Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Пастыри

Пастыри

8.Ехезкель в 34-й главе изображает поколение периода прихода Машиаха и его вождей. Он подразделяет это поколение на пять категорий, различающихся в духовном плане: 1) изможденные, 2) больные, 3) разбитые, 4) отверженные, 5) потерянные. Три последние категории обозначают три вида отступников. "Разбитые" - это люди, отделившиеся от общины Израиля тем, что бросили с себя иго одной или нескольких заповедей Торы. О таких Виленский Гаон сказал, что у них в душе не хватает какого-то органа. "Отверженные" и "потерянные" отрицают всю Тору. Разница между ними в том, что "отверженные" - это отступники, которые все еще соединены с общиной Израиля, в то время как "потерянные" настолько затерялись среди других народов, что исчезла даже сама память об их еврейском происхождении.

Пастухи, пропитание которых зависит от вверенных им стад, обязаны заботиться о них. Те, кто пренебрегают своими обязанностями, пасут не стада, а самих себя. Стада же блуждают между гор и холмов, становясь легкой добычей хищников. "Нет взыскующего и нет ищущего". Поэтому говорит Пресвятой: Я отстраню пастухов и буду Сам пасти Свое стадо. Что же Я сделаю со своим стадом, мною пасомым? 1) потерянных разыщу, 2) отверженных верну, 3) разбитых излечу. Стоит приглядеться к порядку, в котором будет развиваться этот процесс. Прежде всего, Я разыщу потерянных, предки которых изменили своей вере 120 - 130 лет назад. Поднимут старые записи, чтобы установить их неарийское происхождение. Дадут им по голове и скажут яснее ясного: знайте, что вы - евреи, и против своей воли останетесь евреями. Даже в том государстве, где на тысячу неевреев приходится один еврей, будут искать евреев, искать и находить. Сегодня мы дожили до такой ситуации. Процесс в этой своей стадии еще не завершен; с огромной скоростью он захватывает все новые и новые страны. После того, как эта стадия завершится, и все потерянные будут выявлены, начнется вторая стадия - "отверженных верну". Только "отверженных", в число которых будут включены и найденные "потерянные". И, наконец, осуществится "разбитых излечу" и т.д.

9. В приведенном выше пророчестве следует обратить внимание на выражение "будет будить мое стадо". Оно доказывает, что, за исключением руководителей, Ашем будет считать все поколение заблудшим, "ибо весь народ грешит неосознанно". Если бы не лидеры, укрепляющие железную завесу между Израилем и его Небесным Отцом, не исключено, что можно было бы вернуть поколение к Торе. Учителя, наставники, писатели, партийные лидеры - именно они препятствуют проявлению света Торы, который мог бы разогнать царящую в сердцах тьму. У них есть своя "Тора", свои "мудрецы", свои "гиганты". С помощью своих новых учений и новых заповедей они творят настоящую тьму в мозгах и сердцах людей. Стоит также отметить, что когда людям представляется необычная возможность услышать слова Торы, они впивают их с превеликой жадностью. Однако "пастыри" снабжают свою паству камнями вместо жемчужин и вместо мировоззрения Торы преподносят своим читателям и слушателям идеологию безверия. Развлекательство, гаерство и добрая порция сквернословия считаются первосортным материалом для чтения и слушания. Таковы лидеры нашего поколения, которых издалека предвидел пророк.

10. Пророчество выделяет так же различные "стада" внутри паствы. "Жирные и здоровые" - это многие из богачей нашего поколения, растрачивающих свои деньги во всех неподобающих местах и проявляющих невероятную скаредность как раз в тех случаях, когда Тора повелевает не скупиться. Богачей окружают стражи, преграждающие путь всем нуждающимся. Пророк говорит: "Оставшиеся на пастбище топчете своими ногами, отстоявшейся воды напьетесь, а остальное замутите своими ногами? А мое стадо истоптанное вами будет есть и взбаламученное вами будут пить?" (Ехезкель 34:18). Тот, кто поразмыслит над отношением богачей нашего времени к изучающим Тору, к беднейшим из бедных сегодня, поймет истинный смысл этих слов. Что же станет с богатыми? Они разделят судьбу вождей. Исполнится пророчество: "И оставлю в твоей среде бедный, нищий народ" (Цефания 3:12)

11. В последнее время мы являемся свидетелями странного зрелища. Во многих еврейских общинах можно встретить евреев, собравшихся из самых разных мест. Раньше было иначе, не было такого, чтобы в каком-то городе существовала большая община евреев из дальних краев. Что же изменилось? Относительно наших дней существует особое пророчество: "И буду трясти Дом Израиля среди народов, как трясут сито" (Амос 9:9). Хофец Хаим, благословенна память о праведнике, часто говорил: "Зерно падают на сито, одно - далеко, другое - близко. Но ни одно из них не останется на своем первоначальном месте. Такова будет и судьба евреев перед приходом Машиаха". И еще он добавлял от имени Раавида (в конце трактата Эдуйот): "Перед приходом Избавителя еврейская семья рассеется на все стороны. Родители окажутся в одной стране, а каждый из детей - в другой, пока не придет Элияу и не "повернет сердца отцов к сыновьям и сердца сыновей к отцам" (Малахи 3:24).

12. Еще одно характерное явление. Человечество буквально одержимо конвульсиями злобы - будто мы живем в густом лесу в окружении диких, хищных зверей. Государство враждует с государством; внутри одной страны враждуют народы; в одном народе партия враждует с партией. Все против всех, каждый готов разорвать своего ближнего. И это явление нашей эпохи предвидели пророки: "И напущу я каждого человека на своего ближнего" (Зехария 8:10).

13. "Когда придет сын Давида, лицо поколения будет подобно собачьей морде" (Сота 49б и Санхедрин 97а). В природе собаки бежать впереди хозяина; на первый взгляд кажется, что собака бежит, куда вздумается, а хозяин тащится за нею, повинуясь его воле. Но все это только на первый взгляд; мы то знаем, что дело обстоит как раз наоборот: хозяин идет, куда хочет, а собака бежит перед ним, прислушиваясь к его приказаниям. Как только хозяин меняет направление, собака поворачивается и снова мчится впереди, но уже в другую сторону. В прежние нормальные годы, когда евреи внимали указаниям Торы, лидеры Торы определяли дорогу, устанавливали направление движения, а поколение шагало вслед за ними. Перед приходом Машиаха власть Торы будет повержена, поколение само изберет путь, по которому пойдет, куда глаза глядят, а вожди еврейства побегут по этому пути перед толпой, как собака перед хозяином. (От имени гаона раби Исраэля Салантера) В наше время есть раввины, которые влекутся за общественным мнением и, пытаясь доказать, до какой степени они демократичны, катятся с вершины в бездну. Хофец Хаим, благословенна память о праведнике, (от имени гаона раби Ицхака, сына раби Хаима из Воложина) на другой лад объяснял выражение "лицо поколения как лицо собаки". Собачья природа такова, что если собаку отогнать камнем, она тотчас бросается на камень и кусает его. Когда на нас восстает очередной Аман, нам следует знать, что этот Аман - не что иное как палка, брошенная в нас с неба: "Ведь Ашур - как жезл моего гнева" (Иешаяу 10:5). Нет никакого смысла воевать с палкой, ведь на небесах нет недостатка в палках. "У Вездесущего много посланцев", поэтому следует принять мер, предотвращающие бросание в нас таких "палок". Перед приходом Машиаха покинет нас разум, и, как взбесившаяся собака, мы будем бросаться на "палки". Наши новые вожди объявят войну могущественным странам. Какова наша сила, и откуда берется наша мощь? Газетными статьями мы стреляем по врагу, и какого достигаем результата? Только разжигаем гнев и взращиваем змеиную ненависть к нам. Вожди видят только палку и отказываются признать Того, Кто эту палку держит. "А народ не вернулся к Тому, Кто причиняет ему удары" (Иешаяу 9:12).

14. "Перед приходом Машиаха возрастет людская наглость". Эту фразу можно истолковать иначе: "наглость возвеличится". В прежние времена от лидеров поколения требовали, чтобы они были одарены знаниями Торы, Б-гобоязненностью и мудростью. Перед приходом Машиаха титулом "Великий" будет увенчан тот, кто обладает гипертрофированной наглостью. Мало того, более наглые будут являться и более авторитетными. Мы видим, что необходимым условием политического успеха является развитая наглость и беспардонность.

15. "И никто не упрекает". С древнейших времен были в Израиле "обличители", которые странствовали из города в город и упрекали народ. И рав города также время от времени произносил слова порицания. Сто лет назад в народе славился Дубненский Магид (проповедник), и сам Виленский Гаон посылал за ним, чтобы тот сказал ему - Гаону - свое нелицеприятное слово. Совсем недавно жил среди нас Магид из Кельма, многих евреев возвративший к Торе своими зажигательными речами. Из алахических ответов Ришоним (Рашба, Риваш) нам известно, что в их время в каждом городе существовал совет "выявителей прегрешений", назначением которого было порицать согрешивших. Нынче обличители перевелись. Говорят-то вокруг много, но никто не упрекает. У нынешних ораторов не в обычае произносить слова Торы. Да и кто же сегодня ораторствует? Партийные агитаторы, навевающие толпе сладкие грезы об избавлении Израиля, которое принесет ему национальная партия, или о спасении всего мира, которое зависит от партии интернациональной. Мы могли уже убедиться, что это - пустые иллюзии. Все эти виды идолослужения доказали свою бесперспективность, лишились своих корней и пресеклись, но их пророки не унимаются. В свое время разведчики, которых Моше послал осмотреть землю, желая солгать, начали с толики правды, "ибо чистая ложь не устоит" (Раши). Лжепророки нашего поколения вообще не заботятся о том, чтобы ложь выглядела основательно, ибо как только она ложь развенчанная, тут же из котомки вынимаются другие небылицы, и толпа, несведущая в Торе, принимает все за чистую монету. "У лжи нет ног", поэтому она нуждается в подпорках и в поддержке. Что сегодня укрепляет позиции лжепророков? Забвение Торы, невежество. Хофец Хаим говорил: "Тора освещает глаза. Но без Торы глаза-то видят, да не понимают, что видят". Так во тьме и мраке животные спотыкаются о свои же норы. "В ней (в ночи) будет рыскать всякий лесной зверь", "Если нет понимания, откуда возьмется различение", "Ибо многих оно (невежество) сразило, могучие им убиты. Это сказано об ученике, который не достиг необходимого уровня, но, тем не менее, дает указания" (Авода зара 19б). В последнем примере речь идет о кашерном и трефном. Тем более он справедлив в отношении вопросов, касающихся всего Израиля. Кто они - вершители судеб нашего поколения? Пустышки и выскочки, лишенные знания Торы, низкие людишки, готовые за чечевичную похлебку отказаться от еврейства. И они - вожди нашего поколения! Так исполнилось пророчество "И править будут им шуты" (Иешаяу 3:4).

16. "Приходит обвинение на талмидей хахамим" (Кетубот 112б). Отступники прошлых поколений заявляли: какое нам дело до мнения рабаним, которые изучают Тору для себя? (Санхедрин 99б). В сущности они признавали выгоду и духовное благо, связанные со знанием Торы. Отступники же нашего поколения утверждают, что те, кто учат Тору, навлекают бедствия на самих себя и на весь народ. Эту фразу можно понять еще и так: дух обвинительства проникнет в среду самих талмидей хахамим, и они будут обвинять один другого.

17. "От меча погибнут все грешники моего народа" (Амос 9:10). Хофец Хаим от имени Зоара сказал об этом стихе, что наказание мечом заменилось наказанием бедностью. Перед Избавлением умножится число нищих в Израиле. "Бедный, нищий народ я спасу" (Амос). Хофец Хаим к этому добавлял: те, кто пока обладают состоянием, пусть не полагаются на обманчивые иллюзии, что деньги надолго останутся в их руках: опустеют еврейские карманы. Если бы в их головах имелась хоть капля мозгов, они бы знали как правильно распорядиться деньгами. Прошло двадцать лет с тех пор, как Хофец Хаим произнес эти слова, и они сбылись во всей полноте относительно большой части еврейского народа. Гемара пророчествовала об этом так: "Бен Давид не придет, пока последний грош не исчезнет из карманов" (Санхедрин 97а).

18. Еще сказал Хофец Хаим: "Сегодня в мире за короткий период происходят такие изменения, на которые прежде уходили сотни лет". Мы видим, что колесо времени вращается с удивительной скоростью. "Что сделал нам Ашем?" Почему все так изменилось? На эти вопросы ответил Хофец Хаим: "От дней Творения и доныне на небесах накопились кучи неоплаченных счетов. Перед приходом Машиаха следует все эти счета оплатить, потому что Избавление устранит ецер ара (наклонность ко злу), что приведет к ликвидации всего современного миропорядка, построенного на войне человека с ецер ара. Поэтому на каждую душу возложена обязанность оплатить все, что она осталась должна небесам. А поскольку дни Машиаха очень близки, необходимо ускорить этот процесс". С тех пор как Хофец Хаим высказал это мнение, темп событий в мире еще более возрос. Кажется, будто колесо времени ускоряется приказом: "Торопись!". Каждый разумный человек поймет, что мы живем в особую эпоху, которой в самом скором будущем предстоит изменить весь миропорядок, и поэтому с каждым днем темп событий ускоряется.

19. "И учи им своих сыновей" (Дварим 6:7). Обучение маленьких детей Торе в течение тысячелетий являлось тем основанием, на котором покоилось все здание иудаизма. Заветной мечтой всех родителей было воспитать своих детей полными Торы и страха Б-жьего. А что будет с пропитанием? Знали, что "Тот, Кто дает жизнь, дает и на жизнь". В последнее время вместе с потерей веры уменьшилось и упование на Ашема. Родители обеспокоены материальным аспектом будущего детей: только успехи в светском образовании гарантируют удачу на долгие годы. Более того, от этого зависит и спасение Израиля: чем совершеннее мы освоим светские науки, тем больший вес приобретем в глазах народов. Насколько "справедливо" это предположение, доказали наши дни. Доказали в аспекте материальном. В духовном же плане на этом пути мы вырастили законченных гоев, гоев национальных и интернациональных. Какой ответ дали небеса на эту духовную чуму? "Твое же зло тебя и поразит" (Ирмеяу 2:19). Образованщина, "просвещенцы" - это они бесчинствуют в нашей среде во многих странах. Еврейских интеллигентов железной перчаткой бьют их же "товарищи" по университетам. Когда-то еврейские дети жертвовали всем, чтобы учить Тору. Сегодня мы готовы пожертвовать всем, ради "великого почета" сидеть на одной скамье со всякой нечистью и мерзостью.

20. "Не радуйся, Израиль, не веселись, как народы" (Ошеа 9:1). Еврею не следует по-гойски наслаждаться жизнью. У представителей других народов есть свободные часы, которые они прожигают в развлечениях и играх. Для еврея не существует понятия "свободное время". После того, как он закончил рабочий день, он обязан учить Тору. Тот, кто не способен учиться сам, должен найти себе учителя. Еврей так же обязан посвятить определенное время исполнению заповедей и добрых дел, помогая по мере возможности окружающим его людям. "Будьте святы" - вот какой образ жизни должен вести еврей! Еврей должен быть свят, еврейский дом должен быть свят, каждое еврейское сердце должно быть свято. "Я отделил вас от народов, чтобы вы были Моими" (Ваикра 20:26): если вы отделены от других народов, то вы Мои. В последнее время евреи стали пренебрегать изучением Торы, и, естественно, у них появилось свободное время. Как же они его используют? Толпы евреев заполняют театры и увеселительные заведения, откуда возвращаются домой, впитав дух нечистоты; так оскверняется еврейский дом. Небеса не замедлили с ответом: как прокаженных, гонят евреев из увеселительных мест: "Евреи, прочь отсюда, здесь вам не место". И верно, место еврея в бейт-мидраше (доме учения). Там он учит Тору, там изливает свое сердце над псалмами. Предупреждали нас об этом, сказав: "Если вы не отделены от других народов, вы принадлежите Навухаднэцару и его компании" (Раши на Ваикра 20:26).

21. В наше время евреи избрали для себя два главных вида идолослужения, которым они приносят свои жертвы. Речь идет о социализме и национализме. Суть нового национализма можно сжато определить следующим образом: "Будем как все народы". От еврея не требуется ничего, кроме национального чувства. Тот, кто жертвует на Керен Каемет и поет Атикву, освобождается от всех заповедей Торы. Ясно, что Тора считает подобную концепцию идолопоклонством. Эти два вида идолослужения отравили головы и сердца еврейской молодежи. Оба они имеют свои генеральные штабы лжепророков в виде литераторов и ораторов, делающих свое дело на совесть. И произошло чудо: на Небесах эти два идолослужения объединились в одно - национал-социализм, сделали из него жезл страшного гнева, поражающий евреев во всех уголках земли. Мерзости, которым мы поклонялись, сейчас разят нас. "Твое же зло и поразит тебя".

22. Пророки предсказывали, что в будущем Израиль постигнет большая беда, равной которой он не знал за всю свою историю. Виленский Гаон пишет: "Страдания галута уподоблены в Писании тяготам беременности? Муки периода Машиаха - боли родов". Так же как боль родов не идет ни в какое сравнение с тяготами беременности, так нельзя сравнить страдания галута с муками прихода Машиаха. Беды галута имеют определенный, известный порядок. Намек на него содержится в разделе о галуте (начало раздела Ваишлах). В нем говорится: "а оставшийся лагерь предназначен для спасения" (Берешит 32:8). Когда евреев преследуют и мучают в одной стране, всегда находится другая страна, служащая им убежищем. Во время изгнания из Испании перед евреями открыли свои двери Турция, Польша, затем Голландия. Перед приходом Машиаха будет иначе: евреев станут преследовать всюду, прогонят изо всех мест, и никуда не впустят.

23. "И положите расстояние между стадами" (Берешит 32:16). В эпоху Галута преследования евреев всегда чередовались с передышками. Перед приходом Машиаха беды будут сменять одна другую, "накатываясь, подобно водам реки". Более того, с каждым днем положение будет ухудшаться: "Утром ты скажешь: что принесет вечер?" И Раши уточняет: грядущий вечер. Есть еще одно очень важное отличие нашей эпохи от прежних времен. В прошлом евреи не ощущали себя оставленными, покинутыми. Они знали, что у них есть Небесный Отец, страж Израиля, который обещал им: "Но даже когда они будут в земле своих врагов, не возгнушаюсь ими и не отвращусь от них настолько, чтобы погубить" (Ваикра 26:44). Знали очень хорошо, что терпят страдания за свою веру в Ашема и что жизнь их обладает таким значением, "что никакое творение не может удостоиться разделить их судьбу". Это сознание облегчало страдания. В наши дни забвение Торы стало причиной ослабления веры среди большой части еврейского народа, что сделало евреев несчастнейшими из людей, не понимающими смысла своих мук. Им не к кому обратиться в час беды; кто измерит их отчаяние и разочарование; безысходность гонит вверх кривую самоубийств.