Законы, разработанные мудрецами

Законы, разработанные мудрецами

Введение

Происхождение Синайского закона известно по определению. Не всегда, однако, ясно, для чего предназначались эти законы, поскольку положенная в основу заповедей Б-жественная логика, как правило, неочевидна. Тем не менее, эти заповеди обязательны к исполнению, поскольку они были даны Б-гом.

В этом смысле особое место занимают таканот и гзерот, два вида раввинских законов. Дата их появления не всегда известна, и не вполне ясно, почему мы обязаны их выполнять. С другой стороны, их назначение обычно легко установить. В этой главе мы узнаем, когда и почему были введены основные таканот и гзерот, а также в чем суть нашей обязанности выполнять эти постановления.

Эпоха крупных раввинских нововведений

Законы, введенные до периода составления Мишны

Из Талмуда мы знаем, кому принадлежит авторство отдельных гзерот и таканот. Их история прослежена вглубь веков, до Моше-рабейну, которого считают автором "многих гзерот и таканот"'. Кроме того, авторами ряда важных постановлений были Йеошуа бин Нун2, царь Давид3, царь Шло-мо4, Эзра5 и мужи Великого Собрания, которые ввели, в част

1    Шабат 30а. Моше приписывают также введение семи дней свадебных торжеств и семи дней скорби по умершему (Иерусалимский Талмуд, Ктубот 1:1), первой части в Послетрапезном благословении (Брахот 486) и обязанность распространять и изучать законы праздника в его дни (Мегила 32а);

2    Йеошуа приписывают десять таканот, относящихся к Стране Израиля, и в их числе следующие: можно пасти мелкий скот в большом частном владении; водными источниками, впервые появившимися на частной земле, могут пользоваться все окрестные жители; каждый человек имеет право ловить рыбу в озере Кинерет, и наконец, тропами, которые проходят через частные земли, могут пользоваться все люди до второго дождя (Эрувин 17а). Согласно традиции, Йеошуа ввел также вторую часть Послетрапезного благословения (Брахот 48а) и подтвердил гзеру, запрещающую вступать в браки с нетиним (Йевамот 79а);

3    Царь Давид провозгласил гзеру, запрещающую ихуд (уединение) с незамужней женщиной (Авода зара 366); ему же приписывается третья часть Послетрапезного благословения;

4    О царе Шломо говорят, что он учредил эрув, который позволяет носить предметы в шабат и праздники из частных владений в общий двор; хотя несколько ранее он же ввел гзеру, запрещавшую эти

ности, празднование Пурима . В число ранних законодателей входят также первосвященник Йоханан , Йосе бен Йоэзер8 и его коллега Йосе бен Йоханан и бейт-дин хасмонеев, благодаря которым мы получили праздник огней - Хануку9. Все их гзерот и таканот предшествовали эпохе Мишны, которая началась с Гилеля и Шамая. На самом деле, как утверждает Алеви10, все важнейшие таканот и гзерот были введены еще до эпохи Гилеля и Шамая. Аргументируя свою гипотезу, Алеви ссылается, в основном, на тот факт, что главные раввинские постановления не приписываются каким-то конкретным лицам; они анонимны и не подлежат обсуждению.

Анонимные постановления в эпоху Санхедрина

Как уже отмечалось", если законы послесинайского происхождения дошли до нас без указания автора, то, по большей части, они относятся к эпохе Санхедрина. Лишь после того как

действия. Ему же приписывают гзеру, которая объявляет руки человека недостаточно чистыми, чтобы касаться священных предметов (Шабат 146);

5    Гзера Эзры лишала левитов права на десятину (Йевамот 866).

Согласно одной из его таканот, суды должны были заседать по

понедельникам и четвергам (Бава кама 82а). Другая такана ввела публичное чтение Торы в субботнюю минху;

6    Мужи Великого Собрания установили также молитву Амида;

7    Первосвященник Йоханан постановил, что при покупке сельскохозяйственных продуктов у ам аарец (простонародья) следует считать, что от этих продуктов не была отделена десятина. Согласно другому его решению, в Иерусалиме нельзя стучать молотком в холь амоэд (Сота 48а);

8    Йосе бен Йоэзер из Цереды и Йосе бен Йоханан из Иерусалима объявили нечистыми все языческие страны и все сосуды из стекла, к которым может пристать нечистота (Шабат 146);

4 Они ввели также гзеру, запрещающую изучать греческую мудрость и разводить свиней (Сота 496);

10    См. выше. Часть I, том III, стр.223, и см. также стр.311 и далее;

11    См. главу I, раздел III;

Санхедрин перестал существовать и не было другого форума для решения споров и разногласий, начались алахические споры, и в результате конкретные законы стали связывать с именами отдельных мудрецов и школ. Поэтому Алеви12 считает, что многие таканот и гзерот, авторство которых неизвестно или является предметом споров, относятся, скорее всего, к эпохе Санхедрина. И поскольку большинство крупных раввинских постановлений, за очень редким исключением, приведены без имени автора и без спорных мнений, логично предположить, что ко времени роспуска Санхедрина, т.е. к началу эпохи Мишны, большинство важнейших гзерот и таканот уже действовали.

Возьмем для примера комплекс раввинских постановлений, касающихся соблюдения шабата. Рассмотрев их, мы убедимся, что "все гзерот, которые были разработаны мудрецами с целью ограничения работы в шабат, анонимны"13. Можно составить очень внушительный список таких гзерот. Они включают в себя запрет ставить еду на плиту, чтобы избежать соблазна регулировать силу огня14; запрет укутывать еду материалом, который вырабатывает тепло15; запрет женщине выходить на улицу с определенными украшениями, поскольку она может снять их, чтобы показать подруге, и понести в руках16; запрет поручать нееврею выполнение работы для еврея17; запрет судопроизводства, завершения церемонии бракосочетания и выдачи займа, т.к. эти занятия требуют ведения записей18. Кроме того, в число этих гзерот входит запрет плавать, чтобы не возникла нужда в ремонте плавательного средства; запрет проверять денежные счета, чтобы не возник соблазн писать19 и т.д.

12    Такое же мнение высказал З.Х.Хайес, *) Маво аталмуд, стр.58;

13    З.Х.Хайес, вышеупомянутая работа;

14    *) Шабат 3:1;    «

15    там же, 4:1;

16    там же, 6:1 и 596;

17    там же, 110а;

18    Бейца 5:2;

19    Шабат 150а;

О том, что многие субботние гзерот относятся к доталму-дическому периоду, свидетельствует не только отсутствие авторских ссылок, но и еще один фактор20. Во многих мишнайот приводятся диспуты ранних танаев, касающиеся деталей применения таких гзерот. Эти ранние танаи спорят о границах действия гзерот, в каких случаях они применяются и при каких обстоятельствах их можно считать неприменимыми. Но даже эти первые танаи ни разу не ставят под сомнение само существование гзерот. Поэтому можно наверняка утверждать, что сами гзерот существовали задолго до эпохи Мишны. Иначе как могли бы ранние танаи вести споры об их деталях.

Иллюстрацией к сказанному может служить древнейший записанный в Миише диспут, о котором мы уже упоминали21. Этот диспут касается гзеры мукце22, запрета трогать животных и другие предметы, не подходящих для применения в шабат и йом тов. В Мишне сообщается, как мудрецы, жившие задолго до эпохи Талмуда, спорили о том, распространяется ли данный запрет даже на тот случай, когда животным приходилось манипулировать для выполнения ритуала, предписанного Торой в рамках храмовых жертвоприношений. Поэтому мудрецы еще за несколько поколений до танаев знали принцип мукце и спорили только о деталях применения этого закона.

Точно так же в Мишне23 описан диспут между школой Ги-леля и школой Шамая, относящийся к началу мишнаитской эпохи. Речь идет о блюдах, которые можно ставить на плиту в шабат. Эта мишна также доказывает, что школа Гилеля и школа Шамая были хорошо осведомлены о гзере, запрещающей ставить еду на плиту в шабат, и их спор касался только рамок применения этой гзеры.

20    См. *) Алеви, вышеупомянутая работа, том I, 3, стр.220 и далее, стр.311 и далее;

21    См. выше: глава I, раздел III, примечание 2;

22    См. выше: глава II, раздел III, примечание 21;

22 Шабат 3:1;

И, наконец, в качестве еще одного примера можно привести главу Бамэ мадликин24, включенную некоторыми общинами в текст вечерней субботней молитвы. Упоминаемые в этой главе мудрецы обсуждают разные виды масел, разрешенные и неразрешенные для зажигания субботних огней. Здесь мы снова видим, что сам принцип таканы, предписывающий зажигать субботние огни, прочно укоренился и не подлежал никаким дебатам еще до эпохи тех танаев. Сомнения и споры возникали только в отношении деталей: какие масла надо использовать для выполнения этой заповеди.

Постановления мудрецов в эпоху Мишны

Все, что было сказано о гзерот и таканот, касается и законов, разработанных мудрецами. Эти законы появляются обычно без указания автора, поэтому есть основания утверждать, что в большинстве своем они были сформулированы еще до начала эпохи Талмуда. Правда, есть среди них и важные исключения; в Талмуде упоминаются, в частности, гзерот и таканот, введенные отдельными танаями и их школами. Например, Талмуд сообщает о гзерот, помеченных именами Гилеля, Шамая и их последователей. Школа Гилеля и школа Шамая25 ввели, как утверждают, тридцать шесть гзерот, причем восемнадцать из них были утверждены обеими школами, а в остальных гзерот преобладает мнение Шамая и его школы. Йеошуа бен Гамла "оставил по себе добрую память" потому, что он ввел такану, обязывающую евреев поддерживать сеть начального образования во всех городах26, а раби Йоханан бен

24    Шабат 2:1, и смотри Раавад, Сефер акабала. Здесь целесообразно следующее замечание: даже когда автор таканы назван по имени, она может восходить к гораздо более древней традиции, которую упомянутый мудрец лишь заново подтвердил. См. Корман, Маво леТора шебиктав вэшебеальпэ (Тель-Авив, 1966), стр.47 и далее;

25    Шабат 15 а;

26    Бава батра 21 а;

Закай, который возглавил народ при трагических обстоятельствах разрушения Второго Храма, упоминается за свои таканот и гзерот, посвященные, главным образом, "памяти о

27

Храме" . В хронику раввинских постановлений входят также решения раби Элазара бен Азарьи28, раби Гамлиеля из Явне29, мудрецов Уши30 и множества других авторитетов, перечислить которых не представляется возможным. Однако, как уже отмечалось, все эти таканот касались лишь деталей; сама база раввинского законодательства была заложена на много столетий раньше, задолго до эпох Мишны и Талмуда.

27    Он запретил, в частности, строить и красить дома, как царские дворцы, и повелел оставлять в каждом доме, на стене возле входной двери неоштукатуренный и неокрашенный квадрат. Он ввел также символы скорби в женской косметике, в платье невесты и в подготовке стола к трапезе (Бава батра 606). Одна из таканот раби Йоханана повелевала трубить в шофар, когда Рош ашана выпадает на шабат, там, где есть бейт-дин', другая такана предписывает возносить лулав семь дней праздника Суккот (Рош ашана 31 б);

28    В день, когда раби Элазара бен Азарию назначили наси, было решено, что руки становятся нечистым после касания свитков Коэлет и Шир аширим. В результате эти свитки получили тот же статус, что и другие части ТАНАХа;

29    Раби Гамлиэль из Явне объявил некашерной шхиту самаритянина и ввел дополнительное благословение в молитву Амида (Недарим 286);

30    Так они названы по имени места, где проходили собрания мудрецов в середине второго века (Ктубот 496). Они постановили, в частности, что нельзя давать на благотворительные нужды больше одной пятой части своего дохода. Кроме того, они ввели ряд законов, относящихся к семейному праву, например, что родители обязаны содержать своих маленьких детей и что сын должен материально обеспечивать своего отца, если последний передал ему все свое имущество.

Закай, который возглавил народ при трагических обстоятельствах разрушения Второго Храма, упоминается за свои така-нот и гзерот, посвященные, главным образом, "памяти о Храме"27. В хронику раввинских постановлений входят также решения раби Элазара бен Азарьи28, раби Гамлиеля из Явне24, мудрецов Уши30 и множества других авторитетов, перечислить которых не представляется возможным. Однако, как уже отмечалось, все эти таканот касались лишь деталей; сама база раввинского законодательства была заложена на много столетий раньше, задолго до эпох Мишны и Талмуда.

27    Он запретил, в частности, строить и красить дома, как царские дворцы, и повелел оставлять в каждом доме, на стене возле входной двери неоштукатуренный и неокрашенный квадрат. Он ввел также символы скорби в женской косметике, в платье невесты и в подготовке стола к трапезе (Бава батра 606). Одна из таканот раби Йоханана повелевала трубить в шофар, когда Рош ашана выпадает на шабат, там, где есть бейт-дин\ другая такана предписывает возносить лулав семь дней праздника Суккот (Рош ашана 316);

28    В день, когда раби Элазара бен Азарию назначили наси, было решено, что руки становятся нечистым после касания свитков Коэлет и Шнр аширим. В результате эти свитки получили тот же статус, что и другие части ТАНАХа;

29    Раби Гамлиэль из Явне объявил некашерной и/хиту самаритянина и ввел дополнительное благословение в молитву Амида (Недарим 286);

30    Так они названы по имени места, где проходили собрания мудрецов в середине второго века (Ктубот 496). Они постановили, в частности, что нельзя давать на благотворительные нужды больше одной пятой части своего дохода. Кроме того, они ввели ряд законов, относящихся к семейному праву, например, что родители обязаны содержать своих маленьких детей и что сын должен материально обеспечивать своего отца, если последний передал ему все свое имущество.

Цель раввинского законодательства

Законы, необходимость которых была доказана опытом

Причины введения некоторых таканот и гзерот вполне очевидны: они предназначались для решения специфических проблем, часто не гипотетических, а реальных. Например, мудрецы предписали ставить дату на гете (разводном письме), опираясь на прецедент, когда муж воспользовался недатированным гетом, чтобы спасти от осуждения свою неверную жену. Уже после того как ее поймали с прелюбодеем, муж дал ей гет без даты, и она обозначила его более ранним числом. В результате бейт дин мог счесть ту женщину незамужней на момент вступления в запрещенную связь31.

Другим примером может служить введенный мудрецами запрет мыть все тело в шабат горячей водой. Изначально это я разрешалось, конечно, при условии, что воду для в мытья нагревали перед шабатом. Но однажды стало известно, что ? некоторые банщики греют воду в сам шабат; когда же их призывали к ответу, они клялись, что делали это накануне. Поэтому, чтобы избежать дальнейшего обмана и осквернения субботнего покоя, мудрецы вообще запретили принимать в шабат горячую ванну32.

Мудрецы выяснили также, что представители ряда профессий систематически уступают соблазну, извлекая неправедную выгоду из своей работы. Для предотвращения подобных нарушений мудрецы ввели ряд профилактических | ограничений. Например, было запрещено покупать у пастухов

11 Вавилонский Талмуд, Гитин 17а, и Иерусалимский Талмуд, Гитин 4:3;

32 Шабат 40а;

шерсть, молоко и приплод скота, а также приобретать древесину и плоды у тех, кому поручено стеречь фруктовые сады33. Вполне вероятно, что и многие другие гзерот и таканот явились следствием конкретных событий, доказавших необходимость введения особых законов, хотя мы не можем подтвердить это предположение конкретными фактами.

Возвращаясь к субботним законам, добавим, что со временем изначального запрета на трй^цать девять видов работ, введеного на Синае, оказалось недостаточно для обеспечения идеальной святости субботнего дня. Поэтому мудрецы сочли необходимым ввести дополнительные ограничения:    они запретили, в частности, заниматься

коммерцией и передвигать предметы из категории мукцв. В результате за шабатом окончательно закрепился статус святого дня, отведенного для учебы, молитвы и общения с близкими и друзьями. Возможно также, что более поздние поколения не демонстрировали такой же самодисциплины, как их предки в эпоху Синайского откровения. Поэтому люди, занимавшиеся коммерцией, первоначально не запрещенной в шабат согласно букве синайского закона, постепенно ослабили строгость: стали делать заметки, переносить вещи из одного владения в другое и совершать иные запрещенные Торой действия. В ответ на это мудрецы ввели ряд профилактических законов, ограждая Тору "забором", который приходилось все время "достраивать", чтобы компенсировать уменьшение приверженности соблюдению заповедей.

Четыре цели раввинских установлений

Хотя нам трудно выяснить сегодня, что именно побуждало мудрецов вводить новый закон в тот или иной момент истории, изначальная подоплека гзерот и таканот в целом ясна. Наилучшим способом ее определил раби Н.С.Гриншпан,

33 Бава батра 10:9;

покойный директор лондонской ешивы "Эцхаим". Он сказал34, что гзерот должны были предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот состояла в укреплении и развитии четырех основ: 1) религии, 2) семьи, 3) национального сознания и 4) общества. Здесь следует заметить, что подобно Торе, которая никогда не ограничивается в своих учениях и законах вопросами "религии" в узком значении этого слова, а стремится проникнуть во все аспекты жизни, точно так же и мудрецы разрабатывали постановления с учетом всех сторон еврейского бытия, как тех которые касаются отношений человека и Б-га, так и тех которые касаются отношений между людьми.

Например, введенный ими запрет торговать оружием и опасными животными15 имеет такую же обязательную силу, как и постановление, не разрешающее продавать некашерную еду36. Они в равной мере запрещали есть пищу, к которой приближались змеи37, и блюда, приготовленные в шабат38. Стремясь укрепить религиозную жизнь нации, мудрецы ввели публичное чтение Торы, произнесение благословений и молитв. Но при этом они не в меньшей степени заботились о благе народа, общества и укреплении еврейской семьи. В дальнейшем мы познакомимся с другими постановлениями мудрецов, которые служат тем же целям.

Таканот из раздела семейного права служили, в основном, интересам женщин. . Некоторые таканот защищали экономические права девушек; например, определенное предпочтение перед их братьями в вопросах наследования; запрещение полностью лишить дочь наследства34. Статус

34    *) Млехет махшевет (Лондон, 1955), стр. 134 и далее;

35    Авода зара 1:7; *

36    Швиит 7:3;

37Хулин 2:5; Трумот 8:4 и 5;

38    Шабат 15а;

39    Речь идет об обязанности содержать незамужних дочерей из суммы наследства, Эвен аэзер 112;

замужней женщины тоже укреплялся с помощью таканот40 в соответствие с общим раввинским принципом: "мужчина должен любить свою жену, как самого себя, а уважать даже больше, чем себя"41. От внимания мудрецов не ускользали даже мелкие детали. Например, Эзра постановил, что "странствующие торговцы парфюмерией обязаны заходить во все города и селения, чтобы нигде не возникал дефицит косметики и чтобы каждая жена была, привлекательна для своего мужа"42. Еще одна группа таканот защищала права разведенной женщины и вдовы43. В то же время существовали и такие таканот, которые формулировали обязанности жены по отношению к мужу44, и, наконец, таканот, в которых говорилось о долге родителей перед детьми и детей перед родителями45.

Из нововведений, призванных укрепить национальное сознание, наиболее известны праздники Ханука и Пурим. Кроме того, мудрецы выделили в календаре ряд других дней в память о том, как Б-г спасал свой народ от врагов. В отдельную группу входят даты, напоминающие о национальных катастрофах. Это, в первую очередь, таканот, введенные раби Иохананом и другими авторитетами, которые предписывают скорбеть по разрушенному Храму.

Благу общества служат различные таканот, которые регулируют гражданское право и порядок взимания долгов; множество таканот были установлены для поддержания мира и справедливости в обществе46. Мудрецы особенно заботились

о поддержании необходимого уровня честности в отношениях

40    Муж обязан платить за лечение жены в случае болезни и выкупать ее из плена (Ктубот 51а), а также взять на себе все заботы

0    ее погребении в случае смерти (там же, 466);

41    Йевамот 62а;

42    Бама кама 46а;

43    Иерусалимский Талмуд, Ктубот 11:3; Вавилонский Талмуд, Ктубот 956;

44    Ктубот 466;

45    Кидушин 29а; Ктубот 656; см. также примечание 30 к разделу

1    этой главы;

46    Гитин 59а и б;

между людьми. Они расширили понятие "воровства", включив в него азартные игры в кости и "гонки голубей"47. Воровством считается также, когда забирают животное, попавшееся в чужие силки4*; когда приманивают рой пчел из чужого улья49 и когда один бедняк собирает маслины, которые стряхнул с дерева другой бедняк50.

Различия между таканот и гзерот

В заключение следует отметить, что хотя нет причин спорить с Гриншпаном относительно целей раввинских | законов, не все, однако, согласны с его определением ; различий между таканот и гзерот. Как уже отмечалось, ] согласно Гриншпану, таканот вводили ради одной из четырех вышеуказанных целей, а гзерот были необходимы лишь для того, чтобы оберегать заповеди Торы от нарушения. Некоторые авторы опровергают это мнение. Например, Хайес51 считает, что гзерот - это запрещающие нововведения, ; в том смысле, что они запрещают определенные действия, , тогда как таканот позитивны, т.е. побуждают к действиям. Хотя мнение Хайеса получило широкую поддержку, оно не вполне обосновано. На самом деле, в Талмуде встречаются несколько запрещающих указаний, которые называются таканот. Например, в категорию таканот включены запрет повторной женитьбы на бывшей жене, получившей развод из-за своей дурной репутации52, и запрет покупать предметы > еврейского ритуала у язычников, если они завышают цену53, хотя по определению Хайеса их следовало бы назвать гзерот. Если же следовать определению Гриншпана, то никаких трудностей нет. Так, запрет вступать в повторный брак с женщиной, отосланной из-за ее дурной репутации, правильно

47    Санхедрин 256;    ,

48    Гитин 5:8;

49    Бава кама 10:2;

50    Гитин 5:8;

51    см. выше;

52    Гитин 456;

53    там же.

назван таканой, поскольку его цель состоит в заботе о еврейской семье. Точно так же запрет покупать предметы ритуала у язычников по чрезмерно высоким ценам правильнее назвать таканой, т.к. он не позволяет иноплеменникам наживаться на еврейских ценностях и, тем самым, укрепляет наше национальное достоинство.

Обязанность соблюдать законы, разработанные мудрецами

Как уже отмечалось в главе II (раздел III), обязанность соблюдать законы, разработанные мудрецами на основе толкования Торы, выводятся из стиха: "Если неясен будет тебе закон...то приди к коэнам, левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси...и поступи по слову, которое они скажут тебе..." (Дварим 17:8-10).

Законы мудрецов опираются на авторитет Торы

Общепризнанно, что таканот и гзерот имеют статус закона Торы, но возникает вопрос: из какого источника черпают свою силу и авторитет эти постановления мудрецов?

Мнение Рамбама

В своей книге Сефер амицвоти Рамбам пишет, что постановления мудрецов имеют статус закона, поскольку сама

54 *) Шореш 1, см. также Мамрим 1:2;

Тора обязывает нас соблюдать их. Приведенная выше цитата из книги Дварим завершается словами: "Не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево" (17:11), из чего Рамбам делает вывод, что мы обязаны выполнять все законы, введенные мудрецами55. Это мнение звучит не вполне убедительно. Как уже говорилось56, существует ряд различий между законами Торы (деорайта) и постановлениями мудрецов (дерабанан). Мы уже приводили пример, что если человек сомневается, слушал ли он шофар, ему следует еще раз выполнить эту заповедь, хотя, возможно, он будет слушать во второй раз, ибо заповедь слушать шофар дана Торой. Но если речь идет о выполнении закона, введенного мудрецами, например, об омовении рук перед едой с хлебом, то в аналогичных обстоятельствах нет обязанности совершать это, возможно, вторичное действие.

Возражение Рамбана

Здесь обычно возражают: если наш долг выполнять закон Торы и обязанность соблюдать постановления мудрецов вытекают из одного источника - из Торы, между ними не должно быть различий. Следовательно, нельзя требовать более строгого обращения с законами, имеющими статус деорайта, и допускать послабления в выполнении законов дерабанан. Такую критику высказывает Рамбан в своем комментарии к Сефер амицвот5 . Впрочем, Рамбан сам признает, что его возражение можно устранить, ибо оно выводится из допущения, что поскольку сыны Израиля обязались соблюдать все заповеди Торы, когда заключали союз с Б-гом у горы Синай, следовательно, все заповеди Торы, включенные в этот союз, имеют одинаковый статус. Другими словами, обязанность соблюдать шабат, законы кашрута и обязанность

55    Здесь он следует мнению, высказанному *) в талмудическом трактате Шабат 23а;

56    см. главу II, раздел III, примечание 7;

57    *) на это место;

слушаться мудрецов имеют равную юридическую силу. Мы либо обязаны соблюдать каждую мицву, даже если сомневаемся, выполнили мы ее уже или нет, либо не обязаны.

Тут есть, однако, важная поправка. Наш долг слушаться мудрецов зависит от того, что именно они постановили. Поэтому, если мудрецы сами решили, что человек освобождается от выполнения раввинского постановления, если он не уверен, выполнил ли он его у^ке или нет (например, омыл ли руки перед едой с хлебом), значит так тому и быть -он свободен. Короче, обязанность слушаться мудрецов ограничена тем, что постановляют сами мудрецы. Стало быть, если человек сомневается в правильном выполнении заповеди нетипат ядаим, ему нет необходимости мыть руки снова - не потому, что обязанность слушаться мудрецов имеет меньший статус, чем обязанность соблюдать шабат, но потому, что обязанность слушаться мудрецов надо доводить до логического конца. Если мы обязаны их слушаться, то эта обязанность (или привилегия) сохраняется и в тех случаях, когда они говорят, что человек, сомневающийся в правильном исполнении нетилат ядаим, не должен омывать руки еще раз.

Мнение, что постановления мудрецов не обязательно выражают волю Б-га

Совершенно иной подход демонстрирует автор книги Мешех хохма**. Он не согласен с положением, что законы, чье соблюдение предписано одним и тем же источником, должны иметь одинаковую степень обязательности. Он утверждает, что у законов, полученных непосредственно на горе Синай, и законов, санкционированных, но не сформулированных на Синае, разная степень обязательности. Первая группа законов выражает волю Б-га, Который хочет, чтобы постановления мудрецов выполнялись так же строго, как и законы шабата и кашрута. Однако Он не выразил явно свое отношение к конкретному действию: омывать ли руки перед хлебом или

58 *)Дварим 17:11;

нет. Точно так же, продолжает автор Мешех хохма, хотя Б-г дал нам заповедь слушаться царя и Он действительно хочет, чтобы мы слушались его, отсюда вовсе не следует, что каждый царский указ выражает Б-жественную волю. Этот взгляд, согласно которому только общая заповедь, повелевающая слушаться мудрецов, совпадает с волей Б-га, но отнюдь не конкретные введенные мудрецами заповеди, например, обязанность омывать руки перед едой с хлебом, не разделяет раби Э.Вассерман.

Мнение, что постановления мудрецов всегда выражают волю Б-га

В своей книге Кунтрес диврей софрим5) выдающийся талмудист раби Э.Вассерман, живший в Польше перед Второй мировой войной, рассматривает мнение Рамбана, что обязанность соблюдать постановления мудрецов не была заповедана Торой. Почему тогда, спрашивает он, Рамбан требует соблюдать эти постановления?60

Рав Вассерман приходит к выводу, что законы мудрецов необходимо соблюдать, потому что они выражают волю Б-га61. По его мнению, воля Б-га распространяется не только на общее требование слушать слова мудрецов; Б-г также хочет, чтобы мы совершали нетилат ядаим перед хлебом, поскольку, вводя тот или иной закон, мудрецы раскрывают скрытое до того желание Б-га. В заключение рав Вассерман утверждает, что воля Б-га, сформулированная в постановлениях мудрецов, уступает по своему значению воле Б-га, которая была выражена в самой Торе или в синайских

59    *) издано в Барановичах, 1924 год;

60    Эта обязанность не может опираться на заповедь с Синая или логику, иначе она была бы уязвима для того самого возражения Рамбана, которым он пытался опровергнуть мнение Рамбама, а именно, что законы мудрецов должны иметь равный статус с законами Торы;

61    Великие мудрецы могут чувствовать и раскрывать волю Б-га. См. Шабат 886.

законах. Именно этим различием объясняется тот факт, что мы не обязаны выполнять законы мудрецов в случае сомнений.

Примечания

1 Шабат 30а. Моше приписывают также введение семи дней свадебных торжеств и семи дней скорби по умершему (Иерусалимский Талмуд, Ктубот 1:1), первой части в Послетрапезном благословении (Брахот 48б) и обязанность распространять и изучать законы праздника в его дни (Мегила 32а);

2 Йеошуа приписывают десять таканот, относящихся к Стране Израиля, и в их числе следующие: можно пасти мелкий скот в большом частном владении; водными источниками, впервые появившимися на частной земле, могут пользоваться все окрестные жители; каждый человек имеет право ловить рыбу в озере Кинерет, и наконец, тропами, которые проходят через частные земли, могут пользоваться все люди до второго дождя (Эрувин 17а). Согласно традиции, Йеошуа ввел также вторую часть Послетрапезного благословения (Брахот 48а) и подтвердил гзеру, запрещающую вступать в браки с нетиним (Йевамот 79а);

3 Царь Давид провозгласил гзеру, запрещающую ихуд (уединение) с незамужней женщиной (Авода зара 36б); ему же приписывается третья часть Послетрапезного благословения;

4 О царе Шломо говорят, что он учредил эрув, который позволяет носить предметы в шабат и праздники из частных владений в общий двор; хотя несколько ранее он же ввел гзеру, запрещавшую эти действия. Ему же приписывают гзеру, которая объявляет руки человека недостаточно чистыми, чтобы касаться священных предметов (Шабат 14б);

5 Гзера Эзры лишала левитов права на десятину (Йевамот 86б). Согласно одной из его таканот, суды должны были заседать по понедельникам и четвергам (Бава кама 82а). Другая такана ввела публичное чтение Торы в субботнюю минху;

6 Мужи Великого Собрания установили также молитву Амида;

7 Первосвященник Йоханан постановил, что при покупке сельскохозяйственных продуктов у ам аарец (простонародья) следует считать, что от этих продуктов не была отделена десятина. Согласно другому его решению, в Иерусалиме нельзя стучать молотком в холь амоэд (Сота 48а);

8 Йосе бен Йоэзер из Цереды и Йосе бен Йоханан из Иерусалима объявили нечистыми все языческие страны и все сосуды из стекла, к которым может пристать нечистота (Шабат 14б);

9 Они ввели также гзеру, запрещающую изучать греческую мудрость и разводить свиней (Сота 49б);

10 См. выше. Часть I , том III , стр.223, и см. также стр.311 и далее;

11 См. главу I , раздел III ;

12 Такое же мнение высказал З.Х.Хайес, *) Маво аталмуд, стр.58;

13 З.Х.Хайес, вышеупомянутая работа;

14 *) Шабат 3:1;

15 там же, 4:1;

16 там же, 6:1 и 59б;

17 там же, 110а;

18 Бейца 5:2;

19 Шабат 150а;

20 См. *) Алеви, вышеупомянутая работа, том I , 3, стр.220 и далее, стр.311 и далее;

21 См. выше: глава I , раздел III , примечание 2;

22 См. выше: глава II , раздел III , примечание 21;

23 Шабат 3:1;

24 Шабат 2:1, и смотри Раавад, Сефер акабала. Здесь целесообразно следующее замечание: даже когда автор таканы назван по имени, она может восходить к гораздо более древней традиции, которую упомянутый мудрец лишь заново подтвердил. См. Корман, Маво леТора шебиктав вэшебеальпэ (Тель-Авив, 1966), стр.47 и далее;

25 Шабат 15а;

26 Бава батра 21а;

27 Он запретил, в частности, строить и красить дома, как царские дворцы, и повелел оставлять в каждом доме, на стене возле входной двери неоштукатуренный и неокрашенный квадрат. Он ввел также символы скорби в женской косметике, в платье невесты и в подготовке стола к трапезе (Бава батра 60б). Одна из таканот раби Йоханана повелевала трубить в шофар, когда Рош ашана выпадает на шабат, там, где есть бейт-дин; другая такана предписывает возносить лулав семь дней праздника Суккот (Рош ашана 31б);

28 В день, когда раби Элазара бен Азарию назначили наси, было решено, что руки становятся нечистым после касания свитков Коэлет и Шир аширим. В результате эти свитки получили тот же статус, что и другие части ТАНАХа;

29 Раби Гамлиэль из Явне объявил некашерной шхиту самаритянина и ввел дополнительное благословение в молитву Амида (Недарим 28б);

30 Так они названы по имени места, где проходили собрания мудрецов в середине второго века (Ктубот 49б). Они постановили, в частности, что нельзя давать на благотворительные нужды больше одной пятой части своего дохода. Кроме того, они ввели ряд законов, относящихся к семейному праву, например, что родители обязаны содержать своих маленьких детей и что сын должен материально обеспечивать своего отца, если последний передал ему все свое имущество.

31 Вавилонский Талмуд, Гитин 17а, и Иерусалимский Талмуд, Гитин 4:3;

32 Шабат 40а;

33 Бава батра 10:9;

34 *) Млехет махшевет (Лондон, 1955), стр.134 и далее;

35 Авода зара 1:7;

36 Швиит 7:3;

37 Хулин 2:5; Трумот 8:4 и 5;

38 Шабат 15а;

39 Речь идет об обязанности содержать незамужних дочерей из суммы наследства, Эвен аэзер 112;

40 Муж обязан платить за лечение жены в случае болезни и выкупать ее из плена (Ктубот 51а), а также взять на себе все заботы о ее погребении в случае смерти (там же, 46б);

41 Йевамот 62а;

42 Бама кама 46а;

43 Иерусалимский Талмуд, Ктубот 11:3; Вавилонский Талмуд, Ктубот 95б;

44 Ктубот 46б;

45 Кидушин 29а; Ктубот 65б; см. также примечание 30 к разделу I этой главы;

46 Гитин 59а и б;

47 Санхедрин 25б;

48 Гитин 5:8;

49 Бава кама 10:2;

50 Гитин 5:8;

51 см. выше;

52 Гитин 45б;

53 там же.

54 *) Шореш 1, см. также Мамрим 1:2;

55 Здесь он следует мнению, высказанному *) в талмудическом трактате Шабат 23а;

56 см. главу II , раздел III , примечание 7;

57 *) на это место;

58 *) Дварим 17:11;

59 *) издано в Барановичах, 1924 год;

60 Эта обязанность не может опираться на заповедь с Синая или логику, иначе она была бы уязвима для того самого возражения Рамбана, которым он пытался опровергнуть мнение Рамбама, а именно, что законы мудрецов должны иметь равный статус с законами Торы;

61 Великие мудрецы могут чувствовать и раскрывать волю Б-га. См. Шабат 88б.