Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Запрет на рибит

Запрет на рибит

1. Тора запретила давать взаймы деньги, еду и любые другие вещи, если должник обязан вернуть их с каким бы то ни было добавлением. Это добавление и есть то, что называется рибит1. Заимодавец, взявший рибит, нарушил шесть запрещений2.Также и тому, кто берет в долг, запрещено Торой брать под проценты. Если же он нарушил запрет и взял в долг, обязавшись дать рибит, он нарушил два запрета. Таким образом, если кто-то дал товарищу в долг сотню шекелей с условием вернуть сто один, и заимодавец, и должник нарушили несколько запретов Торы.

Вопрос. Может ли студент, питающийся в ешиве, дать товарищу взаймы свою сегодняшнюю порцию с условием, что тот вернет ему в уплату долга завтрашнюю, которая стоит дороже?

Ответ. Рибит при одалживании еды запрещен Торой. В приведенном случае есть основания опасаться, что запрет нарушен, и потому следует отказаться от такого действия.

2.    Пишет Рамбам: “Запрещено также участие в сделке между берущим и дающим в долг под проценты, и всякий, кто был поручителем, или писцом, или свидетелем в такой сделке, нарушил запрещающую заповедь”3. И добавляет: “И всякий, кто был посредником между ними, или помог одному из них, или научил его, нарушил запрет ‘Перед слепцом не ставь препятствия’4”.

3.    Из сказанного вытекает, что не следует помогать товарищу составлять долговую расписку, в которой указан рибит, а также подписываться поручителем на такой расписке. Это особенно актуально для адвокатов и посредников. Видимо, следует остерегаться также советовать товарищу покупать что-либо в магазине, торгующем и за наличные, и в кредит, если за наличные товар продается дешевле. И также не надо направлять товарища, ищущего возможности занять, к тому, кто дает в долг под проценты или совершает сделки, подозрительные с этой точки зрения5. Ибо все это входит в понятие “научил его”, фигурирующее в пункте 2, то есть показал, как нарушить запрет.

Замечание. Необходимо знать, что запрещено именно “давать в долг” под проценты, то есть попадать в ситуацию, когда должник берет в собственность то, что он взял в долг, а потом возвращает с добавлением. Однако во взятии “в пользование”, когда необходимо вернуть ту самую вещь, которая была взята, и взявший не имеет права ни продать, ни подарить ее, нет запрета на рибит. Поэтому, если человек дал “в пользование” товарищу что-либо, а взявший “в пользование” вернул эту вещь, добавив к ней подарок или доброе пожелание, это не запрещено. По той же причине, давая напрокат кассеты, можно требовать деньги за задержку их возврата. Это не запрещено, поскольку дело касается вещи, подверженной износу6. (Если же дающий в пользование обязал берущего вернуть больше, чем тот взял, это называется “давание напрокат” и также разрешено.)

“Все встали, кроме одного человека. Сказал пророк (Йехезкель. Речь идет о знаменитом отрывке о воскрешении мертвых костей. - Прим. пер.): “Господин мира7, что это за человек?” Сказал Святой, благословен Он8: “Под процент и прибыток он давал, жив не будет” (Пиркей де-раби Элиэзер, 32).

Рибит по закону Торы

4. Рибит по закону Торы (де-орайта) запрещен лишь в том случае, если давший взаймы определил и потребовал процент в момент давания в долг, или даже после дачи в долг, но до момента его уплаты. Если же лишь после уплаты долга кредитор потребовал добавления, это рибит по слову мудрецов (де-рабанан)9.

И также, если кредитор вообще не потребовал рибита, но должник дал его по собственному желанию, и даже если он дал его в тот самый момент, когда взял в долг, - поскольку кредитор не договаривался с ним об этом, это рибит по слову мудрецов. Мудрецы запретили такой рибит, даже если должник заявил, что дает его в подарок.

5.    Запрет на рибит по закону Торы относится только к займу, а в отношении продажи или сдачи в аренду этот запрет действует по слову мудрецов.

Так, например, если человек покупает некую вещь, но не может выплатить сразу всю ее стоимость и потому просит отсрочить выплату, обещая за эту отсрочку заплатить немного больше, он нарушает запрет, но не запрет из Торы, а запрещение по слову мудрецов.

6.    Рибит по закону Торы запрещен и в том случае, если взявший в долг богат, а краткосрочный заем требуется ему для бизнеса. Дать в долг под проценты запрещено даже на небольшое время.

Все виды рибита запрещены по закону Торы, и поэтому по закону Торы запрещено одалживать с уеловием, что должник будет работать на кредитора за сниженную плату, или предоставит ему прокат по льготной цене, или продаст ему что-либо дешевле, или даст бесплатно. Есть мнение, что по закону Торы запрещено также давать в долг с условием, что должник, в свою очередь, тоже даст тебе в долг.

Выплата рибита

7.    Вопрос. Если кредитор взял рибит, о котором договорились заранее, а теперь хочет исправить сделанное - как он должен поступить?

Ответ. По закону Торы он должен вернуть его должнику. Однако, поскольку рибит сходен с грабежом, должник имеет право простить кредитору рибит, который тот с него взыскал, и, получив это прощение, кредитор чист также и перед судом Небес10. Кроме того, кредитор должен признаться в грехе, который он совершил, и раскаяться в нем.

8.    Тот, кто взял рибит, запрещенный мудрецами, не обязан его возвращать, но, чтобы быть чистым перед Небесным судом, все же должен вернуть его. А если это “рибит до займа” или “рибит после займа”11, его не нужно возвращать, даже чтобы очиститься перед Небом.

9.    Если человек взыскивает рибит, запрещенный по слову мудрецов, против воли должника, как, например, продавец, который продает в кредит дороже и заставляет покупателя, в данной сделке являющегося должником, заплатить оговоренную сумму, - это принуждение расценивается как грабеж, и по закону Торы продавец обязан вернуть взысканный излишек.

_______

1    Термин из Торы — ריבת (букв. — увеличение, нарастание). В простейшем случае означает проценты, начисленные на долг, в более широком смысле — любую выгоду, полученную человеком от того, что он предоставляет свои деньги кому-то в пользование. Все значения этого термина будут разъяснены по ходу дальнейшего изложения (Прим. пер.).

2    О наличии запрещенных для нас поступков мы узнаем из разных стихов Торы. Стих, описывающий запрещенное действие, мы назвали запрещением (арам. — лав). Этим же словом часто обозначается и само запрещенное действие, и в таких случаях мы переводим слово “лав” как “запрет”. Иногда об одном и том же запрещенном действии говорят несколько различных стихов Торы. В таком случае принято говорить, что данный запрет содержит в себе число запрещений, соответствующее числу стихов Торы (Прим. пер.).

3    Заповеди Торы делятся на два больших разряда — запрещающие (ло маасе) и предписывающие (асе). Запрещающая заповедь — то же, что запрет (Прим. пер.).

4    "Перед слепцом не ставь препятствия" — стих из Торы, запрещающим действия, в результате которых кто-то другой нарушит какой-либо запрет (Прим. пер.).

5    То есть такие сделки, в которых не нарушается запрет на рибит непосредственно, однако из-за того, что их условия похожи на рибит или могут привести к рибиту. мудрецы их запрещают (Прим. пер.).

6    Если же вещь не подвержена износу, это запрещено.

7    Господин мира — принятое в Талмуде обращение ко Всевышнему (Прим. пер.).

8    Святой, благословен Он — принятое в Талмуде именование Всевышнего (Прим. пер.).

9    То есть такая сделка запрещена не законом Торы, а специальным постановлением наших мудрецов, которое также имеет силу закона (Прим. пер.).

10    Бывают случаи, когда раввинский суд не может потребовать от человека заплатить, но при этом по “Высшей”, Небесной справедливости он все же платить обязан. В такой ситуации, если человек хочет раскаяться и очиститься от совершенного преступления, он должен отдать деньги. В данном же случае и с точки зрения Небесной справедливости этого не требуется (Прим. пер.).

11   Об этих понятиях см. гл. 2 настоящего издания.