Декабрь 2024 / Кислев 5785

Разрушение мифа

Разрушение мифа

Самсон. Это имя вызывает в нашем сознании впечатляющие образы, сформировавшиеся еще в детстве. Создание подобных стереотипов, без сомнения, объясняется врожденной эмоциональной и психологической потребностью в сверхгероях, роковых злодеях и трагических любовных историях. И мало кому нравится разочаровываться в бережно взлелеянных мифах: напротив, с течением времени они еще сильнее укореняются в нас. Но для более глубокого и серьезного восприятия духовного смысла предлагаемой книги читателю необходимо отказаться от детских представлений.

С этой целью мы умышленно используем подлинное еврейское имя Шимшон вместо привычного Самсон. Это больше, чем просто семантика. В имени Шимшон заключено еврейское понимание Б-жественного атрибута “крепости и защиты” (Шемеш умаген)1 . Цлелпонис, мать Шимшона, благодаря Б-жественному Провидению знала, что ее сын станет великим защитником Израиля, и можно уверенно сказать, что содержащаяся в имени Шимшона аналогия между его ролью в истории Израиля и атрибутами Б-га не просто игра слов, а указание на духовное происхождение силы Шимшона. Филистимляне, вполне возможно, видели в нем того Самсона, расхожее представление о котором бытует среди большинства европейцев, но его тайна заключалась в том, что в действительности он был Шимшоном. Наша работа базируется на аксиоме, что Писание есть обращенное к людям непреходящее Откровение Б-жественной Воли, а не просто сборник рассказов для воскресной школы. В соответствии с этим утверждением наши мудрецы трактуют каждый стих так тщательно и дотошно, как того заслуживает Слово Б-га: ведь каждая фраза содержит в себе поучение, каждое слово наполнено смыслом. В результате такого глубокого изучения возникает более достоверная трактовка истории Шимшона, которая настолько существенно отличается от распространенного в современном западном обществе взгляда на Самсона и Данилу, что у читателя может появиться множество вопросов. В процессе поиска ответов на эти вопросы начинает принимать очертания совершенно новая картина событий.

Парадокс Шимшона

Мы хотели бы перечислить несколько очевидно противоречивых фактов из жизни Шимшона, которые вдумчивый читатель в конце концов может осмыслить и примирить. Их тщательный анализ покажет, что именно эти парадоксы2 смогут пролить свет на побудительные мотивы поступков Шимшона.

1.    С одной стороны: Шимшон просит Б-га о чуде в заслугу одного из своих глаз.

С другой стороны: Мишна учит: “Шимшон следовал за своими глазами, и поэтому филистимляне ослепили его”.

2.    С одной стороны:    Шимшон не осмеливался приближаться к запрещенному винограднику даже в сопровождении своих родителей.

С другой стороны: Шимшон один отправился в дом филистимлянки с подпорченной репутацией,

3.    С одной стороны: Шимшон молится о том, чтобы в заслугу заповеди обрезания он не попал в руки необрезанных филистимлян.

С другой стороны: Шимшон, не внимая мольбам своих родителей, женится на филистимлянке.

4.    С одной стороны: Шимшон называл себя Б-жьим слугою.

С другой стороны: он взял в жены филистимлянку.

5.    С одной стороны: Б-г даровал Шимшону чудесную победу над филистимлянами.

С другой стороны: Ашем незамедлительно поразил его смертоносной жаждой.

6. С одной стороны: Б-г являл Шимшону явные чудеса всю жизнь и даже в момент его смерти.

С другой стороны: Б-г допустил, чтобы Шимшон был пленен, ослеплен и унижен.

Сверхчеловеческая сила

Давайте начнем с вопроса о силе Шимшона. Талмуд учит3, что Шимшон был один из самых сильных людей4, которые когда-либо жили на земле, но была ли его сила чисто физической? Обычно сильнейшего в мире человека представляют атлетом с огромными мускулами, однако изложенная в Писании история подвигов Шимшона не подтверждает этого.

Во-первых, в Писании сказано, что “Дух Б-жий нисходил на него”. Это происходило почти каждый раз, когда Шимшону приходилось применять свою сверхчеловеческую силу против филистимлян. Если он был могучим героем, наделенным сверхъестественной физической силой, то каков смысл этого упоминания?

Во-вторых, из Писания также следует, что филистимляне единодушно отмечали в Шимшоне нечто большее, чем просто физическую силу. Они готовы были заплатить огромные деньги, лишь бы раскрыть этот секрет. Если бы сила Шимшона имела исключительно физическую природу, была ли необходимость искать в ней тайну?

Когда Шимшон вернулся к своей первой жене, указывает Писание, тесть не впустил его. Если Шимшон был так физически силен, разве не мог бы он преодолеть сопротивление тестя и вой ги в дом к жене?

Один из наиболее известных фактов о Шимшоне заключается в том, что он потерял свою силу, когда ему обрезали волосы. Если бы его сила была исключительно физической, то разве могло бы повлиять на нее наличие или отсутствие волос на голове?5

И, наконец, Писание повествует о том, что, лишившись волос, Шимшон не осознавал, что Б-г покинул его. Если бы Дух Б-жий не являлся в действительности источником его силы, какое бы значение имел тот факт, что Б-г больше не был с ним?

Эти вопросы заставляют нас тщательно пересмотреть прежние представления о Шимшоне, с других позиций взглянуть на историю его жизни, и в результате перед нами предстает совершенно иной образ Шимшона..

Шимшон и Делила

По-иному необходимо взглянуть и на историю отношений между Шимшоном и Делилой, которая в популярном изложении кажется типичной романтической трагедией. Но опять-таки есть вопросы, ставящие под сомнение эту точку зрения.

Прежде всего, Шимшон был уже далеко не молодым человеком, когда встретил Делилу. К этому времени он судил весь Израиль более двадцати лет. О возрасте Делилы Писание и вовсе не упоминает: она могла быть значительно моложе Шимшона, а могла быть его ровесницей.

Традиционно считается, что Шимшон был пленен ее красотой. Если это правда, то Почему Писание не говорит о ее красоте, как оно делает в других случаях? Если же она не была красива, что же в ней так сильно привлекало Шимшона?

Кто была Делила по происхождению? Была ли она еврейкой и, следовательно, предательницей по отношению к евреям? Или она была филистимлянкой, прошедшей гиюр? Если Делила была филистимлянкой, почему она вышла замуж за величайшего врага своего народа? А поскольку ей пришлось обратиться в иудаизм6 , прежде чем стать женой Шимшона, каковы были причины, побудившие ее совершить все это?

Почему Делила выбрала мужа, за которым буквально охотились филистимляне? Разумеется, она осознавала опасность, связанную с этим шагом. Шимшон уже был прежде женат, и, когда он уничтожил урожай филистимлян, те сожгли его жену заживо. К моменту встречи с Делилой Шимшон убил более тысячи филистимлян и был их злейшим врагом. Разве это не означало, что ей придется вести с ним жизнь изгнанницы?

Из текста с очевидностью следует, что первоначально Делила не имела намерения предавать Шимшона; только когда правители филистимлян посетили ее и предложили значительное вознаграждение, она согласилась предать его в их руки. Но даже тогда она не вонзила кинжал в его сердце, не пыталась его отравить: она только постаралась выведать секрет его силы. Значит, мотивом ее поступка было не просто предательство. Тогда почему же она все-таки предала своего мужа?

Все эти вопросы свидетельствуют о том, что взаимоотношения Шимшона и Делилы были чрезвычайно сложны и никак не соответствовали широко распространенному стереотипу романтической трагедии.

Более того, Талмуд ясно говорит, что все пророчества, включенные в Танах, содержат вневременное сообщение. Из миллионов пророчеств и событий, происходивших во времена пророков, Б-г избрал лишь очень немногие для передачи потомкам7. Поскольку история Шимшона и Делилы включена в Писание, следовательно, она содержит нечто очень важное, полна глубокого смысла, и новые поколения должны извлечь из нее серьезный урок. В чем же поучительность этой истории?

Б-жественное Откровение

Чтобы глубже вникнуть в характер Шимшона, следует осознать,.что он достиг Руах акодеш (уровень Б-жественного Откровения)8. Это не просто дар человеку: скорее, это высочайший уровень духовного совершенства, которого человек достигает, победив в себе греховные наклонности в результате скрупулезной работы по самоусовершенствованию. Достичь этого уровня можно только будучи цадиком (праведником) в самом полном смысле этого слова9 .

Примечания

1    Теилим 84:12; Сота 10а.

2    Беэр Моше.

3    Интересно отметить, что в талмудической, раввинической литературе и в мидрашах мы не нашли часто используемого выражения Шимшон агибор (могучий).

4   Бемидбар раба 22:7; Сота 10а.

5   Мидраш раба (Берешит 98:14, Бемидбар 14:9) утверждает, что Шимшон черпал силу из своего назорейства.

6   Алших, Рамбам, Законы о запрещенных связях 13.

7    Мегила 14а.

8    Шофтим 13:25 и далее.

Обывательские представления о Шимшоне проглядывают в сочинениях Иосифа Флавия Древности 5:8:4). Отражая широко распространенное в обществе мнение, он однозначно называет Шимшона пророком (дальнейшим рассуждениям на эту тему поможет пояснение 4 к главе 6).