Тридцать девять прототипов работы, к которым сводятся все запрещенные в субботу действия

Тридцать девять прототипов работы, к которым сводятся все запрещенные в субботу действия

1.  Переносить с места на место

20. Перебирать зерно

2.  Зажигать

21. Просеивать

3.  Тушить

22. Молоть

4.  Завершать что-либо

23. Месить

5.  Писать

24  Чесать

6.  Стирать написанное

25. Прясть

7.  Варить

26. Красить

8.  Стирать

27. Вязать

9.  Шить

28. Делать основу для ткани

10. Распарывать

29. Ткать

11. Завязывать узел

30. Распускать ткань

12. Развязывать узел

31. Строить

13. Кроить

32. Разрушать

14. Пахать

33. Охотиться

15. Сеять

34. Стричь

16. Срывать любые растения

35. Резать (скот, птицу)

17. Собирать урожай

36. Снимать шкуру

18. Молотить

37. Обрабатывать кожи

19. Веять

38. Полировать

39. Делать пометки

Для того, чтобы ясно представить себе смысл субботнего отдыха, опишем тридцать девять видов ритуальной работы. Это будет простейшее описание, которое скорее даст нам представление о духе закона, чем о его конкретных деталях. Для подробного изучения нужно обратиться к Шулхан Аруху.

 

Переносить с места на место

Этот вид работы предполагает действие, которым что-либо переносится с места на место на общественной территории.

Это один из немногих видов работ, упомянутых в Торе. Запрет этот был первым объявлен народу.

Как уже говорилось ранее, в первый раз заповедь соблюдения субботы была упомянута в связи с дарованием манны. Какой же вид работы нужен, чтобы собрать порцию манны для семьи? Ясно, что манну нужно было нести. И тогда Моисей сказал народу (Шмот 16, 29) : ”Никто пусть не покидает места своего в день седьмой”, этим самым он предупредил, чтобы не носили манну.

Тора рассказывает также о человеке, которому был вынесен смертный приговор за то, что он собирал хворост в субботу. В этом случае, по мнению многих комментаторов, нарушение состояло в перенесении хвороста с места на место (Бамидбар 15,32; Шаббат 966).

Затем пророк Иеремия прямо убеждает народ ничего не носить в субботу. Он говорит (Иеремия 17, 21-22): "Берегите души ваши и не носите ноши в день субботний... и не выносите ноши из домов ваших в день субботний” (Вавилонский Талмуд, трактат Бейца 12а).

Этот вид запрета исключает ношение чего бы то ни было на улице. Даже такая простая вещь, как ключ или носовой платок, должны быть оставлены дома. И конечно, нельзя носить карманные издания книг, кошельки, сумки и ключи на цепочках. Носить вне дома можно только то, что служит как одежда.

О том, насколько серьезен этот запрет и как строго необходимо его соблюдать, мы можем получить представление из следующего закона.

Если праздник Рош-Гашана приходится на субботу, то нельзя трубить в шофар. Это было установлено Сангедрином по очень интересной причине.

Предположим, что в какой-либо синагоге есть только один шофар и неожиданно оказывается, что он потерян или поврежден. Можно себе представить всеобщее смущение, — весь ритуал нарушен. Как можно в Рош-Гашана не услышать звук шофара? И как велико искушение принести шофар из соседней синагоги или откуда-нибудь из дома. Но это сопряжено с серьезнейшим нарушением субботы. Для того чтобы подобные проблемы не возникали, Сангедрин постановил никогда в субботу в шофар не трубить.

Переносить вещи в доме в субботу разрешается. Запрет распространяется только на территории общественного пользования. Если речь идет о территории полуобщественной, раввинское право запрещает вносить на эту территорию и выносить с нее, если, конечно, нет эрува1.

Однако дух закона предполагает, что те вещи, в которых нет необходимости в субботу, нельзя переносить с места на место и внутри дома. Сангедрин определил, какие категории вещей должны считаться мукце — то, к чему нельзя даже прикасаться в субботу. В число их входят такие предметы, как палки и камни, а также то, чем запрещается пользоваться в субботу по назначению, — карандаши, свечи или деньги.

По разным причинам Сангедрин санкционировал запрет всех форм покупки, продажи, торговли и других видов коммерческой деятельности.

Интересно заметить, что запрещение коммерческой деятельности — один из немногих запретов, упомянутых в Танахе. Так мы читаем (Нехемия 10, 32): ”И если народы земли [неевреи] принесут товары и любую пищу в день субботний на продажу, мы не возьмем у них ничего в субботу и в день священный”.

Означает зажигать огонь или каким бы то ни было образом способствовать зажиганию и сгоранию чего-либо.

Даже бросить щепку в огонь — значит нарушить субботу.

Этот вид работы также особо упомянут в Торе (Шмот 35, 3): ”Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботний” (Иевамот 66, Сангедрин 89а).

1  Условное объединение частных владений в единое владение, что позволяет в его пределах носить необходимые в субботу вещи.

Зажигать

Означает зажигать огонь или каким бы то ни было образом способствовать зажиганию и сгоранию чего-либо.

Даже бросить щепку в огонь — значит нарушить субботу.

Этот вид работы также особо упомянут в Торе (Шмот 35, 3): ”Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботний” (Иевамот 66, Сангедрин 89а).

Совершенно ясно, что этим запретом исключаются такие действия, как зажигание спички или включение печки.

Запрещается также курить в субботу.

Мотор автомобиля работает на сжигании топлива. Включая зажигание, нажимая на педаль, водитель вызывает этим сгорание топлива. Поэтому ездить в субботу запрещается.

Всякое использование электричества вообще нарушает ряд законов о субботе, ибо это — использование энергии, добытой в природе. По мнению многих авторитетных источников, электричество в законах о субботе имеет тот же статус, что и огонь. По той же причине нельзя пользоваться телефоном.

Тушить

Означает гасить или уменьшать огонь любым способом

Это действие, противоположное зажиганию.

Нельзя, например, в субботу поворачивать кран газовой плиты. Точно так же нельзя включать электрический свет и всевозможные электроприборы

Однако законы субботы могут быть нарушены в любом случае, если человеческая жизнь подвергается опасности. Таким образом, в случае пожара должно быть сделано все необходимое для того, чтобы спасти человеческие жизни.

Завершать что-либо

Означает приводить что-либо в состояние, пригодное для использования, даже если для этого не был совершен ни один другой вид работы.

Сюда входят все виды починок и поправок, приспособлений.

К этой категории, например, следует отнести сборку машины или прибора, хотя при этом не выполняется никакой иной работы.

Запрещается также собирать вместе и другие предметы, даже если они сделаны так, что могут существовать отдельно друг от друга.

Шлифовка камня и строгание дерева также относятся к этой категории. Сюда причислены все виды ваяния и устройство витрин. Сюда же относится запрещение точить ножи.

Запрещается рвать и резать бумагу. Как тривиальный пример — нельзя в субботу отрывать куски туалетной бумаги. Поэтому пользуются заранее нарезанной бумагой.

Нельзя добавлять к вещи нечто, что делает ее окончательно пригодной к использованию. Например, вдевать шнурки в новые ботинки.

Сюда относятся любые виды исправлений. Так, нельзя заводить часы (Мишна брура 338, 15).

Нельзя настраивать музыкальные инструменты. Законодатели запрещают в субботу пользоваться музыкальными инструментами (Орах Хаим 338).

Сюда относится также надувание шара или поясов для плавания.

То же можно сказать и о вставлении весел в уключины лодки. По той же причине Сангедрин запретил плавать в субботу на маленьких лодках. (Но можно плавать на больших кораблях, обслуживаемых неевреями, если еврей не садится и не высаживается с корабля в субботу). Существует особое раввинское постановление, запрещающее плавать в субботу (Орах Хаим 339, 2).

Стирать написанное

Сюда относится всякого рода стирание и разрушение написанного, включая запрещение ломать и разрывать написанные буквы.

Разрешается разорвать пакет, чтобы достать из него еду, но только если при этом не будут разорваны написанные на нем буквы.

Если слова напечатаны на обрезе книги так, что, открывая ее, буквы разнимаются, то книгу открывать нельзя (Мишна брура 340,17).

Варить

Запрещается варить и печь любым способом. Даже кипячение воды относится к этой категории.

Сюда же относятся варка металла или ваксы, обжиг керамики.

Запрещение варить не лишает нас возможности есть горячую пищу в субботу. Ведь часть нашего удовольствия в субботу, предписанного Законом, заключается в том, что мы едим горячую пищу. Однако приготовление пищи не должно происходить в субботу.

Для того чтобы, по забывчивости, кто-нибудь не захотел уменьшить или увеличить пламя, плита по-

крывается куском жести. На это покрытие можно в пятницу поставить горячую вареную пищу При соблюдении известных правил разрешается также нагревать уже сваренную пищу.

Лучше всего приглядеться к тому, как полностью соблюдающий субботу готовит горячую пищу к субботе.

Шить

Включает все виды шитья и портняжных работ.

Клеить, скреплять лентой и пробивать скрепками бумагу также следует отнести сюда. Нельзя в субботу запечатывать конверт или приклеивать к нему марку. Но разрешается скрепить что-либо булавкой, ибо это делается только на время.

Распарывать

Этим запрещаются все действия, обратные шитью.

Нельзя также разлеплять склеившиеся листы бумаги.

Завязывать узлы

Сюда относится завязывание любого узла, способного держаться.

Но можно завязывать гастук или шнурки ботинок.

Развязывать узел

Сюда относится развязывание всякого крепкого узла Но если узел завязан так, что его легко развязать, потянув за конец, то это разрешается. Есть случаи, когда это разрешено и при накрепко завязанном узле. К примеру, если шнурки на ботинках случайно завязались крепким узлом, можно его развязать.

Кроить

Резать что-либо, придавая предмету желаемую форму.

Сюда включаются кройка одежды, вырезывание картинок из бумаги и газетные вырезки.

К тому же виду работ относится обработка металла , дерева.

Продукты питания сюда не относятся, их можно резать для еды.

Пахать

Включает всякого рода обработку земли.

Вскапывание и унавоживание сада. Также сюда относится чистка газона граблями.

Сеять

Включает все виды работ по посадке растений и уходу за ними.

Сюда относится любое действие, способствующее произрастанию. Так, например, нельзя в субботу выливать воду на землю.

Запрещается также ставить срезанные цветы в воду и даже менять воду в вазе с цветами.

Срывать

Срезание и срывание растений.

Земледелие также является для человека одним из путей овладения природой. И этот вид работы — один из прямо упомянутых в Торе (Шмот 34, 21): "Шесть дней трудись, а на седьмой день отдыхай, и во время пахоты и жатвы отдыхай”.

К этому виду запрещенных действий относятся срывание цветка или плода с дерева, подстригание газонов.

Собирать урожай

Сюда относятся все виды работ по уборке урожая, включая вязание снопов и складывание их в скирды; подбирание упавших плодов, сгребание их в кучи или собирание в корзины. Все это запрещается и в огороженном частном дворе, где в субботу носить разрешается.

Молотить

Включает все операции, в результате которых съедобное отделяется от кожуры, оболочки и т. п., в которой оно скрыто.

Сюда относится как твердая пища, так и жидкости.

Первый пример — молотьба зерна, когда оно выколачивается из колосьев.

Запрещается выжимать фруктовые соки, а также доить коров.

Веять

Предполагаются любые действия, при которых съедобное отделяется от мякины и сора с помощью ветра.

Перебирать

Отделять от съедобного нежелательные примеси руками.

Например, собравшись есть вишни, можно сначала удалить из них попорченные ягоды. В субботу этого делать нельзя, но можно съесть хорошие ягоды, а плохие оставить. Разрешается, однако, очишдть фрукты от кожуры, если их тут же намереваются съесть.

Запрещается вынимать кости из рыбы. Поэтому распространился обычай есть в субботу фаршированную рыбу, приготовленную так, чтобы в ней не было костей (тефтели).

Если необходимо удалить из пищи что-либо несъедобное, вместе с удаляемым нужно взять и некоторое количество съедобной пищи.

Запрещено также сортировать и раскладывать по сортам.

Просеивать

Отделять нежелательные примеси просеиванием. Сюда относится, например, просеивание муки и фильтрование жидкостей.

Молоть

Включает все операции, связанные с перемалыванием чего-либо.

Первый пример — перемалывание зерна.

Сюда же относится перемалывание кофейных зерен, перца, толчение в ступе, а также дробление металла.

Дух запрещения включает сюда натирание сыра, перемалывание рыбы или мяса, а также приготовление различных лекарств.

Поэтому Сангедрин запретил употребление в субботу всех нежизненно важных медикаментов и средств. Использование их разрешается только для больного. Исключения, однако, допускаются в случае острых болей или болезненного процесса, когда принимать лекарства разрешается.

Если жизнь человека в опасности, суббота может быть нарушена любым действием, необходимым для его спасения. Наши Мудрецы учат, что следует предпочесть нарушение одной субботы ради того, чтобы спасти жизнь человека, дабы он смог в дальнейшем соблюдать много суббот.

Месить

Предполагает соединение порошка с жидкостью с целью получить тесто или пасту.

Основной пример — приготовление теста для хлеба или пирога. Сюда относится приготовление "мгновенных” пуддингов, даже если их для этого не нужно запекать.

Чесать (шерсть)

Чесать шерсть или хлопок, чтобы сделать пригодным для изготовления пряжи.

Прясть

Изготовление нитей и веревок и все связанные с этим операции.

Также изготовление войлока, фетра.

Красить

Изменение цвета предметов и веществ. Сюда могут относиться окраска одежды, смешение красок и т. п.

Дух запрета включает сюда также употребление губной помады и краски для век и ресниц. Разрешаются стойкие косметические средства, которые могут быть использованы в пятницу.

Вязать

Включаются все виды вязания и плетения. Сюда относится плетение сетей и изготовление корзин.

Основной пример — настройка ткацкого станка. Нитяные петли продеваются в станок, чтобы удерживать основу2.

Делать основу для ткани

Закрепление основы, даже если на ней не ткут.

Ткать

Все операции ткацких работ. Включает также все виды работ, выполняемых с помощью иголки, такие, как вышивание, изготовление ковров.

Распускать ткань

Распускать любой тканый или вязаный материал.

Строить

Все операции по возведению постройки или по cобиранию механизмов. Все ремонтные работы относятся к этому виду, даже вбивание гвоздя в cтенку. Запрещается также разбивать палатки любой конструкции. Дух запрета включает сюда раскрывание зонтика (даже если он не вынесен из дома), ибо зонтик в такой же мере служит защитой от атмосферных условий, как и палатка.

Разрушать

Включает все виды работ, обратных строительным. Так, например, даже временная палатка не может быть сложена и убрана с места в субботу. Нельзя также разбирать механизмы.

Охотиться

Запрещено лишать свободы любое живое существо. Основной пример — охота на животных. Нельзя также ловить насекомых.

Стричь

Стрижка волос, шерсти или выщипывание перьев у любого живого существа. Запрещены такие действия, как стрижка волос, бритье и состригание ногтей, а также выщипывание бровей.

Дух закона запрещает также причесывать волосы в субботу, ибо при этом волосы выпадают. Но можно приглаживать их мягкой щеткой.

Резать скот

Означает убивать любое живое существо. Нельзя хлопать мух и комаров, нельзя ранить любое живое существо — как животное, так и человека.

Смертельно опасных змей и ос можно убивать и в субботу.

Снимать шкуру

Снятие шкуры с какого-либо животного.

Обрабатывание кожи

Дубление и смягчение шкур, в результате чего из шкур выделывается кожа. Включаются все операции, производимые для того, чтобы кожа была мягче и лучшего качества. Сюда же относится втирание в кожу масла.

Полирование

Все операции полирования и шлифовки. Основной пример — процесс приготовления кожи, когда с нее удаляются волосы и коже придается гладкость. Сюда же относится чистка обуви. Включается также начищение до блеска серебра или какого-нибудь другого металла.

Делать пометки

Запрещается наносить на какую-нибудь поверхность пометки или линейки, чтобы по ним резать или писать, даже если пометки эти такого рода, что их нельзя отнести к написанию.

Заключение

Суббота — нечто большее, чем перечень предписаний. Это особый образ жизни, совершенно отличный от наших будней.

Тысячи и сотни тысяч евреев во всем мире соблюдают субботу, и число их с каждым годом растет. Для большинства из них соблюдение субботы — одна из самых простых и прекрасных вещей в жизни. И научиться этому есть только один способ — начать на деле.

Если вы начнете сами, вам придется провести несколько трудных недель. Проще, проведя несколько суббот в гостях у семьи, соблюдающей субботу, присмотреться, почувствовать атмосферу.

Газ почувствовав атмосферу субботы, вы станете к этому иначе относиться. С тех пор вы как бы начнете читать путеводитель по родному городу. Вы уже жили там однажды, и вам ничто не кажется странным.

Однако суббота требует активного к ней отношения. Тора говорит (Шмот 31, 16): "Сделать субботу”. Каждый человек должен свою субботу "сделать”. Он сам должен ее приготовить и сам должен войти в ее особое настроение. Только тогда вы сможете понять ее подлинный смысл, ведь суббота это не интеллектуальное упражнение. Если бы это было так, достаточно было бы поразмышлять на соответствующую тему. Мы можем искать объяснений, но подлинное понимание возможно лишь при условии практического соблюдения субботы и проникновения в ее особую атмосферу.

Начните делать

Суббота начинается с приготовления ее. Заповедь гласит: ”Помни день субботний, чтобы освящать его”. Наши Мудрецы учат, что для того, чтобы действительно освящать субботу, нужно помнить о ней и в будни и готовиться к ней. Принеся домой что-нибудь такое, что в субботу доставит удовольствие, человек должен это оставить на субботу (Бейца, 156).

Приготовления к субботе достигают своего апогея во вторую половину дни в пятницу. Все делается только для субботы. ”Кто прилагал усилия в канун субботы, тот ест в субботу”, говорят наши Мудрецы (Авода зара За).

Впечатление такое, будто дом должен посетить некто в высшей степени уважаемый. И так оно, в сущности, и есть: суббота — королева всего сотворенного (Шаббат 119а; Бава кама 32б).

В пятницу пополудни можно только перекусить. Аппетит должен остаться на вечер, на субботнюю трапезу.

На субботу приготовьте все самое вкусное. Все члены семьи должны постараться принять то или иное участие в приготовлениях к субботе.

Сделайте все, чтобы быть уверенным: всё приготовлено так, как надо к приходу королевы-субботы.

Уберите комнату, приведите в порядок все свои вещи. Уберите подальше все то, что не имеет отношения к субботнему дню. Постарайтесь, чтобы окружающие также смогли проникнуться настроением субботы. Отрешитесь от повседневных забот. Примите ванну или душ. Очистите душу и тело. Наденьте свою самую лучшую одежду. Оденьтесь так, как вы одеваетесь для особо торжественных случаев. Если возможно, то хорошо иметь особую субботнюю одежду.

Многие праведники имеют обыкновение перед самым наступлением субботы читать Шир Гаширим — Песнь Песней. Эта прекраснейшая из поэм говорит о любви Б-га к еврейскому народу. Если есть время, прочтите ее и проникнитесь атмосферой этой любви.

Приготовьте к субботе стол. Накройте его красивой белой скатертью. Поставьте на стол в честь Королевы свою самую лучшую посуду. На столе положите две халы — "добавочный хлеб” на субботу, — покройте их чистой салфеткой. Приготовьте вино для Кидуша, поставьте для него рядом специальный бокал. Бокал этот обычно бывает серебряным.

Позаботьтесь о том, чтобы в той комнате, где вы будете есть, были приготовлены свечи. Если больше некому это сделать, мужчина зажигает свечи сам. Зажгите свечи минут за 18-20 до захода солнца, произнесите благословение, и посмотрите на их свет несколько мгновений. Ощутите, как от них распространяется свет субботы.

С приходом субботы примите ее как почетного гостя. Проникнитесь ее спокойствием. Перестройте свою жизнь уровнем выше.

Теперь все должны собраться вместе для молитвы. Если есть возможность пешком дойти до ближайшей синагоги, примите участие в общих субботних молитвах. Ни в коем случае не ездите на машине. Это нарушило бы и закон и дух субботы. Если нет синагоги вблизи вашего дома, найдите себе спокойный уголок и помолитесь в уединении.

Если вы умеете читать по-древнееврейски, молитесь на нашем древнем священном языке. Не умеете читать по-древнееврейски, — читайте на знакомом вам языке. Размышляйте о произносимом, проникнитесь его смыслом. Говоря "Благословен Ты”, подумайте об этом ”Ты”. Направляйте свои молитвы к Б-гу.

Войдите в дом с субботним поздравлением: ”Шаббат шалом”.

Пропойте ”Шалом алейхем...” и совершите Кидуш. Выпейте вино Кидуша и перенеситесь в мир субботнего спокойствия.

Совершите омовение рук, произнося благословение. Затем не говорите ни слова, пока не будет произнесено благословение над халой. Обмакните кусочек халы в соль и съешьте его не торопясь и со вкусом. Вспомните о том, что вы едите его как жертвоприношение Б-гу.

Начните трапезу и ешьте с удовольствием.

Пойте, если можете, пойте Змирот, которые есть в молитвеннике, или какие-нибудь еврейские напевы.

Трапезу завершите застольной молитвой ’Биркат Гамазон”. Благодарите Б-га за пищу и за особые благословения, сопутствующие этому дню.

Затем отдыхайте. Возьмите религиозную книгу.

Прочтите ту главу Торы, которая читается в эту субботу.

Прогуливайтесь один или уединитесь в своей комнате, если есть такая возможность. Попросите у Б-га помощи, ощутите святость дня.

Подумайте о своей жизни. Спросите себя: кто я и куда я иду? Чем является для меня жизнь? В чем я поступаю неправильно и как это изменить? Попросите Б-га помочь вам найти ответ.

Будьте счастливы, что вы живете.

В субботу нужно быть с людьми. Если у вас есть знакомые, соблюдающие субботу, посетите их. Пойте, рассказывайте, изучайте вместе Тору.

Наступление вечера — время покоя. "Субботний сон — удовольствие”. Готовясь ко сну, прочтите ”Шма”и предайте себя в руки Всевышнего.

Так же начните и субботний день. Встаньте, и пусть вашим первым действием будут слова молитвы Утренняя молитва пробудит вас духовно и физически.

Полуденная трапеза пусть будет такой же торжественной. Проведите день с глубоким осознанием субботы. Изучение Торы и общение с хорошими друзьями будут способствовать этому.

Когда солнце склоняется к закату, чувствуется перемена. Королева готовится уйти. Третья субботняя трапеза проходит, и немного жалко этого уходящего дня.

Когда небо совсем темно и появляются звезды, суббота уже прошла. Наступает время совершения обряда ’Гавдала” — молитвы, с которой наступают будни.

Вдохни ароматы1, последний аромат этого дня. Посмотри на плетеную свечу Гавдалы и подумай о том, как этот день осветит наступающую неделю.

Исполняйте все это, и вы почувствуете, что такое суббота. Может быть, это произойдет не сразу, не смущайтесь. Если будете настойчиво добиваться, вы сумеете вступить в особый, глубокий и чистый, мир субботы. В отношении этого мы имеем обещание Б-га. Он Сам сказал пророку (Исайя 58, 13):

"Если ты не будешь топтать субботу,

Не будешь в Мой священный день делать все, что захочешь,

И назовешь субботу наслаждением,

Почтишь святыню Всевышнего,

Почтишь Его тем, что воздержишься от путей твоих,

От погони за желаемым и многоречия, —

Тогда ты найдешь наслаждение в Б-ге, и помещу тебя на вершинах земли,

И насыщу тебя наследием Яакова, отца твоего, Ибо [так] сказал Б-г”.

1 При одном из благословений Гавдалы вдыхают ароматы.