Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Субботнее понятие работы

Субботнее понятие работы

Многих людей смущает понятие о работе, запрещенной в субботу. Мы считаем, что работаем, делая физическое усилие или же отправляясь туда, где обычно проводим трудовой день. По отношению к субботе такое представление неверно. Запрет касается не только работы в собственном смысле слова, но в гораздо большей степени — работы в ритуальном понимании. Ритуальное понятие работы — это любое вмешательство человека в ход естественных явлений, проявление господства человека над природой.

Это, однако, не сообщает нам еще ничего конкретного. В частности, из этого мы еще не можем знать что именно запрещено и что разрешается. Пока это, в лучшем случае, некая философия ритуального понятия труда.

* * *

За исключением нескольких случаев, которые мы рассмотрим отдельно, Тора конкретно не указывает, какие виды работ запрещены. В ней есть только несколько намеков.

Прежде всего нужно знать, что Тора состоит из двух частей.

Есть Писаная Тора (Тора Шебихтав), о которой большинство из нас имеет представление. Она записана в свитках, хранящихся в синагоге, и состоит из пяти книг Моисея, первых пяти книг Танаха.

Но есть еще и Устная Тора (Тора Шебеалпе), это — Устная традиция, которую Моисей также получил на горе Синай.

Устная Тора передавалась от учителя к ученику в течение многих столетий. Во времена римских преследований стало трудно поддерживать существование академий, в которых преподавалась Устная Тора, появилась опасность ее забвения. Поэтому около 1700 лет назад Устная Тора была записана, и это то, что мы называем Талмудом.

В Талмуде сказано, что в Писаной Торе законы о субботе даны лишь намеком, "толщиной с волосинку”, но в Устной Торе они возвышаются, ”как горы” (Хагига 10а).

В свое время любая еврейская семья была академией, где изучались законы о субботе. Каждый знал, что в субботу можно, а что нельзя. И только когда возникали необычные вопросы, обращались за решением к ученым.

Подробно перечислить, что именно запрещено в субботу, очень трудно, хотя мы и попытаемся это сделать. Кроме того, такое перечисление выглядит громоздким и сложным для исполнения. Поэтому подробно законы о субботе в Писаной Торе не были перечислены Для этого существовала Устная Тора.

Однако очень важные намеки в Писаной Торе проливают свет на смысл законов о субботе. Руководствуясь ими, мы можем сделать несколько существенных выводов.

* * *

Одним из первых шагов, которые сделали евреи в пустыне после получения Торы, было сооружение там передвижного Храма. Он служил местом постоянного присутствия Б-га, как Б-г Сам сказал Моисею (Шмот 25, 8) : ”Они воздвигнут Мне Храм, и Я пребуду среди них”. Храм выражал посвященность еврейского народа Б-гу.

Непосредственно перед повелением воздвигнуть Храм Б-г повторил заповедь о субботе (Шмот

31, 12). Тора рассказывает также, что перед тем, как начать постройку Храма, Моисей собрал народ и повторил ему заповедь о субботе (Шмот 35, 1).

Устная Тора считает повторение Б-гом заповеди о субботе непосредственно перед началом строительства Храма очень важным намеком для понимания смысла субботы. Всякая деятельность, связанная со строительством Храма, вплоть до малейшего, мельчайшего действия, должна была прекращаться в с убботу.

Теперь, для того чтобы узнать, какие виды работ запрещены в субботу, достаточно проследить, как строился Храм. Устная Тора, разбирающая этот вопрос подробно, находит, что существуют тридцать девять основных видов работ, запрещенных в субботу. Мы их рассмотрим ниже.

Например, для постройки Храма требовались все виды работ по дереву и металлу. Для изготовления его завес применялись все виды прядения и ткачества, кожа использовалась для крыши, поэтому необходимы были все виды работ по обработке кожи. Употреблялись растительные краски, для получения которых необходимы были сельскохозяйственные работы и варка. Материалы привозились извне Производилась запись, делались пометки.

Поняв глубже суть самого Храма, мы сможем уяснить себе, почему именно постройка Храма послужила для определения, что такое субботнее понятие работы.

Наши Мудрецы учат, что Храм представлял собой микрокосм, отражающий в себе всю Вселенную1. Он был построен для того, чтобы возвышать и освящать все существующее. Храм был местом сотрудничества человека с Б-гом, которое должно вести мир к его конечной цели. Постройка Храма, поэтому, была параллельна Б-жественному акту творения

Каждый из тридцати девяти видов работ, которые были использованы при постройке Храма, отвечает какому-либо аспекту Б-жественного творения, а прекращение этих работ в субботу соответствует Б-жественному отдохновению.

* * *

Во все времена еврейской истории должна была существовать некая авторитетная инстанция для интерпретации Торы — динамической силы, руководящей народом. Такой инстанцией был Сангедрин; на протяжении более тысячи шестисот лет он служил Верховным Судом и высшим законодательным органом для евреев. В некоторой степени именно уничтожение Сангедрина римлянами привело к необходимости записать Устную традицию — Талмуд.

Авторитетность Сангедрина основана на написанном в Торе (Дварим 17, 9-10): ”И приди... к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение.

И поступи по слову, которое они скажут тебе с того места, которое изберет Всевышний, и точно исполняй все, как они укажут тебе”.

Сангедрин имел законодательную силу. И, так как это право давалось ему самой Торой, его решения обязывали точно так же, как и законы, записанные в Торе. Раз принятый закон мог быть изменен только самим Сангедрином.

Чаще всего такие законы были направлены на то, чтобы сохранять и дух и букву записанного в Торе. Первым правилом Сангедрина было "Создавать ограду вокруг Закона” (Авот 1,1).

Если, например, говорить о субботе, можно избежать нарушений запретов в буквальном смысле, но при этом нарушить дух этих запретов. Тора постановляет (Шмот 23, 12): "Шесть дней вы будете де

лать все свои работы, а в день седьмой — отдых”. Отдых этот должен соответствовать и духу и букве Торы: кроме полного отказа от работы, как таковой, нужно поддерживать особую атмосферу субботы.

1 Мидраш Танхума, гл. Пкудей 2; Зоhар 2, 162б.