Ноябрь 2017 / Кислев 5778

От издательства. От автора. Предисловие. Предисловие к третьему изданию.

От издательства. От автора. Предисловие. Предисловие к третьему изданию.

От издательства

К серии книг по вопросам Алахи, еврейской философской мысли и современной еврейской истории — которые были изданы в переводе на русский язык — прибавилось еще одно звено, книга ”Путями веры”, написанная р. Цви Марковичем, раввином Рамат-Гана.

Вера является опорой и тайной нашего народа, основой существования народа и отдельных его членов, основой того, что мы - народ многострадальный - на протяжении тысячелетий пребываем на арене мировой истории, и это явление не имеет ни равных, ни подобных себе. Могучие империи - Египет, Ассирия, Вавилон, Рим и Греция — потерпели поражение, пали; а мы, народ, рассеянный по земле и преследуемый, продолжаем цепь поколений, соединяя настоящее с прошлым, и потомки живут общими интересами с их далекими предками. И все это в силу веры и благодаря ей.

Вера - это Б-жественная искра с небес, пребывающая в каждом еврейском сердце; порой она подобна углям под слоем пепла, когда огонь не виден снаружи. Если пепел убрать, пламя разгорится и озарит пути, согреет сердца, откроет клады добра, величия и великолепия, которые связаны с жизнью по законам Торы и с исполнением заповедей.

В своей книге раввин Маркович говорит о светоче веры в Господа, веры в Тору и великих носителей ее идей. Раввину Марковичу удалось увидеть под слоем пепла, покрывающего еврейскую душу, неугасимую искру веры, которая живет в среде народа и в душах его сынов.

Книга посвящена теме, древней как сам народ, но в то же время она обращается к событиям наших дней: к катастрофе еврейства, к воссозданию государства Израиль, к национальному и религиозному пробуждению русского еврейства. Этим объясняется то, что книга заслужила признание читателей. Теперь она переведена и издана также на русском языке.

Мы надеемся, что по отношению к нам исполнятся слова поэта: "Безбрежные реки, потоки веры. Многие воды из них почерпнет муж разумный”.

"ГЕУЛИМ”

Раввин Ч.А.Шер - председатель

Раввин А.М.Роз - заведующий

 

От автора

Братья и сестры, возвратившиеся в Сион из темницы русской диаспоры!

Вы репатриировались в страну отцов благодаря иудейскому пробуждению и возрождению среди вас мечты и идеала поколений. Не голод хлеба, не жажда воды, но жажда услышать слово Господне (Амос 8, 11) привела вас сюда, и вы идете с открытыми сердцами к возобновлению истинной иудейской жизни, от которой вы были оторваны в силу жестокой и страшной действительности, господствующей в стране, в которой вы родились и жили, по отношению ко всему носящему имя Израиля. Физическое возвращение в Сион связано со стремлением к духовному возвращению в Сион.

Истины ради признаемся: мы чувствуем, что вы переживаете разочарование. Вместо великой иудейской жизни, к которой вы стремились, вы часто видите в Стране проявления жизни малой и бедной в духовном отношении. Но не падайте духом, не теряйте надежды!

Не падайте духом, мужайтесь, веря в то, что в конце концов - и не Далек тот день - сыны Израиля на избранной земле достигнут духовного покоя и удела во всем его величии и великолепии, как это обетовано нам Господом, Б-гом Израиля, в Торе и в пророческих речах. Это произойдет независимо от того, понимаем ли мы происходящие ныне процессы или нет. Все вы являетесь живыми свидетелями вечности Израиля и вечности Торы, иудаизма. Высшее Провидение, которое в ходе удивительных событий, стоящих выше нашего понимания, привело сюда народ Израиля, вас и нас, приведет Израиль к обетованному избавлению и спасению.

Итак, не теряйте надежды, делайте все возможное, чтобы приблизиться к избавлению. Не овдовел Израиль! В Стране, слава Б-гу, есть также жизнь, тесно связанная с Торой и заповедями, верой и праведностью, многие евреи являются продолжателями исторически сложившегося еврейского образа жизни. Ищите же путь, который приведет вас к этой еврейской жизни. В Стране есть немало людей, не примирившихся с существующей действительностью и окружающими условиями; они стремятся к исправлению ошибок и к устранению недостатков. Присоединитесь же, братья, к тем, кто не только испытывает разочарование и боль, но также действует, борется за духовное исправление народа Израиля в Стране Израиля. И тогда, по милости Б-жьей, будет восстановлено прежнее величие. И репатрианты из России — сыны большой еврейской общины, которая на протяжении столетий была опорой и источником Учения и исполнения заповедей в доме Израилевом — займут подобающее им место, подобно тому, как жизнь по законам Торы займет подобающее ей место в среде Израиля.

Среди тех, кто деятельно относится к окружающей нас действительности, следует отметить ’Геулим”, Общественный комитет по социальной и духовной абсорбции олим из СССР, во главе с раввином Авраамом а-Леви Шером. Комитет "Геулим” выполняет задачу первостепенной важности — издает книги по иудаизму в переводе на русский язык. Значение этой работы трудно переоценить. От всей души я приветствую решение "Геулим” издать на русском языке книгу "Путями веры”, которая признана и оценена многими. Да будет воля Господа на то, чтобы содержание книги в ее новом языковом облачении было воспринято сердцами читателей и чтобы это послужило укреплению веры и духа иудаизма в среде наших дорогих братьев.

Братья и сестры! Вы показали пример духовной силы и еврейского героизма. Вы сумели устоять, не поддались давлению обстоятельств, испытаний и искушений, и поэтому вы удостоились восхождения в Сион. Продолжайте же с присущим вам мужеством стремиться к духовному возвращению в Сион, уже находясь в Сионе и в Иерусалиме. Тем самым мы будем приближаться к избавлению, обетованному Всемогущим Израилю.

Раввин Цви Маркович, главный раввин г. Рамат-Ган

 

Предисловие к третьему изданию

"Спросили у царя Мессии: Когда придет господин? Сказал: ”Ныне - если бы вняли гласу Его”(Пс. 95,7)

(Санедрин 98)

Народ в Сионе испытывает сегодня сложные и противоречивые чувства. Он видит чудеса, окружающие его, и видит, что мы дожили до великих времен, когда спасшиеся от меча и уцелевшие от огня собрались в стране отцов, которая для нас ”земля желанная, добрая и обширная”, и воины Израиля защищают ее с мужеством, унаследованным от предков. Чудо спасения в Шестидневной войне вместе с чудом продолжения нашего существования воодушевляет нас, мы воочию убеждаемся в том, что ”не дремлет и не спит Хранитель Израиля (Псалом 121, 4), что ”вот он стоит за нашей стеной” (Песня песней 2, 9) и избавление близко. Но, с другой стороны, кажется, что царь Мессия задержался в воротах. Все как будто продолжает лежать на чаше весов. В период спасения нации положение отдельного человека является весьма печальным из-за мук, утраты близких и горестей, окружающих нашу жизнь. К тому же враги Израиля воспылали ненавистью, народы взволновались и собрались вместе, чтобы сковать наши действия в стране отцов. Приближается решающий час, но невозможно предугадать, что и как произойдет. И кажется, что "дошли младенцы до отверстия утробы, а сил нет родить” (Цари II 19, 3).

Что делать в такой час? Для обеспечения физической безопасности делается все возможное. Велика самоотверженность защитников, которые не щадят ни своих сил, ни себя самих. Но со всей очевидностью доказано, что решение на поле боя не является окончательным, даже если одержана внушительная победа. Где же выход?

В такой час каждый еврей сердцем своим устремляется к небесам; в нем живет надежда на веру и ее опору. Вера вдохновляет каждого из нас, сознает он это или нет. Вера является источником стойкости и душевных сил, позволяющих противостоять преступной державе неверия. И народ Израиля в своей стране должен выйти победителем из этого столкновения. Мы чувствуем, что из происходящего здесь и теперь произрастет полное избавление Израиля, ведущее свое начало от завета отцов, завета между частями рассеченных животных и Синайского завета, и наполняющее весь Танах и устное Учение.

Это здоровое чувство отражает действительность и черпает силы из основ нации. Но нельзя забывать о том, что завет, союз — это тесное единение сторон-союзниц, предполагающее взаимную преданность одной стороны другой. Синайский завет гласит: "Если по уставам Моим поступать будете, заповеди Мои соблюдать будете и исполнять будете их, то... будете жить спокойно на земле вашей. И пошлю Я мир на землю... И укреплю завет Мой с вами” (Ваикра 26). Наш период требует укрепления вечного завета-союза сынов Израиля с Б-гом Израиля. Это время для нового присоединения к Синайскому завету, к Торе и заповедям, для присоединения к ним всем сердцем и душой во всех сферах нашей жизни. Это время, зовущее утвердить духовные идеалы Израиля.

Духовная основа определяет наше положение и место в мире. Встрече нашего праотца Яакова с Эсавом предшествовала борьба с ангелом-правителем, Самаэлем; победа в этом духовном поединке проложила путь к драматическому повороту во встрече с Эсавом. Решение в физическом, открытом и зримом поединке становится возможным только после решения в сфере духа. Наш период настойчиво требует укрепления духовных позиций Израиля.

К сожалению, нужно признать, что именно этот жизненно важный участок находится в упадке и запустении. Здесь не только не было приложено положительное целенаправленное усилие, но наблюдается даже нечто противоположное. Кажется, будто кто-то, хорошо знающий, что речь идет об избавлении Израиля, делает все возможное, чтобы сбить с правильного пути, увести в сторону, оттолкнуть и ввести в заблуждение многих и тем самым отдалить избавление. Четвертая из десяти заповедей (”помни день субботний, чтобы святить его”) является ключом к избавлению, определяет наше существование в качестве избранного народа на избранной земле. Именно поэтому "другая сторона” отыскивает различные пути и соблазны, чтобы нанести ущерб этому святому дню в государстве евреев. Тяжелое положение существует там, где ”другая сторона” одерживает победу. Всякая победа "другой стороны” является духовным отступлением нации в ее стране.

Вопреки удручающим явлениям в нашей жизни, восстановление духовных позиций Израиля возможно и достижимо. Духовная битва действительно тяжела, но ни в коем случае нельзя поддаваться отчаянию. Добрые, положительные начала нации многократно превосходят ее отрицательные свойства. История доказала, как велик и прекрасен наш народ, когда в час испытания поднимаются из глубин могучие волны веры и единства, сплоченности и заботы о ближнем. Мы видели примеры самоотверженности и бескорыстия, которыми прониклись сыны нации во всем мире. И вот теперь (после Шестидневной войны) человечество с удивлением и уважением смотрит на древнее сияние, которое излучает еврейство России, чьи узники по-еврейски гордо поднимают голову, и их судьи вновь слышат возглас освящающих Имя во всех поколениях: "Слушай, Израиль! Господь - Б-г наш, Господь един”. Этим они заявляют: "Народ Израиля жив”. Вновь открывается, что народ Израиля — народ избранный по сути своей, в своей душе, но для того, чтобы его скрытые свойства обнаружились, стали явными, нужно разбить окружающие твердые оболочки.

Итак, прежде всего необходимо трудиться неустанно, разъяснять и укреплять основы веры и иудаизма в народе.

В этом стремление и назначение нашей книги, которая посвящена анализу и обзору духовного положения Израиля.

Укрепление веры в сердце должно привести к исполнению Торы в жизни. Следует помнить о том, что недостаточно чувств и порывов, какими бы благородными и возвышенными они ни были. Человек призван действовать; мысли и чувства, не воплощенные в действии, неощутимы. Тора является Учением действия с его 613 заповедями. Наши современники-евреи должны знать, что исполнение Торы во всех сферах жизни — это следование по пути обетования, ведущему к избавлению. "Ныне - если бы вняли гласу Его”.

* * *

"Глас народа, как глас Б-жий”. Многие чувствуют, что наше время является часом благоволения, который предшествует окончательному избавлению. Ожидание пришествия Мессии стало жизненной необходимостью. Сегодня нужно быть слепым и глухим, чтобы не ждать и не надеяться на день грядущий. Но при существующих условиях и обстоятельствах мало пассивного ожидания и надежды, — нужно идти вперед, к избавлению, идти по правильному пути. Определяющим является ныне происходящее в духовно-иудейской сфере. Здесь ключ к избавлению.

Господь, Б-г Израиля, хранит обетование. Да будет милостив к нам Тот, Кто заключил завет! И пусть к заслугам Израиля во всех поколениях прибавится большая заслуга сынов Израиля в наши дни, их самоотверженность и самопожертвование ради хранения завета с избранной землей. Да будет ниспослан на нас с высот чистый дух, и настанет час благоволения в Израиле для необходимого ныне духовного поворота, направленного на укрепление завета Торы. И пусть избавление Израиля не задерживается более, не медлит, а придет без промедления в наши дни. ”Ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион” (Иешаяу 53,2).

 

Предисловие

"Пришел Хавакук и установил одно: "Праведный верою своею жив будет”.

(Макот 24,1)

Идейная растерянность и отдаление от жизни Торы, угрожающие единству нации в стране и в диаспоре, происходят от незнания и непонимания. "Ежедневно глас исходит из горы Хорив и провозглашает: Горе людям, пренебрегающим Торой” (Авот 6, 2). Перед евреями лежит проложенный в древности широкий путь. Известно ли вам, почему вы не вышли на этот путь? Потому что он вам незнаком. Евреи далеки от своего Учения. Большая часть молодежи имеет смутные представления о Торе, иудаизме, их принципах и еврейском образе жизни. Часто знания в этой области ограничиваются отрывочными сведениями, полученными во время празднования бар-мицва или при других обстоятельствах. Формирование в сознании общества таких понятий как Тора” и "иудаизм” находится под влиянием громогласных "сражений” в некоторых областях, при этом общество не проникает в сущность спорных вопросов. А молодежь часто определяет свое отношение к религии в соответствии с отражениями в кривом зеркале насмешников и подстрекателей.

Многие из нас неграмотны в иудаизме. Это относите> не только к тем слоям населения, которые лишены общего образования. Можно встретить политиков, судей, ученых, не имеющих элементарных знаний и представлений об Учении их отцов. Грустно говорить также об уровне знаний тех из них, кто ”знает”.

Что знает мир, что знает весь народ Израиля и образованные среди сынов Израиля о Торе и том, что содержится в ней? О сущности ее принципов, заповедей, образа жизни? 0б учении действия и долге сердец, о мировоззрении иудаизма, этике и учении о свойствах? О внутренней мудрости, открытой и тайной? Об истинной праведности? О преданности Шехине? Кому открыты великие сокровища Торы? Кому знакомы ее родники, отрада иудейской души? Многим ли посчастливилось вкусить от истинной радости, внутреннего удовлетворения и духовного наслаждения целостной жизнью Торы?

Нам доверен вечный свет — Тора, Учение нашего Б-га. "Учение Господне совершенно — отрада для души; указания Господни верны, умудряют простых; повеления Господни праведны, радуют сердце; заповедь Господня ясна, просветляет глаза; страх Господень чист, пребывает вовеки; суды Господни истинны, все они справедливы. Они желаннее злата и множества золота чистого, они слаще меда и сота текучего" (Псалом 19) . Но большая часть народа сегодня не знает их вкуса и не ведает обо всем этом. В сознании людей сложилось искаженное представление о Торе и заповедях.

* * *

Нашей главной задачей является ныне изучение и обучение. Всякий, кому посчастливилось изучать и познать какую-либо область или тему из Торы и ее заповедей, обязан передать свои знания еще одному еврею, и еще одному... Каждый в чье сердце проник луч от сияния Торы, обязан озарить им другие сердца. Каждый, в чьем сердце звучит струна веры, обязан дать услышать эту музыку всякой еврейской душе, жаждущей слова Господнего.

Миссия заключается в том, чтобы нести народу знание Торы и ее заповедей, чтобы их свет проник повсюду. Сыны Израиля должны прежде всего познать свое Учение, понять, о чем идет речь. И тогда, несомненно, они приобщатся к Учению и будут гордиться им. Мы верим, что всему виной недоразумение. Мы твердо убеждены в том, что еврейская молодежь, познав Тору, увидит, что была введена в заблуждение. И тогда она найдет в себе мужество по-новому взглянуть на мир, непредубежденно изучать, размышлять и делать выводы. Она найдет в себе душевные силы плыть против течения. Сегодня юноши Израиля приходят в храм Торы и вдохновенно приобщаются к ней. Жизнь доказывает, что зерно Торы, посеянное в сердце израильской молодежи, приносит удивительные плоды. Мы знаем, какие способности, воодушевление, искренность и самоотверженность проявляют юноши Израиля, нашедшие путь к изучению Торы в ешизах. Многие из них достигают высот в знании Торы и в вере, поднимаются по ступеням чистого деяния и высокой нравственности. Мы надеемся и ждем добрых "неожиданностей" от нашей молодежи. Наш долг — открыть, указать ей путь к Торе и к сокровищам иудаизма.

Наша святая Тора повелевает нам доверять Израилю и его сынам. И мы верим, что еврейская молодежь, сыны Авраама, Ицхака и Яакова, потомки Макабим, проявят мужество, чтобы признать истину и совершить духовный поворот, который превратится в чистый поток познания Б-га и Торы, поток чистого деяния. И все это приведет к изменению облика действительности, направит нашу жизнь на путь к желанному полному избавлению.

* * *

Необходимо донести до народа истину Торы, основы и принципы веры в том виде, в каком они существуют, в могуществе их чистоты и целостности. Нужно научиться не бояться правды, ее силы и остроты. Проповедь половинчатых истин и разбавление вина веры ослабляют ее. Ошибается тот, кто полагает, что, прибегая к таким методам, можно достичь большего, что в таком виде слова будут восприниматься лучше. Сокрытие истины и облачение основ в чуждые им одеяния препятствуют достижению цели. Только целостная истина и принципы иудаизма в полноте, искренности и чистоте, какими они были даны Всемогущим, обладают силой убеждения, могут быть восприняты сердцем и разумом и принесут благословенный урожай.

Здесь уместно упомянуть о путанице и беспорядке, которые царят сегодня в представлениях о принципах иудаизма, о его мировоззрении и идеях. Всякий, кто пожелает, говорит об иудаизме и от его имени, излагает идеи, размышления и воззрения, приписывая их иудаизму. ”Еврей знает, что с вопросом о кашерности мяса и пищи, об игле, обнаруженной во внутренностях птицы, о кастрюле и ложке нужно обратиться к раввину, сведущему в религии и законе. Но относительно ”кашерности” идей, влияющих на души и определяющих сущность еврея и еврейства, каждый считает себя специалистом, способным принимать решения самостоятельно” (Р. Барух-Дов Лейбович). При решении практических вопросов необходимы доказательства, доводы из достоверных источников, и поэтому обращаются к сведущим в Торе и законе; таким же образом следует подходить и к идеям. Тот, кто хочет поставить на идею печать иудаизма, обязан доказать ее истинность, опираясь на достоверные источники при помощи знающих путь учения и постижения, которыми являются знатоки Торы и великие мужи веры. Но мы видим сегодня, как люди занимаются принципами веры, ее идеями и понятиями, составляющими фундамент храма Торы, проявляя при этом беспечность и неосторожность.

Дай Б-же, чтобы ревнители иудаизма создали книги веры, излагающие ее принципы, основы и воззрения. Нам ничего не придется прибавлять ”от себя”, а только собрать сокровища из источников мудрости и веры и передать их в форме, доступной для наших современников. Нужно разъяснить то, что нуждается в разъяснении, на языке масс Израиля в наши дни Мы должны стремиться к тому, чтобы могучие сокровища Торы и жизненно важные родники веры заполнили русла нашей жизни. Давая толкования и разъяснения, нужно помнить, что содержание всегда должно оставаться целостным во всем его величии и чистоте - вера и Учение, какими они были приняты от Всемогущего.

* * *

Большая часть книги "Путями веры” вышла в свет в 1949 году. Раздел ”Путь к вере” удостоился положительной оценки со стороны Хазон-Иш (благословенна память праведника) , что побудило автора опубликовать свое сочинение. Автор опирался на эту оценку в работе над новой редакцией книги.

* * *

Дополнения, внесенные в книгу, не нарушили первоначальную сущность, характер и основное направление. В полном соответствии с дополненным вариантом находится предисловие к первому изданию:

"Автор книги не ставит перед собой цель внести нечто новое. Наоборот, он остерегается этого. Его цель можно определить так: черпать идеи из надежных источников веры и мудрости и разъяснять их еврейскому обществу на языке общепринятом и общедоступном. Все толкования вопросов иудаизма в этой книге опираются на высказывания наших учителей-предшественников.

Сегодня в познании идей иудаизма и основ веры возникла путаница. У нас нет ”Шулхан-арух” (т. е. кодекса законов) для идей и воззрений, и каждый еврей должен сам разобраться в многочисленных источниках обширной литературы Учения и черпать из нее идеи иудаизма. В сознании общества не сохранилось почти ни одной целостной основы веры, ни одного чистого иудейского воззрения. Вокруг прямых и простых положений веры возникли и нагромоздились различные чужеродные и далекие дополнения. Нам нужны не новые храмы, а прочные основы иудаизма — книги веры, излагающие ее принципы и основы на языке общества Израилева в наши дни.

Автор этой книги отдает себе отчет в том, что ему одному не удастся выполнить такую миссию. Наши учителя говорили: ”Не тебе кончать работу, но ты не волен не делать ее” (Авот 2). Автор надеется внести скромный вклад отдельного человека в разъяснение положений веры и понятий иудаизма на языке и в форме, которые будут доступны для понимания наших братьев-современников и которые будут поняты не только близкими, но и далекими”.

Я молю Господа, Б-га Израиля, чтобы Он сделал успешным мой путь.

Рамат-Ган, 1967 год