Примечания. Приложения. Указатель.

Примечания. Приложения. Указатель.

Глава первая. ГДЕ МЫ (часть 1)

1.    Натан Глейзер. «Что знает социология об американских евреях». Комментари, 9:3 (март 1950), с.284.

2.    Уилл Херберг. Протестант-католик-еврей: очерк американской религиозной социологии. Гарден Сити: Даблдей и К°, 1955, с.213.

3.    Даниэл Белл. «Размышления об еврейской индивидуальности». Комментари, 31:6 (июнь 1961), сс.477, 478.

4.    Норман Подгорец. «Предисловие к симпозиуму: иудаизм и молодые интеллектуалы». Комментари, 31:4 (апрель 1961), с.310.

5.    Все цифры, приведенные в этом абзаце, взяты из работы Маршалла Скляра и Джозефа Гринблюма Еврейская индивидуальность в пригородной зоне. Бейсик Букс, 1967, с.322.

6.    Якоб Нейзнер. Американский иудаизм: современное состояние. Прентис Холл, 1972, сс.75, 83-84.

7.    Маршалл Скляр. Евреи Америки. Нью-Йорк, Рэндом Хаус, 1971, сс. 120-121.

8.    Статистика из работы Сиднея Гольдстайна и Кэлвина Гольдшайдера «Еврейская религиозность: идеология и ритуалы», помещенной в книге Еврей в американском обществе. Под ред. Маршалла Скляра, Нью-Йорк, Бергман Хаус, 1974, с.219. Исследования впервые были опубликованы Гольдстайном и Гольдшайдером в книге Три поколения еврейской общины, Прентис Холл, 1968.

9.    Ниссон Вол пин. «Покидая паству». Джуиш Обсервер, 11:6, (нисан 5736), с.4.

10.    Морис Айзендрат. Выживет ли вера? Нью-Йорк. МакГро Хилл, 1964, с. 19.

11.    Маршалл Скляр. «Смешанные браки и будущее евреев». Комментари, 37:4 (апрель 1964), с. 52.

12.    Цит. Давид Зингер «Голоса ортодоксии». Комментари, 58:1 (июль 1974), с.60.

13.    Натан Глейзер. Американский иудаизм. Чикаго, Юниверсити оф Чикаго Пресс, 1970, с. 149.

Глава первая. ГДЕ МЫ? (часть 2)

1.    Эмиль Дуркхайм. Самоубийство: социологическое исследование. Пер. Дж. Сполдинга и Дж. Симпсона, Гленсоу Фри Пресс, 1957, с. 10.

2.    Эрик Фромм. Здравое общество. Нью-Йорк, Холт, Райнхарт и Уинстон, 1960, с. 17.

3.    Альбер Камю. Миф о Сизифе. Нью-Йорк, Кнопф, 1967, с. 12-13.

4.    Самюэль Беккет. В ожидании Годо. Нью-Йорк, Гроув Пресс, 1954, сс. 38-39.

5.    Т. С. Элиот. Полное собрание стихов и пьес, 1904-1950. Нью-Йорк, Харкорт Брейс и К°, 1952, с. 56.

6.    Франц Кафка. Дневники. Из книги Р. М. Альбера и Пьера де Буадефра Кафка: страдания современного человека. Пер. Уэйда Баскина, Нью-Йорк, Философская библиотека, 1968, с.62.

7.    Макс Брод. Франц Кафка. Нью-Йорк, Шокен Букс, 1947, с. 153.

8.    Дневники Франца Кафки. Под ред. Макса Брода. Пер. Мартина Гринберга и Ханны Арендт, Нью-Йорк, Шокен Букс, 1948, т. 2, сс. 208-209.

9.    Там же, т. 2, с. 130.

10.    Франц Кафка. «Пылающий куст». Из книги Кафка: страдания современного человека (прим. 6), с.61.

М. Франц Кафка. Замок, Шокен Букс, 1974, сс. 93, 94.

12.    Из книги Век Просвещения, ред. Лестер Крокер; Уолкер и К°, 1969, с. 161.

13.    Там же, с. 163.

14.    Там же, сс.68, 70-71.

15.    Эжен Ионеско. Убийца и др. пьесы. Джон Калдер, 1960, сс. 107,108.

16.    Альбер Камю. Бунтующий человек. Нью-Йорк, Кнопф, 1956, с.8.

17.    К. С. Льюис. Последняя ночь мира. Нью-Йорк, Харкорт Брейс и К°, 1960, с. 18.

18.    Мигель де Унамуно. Трагическое ощущение жизни человеком и нацией. Пер. Энтони Херригана. Принстон юнивер-сити Пресс, 1970, с. 125.

19.    Лео Штраусс. Естественное право и история. Юниверсити оф Чикаго Пресс, 1953.

20.    К. Г. Честертон Ортодоксия. Гарден Сити, Имидж Пресс, 1959, с.37.

21.    Р. Шимшон Рафаэль Гирш. Вечный иудаизм. Пер. И. Грюнфельда, т. 2, Лондон, Сончино Пресс, 1956, с. 216.

22.    Эдвин Маркхайм. Испытание человека. Нью-Йорк, Харпер и Роу, 1950.

Глава вторая. КАК МЫ ЗДЕСЬ ОКАЗАЛИСЬ? (часть 1)

1.    Альберт Джей Нок. Журнал этих дней. Нью-Йорк, Морроу, 1934, с.245.

2.    Имя проф. Эмиля Фэкенхайма приходит на ум как имя человека, который задает глубокие вопросы об иудаизме, но не дает на них ответы.

3.    К. Г. Юнг. Непознанное «Я». Нью-Йорк, Нью-Америкэн Лайбрери, 1969, сс.70-71.

4.    Крейн Бринтон. Десятилетие революции» 1789-1799. Нью-Йорк, Харпер и Бразерс, 1934, с.281.

5.    Уилл Дюран. Век религии (История цивилизации), т. (IV). Нью-Йорк, Саймон и Шустер, 1950, с.732.

6.    Там же, с.382.

7.    Генрих Грец и его многотомная История евреев могла бы служить классическим примером такого рода полемической истории.

8.    Следует отметить, что несмотря на явную враждебность гражданских и духовных властей средневекового «христианства», их отношение к евреям не идет ни в какое сравнение с варварским геноцидом со стороны нацистов и коммунистов.

9.    Пол Гудмен. История евреев. Переработано и дополнено Израэлем Коэном, 8-е издание. Лондон, Е. П. Даттон и К°, 1953, сс. 105-106.

10.    Фредерик Швейцер. История евреев. Нью-Йорк, Макмиллан К°, 1971, с.ИЗ.

11.    Говард М. Захар. Курс истории современного еврейства. Кливленд, Нью-Йорк, Уорлд Паблишинг Кампани, 1958, сс. 195-196.

12.    Пол Гудман (opus citatum), сс. 106-107.

13.    Там же, с. 107.

14.    Теилим, 100:2.

15.    Захар (opus citatum), с. 192.

16.    Там же, с. 193.

17.    Ортодоксальные жители Наварры (Испания) представляют собой пример такого оплота против технократического се-куляризма нашего времени.

18.    Карл Беккер. Небесный град философов XVIII века. Нью-Хейвен, Йель юниверсити Пресс, 1932, сс. 73-74.

19.    Из книги Эпоха Вольтера (История цивилизации) У и А. Дюран, т. IX, Нью-Йорк, Саймон и Шустер, 1965, с.780.

20.    См. Питер Гэй Просвещение: интерпретация. Кнопф, 1966, 1969; Крейн Бринтон Состояние современной мысли. Инглвуд Клиффе, Прентис Холл, 1963, сс. 132-138; Эрнст Кассирер Философия Просвещения. Пер. Фрица К. А. Кёлина и Джеймса П. Питтегроув, Принстон юниверсити Пресс, 1951, с.134.

21.    Из книги Эпоха Вольтера (op. cit.), с.696.

22.    Барон Поль де Гольбах Разоблаченное христианство. Исследование принципов и последствий христианской религии. Нью-Йорк, Коламбиан Пресс, 1795, страницы не нумерованы.

23.    Из книги Эпоха Вольтера (op. cit.), с.704.

24.    Гольбах Разоблаченное христианство (op. cit.)

25.    Макс Пирсон Кушинг Барон де Гольбах. Исследование радикализма во Франции XVIII века. Нью-Йорк, 1914.

26.    Из книги Эпоха Вольтера (op. cit.), с.742.

27.    Барон Поль де Гольбах. Религия и прогресс. Нью-Йорк, 1795.

28.    Из книги Французское Просвещение и евреи Артура Герцберга. Нью-Йорк, Коламбия юниверсити Пресс, 1968, сс.302-303.

29.    Густав Лансом. Вольтер. Пер. Роберта А. Вейгонера. Нью-Йорк, Джон Уайли и сыновья, 1960, с. 139.

30.    Из книги Истинно ли христианство? Арнольда Ланна и К.И.М.Джоада. Лондон, Айр и Споттисвуд, 1933, сс.232-233.

31.    К.Дж.Крамп и И.Ф.Джекоб, ред. Наследие средних веков. Оксфорд юниверсити Пресс, 1956, с.56.

32.    Лани и Джоад (ор. си.), с., с.233.

33.    Особенно см. Режин Перну Слава средневекового мира. Пер. Дж.Эмерса, Лондон, Деннис Дотсон Лтд. Также Джеймс Дж.Уолш Вершины средневековой культуры. Репринтная серия, книги для библиотекарей, 1947; Тринадцатое — величайшее из столетий, Америкэн Сосайэти Пресс, 1970; Кристофер Даусон Создание Европы. Нью-Йорк, Шид и Уорд, 1938. Относительно достижений евреев в так называемых мирских занятиях в средневековье, см. Сало У.Бэрон Еврейская история древних и средних веков, ред. Леон А. Фельдман. Раджерс юниверсити Пресс, 1972, гл. восьмая; Еврейский фактор в средневековой цивилизации, сс.239267־; Дж.Кацман Влияние евреев на цивилизацию, Блох Паблишинг Кампани; Чарльз К.Лерманн Влияние евреев на европейскую мысль, Фэрлей Диккинсон юниверсити Пресс 1975; Дагобер Д.Рьюн, ред. Воздействие древних евреев на западную цивилизацию, Гринвуд, 1975.

34.    Роберт И.Д.Кларк Христианская вера и наука. Филадельфия, Мюленберг Пресс, 1960, сс. 126,127.

35.    Рейнгольд Нибур Природа человека и общества. Нью-Йорк, Чарльз Скрибнерз Санз, 1965, с. 111.

36.    Р.Моше Маймонид Мишнэ Тора, Законы мамрим 3:3.

37.    Ежедневные утренние молитвы.

38.    Из статьи «Коалиция и разобщение в еврейской общине Америки» Джозефа Х.Лукстайна. Традиция 15:4 (весна 1976), с.ЗЗ.

39.    Хазон Иш. Комментарий к Шулхан Аруху, Йорэ Дэа 13:16.

40.    Барон Поль де Гольбах Здравый смысл, или естественные идеи против сверхъестественных. Нью-Йорк, 1795.

41.    Дени Дидро Избранное, ред. Лестер Крокер. Нью-Йорк, Макмиллан Компани, 1966, сс.8-9.

42.    Джозеф Левенсон «Абрахам Гейгер». Энциклопедии Джу-даика, 7:358.

43.    Об археологических исследованиях, подтверждающих традиционную точку зрения, см.: К.Х.Ирвин Библия. Ученый и заступ. Лондон, Релиджес Трэк Сосайэти, 1937; И.Г.Роулинсон Исторические иллюстрации к Ветхому завету. Лондон, Крисчиен эвиднс Комити, 1871: О научных опровержениях критики Библии в различных видах, см.: X.М.Вайнер Очерки критики Пятикнижия, Библиотека Сакра К°, 1909; Эмиль Райх Высшая критика Библии, Цинциннати, Дженнингс и Грэхем, 1905; Рэндольф Мак-Ким Проблемы Пятикнижия, Лондон и Бомбей, Лангманз Грин и К°, 1906.

44.    Из книги Эпоха Вольтера (op. cit.), сс.760-761.

45.    Эрик Вожелен «Наука, политика и гностицизм». Чикаго, Кампани Генри Риджнери, 1968, с. 114.

46.    Из книги Эпоха Вольтера (op. cit.), с.775.

47.    Герхарт Нимейер Между небытием и раем. Луизиана стейт юниверсити Пресс, 1971, с. 142.

48.    Вожелен (opus citatum), с. 100.

Глава вторая. КАК МЫ ЗДЕСЬ ОКАЗАЛИСЬ? (часть 2)

1.    Из книги Лефтизм Эрика фон Кюенельт-Леддина. Нью-Рошель, Арлингтон Хаус, 1974, с.32.

2.    Людвиг фон Майзес Человеческий поступок. Чикаго, Генри Риджнери Компани по договору с Йель юниверсити Пресс, издание третье, переработанное, 1966, с.865.

3.    Из книги Лефтизм Эрика фон Кюенельт-Леддина, Нью-Рошель, Арлингтон Хаус, 1974, с.98.

4.    Из книги Французское Просвещение и евреи Артура Герцберга. Нью-Йорк, Коламбиа юниверсити Пресс, 1965, с.366.

5.    Информацию по этому абзацу можно найти в работе Рафаэля Малера История современных евреев 1780-1815. Шокен Букс, 1971, сс.4852־.

6.    И.Айзенштайн-Барзилай «Трактовка еврейской религии в литературе Берлинской Аскалы». Труды Американской академии еврейских исследований, т.24 (1955), с.49.

7.    Из книги Четыре пути к одному Б-гу Дж.С.Розенталя. Нью-Йорк, Блох Паблишинг Компани, 1973, сс.86-87.

8.    И. Айзенштайн-Барзилай (opus citatum), сс.52-53.

9.    Там же, сс.54-55.

10.    Из книги Истоки современного еврея: еврейская индивидуальность и европейская культура в Германии 1794-1824 Майкла А.Мейера. Уэйн стейт юниверсити, 1967, с.89.

11.    Майкл А.Мейер (op. cit.), с.96.

12.    Самуэль Миклош Стерн «Германия». Энциклопедиа Джудаика 7:478.

13.    Из книги Подъем реформистского иудаизма В.Гюнтера Плаута. Нью-Йорк, Всемирная ассоциация прогрессивного иудаизма, 1963, сс.28-29.

14.    В.Гюнтер Плаут (op. cit.), с.29.

15.    Там же, с.29.

16.    Там же, с.29.

17.    Сало В.Бэрон «Гетто и освобождение», Сокровищница Ме-норы, Филадельфия, Джуиш пабликейшн сосайэти, 1964, с.61.

18.    В.Гюнтер Плаут (op. cit.), с.52.

19.    Там же, с. 135.

20.    Из книги Рост реформистского иудаизма В.Гюнтера Плаута. Всемирная ассоциация прогрессивного иудаизма, 1965, с.34.

21.    В.Гюнтер Плаут Подъем... (op. cit.), сс.201-202.

22.    Там же, сс.201, 202, 203.

23.    Абрахам Гейгер «Наука иудаизма». Из книги Абрахам Гейгер и либеральный иудаизм, ред. Макс Вайнер, сс.168, 169.

24.    В.Гюнтер Плаут Подъем... (op. cit.), с.209.

25.    См. Дж.Левенсон «Абрахам Гейгер». Энциклопедиа Джудаика 7:356.

26.    В.Гюнтер Плаут Рост... (op. cit.), с. 135.

27.    Из статьи «Давид Айнхорн. Биографический очерк» Кауфмана-Келера. Мемориальный том Давида Айнхорна. Нью-Йорк, Блох Паблишинг Компани, 1911, с.35.

28.    В.Гюнтер Плаут Рост... (op. cit.), с. 135.

29.    В.Гюнтер Плаут Подъем... (op. cit.), сс.61-62.

30.    Там же, с.52.

31.    Питтсбургская платформа (раздел 2); упоминается в Энциклопедий Джудаика 13:571.

32.    Там же, раздел 3.

33.    Там же, раздел 4.

34.    Там же.

35.    Там же, раздел 1.

36.    Д-р Самуэль Гирш «Откровение и иудаизм». Еврейский реформатор 1:2 (январь 8, 1886), с.4.

37.    Из Колумбусской платформы.

38.    Розенталь. Четыре пути... (op. cit.), с. 115.

39.    Роланд Гиттельсон Самая большая надежда человечества. Нью-Йорк, Рэндом Хаус, 1971, с. 104.

40.    Там же, сс. 194-195.

41.    Розенталь Четыре пути... (op. cit..), с. 115.

42.    Алвин Райнес «Полидоксия и современный иудаизм». Журнал Центральной конференции американских раввинов 12:4 (январь 1965), сс.28, 29.

43.    Герберт Х.Роуз «Опасность анархии в религии». Журнал Центральной конференции американских раввинов 13:2 (июнь 1965), с.61.

44.    Р.Давид Полиш «Дело против религиозной анархии». Американский иудаизм 16:2 (зима 1966/67), с. 10.

45.    Бен Амон «Полемическая теология реформистских раввинов». Иудаизм. Ежеквартальный журнал (осень 1963), с.485.

46.    Питер Берген Слух об ангелах. Гарден Сити, Даблдей и К°, 1969, с. 18.

47.    Из книги Альбер Камю и христианство Жана Онифу. Пер. Эммет Паркер. Юниверсити оф Алабама, 1970, с. 134.

48.    Дварим 4:27-31.

Глава третья. ЗАЧЕМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ?

1.    Р. Саадия Гаон. Сэфер аэмунот веадеот. Пер. Самуэля А.Розенблатта. Йель Джудаика Сириес, сс.38-50.

2.    Р. Моше Маймонид. Морэ нэвухим. Пер. Шломо Пайнса. Юниверсити оф Чикаго Пресс, 1963, сс.243-254.

3.    Р. Бахия бен Йосеф ибн Пакуда. Ховот алевавот. Пер. Моше Хаймонса. Фельдхайм Паблишерз, 1970, с.71.

4.    Г.К.Честертон Святой Фома Аквинский. Имидж Букс, сс. 148,149.

5.    А.С.Эддингтои Природа физического мира. Нью-Йорк, Макмиллан Компани, 1928, с.83.

6.    Жермен Гризе «За пределами нового теизма». Философия религии. Университет Нотр Дам, 1974.

7.    См. И.Л.Мэсколл Он, Который существует. Лондон, Лонгманс Грин и Компани, 1943, особенно гл.V. Также следует отметить: Остин Фаррер Конечное и Вечное, издание второе, Лондон, Дакр Пресс, 1960; Самуэль М.Томпсон Современная философия религии. Чикаго, Генри Риджнери Компани, 1955. Две статьи: важная работа Паттерсона Брауна «Доктрина св.Фомы о необходимости Сущего». Философикал Ревью 73:1 (январь 1964), с.76-90 и ст. Рональда Хэпберна «От мира к Б-гу», Ежеквартальный обзор психологии и философии 72:285 (январь 1963); кроме того, очень полезны сноски из книги За пределами нового теизма... (op. cit.) Гризе.

8.    Бахия ибн Пакуда. Ховот алевавот, сс. 124-181.

9.    А.Кризи Моррисон «Семь причин, по которым ученый верит в Б-га». Ридерз Дайджест, октябрь 1960, сс.72,74.

10.    В.Х.Мэттрем «Научная основа веры в Б-га». Лисенер, апрель, 22, 1948, сс.662-663.

11.    Р.Авигдор Миллер Ликуй, о юность! Нью-Йорк, Бэлсон Принтинг, 1962, с.93.

12.    Из книги Непоколебимая мечта Америки Э.Мэррилл Рут. Вестерн Айленд, Бельмонт, 1971, с. 150.

13.    Эрик Вожелен Порядок и история. Луизиана стейт юни-версити Пресс, 1969, слх.

14.    Д-р Бенджамин Э. Мейс «Почему я верю в Б-га», Эбони, декабрь 1961, с. 134.

15.    См. Рудольф Отто Священное. Нью-Йорк, Оксфорд юни-версити Пресс, 1958.

16.    Джон Д.Шеридан Голодные овцы. Нью-Рошель, Арлингтон Хаус, 1973, сс. 129-130.

17.    Р. Элазар Азикари Йедид Нэфеш, песня, исполняемая во время третьей субботней трапезы.

18.    Питер Бергер Слух об ангелах. Гарден Сити, Даблдей и Компани, 1964, с.81.

19.    Ежедневные утренние молитвы.

20.    К.С.Льюис Проблема боли. Макмиллан К°, 1972, сс.21,22.

21.    Теилим 19:10.

22.    Чарльз Хартшоун Открытие Ансельма. Ла Саль, Оупен Корт Паблишинг, 1965.

23.    Джонатан Барнс Онтологический аргумент. Лондон, 1972. Особый интерес представляет статья Нормана Малькольма «Онтологические аргументы Ансельма», Философикал ре вью, январь 1960.

24.    См. Миллер Ликуй... (op. cit.), сс.58-61.

25.    См. Р.Эли Дж.Готлиб Очевидная истина. Нью-Йорк, Ф.Фельдхайм, 1971, сс. 125-128.

26.    Р. Моше Маймонид. Мишнэ Тора, Законы основ Торы, 8:3.

27.    Ежедневные утренние молитвы.

28.    Серен Кьеркегор Заключительный ненаучный постскриптум Принстон юниверсити Пресс, 1944, с.485.

29.    Ошеа, 14:9-10.

Глава четвертая. ОБРАТНО К ЧЕМУ?

1.    Р. Моше Маймонид. Мишнэ Тора, Законы основ веры, 8:1.

2.    Р. Моше Маймонид. Принципы веры.

3.    Р.Дж.Х.Герц. Пятикнижие и афтара. Лондон, Сончино Пресс, 1961, с.399.

4.    Умберто Кассуто Гипотезы, подтвержденные документами, Иерусалим, 1960; idem Комментарии к книге Бытия (Два тома), Иерусалим, 1961.

5.    Ехезкель Кауфманн Религия Израиля. Пер. и адапт. Моше Гринберга. Юниверсит оф Чикаго Пресс, 1960.

6.    Макс Капустин «Критика Библии. Традиционный взгляд», Традиция 7:4 (зима 1965) и 8:5 (весна 1966); собрано в Челлендж, ред. Кармелл и Домб (op. cit.).

7.    Эмануэль Фельдман «Меняющиеся подходы в критике Библии», в Челлендж, ред. Кармелл и Домб (op. citatum), с.432.

8.    Луис Рабинович «Тора мин ашамаим», Традиция 8:1.

9.    Стивен Шоу «Ответ ортодоксов на выпады критиков Библии», Традиция 10:3 (весна 1969). Шоу, несмотря на некоторый пессимизм своих выводов, дает, вероятно, самый лучший, хотя и краткий, обзор различных авторитетов в этой области.

10.    Элияу А.Шац Доказательство точности Библии, Мидл Виллидж, Джонатан Давид, 1973.

11.    Комментарии были опубликованы на иврите издательством Мосад арав Кук в Иерусалиме.

12.    На научном уровне см. Томас Молнар Б-г и знание реального мира, Бэйсик Букс, 1975; и Эрик Вожелен Наука, гностицизм и политика (op. cit.).

13.    Р.Дж.Х.Герц Обоснования иудаизма, Лондон, Оксфорд юниверсити Пресс, 1927, с.54.

14.    Р. Давид Хоффман Первая Мишна. Берлин, 1882. Цитируется Хаимом Шиммелем Устный закон. Нью-Йорк, Ф.Фельдхайм, 1973, сс. 19-20.

15.    Р.Ицхак Исаак Алеви Дорот аришоним. Иерусалим, 1967, (иврит).

16.    Р. Авигдор Миллер Нация Торы. Нью-Йорк, 1971. Для справок важна вторая глава.

17.    Дварим 17:8-13.

18.    Сэфер ахинух, заповедь 496.

19.    Р. Авигдор Миллер Ликуй, о юность! Нью-Йорк, Бэелсон Принтинг Компани, с.205.

20.    Р. Шимшон Рафаэль Гирш. Хорее. Философия еврейских законов и ритуалов. Пер. даяна д-ра И.Грюнфельда. Лондон, Сончино Пресс, 1962, сс. 382, 383-384.

21.    «Реформистский иудаизм». Энциклопедий Джудаика 14:27.

22.    Мимоходом следует отметить, что философия «современной ортодоксии» несколько отличается от более консервативного взгляда восточно-европейских общин на этот и другие вопросы (см. гл.6). Рассматривая все установления мудрецов Торы в качестве абсолютно обязательных, «современная ортодоксия» тем не менее, считает возможным признать, что процесс формулирования законов временами отклоняется от объективной истины, но реальных последствий это обстоятельство не имеет, поскольку и в этом случае Б-жественная заповедь получает земное воплощение через мнения авторитетов Торы. Восточно-европейская группа придерживается точки зрения, что на конечные результаты размышлений мудрецов влияет Рука Б-жия, и поэтому они непогрешимы в объективном смысле. Подавляющее большинство лидеров Торы за последние 500 лет склонялись к последнему мнению. Санкционирует эту точку зрения и еврейский мистицизм, который основными авторитетами Торы рассматривается как законная часть традиции Торы. Поэтому есть соблазн считать позицию «современной ортодоксии» в этом вопросе ошибочной. Но все-таки в некоторых традиционных источниках можно найти подтверждение и этой точки зрения.

23.    Р. Шломо Данцигер «Современная ортодоксальность, или ортодоксальный модернизм», Джуиш Обсервер, октябрь 1966, сс.3-9; также раби Данцигер «Ответ автора», Джуиш Обсервер, декабрь 1966, сс. 16-20.

24.    Ежедневная вечерняя молитва.

25.    Дварим 6-6-7.

26.    Теилим 33:15.

27.    Р. Моше Маймонид, Мишнэ Тора, Законы о царях, гл. 2.

28.    Иешаяу 25:9.

Глава пятая. КАК ВЕРНУТЬСЯ?

1. Дэннис Прейгер и Джозеф Телушкин Восемь вопросов, которые люди задают об иудаизме. Уайтстоун, Цэ улемад Пресс, 1975, с.23.

2.    Теилим, 119.

3.    Талмуд, Бейца 15а.

4.    Рудольф Киттель, из книги Пятикнижие и афтара Р.Дж.Х. Герца. Лондон, Сончино Пресс, 1961, с.298.

5.    Для ознакомления с безрадостной философией жизни и противоположному ей еврейскому взгляду на физическое см.: Р. Норман Ламм Окаймленная лилиями, Нью-Йорк, Ф.Фельдхайм, сс. 17-32 и р. д-р Элиезер Беркович Кризис и вера. Нью-Йорк, Санхедрин Пресс, 1976, сс.48-82.

6.    Берешит 1:31.

7.    Теилим 100:2.

8.    Мидраш раба, 11:9: см. также Маарша, Бава Кама 32в.

9.    Шмот 20:8.

10.    Там же, 31:17.

11.    Даян И.Грюифельд Шабат. Иерусалим и Нью-Йорк. Фельдхайм Паблишерз, 1972, с.1.

12.    Талмуд, Бейца 15а.

13.    Ишая 58:13,14.

14.    Ваикра 20:25-26.

15.    Р. Шимшон Рафаэль Гирш Хорее (op. citatum), с.319.

16.    Р. Моше Маймонид, Мишнэ Тора. Законы о запрещенной пище 17:32.

17.    Моррис Джозеф. Из книги Пятикнижие... (op. cit.) раби Дж.X.Герца, с.449.

18.    Р. Шимшон Рафаэль Гирш Хорее... (op. cit.), с.331.

19.    Шмот 34:6,7.

20.    Ежедневные утренние молитвы.

21.    Р. Шимшон Рафаэль Гирш Хорее... (op. cit.), сс.472-473.

22.    Сэферахинух, заповеди 421, 422.

23.    Утренние молитвы.

24.    Шмот 13:9 и Деарим 6:8.

25.    Р. Шимшон Рафаэль Гирш Девятнадцать писем. Нью-Йорк, Фелдхайм, 1960. с.83.

26.    Пиркей Авот 5:26.

27.    Беседы Любавичского рэбе, цитируемые в книге Мысль на неделю И.М.Кагана, Оук Парк, Детройт Риджинал Офис, т.6, сс.53-54.

28.    Бемидбар 15:39-41.

29.    Комментарий Р.Овадии Сфорно к Бемидбар 15:39.

30.    Р. Шимшон Рафаэль Гирш Комментарий к Пятикнижию. Пер. Исаака Леви. Лондон, 1964, т.4, с.265.

31.    Пиркей Авот, заключение.

32.    Утренние праздничные молитвы.

33.    Мысль на неделю (op. cit.), с.56.

34.    Здесь я придерживаюсь центристского подхода к этой несколько деликатной проблеме. По мнению «правых», любой обычай, который одобряется большинством евреев, — авторитетен. Эта точка зрения утверждает, что Б-г не допустил бы религиозной практики двусмысленного характера, которая на долгое время ввела бы Его народ в заблуждение. Как доказательство этой точки зрения обычно приводят свидетельства многих мудрецов Торы и праведников, обладавших сверхъестественными способностями, которые подвергались за это критике со стороны оппонентов.

На протяжении всей работы я старался представить синтез всех точек зрения Торы, ибо дать картину иудаизма лишь в одном из его многочисленных аспектов — значит исказить и обеднить фактическое состояние еврейской религии в настоящее время.

35.    Раби Норман Ламм Вера и сомнение. Нью-Йорк, Ктав Паблишинг Хаус, 1971, сс.29-30.

36.    Раби Яаков Йосэф из Полонного (Россия) в книге Толдот Яаков Йосэф (раздел Ки тиса).

Глава шестая. С ВОЗВРАЩЕНИЕМ!

1.    Ежедневные утренние молитвы.

2.    Теилим 145:18.

3.    Рав Шимон Шваб То и другое, Фельдхайм, 1966, сс.13,14. Это короткое (всего 47 страниц) эссе представляет собой увлекательное изложение полемических аргументов Тора им дэрех эрец в противовес мнению более правых фракций. Автор, известный мудрец Торы, великолепно показывает обе стороны медали, так как за свою жизнь был тесно связан с обеими группами. «И то, и другое — Слова Живого Б-га» — это высказывание Талмуда (Эрувин) относится к спорам между представителями школ Гилеля и Шамая. Оно имеет в виду, что обе школы, несмотря на их расхождения, правомочно выражают сущность иудаизма Торы.

4.    Р. Шимшон Рафаэль Гирш Девятнадцать писем. Фельдхайм, 1960, с.121.

5.    Подобные отрывки из трудов раби Гирша делают абсолютно невозможным (для меня, по крайней мере) принятие гиршианства в той форме, которую предлагают восточно-европейские раввины, утверждающие, что основатель Realschule ратовал лишь за прагматическое решение проблем немецких евреев. Я считаю, что те, кто хотя бы отдаленно знаком с Девятнадцатью письмами и Хоревом, не согласятся с этим. Иначе мы вынуждены были бы признать, что раби Гирш тщательно скрывал ото всех свои истинные намерения.

6.    Р. Норман Ламм Королевские пределы. Нью-Йорк, 1970, сс.52,53.

7.    Именно по этой причине (а также по причинам, которые уже назывались) многие неогиршианцы уютнее чувствовали бы себя, если бы их называли центристами, а не «левыми».

8.    Имеются в виду последователи Бриска и приверженцы Хазон Иша в Израиле.

9.    Имеется в виду деятельность любавичских хасидов в Америке или гурских хасидов в Израиле.

10.    Дварим 11:26-29.

11.    Берешит 17:7.

12.    Берешит 17:9.

13.    Утренние молитвы.

14.    Покаянные молитвы.