Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Стратегия, которой наши отцы придерживались в галуте

Стратегия, которой наши отцы придерживались в галуте

27. Святой муж Хофец Хаим, благословенна память о праведнике, часто говорил: в жизни человека бывают моменты, когда он должен принять решение по некоему вопросу, а он не знает, как поступить. Бывает и так, что проблема жизненно важна для него, и он приходит в отчаяние от того, что не видит выхода. И вот в такой момент кто-то шепчет ему в ухо: ведь ты можешь спросить совета у Самого Ашема! Может ли такое быть! - изумляется человек. Но в действительности, - говорил Хофец Хаим, - такая возможность предоставлена каждому человеку. Есть у нас Тора, содержащая ответы на все вопросы. Нет ничего, на что нет намека в Торе. Решение, которое, мы находим в Торе, и есть ответ Ашема. Следует знать, что, помимо повелений и запретов, в Торе записаны также советы, причем советы проверенные. И так же как вечна сама Тора, так вечны и ее советы. Например, человек всегда должен делить свои деньги на три части: треть пусть хранится в земле, треть да будет вложено в дело и треть находится в его распоряжении в виде наличных денег. Ибо, если дело прогорит, он сможет начать новое дело. Это проверенный совет. Тот, кто ему не следует, не нарушает никакой заповеди, однако отказывается от хорошего совета. И еще Хофец Хаим часто повторял: нужны ясные глаза, чтобы видеть написанное в Торе и где оно записано. Ибо в Торе написано все. И если в ней содержатся советы отдельным людям, что тем более есть в ней четкие пометки относительно жизни народа Израиля. И среди прочего Тора разъясняет, каким должно быть в галуте отношение евреев с другими народами. Если в этом вопросе не следуют совету Торы, подвергают весь Израиль серьезной опасности. До последних поколений евреи вели галутную политику в соответствии с советом Торы. Мудрецы Мишны, прежде чем отправиться в Рим ходатайствовать об отмене антиеврейских постановлений, учили раздел Торы об отношениях между Яаковом и Эсавом, что помогало им вырабатывать стратегию действий (Рамбан на Берешит 33:15). Наше поколение умалило честь Торы. К Торе обращаются лишь с вопросами относительно произнесения Кадиша. Вопросы же стратегические, касающиеся всего Израиля, изъяли из ведения Торы и передали профессиональным политикам и писателям, ставшим лидерами поколения. Из какого же источника они черпают свои политические концепции? Естественно, из своей "Торы": "Будем как все народы". А Торой Ашема пренебрегают. По их мнению, так же как следует уподобляться гоям во всех сферах жизни, следует уподобиться им и в политике. Они не знают, а точнее, не желают признать истину, что если бы евреи всегда придерживались этой концепции "будем как народы", то они, подобно могучим и многочисленным народам, исчезнувшим с лица земли, не оставили бы о себе никакого воспоминания. Всякому мыслящему человеку ясно, что еврейская история движется по совершенно особому, уникальному пути, подобного которому нельзя найти ни к одного народа. Те, кто в еврейской политике пользуются общепринятыми концепциями, меряют фальшивыми мерками и взвешивают на неверных весах. Материю отпускают метрами, а молоко литрами. Наоборот поступают только сумасшедшие. Таковы наши новоявленные политики, измеряющие все подряд неподходящими мерками. Концепции, пригодные для народов, живущих на своей земле, совершенно неприемлемы для евреев. Разумная политика требует учета реалий. И насколько уникально наше положение среди народов, настолько должны быть уникальны наши политические концепции. Эти концепции записаны в Торе, которая предвидела с самого начала и сообщила нам с самого начала. Тысячелетия доказали, до какой степени верны идеи Торы. Каковы же они? "Тремя клятвами заклял Ашем Израиля: не бунтуйте против народов"... (Кетубот 111а) Евреи не должны быть революционерами. "Бойся Б-га, сын мой, и царя и с изменниками не общайся" (Мишлей 24:21). Предупредили нам: если будете соблюдать эти клятвы, - благо для вас, а если нет, - никто не взыщет за вашу кровь, подобно крови оленя или дикого барана. "Я заклял вас оленями и полевыми ланями" (Шир аширим 2:7).

28. "Если ты видишь злодея, которому улыбается удача, не завидуй ему" (Брахот 7б), "Пойдем, Мой народ, войдем в Мои покои" (Иешаяу 26:20). В момент, когда ты видишь торжество нахальства, не стой перед ним, освободи для него место. Посмотри на Меня, ведь это Я предоставил ему возможность, как сказано: "Отвел назад свою десницу" (Мидраш). Сказал раби Хия: если вы видите, что Эсав хочет спровоцировать вас, не восставайте против него, но спрячьтесь от него, пока не минует апогей его силы. Сказал раби Иеуда бар Шломо: обратился к Ашему Израиль: Владыка мира! Отец благословил его, что он будет жить мечом, и Ты согласился с ним. И Ты говоришь нам "прячьтесь". Куда же нам деваться? Ответил им Всевышний: если увидите, что он приближается к вам для зла, спасайтесь в Торе, как сказано: двиньтесь и повернитесь к северу. А "север" - не что иное, как Тора, ибо сказано: "С севера спасение праведным" (Дварим раба 1:19). Все эти высказывания говорят об одном: нельзя евреям вступать в открытый бой с их преследователями. Это правило соответствует положению евреев в галуте. Один мудрец сказал: хорошо воевать с неприятелем, если я сильнее его, а он порядочней меня. Но если он сильнее меня, а я порядочней его, разумней воздержаться от битвы. Различные Аманы, восстающие на нас, превосходят нас силой и много не добирают в честности. Выходит, нет никакого смысла тягаться с ними в открытом бою. Тора и молитва - вот оружие евреев. "Мы возопили к Ашему, Б-гу наших отцов, и Он услышал наш вопль" (Дварим 26:7). Нет у нас иной силы, кроме той, что в устах. И помогает нам вопль, направленный к небу. Но давайте не будем вызывать к "цивилизованному миру" или к "содружеству наций".

29. "Для чего вам высказывать себя перед вашими братьями сынами Эсава и Ишмаэля". В этих словах ясное предупреждение - не давать народам мира повода смотреть на нас и общаться с нами. Чем меньше народы мира будут обращать на нас внимание и заговаривать с нами, тем лучше будет для нас. Но в тот час, когда нам запрещают соблюдать заповеди Торы, мы должны быть тверды как гранит и не уступать даже в малом. Когда Навухаднэцар повелел поклониться идолу, Ханания, Мишаэль и Азария отказались подчиниться приказу и сказали ему: "Царь Навухаднэцар! Если сказано "царь", то зачем "Навухаднэцар"? Если "Навухаднэцар", зачем "царь"? Это значит, что сказали ему следующее: "Для налогов и царской службы ты - царь, и мы тебе подчиняемся. Но если ты хочешь заставить нас отказаться от нашей Торы, ты не царь, а просто Навухаднэцар и ничем не отличаешься от любой собаки" (Раши на Даниэль 3:16).

30. Вот вкратце указания Торы об отношениях с другими народами, и в соответствии с этими указаниями евреи вели себя во все века вплоть до последнего времени, когда появились в нашей стране "лидеры", отказывающиеся считаться с Торой и ее советами. Эти "лидеры" ведут еврейскую политику в направлении, противоположном истинному. С кем воюем мы сейчас? С самыми мощными в мире государствами. Стоит ли нам проклинать их, собирать конгрессы и стрелять по ним газетными статьями, думая посеять страх в их сердцах? Еврейские газеты пыжатся доказать, что ненавистники Израиля - люди некультурные и недемократичные. Читают мораль казаку: "Стыдись, господин казак!" На врагов Израиля вовсе не действуют подобные нотации, и они не собираются раскаиваться, тем не менее наши газеты не прекращают своей "ценной" деятельности и продолжают обращаться к дереву и камню. И действительно, нам есть что сказать, но только самим себе. Следует говорить о различных "измах", которых развелось видимо-невидимо, однако именно об этом не догадываются наши писатели. "Твои пророки (ораторы и писатели) пророчествовали тебе пустое и вздорное и не раскрывали твоих грехов, способных привести к раскаянию; вещали тебе о лживых идеалах и иллюзиях" (Эйха 2:14). Известно, что и в пророческую эпоху было немало лжепророков. И когда истинные пророки вопили: "Познай, Йерусалим, свои мерзости", лжепророки называли их "виновниками бед Израиля, возводящими напраслину на святой народ". Истинные пророки без колебания подвергали опасности свои жизни: "Свое тело я отдал во власть бьющих и свои щеки - терзающим" (Иешаяу 50:6). А лжепророки тогда же возлежали за столом нечестивой Иезевели. Истинные пророки стремились пробудить Израиль от спячки, в то время как лжепророки ставили перед собой прямо противоположную задачу: навеять Израилю сладкие сны. И понятно почему: значительно проще плыть по течению, чем против него. Сегодня нет у нас истинных пророков, а вот лжепророков, национальных и интернациональных, предостаточно. Евшие некогда за столом Иезевели кормятся сегодня от различных фондов. И так же как некогда народ Израиля заплатил страшную цену за то, что слушал лжепророков, так и сегодня он платит по подобному счету.

31. Распад нашего народа на различные еретические партии, начиная от реформаторов и кончая "почти харедимными" - величайшее из проклятий, свалившихся нам на голову. Нет единства, да оно и невозможно в армии, лишенной дисциплины. Нет признанных всеми авторитетов. В дни, когда Тора правила Израилем, народ подчинялся дисциплине и признавал верховность Торы. Сегодня мы заменили верность Торе верностью партиям. Вместо того чтобы прислушиваться к нашим мудрецам, мы внемлем партийным лидерам. Т.е. вместо того чтобы верить истинным пророкам, мы верим пророкам лжи. Но ложь очень дорого нам стоит, и приходится платить по счетам сполна.

32. Резюме: все то время, пока наши лидеры блуждают в потемках, объявив войну Всевышнему, нет никаких шансов на улучшение положения. Напротив, оно ухудшается с каждым днем. Есть только один выход: заключить мир с нашим небесным Отцом, стражем Израиля. Лишь тогда Израиль добьется мира.