Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Виды рибита

Виды рибита

Словесный рибит

1.    Пишет Рамбам: “Если кто-то взял в долг у товарища, с которым не имел обыкновения здороваться первым, запрещено ему теперь здороваться с ним первым, и нет нужды говорить — восхвалять его словами (то есть запрещено должнику хвалить кредитора) или подходить утром к его входу (чтобы приветствовать его), как сказано: “Всякий процент”, то есть даже словесный процент, запрещен”.

Из-за этого некоторые раввины запрещают должнику сказать тому, у кого он взял в долг, “спасибо”, “удостойся исполнения заповедей”12 и т.д. А некоторые разрешают это, потому что в наше время эти благословения — просто общепринятые выражения, которыми благодарят за все, что один человек делает для другого. Так что практически разрешается говорить “спасибо” там, где это необходимо13.

2.    Вопрос. Если должнику пришло время выплачивать долг, может ли он похвалить кредитора и сказать о нем добрые слова, чтобы тот согласился еще отсрочить ему срок платежа?

Ответ. Из вышеприведенного высказывания Рамбама можно сделать вывод, что должнику запрещено прославлять кредитора с целью продлить время займа. Однако разрешено должнику просить ласково и в униженных выражениях, чтобы ему отсрочили срок платежа. И, видимо, если должник прославляет кредитора или вручает ему подарки, чтобы тот простил ему долг целиком, — это разрешено, поскольку, если кредитор простил долг, нет больше займа, а потому нет и рибита.

На семинаре известного раввина, посвященном законам рибита, один милосердный человек рассказал, что он дает в долг из своих личных денег мудрецам Торы на условии, что те благословят его детей, чтобы были те хорошими, и имущество, чтобы оно умножилось. Сказал ему раввин, что, согласно всем мнениям, запрет на словесный рибит, когда последний не устанавливается в качестве оговоренного условия, ־ это запрет мудрецов. В данном же случае, когда такое условие поставлено, сделка чревата нарушением также и запрета Торы, согласно мнению Тосафот в трактате “Кидушин” (8:2), которые считают, что словесный рибит запрещен законом Торы.

3. Запрет на словесный рибит относится также и к написанным словам, поэтому не следует посылать кредитору благодарственных писем. При этом необходимо иметь в виду, что словесный рибит запрещен только до тех пор, пока заем не возвращен, или в самый момент возвращения. Однако после того, как долг выплачен, о словесном рибите речи более не идет.

Один мудрец дал кому-то в долг денег. Должник, простой человек, так щедро осыпал его за это благословениями, что мудрец стал опасаться, не будет ли этим нарушен запрет на словесный рибит. Что же он сделал? Вернул должнику все его благословения, добавив к ним еще от себя, поскольку подумал, что, может быть, этим он возвращает ему те благословения, что получил от него.

Рибит ради исполнения заповеди

4.    Вопрос. Можно ли распорядителю кассы взаимопомощи14 давать деньги в долг на условии, что должник будет делать взносы в его кассу, или на условии, что тот даст деньги на нужды ешивы?

Ответ. Написано в “Шулхан Арухе” (параграф 160, раздел “Йоре Деа”): “Запрещено сказать: я дам тебе в долг сотню (зуз) с условием, что ты дашь один зуз такому-то или посвятишь Храму”. И написали ахароним, что дать деньги на милостыню или посвятить Храму — одно и то же. Так что ясно, что запрещено оговорить в качестве условия займа, что человек даст милостыню кому бы то ни было и каким бы то ни было образом.

5.    Ради исполнения заповеди разрешено брать и давать в долг с нарушением запрета на рибит, но только установленного по слову мудрецов. Поэтому можно давать в долг деньги, предназначенные для бедных, для поддержки изучающих Тору и для строительства синагоги, если при этом нарушается рибит, запрещенный по слову мудрецов. И также можно еделать взнос в кассу взаимопомощи в момент выплаты ей долга. И также возвращающий лекарство в кассу взаимопомощи взамен взятого может дать более дорогое лекарство, но лишь при условии, что касса взаимопомощи не ставит рибит условием займа.

Вопрос. Можно ли для исполнения заповеди взять в долг у конкретного человека, или же разрешение нарушать рибит по слову мудрецов дано лишь для случая, когда касса взаимопомощи дает в долг другим?

Ответ. Комментарий Виленского Гаона на приведенный параграф книги “Шулхан Арух”: “Как сказано в Иерусалимском Талмуде, берут в долг под процент для заповеданной трапезы15 и для освящения месяца". Отсюда можно сделать вывод, что разрешено взять в долг под процент ради исполнения заповеди, и, например, можно купить необходимое для шабата в кредит, даже если при обычном способе покупки цена меньше, поскольку речь идет лишь о рибите по слову мудрецов. Но есть мудрецы, которые прямо спорят с этим, как, например, автор “Мишны Бруры”у״, по толкованию которого вышеприведенный отрывок Иерусалимского Талмуда имеет в виду, что для заповеданной трапезы можно взять в долг под процент у нееврея. Однако многие понимают это высказывание так же, как Виленский Гаон, поэтому в трудной ситуации, несомненно, можно положиться на их мнение.

6. Вопрос. Один человек взял в кассе взаимопомощи сухое молоко для сына. Распорядитель кассы сказал ему: “Постарайтесь, пожалуйста, вернуть долг молоком, что появилось сейчас на рынке и имеет самую надежную печать кашерности16, а не тем молоком, которое вы берете”. И взявший в долг вначале согласился, а потом пришел спросить раввина, как ему поступить17?.

Ответ. Поскольку молоко с такой печатью стоит дороже, должнику разрешается вернуть только то прежнее, более дешевое молоко, которое он брал, или аналогичное, и основная причина запрета выполнить обещание — в словах “постарайтесь, пожалуйста”, которые выражают требование дать оговоренный рибит, который запрещен также и в том случае, когда речь идет об исполнении заповеди.

Вот что говорит Мальбим о запрете на рибит: “Указал Он этой заповедью... на существование Бга и постоянство Его управления миром (ибо это содержится в словах “Я Г-сподь, Б-г ваш”) и на выход из Египта - чтобы научить нас, что отрицающий заповедь рибита отрицает все это, ибо эта заповедь говорит о вере в Б-га и об уповании на Него. Ведь давший свои деньги в долг без процента полагается на то, что Б-г со своей стороны даст ему 60гатство чудесным образом, поскольку это обещание объединяется здесь с указанием на исход из Египта, когда выделил Всевышний евреев из этого мира, чтобы управлять ими чудесным образом. А дающий в долг под проценты отрицает все это и хочет обогатиться за счет процентов, и в конечном итоге его имущество, вопреки его надеждам, у него не удержится”.

Рибит предшествующий и последующий (до и после займа)

7. По слову мудрецов запрещено давать рибит до займа. Что имеется в виду? Если человек хочет занять денег у товарища и еще до займа посылает ему подарки, чтобы тот согласился дать ему в долг, — это запрещено, и это и есть то, что называется “предшествующий рибит’'. Точно так же запрещено посылать кредитору подарки или деньги после выплаты долга — и это называется “последующий рибит”.

Виды рибита

Если должник объясняет, что подарок связан с займом, это запрещено по всем мнениям. Относительно ситуации, когда не объясняет, мнения алахических авторитетов разошлись. На практике в этом случае следуют мнению “Шулхан Аруха”, запрещающего это.

8.    Вопрос. Человек дал “предшествующий рибит", чтобы его товарищ дал ему завтра в долг, что и было сделано. Должен ли теперь кредитор вернуть этот рибит?

Ответ. Хотя “предшествующий рибит” возвращать не надо, в данном случае было прямо оговорено, что подарок представляет собой рибит и предназначен для того, чтобы кредитор был вынужден теперь дать в долг. Поэтому такой подарок следует рассматривать как заранее оговоренный рост, который надо вернуть.

Отдаленный рибит

9.    Если рибит был дан очень задолго до займа или много времени спустя после выплаты, тогда нет запрета дать такой подарок, только дающему подарок запрещается прямо сказать, за что он его дает18.

Случилось, что молодой человек взял в долг у родственника некую сумму денег в шекелях с привязкой к доллару и не подумал при этом о запрете на рибит, который в этом случае можно нарушить. Доллар сильно поднялся в цене, и, когда должник пришел отдавать свой долг с соответствующим добавлением, ему стало ясно, что здесь возникла проблема рибита, и он отказался отдать больше, чем занимал. Родственник же его очень разгневался за то, что тот не держит слова. Сказали тогда должнику: “Поскольку предшествующий и последующий рибит разрешены, если прошло много времени, отдай дополнительную сумму через какое-то время”. Когда один раввин услышал это, то сказал, что так сделать нельзя, и доказал это следующим образом: единственно, когда разрешены предшествующий и последующий рибит, - если дающий не объясняет, за что он его дает. В данном же случае, поскольку до того кредитор требовал с него сумму, включающую рибит, и теперь, по прошествии времени, именно эту сумму и получает - что же это, если не “объяснение”?

Заем с привязкой к доллару или по индексу цен

10.    Нельзя давать в долг шекели с привязкой к доллару или к индексу цен19. Но если это необходимо сделать, то можно воспользоваться тем же способом, каким можно разрешить “давание в оборот”20.

11.    Если человек хочет дать в долг шекели с привязкой к доллару (не к индексу цен), у него есть для этого еще одна возможность (кроме вышеупомянутого разрешения “давания в оборот”).

Можно дать шекели должнику не в качестве займа, а купить на них доллары у должника по их нынешней цене, а эти доллары дать должнику в качестве займа

21

(и тогда кредитор рассматривается как покупатель, который приобрел вещь сейчас, а получает ее по прошествии времени).

Рибит; который не переходит от должника кредитору

12.    Может человек сказать своему товарищу: “Вот, возьми подарок в качестве рибита, и дай за это в долг моему брату или другу”. Это разрешено, даже если кредитор таким образом получает выгоду, поскольку это не есть рибит, переходящий от должника кредитору, и Тора его не запрещала. Однако запрещено давшему этот рибит взыскать его потом с должника.

13.    Вопрос. Если человеку очень нужно занять денег, может ли он попросить родителей или товарищей, чтобы они уговорили потенциального кредитора одолжить ему и, чтобы добиться этого, дали ему рибит?

Ответ. Вывод “Бейт Йосеф” и “Шах” состоит в том, что человек, желающий воспользоваться разрешением сделать это, имеет такое право. Но нельзя, чтобы должник возвратил им тот рибит. который они дали. А если родители дают рибит по собственной инициативе, это несомненно разрешено.

14.    Вопрос. Можно ли нанять за плату человека, который будет добывать займы из касс взаимопомощи?

Ответ. Поскольку дающий в долг не получает рибит, а нанятый получает плату лишь за свою работу — это разрешено при условии, что заем дается не под его ответственность и не им самим.

15. Вопрос. Может ли касса взаимопомощи требовать от должников возмещения административных расходов, оплаты служащих, стоимости ведения счетов, расходов на аренду помещения и т.д.?

Ответ. Это разрешено, если оформляется не как вознаграждение за заем, а как плата за составление расписки и т.д. При этом необходимо, чтобы касса взаимопомощи не взыскивала прямые расходы с должника.

_______

12    “Удостойся исполнения заповедей” — принятое в еврейском мире благословение-пожелание, чтобы Всевышний дал человеку возможность сделать и другие добрые дела так же, как то, за которое его благословляют (Прим. пер.).

13    Рав Х.П. Шайнберг сказал, что к духовному богатству понятие “рибит” вообще не относится, и поэтому благословение “Удостойся исполнения заповедей”, в котором человеку желают духовного богатства, не запрещено как рибит.

14 Касса взаимопомощи (гмах) — распространенная в Израиле среди религиозных евреев форма беспроцентного одалживания денег, что является важным Б-гоугодным делом. Ее практикуют как частные лица, так и религиозные организации (Прим. пер.).

15    Трапеза в честь праздничного события, такого, как обрезание сына, свадьба и т.д. (Прим. пер.).

16    Знак, удостоверяющий, является ли данный продукт катерным и насколько можно полагаться на его кашерность (Прим. пер.).

17    Хотя мы и писали в предыдущем параграфе, что во время выплаты долга кассе взаимопомощи разрешается сделать в нее пожертвование, это разрешение дается только потому, что для нужд заповеди разрешен рибит по слову мудрецов (причем, возможно, и в этом случае стоит сделать пожертвование не прямо при выплате долга, а чуть позднее). Рассматриваемый же случай гораздо тяжелее, поскольку здесь кассирша прямо условилась с должником, а, по некоторым мнениям, оговоренный рибит запретен уже по закону Торы. Значит, и здесь, когда должник дал обешание “постараться ”, есть опасность нарушить запрет на рибит по закону Торы.

18 Некоторые говорят, что здесь все зависит от времени и от величины займа. Рав Х.П. Шайнберг говорит, что шесть часов — срок, уже достаточный для того, чтобы назвать рибит “отдаленным", а от величины займа вообще ничего не зависит. Однако “Шулхан Арух а-рав” (“Шулхан Арух с комментарием Алтер Ребе, раби Шнеура-Залмана, основателя хасидизма) использует выражение “очень отдаленный по времени", а поэтому необходимо, чтобы времени прошло больше.

19    Некоторые разрешают привязку к доллару. И если вероятности выигрыша и проигрыша при такой привязке равны, ее можно разрешить, особенно если она делается путем продажи.

20    “Давание в оборот" (арам, “иска”) — совместное предприятие, в котором одна сторона — кредитор — предоставляет деньги, а другая — должник — вкладывает их, получая прибыль, которая (как и возможные убытки) делится поровну. Такая сделка запре!цена мудрецами из-за рибита, однако есть способы сделать ее разрешенной. Описанию этих способов посвящена последняя глава настоящей книги. Говоря о “разрешении давать в оборот”, автор имеет в виду именно эти способы (Прим. пер.).

21 В книге "Шевет а-Леви” сказано, что это можно сделать, даже если во владении должника сейчас нет долларов.