Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ГЛАВА ОДИНАДЦАТАЯ

ГЛАВА ОДИНАДЦАТАЯ

Обрезание сердца

Т. Одна из основных идей, которые я слышал от тебя, состоит в том, что цель нашего служения - возвращение аведы Творцу. Нешама первого человека и есть та аведа, которую мы возвращаем. Другая, часто обсуждаемая идея, - равенство человека и творения. Сопоставление приводит к выводу, что аведа не одна, их, на самом деле, две: нешама первого человека и творение. Так ли это?
Р. Ты абсолютно прав. Авера первого человека затронула не только его нешаму. Ее последствия сказались на всем мироздании.
Вот как говорит об этом р. Хаим Воложин: "Каждая из сил человека дана ему в соответствии с творением. И вот что было до совершения греха: человек включал в себя только миры и силы кдуши, но не силы зла. Однако после греха вошли в него также силы тумы"337 и, как следствие, тума смешалась с частями творения. Именно из-за того, что человек включал в себя все, изменились в соответствии с его действием все миры и силы творения..." (Нефеш ахаим, 1:6).
Некоторые объясняют рассеяние евреев по всей земле резко негативным отношением других народов. Рано или поздно, всегда наступал момент, когда народ, в среде которого мы находились, больше не желал терпеть подобное соседство. Антисемитизм гнал евреев из одной земли в другую. Есть люди, смотрящие глубже. Истинную причину гонений они видят в неблаговидных действиях самих евреев. Моше, наш учитель, перед смертью предсказал: "Ибо я знаю, после смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я указал вам, и постигнут вас бедствия в будущем за то, что вы будете делать зло в глазах Гашема, досаждая Ему делами рук своих" (Дварим, 31:29). Причина наших страданий - не другие народы, она в нас самих.
Однако есть иная, скрытая причина того, что мы разбросаны по всей земле. Авера первого человека привела к проникновению силы зла во все уголки творения. Работу по очищению загрязненных миров от тумы Творец возложил на Ам Исраэль. В этом и кроется одна из причин нашего рассеяния. Указание на это мы встречаем у пророка: "Как четыре стороны неба, рассеял я вас..." (Зхарья, 2:10). Р. Иешуа бен Леви объясняет смысл пророчества: "Как не может быть мира без четырех сторон, так не может существовать мира без Исраэля" (Таанит, 3:2). Суть жизни мира - в его движении от состояния, разрушенного аверой первого человека, к концу времен, когда с приходом Машиаха мир вернется к чистоте и кдуше. Уничтожение зла, очищение миров - главное дело нашей жизни. Поэтому мы и оказались разбросанными по всей земле. Каждая из четырех сторон света пострадала от аверы первого человека, и каждая нуждается в восстановлении.338 Эту тяжелую, но почетную работу Творец возложил на нас. Изучение Торы и выполнение мицвот - средство, ведущее к очищению миров.

Т. Вспоминается мидраш о том, как царь прогнал жену из дворца, но не лишил привилегии носить украшения. Драгоценности жены царя - это мицвы, которые и в изгнании с нами. Пророчество Зхарьи, которое говорит об очищении земли галута, имеет в виду аводу евреев. В этом смысле оно схоже с мидрашем. Проистекает ли из этого сходства нечто большее?
Р. Интуиция ведет тебя в верном направлении. Главная идея мидраша в том, что цель жизни в галуте - подготовка к возвращению в Эрец Исраэль. Выполнение мицвот в изгнании - конкретная реализация этой цели. Исполняя мицвы, мы строим дорогу, ведущую в царский дворец.
Сопоставление пророчества и мидраша проливает свет на природу строящейся дороги. Каждый участок земли, на котором по воле Творца мы оказываемся, подлежит обработке. Выполнение339 мицвот незаметно для глаз извлекает тов из земли. Так праведник, когда ест, извлекает «нешаму» продукта, и тогда она, соединяясь с нешамой цадика, поднимается наверх. Добытый из «земли» тов - это материал, из которого строится дорога в Эрец Исраэль.

Т. В связи с твоим объяснением у меня возникла интересная мысль. Вначале я думал, что мидраш повествует о трагедии. Ведь изгнание жены царя - не что иное, как отрыв Ам Исраэль от Творца. Наши аверы помогли Сатане довести его черный план до конца. Но сейчас я готов пересмотреть первоначальную оценку событий. Что произошло, в конце концов? Если бы Сатана (ра) не преуспел в своем начинании, мы остались бы в Эрец Исраэль. Тогда четыре конца земли, о которых говорит Зхарья, продолжали бы оставаться в туме. Очищение от ра - необходимое условие прихода Машиаха. Получается, что Сатана, не подозревая о том, внес посильный вклад в приход Машиаха и, заодно, приблизил час своей смерти. Действие Сатаны, неожиданным для всех образом, оказалось не просто хорошим (тов), но «очень хорошим» (тов меод).
Р. Разделяю твое удовольствие. Пожелаю от себя: пусть глаза Сатаны откроются поскорее, чтобы он ясно увидел плод своих усилий. В этот день он убедится в правоте того, что предсказано много веков назад: «где стал на колени, там и пал убитый» (Шофтим, 5:27)

Т. Амен!!!
В системе "Образ Человека" творение и человек - два элемента, стоящие рядом. Поэтому у потери человека есть аналог в творении. Исчезнувшая часть творения - как раз то, чего "лишился" Всевышний, Его потеря. Интересно понять, что именно исчезло в человеке и в творении.340
Р. Есть простой способ узнать, что потеряно. Достаточно дождаться момента, когда потеря найдется и будет тебе показана. Так и с этой аведой. Заглянем в будущее, когда она будет возвращена Творцу.

Т. Предложение заманчивое, но оно ставит меня в тупик: путешествовать во времени мне до сих пор не приходилось.
Р. Не думай, что это трудно. Я отправляюсь в поездку прямо сейчас. Если хочешь, можешь ко мне присоединиться.

Т. Конечно, хочу, но у меня нет билета.
Р. Это препятствие, с которым мы оба вынуждены считаться. Тем не менее, есть легкий способ его преодолеть: посмотрим, как описал будущее человек, который там побывал.

Т. Достоверное описание может дать только тот, у кого был билет в будущее, причем в оба конца. Тебе известны такие люди?
Р. Персонально нет. Но в прежние времена таких людей было довольно много, и они умели путешествовать как в будущее, так и в прошлое. Я, конечно, имею в виду еврейских пророков. Вот одно из описаний пророка Йехезкеля: "И было слово Гашема ко мне: Сын человеческий! Дом Исраэля, обитавшие в земле своей, осквернили ее путем своим и деяниями своими, - как нечистота ниды был их путь предо Мной... И разбросал Я их среди народов, рассеяны они среди стран; по пути их и по деяниям их Я осудил их" (Йехезкель, 36:16,17,19). Далее Йехезкель раскрывает некоторые стороны жизни народа в изгнании и затем переходит к описанию конца времен: "И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей; и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас. И удалю из плоти вашей לב האבן, сердце каменное, и дам вам сердце из плоти (לב בשר). И дух Мой Я вложу в вас; и сделаю так, что законам Моим следовать будете, и уставы Мои соблюдать будете, и поступать по ним" (Йехезкель, 36:24-27).

Т. Ясно, что слова пророка не следует воспринимать буквально. Каждый понимает, что сердце сделано не из камня. И если в начале предложения мы отказываемся от его прямого прочтения, то и конец его, где предсказано, что в будущем у людей будет сердце из плоти, также следует как-то объяснить.
Р. Первое, что следует иметь в виду: пророк не говорит о физическом сердце человека, на котором сделают операцию в конце времен. Речь идет о духовном сердце, оно претерпит в будущем серьезные изменения. Вот как объясняет предстоящую перемену Радак: "Сердце каменное - сердце злое,341 твердое, как камень. Сердце из плоти - сердце мягкое, способное принять хорошее".
Сказал царь Шломо: "Нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы" (Коэлет, 7:20). В сердце каждого жителя земли обитает йецер ара, он и придает ему твердость камня.342 Понятно, что люди встречаются разные: более жестоковыйные и менее жестоковыйные, противящиеся высокому и податливые к духовному. Однако каждый несет в себе, в большей или меньшей степени, наследство, доставшееся от первого человека, - йецер ара. И лишь в конце времен положение изменится. Йехезкель предсказал, что люди обретут новое сердце, сердце из плоти.
В буквах лашон акодеш можно увидеть идею пророчества. Слово плоть состоит из букв ב-ש-ר, которые в другом порядке, дают слово שבר - ломать, сокрушать. Сердце из плоти, לב בשר получает человек, сокрушивший камень своего сердца - йецер ара.

Т. Эта мысль вызвала у меня предположение, которым я хотел бы поделиться.
Р.Говори.

Т. Тот факт, что буквы слова בשר (плоть), взятые в другой последовательности, образуют слово שבר (сокрушать), указывает на общую идею в этих понятиях. В связи с этим мне вспомнились слова Тгилим, которые мы произносим каждую неделю при встрече субботы: "Близок Гашем к сокрушенным сердцем..." (Тгилим, 34:19). Раньше никогда не приходило в голову, что царь Давид, возможно, говорит здесь о сердце из плоти, противопоставляя его каменному сердцу. Верна ли моя догадка?
Р. Как ты понимал эти слова до сих пор?

Т. Упоминание о сокрушенном сердце рисует образ человека с нелегкой жизнью. Удары судьбы сломили его гордыню. К такому человеку Гашем близок.
Р. Между твоим прежним и нынешним пониманием нет существенного различия. Гордыня человека - одно из проявлений ра, способствующее ожесточению сердца. Освобождение от этого недостатка приводит к смягчению. Но нет необходимости ограничивать слова Тгилим случаем, когда человек в жизни так страдал, что поневоле расстался с гордостью, свойственной его природе. Любое искоренение ра ломает камень сердца, делает его сокрушенным. Именно так и объясняет этот момент Ибн Эзра: "(Здесь говорится) о тех, кто отошли (сделали тшуву) от своих злых путей". Дело в том, что сила зла создает каменную стену, серьезное препятствие, отделяющее человека от Создателя, Сокрушенное сердце - сердце из плоти - в значительной степени освободилось от власти йецер ара. Каменная стена сокрушена. И теперь слова "Близок Гашем к сокрушенным сердцем..." логически оправданы.
Вернемся к вопросу, который ты поставил некоторое время назад: в чем конкретно состоит аведа Создателя? Йехезкелю было позволено заглянуть в будущее. Там ему открыли творение конца времен - творение, вернувшееся к Творцу. Можешь ли ты, опираясь на описание, дошедшее до нас от пророка, ответить на собственный вопрос?

Т. Думаю, что да. В настоящее время сердца людей, в каком-то ( смысле, каменные. Сердце из плоти - мечта, осуществиться которой суждено лишь в конце времен. Пока же сердца мягкого, по-настоящему восприимчивого к духовности, мы лишены. Такова великая потеря, аведа, затрагивающая каждого человека. Ущербность сердца - общий изъян в творении. Это и есть потеря для Творца.

Возрожденное творение


Т. Вопрос, беспокоивший меня, касался не только человека, но и творения в целом. Что потеряно в настоящий момент? Солнце ( встает и заходит точно так же, как тысячи лет назад; океаны, моря, реки, звери, птицы, насекомые - все то же самое. Неужели в конце времен все это изменится, и, оглядываясь на прошлое, люди осознают, что на протяжении всех прежних веков мир был иным, поймут, что тот мир, очевидцами которого они являются, для всех предыдущих поколений не существовал и, тем самым, был аведой Творца?
Р. Большие изменения ожидают человечество в будущем. Прекратятся засухи и наводнения, плоды земли приобретут иной вкус, вражде не только между зверями, но и между людьми будет положен конец. Ам Исраэль из гонимого меньшинства превратится в избранный народ. Основа для всех предстоящих перемен одна: сила зла потеряет какую-либо власть над людьми. На смену ей придет сила разума. Установится принципиально иное понимание. Люди получат возможность приблизиться к постижению внутренней, скрытой стороны вещей. Это произойдет за счет своего рода операции на сердце343, на которую указывает Пятикнижие: "И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы любить Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, ради жизни твоей" (Дварим, 30:6). Устранение твердости сердца, привнесение в него живого начала, переход от камня к плоти приведет к духовному344
возрождению человека.

Т. Духовное возрождение человека означает возвращение аведы Творца. Это я понимаю. Но можно ли говорить о духовном возрождении солнца, океана, насекомого? И если нет, то в чем идея возвращения творения к Создателю? Оттого, что прекратятся засухи и наводнения, а плоды земли станут вкуснее, выиграют жители земли, но не Он.
Р. Твое недопонимание обусловлено ограниченностью взгляда на творение. Если сузить созданный мир до его физических форм, воспринимаемых нашими чувствами, то идеи Торы нельзя правильно понять. Как-то я приводил слова Виленского Гаона о том, что любой орган человека и любая мицва помимо внешней, видимой формы, имеет и вторую, неподдающуюся чувственному восприятию сторону, своего рода нешаму. Это утверждение распространяется на любое создание, одушевленное или з неодушевленное.345 Когда человек, в котором духовная нешама ׳ связана с материальным гуфом, взаимодействует с предметами 1 этого мира, их контакт не ограничивается физическим планом. Внутренняя сторона предмета также вовлечена в происходящее. Это, кстати, одна из причин, почему Тора запрещает употреблять в пищу некашерных животных. Дело в том, что "душа" такого : животного соединена с силой тумы. И каждый, кто ест подобную | пищу, привносит туму в свою нефеш. Отсюда предостережение Торы: "Не оскверняйте свою нефеш никаким пресмыкающимся и : не оскверняйтесь ими, так как станете через них нечистыми. | Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы..." (Ваикра, 11:43-44).346
Концепция явного и скрытого относится не только к той части 1 творения, в которой мы находимся. Все мироздание многопланово. Помимо земного мира существуют иные, невидимые миры. В частности, мир малахим, а еще выше мир духовных невидимых ׳] сил, представляющих собою, как известно, корни всего мироздания, его "верхний этаж". Действия человека на земле выходят за рамки материального преобразования мира. Они, с  одной стороны, затрагивают невидимую "душу" предметов, а с  другой - оказывают влияние на миры, расположенные выше  земного. Напомню слова р. Хаима Воложина: «Все движения и реакции органов тела обусловлены проявлением живой нешамы в человеке и соответствуют ее движениям, ее жизненной силе и реакциям. Подобно этому, и изменения миров, их частей, их построение или разрушение, их движение - все соответствует делам человека на земле» (Нефеш ахаим, 1:7).
История человечества началась "с неудачи": авера первого  человека привела к разрушению всего мироздания: "После греха : вошли и смешались в человеке также силы тумы и, как следствие, тума смешалась с частями творения..."
{Нефеш ахаим, 1:6). На : заключительном этапе все сотворенное достигнет исправления: обрезание сердца затронет все миры, вызовет положительные конструктивные изменения на "верхнем этаже" творения. Духовные силы верхнего мира придут в состояние, которое позволит им принять от Творца поток шефы, намного превосходящий тот, что существовал до сих пор.

Т. Кажется, я получил ответ на беспокоивший меня вопрос: в чем польза Всевышнему от возвращения аведы - творения. Поскольку истинный смысл изменений в конце времен не в материальном усовершенствовании мира, но в способности вмещать больше шефы, то в этом и «заинтересован» Творец. Ведь причина возникновения миров как раз и состояла в Его желании поделиться тов с другими.
Р. В который раз мы становимся свидетелями сходства между человеком и творением. Как в человеке его духовные органы окажутся способными поглощать новое питание - свет, идущий с Небес, так и духовные силы творения впитают в себя обновленную шефу, пришедшую от Создателя. Это изменение не ограничивается лишь восприятием шефы. Свет, который проникнет в человека, не останется в нем, но через действия людей будет распространяться вовне.

Т. Мысль о том, что влияние человека на окружающий мир зависит от поступающей сверху шефы, объясняет, как мне кажется, причину пагубного влияния людей на окружающую среду. Уменьшение шефы понижает духовность. Как следствие, отношение к миру - не как к дому, в котором живешь, но чисто потребительское. В связи с этим вспоминается закон, который сформулировал р. Моше Хаимом Луццато, о том, что состояние «верхнего этажа» творения определяет происходящее на земле. Но тогда, если «верхний этаж» каким-то образом возвратится к Творцу, это, видимо, решит всю проблему.
Р. В возвращении аведы, как мы говорим, ключевая роль отведена сердцу.
Результатом обрезания сердца станут обновленный человек и обновленное творение. Суть преобразования заключается в том, что мироздание станет местом впитывания и распространения новой шефы. Источник духовного света - бытие Творца. Свет, излучаемый Им, после цепи преобразований попадет в мир, производя в нем необходимые изменения. Это и есть своего рода использование мира Всевышним. Творение в его настоящем состоянии не позволяет Ему использовать его так, как задумано в начале. В этом смысле можно сказать, что Он его потерял. В конце времен наступит исправление миров, которое приведет к устранению нынешних ограничений шефы. В этом и есть смысл 347 возвращения к Нему аведы.

Т. Согласно твоему объяснению, материальная трансформация - прекращение засухи, наводнений, изменение вкуса плодов земли - не самоцель, а лишь следствие возвращения аведы, суть которой возрождение духовной части творения. Если придерживаться этой логики, то разрушение нижнего мира возникло в свое время как следствие катастрофы наверху.
Р. Это верное заключение, которое подтверждается описанием первородного греха. В Пятикнижии сказано: "И увидела жена, что дерево хорошо для еды, и что оно услада для глаз, и вожделенно дерево для познания; и взяла она плоды его, и ела; и дала גם לאישה, также мужу, который с ней, и он ел" (Брейшит, 3:6). Раши приводит мидраш, обращая внимание на странную деталь: женщина "дала
также (גם) мужу". Почему не просто: "дала мужу"? Слово גם (также) явно "лишнее". Его появление наводит на мысль, что она предложила запретный плод кроме мужа еще кому- то. Хахамим комментируют: не только человек, но и животные "также" отведали пищу, сделавшую их смертными.

Т. Этот мидраш я никогда не понимал. Трудно представить, чтобы Хава в тот вечер кормила каждое животное, птицу, рыбу, насекомое.
Р. Разделяю твое недоумение. Общее правило для тех, кто хочет разобраться в высказываниях хахамим: их слова не следует воспринимать буквально. Идея этого мидраша вытекает из общей концепции творения. Верхние силы являются корнями всего земного - человека, животных, птиц, рыб, растительного мира, неживой природы. Человек вобрал в себя все созданные силы. Его авера привела к загрязнению его верхнего корня, который тесно связан с корнями всего земного. В тот момент, когда Хава отведала плод с дерева познания добра и зла, тума проникла в силы верхнего мира. Это вызвало изменение шефы, которая идет от них вниз. И, как следствие, все существа земли получили свою порцию тумы. Выходит, Хава, хотя и не обходила всех животных, тем не менее совершила поступок равносильный этому.

Сердце Создателя

Т. Человек сотворен "по образу и подобию". Вправе ли мы на основании этого заключить, что в конце времен сердце Создателя также подвергнется обрезанию? Или, поскольку в Нем нет никакого изъяна, то и в операции на сердце отсутствует какая-либо необходимость?
Р. Известно, что органы тела человека имеют прообразы в бытии Творца, которое представляет собою совокупность Его действий. Вот как раскрыта эта концепция у р. Моше Хаима Луццато: «Всем чертам, которые мы различаем во Славе Всевышнего, когда Он действует способом, соответствующим сотворенному миру,348 можно отыскать подобия в человеке - это его части, похожие на эти черты, например глаз. Назначение Его глаза - наблюдение за всем живым на земле, чтобы судить все их действия, как сказано: "Сойду же и
посмотрю:
если по мере дошедшего ко Мне вопля его поступали они, тогда - конец, а если нет, буду знать" (Брейшит, 18:21). Хумаш учит, что Он не станет судить, пока Его глаза не увидят. А уши человека чему соответствуют? Тому, что Творец прислушивается к молитвам людей, как сказано: "И услышал Элоким стенания их, и вспомнил Элоким Его завет с Авраамом, Ицхаком и Лаковом" (Шмот, 2:24)» (Даат твунот,
80).

Т. Не могу сказать, что вполне понял мысль р. Моше Хаима Луццато, как хотелось бы.
Р. Представь разговор двух людей. Если они в одной комнате, в этом нет ничего удивительного. Но если каждый из них - в своем городе: может ли говорящий рассчитывать, что его голос услышат? Как же слова молитвы пересекают границы целого мира? Для этого требуется особое действие, разумеется, не человеческое. Оно включает преобразование голоса в то, что можно перенести в верхний мир, и саму доставку с последующей передачей в определенную часть Его бытия. Этот процесс отличается от других Его действий. Естественно, у него есть свое название. Какое? Тора пошла по следующему пути. Из всех действий человека она выбрала аналог процесса переноса слова из нижнего мира в верхний, после чего верхний мир "узнает", что ему сообщает нижний мир. У людей восприятие речи называется слухом. Отсюда и действие Творца, подобное этому качеству, также названо слухом.
На самом деле возможность перенесения информации «снизу вверх» обусловлена наличием обратного движения: «сверху вниз». Вот что пишет в связи с этим р. Моше Хаимом Луццато: «У тебя не должно вызывать затруднение то, что Тора описывает Творца человеческими качествами. Ведь Его различные действия служат корнями различных частей человеческого тела. Не будут ли тогда названия органов тела названиями действий Всевышнего, указывая на связь следствия со своей причиной?» Переход от корня - действия Творца к тому, что из него, в конце концов, «выросло» - к тому или иному органу человека, отражает движение «сверху вниз», от причины к следствию. В таком случае естественно самому корню приписать имя его следствия. Р. Моше Хаим Луццато продолжает: «Когда мы говорим: "рука Гашема", то имеем в виду, что речь идет об особом действии Всевышнего, следствием которого в гуфе человека является рука. И поскольку это действие есть корень этого органа, то имя оно получает такое же, как этот орган».

Т. Если следовать этому принципу, тогда среди действий Всевышнего можно отыскать такое, которое напоминало бы работу духовного сердца человека, и вслед за этим попытаться понять, что означает «обрезание» этого действия.349
Р. Попробуем перенять метод, предложенный р. Моше Хаимом Луццато, - посмотрим, как описано сердце Творца в Пятикнижии. О поколении Ноаха сказано: "И увидел Гашем, что велико зло человека на земле и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время. И пожалел Гашем, что создал человека на земле, и горько стало Ему на
сердце"
(Брейшит, 6:5-6). Люди, заселявшие мир после первого человека, не шли путями, предначертанными Всевышним: "И увидел Элоким землю; и вот она растлилась, ибо извратила всякая плоть свой путь на земле" (Брейшит, 6:12). Зло, заполнившее землю, вызвало отклик в бытии Творца: "...и огорчился в сердце Своем". Так же и у людей: события внешнего мира доходят до сердец, огорчая или радуя. Контакт человека с миром осуществляется не только через органы чувств - глаза, уши, кожу и т.п. Сердце тоже получило способность реагировать на происходящее.
Черта, на которую указано в Пятикнижии - чуткая реакция на происходящее во внешнем мире, - то общее, что делает похожим сердце человека на сердце Творца. Это наблюдение - ключ к пониманию далеко не очевидного свидетельства о верхнем мире, которым располагали хахамим: одно из имен Шхины - сердце.
Р. Моше Хаим Луццато поясняет: «Шхина наблюдает за всем происходящим в мирах, верхних и нижних. Если кто-то приносит боль гуфу, сердце моментально откликается. Подобно этому, когда сила зла берет власть над созданиями нижнего мира, сердце, то есть Шхина, сразу чувствует это, как сказано: ... и огорчился в сердце Своем».
Превращение каменного сердца в живое предполагает удаление из него йецер ара, в этом и состоит смысл обрезания сердца. Когда это, в конце концов, произойдет, все изменится кардинальным образом. Действия людей будут полностью соответствовать воле Всевышнего и, как следствие, огорчение навсегда покинет Его сердце. Параллель между обрезанием сердца человека и изменением в Его сердце очевидна: суть обоих в полном исчезновении силы зла.

Т. В сердце Создателя никогда не было места для зла, поэтому неясно, чего оно лишится в конце времен?
Р. Конечно, это не совсем так, как с человеком. Зло ни на миг не проникало и никогда не проникнет в Шхину. В то же время, эта сила имеет возможность влиять на Шхину извне: там, где зло доминирует, Шхина уступает территорию, ибо кдуша и тума несовместимы. Указание на этот закон содержится в Пятикнижии. Наступил момент, когда Аврам и Лот больше не могли жить рядом: "И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родня. Ведь вся земля перед тобою. Отделись же от меня..." (Брейшит, 13:8-9). Лот сделал свой выбор: несмотря на все годы, которые он провел с Аврамом, он спустился в Сдом, ибо польстился на материальные блага этого низкого места. "Лот поселился в городах окрестности и раскинул шатры до Сдома. А люди Сдома были злые и весьма грешные перед Г־сподом". Далее в Хумаше сказано: "И Г-сподь сказал Авраму
после того,
как Лот от него отделился: подними глаза твои и посмотри...". Слова: "после того, как Лот отделился" не добавляют ничего нового, только что об этом уже было сказано. Значит, их цель - не ознакомление с событием, а что-то другое. Эти слова поставлены здесь, чтобы указать на один из скрытых законов, действующих в духовных мирах. Вот какую интерпретацию дает им Раши: "Все время, пока злодей (Лот) был с ним (с Аврамом), Шхина была отделена от него (от Аврама)". Соседство Аврама с Лотом было препятствием для Шхины. Только после отделения Лота Шхина смогла приблизиться к праведнику. Кдуша и тума - несовместимы. Этот закон действует, конечно, и сейчас.
Власть Сатаны в настоящее время - ограничение для Шхины - сердца Всевышнего. Но наступит время, зло исчезнет, и ограничение будет устранено. Шхина получит возможность приблизиться к нижнему миру. Ясно, речь идет не о физическом приближении. Что тогда произойдет? Не встречая на пути преграды в виде силы зла, сердце Всевышнего "откроется", и шефа, исходящая из него (от Шхины), достигнет ранее невиданного уровня. В тот момент исполнится предсказание пророка: "Вся земля полна знания Гашема..." (Иешаягу, 11:9). В этом смысле можно сказать, что Его сердце претерпит изменение, подобное тому, что произойдет с сердцем человека в результате обрезания.

Чудо и его смысл

Т. В Пятикнижии говорится об обрезании сердца, отсюда можно заключить, что сердце останется тем же, лишь вредная его часть будет удалена. В словах Йехезкеля идея противоположная: "И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас" (Иехезкель, 36:26). Что произойдет на самом деле: будет даровано человеку новое сердце или останется прежнее, но улучшенное?350
Р. "Удаление каменного сердца" не означает изъятие целого сердца, хотя бы потому, что даже в настоящее время сила зла не заполняет все сердце. В нем есть достаточно места для йецер тов - стремления к добру, хорошим поступкам.

Т. Как же относиться к словам пророка о "новом сердце"?
Р. Из сердца целиком будет изъят йецер ара. В результате оно полностью потеряет окаменелость, перестанет быть камнем. Реализуются слова пророка: "и не будут делать зла, и не будут губить на всей Моей святой горе..." (Йешаягу, 11:9). Но устранение йецер ара - лишь часть преобразования. Вторая ступень: приток в сердце шефы, которой оно раньше не знало. Принципиальное обновление выражено словами: "И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас". Последствия этой ступени отражены во второй части того же пророчества Йешаягу: "И наполнится земля знанием Гашема, как полно море водами".
Творение похоже на человека, и человек похож на творение. Отсюда тесная связь между пророчеством Йешаягу о творении и обрезанием сердца. Устранению йецер ара будет сопутствовать изменение в мире: духовный климат его станет мягче: "не будут делать зла, не будут губить...". Но этим преобразование сердца не ограничится: оно поумнеет. И не только оно, весь мир поднимется на новую ступень: "наполнится земля знанием Гашема...". Заметь, пророчество Иешаягу не говорит о возникновении нового мира. В нем открываются лишь принципиальные изменения уже существующего творения.351 Подобно этому и сердце человека не заменят иным, оно лишь поднимется на качественно новую ступень.

Т. Предсказания пророков рисуют картину, далекую от привычной реальности, в которой мы живем. Поэтому они часто воспринимаются как фантастика. Но меня это ничуть не смущает: чудеса в истории случались, и не так уж редко.
Р. Ты прав. Обрезание сердца, безусловно, можно отнести к разряду чудес, причем у него там особое место. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, обрезание коснется абсолютно каждого. Во-вторых, это чудо не будет внешним для человека, оно затронет его внутреннюю природу.352 В-третьих, преобразование сердца не кратковременное событие - когда это произойдет, оно уже не исчезнет.353

Т. Я слышал, что чудеса в период прихода Машиаха превзойдут те, которые были явлены миру при исходе из Египта. Это естественно. Странно, если бы было наоборот. Ведь если последующее событие меркнет по сравнению с предыдущим, оно не воспринимается в полной мере, как чудо. Первое из десяти наказаний, наверное, привело египтян в изумление. Однако поражение первенцев затмило все предыдущее.
Несколько раз слышал от тебя, что форма, в которой совершается чудо, не случайна, а в точности отражает идею, стоящую за этим чудом. Взять хотя бы десятую из египетских казней. Сказано в Хумаше: «И ты скажешь Паро: Так сказал Г- сподь: "Сын Мой, первенец Мой - Исраэль". И Я сказал тебе: отпусти сына Моего, чтобы он Мне служил; но ты не согласился отпустить его, и вот Я убью сына твоего, первенца твоего» (Шмот, 4:22-23). Десятая казнь по форме соответствовала идее, которую Всевышний пожелал продемонстрировать в тот момент. Мир должен был узнать, какой из народов является первым в Его глазах, убедиться в избранности Ам Исраэль. Форма, в которой эта идея нашла свое воплощение, соответствовала ее внутреннему содержанию: "И пойдет Г-сподь для поражения египтян, и увидит кровь на притолоке и на обоих косяках, и пройдет Г-сподь мимо дверей, и не даст губителю войти в дома ваши для поражения" (Шмот, 12-23). Орудием в руках Творца был малах смерти. Он проходил над землей и
выбирал, какой дом поразить, а какой избавить от наказания. Кто избавлен - тот избран, кто поражен - тот отвергнут. Видим, что форма, в которой происходило чудо, отвечает смыслу события. Помимо идеи избранности, десятая казнь отразила идею первородства, ведь малах смерти убивал не всех подряд, а исключительно первенцев.
Р. Все, что ты говоришь, верно, но какое это имеет отношение к нашему разговору?

Т. Твое объяснение приоткрыло скрытый смысл слов Пятикнижия "и обрежет Г-сподь, Б-г твой сердце твое...". Форма, в которой это произойдет, видимо, будет соответствовать смыслу обрезания. Было ли открыто пророкам, как это чудо произойдет?
Р. Обрезание сердца наступит с приходом Машиаха. Какими именно событиями будет сопровождаться его приход, описано у пророков. А общие идеи установления царства Машиаха встречаются в разных частях Талмуда. Тема эта обширная, и у нас нет возможности на ней сейчас останавливаться. Но, поскольку вопрос возник, познакомлю тебя с тем образом, который описывает обрезание сердца в Тгилим. Он, как ты увидишь, своей формой действительно отражает смысл обрезания.
Для царя Давида чудеса не являлись теоретическим знанием, а составляли неотъемлемую часть его жизни. В сто четырнадцатой главе Тгилим описываются чудеса, связанные с избавлением Ам Исраэль.354 Нашлось в ней место также чуду, о котором мы говорим. Свидетель многих чудес, царь Давид чудо обрезания сердца поставил в конец цепи событий355: "Перед Г-сподом трепещи земля, перед Б-гом Яакова. Превращает Он скалу в озеро вод, и кремень - в источник воды" (Тгилим, 114:7-8).

Т. Разве в этом предложении есть какое-либо упоминание о сердце?
Р. Да, только оно замаскировано. Р. Моше Хаим Луццато объясняет, что это высказывание имеет прямое отношение к тому, что наступит в конце времен.
Физическое сердце выполняет две функции: является местом, куда по венам поступает кровь, и, в то же время, служит источником, из которого кровь, растекаясь по артериям, питает органы тела. По аналогии с этим, царь Давид говорит сначала об озере - месте, в котором собирается вода, а затем об источнике вод - месте, питающем других. Духовное сердце несет в себе эти же две функции: вбирает в себя то, что происходит с человеком в процессе его жизни, и, наряду с этим, поддерживает остальные духовные органы. Вот как описывает работу нематериального сердца р. Хаим Воложин: "От сердца - весь тов и все здоровье частей тела, и вся сила, и вся радость, и вся полнота, которая необходима органам тела. В тот момент, когда человек обращает свою волю к служению Всевышнего, воля эта попадает, в первую очередь, в сердце, которое является поддержкой и опорой всего гуфа. И после того, как эта воля проникла в каждый орган тела, и воля каждого органа тела и воля сердца соединились в одно, сияние Шхины спускается к ним..." (Нефеш ахаим, 83).356
Шефа, поступающая сверху, от Шхины, оживляет человека. И, как мы видим, сердцу в описанном процессе отведена ключевая роль. Его состояние определяет уровень шефы, спускающейся сверху. Каменное сердце - преграда, отдаляющая человека от Шхины. Сердце из плоти - благоприятная среда, почва, способная произвести хороший урожай. Шефа придет в такое место сполна. Превращение камня (скалы, кремня) в озеро, в источник воды, о котором говорится в Тгилим, - не что иное, как переделка сердца, обрезание сердца, которое произойдет со всем человечеством в конце времен.

Т. Действительно, образ, приведенный в Тгилим, а именно: камень, превращающийся в источник воды, отражает идею обрезания сердца, смысл которого в преобразовании каменного сердца в сердце из плоти.
Р. Высказанная царем Давидом мысль находит подтверждение в буквах лашон акодеш. Посмотрим на слово הצור (скала), которая должна будет, образно говоря, превратиться в воду. Основой его корня являются буквы: צ и ר. Их соединение образует слово צר (враг). Помимо общепринятого значения слово צר (враг), как учат хахамим, имеет скрытый смысл, а именно: указывает на силу зла.357 Факт этот, в частности, проливает свет на такое явление, как צרה (беда, несчастье). Корень слова צרה (несчастье) צר. Отсюда следует, что всякое несчастье, происшедшее с человеком, есть результат вмешательства в его жизнь силы зла. Вывод напрашивается сам собой: способ уменьшить количество бед и несчастий в жизни состоит в подавлении собственного йецер ара, а также в удалении от мест, где сила зла чувствует себя как дома.358
Вернемся к сказанному царем Давидом. Слово הצור (скала) он приводит как образ сердца, которое в результате обрезания превратится в источник жизни. А смысл обрезания - устранение силы зла. Удаление из слова הצור (скала) его корневой основы צר, которая символизирует в данном случае йецер ара, отражает идею "операции на сердце" - лишает камень его твердости, после чего он перестает быть камнем.359

Т. Подтверждение этой идеи на основе букв лашон акодеш не менее убедительно, чем подтверждение, вытекающее из гематрии.
Р. Хахамим учат, что буквы языка выявляют идеи более глубокие, чем числовые сопоставления. А в нашем случае, мысль царя Давида о превращении скалы в сердце из плоти можно проследить не только на уровне букв, но и в числах. Гематрия слова הצור (скала): 5+90+6+200=301. Добавим к этому количество букв в самом слове (4), итого: 301+4=305. Полученное число - гематрия слова ערלה (орла): 70+200+30+5=305. Словом ערלה (орла) называют ту часть тела, которую удаляют при обрезании. Оказывается, твердость сердца, которая позволяет сравнить его со скалой, по сути, связана с ערלה (орла). Удаление ערלה - обрезание - приводит к тому, что сердце становится мягче.

Т. Сопоставление этой гематрии и идеи, выраженной в буквах лашон акодеш, наводит на интересную мысль: отрезание ערלה приводит к ослаблению твердости сердца. Но тогда люди других народов, не имеющие никакого отношения к
брит мила
(мицве обрезания), так и остаются на всю жизнь с сердцем твердым. Йецер ара, присущий их сердцу, оставляет его невосприимчивым к высокому учению Торы, ее кдуше. В правоте этой мысли я убеждался неоднократно. В то же время, один момент в ней мне не ясен. Известно, что Творец отвечает людям в соответствии с тем, какое действие они совершили. Хорошее действие поощряется, плохое - наказывается.360Люди других народов, не прошедшие обрезания, имеют сердце по-настоящему "каменное". Тогда и отношение к ним Творца должно быть в той же мере твердым. Как это рассуждение согласуется со сказанным царем Давидом: "Добр Г-сподь ко всякому, и милосердие Его - на всех созданиях Его" (Тгилим, 145:9)?

Р. Комментаторов эта проблема не смущает. "Цари на земле добры только к немногим людям, но лишь Творец добр ко всем. Царь на земле милостив только к своим слугам, а Творец - Один, Кто милостив ко всем Его тварям" (Ибн Эзра). А вот другой комментарий: "Он добр ко всем: к злодеям и праведникам. Милостивый ко всем: ко всем созданиям в мире" (Мецудат Давид).

Т. Не противоречит ли подобный взгляд тому, что люди, у которых действительно твердое сердце, наталкиваются соответственно на Его твердость?
Р. Обратимся к трактату Сангедрин: «Шхина испытывает страдания из-за пролитой крови злодеев и, тем более, из-за крови праведников» (Сангедрин, 46:1). Слова Талмуда не противоречат мысли, высказанной царем Давидом, но идут еще дальше, говорят, что Творец испытывает боль в сердце, когда злодеи уходят из мира.

Т. Парадоксально! Как к этому относиться?
Р. Р. Моше Хаим Луццато дает объяснение: "Тот, Кто дает, всегда любит того, кто получает. Но тот, кто получает, отодвигается от Него, и тогда Дающий не может дать то, что хочет. Однако праведник - близок, он, несомненно, получит". Творение устроено так, что любое создание, неодушевленное или одушевленное, в том числе и злодей, получает шефу с Небес, и она позволяет ему существовать. Р. Моше Хаим Луццато говорит, что свойство Всевышнего давать вытекает из Его качества
агава.
Если из мира уходит объект, которому Он до сих пор посылал шефу, это лишает Его возможности проявлять
агава.361 Как следствие, в сердце Творца возникает боль. В связи с этим уместно привести другое высказывание Талмуда: "Больше, чем теленок хочет сосать, корова хочет кормить" (Псахим, 112а). Обрати внимание: когда праведник уходит из мира, это вызывает более сильную боль. Причина ясна: праведнику Всевышний посылает больше шефы, чем злодею, иными словами, любит его больше.362 Каждому созданию, даже такому, сердце которого полностью затвердело, позволено жить. В этом сказывается милость Творца:
"Г-сподь добр ко всякому...". В то же время, количество шефы, которую Он дает, зависит от того, к кому она направлена: "Как ты поступил, так и Я поступлю". Таким образом, нет противоречия, оба высказывания справедливы.

Т. В словах р. Моше Хаима Луццато присутствует момент, который хотелось бы уточнить. Интуитивно понятен смысл этих слов: злодей "отодвигается" от Него, а праведник, наоборот, "приближен". Не мог бы ты объяснить это точнее?
Р. Говоря об отдалении или приближении, Талмуд, естественно, не имеет в виду физические расстояния. Понятно, речь идет об определенных духовных законах творения. Удаление от Всевышнего означает пребывание в той части духовного мира, куда поступает мало шефы. Приближение к Нему свидетельствует о том, что человек переместился на уровень, куда шефа идет щедро. В обоих случаях проявляется качество агава, посылающее шефу в каждую из двух точек. Разница в том, что в скудное место шефа приходит по, так сказать, узкой трубочке. А в место обильного поступления шефы ведет широкий канал.
В духовном творении сила зла и источник света занимают противоположные полюса. Это значит, что шефа, создавшая ра, пришла в точку, наиболее удаленную от Создателя, или, что то же самое, ра возникло от питания шефой из максимально узкой трубочки. Способ создания этой темной, но "очень хорошей" силы нашел отражение в языке. Уже отмечалось, что слово "צר является одним из тех, какими хахамим описывают силу зла (ра). Другое значение того же слова -צר  - «узкий». Как у человека сужение сосудов вызывает сердечную боль, так и в творении: возрастание зла приводит к сужению трубочек, по которым поступает шефа, вызывая боль в сердце Создателя.

Т. Сердце Творца, как и любой другой Его орган, есть определенное действие, относящееся к Его второму суествованию. Разве действие может испытывать боль?
Р. Не в прямом, а в переносном смысле - да. Всякая боль вызвана проникновением ра. Ясно, что Шхину ра затронуть не может.

Т. Что же происходит на самом деле?
Р. Из-за сужения трубочек, соединяющих небо и землю, Шхина лишена возможности щедро посылать шефу в нижний мир. Подобное состояние условно определяется как «сердечная боль». Этот термин пришел из земного мира, сужение сосудов вызывает боль в сердце. Мир сотворен так, что повседневный опыт нашей жизни позволяет понять и прочувствовать происходящее в скрытой части творения.

Участие праотцев

Т. До сих пор я полагал, что возвращение аведы Творцу поручено Ам Исраэль. Но сейчас мы говорим о чуде, обрезании сердца, которое, конечно, не в руках людей. Как согласовать эти идеи?
Вне сомнения, действие, обновляющее сердце, шефа понимания, которая наполнит мир, как вода море, - все это не во власти людей, но исключительно в Его руках. Наряду с этим, существующий порядок вещей таков, что Исраэль является, в определенном смысле, Его партнером, от которого также зависит функционирование творения в его движении к конечной точке. Обрезание сердца не исключение. Указание на это содержится в тексте Пятикнижия. Известно правило: מעשה אבות סימן לבנים (действия отцов - знак для сыновей). Смысл его в том, что события жизни праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова повторяются, в каком-то виде, в судьбе их потомков. Поэтому их жизнь может и должна стать знаком, указанием для последующих поколений.
Вот один из примеров. Когда Аврам был в Египте: "...Паро оказал ради нее (Сары) Авраму милость: были у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и ослицы, и верблюды" (Брейшит, 12:16). Прошло четыреста лет, и подобное событие повторяется. Потомки Авраама оказываются в Египте, и египтяне дарят евреям "вещи серебряные, золотые и одежду: Г-сподь дал милость народу в глазах египтян; и те давали им; и они взяли все у египтян" (Шмот, 12:36).
Мне всегда казалось, что я неплохо знаком с текстом Пятикнижия. Но не представляю, какая из историй, случившихся с праотцами, может служить прообразом к обрезанию сердец у их потомков в конце времен.
Р. На это в скрытой форме, как объясняет р. Моше Хаим Луццато, указывает описание первой встречи Яакова и Рахели: "И увидел он: колодец в поле, и три стада мелкого скота около него, потому что из того колодца поят стада, а камень над устьем колодца большой" (Брейшит, 29:2).
Мысль р. Моше Хаима Луццато может оценить лишь тот, кто знаком с образным языком хахамим. Сказано в Хумаше: «Вначале сотворил Элоким небо и землю» (Брейшит, 1:1). Это значит, что Элоким послал в нижний мир шефу, и ее всевозможные преобразования создали творение. Слова ברא (сотворил) состоит из тех же букв, что и באר (колодец). В образной системе хахамим колодец с водой - символ источника, из которого шефа поступает в мир. Камень над устьем колодца - преграда на пути шефы. Устранение камня открывает живительный источник для использования: "отваливали камень от устья колодца и поили овец". Это и есть символ обрезания сердца, суть которого в устранении каменного сердца и замены его сердцем живым, открытым шефе, текущей с Небес. Читаем в Хумаше: "Подошел Яаков и отвалил камень от устья колодца..." (Брейшит, 29:10). Он один убрал камень, никто ему не помог. "Действия отцов - знак для сыновей". Так и в обрезании сердца: у потомков Яакова будет свой удел, только их, и никакой из других народов не будет соучастником этого действия.

Т. В начале нашего разговора мне казалось, что аведа Всевышнего - нешама первого человека. Но сейчас все свелось к обрезанию сердца. Как одно связано с другим?
Р. Мицва брит мила (завет обрезания) не сводится к операции на теле. Ее последствия сказываются на всей духовной жизни человека. Факт сам по себе загадочный, неподдающийся рациональному объяснению. В трактате Недарим раскрыто, какого типа изменения произошли у Авраама авину после выполнения этой мицвы. Вот как это комментирует в Талмуде р. Нахман: "После обрезания кдуша стала править всеми двумястами сорока восемью частями, все они теперь использовались, только чтобы выполнять волю Гашема» (Недарим, 326).

Т. Р. Нахман говорит обо всех органах человека, и это выявляет связь между обрезанием сердца и изменением человека в целом,
всей его нешамы. Видимо, в творении аналогичная операция на сердце вызовет трансформацию всех его частей.
Р. Мысль ведет тебя в верном направлении. Вспомним слова р. Хаима Воложина, указывающие на особую роль сердца по отношению к другим органам: "В тот момент, когда человек обращает свою волю к служению Всевышнему, воля эта попадает в первую очередь в сердце, которое является поддержкой и опорой всего гуфа. И после того, как эта воля проникла в каждый орган тела, и воля каждого органа тела и воля сердца соединились в одно, сияние Шхины спускается к ним..." (Нефеш ахаим, 83). И теперь, несмотря на твердость сердца, выполнение мицвы вызывает соединение духовных органов с духовным сердцем. А в будущем, когда каменное сердце уступит место сердцу из плоти, качество этого соединения станет иным. Все двести сорок восемь органов "оживут", сияние Шхины многократно усилится, ибо "от сердца весь тов и все здоровье частей тела, и вся сила, и вся радость, и вся полнота, которая необходима органам тела" (Нефеш ахаим, 83). Обновленная шефа проникнет во все уголки мироздания.
Ключевой момент в возвращении аведы (нешамы) - обрезание сердца. Эта идея подтверждается гематрией. Действительно, обновление человека есть не что иное, как преобразование всех его органов, число которых 248. В результате Всевышний получит возможность послать в творение шефу363, намного превосходящую ту, что есть сейчас. Тем самым, хесед Творца проявится в большей степени. Числовое значение слова חסד (хесед): 8+60+4=72. Сумма этих чисел: 248+72=320 указывает на гематрию слова לב (сердце): 30+2=32. Гематрии подтверждают, что преобразование сердца, а не другого органа, явится главным в процессе обновления человека и творения.

Т. Интересно, что авера первого человека, превратившая его нешаму в аведу, была исправлена, в определенном смысле, Авраамом авину, первым евреем.
Брит мила Авраама авину служит прообразом обрезания сердца, которое ожидает в будущем все человечество.
Р. Сопоставление разрушения, привнесенного в творение первым человеком, с позитивными действиями праотцев можно продолжить. Талмуд сообщает, что Яаков авину был красив как первый человек. Хахамим, конечно, не имеют в виду внешность. Речь идет о духовном родстве. Сравнение Яакова авину с первым человеком, которого Творец создал по Своему образу и подобию, указывает на общее в их духовном облике. В то же время, судьба этих людей оказалась разной.
Вследствие аверы первого человека сердце стало жестким, 248 органов тела оказались загрязненными. Это вызвало резкое падение духовного уровня, что отразилось в изгнании из сада Эден. Поскольку духовный уровень первого человека больше не соответствовал кдуше того места, он потерял возможность вернуться в сад Эден: "И выслал его Г-сподь Б-г из сада Эден, чтобы возделывать землю, из которой он взят. Он изгнал Адама и поставил на востоке у Эденского сада керувов и острие вращающегося меча, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Брейшит, 3:23-24).
Духовная сила Яакова авину открыта в Пятикнижии: "Подошел Яаков и отвалил камень от устья колодца..." (Брейшит, 29:10). Действие Яакова авину противоположно поступку первого человека. Адам привел к изгнанию из Эдена, и путь в высокую сферу кдуши оказался до времени перекрытым. Колодец, о котором говорит Хумаш, служит символом источника шефы, Шхины. Духовная сила Яакова авину позволила убрать камень, препятствующий проникновению шефы. Путь к кдуше, тем самым, был отворен. Яаков авину, в каком-то смысле, еще при жизни вернулся в Эден, где нет смерти. В свете этого становится отчасти364 понятным неожиданное утверждение Талмуда: "Яаков авину не умер" (Таанит, 56). Интересно, что гематрия גן אדן (сад Эден): 3+50+70+4+50=177. Если к ней прибавить 5, по числу букв, составляющих эти два слова, то пполучим число 182, а это гематрия имени Яаков: 10+70+100+2=182.
Посмотрим, как идея о камне, который отодвинул Яаков, отражена в гематрии. Числовое значение слова אבן (камень): 1+2+50=53, как и у слова גן (сад): 3+50=53. Духовный камень,  йецер ара, воздвигнутый первым человеком, заслоняет пока дорогу к источнику духовного света, имя которому "сад Эден". Действия отцов - знак для сыновей. Наступит день, когда потомки Яакова авину "помогут" Всевышнему убрать камень с пути.

Т. Интересно, что мы нередко встречаем равные гематрии у, казалось бы, «антагонистических» понятий. Например, тут: אבן (камень) и גן (сад).
Эпизод, в котором Яаков авину, отодвинув камень от устья колодца, привел в действие закон, вызывающий приток шефы из высокого мира, наводит на мысль, что и другие колодцы, о которых говорит Пятикнижие, также как-то связаны с этой идеей. Верно ли это?
Р. Догадка правильная. Разберем комментарий р. Моше Хаима Луццато к словам Торы: "И вновь раскопал Ицхак колодцы воды, которые выкопали в дни Авраама, отца его, и засыпали плиштим после смерти Авраама" (Брейшит, 26:18). Вот развернутый пересказ его объяснения.
Авраам авину символизирует, как известно, качество хесед. Его действие, на духовном уровне, означало установление особого канала, связывающего Небо и землю. Хесед человека на земле привел в действие хесед в верхнем мире, в результате открылся путь потоку шефы из верхнего мира - в нижний мир. Причем, поскольку в этот момент действовало качество хесед, то канал (колодец), по которому спускалась шефа, был широким. Вслед за этим в события вмешались плиштим, носители ра. Их действия соответствовали их вну тренней сути и получили соответствующий резонанс: верхние колодцы оказались засыпанными.
Тогда потребовалось вмешательство Ицхака авину, главным качеством которого была гвура (сила). Именно этому качеству Творец вменил в обязанность подавлять зло. В зависимости от того, в чьих руках гвура находится, она привносит в мир разрушение или созидание. Сила Ицхака авину не разрушала тов. Она, по природе своей, подчинялась качеству хесед.365 На это указывает, что его отец был Авраам авину, носитель качества хесед. Также и колодцы, которые он расчистил, были теми самыми, которые вырыл Авраам авину, как сказано: "Выкопал Ицхак колодцы воды, которые выкопали в дни Авраама, отца366 его... и назвал их именами, которыми назвал их отец его".
Каждому из праотцев Творец поручил особую роль. Авраам авину установил сами колодцы. Действие первого из праотцев соответствует начальной точке сотворения мира. Работа Ицхака авину - это, по существу, служение Ам Исраэль в галуте. Тума, наполнившая творение из-за аверы Адама и возросшая из-за последовавших за ним поколений, расчищается ежедневно благодаря выполнению мицвот и изучению Торы. Устранение камня с устья колодца Яаковом авину символизирует конец времен. В связи с этим, вспоминается мидраш: «Камень367 высокий стоит на перекрестке дорог, и люди спотыкаются об него.368 Сказал царь: пусть обтесывают его понемногу (авода евреев в галуте369, откапывание колодцев Ицхаком авину), пока не придет пора, и я уберу его из мира (Всевышний пошлет Машиаха, который подобно Яакову авину устранит камень)».

Т. Приведенный комментарий охватывает, фактически, всю историю нашего народа.
Р. Глубокое понимание сути идеи позволяет увидеть, как она преломляется в вещах, которые, на первый взгляд, с ней не связаны. Посмотрим, как р. Моше Хаим Луццато прослеживает рассматриваемую нами сейчас концепцию применительно к молитве. В трактате Брахот сообщается, что утренняя молитва возникла благодаря Аврааму авину. Ее назначение пробудить хесед Творца по отношению ко всем мирам, вызвать приток шефы, необходимой для данного конкретного дня. Образно говоря, наша молитва черпает воду из колодца, ежедневно необходимую нам и всему миру. Р. Моше Хаим Луццато сообщает, что назначение дневной молитвы состоит в охране утренней. Сила зла в невидимом мире пытается приостановить поток шефы, вызванной утренней молитвой.370 Требуются особые усилия, направленные на ее нейтрализацию. Дневная молитва, как учат хахамим, возникла благодаря Ицхаку авину. Его служение - расчистка колодцев, которые выкопал его отец. Параллель с дневной и утренней молитвами очевидна. И, наконец, третья, вечерняя молитва, соотнесена с Лаковом авину, третьим из праотцев. Вечер у евреев - начало суток. Он рассматривается как время, предшествующее утру. Ночью Творец позволил ра действовать с наибольшей силой. Истинность этого положения Ам Исраэль проверяет на практике. Жизнь в конце галута невыносимо тяжела. Скудность источника света, духовный мрак и, как следствие, ущербность понимания - превращают нашу жизнь в подобие ночи. Яаков авину привел в действие вечернюю молитву, остро необходимую во время, предшествующее утру. Мы знаем и верим, что ночь нашего изгнания (отдаление от Б-га) сменится утром. Действие Яакова авину соответствовало концу времен, когда камень будет окончательно устранен. Хахамим учат, что Яаков авину олицетворял собой изучение Торы. Именно изучение Торы создает в мире силу, позволяющую окончательно устранить ра.