Суббота Исхода

Суббота Исхода

Если мы видим в Б-ге Творца, ясно, что Его творение имеет какую-то цель.

Естественно также предположить, что Б-г должен раскрыть эту цель человеку.

Это приводит нас к понятию Исхода.

Именно в силу Исхода иудаизм стал уникален. Б-г явил Себя всему народу, и тем самым на время странствования евреев в пустыне был изменен естественный порядок вещей. Это было уникальным явлением в истории человечества.

Об этом сказано и в Торе (Дварим 4, 34): "Пробовал ли Б-г прийти и взять себе какой-нибудь из народов необычными явлениями, знамениями и чудесами... как это сделал Всевышний ваш Б-г в Египте на ваших глазах?”."Ты показал, чтобы мы узнали: Всевышний — Б-г, нет более, кроме Него”.

В мире есть и другие религии, но ни одна из них не отмечена столь мощным началом, как иудаизм. Начало других религий, как правило, положено каким-либо одним человеком, утверждавшим, что он беседовал с Б-гом или что он постиг истину. Такой основоположник затем распространял свое учение и основывал новую религию. Собственно, таким было начало всех основных мировых религий.

Иудаизм — единственная религия, начало которой положено тем, что Б-г говорил с целым народом, насчитывавшим в то время около трех миллионов, и все эти люди одновременно слышали и видели Б-жественное явление, ставшее фундаментом еврейской религии.

Исход не только дал нам возможность совершенно особым образом осознать существование Б-га, но и показал, что Б-г управляет жизнями людей.

Исход оставил глубочайший след в еврейской мысли на протяжении всей национальной истории. В каждом преследователе мы видим фараона, при каждом новом преследовании помним, что Б-г тут же рядом, и Он готов повторить чудо Исхода. Поэтому мы и способны переносить долгий, тяжкий период изгнания.

Исторический аспект Исхода отражается в празднике Песах, но внутренне он глубоко связан с субботой.

Одним из важнейших чудес Исхода было дарование манны.

В течение сорока лет трехмиллионный народ питался чудесным образом. Это чудо, послужившее назиданием поколениям, — пример явного участия Б-жественного в повседневной жизни каждого из нас, которое неявно существует всегда.

Манна появлялась шесть дней в неделю, но не в субботу. Чудо манны параллельно чуду творения.

Когда Моисей сообщил евреям, что они получат манну, он сказал: "Шесть дней будете вы собирать ее, а на седьмой день — суббота, не будет ее в этот день” (Шмот 16, 26).

Это дает нам ответ на другой существенный вопрос. Как мы узнаем, в какой день суббота? Кто сосчитал дни от сотворения мира?

Ответ таков, что Б-г сам открыл нам при даровании манны, какой точно день должен считаться субботой.

И в Торе сказано (Шмот 16, 29): "Смотрите, Б-г дал вам субботу, поэтому Он дает вам на шестой день хлеб двухдневный... не выходи никто из места своего в день седьмой".

С тех пор на протяжении более трех тысяч лет — от Исхода и до наших дней — суббота свято соблюдается.

Празднуя субботу, мы всякий раз вспоминаем чудо Исхода и манны.

Две халы кладут на стол в субботу, напоминая о двойной порции манны, которую получали евреи каждую пятницу.

Белая субботняя скатерть напоминает росу, покрывавшую землю перед тем, как появлялась манна. Салфетка, которой прикрывают халы, символизирует верхний слой росы, сохранявший манну.

В Торе сказано (Дварим 8, 3): ”... И питал тебя манной, которой ты не знал, и [ которой] не знали отцы твои, для того, чтобы узнал ты — не хлебом единым будет жив человек, а всем, что исходит из уст Б-га, будет жив человек”.

В субботу мы стремимся вновь глубоко прочувствовать эту близкую связь с Б-гом и жить Его словом.