых Ты меня удостоил. Поэтому я опасаюсь: не запятнал ли я себя грехом после того, как Ты дал мне обещания, и не буду ли я за это предан в руки Эсава?»[10]

Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей. Но еще труднее понять другое: как человек, который властвует над ангелами и распоряжается ими по своему желанию, вдруг станет опасаться, что из-за греха может быть вместе со всеми своими детьми предан в руки Эсава? Разве это не удивительно?

Образ нашего праотца Яакова высечен под Престолом Славы Творца – он избранный среди праотцов[11]. Почему же в момент пребывания в возвышенных мирах, когда он был настолько близок к Б-гу, что имел возможность распоряжаться высшими ангелами, Яакова охватывает опасение, что грех причинил ему изъян? И этот недостаток столь ужасен, что может быть отменено данное Яакову Б-жественное обещание: «И вот Я с тобой, и Я сохраню тебя, куда бы ты ни шел»[12]. Теперь, вместе с сыновьями, он может пасть от руки Эсава, и не суждено будет осуществиться высшему предназначению общины Израиля, которую основали три наших праотца, ставшие «колесницей Шехины»!

Даже если воля Б-га, ради которой Он сотворил все мироздание, могла бы осуществиться и иным способом, через других людей, все равно страшно себе представить, что все высшее предназначение Израиля, которое начало воплощаться в праотцах и в «коленах Израиля», – сыновьях Яакова, – прервется и пропадет!

Более того, как мы видим из Торы, Яаков даже не предполагал, в чем его преступление и грех. Возможно ли, чтобы незначительный недостаток, которого не ощущал даже наш праотец Яаков – святой человек Б-га, мог привести к столь ужасным последствиям?! Это внушает страх и трепет!

Ответ на это следующий. Наш праотец Яаков, конечно, не считал, что может оказаться виновным в нарушении Торы. Он не думал, что мог совершить грех, заслуживающий столь сурового наказания. Но в тот момент он оказался в большой опасности: ему навстречу двигался Эсав в сопровождении четырехсот человек, и у Яакова не было никакой естественной возможности уцелеть. Его могло спасти только чудо, сверхъестественное вмешательство. Яаков знал, что для свершения чуда ему необходимы исключительные заслуги и безграничное милосердие Всевышнего. Это и стало причиной его волнения. Он опасался того, что, возможно, осквернил себя грехом и теперь стоит на более низкой ступени, – так что его уже не защитит обещание Б-га: «И вот Я с тобой, и Я сохраню тебя везде, куда бы ты ни шел»[13].

Точность Б-жественного суда повергает в трепет, – ведь за легчайший, неощутимый грех, человек может пасть с самой высокой ступени, потерять все, лишиться высшего предназначения и погибнуть вместе со всеми потомками!

Но даже легчайшие и мельчайшие недостатки, настолько незначительные, что человек их не осознает и не замечает, будучи пронизанными Б-жественным светом, принимают иной вид. Они уже более отчетливы и значимы, и теперь очень просто увидеть и осознать, какой след они оставили в душе, оскверняя ее и причиняя ей вред. Каждое чувство, каждое легчайшее движение души, даже если сам человек его и не осознает, становится видимым наблюдающему за всем оку Б-га.

Поэтому Яаков опасался, не согрешил ли он какой-нибудь мыслью или чувством, не совершил ли пусть даже самого незаметного нарушения – а ведь это может случиться с каждым, кто пока еще облачен в материальное тело. И когда этот грех предстанет перед глазами Б-га, то сможет лишить Яакова предназначенной ему помощи Свыше, которая могла бы чудесным образом спасти его и его детей от руки Эсава!

Мы видим, что Яакову действительно было чего бояться. Ведь при встрече с Эсавом он унизился, восемь раз назвав его «господином». Из-за этого восемь поколений потомков Эсава царствовали до того, как встал первый царь из потомков Яакова. Наши мудрецы сказали об этом так:

«В тот момент, когда наш праотец Яаков назвал Эсава «господином», Всевышний сказал ему: «Ты унизился перед своим братом, назвав его господином восемь раз, – Я сделаю восьмерых его потомков царями прежде твоих сыновей. Об этом сказано: «И вот цари, которые правили в земле Эдом перед тем, как воцарился властитель для сыновей Израиля»[14]»[15].

Получается, что из-за слова «гоподин», слетевшего с уст Яакова в разговоре с Эсавом, царствование Израиля было задержано на восемь поколений, и все это время не могло исполниться благословение, данное Яакову Ицхаком: «Будешь властителем над братом твоим»[16]. Ведь даже словесное унижение перед Эсавом оставило след в душе Яакова, нанеся ущерб его способности царствовать. Этот ущерб распространился на восемь поколений его потомков, когда царствовали сыновья Эдома, а Дом Яакова не мог подняться на уровень царства.

Точность Суда в оценке достоинств человека

Из этой истории мы сможем извлечь еще один урок. Ведь на самом деле Яаков не согрешил, назвав Эсава «господином», – он был обязан поступить именно так! Наши мудрецы рассказывают об этом:

«Когда раби Янай ездил на встречи с нееврейскими властями, он всякий раз изучал эту главу, а кроме того избегал сопровождения римлян. Однажды он пренебрег изучением главы и отправился на встречу вместе с римлянами, и как результат – не добрался даже до Акко, как ему пришлось продать своего коня»[17].

Рамбан объясняет: «По традиции мудрецы знали, что эта глава Торы определяет поведение еврейского народа в изгнании. И когда ради нужд общины Израиля раби Янай ездил в Рим, ко двору царей Эдома, он повторял эту главу и следовал советам нашего мудрого праотца, ведь из его действий будущим поколениям надлежало извлекать уроки и поступать именно так…»

То же самое мы видим в комментарии на стих: «Так скажите моему господину Эсаву»[18]:

«Раби Йеуда Анаси попросил раби Афеса составить от его имени письмо царю Антонию. Тот написал: «От Йеуды Анаси (главы Израиля) нашему господину царю Антонию». Раби взял это письмо, прочел и порвал. «Вот как напиши, – сказал он, – От Йеуды, твоего раба, нашему господину царю Антонию». «Почему ты унижаешь свое достоинство?» – спросил раби Афес. И Раби ответил: «Чем я лучше нашего праотца? Разве Яаков не сказал: «Так говорит твой раб Яаков»[19]»[20].

Мы видим, что Яаков не согрешил, назвав Эсава «мой господин». Наоборот, его поступок является уроком и примером для всех поколений. И все же за это он был наказан тем, что никто из его потомков не стал царем, пока не закончилось царствование восьми поколений Эсава.

Здесь мы опять видим то, о чем однажды уже говорили[21]. «Награда и наказание», как многие думают, не отделены от поступков человека. Считается, что за праведный поступок человек получает награду, а за грех – наказание. На самом же деле заповедь и награда за нее, грех и наказание – единое целое. В системе мироздания заложено, что праведный поступок возвышает человека, добавляет его душе совершенства и приводит к излиянию на него блага от Всевышнего. Плохой же поступок вносит в душу ущерб, приводя тем самым к наказанию. Поэтому, хотя Яаков был вынужден выказать смирение перед Эсавом, унизиться перед ним из-за смертельной опасности, в которой оказался, все же природа мироздания отреагировала так, как и была должна. Ведь она требует, чтобы всякая «шероховатость», всякое движение души человека оставляло след в нем самом и в его потомках. И поскольку «праведный Яаков склонился перед злодеем»[22], это оставило след в его душе. Теперь ему в определенной степени недоставало способности царствовать, и его сыновья не могли стать царями, пока не закончились восемь поколений царствования Эсава.

На первый взгляд получается, что Яаков был наказан за поступок, не являющийся грехом, ведь он был обязан вести себя перед Эсавом именно так.

Но такая постановка вопроса неверна. На самом деле, согласно истине благословенного Б-га, Яакову было положено наказание за то, что он назвал Эсава «господином». Хотя мы объяснили, что положение, в котором он оказался, не оставляло ему другого способа для спасения, но все же, если бы Яаков находился на более высоком духовном уровне, Б-жественное Провидение раскрылось бы перед ним в большей мере, предоставив другие пути спасения или вообще не подвергло его такой опасности. Только из-за малейшего изъяна Яакову не открылись другие способы спасения, и он был вынужден прибегнуть к средству, лишившему царства не только его самого, но и его потомков в последующих восьми поколениях. Получается, что вся эта ситуация возникла исключительно по причине некоего изъяна в его душе, – за что он и был по справедливости наказан.

И хотя наш праотец Яаков стоял на столь высокой ступени, что мог распоряжаться даже ангелами, все же нет предела величию уровня человека, и нет числа ступеням, ведущим к духовному совершенству. На каждом уровне, достигнутом человеком, к нему применяется особое Б-жественное Провидение, соответствующее степени его величия. Вынужденное унижение и смирение перед Эсавом – это результат поступков Яакова, в которых Всевышний и усмотрел определенный недостаток. Однако то, как именно Яаков поступил, встретив Эсава, на том уровне полностью соответствовало его вере и стало примером для всех его потомков. Ведь с тех пор каждый, кому придется оказаться в таком положении, должен будет поступать так же, как это сделал наш мудрый праотец.

Отношение Б-жественного Провидения к малозаметному следу в душе человека

Здесь мы видим, насколько важны даже самые легкие и незаметные следы, остающиеся в душе человека. Сколь значимы проистекающие из них последствия для течения жизни человека и последующих поколений.

Наш первый вывод состоит в том, что даже малейшее движение человека оставляет след в его душе. Но есть и второй вывод: ни одно событие не вытекает только из одной причины. Все происходящее определяется множеством факторов! И если недостает хотя бы одной причины, будет невозможно достичь требуемого следствия в совершенстве. Любое мельчайшее воздействие может привести к особым последствиям, важнейшим событиям в жизни отдельных людей и целых народов.

Поэтому неудивительно, что след, оставленный в душе нашего праотца Яакова унижением перед Эсавом, имел столь существенные последствия, что из-за него сыновья Израиля утратили возможность царствования на восемь поколений, вынужденно уступив его потомкам Эдома.

Это позволит нам понять комментарий наших мудрецов на стих: «А Эфрон воссел среди сыновей Хета»[23] в день, когда Авраам покупал у него пещеру Махпела.

«Раби Ицхак сказал: в слове «воссел» не хватает одной буквы. Это указывает на то, что Эфрона назначили верховным правителем только в этот день, чтобы не получилось так, что великий человек покупает землю у простолюдина»[24].

Разве это не странно? Какую пользу Авраам извлек, приобретя поле не у простого человека, а у важного сановника? Кто вообще обращает внимание на подобные мелочи?

Допустим даже, что подобное «удовольствие» может тешить самолюбие человека. Но разве могло такое чувство возникнуть в душе Авраама, особенно в момент приобретения места для захоронения своей жены Сары? Не вызывает сомнения, что сам Авраам не придавал знатности Эфрона никакого значения!

Но мы уже предвосхитили ответ на этот вопрос. Идея Провидения состоит не в том, что человеку, как принято думать, посылают спасение с Небес и даруют благо. Мы уже давали этому глубокое разъяснение. Каждый человек ведом Провидением в соответствии со своим духовным уровнем, величием души и добрыми делами. Мироздание устроено так, что, насколько человек близок к Б-гу, насколько точно он старается исполнить Его волю, – настолько же точно выверено воздействие на него Провидения. Когда в глубинах души человека пробуждается некое чувство, в соответствии с ним изменяется и Провидение. И это происходит даже тогда, когда сам человек не замечает этого влияния.

Примером этому могут служить обычные часы, которые в первую очередь предназначены для определения точного времени в часах и минутах. Но стрелки часов непрерывно движутся по кругу и показывают также и секунды, знать которые человеку обычно не нужно!

А вот пример с солнечными часами. Гномон отбрасывает тень, которая показывает часы и минуты. Но одновременно он фиксирует и секунды, хотя их никому знать не требуется. Тень показывает время, двигаясь непрерывно и плавно, поэтому она каждую секунду изменяет свое положение, которое мы способны различить.

То же самое можно сказать и о Провидении, которое реализуется через чудесный механизм – мироздание. Оно отражает самые тонкие нюансы, малейшее движение души человека. И если человек находится в состоянии, позволяющем ему воспринять влияние Всевышнего и Его благо, и ни одно даже самое тонкое свойство его души этому не препятствует, – тогда все события мира и вселенной складываются таким образом, чтобы заложить основы для пользы и блага человека. Если в глубине его души кроется некое утонченное и возвышенное чувство, которого может не замечать даже сам человек, – тогда на него изливается свет Провидения. Ведь каждый человек находится под сенью Провидения согласно своим поступкам и степени приближения к Б-гу. Это и есть мера его пребывания под крыльями Шехины.

Так наши мудрецы сказали о стихе: «Б-г – твоя тень возле твоей правой руки»[25]: «Если ты улыбнешься своей тени, она ответит тебе улыбкой. Если заплачешь, она заплачет тебе в ответ. Насколько приветливое или печальное лицо ты обратишь к ней, настолько приветливым или опечаленным будет и ее лицо, обращенное к тебе. Так и Всевышний: «Б-г – твоя тень». Каков ты с Ним, таков и Он с тобой». Какое бы мельчайшее движение ни совершил человек, его тень повторит то же движение. Именно этот принцип Всевышний и заложил в Б-жественное управление миром. Он определил, что Его влияние будет чрезвычайно точно соответствовать движениям души человека. Если человек достоин того, чтобы его сокровенные желания были исполнены, каждое легкое движение его души оставит необходимый след и побудит Б-жественное управление ему ответить, – даже если это желание настолько несущественно для человека, что не фиксируется в его сознании.

Точность Б-жественного Провидения – вклад ради будущих поколений

Итак, истина в том, что все детали Б-жественного Провидения, вся награда и наказание упорядочены в высшей природе Творения. В мироздание заложен закон, согласно которому высшая природа реагирует на движения духа человека, так что каждое легчайшее чувство, возникающее в душе, воздействует на систему Б-жественного Провидения в соответствии с законами природы Творения.

Но почему мироздание устроено именно таким образом, что Б-жественное управление изменяется в соответствии со своим порядком и законами даже тогда, когда это незаметно и не приносит видимой пользы? Ведь мы не допускаем, что мудрый Создатель и Всемогущий заложил в мир такую систему управления, так упорядочил законы Своего Творения, что не все приносит миру пользу, не все служит Его Творению и творениям!

Однако то, что мы сейчас объяснили, поможет нам понять, что на самом деле каждое, даже глубоко скрытое в душе человека чувство, важно и значительно. Каждое движение души, каждая ее шероховатость оставляют в душе след и могут повлиять на всю жизнь человека и его потомков. Пример этому мы увидели в истории Яакова: назвав Эсава «господином», он принизил свою душу и души своих потомков, на восемь поколений отдалив царствование Израиля.

То же самое касается и возвышения души человека. Иногда нечто, кажущееся нам незначительным, оставляет в душе след и в результате приводит человека к способности царствовать. Поэтому в том, что Б-жественное управление устроило для Авраама сделку не с простым человеком, а с верховным правителем города, мы должны усмотреть глубинный смысл. Ведь великий испытывает некоторое унижение, когда ему приходится иметь дело с человеком из низов. Если же его партнер по торговле – сановник и властитель, он испытывает определенное позитивное чувство. Это ощущение может укорениться в его душе и усилиться у его потомков так, что, в конце концов, выльется в нечто значительное и ценное. Все, от необъятного до мельчайшего, что получено через Б-жественное Провидение, необходимо миру!

Итак, даже самое неуловимое душевное движение приводит к существенным последствиям для будущего человека и его потомков. Вот пример из того, что нам известно об окружающем нас мире. Маленькое зернышко, иногда размером с пылинку, развиваясь, вырастает в высокое плодоносное дерево. Само по себе зернышко – мельчайший предмет, и все же, когда оно впитывает воздух и полезные вещества из толщи земли, и его согревают солнечные лучи, эта пылинка начнет развиваться и из нее вырастет высокое и ценное плодоносное дерево.

То же самое относится ко всем чувствам, пробуждающимся в душе человека. Даже если речь идет о мельчайшем и тончайшем чувстве, оно «посеяно» в душе, вбирает в себя все ее силы, взаимодействует со всеми ее составляющими и подвергается воздействию множества причин, уже заложенных в мире и пробуждающихся по мере необходимости. Поэтому может оказаться, что малейшее чувство разовьется в нечто весьма ценное.

Наши мудрецы сказали об этом: «Братья позавидовали Йосефу из-за шерсти весом в два шекеля, которую Яаков дал только младшему сыну, что и привело их в Египет»[26]. Разумеется, не чувство зависти было основой того, как братья поступили с Йосефом. И все же, не будь этого чувства, не было бы одной из причин, из-за которой наши предки спустились в Египет. Конечно, решение о египетском изгнании уже было вынесено на Небесах, но все же это могло произойти совершенно другим путем. Наши мудрецы, в своем великом видении, исследовали этот вопрос и нашли, что именно шерсть весом в два шекеля стала причиной того, что наши предки спустились в Египет.

Точно так же след, оставшийся в душе нашего праотца Авраама из-за приобретения поля не у простого человека, а у высокопоставленного сановника, объединившись с другими причинами и силами, привел к появлению новых важных черт у него и его потомков.

Точность Суда – выход Леи и Дины

Похожую идею мы встречаем в следующем отрывке Торы: «И вышла Дина, дочь Леи, которую она родила Яакову, взглянуть на дочерей той земли»[27]. Наши мудрецы сказали об этом:

«Дочь Леи – но не дочь Яакова? Она названа дочерью Леи потому, что вышла. Ведь Лея тоже была склонна выходить за пределы дома: «И вышла Лея навстречу ему (Яакову), и сказала: ко мне войди»[28]. О ней говорит пословица: «Как мать, так и дочь»[29].

Как трепетно говорили мудрецы о праматери Лее, приложившей все усилия, чтобы родить нашему праотцу Яакову как можно больше сыновей. Вот, например: «Сказал раби Авау: Всевышний увидел, что ее поступки были совершены во имя Небес, чтобы родить больше глав колен»[30]. И именно об этом сказано: «И услышал Господь Лею, и она зачала и родила Яакову пятого сына»[31]. А в комментарии на стих «И лег с ней в ту ночь»[32] наши мудрецы поясняют: «Всевышний повлиял, чтобы это привело к рождению Иссахара»[33]. А наша праматерь Рахель, которая не была столь настойчива, была за это наказана. Мудрецы сказали об этом: «Поскольку она пренебрегла ложем праведника, то не удостоилась захоронения рядом с ним»[34]. О Лее же, наоборот, сказано: «Лея уступила фиалки Рахели, родила Яакову шестерых сыновей и была захоронена в одной с ним гробнице»[35].

Несмотря на все доброе, сказанное о Лее, наши мудрецы, проникнув в самую глубину ее души, обнаружили, что в этом праведном поступке Леи проявилось одно ее негативное качество, – некоторый тончайший недостаток скромности, которая состоит для женщины в том, что «слава дочери царя – внутри своего дома»[36]. Из слов Торы мудрецы сделали вывод: в рассказе о том, что Дина вышла взглянуть на дочерей этой земли, она была назвала «дочерью Леи». Ведь Милосердному открыто, что, при всей праведности нашей праматери Леи и при всей чистоте ее стремления родить Яакову сыновей, она не вышла бы ему навстречу со словами: «Ко мне войди»[37], если бы у нее не было определенного недостатка качества скромности, ибо «слава дочери царя – внутри своего дома». Хотя она и руководствовалась возвышенными и праведными целями, все же здесь проявился определенный изъян ее души – склонность выходить за пределы дома, пусть и в предельно малой степени. И этот недостаток переняла ее дочь Дина. Когда же это качество смешалось в душе Дины с другими причинами и силами, то привело ее к тому, что «вышла Дина взглянуть на дочерей той земли»[38]. Это крошечное зернышко недостатка в душе Леи привело к страшным последствиям – Дина, дочь Леи, была осквернена.

И могло оказаться, что след этого осквернения сохранится в дочерях Израиля на все поколения, что в них укоренится недостаток скромности. Так бы и произошло, если бы сыновья Яакова не вознегодовали и не предали мечу всех жителей Шхема. Этим они подчеркнули тяжесть произошедшего и дали всем понять, что посягнувший на чистоту дочери Израиля не будет прощен.

В этом и состоит смысл ответа, который Шимон и Леви дали Яакову: «Неужели блудницей сделает он нашу сестру?»[39] На первый взгляд, неясно, в чем вообще состоял ответ. Ведь Яаков им сказал: «Вы смутили меня, сделав ненавистным для жителей этой страны… Они соберутся против меня, и убьют меня, и пропаду я и мой дом»[40]. Дому Яакова угрожает опасность от ненавистников Израиля, он может погибнуть, упаси Б-г! Может ли разумный человек только ради мести поставить под угрозу существование всей своей семьи?! Более того, этот отрывок содержит намек на то, что Яаков, принял их ответ и согласился с ними!

Объяснением сказанному будет следующее. Шимон и Леви почувствовали, что если они не покарают Шхем за его преступление, на дочерях Яакова останется отвратительный след, и решили, что будет оправдано подвергнуть дом Яакова великой опасности, но спасти чистоту всех поколений дочерей Израиля и утвердить их скромность. Это особенно ясно из комментария Раши на Тору[41]. В слове «сестра» есть дополнительная буква «йуд», так что оно приобретает значение множественного числа. Иными словами, братья сказали: «Неужели блудницами сделает он наших сестер?», – и решили стереть с дочерей Израиля этот отвратительный след!

Наша праматерь Лея проявила недостаток скромности лишь на малую толику, при этом ее целью было исполнение великой заповеди рождения сыновей, и все же заслужила столь тяжкое наказание, как осквернение дочери. Причина в том, что она смогла бы достичь той же цели не за счет своей скромности. Мы уже рассматривали подобное в истории Яакова, когда, унизившись перед Эсавом, он назвал его «господином».

Постановления наших мудрецов точно соответствуют утонченности сил души

Нас особенно поражает, что наши мудрецы придавали такую значимость столь незаметным следам в душе, что даже установили в этой связи особые законы. В Талмуде сказано: «Человеку не следует молиться, стоя на возвышении, ибо перед Всевышним самовозвеличивание недопустимо, как сказано: «Из глубин воззвал я к Тебе, Б-г»[42]»[43]. Ясно, что стих «из глубин воззвал…» не подразумевает, что человеку надлежит молиться, находясь в углублении, – имеется в виду, что его молитва должна исходить из глубин сердца. Об этом сказал Маараль из Праги[44]. Как же мудрецы связали этот стих с законом?

Наши мудрецы знали о силах души человека и понимали, что физическое возвышение, на котором находится человек, определенным образом связано с самовозвеличиванием. Мы уже говорили о связи физических и духовных явлений[45]. Наши мудрецы пришли к выводу, что молитва может исходить из самых глубин сердца только если человек находится в низком месте, то есть он смирен и принижен перед благословенным Б-гом. А молитва даже на самом незначительном возвышении приведет сердце человека к самовозвеличиванию.

И хотя чувство гордыни, пробуждающейся в человеке от пребывания на возвышении, будет очень смутным и слабым, – его достаточно, чтобы повредить молитве. Она не наполнится должным смирением, не будет исходить из самых сокровенных глубин души, изольется не так, как если бы человек стоял низко. (По мнению некоторых законоучителей, запрет действует только в том случае, если возвышение достигает трех «тфахим»[46]. Но они разошлись во мнениях только о необходимости запрета подниматься на меньшую высоту особым постановлением закона. Однако, вне всякого сомнения, чувство гордыни появляется и оставляет след на любом, даже меньшем возвышении). На самом деле может оказаться, что мы не ощутим зарождающуюся в нас гордыню, если будем стоять на совсем небольшом возвышении. Но это лишь потому, что нам недостает тонкости восприятия. А наши мудрецы, с их чистыми душами и великими познаниями, умели распознать каждое легчайшее движение в душе человека и обнаружили, что пребывание даже на незначительном возвышении причиняет молитве ущерб. Поэтому они и ввели в закон этот запрет.

Точность одаривания милосердием

Итак, мы узнали, какой невероятно глубокий суд вершится над всяким поступком и даже над легчайшим движением души человека. Ведь нет границ и меры у последствий каждого душевного движения и каждой «неровности», возникающей в душе человека. И это тем более верно, когда речь заходит о стороне блага и возвышения! Наши мудрецы определили, что «милосердие Всевышнего много больше свойства Его суда»[47]. Сколь велика награда, ожидающая человека за любое доброе побуждение в его душе! Каждая добрая мысль, стремление исполнить волю Небес может иметь великие последствия для жизни человека и всех его потомков.

В этом состоит смысл высказывания наших мудрецов: «Кто такой вероотступник? Сказал рав Йосеф: это тот, кто говорит: «Какая польза нам от наших учителей? Для себя они учат Писание, для себя изучают Мишну!»[48] Однако каждый, кто учит Тору даже в уединении, создает вокруг себя атмосферу Ган Эдена, святой свет которого воздействует на все окружение человека. А тот, кто не видит этого воздействия – влияния духовности на мир и есть вероотступник.

Итак, мы должны осознать, насколько внимательным должен быть человек к своим поступкам и движениям души – ведь след, который они оставляют, очень значителен. В особенности это относится к важным для жизни общества людям, – они должны быть исключительно осторожны в каждом своем шаге. Их задача – прилагать много усилий к исправлению и улучшению своих поступков и душевных качеств, тем самым прославляя Всевышнего.

 

[1] Произнесено в ешиве 20 Кислева 5689 (1929) года. Записано нашим учителем, благословенной памяти, великим мудрецом раби З. Блохом, да отомстит Всевышний за его кровь, и нашим учителем, благословенной памяти, раби Йоэлем Довом Заксом, да отомстит Всевышний за его кровь, и нашим учителем, великим мудрецом раби Э.М.Блохом, да будет благословенна память праведника.

[2] Берешит Раба 65:7.

[3] Дварим 1:17.

[4] Шмот 3:14.

[5] Теилим 121:5.

[6] Мидраш приводится в Нефеш Ахаим раздел 1 глава 7.

[7] Берешит 32:3.

[8] Берешит 32:7.

[9] Берешит 32:10.

[10] Раши.

[11] Берешит Раба 82:2.

[12] Берешит Раба 28:15.

[13] Берешит 28:15.

[14] Берешит 36:31.

[15] Ялкут Шимони, Вайишлах, 32.

[16] Берешит 27:29.

[17] Берешит Раба 78:15.

[18] Берешит 32:5.

[19] Берешит 32:5.

[20] Ялкут Шимони, Вайишлах, 32.

[21] См. Шиурей Даат, «Ибо все, на Небесах и на земле», часть 1.

[22] Мишлей 25:26.

[23] Берешит 23:10.

[24] Берешит Раба 58:7.

[25] Теилим 121:5.

[26] Шабат 10б.

[27] Берешит 34:1.

[28] Берешит 30:16.

[29] Берешит Раба 80:1 и Раши.

[30] Берешит Раба 72:4.

[31] Берешит 30:17.

[32] Берешит 30:15.

[33] Нида 31а и Раши.

[34] Берешит Раба 72:3.

[35] Шир Аширим Раба 7:18.

[36] Теилим 45:14.

[37] Берешит 30:16.

[38] Берешит 34:1

[39] Берешит 34:31.

[40] Берешит 34:30.

[41] См. Раши в Хумаше Аэмек Давар.

[42] Теилим 130:1.

[43] Брахот 10б.

[44] Нетивот Олам, раздел «О служении», 6.

[45] См. Шиурей Даат, «Ибо все, на Небесах и на земле», часть 1.

[46] Тур, Орах Хаим 90:1 и Бах.

[47] Сота 11а.

[48] Сангедрин 99б.