Ноябрь 2017 / Хешван 5778

ГЛАВА 7. ВЕЧНОСТЬ ДАРУЕТ ДЕНЬ

ГЛАВА 7. ВЕЧНОСТЬ ДАРУЕТ ДЕНЬ

chapter7.gif (9668 bytes)

Шесть дней в неделю дух пребывает в одиночестве и забвении. Занятый добыванием хлеба насущного, погруженный в свои заботы и тревоги, человек не думает о вечности. Но дух не отступает - он ждет своего часа, когда человек вспомнит о нем.

И вот наступает шестой день. Повседневные заботы и суета сменяются радостным возбуждением, которое обычно предшествует важному событию. Шаббат еще не наступил, но мысли о его скором приходе будоражат сердце нетерпеливым ожиданием, побуждают нас готовиться к его достойному приему.

"Каждый человек обязан проявлять особое рвение в подготовке к Субботнему дню, действовать проворно и усердно, как если бы ему сказали, что в его доме будет гостить царица или что к нему в гости придет невеста в сопровождении родственников и подруг. Как будет вести себя человек, получив такое известие?

Он несказанно обрадуется и воскликнет: "Какая честь оказана мне и моему дому!" Он соберет слуг и скажет им: "Приведите в порядок весь дом. Везде вымойте, вычистите. Приготовьте постели для высоких гостей, а я тем временем пойду купить хлеба, мяса и рыбы - все необходимое, чтобы достойно принять их". Хозяин сам отправится покупать продукты и готовить субботнюю еду, даже если в его распоряжении тысяча слуг".

В Книге "Сефер хасидим" сказано: "Что может сравниться в величии с Субботой, которую мы встречаем, как невесту и царицу, которую мы зовем желанной. Хозяин дома должен лично сделать в тысячу раз больше того, что он уже сделал, готовясь к Шаббату, даже если у него сотня слуг".

"Так поступал рабби Иегуда бен Илай: в канун Шаббата ему приносили таз с горячей водой; он мыл лицо, руки и ноги, заворачивался в льняные одежды с бахромой и сидел, как ангел из воинства Г-спода".(1)

"В пятницу рабби Хамнуна шел на реку (чтобы искупаться), затем он отдыхал на берегу и, воздевая глаза к небу, с упоением говорил, что ему открывается великолепное зрелище - ангелы восходящие и нисходящие. По его словам, каждый раз с наступлением Шаббата человек попадает в мир, где обитают души. Счастлив тот, кто постигает таинства Г-спода".(2)

С наступлением Субботы вся работа прекращается и в домах зажигают свечи. Как известно, процесс Творения начался со слов "Да будет свет"; празднование юбилея Творения тоже начинается со света - с зажигания свечей. Эта процедура возложена на женщин. Именно они, еврейские женщины, приводят в дом радость, их руками создается ее самый изысканный, утонченный символ - свет, который задает настроение в доме, согревает его атмосферу.

Мир наполняется покоем. В час наступления Шаббата наши мысли уходят от будничной суеты. Семьи собираются за столом, чтобы вместе встретить чудо Седьмого дня, и он распространяет свое присутствие на поля, леса, проникает в наши дома и сердца. В этот момент пробуждаются наши дремавшие всю неделю души и тянутся к своему Источнику.

Свежие и обновленные, облаченные в праздничные одежды, мы радуемся под волшебное мерцание свечей исполнению невысказанных ожиданий, интуитивно чувствуем близость вечности, от которой нас отделяет лишь тонкая вуаль. Как жаль, думаем мы, что нашим душам не хватает размаха и величия, чтобы описать словами открывшееся нам зрелище грандиозного слияния времени и вечности. Нами овладевает непреодолимое желание петь - для себя, для всех людей, для всех поколений. Есть традиция читать в канун Субботы самую прекрасную из всех песен - Песнь песней. Сколько в ней древней верности, какая непередаваемая концентрация духовности заключена в ее священных словах. Это песнь любви к Б-гу, песнь страсти, тоски и робкого оправдания.

"Положи меня печатью на сердце твое,
Печатью на руку твою;
Ибо сильна, как смерть, любовь,
И как могила - люта ревность;
Ее уголья - это уголья пламени,
Самого яростного пламени.
Никакие водопады не смогут погасить любовь,
И никакие потоки не затопят ее;
Если человек отдаст все богатство своего дома за любовь,
От него с презрением отвернутся.

Мысль пронеслась ураганом, сметя рыночную площадь. В воздухе звенит песня и радость играет листвой деревьев. Шаббат приходит в мир, распространяя песню в ночной тишине; вечность дарует день. Где подыскать слова, которые могли бы выразить эту грандиозную силу?

Глас Г-спода - над водами...
Глас Г-спода могуч;
Глас Г-спода полон величия...
Он обнажает леса;
И в храме Его все будут возглашать Ему славу.
Мы все идем встречать Царицу, поем серенаду Невесте.
Выйди, друг мой, навстречу Невесте!
Мы вместе с тобой встретим Субботу!

Сион лежит в развалинах, Иерусалим - в прахе. Всю неделю в нас живет лишь надежда на спасение. Но когда Суббота вступает в мир, кажется, что момент спасения настал. Как будто дух самого Машиаха прошелестел по лицу земли.

Святилище Владыки, Царская столица!
Поднимись и восстань из руин -
Полно тебе пребывать в юдоли плача...
Отряхни прах с ног своих и восстань!
Облачись в одежды великолепия своего, народ мой...
Не придется тебе больше стыдиться,
Не придется терпеть позор.
Что горбишься ты?
Что рыдаешь?
Под кровом твоим найдет приют мой страдающий народ;
Будет отстроен город на прежнем месте своем...
Возрадуется тебе твой Б-г,
Как жених радуется невесте.

Перед заключительной строфой все встают, поворачиваются лицом к западу, как будто в ожидании невидимой гостьи, и, склонив голову в знак приветствия, возглашают:

Приди же с миром, Суббота, - царский венец мужа своего,
Приди с радостью и ликованием
В общину верных Всевышнему, к избранному народу!
Приди, Невеста, приди, Невеста!

Шаббат приходит, как нежный ветер; он сметает страх, горечь и мрачные мысли. Нами овладевает радость, когда на землю опускается субботний вечер, когда в наши смертные тела вселяется дополнительная душа, душа Субботы.

Нам трудно подыскать слова благодарности, и мы говорим:

Мудростью Своею ты открываешь небесные врата...
Меняешь время суток...
Удаляешь свет перед тьмой...
И отделяешь день от ночи.

Но есть тут нечто более грандиозное, чем одно лишь чудо управления вселенной - это дух. В Его мире мы чувствуем Его мудрость; в Его духе мы видим Его любовь.

Любовью вечной возлюбил Ты народ Свой, дом Израиля,
Торе и заповедям научил Ты нас.
И да не покинет нас вовек любовь Твоя!

Затем мы читаем вечные слова молитвы "Шма", в которой Моше призывает нас отвечать взаимностью на любовь Всевышнего.

Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим...

И вновь Творец обращается к нам:

Помните все заповеди Г-спода и исполняйте их, и не будете вы блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, как блуждаете вы ныне.

Я, Г-сподь, - Б-г ваш, Который вывел вас из страны Египетской, чтобы быть вашим Б-гом; Я, Г-сподь, - Б-г ваш.

Мы тут же отвечаем Ему:

Истинно и несомненно все это, что Он, Г-сподь - Б-г наш, и никто другой, и мы Израиль - народ Его.

Если бы нам только хватило духовных сил понять, осознать все величие Его могущества, принять сердцем Его царствие... Но разум наш слаб, и дух непрочен.

Раскинь над нами Свой мирный полог,
Направь нас Своим верным указанием...
Спаси нас ради Имени Твоего.

Примечания.

1) Вавилонский Талмуд, трактат "Шаббат", 25б. По мнению некоторых каббалистов, традиция омывать руки и ноги в канун Шаббата восходит к священникам Иерусалимского Храма, которые были обязаны совершать такие омовения перед началом своей нелегкой и ответственной службы;

2) Книга "Зоар", часть III, лист 136б. Цитаты, приведенные далее в этой главе, взяты из "Песни песней" (8:6,7) и вечерней субботней молитвы.