Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Мидраши к главе Зот абраха

Мидраши к главе Зот абраха

Перед своей смертью Моше благословляет народ

Когда Ашем приказал Моше: «Взойди на гору Нево, и там ты умрешь», Ангел Смерти решил, что может забрать душу Моше. Он слетел вниз и парил над Моше. Когда Моше заметил это, он схватил его и вынудил опуститься на землю.

«Ашем уверил меня, что я неподвластен тебе, — сказал Моше. — Стой рядом и слушай, как я благословляю колена». И Моше заставил Ангела Смерти выслушать его благословения.

Ангел Смерти — это другое имя Сатана, не желавшего, чтобы сыны Израиля получили благословения. Моше «связал его», то есть у него была духовная власть помешать Сатану предъявить обвинения евреям, мешающие исполнению благословений.

Моше хотел, чтобы его последним поступком стало благословение евреям. Он начал книгу Дварим с упрека, и в песне Аазину он также упрекал их. Теперь он желал благословить свой народ.

Именно от Моше пророки более поздних времен научились завершать свои содержащие укор поучения словами утешения и благословения народа.

Здесь Тора называет Моше «человек Б-га» (33:1). Это звание даровано ему после того, как он благословил евреев, ибо только тот, кто защищает и восхваляет еврейский народ, будет возвышен Ашемом. Благословения Моше превосходили слова всех праведников до него и даже благословений праотцев, ибо Моше был выше их всех.

«Много дочерей проявило героизм, но ты превзошла их всех» (Мишлей 31:29), Писание имеет в виду Моше, который превзошел своих праотцев.

Мидраш иллюстрирует превосходство Моше с помощью воображаемого разговора между ним и великими праведниками прошлого:

Адам говорит Моше: «Я выше тебя, ибо меня сотворил Сам Ашем, а тебя произвели на свет родители».

Моше: «Ты потерял свое величие, согрешив, а Лучи Славы, которыми меня наградил Б-г, никогда не были отняты».

Ноах: «Я более велик, нежели ты, ибо был спасен от Потопа (и стал праотцем всего человечества)».

Моше: «Ты спас себя одного, но не все поколение. Я же спас не только себя, но, когда Б-г пожелал погубить мой народ после греха золотого тельца, спас и их всех тоже».

Авраам: «Я более велик, нежели ты. Я был гостеприимен ко всем странникам».

Моше: «Мои деяния более значительны, ибо я кормил еврейский народ, который обрезан. Более того, ты жил около обитаемых мест, где мог добывать пищу, а я кормил свой народ в пустыне небесным хлебом».

Ицхак: «Я выше тебя. Я положил голову на жертвенник и лицезрел Шехин^".

Моше: «Но это зрелище затуманило твой взор. Я же мог говорить с Шехиной лицом к лицу, и мои глаза сохранили свою силу».

Яаков: «Я боролся с ангелом и победил его».

Моше: «Ты боролся с одним ангелом в своих владениях, я же вознесся на Небеса, владение ангелов, и там победил их воинство (ибо они хотели убить меня, дабы не позволить мне получить Тору)».

И сказал Ашем: «Благословения Моше будут самыми благотворными, ибо он ближе ко Мне, нежели все эти праведники. Поэтому пусть он благословит евреев».

Прежде чем начинать благословения, Моше помолился. Он произнес псалом (Теплим 90): «Молитва Моше, человека Б-га».

В нем он упоминает о краткости человеческой жизни: «Дней наших — семьдесят лет, а при особой крепости — восемьдесят».

Однако душа человека продолжает жить, в конечном итоге возвращаясь к своему истоку: «Ашем, Ты — прибежище для нас (для наших душ) во всех поколениях» (Теплим 90:1).

Мидраш Теилим поясняет, что Моше сочинил одиннадцать псалмов (Теилим 90-100). Они соответствуют его последним благословениям одиннадцати коленам (Моше не благословил Шимона). Псалом 90 соответствует; «Пусть Реувен живет и не умрет», ибо Реувен раскаялся, а этот псалом говорит о раскаянии: «Ты приводишь человека в состояние, когда он слаб от горя, и Ты (тогда) говоришь: «Вернитесь, сыны человеческие» (Теилим 90:3)». Далее Мидраш поясняет связь остальных псалмов с благословениями.

Стихи 2—5; слова, предваряющие благословения: Моше описывает величие еврейского народа

Моше начал с восхвалений Б-га, описывающих как Он явил Себя на Синае, чтобы даровать Тору. Дарование Торы также ярко высвечивает величие нашего народа, ибо только евреи среди всех поколений желали получить Тору, поэтому они заслуживали благословений.

Моше объявил: «На горе Синай Ашем вышел к еврейскому народу подобно тому, как выходит жених приветствовать свою невесту. До того Ашем предлагал Тору всем народам мира, но они отказались ее принять.

Рамбам (Игерэт Тейман) придерживается мнения, что Он посылал им пророков со Своим сообщением.

Ашем явил Себя потомкам Эсава и спросил: «Примете ли вы Тору?»

«Что написано в ней?» — спросили те.

«Вы не должны убивать», — отвечал Он.

«Если так, мы не можем принять ее, — отказались они. — Наш праотец Эсав получил благословение «жить за счет меча».

Б-г предложил Тору потомкам Лота — Амону и Моаву, но и они спросили: «Что же написано в ней?»

«Вы не должны прелюбодействовать», — отвечал Ашем.

«Тора не для нас, — заявили они. — Наши народы произошли от кровосмешения дочерей Лота».

Ашем предложил Тору и потомкам Ишмаэля.

«Какие законы она содержит?» — спросили они.

«В ней сказано: «Не воруй».

«Мы происходим от Ишмаэля, который был вором и похитителем детей, — запротестовали они. — Это не для нас».

Каждому народу на земле была дана возможность получить Тору (чтобы позднее они не сказали: «Если бы только Б-г дал нам шанс, мы бы тоже соблюдали Тору»), но все отказались. Только сыны Израиля приняли Тору, даже не поинтересовавшись ее содержанием; вместо этого они заявили: «Мы сделаем и затем услышим!»

Моше объявил: «Величие Ашема не поддается описанию. На Синай Он привел с Собой только часть Небесного воинства, подчиняющегося Ему, в отличие от людей, демонстрирующих все свое богатство в день свадьбы.

Он дал евреям Свой огненный закон, Тору, которую начертал на скрижалях Своей десницей».

Почему Тора названа «огненным законом»?

1. Тора существовала еще до создания Вселенной. Перед тем как ее передали людям, она была написана пред Ашемом черным огнем на белом пламени. Затем Моше написал ее внизу чернилами на пергаменте.

Концепция духовной Торы, написанной «черным огнем на белом пламени», имеет мистический характер.

Гур Арье поясняет, что эти цвета символизируют два основных качества Торы: доброту и правду. В основе Торы лежит «белый огонь», доброта к людям. Если мы изучим заповеди, то обнаружим «черный огонь» — ее правдивость, соответствие разумному началу. Яркими и очевидными примерами этого являются заповеди почитания родителей и соблюдения Шабата.

2. Тора была передана среди огня: ангелы, спустившиеся с Ашемом на Синай, были из огня; гора была объята пламенем; Тору вручил Б-г, Которого называют «пожирающий огонь», а лицо посланника Б-га (Моше) сияло от огня.

В Даровании Торы решающее значение играли три естественных элемента.

•  Огонь, ибо сказано: «И гора Синай вся дымилась» (Шмот 19:18).

•  Вода, ибо сказано: «И Небеса, и облака источали воду» (Шофтим 5:4). Когда евреи умерли, услышав Первое и Второе Речения, Ашем оживил их росой, которой Он воспользуется при Воскрешении.

•  Пустыня.

Ашем хотел научить евреев тому, что Тора, как и эти три элемента, доступна всем.

Теперь Моше благословил евреев: они заслужили вечную жизнь в Грядущем Мире за то, что приняли Тору.

«Ашем возлюбил Колена великой любовью. Он связал с Собой для вечной жизни души праведников. Они заслужили ее, ибо пришли к подножию горы Синай и приняли иго Торы». Моше также восхвалял евреев: «Даже когда Б-г показывает благосклонность к народам мира и передает евреев в их руки, праведники не оставляют Его, а с радостью принимают Его приговор. Даже во время жестоких страданий праведники не перестают изучать Его Тору.

Несмотря на ужасные беды, евреи не оставляют Тору, утверждая: «Тора, которую заповедал нам Моше, — наследие общины Яакова. Мы не оставим ее, ибо мы приняли ее».

Фраза «Тора - наследие общины Яакова» подразумевает, что каждый еврей должен изучать Тору; она не является уделом элитарной группы раввинов.

Однажды рабби Янай встретил человека в облачении мудреца Торы и пригласил его на трапезу.

После обеда рабби Янай завел с гостем беседу о различных проблемах Талмуда, Мишны и Письменной Торы. Велико же было его разочарование, когда он обнаружил, что его гость — абсолютный невежда, не способный ответить ни на один вопрос!

«Возьми бокал вина и начни Биркат амазон (Послетрапезное благословение)», — предложил рабби Янай.

«Пусть Янай в своем доме сам ведет Биркат амазон», — отвечал гость. (На самом деле он не мог прочесть эту молитву и пытался скрыть свое невежество под маской уступчивости хозяину.)

Рабби Янай был оскорблен тем, что гость назвал его только по имени, тем самым обнаружив не только невежество, но и неуважительное отношение к рабаним. Он счел необходимым проучить невежу.

«Ты способен, по крайней мере, хотя бы повторить одно-единственное предложение?» — спросил он.  «Да», — отвечал гость.

«Тогда повторяй за мной, — приказал рабби Янай. — Пес (то есть тот, кто так же бесстыден, как пес) ел пищу Яная».

Гость вскочил со стула, схватил рабби Яная за рукав и закричал: «Ты держишь мое наследие и не позволяешь мне воспользоваться им!»

Рабби Янай спросил в изумлении: «Что ты имеешь в виду?»

Гость пояснил: «Я однажды шел мимо ешивы и слышал, как маленькие дети читали: «Тора, которую заповедал нам Моше, — наследие общины Яакова» (Дварим 33:4). Они говорили не «наследие общины Яная», а «наследие общины Яакова», и это относится ко всем евреям.

И у меня также есть доля в этом наследии. Тогда почему ты называешь меня "собакой"?»

Тогда рабби Янай спросил: «На каком основании ты посчитал возможным принять мое приглашение (ведь ты понимал, что я принял тебя за мудреца Торы)?»

«Про себя скажу так, — отвечал гость. — Если когда-либо я слышал, как один еврей клевещет на другого, то никогда не повторял сплетню; если я встречал двух спорящих людей, то старался помирить их друг с другом».

«Если бы я знал о твоих поступках, то не назвал бы тебя собакой», — сказал рабби Янай. Он отнес к своему гостю стих: «Тому, кто обдумывает свой путь (то есть направляет свой разум, чтобы поступать благородно в отношении ближнего), Я явлю Б-жествен-ное спасение (он будет награжден в отличие от того, чье благородное поведение является результатом изучения Торы)» (Теилим 50:23).

Писание называет Тору «наследием общины Яакова», ибо из трех опор мира Яаков олицетворял «опору Торы». Уже в молодые годы он сидел в ешиве Шема и Эвера, где учил Тору.

Наши мудрецы считают, что вместо слова мораша (наследие) можно прочитать меураса (обрученная). То есть, Писание называет Тору «невестой общины Яакова». Дарование Торы стало «помолвкой» еврейского народа с Ашемом. (Результатом чего является обязательное соблюдение Торы каждым евреем: быть или не быть соблюдающим заповеди больше не является вопросом свободы выбора.)

Моше продолжал восхвалять еврейский народ.

«Всемогущий всегда остается царем Иешуруна (еврейского народа) как во времена благополучия, так и во времена несчастий. Когда бы весь народ ни собрался вместе, он заслуживает особого благословения. Поэтому я начну благословлять их».

Благословение Реувена

Моше начал благословения с потомков первенца Яакова:

«Пусть Реувен живет и не умирает, и пусть его мужчины будут сосчитаны среди Колен Израиля».

В буквальном смысле слова Моше относились к воинам колена Реувена, идущим впереди еврейской армии при завоевании Земли Израиля. Он благословил их, чтобы ни один из них не пал в битве и чтобы все они вернулись домой.

На более глубоком уровне благословение Моше относится к основателю колена:

«Пусть Реувен живет в дни Машиаха и не умрет в Грядущем Мире. Пусть его колено будет сосчитано среди сынов Израиля».

Моше благословлял Реувена, чтобы его грех с Билой не помешал ему в будущем, ибо Реувен раскаялся в содеянном.

Фактически, благословение Моше помогло Реувену получить долю в Грядущем Мире.

Шимон не получил отдельного благословения Моше

Моше не даровал Шимону своего благословения. Он был рассержен на это колено, так как их вождь Зимри согрешил в Шитиме с моавитской принцессой, тем самым вдохновив многих мужчин своего колена совершить подобное преступление.

Наш праотец Яаков, благословляя своих сыновей, укорил и Шимона, и Леви. Впоследствии Леви исправил свои пути, а Шимон испортился еще больше.

Два человека попросили заем у царя. Один вовремя вернул долг, а потом сам ссудил царя деньгами. А другой не только не возвратил долг, но и имел наглость попросить царя о новом займе.

Вот так и Яаков вначале укорял и Шимона, и Леви за их гнев: они вдвоем уничтожили город Шхем и активно пытались лишить жизни Йосэфа.

Впоследствии колено Леви использовало присущие им черты ревнивости и гневливости для целей отмщения за оскорбление чести Всемогущего, когда наказывали поклонявшихся золотому тельцу и когда левит Пинхас убил Зимри, согрешившего лидера колена Шимона.

В то же время члены колена Шимона продолжали направлять в ложное русло присущую им вспыльчивость и склонность к насилию: их лидер Зимри восстал против Моше в Шитиме. Поэтому колено Шимона утратило право на получение благословений.

Отсюда мы учим, что ни одна из черт характера по внутренней своей сути не является «хорошей» или «плохой». Каждую из них можно продуктивно использовать в служении Ашему. Если человек по натуре энергичен, то ему следует направить свою энергию на борьбу с проступками (Мальбим).

Тем не менее в благословении Йеуде Моше намекал на Шимона, когда сказал: «Слушай, Ашем, голос Йеуды». Слово шма (слушай) содержит буквы имени Шимон. Кроме того, доля Шимона в Эрец Исраэль представляла собой несколько узких полосок земли в уделе Иеуды.

Почему Шимону была предоставлена земля внутри доли Йеуды?

У земледельца был буйный бык. Чтобы приручить его, фермер поместил в соседнем стойле статую льва.

Он надеялся, что вид разъяренного зверя усмирит быка.

Шимон был благословлен вместе с Йеудой, «львом», и сделался его соседом, чтобы присутствие Йеуды удерживало Шимона от неоправданного насилия.

Благословение Йеуды

Моше пророчески благословил Йеуду сразу после Ре-увена, ибо колено Йеуды было ведущим.

Кроме того, это колено имело особую заслугу для получения благословения во вторую очередь, ибо основатель колена побудил своего брата Реувена открыто сознаться в грехе. После того как Иеуда смело признал свою вину в случае с Тамар, Реувен также набрался храбрости и признался: «Я расстроил ложе своего отца».

Однако наши мудрецы приводят и другую причину того, почему Моше благословил Йеуду сразу после Реувена и почему он начал это благословение со слов везот лиуда (а это [благословение] для Йеуды)».

В ходе сорокалетнего скитания по пустыне сыны Израиля несли с собой гробы всех сыновей Яакова, чтобы со временем привести их тела к погребению в Эрец Исраэль. Но, в то время как все другие тела оставались нетленными, кости Йеуды разошлись и начали перекатываться в гробу.

Йеуда сам навлек на себя это наказание, умоляя своего отца Яакова: «Позволь мне взять Биньямина в Египет. Если я не верну его тебе, пусть я буду проклят во все мои дни, даже после смерти». Хотя Йеуда вернул Биньямина Яакову, его проклятие, проклятие праведника, волей-неволей произвело действие. Поэтому душа Йеуды не могла войти в Ган Эден, соответственно, его кости не находили покоя.

Моше умолял Ашема: «Разве может труп Реувена оставаться нетронутым, когда останки Йеуды потревожены? Разве не он побудил Реувена открыто признаться в своей ошибке? Поэтому послушай, Ашем, голос Йеуды!»

Как только Моше произнес слова молитвы: «Слушай, Ашем, голос Йеуды», кости Йеуды соединились. Когда Моше произнес: «и присоедини его к его народу», душа Йеуды была допущена в Небесную ешиву, где она воссоединилась с душами праведных евреев. Последние слова Моше: «и защити его от его притеснителей» стали причиной того, что душа Йеуды достигла высочайшего уровня приближения к Ашему в Грядущем Мире.

Слова Моше везот лиуда (а это [благословение] для Йеуды) также намекают на Тору (ибо слово везот повсюду в Писании намекает на Тору). Моше указывал: «Цари, ведущие происхождение от Йеуды, всю свою жизнь будут учить Тору».

Моше молился: «Властелин Вселенной, прими молитвы царей дома Давида, когда бы им ни угрожала опасность от врагов! Возврати их воинов живыми с поля боя! Пусть им сопутствует удача в битвах и будь им подмогой против неприятеля!»

Моше пророчески предвидел, что время от времени Давид будет попадать в большие беды, поэтому он молил Ашема спасти будущего монарха.

Он также молился за царя Йошияу, предвидя, что тот возвратится к Ашему и разрушит идолов в Эрец Исраэль.

Благодаря молитвам Моше, Ашем принял раскаяние Йошияу и обещал не разрушать Храм во время его правления.

Более того, Моше молился за царя Менаше, чтобы Ашем принял его молитву в вавилонском пленении и освободил его.

Последняя фраза «и будь им подмогой против неприятеля!» — пророческий намек на царя Йеошафата, искавшего помощи Ашема в следующем случае:

Праведный Йеошафат, царь Йеуды, женил своего сына на дочери порочного Ахава, который правил царством Десяти Колен.

Перед тем как пойти на войну против Арама, Ахав попросил Йеошафата присоединиться к нему.

В ходе битвы колесницы врагов окружили Йеошафата, и тогда он обратился к Ашему.

На Небесах постановили, что Йеошафат заслуживает смерти за союзничество с порочным Ахавом, но его молитва и благословение Моше изменили приговор.

«Это не тот, кого мы ищем!» — сказали лучники врага, и их колесницы разъехались. Ашем даровал Иеошафату еще семь лет жизни.

Благословение Леви

Моше благословлял колено Леви:

«Ты (Ашем) одел Аарона, которого Ты нашел праведным, в Свои урим ветумим (нагрудную пластину первосвященника).

Ты испытал Аарона у вод Меривы, когда постановил, что он должен умереть в пустыне, поскольку стоял рядом с ударившим скалу Моше. Аарон мог возмутиться: «Я не совершал никакого греха, почему же я должен умереть?» Но его сердце было безупречным с Тобой; он не жаловался. Поэтому заслужил право носить урим ветумим над своим сердцем».

На другом уровне Моше восхвалял колено Леви, избранное для исполнения Б-жественной службы в Мишкане и Храме:

«Когда бы ты ни испытывал колено Леви, евреи вели себя безупречно; когда Ты испытал их у вод Меривы, они сохранили верность».

В отличие от других евреев левиты не провоцировали Моше у вод Меривы (добыть воду не тем способом, который избрал Ашем). Они также не участвовали ни в одном из десяти испытаний, которыми сыны Израиля испытывали Б-га в пустыне.

«Колено Леви не проявило (фальшивой) жалости к тем, кто поклонялся золотому тельцу; они поражали даже своих родственников.

Они соблюдали Твою заповедь: «Не будет у вас других богов». Они не дали золота на изготовление золотого тельца и не поклонялись ему. Даже в пустыне они соблюдали Твой завет, обрезая своих сыновей (от чего отказывались остальные колена из-за опасностей пути).

Они достойны того, чтобы обучать Твоим законам Яакова и Твоей Торе Израиля. Коэны из этого колена будут ежедневно возжигать пред Тобой воскурения и возлагать жертвы на Твой жертвенник.

Благослови, Ашем, то, чем левиты владеют, и благосклонно прими труды их рук (принесение жертв)».

Почему Моше молился за благословение имущества левитов?

Он просил Ашема свести к минимуму их вовлеченность в материальные дела, чтобы они смогли полностью посвятить себя Торе.

Молитва Моше произвела свое действие: члены этого колена получили такое материальное благословение, что говорилось: «Большая часть коэнов богата». Кроме того, стих: «Я был молод, и теперь я состарился; но я не видел праведника покинутым, а его потомков просящими хлеба» (Теилим 37:25) считают относящимся к коэнам.

Свое благословение Моше завершил так:

«Порази чресла тех, кто восстает на них, и тех, кто их ненавидит, чтобы они не восстали вновь».

Каких врагов левитов имел в виду Моше?

1. Моше молился, чтобы те, кто узурпировал коэнские функции, были уничтожены.

Благословение Моше свершилось, когда царь Узия, правивший царством Иеуды, вошел в Храм, чтобы возжечь воскурения (служение, запрещенное некоэну); Б-г поразил его цараат.

2. Моше пророчески предвидел, что в эпоху Второго Храма Хашмонаи, потомки Леви, будут биться с греческой армией, превосходившей их числом. Поэтому он молил Б-га: «Порази чресла тех, кто поднимается против них».

Почему Хашмонаям сопутствовала удача, и Б-г предал «многочисленных в руки малочисленных»? Это чудо произошло из-за благословения Моше колену Леви.

Чудо Хануки совершилось через потомков Леви, чья святость смогла преодолеть силы нечистоты.

Благословение Биньямина

После благословения колена Леви, члены которого исполняли службу в Храме, Моше обратился к Биньямину, ибо Святая Святых в Храме и жертвенник должны быть построены на его территории.

Моше благословил Биньямина перед Йосэфом, так как Храм, построенный в наделе Биньямина, будет дороже Ашему, нежели Мишкан, расположенный в Шило, что в наделе Йосэфа.

Моше благословил его:

«Биньямин будет пребывать в безопасности, ибо Ашем любит его».

Он подразумевал: «Потомки этого колена будут пребывать в безопасности без страха перед врагом».

Колено Биньямина осталось частью царства Йеуды после разделения еврейского государства на два. Члены этого колена воевали на стороне царей Йеуды, вложив свою долю в победы праведных царей Асы, Йеошафата и Хизкияу. Суть благословения Моше состояла в том, что Биньямин должен победить своих врагов и жить в безопасности.

Моше также ссылался на основателя колена, Биньямина, который «будет пребывать в безопасности» даже в могиле, ибо червям запрещено касаться его трупа.

«Ашем всегда будет парить над наделом Биньямина, чтобы позволить Своей Шехине пребывать там.

Шехина «обитает меж плеч Биньямина» (Храм будет сооружен на высоком холме на его территории.)

Царь Давид страстно желал построить Храм и сделал все, какие только мог, возможные приготовления.

Когда Давид посещал пророка Шмуэля, он изучал законы, относящиеся к будущему Храму. Давид предложил построить Храм на вершине самой высокой горы Эрец Исраэль. Однако они учли стих: «И Он обитает меж его плеч» (33:12). Так как стих не утверждает: «Он обитает на его голове», то есть на вершине человеческого тела, они решили, что Храм следует соорудить на холме в наделе Биньямина, но не на самом высоком холме.

Дарованное Биньямину благословение намекает на три Храма:

— Слова «Он будет пребывать в безопасности над ним» (33:12) намекают на Первый Храм, где Шехина раскрывалась полностью.

— Слова «Он парит над ним» относятся ко Второму Храму, где присутствие Шехины было значительно ослаблено.

— Слова «И он обитает меж его плеч» намекают на Храм времен Машиаха, когда Иерусалим назовут «Троном Ашема» (ИрмеяуЪ: П).

От других колен Биньямина отличало то, что на его земле обитала Шехина. Возможно, именно по этой причине перед благословением Биньямина нет вступительного союза «и» («Биньямину он сказал…»), в отличие от обращения к другим коленам: «И Реувену он сказал», «И Леви он сказал»).

Чем Биньямин заслужил привилегию принимать у себя ШехинуЯ Вот некоторые причины этого:

1. Основатель колена был необычайным праведником, одним из тех, кто умер, не согрешив. Этот праведник, «возлюбленный Ашема», заслужил, чтобы Шехина обитала в его уделе.

Наши мудрецы учили: «Пусть возлюбленный (Шло-мо), потомок возлюбленного (Авраама), построит возлюбленный (Храм) Возлюбленному (Ашему) в наделе возлюбленного (Биньямина), дабы получить искупление для своих возлюбленных (евреев)».

Термин йедид (возлюбленный) означает тесную связь: все перечисленные выше названы так потому, что имели особую связь с Ашемом:

Царь Шломо, построивший Храм, назван пророком «Йедидьей», так как был близок к Ашему. Шломо происходил из рода Авраама, которого звали «возлюбленный», ибо он первым достиг высочайшего уровня близости к Ашему. Храм также назван «возлюбленным», — ибо сказано: «Как возлюблены Твои мишканот (Храмы), О, Ашем Воинств» (Теплим 84:2), ибо он приближал Шехину к еврейскому народу. Затем Ашем назван «Возлюбленным», ибо Он близок к нам, а Биньямин заслужил этот титул благодаря особой связи с ним Ашема.

2. Биньямин, младший из сыновей Яакова, всегда оставался с отцом. Когда Яаков желал куда-нибудь пойти, то опирался на плечи своего сына. Сказал Ашем: «Праведник Яаков клал руки на плечи Биньямина; Я позволю Моей Шехине покоиться там же, «между плеч».

3. В продаже Йосэфа участвовали все колена, кроме Биньямина. Сказал Ашем: «Когда народ будет молиться Мне в Храме, Я пожалею их. Я не могу позволить Моей Шехине пребывать на земле любого из тех, кто не пожалел своего брата, когда он просил пощадить его жизнь».

4. Биньямин очень хотел, чтобы Шехина пребывала в его наделе.

Женив всех сыновей, отец переехал жить в другой город. Однажды он захотел навестить детей. Тотчас братья начали спорить, кто первый пригласит отца.

Только младший сын молчал. «Конечно же, отец, прежде всего, воспользуется гостеприимством старших братьев», — печально думал он.

Отец понял мысли младшего сына и решил: «Угощение буду принимать от старших детей, а жить буду у тебя».

Вот так и Ашем обещал Биньямину: «Шехина будет пребывать в твоем уделе, а все остальные колена будут приносить жертвы в Храм».

Благословение Йосэфа

Моше благословил надел Йосэфа, чтобы он приносил больше изысканных плодов, нежели другие.

Йосэф заслужил это, отвергнув притязания жены Потифара.

Когда Адам согрешил, послушав свою жену, была проклята земля. Так как Йосэф не послушал жену Потифара, его земля получила особое благословение.

Моше объявил:

«Да будет благословлена Ашемом его земля с ее сладкими плодами, производимыми с помощью росы и дождя с небес и с помощью воды из земных глубин, с ее сладкими плодами, выросшими благодаря щедрому солнечному свету и влиянию луны (некоторые растения, например, огурцы и дыни, созревают от лунного света).

Пусть его горы будут благословлены самым ранним созреванием урожая, а его земля — вечно плодоносящими холмами.

Пусть его земля будет благословлена изысканными плодами, плодородием и доброй волей Того, Кто явил Себя мне первый раз в терновнике.

Пусть это благословение станет короной на голове Йосэфа, на голове того, кто был разлучен со своими братьями, продавшими его. Тем не менее он простил их и поддержал в годы голода».

Моше завершил благословение пророчеством о двух самых известных потомках Йосэфа: Йеошуа и Гидоне.

«Вождю Йеошуа, его потомку, будут дарованы сила быка и великолепные рога Рвэма. Ими он пронзит тридцать одного ханаанского царя.

Десятки тысяч (хананеев) будут убиты Йеошуа, потомком Эфраима, и тысячи (мидьянитян) — судьей Гидоном, потомком Менаше».

В соответствии с благословением Моше на знамени Эфраима был изображен бык, а на знамени Менаше — Реэм.

Благословение Зевулуна и Иссахара

Моше благословил Зевулуна и Иссахара вместе, ибо эти два колена были партнерами: колено Зевулуна занималось торговлей и заработанные деньги делило с коленом Иссахара, члены которого посвятили себя изучению Торы.

Хотя Иссахар был старше, Моше благословил первым Зевулуна, ибо только с помощью последнего Иссахар мог продолжать свои занятия.

Моше благословил их: «Преуспевай, Зевулун, в своем выходе (в мир) по делам, и Иссахар в своих шатрах за изучением Торы».

Моше уверил Зевулуна, что его путешествия не будут сопряжены с опасностью или даже с возможностью неудачи. Так как в его намерения входила денежная помощь Иссахару, то успех и безопасность ему были гарантированы.

Кроме того, Зевулуну следовало возрадоваться, ибо его партнерство с Иссахаром сулило ему награду в Грядущем Мире.

Благословение Иссахара — самое немногословное из всех. Моше изложил его всего в двух словах: «веиссахар беоалеха (и Иссахар [возрадуется] в своих шатрах)». На самом деле эти два слова включают в себя все возможные благословения. Моше говорил этому колену: «Возрадуйтесь, изучая Тору, ибо нет в этом мире большей радости, нежели ее изучение. Сказано: «Повеления Ашема праведны и радуют сердце» (Теилим 19:9). Кроме того, ты возрадуешься в Небесном шатре вверху, где твоя радость будет полной».

Это имя можно прочесть и как еш схар (есть награда). В нем содержится намек на то, что полная награда за Тору будет дарована в мире еш (сущностном мире) (то есть, в Грядущем Мире), ибо наслаждения этого мира мимолетны (Црор амор).

Две буквы син в имени Иссахар намекают на то, что награда разделена: одна часть идет изучающему Тору, другая тому, кто поддерживает его материально (Р. Бехае).

Моше продолжал: «Мудрецы из колена Иссахара будут экспертами по установлению новомесячий; то есть, по их слову колена будут восходить в праздники на Храмовую гору для совершения жертвоприношений.

Иссахар и Зевулун получат доход от богатств моря (вдоль берегов которого расположены их наделы). Они будут ловить и продавать дорогого тунца, а также хилазо-на (чьей кровью красят в голубой цвет одну нить цицит); из белого прибрежного песка они будут вырабатывать ценное прозрачное стекло; со временем они обнаружат в песке выброшенные на берег сокровища с потерпевших крушение кораблей.

Благодаря богатству у Иссахара и Зевулуна будет свободное время для изучения Торы». Ошибается тот, кто думает, что занятое бизнесом колено Зевулуна изучало Тору от случая к случаю.

Деловые люди, поддерживающие талмидей хахамим, обязаны отводить определенное фиксированное время для самостоятельного изучения Торы.

Моше также предсказал: «Деловая активность Зевулуна привлечет на побережье Средиземного моря купцов-неевреев. Они скажут: «Раз уж мы проделали такой длинный путь, давайте съездим в столицу страны евреев, посетим их Храм и посмотрим, каким божествам они поклоняются и каковы их обычаи».

Когда они приедут в Иерусалим и увидят, как евреи объединяются в своем поклонении одному Б-гу, как едят лишь определенную пищу (то есть, кашерную), это произведет на них сильнейшее впечатление и они провозгласят: «Мы никогда не встречали народа, подобного этому!»

Они признают тщетность своих идолопоклоннических культов, и впоследствии многие из них обратятся в иудаизм и принесут благодарственные жертвы на горе Мория».

Благословение Гада

О Гаде Моше сказал:

«Благословен Тот, Кто расширит землю Гада». Наделом Гада стали земли Сихона и Ога на восточном берегу реки Иордан. Хотя они уступали в плодородии Эрец Исраэль, но были весьма обширны, далеко простираясь на восток.

«Гад пребывает подобно львице, а когда выходит на войну, его жертвы легко узнать, ибо одним ударом он лишает их руки и головы».

Гад нуждался в благословении своей боевой силы, ибо, пребывая на восточном берегу Иордана, он постоянно подвергался опасности нападения врагов.

«Члены колена Гада избрали в качестве надела земли Сихона и Ога, завоеванные первыми, ибо знали, что именно там будет похоронен Моше.

Мужчины этого колена шли впереди сынов Израиля при завоевании Святой Земли. Они были праведны и сдержали данное Моше слово — не возвращаться домой на восточный берег Иордана до окончания раздела Земли».

Своим благословением Моше в сущности простил Гада за то, что тот избрал надел за пределами Эрец Исраэль. Члены колена Гада частично мотивировали свою просьбу желанием иметь в своем наделе могилу Моше; кроме того, они исполнили свой долг перед другими коленами, помогая в завоевании Эрец Исраэль.

Благословение Дана

Моше благословлял Дана: «Дан силен, как молодой лев».

Моше имел в виду, что Дан, надел которого располагался на северной границе Эрец Исраэль, будет защищать Землю от врагов.

«Его надел питается влагой из реки Иордан, берущей свое начало в пещере Памияс в уделе Дана.

По этой реке проходит граница между Эрец Исраэль и Башаном, землей Ога.

Земля вдоль Иордана хорошо орошается и плодородна». Благословение Моше намекает также, что надел Дана в Земле будет состоять из двух частей. Вначале он получил землю в центре Эрец Исраэль, но посчитал свою долю недостаточной. Поэтому его воины завоевали земли Лешем, граничащие с Башаном в северной части Эрец Исраэль.

Благословение Нафтали

Моше благословлял Нафтали:

«Члены колена Нафтали будут довольны своим наделом. В него входит долина Гинносар, где раньше всего созревают плоды. Тот, кто видит в своей земле роскошные, прекрасные плоды, благодарит и восхваляет Ашема.

Он унаследует озеро Кинэрет и полоску земли к югу, где может раскидывать свои рыболовные сети».

Первые буквы трех первых слов этого благословения образуют слово нэшер, которое намекает на прославленную быстроту Нафтали; Нафтали был «скор как орел» при исполнении приказаний Ашема.

Благословение Ашера

«Пусть Ашер будет благословлен сыновьями».

Произнесенное Моше слово «сыновья» относится к потомкам Ашера, которые были знатными людьми и коэнами, ибо многие прекрасные дочери из колена Ашера вышли замуж за сановитых евреев.

«Пусть он будет благосклонно принят своими братьями». К Ашеру благоволили все, ибо его молодые девицы были прекрасны.

Кроме того, слова Моше относились к основателю колена Ашеру, на которого братья смотрели сверху вниз за то, что он сообщил им: «Реувен расстроил ложе Яакова!»

«Как ты можешь говорить такие возмутительные слова о нашем старшем брате!» — укоряли они его.

Братья приняли Ашера только после того, как Реувен признался в совершении греха.

«И пусть его ноги будут погружены в масло».

На земле Ашера росло так много оливковых пальм, что масло текло с них, как из источника. Поэтому мужчины этого колена могли позволить себе роскошь купаться в масле.

Моше заключил:

«Твоя земля окружена горами, где добывают железо и медь; в старости ты будешь так же силен, как и в юности».

Моше благословил это колено сохранением силы до старости, так как добыча железа и меди преждевременно ослабляет людей.

Благословение Моше исполнилось. Об одной женщине из колена Ашера сказано, что она и в старости была так же сильна и прекрасна, как девушка из другого колена.

В завершение Моше произнес восхваления Ашему и еврейскому народу

После благословений Моше произнес восхваления Ашему и Общине Израиля.

Эти восхваления Ашему должны были показать евреям, что Б-г поможет им даже после неминуемой смерти Моше.

«Знай, Иешурун, что среди богов других народов нет равного Всемогущему. Он самый могущественный и наверху, и внизу. Он управляет верхними сферами и оттуда помогает вам. Его величие пребывает на Небесах.

Тем не менее Он надзирает над всем, что происходит на земле. С древних времен среди вас, евреев, обитает Б-г, ради вас был создан мир. Вы — опора мира, который существует ради вас.

Он гнал перед вами врагов — Он уничтожил египтян, Сихона и Ога —и Он сказал: «Истребите их!» (Б-г приказал нам уничтожить Амалека и семь народов Ханаана.)»

Моше объявил, что евреи будут жить в Эрец Исраэль спокойно и в безопасности:

«Каждый еврей будет пребывать в безопасности в Земле зерна и вина в соответствии с благословением Яакова: «И Б-г будет с вами и возвратит вас в Землю ваших праотцев». И Небеса прольют на вас росу благословений в соответствии со словами Ицхака: «Пусть Б-г даст вам от росы Небес».

Моше закончил так:

«Счастлив ты, Израиль! Кто еще подобен тебе, народу, избранному Ашемом! Как же велика награда, которую Он уготовил вам в Грядущем Мире! Он вернет вам меч вашего величия и (духовные) короны, которые Он снял с вас после того, как вы согрешили с золотым тельцом.

Ваши враги так устрашатся вас, что откажутся от самих себя и вы будете попирать их высоты».

Последнее благословение Моше намекало на конечную награду Общины Израиля в Грядущем Мире. В качестве доказательства того, что сбудутся его обещания в отношении духовной награды, Моше привел знаки того, что произойдет в этом мире: враги сынов Израиля откажутся от самих себя, и евреи наступят им на горло.

Слова Моше сбылись во времена Йеошуа: гивониты скрыли свою принадлежность к семи народам, и Йеошуа приказал своим полководцам наступить на горло пяти вражеским царям (Йеошуа 10:24).

Моше умирает на горе Нево

Завершив свои благословения, Моше сказал народу: «Скоро я умру. Я причинил вам много неприятностей своими упреками ради Торы и заповедей. А сейчас, — простите меня!»

Они отвечали: «Наш господин и учитель, мы прощаем. Теперь прости и нас — мы нередко гневали тебя и доставляли тебе огорчения».

«Я прощаю вас», — отвечал Моше.

Ашем сказал Моше: «Не медли. Подымись на гору Нево!»

Моше тотчас подчинился. Путь к вершине проходил через двенадцать уступов, но Моше преодолел их на одном дыхании (так как был преисполнен желания быстрее исполнить волю Ашема). В свои сто двадцать лет он был так же силен, как и в молодости.

С вершины горы Моше обозревал Эрец Исраэль. Так Ашем исполнил его желание увидеть Землю. Моше просил об этом с целью благословить Землю, чтобы сынам Израиля было легче завоевать ее.

Всемогущий позволил Моше увидеть и те земли, куда никогда не ступит нога его преемника Йеошуа. Ашем показал ему места, откуда в будущем будут исходить опасности и несчастья, тем самым побуждая Моше молиться за безопасность и благополучие своего народа.

Затем Моше увидел будущее сынов Израиля вплоть до эпохи Машиаха: он увидел, как Йеошуа воюет с тридцать одним ханаанским царем, увидел эпоху Судей, времена правления дома Давида, а также царя Шломо, подготавливающего сосуды для Храма. Он даже сумел увидеть пред-мессианскую войну Гога и Магога и поражение Гога.

В час смерти Моше также было пожаловано то, в чем до сих пор ему было отказано:

Когда Моше просил Ашема: «Пожалуйста, открой мне Свои пути управления делами мира». Всемогущий отвечал: «Ни один человек не может увидеть Меня и остаться в живых!»

Однако перед смертью Моше было даровано это понимание. Таким образом, он достиг пятидесятой, последней ступени мудрости.

В минуту смерти Моше Ашем хотел продемонстрировать Небесному воинству его величие.

Ашем хотел доказать ангелам: святость Моше столь велика, что им неподвластно его тело. Это должно было заставить их признать, что Ашем поступил правильно, отняв у них Тору и передав ее Моше.

Поэтому Он призвал ангела Гавриэля и приказал ему: «Иди и принеси Мне душу Моше!»

«Властелин Вселенной, как могу я лишить жизни человека, который равнозначен 600 000 евреев?»

«Тогда иди ты,» — приказал Ашем Михаэлю.

«Я не смогу видеть, как он умирает, — отвечал Михаэль. — Я был его наставником. (Михаэль — это ангел Милосердия, учивший Моше защищать евреев.)»

Тогда Всемогущий повернулся к Самаэлю (он же Сатан): «Иди и принеси Мне душу Моше!»

Самаэль схватил свой меч (дух нечистоты, с помощью которого он надеялся победить святость Моше) и полетел вниз.

Ашем вызвал духовное противостояние Моше и Самаэля, чтобы показать: праведники неподвластны Сатану. Кроме того, духовная победа Моше над Самаэлем помогала праведникам последующих поколений одолевать его.

Он застал Моше, вписывающим в свиток Торы четырехбуквенное Имя Ашема. Лицо Моше светилось, подобно солнцу, он походил на ангела.

Самаэль испугался. «Никто из ангелов не может забрать душу Моше», — подумал он, затрепетал и не смог вымолвить ни слова.

Однако Моше знал, что рядом находится Самаэль, хотя тот ни чем не обнаружил себя.

Моше спросил его сурово: «Что ты делаешь здесь, злодей?»

Самаэль собрал все свое мужество и отвечал: «Я пришел забрать твою душу!»

«Кто послал тебя?» — задал вопрос Моше. «Тот, Кто сотворил все», — отвечал Самаэль. «Он, безусловно, не хочет, чтобы ты забрал мою душу (а желает моей победы)», — сказал Моше.

«Я забираю души всех людей, — настаивал Самаэль. — И это естественный закон вселенной».

«Но я не подчиняюсь законам природы, — возразил Моше. — Я — сын Амрама. Я свят с рождения, ибо родился уже обрезанным и мне не требовалось обрезание. Я мог ходить и говорить уже с самого первого дня своей жизни (как и Адам до греха).

Когда мне было три месяца, я предсказал, что получу Тору. (По этой причине Моше отказался пить молоко египтянки, когда его нашла дочь фараона). Воспитываясь во дворце фараона, я еще ребенком снял с его головы корону (как знамение его будущего падения). Когда мне было восемьдесят лет, Б-г избрал меня, чтобы совершить множество чудес в Египте. Я вывел оттуда 600 000 евреев на глазах египтян. Я рассек море на двенадцать частей. Я превратил горькую воду в сладкую (в местечке Мара в пустыне). Я побывал на Небесах, спорил с ангелами, не желавшими, чтобы Тора была отдана евреям, получил Тору из огня и пребывал около Небесного Трона Славы, беседуя со Всемогущим лицом к лицу. Я принес Тору и секреты ангелов людям. Я бился против могучих гигантов Сихона и Ога, переживших Потоп. Я заставлял останавливаться солнце и луну во время битвы и своими руками убил Сихона и Ога. Кто еще из людей смог бы сделать все это? (Поэтому естественные законы, позволяющие забрать душу человека, неприменимы ко мне.) «

Самаэль улетел обратно к Ашему, признав свое поражение.

Тогда Ашем наделил его еще большей силой и приказал вернуться к Моше. (Б-г желал, чтобы Моше одержал еще более значительную победу над Сатаном.)

Самаэль кружился над головой Моше, вытащив меч из ножен. Моше изо всей силы ударил ангела посохом, на котором было вырезано Имя Б-га. Самаэль отступил, но Моше догнал его и ослепил Лучами Славы, исходящими от его лица.

Мидраш снова символически описывает духовную битву. В это самое время Моше создал возможность уничтожения в человеке физиологического влечения к идолопоклонству, возможность, которой воспользовались Мужи Великого Собрания. Лучи Славы исходили из переносицы Моше, ибо он никогда не использовал свои глаза для дурных целей. Его великие заслуги «ослепили Самаэля», то есть, ослабили власть зла и помогли последующим поколениям победить его.

Небесный Голос провозгласил: «Близится минута твоей смерти!»

«Не предавай меня в руки ангела Смерти! — умолял Моше Ашема. — Вспомни, как я служил Тебе в молодости, когда Ты открылся мне в терновнике и когда я сорок дней и ночей простоял на горе Синай, с напряжением изучая Тору!»

«Не бойся! — объявил Небесный Голос. — Я Сам позабочусь о тебе».

Моше встал и приготовился к смерти, освящая себя подобно ангелу.

Ашем сошел вместе с ангелами Михаэлем, Гавриэлем и Загзагаэлем. Михаэль подготовил ложе для Моше, Гаври-эль развернул льняной покров для его головы, а Загзагаэль — другой покров для его ног.

Михаэль, ангел Милосердия, приготовил ложе для Моше, показывая, что в основе действий Моше-руководителя всегда лежало милосердие, хотя он часто укорял евреев. По этой же причине покров для головы Моше, развернутый Гавриэлем, ангелом Справедливости, был из льна — лен символизирует милосердие. Загзагаэль, самый святой из ангелов, укрыл ноги Моше, что символизировало святость всех деяний Моше.

Всемогущий сказал: «Моше, закрой глаза!»

Тот подчинился.

«Положи руки на грудь», — приказал Всемогущий.

Моше так и сделал.

«Сложи ноги вместе», — приказал Б-г.

Моше поступил согласно повелению.

Ашем призвал душу Моше:

«Дочь моя, — обратился Он к ней. — Я решил, что ты будешь пребывать в теле Моше в течение ста двадцати лет. Теперь ты должна его покинуть».

Душа отвечала: «Властелин вселенной, разве есть еще такое чистое тело, как у Моше? Я люблю его и не хочу покидать».

«Ты будешь пребывать под Моим Небесным Троном Славы вместе с ангелами,» — пообещал Ашем.

«Мне лучше оставаться в теле Моше, нежели быть вместе с ангелами, — возражала душа. — Он чист как ангел, хотя и живет на земле. Вспомни, однажды Ты разрешил двум ангелам Узе и Азаэлю обитать среди людей, и они испортили себя этим. Моше не жил со своей женой с того самого дня, как Ты обратился к нему из терновника. Пожалуйста, оставь меня в теле Моше!»

Получив от души доказательства чистоты тела, Ашем как бы поцеловал Моше. Душа испытала всепоглощающий восторг Б-жественного присутствия (превышающий наслаждение от пребывания в теле Моше) и возвратилась к Ашему.

Моше оплакивают на Небесах и на земле, а хоронит его Сам Всемогущий

Небеса рыдали, говоря: «Благочестивый исчез с земли» (Миха 7:2). Земля рыдала, скорбя: «…и нет больше прямого среди людей» (там же).

Ангелы восхваляли его: «Справедливость Ашема он творил и Его суд с Израилем» (Дварим 33:21).

Небесный Голос объявил: «Моше, великий писец Израиля (переписавший для евреев Тору), умер». Голос продолжал восхвалять его:

«Моше трудился и заслужил четыре короны: о Корону Торы, которую он принес на землю.

•  Корону священства (когда действовал как первосвященник во время инаугурации Мишкана).

•  Корону царствования.

•  Корону доброго имени, полученную им за свои добрые дела».

Моше умер на горе Нево в уделе Реувена, но ангелы перенесли его на расстояние четырех миль в удел Гада, в место, предназначенное для его захоронения.

Когда ученик Моше, Йеошуа, услышал о его смерти, он скорбел: «Отец мой, отец мой, мой учитель, мой учитель! Отец мой, ибо ты воспитал меня; мой учитель, с юности учивший меня Торе».

Он скорбел до тех пор, пока Ашем, в конце концов, не упрекнул его: «Разве ты один потерял Моше? Я тоже потерял его. Кто встанет, чтобы упрекнуть евреев ради Меня, и защитит их, как это обычно делал Моше? (Тебе не подобает выражать свое личное горе; но следует скорбеть о потере еврейским народом его великого вождя)».

Царя гневило дурное поведение его сына. Часто он был готов наказать того за недостаток почтения, но мать принца всегда вмешивалась и смягчала гнев царя.

После смерти жены царь был безмерно несчастен. Он объяснял своим приближенным: «Я оплакиваю не только ее, но и будущее сына».

Так Ашем объяснял ангелам: «Потеря Моше может иметь для Общины Израиля трагические последствия. Я часто гневался на еврейский народ, но Моше всегда просил за евреев и, тем самым, смягчал Мой гнев».

Ашем Сам похоронил Моше в степях Моава, возле Бейт Пэора.

Чем Моше заслужил, чтобы его похоронил Сам Всемогущий?

Перед тем как сыны Израиля ушли из Египта, Моше три дня и три ночи искал гроб Йосэфа, чтобы исполнить данное тому древнее обещание — похоронить его останки в Эрец Исраэль.

В то время как евреи, собравшиеся для Исхода, нагрузились золотом и серебром египтян, Моше нес на своих плечах только гроб Йосэфа. Он был мудрым человеком, не упускающим ни одной возможности исполнить заповедь.

Ашем сказал: «То, что ты сделал, может показаться тебе малозначимым, но в Моих глазах это было великой добротой. Йосэф был обязан похоронить своего отца в Эрец Исраэль, так как был его сыном. Но ты не сын и не внук Йосэфа и не должен заботиться о его теле. Тем не менее ты поступил так. Я, не имеющий обязательств перед человеком, похороню тебя».

Да будет благословенно Имя Господина Вселенной, Который учил нас Своим праведным путям!

•  Он учил нас давать одежду нуждающимся, когда Сам одел Адама и Хаву.

•  Он учил нас навещать больных, когда явился к Аврааму, который поправлялся после болезненного обрезания.

•  Он учил нас утешать скорбящих. После смерти Авраама Он явил Себя Ицхаку, чтобы утешить его и благословить словами утешения скорбящих.

•  Он учил нас поддерживать голодных, когда посылал ман сынам Израиля.

•  Он учил нас хоронить усопших, когда Сам вместе с ангелами хоронил Моше.

Моше умер седьмого адара, в день своего рождения, в возрасте ста двадцати лет. После смерти его тело не подверглось разложению (благодаря его великой святости).

В течение тридцати дней после смерти Моше Облако Славы не отходило от Мишкана. Сыны Израиля оставались в степях Моава, чтобы оплакивать Моше.

В этот траурный период были забыты триста законов. Дело обстояло следующим образом:

Перед смертью Моше призвал к себе своего ученика и преемника Йеошуа: «Теперь расспроси меня о любом законе Торы, требующем разъяснения».

Йеошуа отвечал: «Мой учитель, разве когда-нибудь я не стоял рядом с тобой в доме учения? Разве ты сам не написал в Торе, что я никогда не покидал шатра для занятий?»

Его ответ огорчил Моше, ибо из него следовало, что Йеошуа более не нуждался в опеке Моше.

Вследствие того, что он причинил Моше огорчение и выказал гордыню, Йеошуа забыл триста законов и засомневался относительно семисот других — все это в течение месяца после смерти Моше.

Сыны Израиля сказали Йеошуа: «Попроси Ашема снабдить тебя ответами».

Йеошуа пояснял им: «После смерти Моше Небеса более не будут восстанавливать забытый закон Торы с помощью явного пророчества. Он может быть возвращен только путем упорного труда мудрецов Торы (посредством глубокого анализа в соответствии с синайскими правилами толкования Торы)».

Однако Йеошуа не мог восстановить утраченные законы, и сыны Израиля весьма негодовали на него за это.

(Позже эти законы были восстановлены и объяснены великим мудрецом Отниэлем бен Кеназом, первым судьей. Его называли также Яавец, ибо он направлял других в изучении Торы и распространял ее знание.)

Со смертью Моше народ утратил три великих дара:

Ман. Небесный хлеб был дарован ради Моше. Хотя он перестал падать в день смерти Моше, оставшегося чудесным образом хватило на целый месяц, вплоть до 16 нисана. (Однако, если при жизни Моше ман приобретал любой желаемый вкус, то после его смерти он имел лишь один вкус. Евреи удостоились находить в мане многие вкусы, поскольку раскрывали «многие вкусы /оттенки/» при изучении Торы. Так как после смерти Моше уровень изучения Торы упал, то и вкус мана больше не менялся.) 16 нисана евреи пересекли Иордан, вошли в Эрец Исраэль и совершили приношение омера, что позволило им употреблять в пищу в Ханаане зерно нового урожая.

• Колодец Мирьям. Колодец перестал давать воду после смерти Мирьям, но затем вода появилась вновь ради заслуг Моше и не иссякала вплоть до его смерти.

•  Семь Облаков Славы, как стены, защищавшие сынов Израиля в пустыне, и столб огня, освещавший дорогу ночью. Облака пропали в момент смерти Аарона, но вернулись ради заслуг Моше и сопровождали евреев до его кончины.

В Грядущем Мире Ашем вернет нам эти три дара.

Почему могила Моше располагалась вблизи Бейт Пэора и почему она была сокрыта?

Ашем не позволил, чтобы Моше был похоронен в Эрец Исраэль. Он был предан земле в пустыне, в местечке, названном в Торе Бейт Пэор.

Поклоняясь богу Пэору в Шитиме и распутничая с дочерьми Моава, сыны Израиля сотворили обвиняющего ангела. (Прегрешение сотворяет ангела или духовную силу, обвиняющую грешника.)

Благодаря своей великой святости, Моше мог помешать этому ангелу причинять вред сынам Израиля; он как бы заточил его под землей в точке, называемой Бейт Пэор. Каждую годовщину греха в Шитиме обвиняющий ангел может освободиться и обвинить сынов Израиля (ибо они оказались не в состоянии полностью очистить себя). Пока Моше был жив, он мог силой вернуть ангела в его узилище.

Чтобы праведность Моше могла защитить евреев даже после его смерти, Ашем расположил его могилу около Бейт Пэора, откуда поднимается обвиняющий ангел. Увидев могилу Моше, он возвращается в свою подземную тюрьму.

Таким образом, Мидраш учит, что погребение Моше в пустыне искупает грех сынов Израиля в Шитиме, подобно тому как заслуги Моше защищали их от пагубных последствий этого греха при его жизни. Одновременно мы узнаем о невероятной вредоносной мощи этого греха, требующего такого искупления.

Еще в ходе Шести дней Творения Всемогущий приготовил место для захоронения Моше, которое искупит грех с Пэором.

Хотя в Торе описано местоположение могилы Моше в земле Моава, напротив Бейт Пэора, — никто не смог найти ее.

Однажды верховные римские власти приказали правителю области, где расположена могила Моше, найти ее.

Римляне взошли на гору, и им показалось, что они видят могилу внизу, но спустившись, обнаружили могилу над собой. Тогда они разделились на две группы: одна поднялась на гору, а другая осталась у подножия. Тем, кто стоял внизу, казалось, что могила находится наверху, а взошедшие на вершину видели могилу внизу.

Почему Б-г скрыл могилу Моше от людей?

1. Ашем боялся, что перед разрушением Храма и последующим изгнанием евреи бросятся к могиле Моше, станут рыдать и кричать: «Моше, упроси Ашема предотвратить беду!» Великая сила молитв Моше после его смерти предотвратит разрушение (Ашем не мог позволить этого, ибо тогда Ему пришлось бы уничтожить весь еврейский народ).

2. Местонахождение могилы Моше скрыто, чтобы предотвратить принесение жертв и воскурение благовоний вне Храма, а также, чтобы неевреи не осквернили ее изображениями идолов.

3. Сокрытие места погребения служит также наказанием для Моше за его бездействие в Шитиме, где Зимри ввел в свой шатер мидианскую принцессу Козби. Моше должен был предпринять сверхусилие и вспомнить соответствующий закон, а вместо этого он впал в отчаяние, дав Пинхасу возможность претворить в жизнь закон убийством Зимри.

Рав Гирш (Дварим 1:1) указывает, что о Моше не сохранилось никакого материального напоминания — ни колонны, ни камня, ни даже сведений о местонахождении его могилы. Все, что осталось от Моше в этом мире, это слова Б-га (которые доказывают, что Моше добился полного самоотречения, ибо все его бытие было лишь средством передачи послания Ашема).

Подземный ход ведет от могилы Моше к пещере Махпела, где похоронены праотцы.

Последние восемь стихов Торы

В последних восьми стихах Торы рассказано о смерти и погребении Моше: «И Моше, слуга Ашема, умер в земле Моава…»

Кто написал эти стихи?

Рабби Меир учил: «Моше написал Тору полностью от первого до последнего стиха. Он повторял все, что Ашем диктовал ему, а затем записывал стих. Но последние восемь стихов он не повторял, ибо ему было очень больно. Он написал их больше слезами (бедима), чем чернилами, и позднее Йеошуа обвел все чернилами».

Маарша считает, что выражение «слезами» следует понимать буквально, то есть, Моше писал слезами вместо чернил. По мнению Виленского Гаона, выражение бедима здесь означает «в смятении». Ашем диктовал Моше буквы последних восьми стихов Торы в различных комбинациях слов в соответствии с их тайным смыслом. (Все буквы Торы в различных сочетаниях выражают Имена Б-га.) Позднее Йеошуа было приказано переставить буквы в соответствии с их простым значением.

Пояснения Маарши объясняют, как Моше мог написать последние стихи Торы в Шабат, день своей смерти (Зоар, Итро 88б). Тора не запрещает «писать слезами» в Шабат.

Пророчества и чудеса Моше превосходят совершенное другими пророками

Достижения Моше в Торе, мудрости и пророчестве являются непревзойденными.

Никакой другой пророк не мог беседовать с Ашемом в любое время, без подготовки, и лицезреть Его с абсолютной ясностью.

Царь Шломо хотел, подобно Моше, иметь возможность говорить с Ашемом в любое время. Но Небесный Голос объявил: «И не поднимался в Израиле пророк, подобный Моше» (Дварим 34:10).

Поскольку пророчество Моше возвышается над всеми другими пророчествами, то никакой пророк и никакой еврейский суд не могут изменить или отменить ни одного слова Торы.

Ни один из пророков более поздних времен не мог совершать чудеса так же открыто, как Моше. Его чудеса лицезрел весь наш народ (более одного миллиона взрослых людей).

Все евреи видели, как были поражены египетские первенцы (это была демонстрация сильной руки Б-га) и как Моше рассекал Ям Суф. Они испытали Дарование Торы и стали свидетелями чудес в пустыне. Так они учились бояться Б-га.

Ашем позволял Моше совершать чудеса при большом скоплении людей, чтобы Тору приняли все последующие поколения.

В будущем Сам Ашем совершит подобные и даже более великие чудеса.

Мидраш перечисляет десять таких чудес:

1. После Исхода из Египта столб огня ночью освещал дорогу сынам Израиля.

В будущем Ашем осветит мир великолепным светом, ибо сказано (Йешаяу 30:26): «И свет луны станет таким же ярким, как солнца, а свет солнца увеличится в семь раз». Этот сильный свет излечит больных (и сожжет грешников).

2. В пустыне евреи пили из колодца Мирьям. В будущем Ашем снабдит людей водой из животворного источника в Иерусалиме, который излечит больных, не вылеченных солнечным светом (например, цараат).

3. В пустыне евреи питались маном, В будущем деревья будут плодоносить каждый месяц, и эти фрукты будут лечить врожденные дефекты, например, хромоту и слепоту.

4. В пустыне Ашем приютил сынов Израиля в шатрах (другие толкователи считают, что Он окружал их Облаками Славы). В будущем Он восстановит все города, лежащие в развалинах.

5. Мишкан был построен из золота, серебра и драгоценных камней. В будущем Ашем отстроит Иерусалим из сапфировых камней, светящихся подобно солнцу, и народы мира придут и засвидетельствуют возвышенное положение сынов Израиля.

Когда рабби Йоханан учил: «В будущем Всемогущий оправит ворота Иерусалима алмазами и драгоценными камнями размером в тридцать локтей», его ученик усмехнулся.

«Разве такое может быть? — потешался он. — Таких больших алмазов не бывает».

Позднее этот ученик плыл по морю на корабле, и Ашем явил ему ангелов, вырубавших алмазы размером тридцать на тридцать локтей.

Он спросил: «Для чего предназначены эти алмазы?»

Ангелы отвечали: «Всемогущий украсит ими ворота в Иерусалиме».

Вернувшись домой, ученик сказал: «Рабби, ты был прав: я действительно видел такие алмазы».

«Невежда! — воскликнул рабби Йоханан. — А если бы не увидел, то сомневался бы в моих словах?! Ты глумился над учением мудрецов!»

Один суровый взгляд рабби Йоханана — и ученик превратился в груду безжизненных костей.

6. В будущем Ашем установит мир между домашними и дикими животными.

7. Ашем заключит завет со всеми животными, чтобы они не причиняли вреда сынам Израиля. (Более того, они будут служить евреям, как служили Адаму в Ган Эдене.}

8. Ашем принесет мир и изобилие, не будет более горя и страданий.

9. Смерть будет побеждена, ибо сказано (Йешаяу 25:8): «Он поглотит смерть навсегда».

10. Исчезнет печаль и тоска, ибо побуждение ко злу будет уничтожено, и, следовательно, страдания и боль перестанут существовать. Люди возрадуются в изучении Торы и в познании Ашема.

Конец Торы связан с ее началом

Тора заканчивается словом «Израиль», а начинается словом Берешит (В начале). Это намекает на то, что мир был создан для Общины Израиля, ибо сказано: «Свят для Ашема Израиль, начаток Его урожая» (Ирмеяу 2:3). Ашем задумал создание Вселенной ради сынов Израиля, народа, который будет изучать и соблюдать Его законы.

Вместо заключения

Рабби Элазар учил: «Разделы Торы расположены не в той последовательности, как было задумано изначально, чтобы прозорливый ученик не обнаружил, как оживлять мертвых и совершать чудеса. Поэтому Всемогущий скрыл их правильный порядок.

Теперь, когда они расположены в иной последовательности, проще изучать Тору с чистыми намерениями (а не для того, чтобы совершать чудеса), достигая, тем самым, Грядущего Мира».

Тора одаряет нас и физически, и духовно, как пояснял Моше (Дварим 6:24): «И Ашем повелел нам исполнять все эти законы, чтобы бояться Ашема, нашего Б-га, дабы это было благом для нас во все дни (в Грядущем Мире) и чтобы дать нам жизнь как ныне (в этом мире)».

Царь нанял двух работников заполнить землей громадную яму. Первый взглянул в нее и сказал: «Ее никогда не закопать!» И ушел. Другой сказал: «Не важно, закончу я дело или нет. Царь платит мне за него. Буду радоваться, что у меня есть работа!»

Так говорит Ашем: «Тора бесконечно широка и глубока, но это не твоя забота. Ты — рабочий-поденщик, нанятый Мной. Исполняй же свое дневное задание!»

Восхваления Торы

משיבת נפש

תורת ה׳ תמימה

מחכימת פתי

עדות ה׳ נאמנה

משמחי לב

פקודי ה׳ ישרים

מאירת עינים

מצות ה׳ ברה

עומדת לעד

יראת ה׳ טהורה

צדקו יחדיו

משפטי ה׳ אמת

Тора Ашема совершенна.

Она возрождает душу.

Свидетельство Ашема верно.

Оно умудряет глупца.

Приказы Ашема справедливы.

Они радуют сердце.

Заповедь Ашема ясна.

Она освещает глаза.

Страх перед Ашемом чист.

Он устоит навеки.

Постановления Ашема истинны.

Они справедливы вместе.

Эти стихи псалма (Теилим 19:8-10) содержат намек на то, что и Письменная, и Устная Тора совершенны и возрождают душу из смерти к жизни.

"Устная Тора" состоит из шести книг Мишны, и в этой строфе шесть строк. "Письменная Тора" состоит из пяти книг, и в каждой
строке пять слов.

Эти стихи псалма (Теилим 19:8-10) содержат намек на то, что и Письменная, и Устная Тора совершенны и возрождают душу из смерти к жизни.

"Устная Тора" состоит из шести книг Мишны, и в этой строфе шесть строк.

"Письменная Тора" состоит из пяти книг, и в каждой строке пять слов.