День отдыха?

День отдыха?

Многим кажется, что смысл субботы вполне понятен. Понятно, когда есть выходной день после тяжелой рабочей недели. Каждому необходимо отдохнуть, и духовно и физически.

С этим многие согласны. Мы чувствуем, что суббота дана как день отдыха. Но из этого следовало бы, что тот, кто не устал за неделю, вообще не обязан соблюдать субботу, и есть достаточно людей, которые под этим предлогом уклоняются от ее соблюдения.

На самом деле это очень слабое объяснение, и чем больше вдумываешься в него, тем менее оно убедительно. Многих уже заданных нами вопросов оно не объясняет.

Если рассматривать субботу в связи с Десятью Заповедями, становится еще непонятнее. Первая заповедь говорит о вере в Б-га. Вторая — о Его единстве, она заключает в себе также предостережение против поклонения идолам. Третья говорит о почитании Б-га, о том, чтобы относиться с должным уважением к Его имени.

Далее следует заповедь о соблюдении субботы. Создается впечатление, будто она не на месте.

Первые три заповеди говорят о важнейших началах веры. Почему же сразу за ними следует заповедь о субботе, "выходном дне”, как мы поняли?

Возьмем текст, где сказано о субботе более подробно, — и перед нами загадка. В книге Шмот (20,8-11) написано:

"Помни день субботний, чтобы освящать его.

Шесть дней будешь ты работать и делать все свои дела, а седьмой день — суббота Всевышнему Б-гу твоему, — не будешь делать никакой работы.

Ибо в шесть дней сделал Б-г небо и землю, море и все, что в нем, и почил в день седьмой.

Потому благословил Б-г день субботний И освятил его”.

Сказано: "Суббота Всевышнему Б-гу”.

Сказано также, что наша суббота символизирует отдых Б-га на седьмой день по сотворении мира. Почему это настолько важно, что в словах Торы, передающих смысл этой заповеди, упоминается и отдых?

Десять Заповедей дважды приведены в Торе. Первый раз в книге Шмот, и второй — в книге Дварим. Вот как заповедь о субботе звучит в книге Дварим:

"Соблюдай день субботний, чтобы освящать его, как повелел Всевышний...

И помни, что ты был рабом в Египте и вывел тебя Б-г оттуда сильной рукой и вознесенной мышцей.

Потому повелел тебе Всевышний Б-г твой соблюдать день субботний”.

Здесь дается совершенно другое обоснование соблюдению субботы.

Смысл ее связан не с сотворением мира, а с Исходом из Египта.

Какая связь между этими двумя текстами?

Каким образом связана суббота с Исходом?

Если считать субботу просто отдыхом, то как понять все сказанное?

Понять, исходя из этого, нельзя никак, и потому необходимо вновь обратиться к основным положениям иудаизма.