Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Вечный народ. Пролог

Вечный народ. Пролог

Образец истории народа Израиля - сам Танах (еврейская Библия).5 Он излагает его первые главы и предсказывает будущее. После рабства в Египте и чудесного исхода оттуда, еврейский народ на Синае заключает союз Торы. Уникальный народ, столь непохожий верованиями и практикой на господствующие цивилизации того вре- мени, завоевал кусочек негостеприимной земли, стратегически важный как мост между Азией, Европой и Африкой, и поселился на нем.

Тора и пророки учили, что источник силы и жизнеспособности евреев в духе, а не мече. Но евреи отклонились от путей Торы и стали недостойными божественной миссии. Царь Навуходоносор из Вавилона завоевал страну, разрушил Храм и рассеял народ, хотя его значительная часть осела в Вавилоне и Персии. Через семьдесят лет после изгнания6 многие вернулись на родину, но большинство осталось на чужбине.

По возвращении, они отстроили Храм, сформулировали методы и создали труды, необходимые для сохранения веры и Торы - Мишну и Талмуд - в противоположность язычеству и его философии. Евреи стали центром и источником развития Западной цивилизации. Они защитили себя от язычества греко-сирийцев, победили их в войне и долгое время отстаивали себя даже от Римской империи, пока она не сокрушила его всей своей мощью. В 70 году по европейскому летоисчислению евреев изгнали с их земли, они потеряли независимость и перенеел» разрушение Второго храма.

Теперь евреи рассеялись по всему Средиземноморью. Христианство, возникшее как еврейская секта, впитавшая в себя язычество, на тысячелетия обрело доминирующее влияние в Западном мире. Но евреи не обращали на него особого внимания и не одобряли его, храня верность своей вечной вере и возвышенной практике.

Когда Рим жестоко подавил восстание Бар Кохбы (еврейского сопротивления) в 135 году, и на Земле Израиля осталось мало евреев, возник и утвердился стереотип «странствующего еврея». С тех пор центр еврейской жизни постоянно блуждал: из Вавилона в Северную Африку, в Испанию и Португалию, во Францию и Германию, а потом на Восток: в Балканы, Польшу и Россию.

Возник ислам, монотеистическая религия, которая обрела военную и духовную силу. Он тоже основывался на еврейских теологических идеях и социальном порядке, но мало влиял на еврейскую жизнь и поведение. Долгое время евреям было легче жить среди мусульман, чем на христианском Западе. Они жили в вакууме, который сами создали, и, тем не менее, были частью исторического потока, который их окружал. Евреи были ферментом и источником мысли, а не активными деятелями, и все же явились первыми участниками драмы развития Западной цивилизации. Невинные сторонние наблюдатели в битве за мировое господство между исламом и христианством, основными жертвами крестоносцев стали именно они, а не мусульмане.

Кроме общего бремени гуманистической цивилизации, у евреев была своя боль - размышления о трагической судьбе своего народа. Прошли сотни лет уничтожений и унижений, а корнем так называемой еврейской проблемы оставался больной вопрос: «Как достичь на-

ционального освобождения и избавиться от противостояния в одиночку всему человечеству»? Продолжающееся изгнание и мрачное будущее подрывали еврейскую жизнь бесконечными стрессами, часть из которых евреи создавали сами. Начал сказываться суммарный эффект изгнания. События и трагедии, которые евреи тринадцатого века стоически переносили в молчании, в шестнадцатом веке стали невыносимыми, потому что по- коление живет не только со своими бедами, но и аккумулированными в национальной памяти ужасами предшествующих времен. Каждая новая рана открывает старые раны и шрамы. Бремя веков стало исключительно тяжелым, и чувство, близкое к панике, стало охватывать Дом Израиля.

Инквизиция и изгнание евреев Испании и Португалии в 1492 году и 1496 году вызвали отчаянную реакцию в еврейском мире. Эти страны, которые были домом для интеллигенции и аристократии Израиля в течение пятисот лет, стали могилой еврейских надежд и жизней. Почти 250 ООО евреев приняли христианство - большинство только для вида - чтобы спасти свой дом, дело, семью и образ жизни. Примерно то же число евреев предпочло изгнание измене вере, убеждениям и традиции.

По иронии истории, путешествие Колумба в Новый Мир задержалось из-за толчеи кораблей в испанских гаванях, увозящих евреев. Король Испании Фердинанд и королева Изабелла издали указ: все евреи, оставшиеся в Испании после установленной даты, должны креститься, или будут публично казнены. Указ пал на день девятого ава,7 годовщину разрушения обоих Храмов в Иерусалиме. Для десятков тысяч евреев, пересекающих границы для жизни в страдании и неуверенности, эта дата была ясным подтверждением: Бог на них сердится, но не забыл их.

Многие испанские и португальские евреи бежали в Голландию, Италию, Турцию и даже Страну Израиля. Другие пересекли Европу, найдя прибежище среди евреев Польши и России и восприняв ашкеназский8 стиль жизни (немецких евреев). Шок от трагедии в Испании не проходил в еврейском мире. Крушение, которое постигло самую богатую, умудренную и стабильную часть еврейства, повергло в депрессию весь народ.

Кабалистические идеи и ценности приобрели популярность в еврейском мире. Секреты веков, ревниво охраняемые и передаваемые поколениями среди узкого круга избранных, стали общедоступными.9 Эти учения несли утешение, показывая смысл и цель событий, казавшихся непостижимыми. А с другой стороны, бесчестные люди, пользуясь недостаточной умудренностью еврейских масс в метафизике, вызывали своими учениями хаос в традиционной еврейской жизни. Мощные внутренние стрессы возникли в еврейском народе, побуждая к перемене.

Не было покоя и вовне. В пятнадцатом и шестнадцатом веках под влиянием Ренессанса произошли большие изменения в Европе, отказывающейся теперь от навязанного благочестия Средних веков.

5 Танах - акроним из слов: Тора (Пятикнижие Моисея), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания).

6 Согласно известному пророчеству.

7 Ав - жаркий летний месяц. 9 ава - день полного поста, его соблюдают евреи всего мира - еще в Торе он стал для евреев траурным днем, в который впоследствии с еврейским народом произошли многочисленные трагедии, демонстрируя влияние «руки Творца» на историю Его народа и всего мира. - Г. С.

8 Ашкеназ - еврейское название Германии, выходцы оттуда, европейские евреи, называются ашкеназим, в отличие от сфарадим - евреев, вышедших из Испании, называемой Сфарад.

9 Тогда, основанная на слухах и отголосках, возникает и «христианекая Каббала». - Г.С.