Ноябрь 2017 / Хешван 5778

МОШЕ И ПРОРОЧЕСТВО

МОШЕ И ПРОРОЧЕСТВО

Всевышний пожелал открывать Свою волю человеку, и приготовил процесс раскрытия, посредством которого Он открывается человеку еще при нахождении того в материальном мире, то есть при жизни. Когда Б-г открывается человеку, то открывает ему все, что пожелает: Его тайны и секреты, аспекты Его Провидения, и Его постановления о мире. Это называется пророчеством.

Такое раскрытие происходит определенным образом - как сочла подобающим Высшая Мудрость - и есть в нем различные уровни. Однако, пророк всегда уясняет с абсолютной точностью, что ему открывается Слава Всевышнего, понимает то, что открывается ему, и у него не остается никакого сомнения в полученном пророчестве.

Перед тем как откровение приходит к пророку, его охватывает сильное потрясение, и все органы его тела дрожат; он теряет способность ощущать, и уподобляется спящему. И когда он находится в этом оцепенении, его глазам открываются определенные видения, и через эти видения он постигает раскрытие Славы Всевышнего и познает то, чем Высшая Воля пожелала его вразумить.

Прежде, чем человек становится пророком, он должен прежде всего достигнуть высокого уровня приобщения к Всевышнему. И поэтому он находится на высокой духовной ступени, и достигает возможности совершать чудеса и знамения, согласно достигнутой ступени приобщенности к Всевышнему.

Но необходимо знать, что уровни всех пророков ниже, чем уровень пророчества нашего учителя Моше, мир ему, и весьма отличаются от него. Уровня всех пророков может достигнуть любой удостоившийся человек, но пророчество Моше уникально и неповторимо, и никто не может достичь его уровня.

Ниже ступени пророчества находится ступень, называющаяся Руах акодеш (дух святости). Ее сущность состоит в том, что Всевышний посылает воздействие на разум человека, и когда тот получает его, определенное знание возникает в его разуме без сомнения и без ошибки, и человек познает предмет в совершенстве вместе с его причинами и следствиями.

Через это воздействие человек может познать вещи, постижимые также и для обычно-го, природного человеческого интеллекта. Но преимущество такого вида познания в том, что таким образом знания будут постигнуты без усилий и без ошибок, и не останется в них сомнения, чего нельзя сказать о постижении обычным путем. Возможно также, что человек постигнет подобным образом вещи, непостижимые для природного человеческого разума, такие как скрытые тайны и знания о будущем.

Этот дух святости ощутим теми, кто достигает его. Получающий его не имеет ни малейшего сомнения в том, что это воздействие, посылается ему свыше.

Иногда, однако, может случиться, что в разум человека будет послано воздействие, которое даст ему понять сущность какого-либо предмета без того, чтобы он ощутил влияние свыше. В таком случае у него как бы вдруг возникает некая мысль. Это тоже в расширительном смысле называется Руах акодеш.