Ноябрь 2017 / Кислев 5778

О ТОРЕ И ЗАПОВЕДЯХ

О ТОРЕ И ЗАПОВЕДЯХ

Основа всего Творения в том, что Б־г захотел создать человека, который прилеплялся бы к Нему и наслаждался Его истинным благом.

Для этого человеку были даны два пути -путь добра и путь зла, и возможность выбора того пути, который пожелает. И когда человек сознательно и по своей воле изберет добро и отвергнет зло, ему будет дано вечное истинное благо.

Все остальные создания сотворены только потому, что Высшая Мудрость видела в них необходимость для полноты мира, чтобы человек мог находиться в нем в состоянии свободы выбора, и мог бы служить Всевышне-му, достигая этим истинного блага.

И хотя мы не знаем назначения каждого предмета в отдельности, от наших мудрецов нам ведомо, что главное во всем Творении это человек, для которого были сотворены все остальные создания. Человек же был сотворен для того, чтобы удостоиться истинного блага.

Но сочла Высшая Мудрость, что для достижения этого истинного блага человеку следует сначала пройти испытание и выдержать его. С этой целью Б-г создал для человека мир, где он мог бы быть испытан. В этом мире существуют добро и зло, и человек в состоянии отвергнуть зло и избрать добро.

Сущность добра и зла состоит в том, что установил Всевышний в мире святость и (духов-ную) нечистоту. Святость (кдуша) - это состояние близости к Творцу, а нечистота (тума) - удаление от Него; святость - воздействие, посылаемое Всевышним тому, кто достоин этого, а нечистота - состояние отдаления и сокрытия, когда Он как бы скрывается.

Однако истина заключается в том, что Творец создал определенные духовные силы специально для этой цели. Именно от них при-ходят (духовные) тьма и скверна. От всякого места, где есть эта грязь, отдаляется святость и скрывается оттуда Свет (т.е. воздействие -прим.пер.) Всевышнего. Эти силы называются Силами нечистоты.

Творец дал человеку силу воздействовать на Высшие корни (т.е трансцендентные силы -прим. пер.) - чтобы они передавали Свет святости Благословенного и Свет Его добра или, наоборот, духовную грязь и нечистоту.

Всевышний выделил определенные действия, с помощью которых будет привлекаться святость, и приказал постоянно совершать их, и это -предписывающиезаповеди. Он выделил также действия, с помощью которых привлекается духовная нечистота, и приказал избегать их. Это запреты Торы.

Истинное добро - только в прилеплении к Всевышнему. Мы уже объяснили, что заповеди привлекают воздействие Его святости и Свет Его добра. Поэтому заповеди являются средством, с помощью которого достигается истинное благо. Ведь тот, кто освящает себя в большой степени эманацией святости Творца, достоин прилепляться к Нему и наслаждаться истинным благом; а тот, кто в большой степени загрязняется вышеупомянутой духовной нечистотой, будет недостоин приобщаться к Нему, и будет отвергнут.

Есть, однако, много различных уровней в воздействии святости и нечистоты. Так же и в благе, приобретаемом с помощью добрых дел, и в отвержении от добра, вызываемом злыми деяниями, есть много различных ступеней. В различии этих уровней заключается разница между людьми по отношению к Истинному достоинству, как мы еще, с Б-жьей помощью, объясним.

И нужно знать, что так же как дана человеку сила привлечь к себе с помощью своих деяний святость или нечистоту, так дана ему сила привлекать святость или нечистоту ко всему Творению. Получается, что все Творение исправляется или портится в духовном смысле человеком. И это засчитается в заслугу праведникам, исправляющим Творение, и в обвинение злодеям, портящим его, как мы сказали выше.

Деяния человека привлекают эти воздействия в силу параллельности, существующей между объектами нижнего мира и высшими Силами. Когда нечто внизу приходит в движение, это возбуждает параллельную силу наверху, и таким образом происходятизменения в передаче воздействий свыше.

Если определенное действие является заповедью, то оно усиливает соответствующую силу наверху, и в результатом будет соответствующее данному деянию воздействие святости от Б-га. Если же человек совершает запрещенное действие, то оно повлечет ущерб в соответствующей высшей Силе, и согласно этому скроется и отдалится Свет Всевышнего, и возбудится одна из сил зла, прямо противоположная скрывшемуся воздействию святости, и привлечется соответствующая духовная нечистота.

Таким же образом раскаяние устраняет ущерб. После него Сила нечистоты, соответствующая данному греху, будет не в состоянии действовать, и воздействие святости опять будет передаваться, как подобает.