Предисловие раби Нормана Ламма

Предисловие раби Нормана Ламма

Минувшее десятилетие было очень тяжелым для мирового еврейского сообщества. Достаточно назвать войну Йом Кипур, положение евреев России и Сирии, чтобы напомнить о несчастьях, выпавших на нашу долю в 70-х годах. Но редкие счастливые события навсегда остаются в сердцах и памяти большинства евреев и хорошо известны образованным неевреям.

Тем более странно наблюдать нынешнее религиозное состояние еврейства, особенно американского. Кажется, что мы одновременно движемся в разных направлениях — и вправо, и влево; ассимилируясь и возвращаясь к исходному состоянию; подчеркивая нашу этническую принадлежность и отказываясь от своих корней ради призрачной идеи всеобщности. Действительно, большинство наблюдателей отмечает в еврейском мире наличие двух противоречащих друг другу тенденций, обуславливающих процесс поляризации: полное растворение в окружающем мире тех, кто находится на периферии, и консолидация тех, кто близок к сути иудаизма. Основная часть евреев ассимилируется через смешанные браки или просто вследствие умышленной исторической амнезии, забывая в течение жизни одного поколения 4000 лет еврейской истории. Но противоположная тенденция дает надежду и предлагает нам возможность выживания и сохранения еврейства: тшува — возвращение в лоно иудаизма.

«Возвращенцы» пока еще не создали значительной литературы — автобиографической или интеллектуальной. Когда такая литература все-таки появится, она станет «золотой жилой» для социологов и психологов, и, что более существенно, она откроет глаза тем, кто еще находится в процессе поиска, кто мучается сомнениями, кто отважно бросает вызов избитым стереотипам, так долго заменявшим настоящие мысли и чувства в обществе, лишенном Б-га.

«Дорога обратно» — одна из первых книг жанра «литературы возвращения», которых, как я надеюсь, будет все больше и больше. Она приводит убедительные доводы для вступления на «обратный путь» — назад, к иудаизму. Умная, занимательная, остроумная, страстная, проникновенная, — эта книга прежде всего является призывом к совести, уму и сердцу евреев, которые хотят узнать, понять, что же такое их принадлежность к еврейству, что оно означает для них и что значит на самом деле.

Нет необходимости соглашаться со всеми утверждениями автора; но даже при наличии возражений нельзя не восхищаться его высокой образованностью и предельной честностью. Трудно оценить в полной мере сильные и слабые стороны этой необычной книги, ничего не зная о написавшем ее человеке. Поэтому некоторая информация о Меире Шиллере, который сам является «возвращенцем», во многом повысит для читателя ценность его книги.

Я познакомился с мистером Шиллером по телефону: он позвонил мне, чтобы задать несколько вопросов по поводу содержания одной моей статьи, заинтересовавшей его. Разговор наш продолжался час и оставил незабываемое впечатление: это был диалог с человеком, широко образованным, глубоко проникающим в суть явлений и серьезно заинтересованным темой беседы. Состоялось еще три таких разговора, а затем я пригласил мистера Шиллера прочесть лекцию на семинаре для выпускников, который я вел в тот год в Ешива Юниверсити.

Признаться, для меня было неожиданностью увидеть высокого молодого человека, лет двадцати пяти. По одежде — черная шляпа, гартл — сразу можно было узнать хасида. Я представил его моим студентам как «дорогого друга, которого я никогда раньше не видел». Класс принял мои слова за шутку и не знал, как на нее реагировать. Но как только гость сел и спокойно начал рассказ, не пользуясь записями, с юмором и очень доходчиво, все тут же были очарованы. В конце лекции ни мои студенты, ни я не могли поверить, что наш лектор не имеет никакой ученой степени, мало того, он утверждал, что в свое время его выгнали из средней школы.

Меир Шиллер родился в Бруклине, в семье, не соблюдавшей заповеди. Среди его родственников, дедушек и бабушек были и социалисты, и агностики, и атеисты: многие евреи, к сожалению, с большим небрежением относятся к своему духовному наследию. Без какого-то влияния со стороны взрослых мальчик в возрасте одиннадцати лет начал размышлять над смыслом жизни и спустя год, все еще обучаясь в начальной школе, стал соблюдать религиозные заповеди. Потом он уговорил родителей, чтобы ему разрешили поступить в ешиву, и вскоре, оставив школу, он был принят в хасидский колель, где все время отдавал изучению Талмуда. Светское образование (о нем я представляю судить читателю) он получил самостоятельно, занимаясь им в «свободное время». Необыкновенный подвиг необыкновенного молодого человека!

Теперь этот талантливый самоучка взял на себя задачу обучать других: как специалист, преподавая в ешиве — средней школе (Квинс), и создавая книги. Еще одна работа мистера Шиллера по политической философии, не связанная с еврейской темой, вскоре будет опубликована. Но в данную книгу он вложил не только ум, но душу и сердце. Каждый, кто возьмет в руки эту книгу, составит собственное мнение о том, принять ли ему приглашение автора присоединиться к тем, кто «возвращается». Но книга, даже если и не убедит, наверняка затронет и взволнует каждого, и благосклонный читатель пожелает попутчикам автора доброго пути.

Норман Ламм

23 октября 1977 г.

Ешива Юниверсити, Н. Й.