Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Эрец Исраэль

Эрец Исраэль

38. Эрец Истраэль занимает в Торе важнейшее место. С ней связаны три раздела Талмуда: Зераим, Кодашим и Тоорот. Да и значительная часть остальных разделов тоже связана с Эрец Исраэль. Есть несколько трактатов в разделе Моэд. Йома, Шекалим, Хагига, последняя часть Песахим, последние части Суккот, Таанит, в разделе Нашим: Назир, Сота; в разделе Незикин: Санхедрин, Макот, Орайот. Мы видим, что почти две трети Талмуда связаны с Эрец Исраэль. Такую же пропорцию мы находим и в Пятикнижии. Ясно, что Эрец Исраэль жизненно важна для народа Израиля, и, кроме того, поселение в Эрец Исраэль жизненно важна для народа Израиля, и, кроме того, поселение в Эрец Исраэль является самостоятельной заповедью. С другой стороны, уже два тысячелетия мы существуем вне Святой Земли, но, несмотря на тяжелые и горькие условия жизни, все-таки не пропали и не исчезли. Возникает вопрос: смогли бы мы выжить, если бы остались на две тысячи лет без Торы? Ответ ясен: без Торы Израиль не просуществует и ста лет. Перед нашим взором страшная картина большевистской России. Двадцать лет как начали бесчинствовать евсеки, выкорчевывая посредством жестоких истребительных декретов даже самую память о Торе, и уже и следа еврейства не осталось в этой стране. Лишь предыдущее поколение еще хранит остатки еврейства, молодежь же не имеет никакого представления о том, что значит быть евреем. И мы видим, что без Торы не в состоянии просуществовать и двадцати лет, в то время как без Эрец Исраэль мы продержались два тысячелетия. С чем это можно сравнить? Человеку для жизни необходимы воздух и пища. Что делать, если ему не хватает их обоих, и чем он должен обеспечить себя в первую очередь? Ясно, что без воздуха некому будет есть хлеб. Эрец Исраэль необходима еврейскому народу, но мы еще не удостоились ее. И Тора необходимо Израилю, и мы свидетели страшной картины ее угасания, потому что большая часть сегодняшней молодежи оторвана от нее. О чем мы должны заботиться в первую очередь: о Торе или об Эрец Исраэль? Нам нужна Эрец Исраэль, но без Торы мы не сможем существовать как евреи. Поэтому следует в первую очередь беспокоиться о евреях, а уж во вторую - о земле для них. Что мы делаем сегодня? Нарушаем порядок! Кричим беспрерывно "Цион! Цион!", вместо того чтобы кричать "Тора! Тора! Что же станет с ней?" Без Торы мы беспомощны и наше положение безнадежно. С Торой - нет никого в мире сильнее нас, и это не преувеличение, а истина, которую подтверждает наша трехтысячелетняя история. Овладение Эрец Исраэль не зависит от нашего желания - "Если Ашем не построит дом, напрасно трудятся строители", - но в наших руках распространять знания Торы в массах. Это зависит от нас, и "помогают тому, кто пришел очиститься". Поселение в Эрец Исраэль - заповедь, но заселение Святой Земли отступниками, намеренно гневящими Б-га, - серьезный грех, а не заповедь. Это не строительство, а разрушение Земли. "Они вовсе не стражи города, а разрушители города" (Эйха раба). И такое разрушение тяжелее и опаснее любого опустошения, в которое народы мира ввергали Эрец Исраэль. Те разрушения служили искуплением для еврейского народа, но разрушение земли руками евреев-отступников - тяжелейшее обвинение общине Израиля, которая снабжает безбожников миллионными средствами, а Торе оставляет гроши.

Основать еврейскую школу - несомненная мицва. И они основывают еврейские школы с одним "крохотным" изменением: вместо Торы там изучают безбожие. Но учителя строго следят за тем, чтобы оно изучалось строго на иврите. Так еврейская школа превращается в школу миссионерскую. Несомненная мицва - поставить во главе каждой еврейской общины рава, который будет указывать ей путь. И они приглашают "рабаним". Правда, те не большие специалисты в Шулхан Арухе, но зато в совершенстве изучили современную национальную литературу. Таков результат исполнения "заповедей" без Торы. И эти заповеди соблюдаются с энтузиазмом и с особой преданностью. "Вот поднялись рано утром и предались разврату" (Шмот 32:6). Сказал раби Хия бар Аба: всякому разврату, который начинают с раннего утра, предаются с усердием и проворством (Иерусалимский Талмуд, Шекалим 1:1). Что же мы получим от новых "мицвот" и от новых Тор? Мы оставили Тору наших рабаним, наших святых учителей, и за это послали нам Небеса других "ребе": Амана и его приятелей, которые преподносят нам наисовременнейшие концепции. Они будут учить нас до тех пор, пока мы не изрыгнем разом и "культуру", и "просвещение". И тогда наступит мир Израилю.

Вот что говорил святой муж Хофец Хаим. Сказано: "Много болячек у нечестивца, но благоволение окружает того, кто уповает на Ашема" (Теилим 32:10). Если человек мается желудком, ему дают горькое лекарство, которое, однако, помогает. Придумали покрывать горькое лекарство сладкой оболочкой, и так глотают его, не ощущая при этом горечи. Так вот, болезни, посылаемые нечестивцу, служат горьким лекарством от его грехов. Но тот, кто уповает на Ашема, облекают лекарство в оболочку благоволения, и так он глотает его. Упование на Ашема избавляет его от ощущения горечи лекарств.

Стих "Вы стоите сегодня" (Дварим 29:9) Раши объясняет следующим образом: страдания ставят вас на ноги и обеспечивают ваше существование. Казалось бы, это объяснение подходит к стиху "Не увидит зла в Яакове", но там Раши говорит, что Ашем не вглядывается во зло, чинимое евреями. Как понять эти слова? Мудрецы говорят: "Пусть у того, кто говорит, что Всевышний уступчив (т.е. снисходителен к прегрешениям), перестанут функционировать внутренности". Вроде бы эти два высказывания противоречат друг другу? Но и то, и другое сущая правда. Всевышний действительно не собирается выискивать грехи Израиля, но и на Небесах существует порядок: "Каждый человек, совершающий грех, приобретает себе тем самым одного обвинителя" (Авот 4:13), и этот обвинитель не молчит. Он говорит и предъявляет доказательства. И отвести его с легкостью невозможно, ибо "Царь судом утверждает землю". И как на земле судья не вправе освободить обвиняемого, будь он самый закадычный его друг, если обвинитель предъявляет несомненные доказательства вины, так поступает и небесный суд в час, когда множатся обвинения против Израиля, не дай Б-г, и есть доказательства, ясные свидетельства его вины, которые нечем отвести. Как поступит Всевышний? С одной стороны следует обратить внимание на требования обвинителей, с другой же стороны, существует обещание "Я, Ашем, не изменился, и вас, сыны Яакова, Я не погублю" (Малахи 3:6). И тогда Всевышний насылает на евреев Амана, который преследует их с яростью и неистовством. А из того, что евреи становятся преследуемыми, произрастает их спасение. Среди качеств Создателя есть и сочувствие к преследуемому, даже если праведник гонится за нечестивцем. Поэтому Б-г может ответить на все обвинения тем, что Израиль гоним и что следует встать на его сторону. И по мере того как усиливаются и ужесточаются преследования, растут наши шансы на спасение. Если сегодня наши страдания достигли таких огромных размеров, несомненно, Всевышний будет на нашей стороне. "Разве Я могу довести до родов и не дать родить? - сказал Ашем". Т.е. в самую тяжелую пору изгнания придет час родов. Ясно, что сегодня мы проходим через серьезнейший из переломов, и ясно так же, что роды уже близки. Амэн.

А нашим преследователям скажем: "Не радуйся, мой враг. Как я упал, так и встану. Даже когда я сижу во тьме, Ашем светит мне. Гнев Ашема я снесу, ибо грешил против Него. Покуда Он не станет вести за меня битвы, вершить мои суды, покуда не выведет меня на свет, и я узрю Его праведность. Увидит это мой враг, и покроет его стыд, ибо он говорил мне: где же Ашем, твой Б-г? Мои глаза увидят, как он будет попран подобно простой глине... Народы увидят и устыдятся при всей своей силе, закроют рот рукою; их уши оглохнут... Будут лизать прах, как змеи, как пресмыкающиеся. Встревожатся в своих укреплениях перед Ашемом, нашим Б-гом, убоятся и устрашатся Тебя" (Миха 7:8-10, 16-17).