Указатель терминов

Указатель терминов

Аморай - правильнее амора (арам, «докладчик») - мудрец Торы, принявший участие в разработке и систематизации Устной Торы (см. ТОРА в Указателе названий книг) в эпоху создания ТАЛМУДА (см. Указатель названий книг), т. е. в III-V в. в. н.э.

Амораи - следующее звено в цепочке передачи знаний Устной Торы вслед за танаями (см. ТАНАИ).

Ацерет (ивр. дословно «задержка») - название праздника Шавуот, обычное в Талмуде. Им выражается аналогия между весенними и осенними праздниками: так же, как праздник Шмини-Ацерет («задержка на восьмой [день]») завершает собой праздник Сукот, праздник Шавуот служит завершением праздника Песах - хоть и отстоит от него на семь недель.

Барайта (арам, «внешняя») - ГАЛАХА (см.), не включенная в МИШНУ (см. Указатель названий книг); ее название указывает на то, что она осталась вне Мишны.

Бейт-дин (ивр. «дом суда») - еврейский суд, действующий в строгом соответствии с законами Торы, а также законодательный орган. В последнем значении часто (особенно в МИШНЕ - см. Указатель названий книг) употребляется как синоним САНГЕДРИНА (см.).

Биур (ивр. «уничтожение) - церемония, означающая окончание времени, когда разрешается пользоваться определенным видом продуктов года ШВИИТ (см.).

По мнению некоторых авторитетов, заповедь о биуре предписывает уничтожение данного продукта в буквальном смысле слова. Однако по другому мнению (согласно которому биур производится в настоящее время), биур - это объявление плодов данного вида бесхозными, то есть принадлежащим всем, после чего каждый (и их бывший хозяин тоже) имеет права забрать их себе и продолжать использовать.

Однако если заповедь о биуре не была исполнена, плоды данного вида запрещено как употреблять в пищу, так и использовать иным образом.

Всесожжение (ивр. «ола», «возносящаяся») - жертвоприношение, которое сжигают на жертвеннике целиком. Обладает высшей степенью святости.

Второй маасер - см. МААСЕР.

Гер (ивр. «пришелец») - нееврей, принявший Иудаизм. Непременным условием этого является обязательство исполнять все заповеди Торы, обрезание (для мужчин) и совершение погружения в специальный ритуальный бассейн («миквэ»).

Гиюр (ивр. «превращение [нееврея] в гера») - процедура принятия нееврея в Иудаизм. Производится лишь авторитетным БЕЙТ-ДИНОМ (см.) в строгом соответствии с предписаниями ГАЛАХИ (см.).

Галаха (ивр. «направление», «установка») - в узком смысле: предписание, объясняющее способ исполнения заповеди Торы; в широком смысле: вся совокупность законов об исполнении заповедей Торы.

(Чтобы отразить это двоякое понимание термина галаха, мы пишем это слово с маленькой буквы, когда употребляем его узком смысле, и с заглавной - когда употребляем его в широком смысле.)

Галаха, данная Моше с Синая - предписание Устной Торы, не имеющее видимой связи с текстом Письменной Торы и не могущее быть выведенным из него с помощью какого-либо из методов исследования Торы. Подчеркнем, однако, что достоверность такого закона никогда не подвергается сомнению в Устной Торе, так как подлинность его как части устной традиции, идущей от Моше-рабейну, удостоверяется авторитетом ТАЛМУДА (см. Указатель названий книг).

Гин (ивр.) - мера объема жидкости, равная примерно 6.5 л (или, по другому мнению, 4147 см2).

Делянка сеа - участок земли, на котором можно высеять СЕА (см.) пшеничных зерен: площадь 50х50 локтей (то есть 2500 квадратных локтей).

Динар (лат. «денар») - крупная денежная единица эпохи ТАЛМУДА (см. Указатель названий книг).

Зав (ивр.) - еврей, у которого происходит ненормальное истечение из полового органа, сообщающее ему РИТУАЛЬНУЮ НЕЧИСТОТУ (см.) очень высокой степени (см. Ваикра 15:1-15).

Зава (ивр) - еврейка, у которой происходит ненормальное истечение из полового органа, сообщающее ей РИТУАЛЬНУЮ НЕЧИСТОТУ (см.) очень высокой степени (см. Ваикра 15:1-15).

Исар (от лат. «аs») - мелкая медная монета времен ТАЛМУДА (см. Указатель названий книг): 1/24 ДИНАРА (см.).

Исраэль (ивр.) - еврей, не являющийся ни КОГЕНОМ (см.), ни ЛЕВИТОМ (см.).

Йовель (ивр. дословно «бараний рог») - согласно закону Торы, каждый 50-й год, когда все родовые владения, попавшие в чужие руки, возвращаются к своим первоначальным хозяевам, рабы-ев- реи выходят на свободу и земля не обрабатывается так же, как в год ШМИТА (см.).

Кав (ивр.) - мера объема сыпучих тел, около 2 л: 4 ЛОГА (см.).

Кардом, или кардум (ивр.?) - инструмент, представляющий собой палку с двойным железным наконечником, у которого с одной стороны, как у мотыги, острая лопатка для разрыхления почвы, а с другой - заостренное лезвие как у топора, которым рубят дерево, колют дрова и т.п.

Киньян (ивр. «приобретение») - символическое действие, посредством которого устанавливается право владения при купле- продаже. При приобретении недвижимого имущества состоит в проявлении покупателем своей власти над приобретенным: в изменении чего-либо в нем, или в отдаче распоряжения об этом, или - в случае приобретения земельного участка - хотя бы в прохождении его из конца в конец. При приобретении движимого имущества киньян состоит в поднятии приобретаемой вещи или предмета, символизирующего ее (например, платка) или в сдвигании его с места (см. МЕШИХА).

Совершение кинъяна означает, что решение о купле-продаже принято окончательно и изменению не подлежит.

Китнийот (ивр.) — собирательное название плодов, не являющихся ни фруктами, ни зернами хлебных злаков, ни овощами (то есть, например, бобовые, греча и т.п.).

Кли (ивр.) - термин ГАЛАХИ (см.), имеющий очень большой диапазон значений: это и орудия труда, и посуда, и обувь, и одежда; короче говоря, это всевозможные предметы, назначение которых - служить подспорьем человеку в многообразии его деятельности.

Коген (ивр. «священнослужитель») - потомок первого первосвященника, Агарона, брата Моше-рабейну, имеющий исключительное право на служение в Храме. В настоящее время коген также исполняет ряд специфических, связанных с его саном, заповедей Торы (например, благословляет народ особым благословением, текст которого записан в Торе), и должен быть окружен особым уважением.

Кор (ивр.) - мера объема сыпучих тел, равная примерно 295.5 л. Содержит 2 ЛЕТЕХА (см.), или 30 СЕА (см.), или 160 КАВОВ (см.).

Кутей (ныне «шомроним» - т.наз. «самаритяне») - собирательное название племен, приведенных ассирийским царем из Месопотамии (в частности, из города Кута, от которого они получили свое название) и поселенных на месте изгнанных 10 израильских колен. С течением времени эти люди принял на себя исполнение отдельных заповедей Письменной Торы, однако всегда отрицали и продолжают отрицать Устную Тору.

Левит (ивр. "леви") - потомок Леви, сына нашего праотца Яакова, имеющий исключительное право на некоторые виды служения в Храме. В наше время также исполняет некоторые специфические заповеди Торы и должен быть окружен особым уважением.

Лекет (ивр. «сбор») - колосья, упавшие на землю при жатве и, согласно закону Торы, принадлежащие беднякам (см. Ваикра, 19:9, 23:22).

Летех (ивр.) - мера сыпучих тел, равная примерно 197 л.

Лог (ивр.) - мера объема жидкостей и сыпучих тел, ок. 1/2 л.

Локоть (ивр. «ама») - мера длины, ок. 48 см.

Лулав (ивр. «побег финиковой пальмы») - одно из четырех растений, необходимых для исполнения заповеди нетилат-лулав в праздник Сукот (см. Ваикра, 23:40).

В широком смысле слова - синоним арбаа миним, связки из этих растений.

Маасер (ивр. «десятина») - часть, которую, согласно закону Торы, необходимо отделять от плодов, выросших на территории Страны Израиля. Первый маасер должен быть отдан ЛЕВИТУ (см.), который обязан при этом отделить от него 1/10 часть (трумат-маасер) и отдать ее КОГЕНУ (см.). Второй маасер, отделенный от той части плодов, которая осталась после отделения первого маасера, необходимо доставить в Иерусалим и съесть там в состоянии РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ (см.), или же выкупить второй маасер на деньги, доставить их в Иерусалим, купить там на них пищу растительного происхождения и съесть ее также там в состоянии РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ. В третий и шестой годы семилетнего цикла этот маасер отдают бедным на месте (не отвозя в Иерусалим), и тогда он называется маасер бедняков.

В широком смысле слова маасером (или маасерами) называют все отделения от урожая, которые предписывает Тора, включая ТРУМУ (см.).

Маасер бедняков - см. МААСЕР.

Макат-мардут (ивр. «удар в наказание») - бичевание, установленное мудрецами Торы как наказание за нарушение определенных заповедей Торы - тех, за нарушение которых сама Тора не предусматривает наказания, - а также за нарушение установлений мудрецов. В отличие от БИЧЕВАНИЯ (см.) согласно Торе, макат- мардут не имеет установленной нормы, и количество ударов определяет БЕЙТ-ДИН (см.) в зависимости от тяжести преступления.

Малкот (ивр. «наказание бичеванием») - наказание, которому подвергают еврея, нарушившего определенные запреты; количество ударов определяет БЕЙТ-ДИН (см.) в зависимости от физического состояния наказуемого, однако оно, согласно закону Торы, не должно превышать 49 (см. Дварим, 25:3).

Малые святыни - см. СВЯТЫНИ.

Манэ (ивр.) - мера веса ок. 400 г.; в эпоху Талмуда - максимальная денежная единица, равная 400 г чистого серебра. В манэ 100 ДИНАРОВ (см.).

Мешиха (ивр. «притяжение») - один из способов совершения КИНЬЯНА (см.), при котором покупатель тянет на себя покупаемую вещь или заставляет сдвинуться с места приобретаемое животное

Нета реваи (ивр. «посадка четвертого [года]») - фрукты урожая четвертого года от посадки дерева. Согласно заповеди Торы (Ваикра, 19:23-25), хозяин обязан доставить в Иерусалим и съесть там в состоянии РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ (см.), или же выкупить на деньги, доставить их в Иерусалим, купить там на них пищу растительного происхождения и съесть ее там также в состоянии РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ - так же, как ВТОРОЙ МААСЕР (см. МААСЕР).

Омер (ивр.) - мера сыпучих тел, ок. 4 л.

Согласно заповеди Торы, во времена существования Храма в ночь на второй день праздника Песах жатву нового урожая ячменя начинали особой церемонией, завершением которой было принесение в Храм омера муки из только что сжатого ячменя, и с этого момента новый урожай зерновых становился разрешенным к употреблению (см. Ваикра 23:9-14).

Орла - название плодов, выросших на дереве в течение первых трех лет после его посадки, запрещенных, согласно закону Торы, для употребления.

Очистительная жертва - см. ХАТАТ.

Пеа (ивр. "край") - некоторое количество несжатых колосьев, которое Тора предписывает оставлять на поле для бедняков (см. Ваикра 19:9).

Первый маасер - см. МААСЕР.

Первый танай - см. ТАНАЙ.

Прозбул, или Прозбол (древнегреч. «подача в суд иска о возвращении долга») - документ о передаче кредитором выданных им займов в ведение БЕЙТ-ДИНА (см.), благодаря которому право на взыскание этих долгов не аннулируется годом ШМИТА (см.). Учрежден в I в. до н.э. Гилелем Старшим, тогдашним главой САНГЕДРИНА (см.).

Пундьон (от лат. dupondium) - мелкая монета времен Талмуда, равная двум исарам (см. ИСАР); 1/12 часть ДИНАРА (см).

Ревиит (ивр. «четверть») - мера объема жидкостей, равная 86 мл; 1/4 ЛОГА (см.).

Ритуальная нечистота, или просто нечистота в значении термина (ивр. «тумъа») - особое состояние еврея, противоположное святости, пребывая в котором он не имеет права вступать в соприкосновение со СВЯТЫНЯМИ (см.): например, есть ТРУМУ (см.) - если он КОГЕН (см.) - или мясо некоторых жертвоприношений, приходить в Храм и т.п. Большое количество вещей, используемых в быту и в служении Всевышнему, также воспринимают ритуальную нечистоту и затем подлежат ритуальному очищению.

Изложению законов о ритуальной нечистоте посвящена значительная часть книги «Ваикра», и необходимо подчеркнуть, что она не имеет ничего общего с нечистотой физической: ее природа чисто духовного порядка.

Ритуальная чистота (ивр. «тагара» или «тогора») - нормальное, с точки зрения Торы, состояние еврея для службы Всевышнему, а также вещей, которые он использует в быту и для служения Всевышнему.

Сангедрин (греч. «синедрион», «совет старейшин») - высший судебно-законодательный орган Израиля.

Большой сангедрин, или Великий бейт-дин, состоявший из 71 мудреца Торы, заседал в Иерусалиме на территории Храмовой горы и был высшим авторитетом во всех вопросах духовной и материальной жизни народа Израиля.

Святыни (ивр. «кодашим») - общее название всех приношений Всевышнему. Сюда относятся и части урожая Земли Израиля, которые Тора предписывает отделять (так наз. святыни пределов [Страны Израиля] - как, например, ТРУМА и МААСЕР - см.), и ПОСВЯЩЕНИЯ (см.), и все виды жертвоприношений. Среди последних различают большие святыни (ивр. «кодеш-кодашим», дословно «святая-святых»), обладающие высокой степенью святости и потому связанные с большими ограничениями в отношении их принесения (в частности, их мясо можно есть в течение только дня и ночи), и малые святыни {ивр. «кодашим калим», дословно «легкие святыни»), обладающие меньшей степенью святости, процедура принесения которых имеет меньше ограничений (в частности, их мясо можно есть в течение дня, ночи и следующего дня).

Сеа (ивр.) - мера объема сыпучих тел, примерно 13.3 л.

Сфихим, также сфихин (ивр.) - растения, выросшие сами из семян, упавших в землю до начала седьмого года семилетья (см. ШМИТА). Согласно букве закона Торы, в седьмом году разрешены в пищу, однако мудрецы запретили все сфихим: как злаки, так китнийот и овощи.

Танай, правильнее тана (арам, «повторяющий», «сообщающий») - мудрец Торы, принявший участие в разработке и систематизации Устной Торы (см. ТОРА в Указателе названий книг). Завершение эпохи танаев - создание кодекса МИШНЫ (см. Указатель названий книг) в III в.н.э.

ПЕРВЫЙ ТАНАЙ (арам, «тана кама») - талмудический термин, обозначающий анонимного ТАНАЯ (см.), излагающего первую часть обсуждаемой мишны и которому затем возражают мудрецы, называемые в той же мишне по именам.

Тефах (ивр. «ладонь»), в Торе тефах - мера длины ок. 8 см; 1/6 часть ЛОКТЯ (см.).

Трума (ивр. «возношение») - часть урожая Земли Израиля, которую Тора предписывает отделять и отдавать КОГЕНУ (см.): так называемую «большую труму» обязан отдать ему хозяин урожая, «трумат-маасер» (ивр. «возношение от десятины») - левит от полученного им ПЕРВОГО МААСЕРА (см.).

Трума является СВЯТЫНЕЙ (см.), и есть ее разрешается только когену в состоянии ритуальной чистоты.

Хавер (ивр. «товарищ») - в эпоху МИШНЫ и ТАЛМУДА (см. Указатель названий книг) еврей, принявший на себя тщательное исполнение всех заповедей Торы - в частности, о МААСЕРАХ (см.) и РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЕ (см.).

Хазака (ивр. «закрепление») - термин ГАЛАХИ (см.), обозначающий закрепление прав покупателя на приобретенное или хозяина на его владение. Хазака может выражаться конкретным действием - например, закрытием входа на поле, или постройкой забора, но также может обозначать право, приобретенное давностью владения.

Хала (ивр. «булка, каравай») - часть теста, которую Тора предписывает отделять и отдавать КОГЕНУ (см.); является СВЯТЫНЕЙ (см.).

Хатат (ивр. "очистительная жертва") - жертвоприношение, которое совершает человек, нарушивший запрет Торы нечаянно или по ошибке, для искупления своего проступка. «Внутренний» хатат - тот, чью кровь заносят внутрь Храма; кровь же «внешнего» хатата наносится на «внешний» жертвенник, находящийся во дворе Храма.

Швиит (ивр. дословно «седьмая» - в смысле «седьмой [год]»), или шмита - последний год семилетнего цикла, когда по закону Торы должны быть прекращены всякие сельскохозяйственные работы (см. Ваикра 25:3-7) и прощены все долги (см. Дварим 15:1-2).

Шекель (ивр. «отвешенное») - мера веса примерно 7.2 г; основная денежная единица Израиля, установленная, согласно РАМБАНУ (см. Указатель имен) еще Моше-рабейну.

Шихха (ивр. «забывчивость») - сноп, забытый в поле при сборе урожая; согласно закону Торы, за ним запрещается возвращаться, и он принадлежит беднякам (см. Дварим, 24:19).

Шмита см. ШВИИТ.