Перед приходом Машиаха

Перед приходом Машиаха

1. В истории народа Израиля можно отметить несколько основных периодов: танаев, амораев, савораев, гаонов, комментаторов и т.д. Последний период известен в святых книгах как "конец дней"; Гемара же называет его "поступью Машиаха" или "муками Машиаха". Понятие "конец дней" включает в себя время, непосредственно предшествующее Избавлению, и само Избавление. В то время как понятие "поступь Машиаха" или "муки Машиаха" относятся только к завершающим дням порабощения Израиля другими народами. Рамбам пишет об этом периоде, что "все слова пророков полны упоминаний об этом". И в самом деле, как в Пятикнижии, так и в книгах Пророков описано духовное и материальное положение Израиля в эти дни. В книге Даниэля (гл.12) говорится, что стеснение тех дней превзойдет все, что случилось с Израилем за всю его историю, т.е. превзойдет даже беды периода разрушения Храма. И то же самое сказано в книге Ирмеяу (гл.30). Наши благословенной памяти мудрецы, которые предвидели заранее грозную природу того периода, выразились по этому поводу так: "Пусть он придет, и я его не увижу" (Санхедрин 98 и конец трактата Сота) - пусть Машиах приходит, но да не будем мы свидетелями его появления. Виленский Гаон пишет, что Избавление называется родами: "болеет и вот даже родила Цион" (Иешаяу 66:29). Еврейский народ родится тогда заново, и так же как боль - родильные муки - сообщает о начале родов, и она усиливается по мере приближения момента родов, так муки Машиаха предварят Избавление и будут усиливаться изо дня в день по мере приближения его прихода. Такое положение было в Египте. В последний период египетского рабства фараон "утяжелил работу": "Соломы не дают, кирпичей, говорят нам: делайте" (Шмот 5:16). И сегодня есть страны, лишающие живущих в них евреев всех источников заработка и, вместе с тем, облагающие их непомерной ношей налогов.